Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИВАНИЙ [Либан(ос), Либаний; эфиоп. ; также именуемый Мат(т)а ( ) и Йесрин ( )], св. Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 3 тэрра (29 дек.), 2 хэдара (29 окт.)) , живший, согласно агиографической традиции, в VI в.; аскет, основатель мон-ря Дэбрэ-Либанос в Шимезане (Акэле-Гузай, Эритрея), т. н. апостол Эритреи. Иногда Л. отождествляют со св. Йэмата, одним из легендарных Девяти преподобных ; А. Баузи, исследователь агиографического досье Л., и ряд др. ученых считают это ошибочным. В группу Девяти преподобных Л. включается в поздней традиции (в гомилии в честь Гаримы, где Л. замещает За-Микаэля Арагави ), однако в его Житии присутствуют те же ключевые топосы, что и в Житиях Девяти преподобных: знатное иноземное происхождение, ангельское призвание в Аксум , изгнание из столицы, поселение на отдаленной горе, авторитет у народа, рост общины, приход царя, строительство храмов. Житие Л. («Гадла Либанос») сохранилось в 3 версиях: краткой и 2 пространных. В их основе, по всей видимости, лежит упоминаемая в Житии утраченная гомилия, приписываемая еп. Илии Аксумскому (по др. источникам неизвестен). Краткая версия (изд. по 2 из 3 известных рукописей XIV в.: Getatchew Haile. 1990) была создана ранее сер. XIV в. предположительно в мон-ре Дэбрэ-Хайк-Эстифанос и, вероятно, является древнейшим из агиографических текстов о святых Эфиопии. Вторая (1-я пространная) версия сохранилась по меньшей мере в 5 рукописях XVII-XX вв. Третья (2-я пространная) версия известна гл. обр. по рукописи из монастыря Дэбрэ-Либанос в Шимезане и значительно расширена за счет включения в нее легендарного монастырского предания. К обеим пространным версиям примыкает собрание чудес Л. (всего 68), к-рое служит источником сведений о ряде эфиоп. деятелей 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. Третья версия и ряд чудес были впервые изданы К. Конти Россини , критическое полное издание 2-й и 3-й версий, а также сборника чудес осуществил Баузи (о новооткрытых рукописях Жития и чудес см.: Bausi. 2014. Р. 62-64). Житие Л. является одним из самых ранних текстов, содержащих слова на языке тигринья.

http://pravenc.ru/text/2110454.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский. Судя по прозвищу, И. прибыл на Русь в числе др. «попов корсунских» вместе с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем после захвата последним Херсонеса (древнерус. Корсунь) в 988 или в 989 г. В 989 г. (дата условна; в нек-рых летописях указан 992) И. был поставлен епископом Новгородским, стал одним из крестителей Руси. По свидетельству НПЛ, в 989 г. он «прииде к Новуграду… и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово» (НПЛ. С. 159-160). По версии Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), новгородцы были крещены в 990 г. 1-м Киевским митр. св. Михаилом и епископами «Фотея патриарха», а также сподвижником св. кн. Владимира Анастасом Корсунянином и дядей князя Добрыней. В 992 г. И., поставленный на Новгородскую кафедру преемником свт. Михаила митр. Леоном , «прииде к Новугороду и достолная (оставшиеся.- Авт.) требища разори» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64-65). Однако версия Никоновского свода должна быть признана недостоверной, в частности, потому, что свт. Фотий , К-польский патриарх, занимал кафедру во 2-й пол. IX в. В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается о 2 построенных И. в Новгороде в 989 г. храмах: деревянном 13-главом соборе Св. Софии и каменной ц. святых Иоакима и Анны (НовгорЛет. С. 173-174). В «Летописи Авраамки» кон. XV в. содержится известие о том, что И. одновременно со строительством Софийского собора в 998 г. «уряди себе монастырь Десятинный» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Древнейшее летописание (НПЛ, ПВЛ) таких сведений не приводит. В НПЛ говорится лишь о том, что деревянный собор Св. Софии, стоявший над Волховом в конце «Пискупле улицы», сгорел в 1045 или в 1049 г., но, когда он был возведен, не сообщается (НПЛ. С. 16, 181). Каменный собор Св. Софии, освященный в 1050 г., имел придел во имя святых Иоакима и Анны, известный с нач. XII в. (НПЛ. С. 473), однако, существовала ли до этого времени церковь с тем же посвящением, не сообщается. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь был основан, по всей видимости, не ранее XII в. Вероятно, отнесение Десятинного мон-ря к эпохе И. связано с возведением в то же время Десятинной ц. в Киеве и с Церковным уставом кн. Владимира, где говорится о десятине.

http://pravenc.ru/text/468869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Джумати. Фотография. Кон. XIX в. [груз. ], муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в Юго-Зап. Грузии, в 14 км от г. Озургети, на правом берегу р. Супса, на одной из вершин Чохатаурского кряжа, откуда открывается панорама Гурии и Аджарии. Граница владений Д. в период позднего средневековья на севере проходила по рекам Леса и Пичора до оз. Палиастоми, на юге - по рекам Рухмула и Супса до Чёрного м. В Д. находилась кафедра Джуматской епархии (вероятно, со времени основания монастыря до упразднения епархии в 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . В 1844 г. Д. вошел в состав новообразованной Гурийской епархии Грузинского Экзархата РПЦ , с 1885 г.- Гурийско-Мингрельской . В нач. XIX в. Д. владел землями в селах Чибати, Чочхати, Шухути, Акети, Ланчхути, Аскана и Гурианта, ему принадлежало 235 крестьянских домов (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 21, 21 об., 64). В 1873 г. Д. по инициативе АН посетил и описал историк Д. З. Бакрадзе . Его исследования содержали сведения об архитектуре и росписи Д., о хранящихся в мон-ре немногочисленных, но ценных иконах. В 80-х гг. XIX в. Бакрадзе и Н. П. Кондаков составили опись сохранившихся памятников Д. В XIX в. доход мон-ря составляли подати с леса и рыбы: у р. Малтаква была сооружена башня, где производился сбор 1/10 части пойманного зверя или рыбы. Джуматскому епископу принадлежала также 1/10 часть рыбы оз. Палиастоми. В монастыре дважды в год проводились торги, и купцы выплачивали налоги в виде пошлин до 2 червонцев. Проходившие по р. Супса суда платили Д. также по 2 червонца в год. Половина этих доходов отходила в гос. казну. Д. являлся крупным культурным центром. Здесь была переписана Джуматская Минея (не сохр.), в ризнице мон-ря хранились мн. святыни и предметы чеканного искусства. В 1921 г. органами советской власти была произведена опись ризницы Д., в сент. все иконы и церковная утварь были реквизированы. В советский период братия монастыря значительно сократилась, в послевоенные годы здесь подвизался только иером. Иоанн (Гогуа) († 1959). На территории монастыря была размещена военная часть, выстрелом из пушки была разрушена колокольня. Позже в Д. был организован пионерский лагерь.

http://pravenc.ru/text/171875.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Андроник Московский. Икона. Кон. ХХ в. (20-е гг. XIV в.?, Ростов - 13.06.1373 ?, Москва, Спасский мон-рь), прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых), основатель Андроникова московского мон-ря . Основные сведения об А. М. содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия , составленных иером. Пахомием Логофетом . Наиболее полный рассказ об А. М. помещен во 2-й (по классификации Б. М. Клосса ), или в 1-й (по классификации Н. С. Тихонравова ), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что А. М., как и прп. Сергий, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. А. М. любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье. Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что А. М. был в послушании 10 лет, но числа кратные 10 часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), А. М. решил основать свой мон-рь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву А. М. для создания нового мон-ря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля. По свидетельству жития свт. Алексия, А. М. стал игуменом мон-ря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче , т. е. до 13 нояб. 1359 г., когда вел. князь скончался; т. о., основание мон-ря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время А. М. было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следов., примерным временем рождения А. М. является кон. 20-х гг. XIV в. В Андрониковом мон-ре со времени его основания был принят общежительный устав. Через нек-рое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель. Будучи игуменом, А. М. жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. Предузнав свое преставление к Богу, А. М. вручил паству своему ученику прп. Савве . Во 2-й редакции жития прп. Сергия (по классификации Тихонравова) указан день преставления А. М.- 13 июня ( Тихонравов. Отд. 2. С. 64).

http://pravenc.ru/text/115424.html

Муромский Троицкий мон-рь. Фотография. 1896 г. (Муромской епархии Владимирской митрополии), находится в г. Муром Владимирской обл. Основан в 1643 г. состоятельным муромским купцом Т. Б. Цветновым (по прозвищу Богдан Цветной) на месте деревянной церкви. По легенде, в кон. XI в. на «старом вышнем городище» по приказу кн. Константина (см. ст. Константин , Михаил и Феодор ), крестившего население Муромской земли, был поставлен деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба (Повесть о водворении христианства. 1860. С. 231). Борисоглебская ц. упомянута в Житии свт. Василия, еп. Рязанского (СИСПРЦ. С. 49). Впоследствии на этом месте возвели деревянную ц. во имя Св. Троицы. Историк-краевед А. А. Титов предполагал, что 1-й Троицкий храм был построен св. блгв. кн. Константином в кон. XI в. ( Титов. 1902. С. 51). Однако в самом раннем сохранившемся описании Мурома - Выписи из писцовых книг 1566 г.- Троицкая ц. не упоминается. Нет о ней сведений и в описании города 1573/74 г. ( Кучкин. 1969). Вероятно, деревянная Троицкая ц. была возведена в посл. четв. XVI - нач. XVII в. Первое упоминание о ней относится к 1623/24 г. (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. 2010. Л. 64 об.- 68). Двухэтажная Троицкая ц. с шатровым верхом и с папертью стояла «супротив» муромского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря , названа «ружной», т. е. получавшей «государево жалование» по 3 р. в год. По описанию глава и крест были обиты белым железом. В основном объеме храма (в документах он назван большой церковью) на 2-м этаже имелся престол во имя святых князей Бориса и Глеба. Вероятно, этот придел был сооружен в память упраздненной к нач. XVII в. одноименной церкви. В нем имелись иконы в богатых окладах, украшенных серебряной басмой с чеканными и резными венцами: образ Св. Троицы, иконы Божией Матери «Одигитрия», Благовещения Пресв. Богородицы, Трех святителей, свт. Николая Чудотворца, святых Бориса и Глеба, вмц. Параскевы Пятницы. Тябловый иконостас («да в тябле деисус и праздники и апостолы и пророки»), а также царские врата, столбцы и сени были «на празелени». Напрестольный крест был обложен серебром. В храме хранились оловянные церковные сосуды, блюдца, потир, 15 печатных книг и 2 рукописные. На 1-м этаже при Троицком престоле были освящены приделы во имя Трех святителей и вмц. Параскевы Пятницы. Здесь находились иконы, написанные «на празелени», с басменными венцами: Божией Матери «Одигитрия», Трех святителей, вмц. Параскевы Пятницы. В тябловом иконостасе, состоявшем из Деисуса, находилось 7 икон, также написанных «на празелени».

http://pravenc.ru/text/2564388.html

Отдел третий VI. Построение второго каменного соборного Владимирского храма, существующего ныне, и другие постройки, а также важные события этого времени (с 1845 по 1870 год) При входе в монастырь взору благочестивого наблюдателя представится чудная панорама величественных зданий, симметрично со всех сторон обрамляющих просторный, открытый, расположенный квадратом монастырский двор, посреди которого в приятной зелени ветвистых тополей, берез и акаций красуются: к востоку зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а влево – летний, итальянской архитектуры, с фронтонами, пятиглавый величественный собор во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери, построенный на месте прежнего, разобранного, летнего Владимирского же храма, основания которого можно и доселе примечать. Наружные стены храма отделаны штукатуркой и окрашены голубой краской; внешняя сторона алтаря обрисовывается полуциркулями; в фронтонах церкви, с северной, южной и западной сторон, по десять колонн с пилястрами ионического ордера. На церкви – купол и около него четыре башни, покрытые белым железом; на всех их кресты и яблоки вызолочены червонным золотом. Изображения крестов украшены символическими знаками – арфой и полумесяцем 64 . Алтарь, трапеза и фронтоны – под железной кровлей, окрашенной зеленой краской. Длина соборного храма снаружи с крыльцом 23 сажени (49 м), внутри, кроме паперти, – 16 саженей (34,1 м); ширина снаружи с крыльцом – 17 1 / 2 сажени (37,3 м); высота снаружи от земли с крестом – 28 1 / 2 сажени (60,7 м). По благословению архиепископа Антония II 10 июня 1845 года сей новый соборный храм заложен архимандритом Иларием 65 , который в том же году возвел его под цоколь на три аршина и три четверти (2,7 м). По смерти архимандрита Илария преемнику его архимандриту Серафиму судил Господь потрудиться и порадоваться над окончанием сего величественного храма. При помощи доброхотных подаяний и домашних способов он окончил всю постройку, внешнюю и внутреннюю отделку с постановкой иконостасов в 1853 году. На все это употреблено было более 150 тысяч рублей серебром. Английской жестью собор покрыт в 1858 году попечительством настоятеля архимандрита Дионисия. Храм построен по плану известного архитектора К. А. Тона. Иконостасы поставлены академиком Т. В. Мягковым. Нижний этаж освящен в 1848 году, а другие – 1853 года, 13 августа, Преосвященным Иосифом и Преосвященным епископом Антонием, викарием Воронежской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

П.Ф. Фёдоров Даровые рабочие богомольцы Во все время существования обители самый многочисленный класс её населения составляли даровые рабочие богомольцы, которых старинные летописи называют «трудниками», «обетниками». В последнии 25 лет количество их колебалось ежегодно в узких пределах – от 500 до 600 человек, редко до 650. Состав их решительно каждый год меняется, так как громадное большинство приходит всего на год, гораздо реже на 2 и еще реже на 3; некоторые живут только одно лето, приезжая с первыми пароходами и удаляясь с последними. В Ноябре 1885 года всех обетников в монастыре было 571 человек 11 ; распределение их по губерниям было такое: Из Архангельской ………………………………………… 190 челов. Вологодской ………………………………………………… 131 – Олонецкой …………………………………………………… 69 – Новгородской …………………………………………………64 – Вятской ……………………………………………………… 55 – Тверской …………………………………………………… 13 – Петербургской ……………………………………………… 5 – Московской ………………………………………………… 2 – Из Владимирской, Тамбовской, Тульской, Костромской, Выборгской, Курской и Уфимской ………………………… 1 челов. Отставных солдат ………………………………………… 19 – и из безсрочно-отпускных нижних чинов ………… 15 – (у всех солдат, вообще, не обозначается место проживания). В Июле 1886 г. монастырь имел 646 обетников, распределявшихся по губерниям так: Из Архангельской ………………………………………. 202 челов. Вологодской ……………………………………………….. 236 Новгородской ……………………………………………… 91 Олонецкой …………………………………………………. 89 Вятской …………………………………………………….. 34 Тверской …………………………………………………… 14 Петербургской …………………………………………….. 6 Московской ………………………………………………... 4 Владимирской Ярославской и Самарской по ……………. 2 Псковской, Пермской, Курской, Костромской, Тамбовской, Тульской, Орловской, Оренбургской, Уфимской губ. и Акмолинской области по …………………………………… 1 12 В состав этих 646 человек входит: крестьян 537, мещан 33, отставных солдат 28, безсрочно-отпускных нижних чинов 24 13 , из духовного сословия 10 (4 – сыновья священников, 2 диаконов, остальные – сыновья дьячков), солдатских сыновей 5, 1 воспитанник Патрикеевских мореходных классов, 1 канцелярский служитель, 1 шкипер, 1 губернский секретарь из г. Вологды, 1 коллежский секретарь из г. Москвы, 1 сын Новгородского дворянина, 1 Вятский цеховой мастер, 1 бывший Архангельский гражданский фельдшер и, наконец, 1 Владимирский 2-й гильдии купец. По возрастам оказывается такое распределение: 10 лет – 1 человек, 12 лет – 1, 13 лет – 16, 14 лет – 23 человека, 15 лет – 74, от 16 до 20 лет – 252, от 20 до 25 лет – 67, от 25 до 30 лет – 58, от 30 до 36 лет – 34, от 36 до 45 лет – 17, от 45 до 55 лет – 17, от 55 до 65 лет – 16, 69 лет – 1, 70 лет – 1 , 74 лет – 1 и 79 лет – 1 человек. Из этих данных видно, что более трех четвертей – 492 человека, или 76,1% всего количества, имеют менее 30 лет, и 81,4% – менее 36 лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, в С.-Петербурге, основана в 1710–12 гг., по воле императора Петра I. До учреждения С.-Петербургской епархия (в 1742 г.) управлялась сама собою и имела несколько приписных мнтрей. [II, 263.] Архимандриты Феодосий Яновский в 1712 перев. из Новгородского Хутыня монастыря; в начале 1721 64 хирот. в архиеп. Новгородского, с оставлением за ним начальства и титула архим-та оной; 12 мая 1725, посуду, лишён сана и сослан в Корельский мнтрь, где и † (19 февр. 1726). Пётр Смелич 31 июля 1725 перев. из Симонова монастыря; 20 июня 1736 хирот. в еписк. Белогородского. Стефан Калиновский в 1736 перев из Заиконоспасского монастыря; 17 янв. 1739 хирот. в еписк. Псковского. По учреждении (в 1742 г.) С.-Петербургской епархии архим-тами Лавры были всегда С.-Петербургские архиереи. 2 Троицко-Сергиева пустыня, от Петергофа в 10 верстах, основана в 1734 г. Троицкой Лавры архимандритом Варлаамом, который † 28 июля 1737 и погребён в ней. До 1764 управлялась строителями от Троицкой Сергиевой Лавры. В 1764, по духовным штатам, отписана от Лавры и сделана второклассным мнтрём. 30 мая 1836 г. возведена в первый класс. [VI, 86.] Архимандриты Варлаам Синькевский определён в мае 1765, из ректоров Троицкой семинарии; в начале 1767 перев. в Иосифов Волоколамский мнтрь. Димитрий Грозинский в мар. 1767 перев. из Юрьево-Архангельского монастыря, а в 1770 – в Новгород-Северский Спасо-Преображенский. Иосиф 65 определён 23 авг. 1770; по 1774. Вениамин Румовский-Краснопевков 16 янв. 1774 перев. из Зеленецкого монастыря, а 13 июля хирот. в викария Новгородского. Транквиллин 13 июля 1774 перев. из Зеленецкого, а 27 авг. – в Вятский Трифонов мнтрь. Палладий , 66 22 сент. 1774 по 1 февр. 1778. Иоасаф Заболотский 1 февр. 1778 перев. из Московского Крестовоздвиженского, а 16 мая 1782 хирот. в еписк. Нижегородского. Макарий Сусальников 1 авг. 1782 перев. из Московского Знаменского монастыря; † 20 мая 1787. Иннокентий Полянский 27 мая 1788 перев. из Вяжицкого монастыря. 29 июня 1788 хирот. в еписк. Воронежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 44-64 заседания Священного Синода от 16 июля 2005 г Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 16 июля 2005 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Публикуемые ниже Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода:   ЖУРНАЛ 44 Слушали: Прошение Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие в городе Старая Ладога Волховского района Ленинградской области Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении монахини Ангелины (Васильевой) настоятельницей обители. Постановили: 1. Благословить открытие в городе Старая Ладога Волховского района Ленинградской области Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря. 2. Назначить монахиню Ангелину (Васильеву) настоятельницей Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря города Старая Ладога Волховского района Ленинградской области с возложением наперсного креста по должности.   ЖУРНАЛ 45 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по подготовке и проведению празднования 15-ой годовщины со дня Интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Постановили:   ЖУРНАЛ 46 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию и касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

http://mospat.ru/archive/86333-zhurnaly-...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Он дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы… ( Деян.12:17 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! То, что невозможно людям, возможно Богу. В этой истине мы убедились еще раз, слушая сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.12:12-17 ), в котором продолжился рассказ о чудесном избавлении апостола Петра из темницы. Автор Деяний святых апостолов дает нам очень точные и конкретные сведения о месте пребывания учеников Христовых, куда и направился чудесным образом освобожденный из уз апостол: И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Попробуем понять, о ком здесь идет речь. Марк-Иоанн — это тот ученик, который потом будет сопровождать Варнаву и Савла (Павла) в Антиохию. Исследователи придерживаются разных мнений по поводу этого человека. Одни считают, что он и есть тот самый евангелист Марк. Другие настаивают на том, что здесь повествуется не о евангелисте, а о племяннике апостола Варнавы . Есть, однако, версия, что Иоанн-Марк совершенно иной верующий человек, представитель иерусалимской христианской общины, отличный и от евангелиста Марка и от Марка-племянника Варнавы. Разнообразие мнений, естественно, не умаляет самого свершившегося факта. По крайней мере, мы знаем, что он происходил из дома, где оказывалось гостеприимство последователям Христа и совершалась общая молитва. И апостол Петр, зная место пребывания своих собратьев о Христе, поспешил именно туда, где ему были бы рады. Но, как мы слышали, служанка Рода, вышедшая на стук освобожденного апостола, не сразу отворила ему ворота. Ее реакция объяснялась тем неожиданным впечатлением, которое произвел на женщину апостол. Она тоже, вместе с другими христианами, молилась, переживала по поводу его заключения и дальнейшей судьбы. Теперь же, видя перед собой Петра живого и невредимого, она от радости и восторга не могла поверить своим глазам, не отдавала отчета своим действиям. Поэтому служанка, заставив Петра ждать, побежала к другим членам общины, чтобы они сами убедились в необыкновенном явлении освобожденного апостола. Ее слова были встречены с недоверием. Люди спрашивали: В своем ли ты уме? Но служанка настаивала. Уверенность женщины вызвала рассеянность и недоумение. И поскольку христиане первых времен были знакомы с учением об Ангеле-хранителе, прозвучало предположение: Это Ангел ело.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010