Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ III († 8.02.1572, Москва), митр. Московский и всея Руси. Происходил из княжеского рода, о чем свидетельствует запись во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ): «79 (1571)-го году июня в 10 день Кирил же митрополит дал вкладу по матере своей княгине Ксенье 9 рублев 29 алтын» (ВКТСМ. С. 37). Род К. записан в синодике Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря 2-й пол. XVI в. (РГАЛИ. Ф. 1296. Оп. 2. 58. Л. 13-13 об.): в основном это лица духовного звания и монахи (информация А. В. Маштафарова). Возможно, К. принял постриг в принадлежавшем митрополитам московском Новинском монастыре. В нояб. 1566 г. был поставлен архимандритом Троице-Сергиева монастыря, сменив архим. Меркурия (1564-1566), имя к-рого открывает помянник первосвятителя (ГИМ. Усп. 64. Синодик Успенского собора. XVI в. Л. 294). Во 2-й пол. 60-х гг. XVI в. ясно обозначился приток княжеских вотчин в Троице-Сергиеву обитель: к 1566/67 г. относятся богатые вклады в мон-рь княгинь Микулинских и кн. Ивана Андреевича Булгакова (троицкий старец Иона). 4 нояб. 1568 г. свт. Филипп II (Колычев) за сопротивление опричной политике был насильственно лишен митрополичьей кафедры по приказанию царя Иоанна IV Васильевича и по постановлению церковного Собора, основанному на показаниях лжесвидетелей. По распоряжению царя митрополитом был избран К. ( Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Записки немца опричника. Л., 1925. С. 89), поставление состоялось 11 нояб. 1568 г. (Возведя троицкого настоятеля на митрополичий престол, царь тем не менее крайне отрицательно отзывался о порядках в Троицкой обители в послании братии Кириллова Белозерского мон-ря 1573 г.) 30 апр. 1569 г. Иоанн IV подтвердил К. 3 жалованные грамоты, выданные в 1564 г. митр. Афанасию (АФЗХ. Ч. 3. С. 29-30. 11; Дополнения. С. 359-360. 1; С. 360-363. 2). Эти грамоты ранее не были подтверждены на имя свт. Филиппа II. В 1569 г. скончалась 2-я супруга царя Мария Темрюковна, после чего, как говорится в соборном определении о 4-м браке Иоанна IV, царь просил благословения у К. «к совокуплению третиему браку» (ААЭ. Т. 1. С. 329. 284). 13 нояб. 1569 г. К. «дал вкладу денег 50 рублев» в Троице-Сергиев монастырь (ВКТСМ. С. 37). В нояб. 1569 г. был отправлен в заточение в Варламиев Хутынский в честь Преображения Господня муж. мон-рь архим. Троице-Сергиева мон-ря Памва (преемник К.), арестованный в апр., вероятно, одновременно с убитым позднее, во время новгородского похода, келарем Дорофеем (Курцевым). Возможно, это было сделано с целью устрашения первосвятителя.

http://pravenc.ru/text/1840361.html

Нёнокса. Храмовый комплекс Нёнокоцкого погоста. Деревянный храмовый комплекс. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1727 и 1834. Адрес: Россия, Архангельская область, городской округ Северодвинск, с. Нёнокса Координаты: 64.620583, 39.183073 Проезд:На " дежурке " по ж/д от Архангельска, либо по грейдеру от а/д Северодвинск - Онега (15 км) (нужен пропуск или прописка) Изменить описание объекта Постройки ансамбля: Карта и ближайшие объекты Погост Нёнокса — бывшая вотчина монастырей Кирилло-Белозерского, Сийского и Николо-Карельского, имевших здесь соляные варницы, включает две церкви: пятишатровую Троицкую 1727 г. и одношатровую Никольскую 1763 г. и колокольню начала 19 в. Троицкая церковь является единственным дошедшим до нас пятишатровым храмом. Конструкция центрального (свыше 20 м) шатра - стропильная. Многие интересные детали фасада при обшивке тёсом были уничтожены; тогда же были прорублены новые окна, что испортило облик здания, представляющего исключительный интерес по композиции плана, объёмов и силуэта. Существует. Ныне село более известно как ракетный полигон, связь с внешним миром ограничена. Колокольня и Никольская церковь перебраны в конце 20-го века, Троицкая церковь в настоящий момент находится в разобранном состоянии. Главная достопримечательность Нёноксы – храмовый ансамбль, состоящий из двух храмов и колокольни. Он возник после опустошительного пожара 25 июня 1725 года, во время которого сгорели три церкви (в том числе одна только — что возведённая в 1724 году Пятницкая церковь) и колокольня, построенная в 1707 году «усердием прихожан». В нынешнем виде ансамбль сложился в 1834, в том году, когда была построена колокольня. Единственным научным и документально подтверждённым источником сведений о возникновении, становлении и реставрации являются «Исторические записки» Заручевской Елены Борисовны. Исследуя материалы архивных фондов, библиографические и исторические источники, она установила, что в истории Нёнокских храмов можно выделить три основныех периода: Складывание и развитие приходского ансамбля до 1725 года, когда в огне погибли храмы 17 века. Строительство и развитие нового ансамбля 1726 – начала 19 века. Новый архитектурный облик ансамбля после крупных перестроек 1824-1917 годов. После 20-х годов 20-ого века ансамбль был практически обречён на гибель и использовался не по назначению.

http://sobory.ru/article/?object=16203

преосвященного Антония, епископа Волынского, от 25 ноября 1905 года. Первая докладная записка Во исполнение предписания Святейшего Синода о представлении отзыва по перечисленным в циркуляре 8 вопросам имею честь доложить нижеследующее. 1. О составе ожидаемого Собора Всероссийской Церкви Настойчивые домогательства текущей литературы о включении в состав Собора выборных от белого духовенства и мирян путём всеобщей подачи голосов представляют собою прямой сколок с парламентских выборов республиканских государств, но стараются обосновать себя на церковных канонах. Так, в известной записке группы 32 петербургских священников, имеющей чисто партийно-сословный характер, в пользу подобной идеи о Соборе из архиереев, священников и мирян (причём епископы будут составлять менее четверти общего числа заседающих членов Собора) авторы пытаются в защиту своего стремления привести основания библейские и канонические. Первые они стараются видеть в известных словах апостола Павла о членах человеческого тела, взаимно нуждающихся друг в друге: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна» и проч. ( 1Кор.12 гл.). Но какое отношение этих слов к участию мирян в управлении Церкви, это остаётся совершенно невыясненным. Если отсюда выводить безразличное участие в делах Церкви и мирян и иерархии, то по той же логике следует допускать мирян к участию в совершении св. таинств, в проповедывании слова Божия и т. д., т. е. к полному упразднению священноначалия. Нужно не останавливаться ни перед какими лютеранскими передержками и софизмами, чтобы из общего морального принципа святой Библии выводить правила о внешнем устройстве Церкви. Всего замечательнее, что Церковь в своём каноническом изречении (64-е правило VI Собора) опирается на те же слова Писания для подтверждения совершенно противоположной мысли, нежели авторы записки, по-видимому, всего менее интересовавшиеся учением Церкви. Вот это правило: «Не подобает мирянину пред народом произноси™ слово, или учити, и тако брати на себе учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительского слова и от них поучатися божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог , по слову апостола, которое изъясняя Григорий Богослов ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним; сей да будет ухом, а тот языком; сей рукою, а другий иным чем-либо; сей да учит, тот да учится... Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями... Почто твориши себе пастырем, будучи овцею; почто делаешися главою, будучи ногою; почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов?» и проч. «Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковного».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Иоанн Козлов Анна Кашинская Старообрядцы неправильно обвиняют православную церковь , будто она исключила Анну Кашинскую из лика святых. Это неправда, ибо всенародное ее прославление в 1909 году говорит как раз обратное. А если чествование и было патр. Иоакимом временно приостановлено, то на это были свои причины и из истории канонизации святых видно, что некоторых святых то прославляли, то приостанавливали почитание. Патр. Иоаким не исключал Анну Кашинскую из святых, о чем свидетельствует соборное постановление: «Великий собор 1678 г., подтвердив запрещение малого собора 1677 г. – икон не писать и отдельной службы не отправлять, – не сделал прямого запрещения чествования Благоверной Анны. Распечатав запечатанную малым собором церковь имени преподобной Анны Кашинской, великий собор посвятил ее всем святым: «да будет в оном храме и тоя имя вочтено купно со всеми святыми» («Житие и чудеса Анны Кашинской» свящ. Архангелова, стр. 64, изд. 1909 г. ). Что постановление собора 1678 г. «не состоялось окончательно, и не было надлежаще обнародовано в Кашине, подтверждение этому нельзя не видеть в дальнейшем чествовании Благоверной княгини Анны Кашинской. Замечателен в этом отношении, в Кашинском Воскресенском соборе, дар от князя Ивана Григорьевича Куракина – серебряные, позлащенные сосуды на имя Благоверной, причем на потире надпись: 1678 г. месяца апреля 20 приложил сия сосуды в соборную церковь благоверной княгини Евфросинии» ( у Архангелова стр. 75 ). «Со времени Московских соборов 1677–78 г.г.. в течение 230 лет, хотя и не была уже совершаема отдельная церковная служба в честь благоверной княгини Анны, тем не менее молитвенное почитание ее местное, имело обширные размеры и сохранилось в ясных и многочисленных памятниках. В 1728 году, по ходатайству бурмистра Леонтия Сысоева с товарищи Преосвященнейшим Феофилактом, архиеп. Тверским и Кашинским, в неделю Всех Святых разрешено крестное хождение из Воскресенского собора, где почивают мощи благоверной княгини Анны, по всем обителям и храмам г. Кашина. В сем крестном ходу постоянно носится икона благоверной княгини Анны, по преданию писанная на гробовой ее доске. Сей крестный ход жителями и приходящими богомольцами особенно чтится. Повсегодно мы видим усердствующих в крестном хождении, всякого возраста и звания, по нескольку тысяч человек» ( там же стр. 77–78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 64. Полунощница воскресная Ежеседмичное прославление св. Троицы. Троичные каноны Октоиха. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, наступает 8 Неделя по Пасхе, именуемая Пятидесятницей, а в русской традиции — днем Св. Троицы. Это один из великих двунадесятых праздников, имеющих знак красного цвета“крест окружен”, который означает, что должна совершаться бденная служба. Хотя, как мы с вами уже говорили, наш церковный Устав не требует непременного совершения бдений и в великие праздники. Даже для храмовых праздников, сказавши, что в них должно быть бдение, Устав все же излагает порядок службы и без бдения. В таком случае совершается иной, более легкий порядок богослужения с совершением малого повечерия и полунощницы. А так как Пятидесятница совпадает с воскресным днем, то накануне этого дня совершается особое чинопоследование воскресной полунощницы. Причем, особым оно яляется не только по составу, но и по содержанию! Именно на это я и хочу обратить сегодня ваше внимание. Начнем с того, что, каждый день седмицы посвящен какому-нибудь празднованию или почитанию: недельный день – празднованию Христова Воскресения, понедельникпочитанию ангельским силам, вторник — Иоанна Крестителя, четверг — апостолов, среда и пятница — Креста Господня, суббота — почитанию всех святых. А теперь внимание, вопрос: Почему нет ни одного дня из седмицы, посвященного почитанию св. Троицы? Неужели св. Николай достоин большего почитания нежели Триединый Бог? Конечно, Церковь считала необходимым установить ежеседмичное ПРАЗДНОВАНИЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЕ… Но… посвятив первый день седмицы воспоминанию в этот день совершившегося Воскресения Христова, Она посчитала неудобным установить специальное прославление Св. Троицы в один из будничных дней, зато внесла его в праздничное богослужение воскресного дня, выделив для прославления Триединого Бога отдельную службу — ВОСКРЕСНУЮ ПОЛУНОЩНИЦУ, по своему строю совершенно отличную от всех остальных служб суточного круга.

http://azbyka.ru/video/64-polunoshhnica-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем или Алфавитная синтагма М. Властаря Епитимия. Комментарии: Иеромонах Матфей Властарь . О епитимии О том, что кающихся не должно отвергать 52е правило святых Апостол: аще кто епископ, говорит, или пресвитер обращающегося от греха не приемлет, гнушаясь, отвергает, подобно древнему оному Навагу (добавление, имеющее свое основание в прав. Вс. 8м; VI Вс. 43,102; Вас. Вел. 74. Пост. Ап. 2,15, 40, взято из Вальс. толк, на пр. Patr. Curs.Compl. Tomp. 137, р. 144), да будет извержен из священного чина, как опечаливающий Христа рекшаго: «Радость бывает на небесах о едином грешнике кающемся» ( Лук.15:7 ), – Который для спасения грешников низшел, преклонив небеса, Который сказал: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мф.9:13 ) и человеколюбие Которого не превосходит ни один из наших грехов» (добавление – из Вальсамона. Ibidem); к тому же и чрез пророка взывает: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» ( Ис.43:26 ). – Ищи в след. 7й гл. прав. 46е (55е) Карфагенского собора. А 2е правило собора Лаодикийского: уличенных в различных согрешениях и чрез исповедание и соответствующее злу покаяние показавших последующую жизнь, диаметрально противоположную, как говорят, прежней, повелевает удостаивать божественного причащения, не по причине усердия их, но ради милосердия Божия и неизреченной благости. О местах покаяния Кающиеся разделяются на четыре степени: на плачущих, слушающих, припадающих и купностоящих. – Плачущие – те, которые стоят вне врат молитвенного храма и от входящих и исходящих верных просят молитвы и прощения греха; слушающие – те, которые стоят внутри врат в так называемом притворе, слушают божественные Писания и общее учение и потом выходят с оглашенными; припадающие – те, которые стоят внутри церкви, позади амвона, и выходят с оглашенными, когда диаконом будет провозглашено: «елицы оглашеннии» (т.е. изыдите); а купностоящие – те которые участвуют с верными в молитвах и песнопениях, но воздерживаются от причащения святых тайн, доколе по прошествии узаконенного времени, совершенно не получат божественного общения (сн. О степенях покаяния: св. Вас. Вел. прав. 56, 85, 57, 58, 59, 77, 80, 82, 81; св. Григ. Нис. послание к Летоию; school. Harmenop in epitame canon. Can.58; Be. 12; Ант.2; ВасВел. 4,61,64,75,83; Анк. 1,5,6,8,16,22; Лаод. 5,6,15; Const. Apost. Cap. 12; Анк. 4,25; толк. Зон. и Арист. На 11 и 14 правила Всел. Соб.). О том, что епископу предоставляется право сокращать или продолжать епитимий кающимся, смотря по их расположению

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

Рикасово (Заостровье). Храмовый комплекс. Церкви Сретения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Архангельская обл., Приморский р-н, муниципальное образование Заостровское, д.Рикасово Координаты: 64.476021, 40.50656 Проезд:С а/д Архангельск - Северодвинск повернуть на Заостровское, церкви хорошо видны издалека. Через 2,5 км на Т-образном перекрестке налево, затем дорога повернет к храмам. Из Архангельска ходит рейсовый автобус. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Заостровский приход. Деревянная Сретенская церковь была построена в 1688 г., причем в ней был антиминс, освященный в 1600 г. Храмозданные грамоты свидетельствовали о том, что уже в XVI в. существовала Заостровская волость с церковью. Самой древней из грамот являлась грамота митрополита Новгородского и Великолуцкого Макария от 23 марта 1626 г. " на Холмогоры Троицкому попу Михаилу Степанову Рогуеву " , в которой говорилось, что в Заостровской волости 26 апреля 1621 г. сгорел от грома и молнии храм во имя Николая Чудотворца. Поэтому церковный староста Харлушка Мосеев вместе со всеми крестьянами просил благословения на устройство нового храма. По благословляющей грамоте Питирима, митрополита Сарского и Подонского, от 20 мая 1663 г., при этой церкви с северной стороны был устроен придел во имя мучч. Флора и Лавра. Этот храм сгорел 20 сентября 1673 г. Новый Никольский храм был построен по грамоте уже патриарха Питирима от 16 декабря 1673 г. на имя церковного приказчика Селиверста Сергеева с товарищами, причем патриарх писал: " а верх на этой церкви был-бы не шатровый и алтарь сделан круглый тройной " (Цит. по: Краткое…, с. 139). Эта церковь была перенесена в 1-ю Соломбальскую деревню при образовании Первосоломбальского прихода. Вместо придела мучч. Флора и Лавра была построена отдельная церковь, которая вскоре сгорела. Архиепископ Афанасий 11 декабря 1664 г. дал грамоту на имя Заостровской волости Николаевской церкви священника Дионисия и церковного прикащика Кононка Еремеева для постройки новой холодной церкви в честь тех же мучеников. Церковь была освящена протопопом Архангельского Спасского собора Каллиником по благословению архиепископа Афанасия от 25 сентября 1700 г. В приходе также была церковь во имя апостолов Петра и Павла, которая к концу XVII в. так обветшала, что совершать богослужения в ней стало опасно. Поэтому церковный прикащик Афонка Яковлев и все крестьяне Заостровской волости обратились к архиепископу Афанасию с просьбой разрешить строительство нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=16127

С.В. Шумило Афонский скит «Черный Выр» и его связи с запорожской сечью Афонский скит «Черный Выр» основан был в 1747 г. 60 на пожертвования запорожского казачества потомком гетмана Олифера Голуба (†1628), представителем знатного шляхетского казачье-старшинского рода Григорием Остаповичем Голубенко, который, оставив военную службу в звании бунчукового товарища, принял в Киево-Печерской Лавре монашеский постриг и уехал на Афон 61 . По преданию, учреждение скита было осуществлено при поддержке российской императрицы Елизаветы Петровны, которая состояла в тайном (морганатическом) церковном браке с графом Алексеем Разумовским (Розумом), родным братом Кирилла Разумовского – последнего гетмана Украины и Войска Запорожского. Так, в воспоминаниях монаха Игнатия (Деншина), принявшего в «Черном Выре» монашеский постриг в 1768 г., сообщается, что «оной скит состроен от Государыни Императрицы Елисаветы Петровны... В архидраге прописано кругом имя Всемилостивейшей Государыни в вечную ея память» 62 . При этом Игнатий уточняет, что «в оном монастыре начальствующий строитель Григорий, постриженник Киево-Печерския лавры» 63 . По всей видимости, о. Григорий (Голубенко) был знаком с бывшими казаками Козелецкой сотни (ныне Козелецкого района Черниговской области) братьями Розумами (Розумовскими), через которых и было получено разрешение от императрицы Елизаветы на создание запорожцами собственного скита на Святой Горе. По словам иеросхимонаха Сергия (Веснина), посетившего в 1846 г. «Черный Выр», находилась обитель в получасе ходьбы от болгарского монастыря, «на скале одного из соседственных холмов Зографской пустыни» 64 , окруженная «строгими красотами пустынной природы» 65 . Согласно его замечаниям, «в Черном Вире можно уединяться только самому глубокому меланхолику, на которого не может иметь прав своих природа и воображение» 66 . Также он отмечает, что «в старину, вероятно, было много здесь отшельников, судя по множеству разбросанных там и сям келлий с небольшими при них фруктовыми садами» 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказание о Макарии Римском Подготовка текста М. А. Салминой, перевод О. В. Творогова и М. А. Салминой, комментарии О. В. Творогова Апокриф о Макарии Римском – древнерусский памятник, восходящий к греческому оригиналу. Он упоминается в индексах запрещенных книг начиная с XIV в. В апокрифе повествуется о странствиях трех иноков в поисках места, где небо «прилежит к земле». Они попадают в земли, населенные диковинными людьми и зверями, видят различные чудеса, столп, возведенный Александром Македонским, прикованного к горе гигантского мужчину, женщину, стоящую на краю пропасти, вокруг тела которой обвился страшный змей. В конце пути странники попадают в пещеру, где обитает отшельник – старец Макарий, которому прислуживают два льва. Макарий рассказывает инокам историю своей жизни и убеждает оставить попытки найти райскую землю. Путники возвращаются восвояси. По мнению исследователей, еще на греческой почве произошло объединение двух сюжетов – жития аскета Макария, который устойчиво именуется Римским или римлянином (хотя в славянском тексте апокрифа о месте, где он родился и провел юные годы, не говорится), и рассказа о путешествии иноков в поисках земного рая. Древнейший славянский перевод апокрифа – болгарский. Этот перевод представлен и русским списком XIV в. – РНБ, Кирилло-Белозерского собрания 4/1081, положенным в основу издания. Пропуски основного списка восполняются по спискам той же библиотеки – ОЛДП О.234, 0.1.64 Основного собрания и 805/915 Соловецкого собрания. По этим же спискам вносятся исправления в текст. О изданиях памятника и истории его изучения см.: Салмина М. А. Апокриф о Макарии Римском//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1 (XI–nepbaя половина XIV в.). С. 41–43. СЛОВО О ТРЕХ МОНАХАХ, КАК ПРИШЛИ ОНИ К СВЯТОМУ МАКАРИЮ Господи, благослови, отче! Умилимся же и мы, убогие и недостойные иноки – Сергий, Феофил и Угин. Вы же, отцы и братья, послушайте нас, отрекшихся от жизни этой, исполненной соблазнов. Вошли мы в монастырь отца нашего Асклепия в Месопотамии Сирийской между двумя реками, одна по имени Ефрат, а другая – Тигр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Июнь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 7: (Ин.11:37–52)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1907. Т. 2. 6. С. 49–64 (1-я пагин.) —49— тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти. Только что заплакал и тотчас же удерживает слезу, дабы не показался каким-то жестоким и бесчеловечным, но и нас в тоже время научая не ослабевать от чрезмерной печали по умершим, ибо первое есть проявление сострадания, а второе – признак женственности и бессилия. Поэтому то и допустил Своей плоти поплакать немного, хотя по природе и был бесслёзен и недоступен никакой печали, поскольку это касалось Его (божеской) природы. Но и сами враги удивляются плачу Господа, ибо достигшие высшей ступени философии и пользующиеся высоким почтением не плачут, как способные пересиливать всякое несчастие. Думали Иудеи, что плакал по причине смерти Лазаря, а между тем Он плакал из сожаления о всей человеческой природе, оплакивая не только Лазаря, но имея в виду и то что случается со всеми, потому что вся человеческая природа оказалась под властью смерти, справедливо подвергшись такому наказанию. Другие же, снедаемые завистью, не говорили ничего хорошего, но неистинно и лицемерно обвиняли Господа в том, что Он будто бы повелел умереть Лазарю, ибо только верующим свойственно было думать, что Он мог остановить смерть. Но как бы так говорят: где сила Твоя, Чудотворец? Вот даже против Твоей воли умер любимый Тобою, ибо из плача твоего видно, что Ты любил его, – поэтому если бы делом Твоей силы было исцеление слепца, то Ты мог бы и смерть остановить, что действительно выше человеческой природы. Итак, —50— говорят это злорадствуя на основании того, что видели как бы ослабевающею славу Его. [Поражается 1734 опять божественный евангелист, видя плачущею бесслезную Природу. Но страдание это было человеческим, ибо Он справедливо сожалел, видя подвергшимся тленно собственный Свой образ и состраждет нашим бедствиям. Ведь если бы не плакал за нас, не отнял бы мою слезу. Как был Словом Сказавший: «Я – хлеб, с неба сшедший и жизнь дающий мipy», вопреки собственной плоти допустил некогда осилить голод ее, так и здесь, будучи недоступен печали как Бог, сострадательно дозволил плоти Своей выразить печаль в слезах, в образец нам, ибо как чрезмерный плачь должно считать неуместным, так и совершенное воздержание от плача будет жестокостью и бесчеловечностью].

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010