12 Однажды Господь сказал, и эти две я слышал: что сила – у Бога, 13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздашь каждому по делам его. Псалом 62 1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской. 2 Боже, Боже мой! К Тебе утренюю, возжаждала Тебя душа моя и сколь сильно плоть моя к Тебе в земле пустой, и непроходимой, и безводной! 3 Так бы и явился к Тебе во святилище, чтобы видеть силу Твою и славу Твою! 4 Ибо милость Твоя дороже жизней. Уста мои восхвалят Тебя. 5 Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое воздену руки мои. 6 Как туком и елеем, душа моя насытится, и губы радости восхвалят Тебя, уста мои. 7 Вспоминал я о Тебе на постели моей, в утренние часы размышлял о Тебе; 8 ибо Ты был помощником моим и под кровом крыльев Твоих я возрадуюсь. 9 Прильнула душа моя к Тебе, и десница Твоя восприяла меня. 10 А они напрасно искали души моей, сойдут в преисподнюю земли, 11 преданы будут мечу, будут добычею лисицам. 12 Царь же возвеселится о Боге, прославится всякий, клянущийся Им, ибо заградились уста говорящих неправду. Псалом 63 1 В конец. Псалом Давида. 2 Услышь, Боже, глас мой, когда я молюсь Тебе, избавь душу мою от страха пред врагами. 3 Ты укрыл меня от скопища лукавых, от собрания делающих неправду, 4 которые изострили, как меч, языки свои, натянули лук свой, горькое дело: 5 чтобы стрелять тайно в непорочного, внезапно подстрелят его и не испугаются. 6 Они утвердили себе лукавое слово: согласились скрытно поставить сети, сказали: «кто увидит нас?» 7 Изыскивали беззаконие, исчезли, изыскивая изыскания; подойдет человек и сердце глубоко. 8 И будет превознесен Бог! Раны от них – стрела младенцев. 9 И ослабели языки их на них, смутились все видящие их. 10 И убоялся всякий человек, и возвестили о делах Бога, и уразумели дела Его. 11 Возвеселится праведник о Господе и будет надеятся на Него, и будут хвалиться все правые сердцем. Псалом 64 1 В конец. Псалом, песнь. Давида. Песнь Иеремии и Иезекииля, народа переселенного, когда хотели они выходить. 2 Тебе приличествует песнь, Боже, в Сионе, и Тебе будет воздаваться молитва (в Иерусалиме).

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

XVII. Смотрите же, дети мои, сколько пришлось перенести мне, дабы не опозорить братьев моих. 2. И вы любите друг друга, и в долготерпении скрывайте прегрешения друг друга. 3. Ибо радуется Бог единомыслию братьев и помыслу сердца благого, стремящегося к добру. 4. Когда же пришли братья мои в Египет, знают они, что возвратил я им серебро, и не укорял их, и утешил их. 64 5. А после смерти Иакова, отца моего, еще более возлюбил их и все, чего желали они, в изобилии делал им. 6. И не допускал я, чтобы горевали они хотя бы из-за самого малого, и все, что было в руке моей, давал им. 7. И сыновья их – мои сыновья, а мои сыновья – как рабы их, и душа их – моя душа, и всякая боль их – моя боль, и всякая истома их – моя болезнь, и воля их – моя воля. 8. И не превозносился я среди них, хвалясь любовью моей ко всему миру, но был среди них как один из малейших. XVIII. Если и вы, дети мои, жить будете по заповедям Господним, возвысит вас Бог вовеки. 2. И если кто-либо пожелает зло сделать вам, сотворите доброе дело и помолитесь за него, и ото всякого зла избавлены будете вы Господом. 3. Ибо вот, видите вы, что за смирение и долготерпение мое взял я в жены себе дочь жреца Гелиопольского, и сто талантов золота дали мне с нею, и сделал их Господь мой рабами моими. 4. И обличье прекрасное дал Он мне превыше прекрасных в Израиле, и до старости во здравии и в красоте хранил меня. Ибо во всем был я подобен Иакову. XIX. Услышьте же, дети мои, также и о сне, который видел я. 2. Видел я двенадцать оленей, которые паслись, и девять из них были рассеяны по всей земле, трое же спаслись, но на следующий день и они были рассеяны. 3. И узрел я, что три оленя сделались тремя агнцами и возопили к Господу, и привел их Господь на место цветущее и водою обильное и вывел из тьмы на свет. 4. И тут возопили к Господу девять оленей, потом собрались они и стали как двенадцать овец и в недолгом времени увеличились и стали многими стадами. 5. После того взглянул я, и вот, явилось двенадцать быков, сосущих одну телицу, которая море молока давала, и пили от нее двенадцать стад и бесчисленные стада. 6. И у четвертого быка выросли рога до неба и стали как стена для стад, а между двух рогов вырос иной рог. 7. И узрел я тельца, который двенадцатикратно окружил их, и подал он помощь всем быкам. 8. И увидел я среди рогов некую деву, имеющую пеструю одежду, и от нее произошел агнец, и слева от него – лев, и пошли против него все звери и все гады, и победил их агнец, и погубил их. 9. И радовались ему быки, и телица, и ангелы, и вся земля. 10. И должно тому быть в последние дни. 11. Вы же, дети мои, храните заповеди Господа и чтите Левия и Иуду, ибо от семени их придет [агнец Божий, дабы принять на себя грех мира,] Спаситель [всех народов и] Израиля. 12. Ибо царствие Его будет вечным, и не прейдет оно. Моего же царства, которое в вас, не станет, словно сторожки в саду, что уничтожается по прошествии лета.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

60 . Ты читаешь, что совершил Отец, совершил Дух, но убедись, что совершил и Сын Божий, в словах Соломона: Премудрость построила себе дом ( Притч. 9:1 ). Может ли быть творением Святой Дух, если Он совершил тайну воплощения Господа, что превыше всякого творения? 61 . Мы уже показали раньше 44 , что Святой Дух – Творец нашего внешнего человека по плоти. Теперь мы должны подобрать свидетельства, что Он также наш Творец по таинству благодати. Творит Отец, творит и Сын, творит и Дух, по слову Павла: И сие Божий дар: не от [наших] дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела ( Еф. 2:8–10 ). 7 62 . Следовательно, Отец творит на добрые дела, творит и Сын, как написано: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин. 1:12–13 ). 63 . Возрождаемся мы Духом по благодати, о чем свидетельствует Сам Господь: Рожденное от плоти есть плоть, ибо рождено от плоти, а рожденное от Духа есть дух, ибо Бог есть Дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа ( Ин. 3:6–8 ). 64 . Очевидно, что Святой Дух есть также Творец и рождения духовного, поскольку мы сотворены по Богу 45 , чтобы стать сынами Бога 46 . Неужели мы, принятые Святым Духом в Его Царство и усыновленные в святом рождении, продолжаем отрицать Его достоинство? Он сделал нас наследниками 47 небесного рода, а мы, приняв наследство, отвергли Самого Дарителя? Нельзя принимать дар и порочить благодетеля. Нет ни дара без дарителя, ни дарителя без дара. Если ты просишь благодати, то веришь в ее дарование, но если ты отрицаешь Дарителя, то не можешь надеяться на благодать. Отвергший Христа мгновенно теряет и имя Христово. Если ни во что не ставят Благодетеля, как оценят Его дары? Зачем мы сами лишаем себя даров? Зачем ослабляем нашу надежду? Для чего отвергаем достоинство? Почему отрицаем Утешителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Ин. 20:9 ; Лк. 24:8 Когда воскрес и пр. слова Господа о храме Тела Своего были тогда для самых учеников Его непонятны; они вспомнили о них и поняли их уже после, когда самые события объяснили их, события смерти и воскресения Господа (ср. Злат, и Феофил.). После воскресения Христова, когда Он отверз им ум разуметь писания ( Лк. 24:45 ) и, в продолжение 40 дней являясь, учил о Царстве Божием, они стали иначе, чем прежде, смотреть на казавшиеся им прежде тёмными места ветхозаветного писания, уразумели пророчества Его о страданиях и смерти Мессии и поверили писанию, т. е. местам пророческим о Его смерти и воскресении (например, Пс. 15 и далее. ср. Деян. 2 и далее; 13:35; Ис. 53 , ср. Деян. 8:35 ; Пс. 67 , ср. Еф. 4:8 ; 1Пет. 3 и др.) – И слову, которое сказал Иисус: т. е. слову Его о разрушении и восстановлении храма Тела Своего и другим подобным изречениям, в которых Господь говорил о своей смерти и воскресении. «И неудивительно, что не поняли слов Иисуса иудеи и ученики. Для них были два величайшие затруднения: одно – то, что дело воскресения очень неудобопонятно, другое – то, что живущий в теле есть Бог . Однако же после воскресения ученики поняли и поверили писанию» (Феофил., ср. Злат.). 23. Ин. 2:23 . И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Ин. 4:48 ; Лк. 8:13 ; Ин. 8:30 Когда Он был и пр.: евангелист различает пребывание Господа в Иерусалиме в продолжение праздника Пасхи от первого явления Его в храме; вероятно, это последнее произошло не в продолжение самого праздника, а пред праздником, когда готовились только к празднеству. Празднование праздника Пасхи продолжалось восемь дней, в продолжение которых Господь в Иерусалиме творил чудеса. Речь, очевидно, идёт у евангелиста о многих чудесах (хотя он и не повествует о них), и притом таких значительных, что многие уверовали чрез них во имя Его, т. е. признали Его за обетованного и пришедшего Мессию. 24. Ин. 2:24 . Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех Ин. 6:64, 21:17 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

25; 11. 12), что позволило сделать вывод о том, что ап. Павел имплицитно ссылался на известную ему палестинскую традицию ( Frey. The Impact. 2006. P. 452). Свидетельства 2 кумранских текстов - «Комментария (пешера) на Книгу прор. Наума» и (в меньшей степени) «Храмового свитка» помогают понять интерпретацию Втор 21. 22-23 у ап. Павла. Слова Второзакония «проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» цитируются ап. Павлом в контексте, не соответствующем предписанию Второзакония: «Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Гал 3. 13). Ап. Павел подразумевает, что повешение на древе - это распятие, между тем как во Втор 21. 22 речь идет о действии в отношении уже казненного человека («если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве...»). После введения в научный оборот кумран. текстов стало ясно, что ап. Павел был не первым автором, который провел связь между Втор 21. 22 и распятием. В «Комментарии на Книгу прор. Наума» содержится ясный намек на казнь фарисеев - противников Александра Янная: ««[И он наполняет пищей] нору свою и логовище свое растерзанной добычей» (Наум 2. 12). Имеется в виду Яростный лев, [который... учинил ме]сть над толкователями скользкого, который вешает людей живыми... [что не делалось] в Израиле прежде, ибо о живом [человеке], повешенном на [дереве], говорится [в Писании]» (1QpNah 1. 6-8). Указание на     («повешенный живой») отсылает к   из Втор 21. 23 (       букв.- «проклятие Бога - повешенный»). Из повествования Иосифа Флавия известно, что царь Александр Яннай приказал распять ок. 800 своих противников. Отождествление «Яростного льва» с Яннаем считается достаточно надежно доказанным. Т. о., 1QpNah 1. 6-8 содержит свидетельство того, что уже в хасмонейскую эпоху текст Втор 21. 22-23 мог соотноситься с распятием ( Fitzmyer. 1999. P. 607-608). Расширенная версия Втор 21. 22-23 представлена в 11QT 64. 6-13. Здесь конкретизируются преступления, за к-рые полагается казнь, упомянутая во Втор 21.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

…Закончив молитву, Соломон встал с колен и обратился уже не к Богу, а к народу, призвав его к верности Творцу. Не забыл он при этом напомнить, что сама судьба народа Израиля, как все хорошее, так и все плохое, что с ним будет происходить, и будет для других народов доказательством существования Всевышнего. Само же здание Храма, будучи материальным воплощением давнего пророчества, было, с точки зрения Соломона, более чем достаточным доказательством того, что Всевышний всегда исполняет Свои обещания: «И стоя благословил все собрание Израильтян, громким голосом говоря: благословен Господь, который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! не осталось не исполненным ни одного слова из всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея… и да будут слова сии, которыми я молился пред Господом, близки к Господу Богу нашему день и ночь, дабы Он делал, что потребно для раба Своего, и что потребно для народа Своего Израиля, изо дня в день, чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его; да будет сердце ваше вполне предано Господу, Богу нашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его, как и ныне» ( 3Цар. 8:55-61 ). Сразу после этого, сообщает дальше Библия, в Храме начались обильные жертвоприношения — и в честь праздника, и в честь обновления Храма. И Третья книга Царств, и Вторая книга Паралипоменон называют одно и то же число жертв: 22 тысячи голов крупного рогатого скота и 120 тысяч голов мелкого. Пытаясь дать объяснение этим цифрам, комментаторы говорят, что речь идет о жертвоприношениях, сделанных представителями всех двенадцати колен в течение восьми дней праздника для всех видов жертвоприношений, чтобы мясом жертв можно было накормить всех собравшихся в те дни в Иерусалиме. Но даже в этом случае цифры получаются огромными. Поэтому ряд библеистов считают, что понимать эти цифры буквально не стоит — они просто призваны дать хоть какое-то представление об огромном числе принесенных в тот день жертв, так что «…медный жертвенник, который пред Господом, был мал для помещения всесожжения, и хлебного приношения, и тука мирных жертв» ( 3Цар. 8:64 ).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3/

Указав здесь на десятиструнную псалтирь, он указал на завет законный, потому что в законе десять заповедей, а когда усвоил песнь гуслям, указал несомненно на новый завет, о котором тот же самый псалмопевец в другом пророчестве говорил: « новую песнь воспою Тебе, на псалтири десятиструнной пою Тебе » (Пс. 153:9), указывая таким образом на завет евангельский. Но почему он употребляет для песнопения инструменты двух родов? « Ибо Ты, Господи, возвеселил меня творением Твоим, и делами рук Твоих я буду восхищаться » (ст. 5). Я, говорит, имею двойные блага, поэтому мне нужны для славословия и двух родов инструменты. Нам доставляет веселие творение Божие, красота неба, разнообразие звезд, блага земли, дары моря. Этим названием божественное Писание обычно обозначает все виденные вещи, как это подтверждает Соломон в книге Екклесиаст: « все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем » (Еккл. 8:9). Дела рук Божиих — мы сами. « Руки Твои сотворили меня и создали меня » (Пс. 118:73), говорит тот же пророк в другом псалме. Равным образом и Исаия говорит: « Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей » (Ис. 64:8). Итак, мы веселимся творением, потому что получаем от него пользу, а сами собой радуемся. Последнее больше веселия; и вполне справедливо, потому что, будучи бренными, мы обладаем столь великим творением, и, кроме того, называемся сынами Творца. « Как величественны дела Твои, Господи! Дивно глубоки помышления Твои!» (ст. 6). 2. Возвеличились дела Божии не в том смысле, что сами они возросли в своем величии, а в том, что возросло наше познание о них и что мы могли, насколько возможно, постичь их величие, — а вернее сказать, могли узнать, что они непостижимы. Равным образом и помышления Его, т. е. планы Его относительно нас, которые Он определяет и исполняет для нас, настолько глубоки, что Павел восклицает: « о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В Новом завете клятва Бога признается Апостолами. Так Апостол Павел в своем послании к евреям не запрещает клятву, а говорит о ней так: «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:16–17 ). Сам же Иисус Христос, стоя перед судом синедриона, не отказался, а клятвенно присягнул в подтверждение того, что Он Сын Божий. «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.» ( Матф.26:63–64 ). Чтобы понять эти слова нужно знать, что у евреев при раскрытии преступления или особо важного дела применялся особый вид клятвы с готовыми словесными формулировками. Также существовала установленная общепринятая словесная формулировка клятвы, употребляемая евреями в судах. Тот, кто вопрошал, прибегая к клятве, заклинал именем Бога того, кого спрашивал, и требовал говорить правду. В этом диалоге словесная формулировка спрашивающего была такой «заклинаю тебя Богом живым», а вопрошаемый человек, заклинаемый клятвой, говорил в ответ словами готовой словесной формулы «Аминь» или «Ты говоришь», выражая свое согласие со словами вопрошавшего. «При раскрытии какого-либо преступления в означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно: заклинающий обыкновенно говорил «заклинаю тебя Богом живым», а заклинаемый отвечал на это «Аминь» или «Ты говоришь» (Библейская энциклопедия архимандрита Никифора, Москва, 1891, стр. 401). Готовые общепризнанные и широко используемые словесные формулировки употреблялись евреями и при произнесении других клятв. Например, в подтверждение правоты своих слов евреи говорили «Жив Господь!» ( Суд.8:19 ) или «то и то пусть сделает со мною Господь» ( 3Цар.2:23 ). Поэтому, отвечая словами установленной формулировки, Спаситель не отверг клятву, а принял в ней участие. Апостолы также применяли клятву. Так Апостол Павел пишет: «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» ( Рим.1:9 ). «Бога призываю во свидетеля на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» ( 2Кор.1:23 ). «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» ( Фил.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа , которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны [к тому] ( 2Кор.11:4 ). Принятие Духа есть реальный, опытный факт в жизни каждого христианина, а не некая абстрактная идея или общее выражение изменения отношений человека с Богом. Святой Дух живет одновременно и во всей Церкви, и в каждом из верующих ( Еф.2:19–22 ; Рим.8:1, 11 ; 2Кор.1:22 ). Обитание Духа в верующих есть центральная идея пневматологии апостола Павла. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ) Эта мысль подчеркивается апостолом чаще, чем можно видеть по Синодальному переводу – самим глаголом oikeo (обитать в доме), употребляемым для обозначения Духа, живущего в верующих. Обитая в каждом из верующих, Дух слагает их в единое жилище Бога, то есть Церковь : на Котором (Христе) и вы устрояетесь в жилище Божие Духом ( Еф.2:22 ), sunoikodomeo – вместе строить, застраивать. Выражения “дом Бога” и “дом Духа” у апостола Павла синонимичны и взаимозаменяемы: не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? ( 1Кор.6:19 ) Дух Божий обитает в верующих, освящая тем самым все их естество – душу и тело. У апостола представлен и другой аспект отношений верующего и Духа: кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его ( Рим.8:9 ; см. также 1Кор.7:40 , где апостол говорит: думаю, и я имею Духа Божия). Выражение “иметь Духа” не может означать владение Духа как некоего объекта или даже как обладание силой, но следует понимать в свете предыдущего, так что имение Духа означает обитание, внутреннее присутствие Духа в верующем 64 . В этой связи апостол даже считает возможным выражение мы живем Духом ( Гал.5:25 ). Далее, апостол Павел пишет: все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом ( 1Кор.12:13 ). Данная фраза подразумеват сразу несколько выводов:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Как видим, Златоуст признавал наличие метафор и других фигур речи в Писании, однако обычно он воздерживался от “художественной” интерпретации. Например, он толковал песнь Исаии о винограднике как расширенную метафору о настойчивых, но тщетных попытках Бога привести израильский народ к праведности и послушанию. Отрывок в Исаии звучит так: “У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды Итак, Я скажу вам, что сделаю с виноградником моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя” (Ис 5:1–6). О другом тексте из великих пророков Златоуст говорит следующее: “Когда и какие места Писания нужно принимать в переносном смысле, и что мы не можем по собственному произволу употреблять эти правила, но должны по указанию самого Писания пользоваться иносказательным образом речи (Иезекииль) не предоставляет произволу слушателей объяснять эту иносказательную речь, но сам же говорит, кого он разумеет под орлом и кого под кедром (Иез 17:3–12) И везде в Писании таков закон: когда оно употребляет иносказание, то предлагает и изъяснение иносказания ( ™peid¦n , ka€ mБj ˜rmhne…an ), чтобы не просто и не случайно необузданный произвол желающих иносказания блуждал и носился повсюду ( жj ™piqum…an топ plan©sqai ka€ раптасоа )” (1900. 6. 64= PG 56, 60). Этот комментарий прежде всего показывает отношение Златоуста к аллегоризированным толкованиям; затем — его убеждение, что Писание толкует Писание. Он ссылается на Притч 5:17–19, Ис 8:7–8 и Иез 17; Иезекииль 17 — особенно удачный пример, поскольку отрывок из Иезекииля — это чистая аллегория, смысл которой поясняется в контексте. Отрывки из Притч и Исаии также очень полезны, хотя вряд ли могут рассматриваться как примеры собственно аллегории, скорее как метафоры 31 .

http://pravmir.ru/ioann-zlatoust-v-istor...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010