А.М. Величко Внединастический император XX. Фока-Узурпатор (602–610) Глава 1. Тиран и палач Наше повествование не претендует на то, чтобы называться «Историей Византийской империи». Поэтому мы не обязаны предаваться детальному описанию времени царствования человека, который, пожалуй, единственный из числа всех византийских императоров, бывших до него и царствовавших впоследствии, снискал такую страшную славу. И ранее случались императоры, известные своей жестокостью и ограниченные знаниями. Нередко в истории Римской империи на царском троне сидели узурпаторы, порой государство страдало от лиц, к которым нельзя отнести слова о личном благочестии и добронравии. Но, наверное, единственный раз за всю историю римского государства в лице Фоки сошлись все самые неприязненные черты характера, усугублённые тем, что этот человек не имел никаких прав на царский престол и омрачил начало своего царствования казнью законного царя и его семейства. Такого христианская Империя ещё не знала, но 14 ноября 602 г. жители столицы искренне радовались новому монарху, даже не догадываясь, что их ждёт впереди. Нельзя сказать, что внешний вид нового самодержца вызывал к нему симпатию. Это был уже далеко не молодой человек, всю жизнь прослуживший в армии в гарнизонных частях и достигший звания среднего командира – центуриона. Фока имел невысокий рост, широкую грудь и безобразное лицо, которое ещё более уродовал старый шрам от раны, нанесённой мечом. Когда он раздражался, рана открывалась и чернела, чем ещё более ужасала окружающих. Рыжеволосый, свирепый по характеру, грубый и резкий в обращении, лишённый всякого образования, своевольный наглец и прирожденный убийца, он мало походил на облик Римского императора, каким его привык видеть самый просвещённый и цивилизованный народ современности 526 . Помимо прочих недостатков, этот тиран был чрезвычайно женолюбив. Получив власть, он предался домогательствам жён высших сановников и некоторых из них обесчестил 527 . Рассказывают, что спустя некоторое время один святой подвижник Православия, имеющий дерзновение обращаться к Нему с мольбами, возопил: «Господи Боже! Чего ради Ты прогневался на народ Свой и послал такого царя – тирана? За что такое наказание? Чем провинился народ Твой, что Ты предал его во власть кровожадного волка?». И было откровение этому святому от Бога: «Я старался найти царя похуже, чтобы наказать народ за его своеволие и грех , но не смог найти никого хуже Фоки. Ты же впредь не искушай судеб Божьих!» 528 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колика бо зла претерпе от иудеи нас ради грешных? И 599 не точию не прогневася на ня, но и моляшеся за них Отцю, глаголя: Отче, отпусти им грех сей. И вси же 600 святии, сим путем шествовавше, обретоша благодать, еже не точию не воздааху зла оскорбившим, но и благо им творяху, и моляхуся о них, и покрывааху недостатки их, радующеся о исправлении их 601 , егда в чувство зол своих 602 прихождаху, и любовию и милование тех наказовааху. Пятый помысл печалный Не мал есть нам подвиг на дух скорбный, понеже вметает душу в погибль и нечаяние. И аще скорбь человеческа 603 от человек 604 будет, благодушно претерпевати подобает и за оскорбивших молитися, якоже и преже реченно бысть, ведяще известно, яко не без Божия промысла 605 вся нам случаются, и вся на ползу посылает нам Бог и на спасение душам нашим, аще и в настоящее время не мнится нам полезно, но послежде известится, яко тако полезно есть, яко же Бог строит, а не яко же мы хощем. Сего ради не подобает человеческими соотводитися помыслы, но вседушно веровати, яко всевидящее Божие око вся 606 зрит, и без Его воли ничто же может быти нам, и ради милости своея сия посылает нам, да искусившеся в сих и претерпевше венчаны будем от Него, понеже без искушений 607 никтоже венчан бысть когда. Того ради о сих всех благодарение Господеви возсылати, яко 608 Благодавцу и Спасителю нашему. Уста бо присно благодаряще 609 благословение 610 приимут от Бога, и в сердце благодаряще впадает благодать, глаголет святый Исаак. Сохранятижеся от роптания на оскорбивших, понеже убо той же глаголет: вся немощи носит Бог человеку, присно же ропщуща не терпит, аще не покажет его. Подобает же имети нам скорбь полезну, еже о гресех с надежею благою к Богу покаянием, ведяще известно, яко несть грех побеждаяй человеколюбие Божие, но 611 вся пращает кающимся и молящимся. Сия убо скорбь с радостию размешена бывает и ко всякому благу усердна сотворяет человека и ко всякой болезни терпелива. Скорбь бо 612 по Бозе, рече апостол, покаяние во спасение неотложно содевает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

601. Прим. 358; 1 аор. изъяв. накл. 602. ς – сила; др. поэт. сл. (­лат. vis); здесь вин. п- να. Благодаря ошибке греч. текста в правописании этого слова (να), славянские переводчики приняли его за союз να – чтобы и, не взирая на дальнейшее изъявительное «разрушил» на невозможность при этом глаголе дополнения в род. п., перевели; «да (чтобы) разрушить», благодаря чему в слав. пер. не получилось в целой песни ни одного главного предложения, а все придаточные. 603. ВК. 79, 482. 604. ψοχοφθρος – портящий, губящий душу, жизнь, убийственный; др. – поэт, сл. (в орфических гимнах). Диавол. 605. 38, 31; действительн. зал. 606. τθημι – класть, делать, приготовлять. 607. προσηνς – приятный, ласковый, удобный. 608. τν τεκντα – прич. аор. от τκτω РБ. 54, 126, Весьма знаменательно, что к Богу приложен такой глагол. 609. λας – ВК. 34, 39. 610. μαυρω – делать неясным, помрачать, ослаблять (α – для благозвучия, μαδρς – мавр). 611. μεο’μραν – у класс. – днем; но здесь д. б. в смысле «исполнения времен», назначенного Богом дня (Гал. 4, 4). 612. Ис. 9, 2. 613. νω – вверх, вверху, с членом (как здесь) – верхний, поздн. – небесный. 614. φρυκτωρα – подача сигнальных огней (φργω – сушить, жарить; φρυκτς – куча хвороста зажигаемая для подачи сигнала, и ρω – видеть). Образ, усиливающий понятие сияния для людей, сидевших во тьме. 615. ВК. 34, 39. 616. κλρος – жребий, наследство, надел, владение. 617. νμω – делить, уделять. 618. απρρητος – запрещенный, несказанный, тайный; сильнее, чем не только РБ. 79. 269, но и РВ. 79, 271. 619. κεσε – туда. 620. πλεστον – превосходн. ст. πολς – многий. 621. ζανθω – расцветать, выступать наружу. 622. Римл. 5, 20. Для язычества т. о. рождество Христво сделало более, чем для евреев: тех просветило, этих особенно приблизило к Богу и облагодатствовало. 623. ВК. 76, 425. 624. εμβρυον – зародыш. 625. νλιος – морской, приморский (εν – в, λ – соль, поэт. – море); др. – поэт, сл., в прозе поздн. 626. πεμω – выплевывать, извергать; др. – поэт. сл., в прозе поздн. Др. – слав. все: «Утробу Ионы младенца не вреди»...

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

597 Eth 1.3.82—86. См.: Часть II. Святая Евхаристия. Пр. 4. 598 Сар 1.51—52; Cat 28.403—410 599 Eth 3.203—205; 243—253. 600 Eth 3.257—263. 601 Eth 3.375—385. 602 Eth 3.399—402. 603 Eth 4.424—429. 604 Eth 4.856—861. 605 Eth 4.249—259. 606 Eth 4.260—269. 607 Eth 4.917—924. 608 Eth 5.184—193. 609 Eth 5.114—125. 610 Eth 5.212—214. 611 Eth 5.246—249. 612 Eth 9.239—245. 613 Eth 9.246—248. 614 Eth 9.303—305. 615 Eth 9.380—387. 616 Eth 9.390—407. 617 Eth 10.88—93. 618 Eth 10.697—713 619 Eth 10.813—821. 620 Eth 10.751—753. 621 Eth 11.157—186. 622 Euch 1.59—62. 623 Euch 1.152—154. 624 Euch 1.181—195. 625 Euch 1.196—211. 626 Euch 2.196—207. 627 Euch 2.208—224. 628 Euch 1.232—237. 629 Hymn 28.1—23. 630 Hymn 28.73—83. 631 Hymn 41.101—114. 632 Hymn 42.74—84 633 См.: Часть IV. Видение света. Прим. 71. 634 Hymn 42.120—125. 635 Hymn 55.82—92. 636 Hymn 50.91—109. 637 Hymn 23.13—19. 638 Hymn 23.122—128. 639 Hymn 23.267—268. 640 Hymn 23.319—326. 641 Hymn 23.346—354. 642 Hymn 23.394—414. 643 Hymn 23.517—520. 644 См.: Часть I. Братолюбивый Нищий. 645 Cat 22.88—104. Речь идет о его духовном отце, Симеоне Благоговейном, который дал ему наставление о молитве и книгу Марка Монаха. 646 Cat 22.165—168. 647 Cat 22.109—116. 648 Это происходило около 976—977 гг., когда пр. Симеону было, очевидно, двадцать восемь лет. 649 Cat 22.312—320. 650 Cat 16.54—57. 651 Cat 16.78—107. 652 Cat 16.108—122. 653 Cat 16.127—136. 654 Можно заметить разительное сходство между этим рассказом пр. Симеона, что «Он излучает свет, как солнце, и я постигаю, что все создание содержится в нем ( συνεχομνην )» и описанием пр. Венедикта: «omnis etiam mundus velut sub uno solis radio collectus». Оба святых одинаково отмечают космический аспект видения света. Мы не думаем, однако, что существовало какое-нибудь прямое литературное влияние пр. Венедикта на пр. Симеона: описание пр. Симеона слишком живо, слишком лично, чтобы быть заимствованным, особенно в подробностях. См. интересную статью Dom Emmanuel Lanne O.S.B. «L " interpretation Palamite de la vision de Saint Benoit».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

в 1902 году. – С. 11). На дне овальной в плане гробницы (2,04 х0,53 м, глубина 0,57 м), вырезанной в глинистом пласте на глубине 0,75 м и засыпанной землей, в 1907 г. был открыт костяк, в ногах которого стоял одноручный глиняный кувшинчик «очень грубой работы», а в районе таза лежали монеты Константина VII и Романа II (подр. см.: Отчет за 1907 год. – Л. 16 об., 18 об., 20, 40, 42, 69, 71, 74, 89,95, 98, 104105, 106; Косцюшко-Валюжинич Κ. К., Скубетов М. И. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1907 году//ИАК. – 1911. – Вып. 42. – С. 19–85). Монета Льва VI и Александра (912–913) была найдена и в насыпи над могилами около Карантинной бухты, рядом с монастырским скотным двором (Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К. К. Косцюшко-Валюжинича за 1896 год//ОАК за 1896 год. – СПб., 1898. – С. 193), а в насыпи некрополя на месте скотного двора оказалось 9 монет «византийского периода... от Юстиниана до Романа II» (Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1905 году. – С. 114). Наличие единичных монет Юстиниана I, Тиверия Константина (578–582), Маврикия (582–602), Ираклия (610–641), Льва VI (886–912), Василия I (867–886), Романа I (920–944), Константина VII (913–959), Романа II (959–963) и Василия II (976–1025), не считая многочисленных неопределенных, сильно стертых, зафиксировали здесь и в ходе раскопок 1908–1910 гг. (Репников Н. И. Дневник... – С. 183; Лепер P. X. Дневники... – С. 190, 193, 214, 216, 241, 243, 250). 1476 Ср.: Русские древности в памятниках искусства, издаваемые графом И. Толстым и Н. Кондаковым . – СПб., 1891. – Вып. 4: Христианские древности Крыма, Кавказа и Киева. – С. 24; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 250–266. Переоборудование в XI в. длинного склепа у Карантинной бухты, недалеко от «цитадели» под жилье, на что указывает устройство в его восточной части печи, находки множества обломков красноглиняной посуды, верхней части поливной чаши на ножке, монет Романа II (959–963) и Василия II (976–1025), не типично (Лепер P.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впервые опубликовано в журнале «Христианское Чтение» за 1913 г. Май. С. 573-596; Июнь. С. 726-746. 592 Заглавие в «Revue Internationale de Theologie». 24 Heft. 1898. S. 681: «Thesen fiber das «Filioque». — Von einem russischen Theologen. — Vorwort». «Vorwort» дакже в рукописи В. В. Болотова. Страницы «Revue» отмечены далее в настоящем издании цифрами на полях (В нашем издании — в квадратных скобках по; -тексту. — Ред.). 593 На поле рукописи: «Конечно, не Person. Theologen не будет ли надлежащее, как самое скромное?» В переводе стоит (S. 681): «Die hier folgenden Zeilen enthalten bloss die Privatmeinung eines einzeinen Theologen». 594 Архиепископу Финляндскому (потом митрополиту Петербургскому): Антонию, профессору А. Л. Катанскому и затем, вероятно, протопресвитеру < И. Л. Янышеву. 595 На поле: «refondues». 596 «scheint nicht scharf genug zwischen Dogma und theologischer Meinung zu unterscheiden». Ср.: Янышев П. И. Указ. соч. С. 29. 597 Сначала было написано: «русского богослова», но потом красными чернилами поставлено в скобки и сверху написано: «одного из них». В переводе: «auch ich (als solcher)». 598 mitzureden. 599 «В действительности — иначе» нет в немецком печатном тексте. 600 Theologumenon. Так везде и далее (мн. число Theologumena). Во «Введении» и «Тезисах» везде по–гречески. 601 theologische Meinung. 602 Курсив здесь и в большинстве случаев далее лишь в немецком переводе. 603 На поле: «или тех, среди которых стоят и те мужи??» В переводе (S. 682): Manner, unter denen auch die mit Recht ο διδσκαλοι της οικουμνης ge-nannten sich befinden». 604 В переводе: «sehr hoch». 605 scharf genug. 606 das Wahre. 607 des(r) Theologumenon(a). 608 nur ein (das?) Wahrscheinliches. В переводе (S. 682): «der Inhalt des Theologumenons nur das Wahrscheinliche». 609 На поле: «sachverstandige???» В переводе: «kein Sachverstandiger». 610 theologischen Privatmeinung. 611 На поле: «souveraint Macht?» Так и в переводе. 612 На поле: «стечением». 613 eine Auseinandersetzung с этим Theologumenon. 614

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

1768 Ibid. S. 281. Cp. Logik. I, S. 583 f. («Немецкое слово «Ursache» яснво указывает на первоначальное значение причины как ur-sache; причина и следствие здесь Gegenstand und… Handlung). 1770 System. 287. Cp. Logik I, S. 602: «Nun sind wir davon ausgegangen, dass weder die Ursache noch die Wirkung als Dinge, sondern dass beide als Vorgänge aufgefasst werden müssen, da…». 1772 Sigwart. Logik, II S. 175. Предполагая за Вундтом учение о чистой актуальности без отношения к материальному субстрату, Sigwart говорит: «Der Satz, dass die Causalität nur auf Ereignisse oder Vorgänge, nicht auf Dinge sich beziehe, ist also in dieser abstracten Fassung nicht durchführbar». Вундт, однако, считает это просто недоразумением, так как он не отрицал того, что материальный субстрат всегда мыслится при причинных явлениях и в актуальном смысле. Вундт указывает, что возражение Sigwart’a относительно того, что «у Вундта кроме величины ускорения в понятии силы ничего не утверждается» (Log. 175) несправедливо, т.к., если механика и отвлекается от масс читая силу прямо пропорциональной только вторым частным производным дифференциалов осей по временам, то это возможно при абстрактных исследованиях механики, но что при действительном исследовании природы сила всегда считается пропорциональной массе, умноженной на ускорение. (Wundt: Psychische Causalität. Philos. Stud. X. S. 24). Отрывок из Sigwart’a мы цитировали по Вундту (там же). 1774 Ibid., S. 287. Cp. Logik I, S. 610: «Die Zurückführung der Causalität auf den Erkenntnissgrund würde dann, aber auch nur dann berechtigt sein, wenn die Ursachen als Prämissen benützt werden könnten, aus denen ohne Rücksicht auf bestätigende Beobachtungen die Wirkungen zu erschliessen wären». 1778 System, S. 301: Lautete der einstige Grudsatz der empirischen Wissenschaften: «keine Causalität ohne Substantialität»,… so lautet der heutige Grundsatz umgekehrt: «keine Substantialität ohne Causalität " … 1780 См. R. Grünbaum. Zur Kritik der modernen Causalanschauungen. Archiv f. s. Phil. 1899 . Grünbaum приводит здесь указанное нами различие между Вундтом и Sigwarm’oм: «…Keine Substantialitat ohne Causalität, sagt Wundt; keine Causalität ohne Substantialitat, sagt Sigwart» (s. 351). (По отношению к общему учению о причинности, Grünbaum ставить Вундта наравне с Riehl’eм и называет точку зрения обоих как «критический сенсуализм-рационализм-эмпиризм» (s. 327).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кремль.  Большой Кремлевский Дворец. Александровский Зал. Вход по специальным приглашениям. ПРОГРАММА I СЛАВЯНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОРУМА «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ» http://www.zolotoyvityaz.ru/content/view/610/171/ ПРОГРАММА I СЛАВЯНСКОГО ЛИТЕРАТУРОГО ФОРУМА «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ» http://www.zolotoyvityaz.ru/content/view/607/171/ ПРОГРАММА I СЛАВЯНСКОГО ФОРУМА «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ» ИСКУССТВ В РЕГИОНАХ http://www.zolotoyvityaz.ru/content/view/602/198/ В программе возможны изменения. Следите  за информацией на сайте www.zolotoyvityaz.ru   Пресс-центр: Центральный Дом кинематографистов (ул. Васильевская д. 13). Т/ф. 8 (495) 251-63-14, 8 (903) 206-38-70, 8 (926) 223-54-72. pressazv@yandex.ru, przolotoyvityaz@gmail.com Директор по организационным вопросам и рекламе СФИ «Золотой Витязь» Якунин Дмитрий Пресс-секретарь СФИ «Золотой Витязь» Ретунская Елена Пригласительные билеты можно получить: В штабе СФИ «Золотой Витязь» (Андреевская, наб. д. 2, корп. Б). Тел. 8 (499) 135-74-00 В Союзе кинематографистов России (ул. Васильевская, д. 13) В Центральном Доме литераторов (ул. Б. Никитская, д. 53) В Доме Русского Зарубежья им. Александра Солженицына (ул. Нижняя Радищевская, д. 2). В галерее А.М. Шилова (Знаменка, д. 5) В кинотеатре «Художественный» (Арбатская пл, д. 14) В Союзе писателей России (Комсомольский проспект, д. 13) В Международном фонде Славянской письменности и культуры (Б. Черниговский пер, д. 9/13) В книжном клубе «Славянофил» (Б. Предтеченский пер, д. 27). Тел. 8 (495) 605-08-58 На православных выставках ВВЦ (69 и 70-й павильон) И на других культурных площадках г. Москвы Электронные билеты на мероприятия СФИ «Золотой Витязь» можно скачать на сайте www.zolotoyvityaz.ru По организационным вопросам просьба обращаться к директорам Форумов: Исполнительный директор XIX Международного кинофорума «Золотой Витязь» Костюченко Алексей Викторович. Тел. 8 (910) 451-60-83 Директор I Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь» Полукарова Наталья Николаевна. Тел. 8 (916) 370-87-95, e-mail: sochi-zima@mail.ru

http://pravmir.ru/utverzhdena-svodnaya-p...

2435 . Hrochova V Some Specific Feature of Byzantine Cities//Byzantinoslavica. – 1994. – Т. 55. – P. 347–359 (очерк об основных чертах и функциях византийского города). 2436 . Hussey J. M. The Orthodox Charch in the Byzantine Empire. – Oxford, 1986 (ставшая классической монография, которая основательно знакомит с внутренней организацией византийской Церкви и ее основными составляющими – клиром, монашеством и мирянами). 2437 . Iconoclasm/Ed. A. Bryer, J. Herrin. – Birmingham: Centre for Byzantine Studies; Univ. of Birmingham, 1977 (один из лучших сборников статей, рассматривающих различные проблемы источниковедения и истории Византии эпохи иконоборства). 2438 . Iorga N. Byzance apres Byzanse. Continuation de l’histoire de la vie byzantine. – Bucarest, 1971. – 312 p. (англояз. изд.: Byzantium after Byzantium/Transl. by L. Treptov. – Jassi, Romania; Portland: The Center for Romanian Studies, 2000. – 256 p.) (широко известная книга румынского византиниста Николау Иорга о судьбах византийского наследия). 2439 . Janin R. P. R. Constantinople byzantin. Developpement urbain et repertoire topo- graphique. – Paris: Franc. D’etud. Byz., 1950. – XXVIII, 483 p. (классическая, настольная для историков Византии книга французского византиниста Роберта Жанена о памятниках и топографии Константинополя; переиздана в 1964 г; см. рец.: Банк А. В. – ВВ. – 1953. – Т 7. – С. 314–318). 2440 . Janin R. R. R. La geographie ecclesiastique de l’Empire byzantin. Part 1: Le siege Constantinople et le patriarcat oecumenique. Vol. 3: Les eglises et les monasteres. – Paris: Inst. Franc. D’etud. Byz., 1953. – XVIII, 610 p. (о византийских храмах и монастырях в свете церковной географии и топографии). 2441 . Jannopulos P. A. Societe a profane Byzance au VII, VIII et IX-e siecles. – Paris, 1972 (одна из лучших монографий об истории Византии» в «темные века», написанная видным греческим византинистом П. Яннопулосом). 2442 . Jones A. H. M. The Later Roman Empire. 284–602. A Social, Economic and Administrative Survey. – Oxford: Blackwell, 1964. – Vol. 1–2. – 1068 p.; Vol. 3. – 448 p. (наиболее полная, энциклопедичная по охвату работа известнейшего английского историка А. Джонса по позднеримской – ранневизантийской истории).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Седикова A.B. Керамическое производство и импорт в Херсонесе в IX в.: Автореф. дисс .... канд. ист. наук. – М., 1997. – С. 15; Седикова A.B. К вопросу о времени появления византийской поливной посуды в Херсонесе//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 648–649, тип II; ср.: Айбабин А.И. Этническая история... – С. 197). Между тем А.Л. Якобсон полагал, что искусство поливной керамики появилось в Константинополе «не ранее второй половины IX в.» (Якобсон A.A. Средневековый Крым. – С. 68). Однако надо заметить, что за последнее время представления о времени начала производства и использования такой посуды значительно «помолодели». Самые ранние поливные белоглиняные сосуды с врезным (гравированным) орнаментом (группа Glazed Wnite Ware I) Дж. Хейс, основываясь на материалах из р аскопок в константинопольском квартале Сарахан, относил к VII в., а более поздние – с растительным, геометрическим орнаментом, изображением рыб – к VIII – первой половине IX в. (Hayes J. Excavations at Sarachane in Istanbul//Journal of Roman Archaeology. – 1994. – Vol. 7. – P. 512–519). Таким образом, поливная керамика археологически зафиксирована в Константинополе без каких-либо лакун в слоях так называемой раннеисаврийской стадии с монетами от Фоки (602–610) до Константина IV (668–685), позднеисаврийской – с монетами Юстиниана II (685–695,705–711), Константина V (741–775), Льва IV (775–780); раннемакедонской – с монетами Никифора I (802–811), Льва V (813–820), Феофила (829–842), Василия I (867–886). Мало того, новейшие результаты раскопок в Югославии позволили установить существование византийской поливной керамики в период между V и VIII вв. (Spieser J. – M.La ceramique byzantine medievale 11 Hommes et rechesses dans l’Empire byzantin. T.2: VIIIe–XVe siecle/Ed. V. Kravari, J. Lefort, C. Morrisson. – Paris, 1991. – P. 250). Причем пока необъяснимо, почему ранние образцы такой керамики встречаются во внутренних районах и буквально единичны в находках вдоль далматинского побережья и в местных портовых центрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010