Канкела – ажурная балюстрада из камня или дерева, невысокая преграда. Канкелларий – мелкий служащий византийской канцелярии. См.: квестор, эпарх. Канон – греч. «норма, правило»; 1) основной прямой поземельный налог, величина которого определялась на основе оценки ценза недвижимого имущества любого права собственности не чаще одного раза в пятилетие; взымался каждый год вместе с прочими выплатами; в ранней Византии его раскладкой и сбором занимались специальные отделы – скринии двух важнейших фискальных ведомств – комита священных щедрот и комита частных имуществ; в Х в. – основная форма подати византийского сельского населения; 2) норма хлебного обеспечения Константинополя; 3) рента согласно арендному договору; 4) свод положений, которые имеют характер догматов; 5) церковное правило, нормативный акт, изданный или одобренный органами высшей законодательной власти Церкви – соборами епископов, Поместными или Вселенскими, и регулирующий церковные правоотношения, организацию, догматику, культ; 6) книги Священного Писания, которые в христианстве признаются богодухновенными (исходящими от Бога); 7) часть Божественной литургии (в состав входят ектении, песнопения – акафисты); 8) жанровая форма литургической поэзии, вид церковной музыкальной поэмы – гимна сложной конструкции, состоит из 9 песен (од), составленных из одинакового количества строф, с одинаковым размером: 1-я строфа каждой оды называется ирмосом, другие (4–6) – тропарями. К. пришел на смену кондаку и окончательно сложился в Палестине в конце VII в. Первым известным композитором таких К. считают поэта-монаха Андрея Критского (660–740 гг.), создателя «Великого канона» – покаянного гимна из 250 строф. В дальнейшем в этом жанре прославились Косьма Песнопевец (675–751 гг.) и Иоанн Дамаскин . Некоторые монастыри стали особенно значительными центрами сочинения К. (Студий, греческие обители на юге Италии, аббатство Гроттаферата около Рима). Канонизация – приобщение Церковью умершего человека к лику святых, мучеников, блаженных, связанное с внесением имени причисляемого в список-канон. В первые века христианства К. происходила стихийно. Объектом поклонения, кроме Бога и ангелов, сначала выступали личности из Ветхого Завета (патриархи, пророки) и Нового Завета (Иоанн Креститель, Дева Мария, старец Иосиф, Мария Магдалина, апостолы). Позже были разработаны определенные правила К. святых, выработана их строгая иерархия. Кроме пророков и апостолов, к лику святых стали причислять протомартириев, мучеников – христиан, принявших смерть за веру; исповедников – лиц, испытавших преследования за свои убеждения (претерпевших истязания, заключения, ссылки), но оставшихся в живых и впоследствии умерших своей смертью; преподобных – основателей первых монастырей, монахов, прославившихся своими добродетелями, исключительным аскетизмом жизни и т. п. См.: равноапостольный святой, святитель, праведник, столпник, Отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

было напечатано 100 листов «Разрешенных грамот мужских и женских» – Горбунова, Лукьянова 2003, 209 215 216 222 90). ... оставя вся яже жену и дом... – Евангельская реминисценция·, ср.: Мф. 19: 29 . Л. 36 ... Андрей Критский ... – Андрей, архиепископ Критский (ок. 660 – ок. 740), византийский проповедник и церковный поэт, создатель и мастер нового жанра гимнографии – канона. Уроженец Дамаска. Был монахом в Иерусалиме. Впервые стал известен современникам, когда, будучи секретарем иерусалимского патриарха Феодора, заместил владыку на VI Вселенском соборе. После Собора приобрел известность благодаря своим суждениям и выступлениям; призван в Константинополь и посвящен в дьякона. В 685 – 711 гг. был архиепископом острова Крита, до 715 г. выступал ярым противником монофелитов. Окончил жизнь архиепископом города Гортины на Крите. Наиболее известное сочинение Андрея Критского – «Великий канон», читаемый в Великий пост . Канон состоит из 250 строф, в которых неустанно варьируется одна и та же топика покаяния – Аверинцев 1977, 295. А мы и ныне за вас, государей, должни Бога молить... и иже во власти сущих. – Ср.: 1Тим. 2:1 – 2 . Л. 35 ...положить в дому Живоноснаго Воскресения... при дверех храма Предтечева, против великих врат... – Воскресенский Ново-Иерусалимский собор сооружался патриархом Никоном по подобию храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Южная галерея иерусалимского собора служила некрополем: здесь были погребены христианские короли и члены их семей, о чем свидетельствовали высеченные на мраморных саркофагах эпитафии. В этом же назначении намеревался использовать южную галерею Ново-Иерусалимского храма и патриарх Никон . Впоследствии под Святой Голгофой он сам был погребен – Зеленская 2002, 152. «Приидете, благословении Отца Моего... и приидосте ко Мне». – Мф. 25:34 – 36 . «Елико сотвористе меньших Моих братий – Мне сотвористе». – Мф. 25:40 . «Идут, – рече. – в живот вечный» – Мф. 25:46 . ...зде есть ныне алчни жадни, нази, странна, больни и в темницы ... – Евангельская реминисценция; ср.: Мф, 25:35 – 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начавшееся в 726 г. иконоборческое движение в Византии вызвало резкое неприятие на правосл. Ближ. Востоке. В Палестину бежали визант. монахи, спасаясь от гонений иконоборцев. В 50-х гг. VIII в., вероятно после иконоборческого Иерийского Собора 754 г., в Иерусалиме состоялся Собор под председательством патриарха Феодора I, на к-ром ИПЦ осудила иконоборчество ( Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 3. Pt. 2. P. 676). В день Пятидесятницы 764 г. патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима по предварительному согласованию каждый в своем городе предали анафеме еп. Косму Епифанийского, примкнувшего к иконоборцам ( Theoph. Chron. P. 433-434). В актах VII Вселенского Собора 787 г. сохранилось послание патриарха Феодора I Иерусалимского († после 767) к патриархам Александрии и Антиохии, в к-ром обосновывалось почитание мощей и икон ( Mansi. T. 12. Col. 1136 sq.; ДВС. Т. 4. С. 406-411). На Соборе присутствовали представители 3 вост. патриархов синкелл Иоанн и игум. Фома, поддержавшие соборные решения о восстановлении иконопочитания ( Муравьев. 1844. Ч. 1. С. 319-322, 330, 334-337). В VII-VIII вв. палестинские христиане еще сохраняли культурные связи с Византией. Хотя большинство православных Св. земли были не греками, а эллинизированными арамеями и арабами, языком христ. лит-ры оставался преимущественно греческий. Богослужение также велось на греческом и при необходимости дублировалось на сирийском. Мозаики палестинских церквей VIII в. представляют собой редкие образцы визант. изобразительного искусства, совр. иконоборческой эпохе, не оставившей аналогичных памятников в самой Византии. С Палестиной связана значительная часть жизни прп. Анастасия Синаита , визант. богослова кон. VII в. Свт. Андрей Критский (ок. 660-740) 1-ю половину жизни провел на Ближ. Востоке, был секретарем местоблюстителя Иерусалимского престола. В лавре св. Саввы и в Иерусалиме прошли наиболее плодотворные годы жизни прп. Иоанна Дамаскина († ок. 750). Сводный брат прп. Иоанна Дамаскина прп. Косма Маюмский , также монах лавры св. Саввы Освященного и впосл. епископ Маюмы, оставил огромное поэтическое наследие. Прп. Стефан Савваит (Младший) и Леонтий Савваит на рубеже VIII и IX вв. создали ряд агиографических произведений о палестинских подвижниках и мучениках своего времени.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Лит.: Д. Кад je Teoдocuje писао Живот и Службу св. Петра Београд, 1934. Год. 9. 4. С. 371-382; Boj evi М. Ko je pisao sv. Petra Koriškoga?//Glasnik Jugoslovenskog profesorskog društva. Beograd, 1939. God. 20. Knj. 2. S. 130-134; он же М. Н.). Св. Петар Коришки и манастир. 1940; Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965. С. 81-85; Brown P. The Cult of the Saints: Its Rise and Function in the Latin Christianity. L., 1981; Popovi D. The Cult of St. Petar of Koriša//Balcanica. Beograd, 1997. Knj. 28. S. 181-212; Манастир Црна Pujeka и св. Петар Коришки: Науч. скуп. Приштина, 1998; З. Демонска у Teoдocujeboм «Жumujy св. Петра Коришког»//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1999. 28/1. С. 143-153; Д. Npojekцuja митарстава у Жumujy Петра Коришког//Црквене cmyдuje. Ниш, 2004. Год. 1. Бр. 1. С. 121-129; Прп. Петар Коришки. Колашин, 2005; Д. Прп. Петар Коришки. Београд, 2007; Шпадиер И. Об одном серб. анахоретском житии и особенностях его композиции//Библеистика: Славистика. Русистика: К 70-летию зав. каф. библеистики проф. А. А. Алексеева/СПбГУ. СПб., 2011. С. 370-384; она же. Афонское наследие: Мон-рь Хиландар и древнесерб. лит-ра. Београд, 2015. С. 62-68. И. Шпадиер, М. М. Р. Рубрики: Ключевые слова: ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей))

http://pravenc.ru/text/2580404.html

В минейных циклах в иконописи изображение М. Р. неизменно занимает место под 31 дек.; как правило, в отведенном ей клейме представлена одна: на иконах на дек. из комплекта годовых миней (напр., кон. XVI в., ВГИАХМЗ; нач. XVII в., ЦАК МДА) и на иконах на год (напр., нач. XIX в., УКМ). В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на дек.- в темной мантии поверх платья, на голове светлый плат, левая рука прижата к груди, правая опущена (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра на меди. 2004. С. 40. Кат. 33. 4); на гравированном листе святцев на нояб. работы И. К. Любецкого (1730) - поверх мантии надета схима с островерхим куколем (см.: Там же. С. 51. Кат. 35. 4). На миниатюре в минейной части Молитвенника кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. 812. Л. 221, 50-е гг. XIX в.), иконография М. Р. близка к изображению на гравюре Любецкого. В иконописи образ М. Р. единоличный или в составе избранных святых встречается достаточно редко; как правило, образы на таких иконах обусловлены желанием заказчика иметь изображение соименной святой. К таким примерам относится икона 1-й пол. XVII в. «Арх. Михаил, побивающий семерых трясовиц, и св. Сисиний» (частное собрание, Париж) с изображением М. Р. на правом поле (на левом - арх. Уриил): святая представлена в рост, в 3/4-ном развороте к центру иконы, в монашеском облачении, на голове плат, в сложенных на уровне груди руках держит закрытый свиток ( Бенчев. Иконы Ангелов. М., 2005. С. 111). Лит.: LCI. Bd. 7. Sp. 628; Менолог. С. 196-197, 356, 382; Евсеева. Афонская книга. С. 223, 264; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 61; С. 64. Кат. 140. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/2562804.html

Лит.: С. Una Poenitentium: Mapuja Египатска у српской уметности XIV в.//Зб. Народног мyзeja. 1964. Т. 4. С. 255-265; Kaftal G. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting. Florence, 1965. N 252. Col. 764. Fig. 896; Niero A. La basilica di Torcello e Santa Fosca. Venezia, 1968. P. 38; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 361. С. 23; Кат. 701. С. 264-265; Кат. 1023. С. 490; Менолог. 1973. С. 191, 336, 371; Stylianou A. The Communion of St. Mary of Egypt and Her Death in the Painted Churches of Cyprus//CIEB, 14. Actes. 1976. Vol. 3. P. 435-441; LCI. Bd. 8. Sp. 643; Jolivet-L é vy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 113, 145, 193, 256, 274, 327-328; Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в./Пер., предисл., коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 436-463; Nicolaid è s A. L " église de la Panagia Arakiotissa à Lagoudéra, Chypre: Etude iconographique des fresques de 1192//DOP. 1996. Vol. 50. P. 122-123; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 19972. P. 117-121; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. Кат. 179. С. 129; Сарабьянов В. Д. Георгиевская ц. в Ст. Ладоге. М., 2003. С. 57. Ил. 56; он же. Собор Рождества Богоматери Антониева мон-ря//Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.: Кат. СПб., 2004. С. 762, 763, 765; Рус. искусство из собр. ГМИР. М., 2006; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля. М., 2009; Татарченко С. Н. «Причащение Марии Египетской» в визант. монументальной живописи//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2012. Вып. 1(7). С. 71-83; Юхименко Е. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М., 20122. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/2562136.html

В VI веке император Юстиниан вводит празднование Рождества Богородицы в столице Византийской империи — Константинополе. После этого праздник стали отмечать во всей Восточной Церкви. Возможно, под влиянием восточного христианства в Риме Папа Сергий I в конце VII века включил этот праздник в число четырех важнейших богородичных праздников, совершаемых с торжественной процессией (шествием) по городу. Но повсеместно на Западе он был принят гораздо позже — только в XI веке. Смысл праздника Значение праздника Рождества Богородицы раскрывается в его тропаре: На церковнославянском языке Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение: и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. На русском языке Твое Рождество, Богородица Дева, возвестило радость целой вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш; уничтожив клятву (проклятие), Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал вечную жизнь. Как замечает святитель Андрей Критский (ок. 660–740 гг.), Рождество Богородицы одновременно является концом и началом важнейших эпох, встречей двух Заветов: Ветхого и Нового. Рождение Богородицы дало возможность воссиять над миром новому Солнцу — Солнцу Правды, то есть Христу. Именно благодаря искупительному подвигу Спасителя человек избавляется от проклятия греха, может противостоять ему и иметь надежду на спасение. Иконография праздника Рождество Богородицы в большинстве случаев является частью протоевангельского цикла, посвященного зачатию и детству Марии. Изображение Рождества Богородицы входит в разные художественные ансамбли. Самый ранний из сохранившихся относится к VI веку и находится в соборе Сан-Марко в Венеции. Рождество Богородицы. Мозаика. Кафедральный собор Святого Марка, Венеция После иконоборческого периода (IX в.) изображение Рождества Богородицы получает широкое распространение. Иконография праздника изобилует деталями: нередко изображают купальщиц, занятых омовением Новорожденной, в руках у дев детские игрушки, здесь же Иоаким, получивший благословение Божие на рождение дитя.

http://blog.predanie.ru/article/rozhdest...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии гимнографов АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Афонский, Недостойный], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы ИОАНН [Иване, Иованее] (Конкозисдзе), груз. гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-лит. школы (X в.)

http://pravenc.ru/rubrics/129693.html

Но на Ближнем Востоке на протяжении веков Церкви также динамично развивались. Восточные города, такие как Антиохия, Эдесса и Нисивин, были гордостью христианского мира. Еще в VIII в. сам Рим был отдаленным форпостом империи, базирующейся в Константинополе, и папы действовали в политических рамках, принятых в Византийской империи. Папство было таким же восточным по языку и культуре, как и управление в любой точке Малой Азии, с доминированием греческого (который в то время был известен как «римский» язык) и сирийского. В промежутке между 640 и 740 гг. не менее шести пап были выходцами из Сирии, в дополнение к нескольким грекам. Когда Римская Церковь в 660-х годах решила укрепить формирующуюся церковь в Англии, она послала в качестве нового архиепископа Кентерберийского Феодора Тарсийского из Киликии­, а вместе с ним африканского игумена Адриана. Последним из «греческих» отцов, признанных [Западной] Церковью, был сирийский Иоанн Дамасский, который был греком только по языку. Иоанн (первоначально его имя было Мансур) жил и работал в Сирии в VIII в. и занимал высокие должности при дворе мусульманского халифа. Христианство в его время имело образ сирийской духовной империи . Не единожды мы обнаруживаем, что вещи, которые мы привыкли считать практикой­ западных церквей, уходят корнями в Сирию или Месопотамию. Восточные церкви, например, почитали Деву Марию особенным образом, и это отношение отчасти вытекает из популярных апокрифических Евангелий. Этот энту­зиазм породил ряд новых праздников, таких как Сретение и Благовещение, а также Рождество и кончина (Успение) Марии. В конце VII в. все эти праздники были популяризированы в Риме папой Сергием, семья которого происходила из Антиохии. Оттуда по всей Западной Европе распространился культ особого почитания Марии . Восточные церкви также создали музыкальные традиции, которыми теперь гордится католическая культура. Сирия, например, по праву претендует на то, что является родиной христианской музыки. Не позднее II в. в Сирии (предположительно, в Эдессе) были созданы Оды Соломона.

http://bogoslov.ru/article/6168863

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Древняя Сирия, которую мы можем потерять Дамаск и его окрестности 22.10.2015 13:19 Версия для печати Современная Сирия чрезвычайно богата памятниками искусства и архитектуры, в том числе и раннего христианства. Самые древние из них восходят еще к X–VII тысячелетиям до н.э. С приближением войск «Исламского государства» растет угроза их уничтожения. В этой публикации (начало см. 2015) мы продолжаем рассказ о тех святынях Сирии, которые представляют собой не только художественную, но и духовную ценность для христианского сердца. На этот раз речь пойдет о столице этого ближневосточного государства — Дамаске и его окрестностях. Дамаск и вокруг Дамаск — один из древнейших городов мира. По исследованиям последних десятилетий, он упоминается в глиняных табличках из Мари (XVIII век до н.э., под названием Димашка), Эблы и Амарны, а также в списке городов, захваченных египетским фараоном Тутмосом III (XV век до н.э.). На древнем арамейском языке город назывался Даммаск («хорошо политое место»). Много раз Дамаск упоминается в Ветхом Завете (как Даммесек), в том числе как столица царства, которым управлял враг Соломона Резон (3 Цар. 11, 23–25). Во время евангельских событий город, как и другие значительные территории Сирии до реки Евфрат, входил в состав Римской империи с условием автономии. С IV века стал частью Византии. Город со значительным христианским населением активно развивался вплоть до того момента, как был завоеван арабами в 635–636 годах. Но вскоре значение Дамаска снова возросло. В 661–750 годах он был столицей обширного халифата Омейядов. Значительную часть городских жителей продолжали составлять христиане. Секретарем халифа в конце VII — начале VIII века служил уроженец Дамаска святой Иоанн Дамаскин. В городе также роди­лись святитель Андрей Критский (ок. 660–740 годы), возможно, гимнограф Косма Маюмский (сводный брат Иоанна Дамаскина) и агиограф Стефан Савваит (725 — после 807 года). 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010