К тому же заключению о времени написания отдела 40–66 гл. приводит сравнение его с главою 1-й, с которою отдел имеет близкое сходство. Так, сопоставляя между собою главы 43:22–28 и 66:1–4, с одной стороны, и гл. 1:11–20, с другой стороны, мы видим во всех трех местах обличение Израиля за тщетное его празднование, небогоугодные его всесожжения и жертвы, хлебные приношения и фимиам, так как Господь не требовал даров подобного рода 302 и даже ненавидит их (66:3 и 1:13–14) 303 . Затем в той же 43 главе (24 ст. и след.) идет речь о том, что Господь «изгладит» грехи Израиля, и Израиль призывается к суду; ср. 1 гл. 18 ст.: «тогда придите и рассудим, говорит Господь; если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю». – Из других мест отдела 40–66 гл. очень напоминают 1-ю главы 58-я и 59-я. В 58:3 и дал. говорится о небогоугодном посте и почитании субботы, ср. 1:13 и дал. С 59:14: «Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова отца твоего: уста Господни изрекли это», ср. 1:19–20. – 59:2, 3: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать, ибо руки ваши осквернены кровью», ср. с 1:13, 15 и дал.; 59:20: «И придет Искупитель Сиона и сынов Израиля, обратившихся от нечестия очень напоминает 1:27: «Сион искупится правосудием, и обратившиеся сыны его правдою»; о правосудии и правде, как в 58 гл., 59:11, 14..., так и в 1-й главе, идет речь с особенною выразительностью. – Еще: слова 1:2: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» парал. 49:26; 63:8–10, 1, 4: «племя злодеев» паралл. 57:3–4. Останавливает внимание также сходство стихов 7-го и 8-го главы первой с 64:10–11 304 . В 1:25 – делается сравнение нравственного испытания и очищения с плавлением металла, как и в 48:10. В сходных чертах в 1:28–31 и главах 65-й и 66-й представляется воздаяние нечестивым 305 . – 65:6, ср. с 1:24 306 . – Такое близкое сходство 1-й главы по содержанию, словесному выражению и даже языку 307 с отделом 40–66 гл. легко обменяется, если допустить близость 1-й и 40–66 глав по времени происхождения: если, именно, написав отдел 40–66 гл., пророк присоединил к нему вступительную 1-ю главу, в которой, как это и должно было быть, вспоминались или повторялись мысли и выражения отдела 40–66 гл. В данном случае естественнее предполагать, что во введении воспроизводится содержание целого, чем то, что у писателя 40–66 гл. – если, то есть, это был не пророк Исаия – встречаются целые отделы, составленные по подражанию одной первой главе, и что она вся воспроизводится в различных местах отдела 40–66 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

13). Однако чрезмерное упование на мудрость представляет собой не меньшую опасность, чем явная глупость: человек может решить, что он может постигнуть «дела, которые делаются под солнцем»; на самом деле, «сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Еккл 8. 17); т. о., попытки познать то, что известно лишь Богу, бесплодны и даже вредны. Истинная мудрость, по мысли Екклесиаста, состоит в том, чтобы человек понимал непознаваемость путей Божиих и свою ограниченность. «Всё - суета» - это высказывание Екклесиаста является одним из важнейших для понимания как содержания книги, так и ее структуры, а тему суеты нередко считают «основополагающей для всего учения Екклесиаста» ( Seybold. 1978. P. 320). Высказыванием о суетности всего сущего начинается («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!» - Еккл 1. 2, сразу после надписания книги) и заканчивается (Еккл 12. 8) основная часть текста. Само слово «суета» (  ) встречается в книге 38 раз (во всех главах, кроме 10-й: это ок. половины всех употреблений в евр. ВЗ - Seybold. 1978. P. 313, 318); первоначальное значение - «дыхание», «дуновение», «порыв ветра» и т. п.- следует учитывать при истолковании этого слова: оно может относиться «к чему-то кажущемуся, недолговечному, преходящему, непонятному и даже противоречивому» ( Seow. 1997. P. 47). То, что обозначается словом   «может быть ощущаемо одно мгновение, однако оно не может быть зафиксировано или постигнуто - ни физически, ни интеллектуально» (Ibidem). Тема суетности всего сущего проходит через всю книгу и завершает мн. рассуждения Екклесиаста о разных предметах. Когда он говорит о том, что «всё - суета» (см., напр.: Еккл 1. 14; 2. 11, 17; 3. 19), не всегда можно легко понять, относится ли это «ко всему существующему, или же речь идет о каком-то конкретном явлении, суетном во всех отношениях» ( Whybray. 1989. P. 64). Тем не менее несомненно, что он использовал понятие «суета» (  ) для описания мн.

http://pravenc.ru/text/189649.html

Когда Христос сказал: « если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье », то он предавался человеческим суждениям и говорил: « как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться »? Что же Христос? « Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном » (Иоан. 3:2, 4–5, 12)? — Он сказал это, как бы оправдываясь и объясняя, почему Он не беседовал с ними постоянно о вышнем рождении. Также перед самым распятием на кресте, после бесчисленных знамений, после многих доказательств Своей силы Он сказал: « отныне узрите Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных » (Матф. 26:64); а первосвященник, не перенесши этих слов, разодрал одежды свои. Как же нужно было говорить с теми, которые не выносили ничего высокого? Не удивительно, что Он ничего великого и высокого не говорил о Себе людям, пресмыкавшимся по земле и столь немощным. 4. Сказанного достаточно было бы для доказательства того, что действительно такова была причина и таков повод к употреблению уничиженных выражений; но я постараюсь объяснить это и с другой стороны. Вы видели, что они соблазнялись, смущались, отклонялись, хулили и убегали, когда Христос говорил что–нибудь великое и высокое; теперь я постараюсь показать вам, что они прибегали и принимали учение, когда Он говорил что–нибудь смиренное и уничиженное. Те, которые убегали от Него, те же самые в другое время, когда Он говорил: « Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю » (Иоан. 8:28), тотчас прибегали к Нему. И евангелист, желая показать нам, что они уверовали по причине смирения этих слов, в объяснение сказал: « когда Он говорил это, многие уверовали в Него » (Иоан. 8:30). И в других местах часто можно находить такие случаи. Поэтому Он много и часто говорил по–человечески, впрочем, не вполне по–человечески, но благоприлично и достойно высокого Его происхождения, с одной стороны снисходя к немощи слушателей, а с другой — соблюдая верность догматов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

По военному праву древних победители побежденных делали своими рабами. Лжеучители сами и уловляемые ими были рабы греха, диавола и тления (ср. Ин. 8:34 и прим.; 1Ин. 3:8 ; Рим. 6:16 ). 20 Ибо если, избегнув скверн миро чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 20 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. 20–22. Ибо если... опять запутываются и проч.: «этими словами (апостол) подтверждает два предмета: во-первых, то, что побежденный по необходимости работает своему победителю, и, во-вторых, то, что познавшие истину, но опять придерживающиеся прежнего нечестия впадают в зло, худшее прежнего» (Феофилакт).– Опять запутываются: о ком речь здесь и далее? О лжеучителях обольщающих или о обольщаемых ими? – Кажется, и о тех, и о других, почему и речь о них не вполне определительная. – Избегнув скверн мира: всего того, что марает, грязнит и оскверняет христианина, всяческих грехов и беззаконий.– Чрез познание Господа и проч.: см. прим. к 1, 2, 3, 8, 3,18. Разумеется живое познание, приобретаемое верою с чистым разумением. – Опять запутываются: слово употребляется о тех птицах или животных, которые запутываются в сетях или силках, когда их ловят. Апостол Павел ( 2Тим. 2:4 ) употребляет его относительно тех, кто запутывается в торговых делах в то время, как его прямые обязанности требуют того, чтобы он был свободен для другой службы. – Побеждаются ими: опять попадают в рабство греха и сатаны, из которого только что было освободились. – Последнее бывает и проч.: это, по-видимому, было приточным изречением (ср.: Мф. 12:45, 27:64 ; Лк. 11:26 ). В данном изречении под первым разумеется прежнее их состояние до их обращения, под последним – позднейшее их состояние, в котором они очутились после своего отпадения; это последнее состояние есть состояние уже полнейшего всецелого рабства тлению (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но «на природу, предупреждает преосв. Феофан, никогда не следует ссылаться или на нее опираться безусловно, – ибо она совмещает в себе смесь должного с недолжным. Почему, перерабатывая себя, надо не на природу смотреть, а на норму совершенства, предлагаемого христианством» 64 . Норма же христианского совершенства не имеет ничего общего с естественною любовью человека к самому себе, представляемой даже в самой возвышенной форме. По слову Апостола «никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли, для Господа, живем; умираем ли, для Господа умираем» ( Рим. 14:7–8 ), а потому истинный христианин должен проникнутся такою нравственной настроенностью, чтобы всегда, при каждом частном поступке, вслед за пророком быть в состоянии сказать: «Божий есмь, Божий есмь» ( Иер. 24:5 ). 4 «Сверхчеловек Нитцше – полный и абсолютный эгоист». – к такому выводу приходит напр. Штейнер, один из выдающихся представителей теоритического индивидуализма в современной Германии, в своем интересном очерке об эгоизме в философии. (См. в «Вестник Европы» отзыв о книге Arthut Dix’a “Der Egoismus”. 1900 г. Январь, стр. 428–432. 22 Гюйо. История и критика современных английских учений о нравственности. Т. 1, СПБ. 1898 г., стр. 412. 31 В целом 18 стих читается так: «мы знаем, что всякий, Рожденный от Бога, не грешит: но Рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается ему». 33 «Мерою любви к Богу Господь полагает всю нашу любовь, какую только способно питать наше сердце, а мерою любви к ближним полагает ту любовь, какою мы любим самих себя» (Никифор, Арх. Астраханский. Троицкое толкование Евангелие от Матфея на 12и дал.). 35 Также неудачна ссылка в защиту законности себялюбия на слова Ап. Павла в посл. К Ефесянам: «никто бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю» (5:29). Прекрасное изъяснение этих слов Ап. мы встречаем у св. Максима Исповедника : «Никто-же, говорит Апостол, свою плоть возненавиде», однако тем не менее умерщвляет ее и порабощает ( 1Кор. 9:27 ), не давая ей ничего, кроме пищи и одеяния ( 1Тим. 6:8 ), и их одних, только потому что они необходимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/u...

Но здесь, на суде неправедном, праведный и неповинный Иисус, Заступник наш, стоит и вместо нас, виновных, судится, ложные свидетельства слышит и терпит, чтобы нас, виновных, от клеветы дьявольской, законного осуждения, угрызений совести, защитить и избавить, как и Сам говорит: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36). Ради этого Защитника и Избавителя своего дерзают верующие во имя Его и любящие Его. На Него уповая, вопиют с апостолом Павлом: Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим. 8:33-34). Постоим еще здесь, и посмотрим на этот суд, на котором неправда правду, ложь истину, и злоба неповинность судит, и послушаем, какое определение на беззаконном том суде последовало на Заступника нашего. Слышим, что осудили Его на смерть. Они же все, – говорит евангелист, – признали Его повинным смерти (Мк. 14:64). Они же сказали в ответ: повинен смерти (Мф. 26:66). А за что? Он богохульствует, – вопиет беззаконный архиерей (Мф. 26:65). Как богохульствует? Потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19:7), – Тот, о Котором Отец с небес свидетельствует: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:17; 17:5). Посмотрим еще, что последовало за тем беззаконным определением. И некоторые начали, – говорит евангелист, – плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки (Мк. 14:65), прореки нам, Христос, кто ударил Тебя (Мф. 28:68). Вот что последовало после беззаконного суда и определения. Оплевывается, заушается, прикрывается и ударяется, осмеивается и поругается Иисус!.. Кто Он? Сын Божий, Ипостасное Слово Божие, Которому со страхом предстоят Херувимы и Серафимы! От кого он терпит это? От Своего непотребного создания, которое пришел спасти, от Своих людей, которым закон дал и пророков послал! За кого он терпит это? Кто он такой, столь почтенный, столь дорогой, что Бог во плоти (1 Тим. 3:16) так бесчестится и мучается? За Свое создание погибшее, за грешника непотребного! Мы, человек, мы, погибшие, в том виновны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В Ветхом Завете устами пророков Бог возвещал о Мессии: Я сделаю Его первенцем, превыше царей земных ( Пс.88:28 ); дам народы в наследие (Ему) и пределы земли во владение ( Пс.2:8 ; ср. Пс.9:6–7 и далее; Дан.7:12–14 )» (Жданов) 24 . С явным пользованием этим последним – Данииловым, хорошо знакомым ученому синедриону пророчеством Сам Господь Каиафе на суде Своей смерти сказал: Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных ( Мф.26:64 ; У Луки – на утреннем суде: Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. – Лк.22:69 ). И в полное соответствие объясняемому здесь изречению Апокалипсиса (но в еще большем объеме), перед Вознесением Своим Он открыл Своей Церкви, собранной на горе Галилейской, об этом Своем владычестве: Дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ; ср.: 1Кор.15:6 ). По Божеству Его, эта высшая, надмирная власть всегда принадлежала и принадлежит Ему как Единородному Сыну Божию, как Единому от Троицы – Господу Вседержителю. Но и в человечестве Своем Он приобрел эту власть, как точно засвидетельствовал другой апостол – посетитель неба, писавший о Нем, что Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче – превыше – всякого имене. И посему-то, говорится у апостола далее, пред Ним, и об этом царственном имени Его, всякое колено поклонится небесных и земных и преисподних – во всех сферах, вся вселенная (и небо, и земля, и самый ад), и всяк язык исповестъ, яко Господь (а потому неизмеримо паче царей земных) Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:8–11 ). Славословие – стихи 5–6: Ему возлюбившему 25 нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Началась во вступлении вся эта, молитвенного характера, речь о Боге, как мы видели, благословением от всей Святой Троицы; здесь же, в данном славословии, говорится, как и перед этим, только об Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

64. (1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Услышь, Всесильный, голос сетования моего, от страха перед врагом сохрани мою (3) Укрой меня от замысла коварных, от мятежа творящих беззаконие, (4) которые изострили язык свой, как меч, направили стрелы свои – язвительное слово, (5) – тайком стрелять в непорочного. Внезапно стреляют в него, не боясь. (6) Они утвердились в злом намерении, совещались, чтобы скрыть сети, говорили: кто увидит их? (7) Изыскивают неправду, ведут расследование за расследованием даже во внутренней жизни человека и до глубины сердца. (8) Но поразит их Всесильный стрелой: внезапно будут они уязвлены. (9) Языком своим они поразят самих себя, все видящие их удалятся от них. (10) И убоятся все люди, и возвестят дело Всесильного, и поймут [все], что это Его дело. (11) Будет веселиться праведник о Боге и уповать на Него. И прославятся все честные сердцем. 65. (1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Тебе, Всесильный, [обитающий] в Сионе, – хвала, и Тебе обет воздается. (3) Ты слышишь молитву, всякая плоть к Тебе прибегает. (4) Дела греховные преобладают во мне, Ты же очистишь преступления наши. (5) Счастлив тот, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами Дома Твоего – святого Храма. (6) Дивными делами в правосудии [Своем] ответь нам, Всесильный [Бог] спасения нашего, [Ты], надежда [жителей] всех окраин земли и морей далеких. (7) Своей силой утверждаешь горы, [Ты], препоясанный могуществом. (8) Укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов. (9) Знамений Твоих устрашатся обитатели окраин земли. Выходящие утром и вечером славят (10) Ты вспоминаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Всесильного полный воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; (11) насыщаешь борозды ее, удовлетворяешь скопления ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее. (12) Венчаешь Ты год благом Твоим, пути Твои источают тук, (13) источают [тук] пустынные луга, холмы препоясываются радостью. (14) Пастбища одеваются стадами, долины покрываются хлебом, ликуют и поют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(9) Надейтесь на Него во всякое время. Народ, излей пред Ним сердце свое, Б-г – убежище наше. Сэла! (10) Только суета – сыны человеческие, ложь – сыны людские, (если) на весы поднять (их) – ничто все они вместе. Не полагайтесь на грабеж и с похищенным не суетитесь. (11) Когда растет богатство, не прилагайте сердца (к этому). (12) Однажды говорил Б-г – дважды это слышал я, что сила – у Б-га. (13) И у Тебя, Г-споди, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. 63 (1) Псалом Давида, – когда был он в пустыне Йеудейской. Б-г, Б-г мой Ты, (2) Тебя ищу, жаждет Тебя душа моя, стремится к Тебе плоть моя в земле пустынной и усталой, безводной. (3) Так я созерцал Тебя в святилище, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, (4) Потому что лучше жизни милость Твоя. Хвалить будут Тебя уста мои. (5) Так благословлять буду Тебя при жизни моей, во имя Твое подниму руки мои. (6) Как жиром и туком насыщается душа моя, (так) радостными устами восславит Тебя рот мой. (7) Когда вспоминаю Тебя на ложе своем, (пробуждаясь) в любое время ночи, размышляю о Тебе, (8) Потому что Ты был в помощь мне, и в тени крыл Твоих воспою. (9) Привязалась к Тебе душа моя, поддерживает меня десница Твоя. (10) А они ищут души моей, чтоб погубить (ее), сойдут они в глубины земли. (11) Пролита будет (кровь) их мечом, уделом лисиц станут они. (12) А царь возвеселится в Б-ге, похваляться будет каждый клянущийся Им, ибо заграждены будут уста изрекающих ложь. 64 (1) Руководителю. Псалом Давида. (2) Услышь, Б-же, голос мой, когда говорю я; от ужаса (пред) врагом стереги жизнь мою. (3) Укрой меня от совета злых, от шума творящих беззаконие, (4) Тех, что изострили, как меч, язык свой, напрягли стрелу свою – слово злое, (5) Чтобы втайне стрелять в непорочного; внезапно стреляют они в него и не боятся; (6) Утверждают себя в злом намерении, совещаются, (чтобы) скрыть сети, говорят: кто увидит их? (7) Ищут вину, совершают расследование за расследованием – и внутри человека, и в сердце, глубоко! (8) Но поразил их Б-г стрелой, внезапно уязвлены они.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Псалом 63 1 В конец. Псалом Давида. 2 Услышь, Боже, глас мой, когда я молюсь Тебе, избавь душу мою от страха пред врагами. 3 Ты укрыл меня от скопища лукавых, от собрания делающих неправду, 4 которые изострили, как меч, языки свои, натянули лук свой, горькое дело: 5 чтобы стрелять тайно в непорочного, внезапно подстрелят его и не испугаются. 6 Они утвердили себе лукавое слово: согласились скрытно поставить сети, сказали: " кто увидит нас? " 7 Изыскивали беззаконие, исчезли, изыскивая изыскания; подойдет человек и сердце глубоко. 8 И будет превознесен Бог! Раны от них – стрела младенцев. 9 И ослабели языки их на них, смутились все видящие их. 10 И убоялся всякий человек, и возвестили о делах Бога, и уразумели дела Его. 11 Возвеселится праведник о Господе и будет надеятся на Него, и будут хвалиться все правые сердцем. Псалом 64 1 В конец. Псалом, песнь. Давида. Песнь Иеремии и Иезекииля, народа переселенного, когда хотели они выходить. 2 Тебе приличествует песнь, Боже, в Сионе, и Тебе будет воздаваться молитва (в Иерусалиме). 3 Услышь молитву мою, к Тебе придет всякая плоть. 4 Слова беззаконников превозмогли нас, но нечестия наши Ты очистишь. 5 Блажен, кого Ты избрал и принял, поселится он во дворах Твоих! Насытимся благами дома Твоего: свят храм Твой, 6 дивен правдою. Услышь нас, Боже, Спаситель наш, надежда всех концов земли и находящихся в море далеко! 7 Ты утверждаешь горы силою Своею, препоясан могуществом, 8 возмущаешь глубину моря пред шумом волн его. (Кто устоит?) Придут в смятение народы, 9 и убоятся знамений Твоих живущие на пределах. Исходы утра и вечера Ты украшаешь. 10 Ты посетил землю и напоил её, обильно обогатил её: река Божия наполнилась водами, Ты приготовил пищу им, ибо таково устройство её. 11 Борозды её напой, умножь плоды её, от капель своих она возвеселится, возсиявая. 12 Ты благословишь круг лета благости Твоей, и поля Твои наполнятся туком. 13 Утучнеют прекрасные места пустыни, и холмы опоясаны будут радостью. 14 Овны овец оденутся, и долины в обилии умножат пшеницу. Воззовут, ибо воспоют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010