А.М. Смулов Глава I. Всероссийские миссионерские съезды 1887–1917 гг. 1.1. Первый Всероссийский миссионерский съезд (1887 г.) Первый миссионерский съезд проходил в период с 29 июня по 13 июля 1887 г. в Московском Никольском единоверческом монастыре. На съезде собрались представители 34 епархий общей численностью в 64 чел. 5 с. 488] (см. Приложение 1). Председателем съезда был, известный миссионер 6 , присоединившийся к Православной Церкви в 1868 г. из беспоповского согласия, настоятель монастыря архим. Павел Прусский (Леднев, †1895) с. 488]. Главным результатом съезда следует считать формулирование правил ведения внутренней миссии («Правила об устройстве миссии и о способе действий миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам»), выраженных в постановлениях съезда. Правила определяли как характер миссионерского делания в целом, так и конкретные формы и методы (приемы) его реализации в епархиях, где присутствовали раскольники и сектанты. Решения съезда утверждались и вводились в жизнь Церкви определениями Святейшего Синода. Важнейшим из таких Определений, принятых по итогам I съезда, стало Определение Святейшаго Синода от 25 мая 1888 г., за «По отчету о занятиях бывшего в 1887 году в Москве съезда противораскольнических миссионеров» Рассмотрим это Определение более подробно. Св Синод «нашел, что некоторые из постановлений, начертанных съездом, могут быть обращены в руководстенные правила об устройстве миссии и о способах действий миссионеров и пастырей по отношению к раскольниками и сектантам» с. 1070] и постановил выделить их в отдельные правила для «всеобщаго руководства и повсеместнаго применения по епархиям». Найдя полезным и соответствующим целям миссии, Св Синод также принял и определил к опубликованию, составленное съездом под руководством его Председателя архим. Павла Прусского , «Слово к глаголемым старообрядцам от православных миссионеров, собравшихся в Богоспасаемый град Москву из разных мест» [на церковно-слявянском языке см. 105, c. 1083–1092] (на русском языке см. Приложение 1).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Аннотированный именной указатель к переписке К. Зедергольма со старцем Макарием Оптинским Августин Аврелий (13.11.354 – 28.08.430), блаженный, виднейший богослов, епископ Иппонский. – 61. Авчинников Василий Иванович, с 1862 по 01.03.1866 вице-директор канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. До назначения вице-директором служил чиновником особых поручений при обер-прокуроре. С 23.11.1865 по 19.12.1868 управляющий канцелярией обер-прокурора Св. Синода. – 63, 102, 105, 133. Агапит (Лопатин), архимандрит, настоятель лихвинского Покровского Доброго монастыря. С 1849 инспектор Калужской духовной семинарии. В 1853 возведен в сан архимандрита с оставлением в должности инспектора. С 1858 ректор Калужской духовной семинарии. С 1860 по 1864 – ректор Харьковской духовной семинарии. – 64, 68. Агафангел (Соловьев) (08.12.1812 – 08.03.1876), архиепископ. В 1854 председатель редакционного комитета по изданию журнала «Православный собеседник». 31.03.1857 хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии. 06.02.1860 – епископ Вятский и Слободской. 17.06.1866 переведен на волынскую кафедру. 31.03.1868 возведен в сан архиепископа. – 132. Александр (Яновский) (1819 – 25.04.1876), иеросхимонах. Поступил в Оптину пустынь в 1855. В 1857 пострижен в рясофор. 22.10.1857 назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. 14.11.1857 отбыл в миссию. В 1861 пострижен в монашество с наречением имени Христофор и рукоположен во иерея. Скончался в 1876 в Тихоновой пустыни, перед смертью приняв схиму с именем Александр. – 50. Александр 2 (Романов) (17.04.1818 – 01.03.1881). С 18.02.1855 по 01.03.1881 император Всероссийский, царь польский и великий князь финляндский. В его царствование проведены широкомасштабные реформы. В русской историографии известен под эпитетом Освободитель в связи с отменой крепостного права по манифесту 19.02.1861. – 71, 80, 82, 132, 134, 151, 154, 158, 167, 176, 177, 178, 184, 185. Алмазов Борис Николаевич (27.10.1827 – 03.04.1876), поэт, переводчик, литературный критик. В 1857 поступил на службу в контору Московской синодальной типографии. В 1859 в сборнике «Утро» напечатал критические статьи «О поэзии Пушкина» и «Взгляд на русскую литературу в 1858 г.». В 1861 вышел в отставку в чине губернского секретаря и полностью посвятил себя литературной деятельности. – 51

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Глава 1. Икономия (Домостроительство) благодати Троичного Бога как Тайна Христова 1 . Послание святого апостола Павла, обращённое к Ефесянам, главным образом, экклесиологическое, начинается известным благодарственным гимном апостола Богу Отцу, то есть Святой Троице. Причина этой благодарности заключается в величественной, нас ради, Икономии (Домостроительстве) благодати Бога Отца и Его Сына и Духа Святого, которая дана нам во Христе и явилась через Церковь . Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению ( τν εδοκαν) воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном ( χαρτωσεν μ ς ν τ γαπημνω), в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое (благоволение) Он прежде положил в Нём, в устроении (домостроительстве) полноты времён, дабы всё небесное и земное соединить под главою ( νακεφαλαισασθαι соединить) Христом. В Нём мы и сделались наследниками, быв предназначены (к тому) по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным (Его) Святым Духом, Который есть залог ( ρραβν ручательство) наследия нашего, для искупления удела ( τς περιποσεως творения) (Его), в похвалу славы Его ( Еф. 1:3–14 ). Этот боговдохновенный гимн небоходца ( ορανοβμονος) Павла, вознесённый Богу в Троице – упоминаются Отец, Христос и Святой Дух, – кратко содержит в себе всё Евангелие (спасительное Благовестие) первоверховного апостола Христова. Гимн во многом напоминает введение в Евангелие от Иоанна ( Ин. 1:1–18 ), с которым есть большое сходство по глубине содержания 64 . Стихи этого апостольского гимна походят и на библейский псалом, и на литургическое песнопение. И поистине всё Евангелие апостола Павла представляет собой сверхгармоничное Богослужение (Евхаристию), возносимую Триипостасному Богу, Творцу и Спасителю нашему. Существует реальное сходство, и почти идентичность, между святой Литургией нашей Церкви и Евангелием апостола языков (народов). Всё содержание и структура Литургии святого Иоанна Златоуста сущностно подобны Евангелию апостола Павла и апостола Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

И абие наутрие (немедленно поутру) совет сотвориша (составили совещание), потому что, по расчету совета в Синедрионе, медлить было нельзя; так как это было утро пятницы, кануна еврейской Пасхи, и с вечера этого дня, по закону, нужно было начинать семидневное празднование Пасхи. Ночью на пятницу Иисус Христос был взят в саду Гефсиманском и представлен на суд Синедриона в доме первосвященника Каиафы. Здесь осудили Господа на смерть, и здесь на дворе в темнице, при насмешках слуг архиерейских, Он проводил остальную часть ночи. Синедрион тем более спешил, что опасался, что в течение недели народ мог возмутиться и освободить Господа из-под стражи ( Мк.14:2 ). А между тем, по Божественным планам, в сей день долженствовал пострадать Христос-Спаситель мира, прообразом которого был агнец пасхальный. Составили совещание (совет сотвориша). Это – новое, после ночного, собрание Синедриона, для того, чтобы уже привести в исполнение постановленное в первом ночном, определение относительно Иисуса Христа ( Мк.14:53–64 ). По Евангелию св. Луки, Синедрион на этом совещании не спрашивал Иисуса Христа о том, Сын ли Он Божий, а о том, Он ли Христос? чтобы выдать Его Пилату, как народного возмутителя против власти Кесаря. На что Иисус Христос отвечал: если скажу вам это, не поверите; если же и спрошу вас о том, что могло бы вывести вас из ослепления, вы не будете отвечать Мне и, не отпустите Меня ( Лк.22:67–68 ). „Нужно полагать, пишет Иннокентий Херсон., что благомыслящие члены Синедриона или не были при настоящем решительном осуждении Господа, или вынуждены были молчать. Их честный голос только повредил бы им, ничего не сделав в пользу невинно осужденного. Касательно Иосифа Аримафейского прямо замечается в Евангелии от Луки ( Лк.23:51 ), что он не участвовал в настоящем преступном совете и беззаконном деле Синедриона“. Предали (предаша) Пилату. С тех пор, как Иудеи подпали под власть римского царя, у Синедриона отнято было право наказывать преступников смертью без утверждения римского правителя ( Ин.18:31 ). Когда судили Иисуса Христа, тогда у Иудеев правителем был Понтий, по прозванию Пилат. Он получил правление (прокураторство или игеменство) от Римского императора Тиверия в 26 г. после Рождества Христова. Прокураторы жили в Кесарии ( Деян.23:23 ), но на праздник Пасхи переселялись в Иерусалим, по случаю большого собрания народа. У еванг. Матфея тут повествуется о погибели Иуды предателя. Но это св. Марк опускает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Карандашевская. Спасский Новоприлуцкий Козьеручьевский монастырь. Спасская Козьеручьевская пустынь /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1617. Год утраты:1764 (упразднен) Адрес: Архангельская область, Приморский район, деревня Карандашевская Координаты: 64.328461, 41.455654 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты На месте нынешнего Спасоприлуцкого прихода, расположенного по правому берегу р. Сев[ерной] Двины в 57 верстах выше г. Архангельска и в 7 вер. от ближайшего Коскогорского прихода, до 1764 года находился Спасский Козеручьевский общежительный мужской монастырь, бывший сначала самостоятельным, а потом приписным к архиерейскому дому. Основателем его был некто инок Иоасаф, родом свирянин и постриженник пустыни преп. Александра Свирского, пришедший на это место 25 марта 1617 года. Здесь означенный инок выпросил у царя и великого князя Михаила Феодоровича в Курейской волости столько места, сколько потребно для кельи и церкви, поставил келью и по благословению Ионы, митрополита Сарского и Подонского, устроил первый деревянный храм во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя с приделом в честь Александра Свирского, освящённый 24 сентября 1618 г. Преемник Иоасафа с 28 ноября 1637 года старец Иосиф, получив в том же году от царя и великого князя Михаила Феодоровича по отце его Святейшем Патриархе Филарете Никитиче 50 рублёв жалованья, по благословению Патрираха Московского Иоасафа I, вместо старого храма построил в 1640 г. новый с приделом Знамения Пресвятой Богородицы. По смерти Иосифа (25 марта 1657 г.) строителем монастыря был старец Тихон, при котором 8 мая 1666 года церковь сгорела, и приступлено было 1 июня 1670 года к постройке нынешней каменной пятиглавой церкви во имя Нерукотворенного Спаса с приделом по южную сторону во имя мученика Христофора, освящённый 7 мая 1674 г.

http://sobory.ru/article/?object=60297

Ломоносово. Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:Между 1738 и 1751. Адрес: Архангельская обл., Холмогорский р-н, с. Ломоносово Координаты: 64.231442, 41.73916 Проезд:автобусом с автовокзала г. Архангельск 502, 504. В село Ломоносово летом через переправу или зимой по зимнику через реку. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм во имя великомученика Димитрия Солунского построен в 1738 года. Активное участие в строительстве каменной церкви на Курострове (с. Ломоносово в настоящее время) принимал отец Михаила Васильевича Ломоносова. Приход с.Ломоносово состоит из церковьи во имя великомученика Димитрия Солунского (постр. 1738г.) и строящегося храма Архангела Михаила. Источник:  Приход располагался на острове Кур на реке Куростровке (рукав Северной Двины, называвшийся при истоке Ровдогоркой), в 3 верстах от Холмогор. В состав прихода входили 26 деревень. В д. Денисовке родился знаменитый учёный Михаил Васильевич Ломоносов, в честь которого и сама деревня вместе со всей волостью и сельским училищем были названы Ломоносовскими. О Курострове, как населённом месте, в первый раз по историческим актам упоминалось в 1397 г. в судной грамоте великого князя Василия Димитриевича. О времени построения первой церкви неизвестно. Но уже в писцовой книге Мирона Вельяминова от 1623 г. упоминалось о двух деревянных церквях в Куростровской волости - вмч. Димитрия и вмц. Екатерины - и о служившем при них священнике Моисее Федорове.Екатерининская церковь сгорела 19 сентября 1680 г. Вместо сгоревшей, по грамоте митрополита Корнилия от 4 марта 1681 г. на имя церковного прикащика Евдокимки Афанасьева, была построена новая церковь. Димитриевская церковь, упоминавшаяся в книге Вельяминова, сгорела в 1718 г. Вместо сгоревшей, по грамоте архиепископа Варнавы от 7 марта 1725 г. на имя куростровских священников Алексея и Ивана и выборного крестьянина Ивана Лопаткина, начали строить каменную церковь. Строительство завершено было в 1738 г., т.к. работы, за неимением местных средств, производились по мере сбора денег в пределах Холмогорской епархии, разрешенного тем же архиепископом Варнавой 24 декабря 1727 г. Строителями церкви были: с 1727 г. курейский крестьянин Петр Козьмин Некрасов, договорившийся производить работу с платой по 1 руб. с каждой тысячи кирпича и получивший 134 руб., и с 1731 г. - крестьяне Авксентьев, Верещагин и Дьяков, заработавшие все вместе 55 руб. 60 коп. 8 алт. 4 деньги и 4 меры ячменя.

http://sobory.ru/article/?object=09326

Они заимствованы из полученных нами уже по издании V тома. Материалов трех замечательных раскольнических сборников. Один, принадлежащий боровскому жителю, доставлен боровским миссионером о. Василием Казанским, два другие приобретены от архангельского миссионера о. Илии Легатова и составляют теперь собственность Хлудовской библиотеки и 149). Заслуживает внимания то обстоятельство, что сборники хранились в Боровске и Архангельске, – местах, с которыми Аввакум имел сношения из Пустозерска. Все они старого письма, если не конца XVII, то первых годов XVIII столетия. Боровский сборник в 8-ку; сочинения Аввакума (истолковательные) начинаются со второго листа, – начала и конца их не достает; к ним приплетен известный сборник, начинающийся Историею об отцах и страдальцах соловецких, напечатанный в типограии Супрясльской в 1782 году. Из архангельских сборников один (по допол. к кат. Хлуд. библ. в 12-ю долю листа. Содержание его составляют Челобитная икона Аврамия, именно по этому списку напечатанная нами в VII т. Материалов (См. стр. XXIV–XXV) и некоторые сочинения Максима Грека ; между этими последними (л. 232–255) помещено послание Аввакума к некоему брату. Второй архангельский сборник (по допол. к кат. Хлуд. библ. самый замечательный, в малую 8-ку (86 л.), писан скорописью, разными почерками, – некоторые несомненно XVII ст. Начинается сочинением Аврамия «Вопрос и ответ» (л. 1–31), которое по этому самому списку напечатано в VII томе Материалов (стр. XXX); есть в нем и еще небольшое сочинение Аврамия об антихристе (л. 64–69), также напечатанное в VII т. (стр. XXX); затем все остальное содержание сборника составляют сочинения Аввакума. Между ними есть уже известные и напечатанные, – именно «Книга всем нашим горемыкам миленьким» (л. 32–36; другой раз на л. 51–55; листы в ркп. перемешаны), послание к неизвестному: «Вопрос твой, чадо, слезам достоин» (л. 56–58, 62–63; листы также перемешаны), извлечения из автобиографии и видение антихриста (л. 59–61). Прочие же сочинения доселе неизвестны и во многих отношениях весьма интересны. И два упомянутых послания из прежде напечатанных в архангельском списке представляют некоторые любопытные варианты в сравнении со списками, по которым они напечатаны в V т. Материалов. Считаем не излишним прежде всего привести здесь важнейшие из этих вариантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Александр Павлович Лопухин Профессор Александр Павлович Лопухин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Исторический очерк В истории христианского Иерусалима и его святых мест можно установить несколько периодов с определенным характером. Из них первый период, протекающий со времени Спасителя до Константина Великого , можно назвать переходным, сохраняющем римско-иудейский, языческий характер. Около 41-го г. Агриппа Iй производил сооружение своих стен вокруг Иерусалима, не успев, однако, вполне закончить обводной стены. Около 64-го г. закончены были работы по святилищу иерусалимского храма; но уже в следующем году начались известные волнения, а между 66–70 гг. в Иерусалиме господствовала анархия. По случаю взятия Иерусалима в 70 г., в истории Тацита помещено известное описание города, а у Иосифа Флавия даны сведения о разрушениях, исполненных римлянами после взятия города. Тит, – по словам Иосифа, – приказал разрушить весь город до основания, за исключением той части стены, которая смотрела на запад, где он решался устроить цитадель, и трех самых высоких башней на Сионе. «Проезжая затем по Иерусалиму, Тит, – по словам иудейского историка, – убедился в том, что он представляет совершенную пустыню и что мерзость запустения воцарилась и на святом месте». Но археология имела уже много случаев убедиться в том, что фразы историков о полном разрушении древних городов мало отвечают действительности, а более риторике. Пожары древних городов покрывали их территорию такою массой мусора, который закрывал нередко не только фундаменты древних зданий, подвалы и остатки стен, но даже нижние этажи, а – по обычаю древних – для построек фундаменты устраивались поверх развалин и куч мусора, их скрывавшего. В восточных городах, среди развалин, находят себе приют семьи бедуинов, и в Иерусалиме на холме Сиона, посреди развалин бывшей крепости, устроилась бедная слободка, в среде которой христианская община руководилась, ради святости места, епископом.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/ierusali...

Св. Климент, папа Римский Подлинное сочинение Первое послание к Коринфянам CPG 1001. TLG 1271/1 Издания Clement de Rome. Epître aux Corinthiens/Intr., texte, trad., notes et index par A.Jaubert. Paris, 1971 (SC 167). Clemente Romano. Carta a Corintios, Homilía anónima (secunda dementis)/Ed. J.J. Ayán Calvo. Madrid: Giudad Nueva (Fuentes patrísticas 4), 1994. Clemens von Rom. Epistola ad Corinthios/Brief an die Korinther. Griechisch-Lateinisch-Deutsch. Übers. und eingeleitet v. G.Schneider. Freib. i. Br.: Herder, 1994 (Fontes Christiani 15). 276 S. (превосходное изд. с подробными комментариями, библ. и указателями). Задвориый В. История Римских Пап. Т. 1. От св. Петра до св. Симплиция. М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве, 1995. (1 Послание к Кор.: паралл. греч. текст по изд. 1876 г. [sic!] и рус. пер. Преобр. [с лакуной!] на с. 20–71). Переводы Неполные (без гл. 57, 6 – 63) И.И. Дмитриевского: Иже во святых отца нашего Климента папы римского к коринфянам послание первое с греческого на славенский язык переведенное, 1780 года Иваном Дмитриевским . М.: Унив. тип. у Н.Новикова, 1781. 80 с. о. Герасима Павского (по указанию Барсова в ХЧ 1880, с. 684, примеч. См. у Kern 1957): ХЧ 1824, ч. 14, 238–296 (по изд. 1765 г.). П.А. Преображенского: ПМА1, 101–158. Переизд.: ПМА2; Брюсс. Антол., 42–79 и Настоя, кн., 766–791. Имеется также рукописный анонимный перевод XVIII в. в Б-ке СПб. Духовной академии, старый 44 (Kern 1957, 27). Перевод лакуны по Иерусалимской рукописи (гл. 57, 6–63) Приселков Ал-р. Обозрение Посланий св. Климента, еп. Римского, к Коринфянам. Вып. 1. Обозрение Первого послания. СПб., 1888, 135 с., 2 илл. (с. 43–51, 53–56 перевод лакуны, греч. текст с парал. рус. переводом по нескольким изданиям). Ср. библиогр. заметку Н.Барсова в ХЧ 1888, ч. 1, 525–532. Полный перевод [Анонимный по изд. SC]: ЖМП 1974, 10, 64–80 (перев. нас. 65–79). Исследования Святый Климент, Епископ Римский. Патрологический опыт. Сочинение П.С. СПб., 1852, 31 с. Рец. (положит.) П.Б. в ЖМНП 1852, апр., ч. 74, отд. 6, 1–3. Отрицат. отзыв Приселкова.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

А.Н. Маюров, Г.Э. Щеглов Скачать epub pdf По окончании курса в минской духовной семинарии рукоположен в 1869 в сан священника. Спустя 33 года, по внутренним побуждениям, снял с себя в 1902 сан. Б. напечатал: «Пинчуки» (этнографический сборник, СПб., 1890); «В стороне от жизни» (повесть, СПб., 1909; в ней рисуется драма священника, снимающего с себя сан); «Близнецы» (СПб., 1903; роман из московской жизни семидесятых годов). Кроме того, Б. были издаваемы народные брошюры религиозно-нравственного содержания: брошюры по вопросу борьбы с алкоголизмом. С 1912 Б. – редактор-издатель двухлетнего журнала «Всероссийский вестник трезвости». Б. родился в городе Елец Орловской губернии в семье псаломщика местной Предтеченской церкви, Гавриила и Екатерины Булгаковских. Свое духовное образование он начал в Орловской Духовной Семинарии, однако, лишившись отца, а вместе с тем и средств к существованию, вынужден был оставить учебу. С этого времени начинаются его жизненные скитания. В 1864, в поисках средств к жизни, Димитрий прибыл по вызову Главного начальника Северо-Западного края графа М.Н. Муравьева в Минскую губернию на должность наставника Зачистского народного училища. Это было время как раз после подавления в Западных губерниях польского восстания (1863–64 гг.). В целях укрепления православно-русского элемента в крае М.Н. Муравьев предпринял ряд мер, одной из которых было приглашение выпускников духовных семинарий из центральной России на преподавательские должности в Западные губернии. Вот именно по такому приглашению и прибыл в Белоруссию Б. Но Димитрий все же желал завершить духовное образование. После года преподавательской деятельности он, благодаря личному участию Минского архиепископа Михаила (Голубовича), продолжил учебу в Минской духовной семинарии, куда был принят на полное казенное содержание. Во время учебы в семинарии Димитрий поступил в число иподиаконов Преосвященного Михаила, выполняя в течение двух лет обязанности «книгодержца». В 1869 Б. благополучно окончил полный семинарский курс с почетным званием студента.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010