IV .Клятва, по самому духу и существу своему, совершенно согласна с духом христианской веры. Посредством ее клянущийся исповедует свою веру в Бога всеведущего, святого, правосудного и всемогущего, Который не оставляет лжи и обмана без наказания, и истины и верности без награды, и, следовательно, она есть некоторого рода исповедание веры. V .Что касается до слов Христовых: «Аз же глоголю вам не клятися всяко» ( Мф. 5:37 ), то они частью направлены против клятвы произвольной, против предрассудков, суеверий и злоупотреблений иудейских ( Мф. 23:16 ), частью внушают только то, чтобы мы старались жить так свято и честно, чтобы нам не иметь нужды обращаться к клятве, а чтобы одному слову нашему все верили, зная нашу честность. В таком же смысле надо понимать и советы св. отцов и учителей Церкви. Когда они внушают нам избегать клятвы, они частью восстают против произвольной клятвы, без нужды у потребляемой, против привычки клясться, как дела излишнего, без которого легко можно обойтись, против различных злоупотреблений клятвою и против ложной клятвы; частью желают, чтобы мы достигли такого совершенства, чтобы нам верили другие и без клятвы 33 . Итак, клятву мы должны употреблять только в важнейших и необходимых случаях, как последнее средство удостоверить истину ( Сир. 23:8–11 , Исх. 20:7; Лев. 14:12 ). И ненарушимо должны исполнять ее. Этого требует благоговение и любовь, которые мы должны иметь к Богу; ибо клянущийся призывает во свидетели Бога, Судию и Мздовоздаятеля своих слов и обещаний и, следовательно, нарушая клятву, он показывает, что не имеет любви и благоговения к Высочайшему Существу, пред Которым клялся ( 1Пет. 1:15–19 . Евр. 12:28 ). II. Основания из слова Божия для православного учения о клятве и присяге Господь Иисус Христос Сам признавал клятву на суде: Мф. 26:63 . Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? 64 . Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12.9). «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Фил. 2. 5–8). Можно еще многое сказать. Но пафос этих изречений далек от совершенствования, тем более от нравственного совершенствования. В духовной жизни не совершается приближения улучшенного меня к идеалу. Это как сравнить грязь и свет. Воистину великая, поистине удивительная, грязь всегда останется грязью. Она никогда не станет более световидной. Но эти изречения указывают на путь вперед. Это путь потери, слабости и опустошенности. Смысл духовной жизни – не в том, чтобы улучшить собственную нравственность, а в том, чтобы найти настоящего себя – Нового Человека – и вжиться в того, кто рождается в нас через Христа. Мы теряем нравственного себя, чтобы найти настоящего себя. Мы исповедуем нашу нравственную слабость и в этом исповедании находим настоящую силу Нового Человека. Мы опустошаем нравственного себя и обнаруживаем, что даже его лучшие показатели и проявления — лишь «дерево, сено и солома» (1 Кор. 3.12). Старец Софроний предлагает такую максиму: «Путь вверх – это путь вниз». Мы сходим в глубины нашего нравственного и экзистенциального ничтожества, чтобы вознестись к соединению со Христом. К этому и сводится практика исповеди. Исповедь – признание моего провала, моей слабости и опустошенности в присутствии Бога – и его священного свидетеля. Пророк Исаия говорит нам: «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис. 64.6). Даже наша праведность, наши самые лучшие и успешные показатели – это грязные тряпки! Если бы мы это понимали, мы бы признали, что то, что мы имеем в виду, когда говорим «я делаю успехи» — так же пусто и бесполезно, как и то, за что нам бывает стыдно.

http://pravmir.ru/moya-zhizn-ne-nalazhiv...

Задумает антихрист отменить у истинно верующих Закон Божий, который говорит, например, нам, что нужно повиноваться священникам ( Мк.1:44 ; Евр.13:17 ; 1Пет.5:5 и др.), поститься ( Мф.11:15 ; Деян.14:23:13:3 ; Иоил.1:14 и др.), клясться в важных случаях именем Божиим ( Втор.10:20 ; Мф.26:63–64 ; Иез.20:28 ) и прочее. Видимое дело, что и слуги антихриста будут отвергать посты, присягу и клятву именем Божиим, не будут повиноваться священникам и вообще отринут ясные заповеди Закона Божия. В-пятых, антихрист положит всем своим последователям печать на правую руку и на чело их: Откр.13:16 . Святые отцы Церкви говорят, что принявшие печать антихриста не будут иметь власти изображать на себе животворящий крест правой рукой, но связана будет рука их. А потому все, восстающие против почитания Креста Христова ( Флп.3:18 ) и отвергающие крестное знамение, суть тоже предтечи антихриста. Кроме вышеупомянутого, всякий последователь антихриста изображается: а) отвергающим воплощение Христово: 2Ин.1:7 , б) отвергающим Бога Отца и Сына: 1Ин.2:22 , в) затем обманщиком, лжехристом и лжепророком, которые дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных: Мф.5:5:24 ; пришествие главного антихриста будет по действию сатаны и будет сопровождаться ложными знамениями и чудесами: 2Фес.2:9 ; Деян.13:13–14 ; антихрист будет преследовать святых: Откр.13:7 , но Иисус Христос убьёт его духом уст Своих: 2Фес.2:8 ; Дан.7:11 . Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к выяснению вопроса об антихристе 1Ин.2:18 . «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время». Объясн. Антихристом не в собственном, а в подражательном смысле называется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти: 1Ин.4:3 ; в собственном же смысле антихрист будет таков, какой описан апостолом Павлом во 2 Послании к Фессалоникийцам: 2Фес.2:3–4 ; при всём том нужно помнить, что в тех местах посланий апостольских, в коих говорится о пришествии антихриста и кончине мира, не указаны люди какого-либо известного времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, ибо «о дне же том никто не знает»: Мк.13:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2. Итак, не разделяй нераздельной природы, не рассекай неделимой сущности; лучше тщательно познавай могущество. Един есть называемый и Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Сын говорит о Своём Отце: «отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» ( Мф.26:64 ), – и, назвав силою, Он поставил (этим) славу Его, чтобы ты дивился этой мысли. Поэтому, назы­вая Бога Отца силою, Он сказал, говоря к Каиафе: «отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы». Итак, Отец – сила; также Сын – сила, как говорит Павел: «а мы проповедуем Христа… Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ); также Дух Святой – сила, почему Спа­ситель говорит ученикам: оставайтесь в Иерусалиме, «доколе не облечетесь силою свыше» ( Лук. 24:49 ). Итак, зная, возлюблен­ный, что эта сила одинакова в Отце, Сыне и Святом Духе, содержи веру непоколебимо; не разделяй необъятной славы, но признавай свои обязательства, принятые при просвещении; взи­рай на сынов благодати, процветших через великого перво­священника, – взирай на детей света, прибегших к проповедникам света, – потому что возрождённым через просвещение должно прибегать к возродившим вселенную. Скажем и мы с пророком и апостолами: «Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои» ( Ис. 60:4 ); и опять: «Живу Я! говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста». ( Ис. 49:18 ). Итак, сегодня Исаия предстоит, говоря множеству просвещённых, рожденных от Святого Духа, вместе и обновлённых, измененных в одно мгновение, претворённых из земного состояния в небесный образ, – изумляется Исаия, говоря: «Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих» ( Ис. 66:8 )? Быстро возрождение от Духа; не ждёт оно времени, не служит рабом для сроков и поколений, но вместе желает, вместе и рождает возрождаемого. При­лично было сынам света проходить всю площадь с пышностью, прославлять и возглашать о Нём, сошедшем из-за них на землю, чтобы возвести к Себе на небо всю вселенную. Христос сошёл с небес; сошёл, не удалясь от небес, взошёл, не удалясь от земли, – потому что ни сошедши, Он не оставил пустыми небеса, ни взошедши, не оставил землю без Своего господства. Прилично было сынам света носить всюду на пло­щади светильник слова; таинство не оскорблялось, не безчестился знак истины на новопросвещённых. Также прилично было им на улицах петь, – потому что «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит» ( Прит. 1:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

С приближением «полноты времени» (Гал 4. 4) выражение «день Яхве» начинает приобретать новый смысл, хотя «горизонт» этого дня первоначально не выходит за рамки Израиля. Мессианские ожидания рождают в народе надежду на новые времена, когда Израиль будет избавлен от тяжелых испытаний и достигнет земного благоденствия. Эти времена ассоциируются в народе с «днем Яхве». Народ верит, что он войдет в этот «день» с полным правом, без всяких условий, ибо он - народ, избранный Богом. Однако пророкам такие чаяния представляются опасными иллюзиями, к-рые могут привести к горькому разочарованию: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет...» (Ам 5. 18). Пророки идут наперекор народным чаяниям и указывают, что «день Яхве» станет светом лишь для остатка Израиля, только для тех, кто на деле проявит верность Яхве, Который «в тот день… будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего...» (Ис 28. 5). Действие «дня Яхве» скажется и на языческих народах. Из дня суда и гнева Господня, каким он был для них в течение долгого времени (Соф 2. 4-15), этот день превратится в день возвращения язычников к Богу, Который даст «народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (Соф 3. 9). Эсхатологическое завершение истории ветхозаветное Откровение описывает также через призму «дня Яхве», к-рый наступит в конце времен. О некоем «конце» уже начинает возвещать прор. Иезекииль: «Вот день! вот пришла, наступила напасть!» (Иез 7. 10). У прор. Даниила присутствует тема не только «последних времен» (Дан 8. 17; 11. 35, 40), но и пришествия Сына Человеческого: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий… И Ему дана власть, слава и царство… владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7. 13-14). Пророчество Даниила фактически было повторено на суде синедриона Самим Иисусом Христом: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26. 64). Новый Завет о В. п.

http://pravenc.ru/text/Второе ...

Ис.66:2 . Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Го­с­по­дь. А вот на кого Я при­зрю: на смирен­ного и сокрушен­ного духом и на трепещущего пред словом Мо­им. «А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим.» Это – одно из важнейших мест книги пророка Исаии и всей вообще ветхозаветной Библии: оно ясно отмечает ту высоту «этического монотеизма», до которой доходили лучшие представители библейского профетизма. Отсюда с очевидностью открывается, что Господь ищет от человека не наружного, часто только механического, исполнения тех или других обрядовых действий, а глубокого внутреннего настроения – смиренного сокрушения о грехах и благоговейного преклонения пред Его Божественной волей. В этих немногих словах пророк Исаия сильно и метко обрисовал контраст хвастливого обрядоверия со смиренным сокрушением о грехах, который впоследствии более картинно и подробно был раскрыт Самим Господом в известной притче о мытаре и фарисее ( Лк.18:9–14 ). Как некогда, гордость и эгоизм послужили причиной грехопадения людей и отторгли их от Бога ( Быт.3:5–6 ), так теперь только смирение, покаяние и сокрушение о грехах способны снова привлечь к человеку Божественное милосердие и воссоединить его с Богом. Все эти настроения и мысли имеют ряд параллелей, как у самого пророка Исаии, так и у других пророков, в особенности у Псалмопевца ( Ис.29:19 ; Ис.64:5–6 ; Пс.50 ). Ис.66:3 . [Беззакон­ник же,] закола­ю­щий вола – то же, что убива­ю­щий человека; при­носящий агнца в жертву – то же, что задуша­ю­щий пса; при­носящий семидал – то же, что при­носящий свиную кровь; воскуря­ю­щий фимиам [в память] – то же, что молящийся идолу; и как они избрали соб­с­т­вен­ные свои пути, и душа их находит удоволь­ствие в мерзостях их, –: В этих двух стихах заключается самое решительное осуждение лицемерного и бездушного обрядоверия, которое вместо искомого оправдания пред Богом влечет за собой только еще большее осуждение. Место это, по своему содержанию и тону, весьма близко напоминает подобное же место из пролога книги пророка Исаии ( Ис.1:11–15 ). Пророк не щадит здесь красок, чтобы возможно сильнее изобразить всю бесплодность и даже «мерзость» в очах Божественной правды подобного рода жертв: он или сравнивает их с прямыми преступлениями, даже с человекоубийством ( «закалающий вола – то же, что убивающий человека», или ставит на одну доску с тем, что считалось у евреев нечестным и гнусным ( Втор.14:8 ; ср. Мф.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы знаем, что Адам общался с Отцом Небесным, говорил с Ним, ходил перед Ним, но Бог был отдельно, а человек - отдельно. В Христе Бог соединился с человеком. Поэтому святоотеческое учение и говорит нам, что у человека бывает три состояния: изначальное, естественное, - подобное Адаму, ниже естественного - состояние человека грехопадшего, выше естественного - Христоподобное. Христос открыл для нас возможность стать к Богу ещё ближе, чем Адам: человеческая природа вошла вслед за Божеством в тот мир, где существует Творец. И осуществилось это благодаря Воскресению Христову. Поэтому в нашей вере, православной, Воскресение - главное событие. - Удивляет, что по Воскресении Христовом Его не узнавали ни апостолы, ни двое учеников на дороге, а Мария Магдалина даже приняла за садовника. Столько времени проводили со Христом, ели с Ним, видели чудеса, которые Он совершал, и не узнали?! - Здесь важен вопрос веры. Христу надо было, чтобы не Его узнали, а чтобы поверили в то, что Он воскрес. Он не зря учил учеников, что «Сыну Человеческому много должно пострадать... и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк.8,31). Фарисеи даже стражу потребовали поставить у гробницы, «чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого» (Мф.27,64). - Ещё быстрее все поверили бы, если бы сразу узнали... - Это был бы факт, мимо которого не пройдёшь. А где же вера? Одно дело - я увидел, что Он воскрес. Другое дело - я поверил в то, что Он воскрес, ещё Его не видя. Поверил, потому что Он говорил об этом. Апостолы были лишены узнавания, дабы проверить их веру. Оттого Мария Магдалина, лишь когда Он обратился к ней: «Мария...» - поняла, что Он Воскрес. Явившись идущим в селение Еммаус апостолам Луке и Клеопе, Христос, не узнанный ими, рассказывал о пророчествах Священного Писания о Себе, что Ему должно умереть и Воскреснуть. И лишь когда они сели за трапезу и Христос преломил хлеб, они узнали это движение, пелена спала с глаз и они до конца поверили: это Он, Он воскрес.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

2Пар.2:13 .  Итак я посылаю [тебе] человека умного, имеющего знания, Хирам-Авия, 2Пар.2:14 .  сына одной женщины из дочерей Дановых, – а отец его Тирянин, – умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезывать всякую резьбу, и исполнять все, что будет поручено ему вместе с художниками твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего. 2Пар.2:15 .  А пшеницу и ячмень, оливковое масло и вино, о которых говорил ты, господин мой, пошли рабам твоим. 2Пар.2:16 .  Мы же нарубим дерев с Ливана, сколько нужно тебе, и пригоним их в плотах по морю в Яфу, а ты отвезешь их в Иерусалим. (Ср. стихи 10–15 еврейского текста). Подобного же характера и дальнейшие разности обеих Священных книг во 2 главе 2 Паралипоменон. Тогда как 3 Царств говорит просто об ответном (на просьбу Соломона) посольстве Хирама, ( 2Пар.2:11 ) упоминает о письме (ктав), написанном Хирамом, и изложенных в них обязательствах. Иосиф Флавий (Иуд. Древн. VIII, 2, 8), может быть, не без влияния этого места утверждает, что между Соломоном и Хирамом был заключен форменный контракт, копии которого хранились и в Иерусалиме и в Тире (См. Толков. Библия II, 455). Затем, имя посланного царем тирским Соломону художника во 2 Паралипоменон читается иначе, чем в ( 3Цар.7:13–14 ): не Хирам, как в последнем месте, а Хурам-ави. Вторую составную часть этого названия переводы LXX ( Χιρμ τν πετρα μου), Vulgata: Hiram patrem meum, понимают нарицательно: «отца моего» или, по некоторым кодексам LXX (XI, 19, 52, 56, 60, 64, 71, 74, 93, 106, 108, 119, 120, 121, 134, 236, 243) παδα μου, слав.: «Хирама раба моего». При этом одни толкователи (Калмет) понимают название отца в смысле указания на опытность и искусство Хирама, другие же (Клерик, проф. Гуляев) передают: «который принадлежал Хураму отцу моему». Но гораздо естественнее принимать «ави» в смысле собственного имени: «Хирам-Авия», как в русском синодальном переводе. Мать художника в 3 Царств названа происходящей из колена Неффалимова, а во 2 Паралипоменон – из Данова. По справедливому замечанию проф. Гуляева (Историч. книги, с. 495), и то и другое указание может быть верно. Удел Неффалимов к северо-западу граничил с Финикией. В северном же его пределе находилось поселение данитян ( Нав.19:47 ; Суд.18:27–29 ). Об иноземном происхождении отца Хирама-художника говорят согласно и 2 Паралипоменон и 3 Царств (см. Толков. Библию II, 463–464). Продукты, которые обязался Соломон платить Хираму (3 Царств), или поставленным им финикийским рабочим, с большей полнотой исчисляются в ( 2Пар.2:10,15 ) (3 Царств о вине и ячмене вовсе не упоминают).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Плачь и ты, христианин, что душа твоя тьмою страстей объята, не видит света Божественного. «Изведи из темницы душу мою, Господи, исповедатися имени Твоему» ( Пс.141:8 ). Плачут люди, окованные узами и кандалами, что не имеют свободы. Плачь и ты, христианин, что душа твоя грехами, как узами, связана и не имеет своей свободы. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин 8:36 ). О Иисусе, Искупитель пленных душ наших! Растерзай узы наши, да принесем жертву хвалы Тебе. Плачут люди, что избиение и раны терпят. Плачь и ты, христианин, что твоя злая совесть душу уязвляет и мучит больше любого мучителя. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» ( Пс.50:3 ). Плачут люди, живущие на чужой земле, что не видят дома и любезного Отечества своего. Так плакали иудеи, будучи в пленении вавилонском, как сами исповедуют: «На реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» ( Пс.136:1 ). Плачь и ты, христианин, что ты в мире этом, как на земле чужой, живешь и не видишь Отечества небесного и прекрасного – горнего Иерусалима. «Горе мне, что жизнь моя в переселение продолжилась» ( Пс.119:5 ). Плачь и ты, душа моя, да утешишься и здесь и там. «Кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез, и плакал бы день и ночь?» ( Иер.9:1 ) «Услыши, Господи, молитву мою и моление мое внуши, слез моих не премолчи; яко пресельник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вси отцы мои. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отыду и ктому не буду» ( Пс.38:13–14 ). «Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем, сотворшим нас, яко Той есть Бог наш, и мы – люди пажити Его и овцы руки Его» ( Пс.94:6–7 ). «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече» ( Пс.64:6 ). «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже сотворихом, ниже соблюдохом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже!» Читать далее Источник: 2006 г. " Сокровище духовное от мира собираемое " . Издательство Задонского Мужского Монастыря, 640 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И во многих местах Писание называет учение дождем: " и повелю облакам не проливать на него дождя " , - говорит (Господь) о винограднике (Ис. 5:6); а в другом месте то же называется гладом хлеба и жаждою воды (Амос. 8:11); и еще: " поток Божий полон воды " (Пс. 64:10). " Земля " , - говорит, " пившая многократно сходящий на нее дождь " . Здесь он выражает, что и принимали и пили слово его, и часто удостаивались слышать его, но не получили от того пользы. Если бы, говорит, ты не была возделана, если бы не получала дождей, то зло не было бы столь велико, потому что " Если бы Я не пришел " , - говорит (Христос), - " и не говорил им, то не имели бы греха " (Иоан. 15:22); если же ты часто пила и принимала, то почему вместо плодов ты произрастила нечто другое? " Ожидал " , - говорит (Господь), - " что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды " (Ис. 5:4). Видишь ли, что Писание везде тернием называет грехи? И Давид говорит: " я сделался страдальцем, когда вонзился в меня терн " (Пс. 31:4). (Терн) не просто входит, а вонзается; и хотя бы его осталось немного, но если он не весь будет выдернуть, то и самая малая часть его производит боль так же, как и (весь) терн. Но что я говорю: немного? Даже после того, как он будет выдернут, в ране долго еще остается боль. Потому нужно долго лечить и пользовать, чтобы освободиться от её совершенно; недостаточно только исторгнуть грех, а нужно излечить и пораженное место. Боюсь, чтобы не относились к нам более, нежели к другим, слова (апостола): " Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь " ; мы ведь постоянно пьём, постоянно слушаем, но тотчас же, как только восходить солнце, теряем влагу, и потому произращаем тернии. Какие же это терния? Послушаем Христа, который говорит: " забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно " (Мат. 13:22). " Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный " . 2. Нет ничего столь благопотребного, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь вожделенного, как добродетель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1611...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010