Но, в конце концов, и сами армия изнемогла, произошел военный заговор, и император был убит. Ему на смену пришел узурпатор Фока, который царствовал всего 8 лет (602-610 гг.) — и эти годы были настоящей агонией старой империи — позднеримской или, если хотите, ранневизантийской. В церковном отношении как Маврикий, ток и Фока были православными императорами, но даже приверженность православию этого последнего — Фоки выразилась в диких формах кровавых гонений не только против монофизитов, но и против всех неправославных, вплоть до самарян и иудеев, Ненавидимый всеми Фока только в Риме нашел горячую поддержку. По-видимому террористические методы утверждения православия импонировали тогдашним римским настроениям. Террор Фоки был направлен, прежде всего, против аристократических фамилий. Аристократия и так достаточно пострадала от вражеских нашествий, которым подверглась большая часть империи, и теперь Фока ее добивал. Падение кровавого режима Фоки было началом нового периода византийской истории. Фока погиб в результате восстания, возглавленного карфагенским военачальником Ираклием, который и стал его преемником на константинопольском престоле, Император Ираклий, основатель новой династии — один из самых значительных византийских государей. Царствование его продолжалось с 610 до 641 года — более тридцати лет. Поскольку прежняя социальная структура империи распалась, Ираклий дал ей новую основу, новый принцип организации. Отныне административная система была военной, а социальной базой государства стали мелкие земельные владения. Часть свободных крестьян, объединенных в общины, составили основу новой армии. Если прежняя армия была наемной, и в силу этого — ненадежной, новая армия, не менее профессиональная, опиралась на мелкие крестьянские хозяйства, воины получали земельные наделы, за что они обязывались государству военной службой, а наделы эти обеспечивали им не только пропитание семьи, но и военную экипировку в случае призыва в армию во время боевых действий. Царствование Ираклия совпало с величайшими военными опасностями: с севера империи угрожали славяне, которые после падения императора Маврикия почти беспрепятственно захватили всю Грецию вплоть до Пелопонесского полуострова, а с востока вторгались персы.

http://sedmitza.ru/lib/text/434187/

В одной из рукописей хроники Георгия Кедрина сообщается, что И. побудил имп. Василия I украсить росписями ц. Сергия и Вакха в К-поле ( Cedrenus G. Comp. hist. 1839. Vol. 2. P. 238). Эти мероприятия, очевидно, можно рассматривать в русле антииконоборческой политики, следование к-рой делало И. преемником по отношению как к Мефодию, так и к Фотию. Ист.: Mansi. T. 16. P. 209-294, 308, 425-436; Theoph. Contin. P. 657; Georgius Monachus. Vitae recentiorum imperatorum// Theoph. Contin. P. 821; Scyl. Hist.; Mich. Glyc. Annales. 1836. P. 533, 544; Cedrenus Georg. Comp. hist. 1839. Vol. 2; Leo Gramm. Chron. 1842. P. 206, 235; Theodosius Melitenus. Chronographia/Ed. L. F. Tafel. Monachii, 1859. P. 164; Leo IV, papa. Epistolae//MGH. Epp. Т. 5. N 9 (P. 589), N 41 (P. 607); Nicolaus I, papa. Epistolae//Ibid. Epp. T. 6. P. 433-610 (NN 82-102); Anast. Apocris. Epistolae//Ibid. Epp. T. 7. P. 403-407 (N 5); Vita patris nostri Ignatii Archiep. Constantinopolitani (BHG, 817)//PG. 105. Col. 488-574; Vita Nicolai Studitae (BHG, 1365)//Ibid. Col. 904-908; Vita Iosephi hymnographi (BHG, 946)//Ibid. Col. 939-975; PG. 117. Col. 124 [Минологий Василия II]; CIG. Bd. 4. Pars 40: 1877. N 8685A; Theodoros Skutariotes. Σνοψις χρονικ/Ed. K. N. Sathas. Venice; P., 1894. P. 130-138. (Bibliotheca Graeca Medii Aevi; 7); Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 402-403; Vita Iosephi hymnographi (BHG, 944)// Papadopoulos-Kerameus A. Monumenta graeca et latina ad historiam Photii patriarchae pertinentia. St.-Pb., 1901. T. 2. P. 1-14; Die Kanonessammlumg des Kardinals Deusdedit/Hrsg. V. Wolf von Glanvell. Paderborn, 1905. S. 603-610 (N 428-431); Симеон Метафраст. Списание мира от бытия: Слав. пер. хроники Симеона Логофета/Под ред. И. В. Срезневского. СПб., 1905. С. 90, 101, 103; Продолжение хроники Георгия Амартола по Ватиканскому списку 153// Истрин В. М. Книги временные и образные Георгия Мниха: Хроника Георгия Амартола в древнем славянорус. переводе. Пг., 1922. T. 2. С. 3-65; LP. Vol. 2. P. 155, 165; Vita Irenae Chrysobalanton (BHG, 952)//ActaSS. Iul. T. 6. P. 602-634; Passio et inventio X martyrorum Constantinopolitanorum (BHG, 1195)//ActaSS. Aug. T. 2. P. 434-447; Vita Blasii Amoriensi (BHG, 278)//Ibid. Nov. T. 4. P. 657-669; Vita S. Euthymii (BHG, 651)/Ed. P. Karlin-Hayter//Byz. 1955-1957. Vol. 25-27. P. 8-152, 747-771; SynCP. P. 158; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 76; AHG. Vol. 2. P. 274-283; Gouillard. Synodikon. P. 53; Iosephus Genesius. Reges/Rec. A. Lesmüller-Werner, I. Thurn. B., 1978; Phot. Ep. 1984. Vol. 2. P. 48-61 [Ep. 174]; Oikonomides N. A Collection of Dated Seals. Wash., 1986. P. 51-52; Шандровская В. С. Византийская сфрагистика//Византия и визант. традиции: памятники из фондов Эрмитажа и Русского музея. Л., 1991. С. 77; Symeonis Magistri et Logothetae Chronicon/Rec. S. Wahlgren. B.; N. Y., 2006. P. 235, 239, 245, 262-265. (CFHB; 44/1).

http://pravenc.ru/text/293393.html

а) Номоканон в 50-ти титулах, 15 образовавшийся из соединения упомянутых выше сборников (канонического в 60 тит. и гражданского в 87 гл.) И. Схоластика. В каждом титуле церковные правила и гражданские законы о церкви соединены вместе (церковные правила в цитатах цифрами, а гражданские законы в полном тексте). Составитель этого Номоканона неизвестен; думают, что он составлен был уже после смерти И. Схоластика (по мнению Цахариэ, в царствование имп. Маврикия 682–602). Номоканон в 50 тит. был у греков во всеобщем употреблении. б) Как из соединения канонического и гражданского сборников И. Схоластика образовался Номоканон в 50 тит., так из канонической синтагмы в 14 тит. и гражданского сборника, известного под именем Collectio tripartita, образовался знаменитый Номоканон в 14 тит., при чем работа автора состояла в том, что в титулы и главы систематического указателя в 14 тит. он поместил соответствующие места институций, дигест, кодекса и новелл. Составитель Номоканона неизвестен. Время составления его, по мнению Цахариэ, относится к царствованию ими. Ираклия (610–641). Номоканон в 14 тит. дошёл до нас не в первоначальном своём виде, а уже в позднейшей переработке знаменитого патриарха Фотия (883). Дополнения, сделанные Фотием, незначительны; он прибавил только правила бывших после первого издания Номокапона соборов: Трулльского (692), Никейского II (787) и двух Константинопольских по делу Фотия 866 и 879 гг. Номоканон Фотия пользовался в греческой церкви особенным уважением, и знаменитый Вальсамон, написавший комментарий на этот труд, удостоверяет, что он мало по малу вытеснил ив употребления все остальные канонические сборники. Со введением на Руси христианства, Фотиев Номоканон в 14 тит. перешёл и к нам в Россию. С изданием этого Номоканона, канонический кодекс греческой церкви достиг полного своего развития, так как заключал в себе все признанные на Востоке вселенские соборы, важнейшие поместные и послания наиболее выдающихся отцов церкви, а также законоположения светской власти по церковным делам. §11. Сокращённые канонические сборники – т. наз. Синопсисы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

В одних рукописях этот новый сборник носит название Законных постановлений, согласующихся с предлежащими канонами» (Τ συνδοντα νομιμα τν προκειμενων καννων), в других «Начертания 50 титулов» (ϒποτυπωσις τν ν» τιτλων), 779 в-третьих «Номоканона в 50 титулах». Последнее название в настоящее время общепринято 780 . Оба сборника Схоластика при соединении их в номоканон подверглись некоторым изменениям. Разделение на 50 титулов и заглавие каждого титула удержаны: но после заглавия поставлены только числа, указывающие на каноны, т. е. только название канонов и цифровые цитаты; полный же текст их опущен. После цифровых обозначений канонов поставлены (как τ συνδοντα νμιμα) соответствующие главы из другого сборника, т. е. из сборника в 87 главах. Предисловие этого последнего сборника («Во славу великого Бога» и проч.) помещено в самом начале первого титула. Все главы этого последнего сборника, которых составитель не сумел распределить в титулах номоканона, в числе 22 (21) были прибавлены им в конце в виде особого приложения под заглавием: «Другие главы того же нового постановления (той же новеллы)» (τερα καφαλαια τς ατς νεαρς διατξεως) 781 . Отсюда видно, что главным источником, откуда заимствовал светские постановления составитель номоканона, было собрание в 87 главах. Но кроме того он прибавил в соответствующих местах несколько извлечений из Дигест в обработке Дорофея, из Кодекса в обработке Исидора и новелл в обработке Афанасия 782 . Некоторые титулы вовсе не имеют светских законов. Кто был составитель рассматриваемого номоканона в 50 титулах, не известно 783 . 7. Место и время составления номоканона. – Цахариэ полагает, что этот номоканон составлен в Антиохии, где преимущественно был в употреблении канонический Свод И. Схоластика; и кроме того составитель пользовался, как видно, только трудами Беритских и Антиохийских правоведов. Бинер 784 и Геймбах 785 время составления его относят приблизительно к царствованию Иустина или Тиберия и полагают, что во всяком случае он составлен раньше царствования императора Ираклия (610–641); Цахариэ же прямо относит его к царствованию императора Маврикия (582–602) 786 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

592 А сверх тово, 593 тое нашу православную християнскую 594 веру свидетельствовали вселенские 595 патриархи и все 596 палестинские власти не в одно время, и они 597 до конца у нас в руской земли благочестивое истинное православие 598 похвалили, и писанию предали, и печатми царскими и руками своими то писание утвердивше, в соборной и апостольской церкви положили, якоже в прежде реченной книге, глоголемой Кормчей, 599 о сем свидетельствует, и хотяй сего подлинно уведати, сам да смотрит тамо. И понеже, 600 государь, зависть не весть предпочитати полезнаго и николиже 601 оставляет познати истинны, те 602 греческие 603 учители и Никоновы ученицы, завистию подвижими, 604 тех вселенских прежних патриарх 605 богодухновенное на нашу 606 истинную православную веру свидетелство положили нивочто. 607 А им, государь, грекам православная християнская вера по се время изронить 608 недивно: понеже живут 609 толико множество лет посреде безбожных и поганых турков, во всяком озлоблении и неволе, и православную веру 610 держат дни своя окупаючи, 611 и многие монастыри и церкви Божии у них стали в конечном раззорении. А книги 612 , государь, у них греков, кои прежняго благочестиваго исправления были, 613 после цареградцкаго взятия отняли 614 рымляне и перепечатали у себя, по своему латынскому обычаю, и те им свои латынские книги роздали, 615 а их 616 греческие книги все огнем сожгли. И 617 о сем свидетельствует в книге своей блаженный Максим Грек . А у нас благодатию Христовою по се время того не бывало. 618 А которые, государь, старые книги у них, греков, ныне еще есть, и те книги от еретиков 619 многие испорчены, насеяно в них много худых плевел: понеже во время тех старых книг в греках еретиков и богохулников и иконоборцов было много. 620 Да и нам, 621 государь, те их греческие 622 книги ныне стали всем явны, что они не исправны и от еретиков 623 испорчены: понеже, государь, в руских наших печатных книгах до сего времени, покаместа 624 с греческих книг не печатали, никоторые посылки 625 и зазоры не было; а как почали 626 печатать из греческих переводов, и в тех новых руских печатных книгах объявилось 627 много худых и богохулных и непотребных речей, ихже вкратце вмале тебе, великому государю, в сей челобитной выше сего изъявихом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

найпаче на благаго выну человека, Ибо завидением о том всегда тщится, да человек от неба во ад низвалится. Убо ты, человече, по вся дни блюдися, главу его попрати всеприлежно тщися. Предвари ты онаго главу сокрушити, еже есть, грех вначале с сердца изтребити, Да не он, вселся в сердци 599 , тебе 600 одолеет, ему же сущу тамо, едва кто довлеет, Кое же истребити 601 , тем 602 начало 603 требе, яко главу змиеву, попирати тебе. 2 604 Демон проклятый змий ся нарицает, яко ядом си душы убивает, Сиречь, советом на дела лукава, полна злых лестей проклятая глава, И яко змиин тогда вид прияше, егда 605 в Едеме прабабу прелщаше. Змий же есть ветхий, ибо 606 лета многа язвляет люте рабы жива Бога. Седмь уже тысящь лет род наш 607 читает, яко покоя от змия не знает. Еще во рай нача ны гонити, а еще и днесь хощет поглотита. О коль есть хитрый, кто изрещи может? Той его гонзнет, кому Бог поможет. Вся искушений зело роды знает, вся лести ковы в себе соблюдает. Чрез саму древность 608 злобе приучися, всяк человече, от него блюдися. Петр святый о нем всем нам извещает 609 , яко, аки лев гладный 610 , окружает, Некий, кого бы возмогл поглотити, во пищу себе грехом сотворити. Многообразно обыче прелщати, всякими виды 611 ко греху склоняти. Пред очи ставит лица украшенна, да творит сердца теми уязвленна, Да к делу скверну может преклонити, тако чистоту честную растлити. Сладкия гласы в ушеса въпущает 612 , христианскую твердость умягчает, Да, разъслаблшеся 613 , въдаемъся 614 во сласти и последуем вождению страсти. Гортани сладость брашен представляет и вина въкусом 615 к пиянству възбуждает 616 , Да, насыщшеся, раби чреву будем, вся же создавша Господа забудем. Обонянию воню услаждает, ко излишеству тоя прилуждает, Да благостию 617 тоя усладимся 618 , от благ нетленных к тленным обратимся. Осязанию мягкость 619 представляет, острыя в сердце 620 тем стрелы пущает, Даже, кто мягку прикоснется телу, едва возможет мысль имети целу. Сквернословию язык научает, на лжи, клеветы, хулы наставляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

600 Рукоп. 276, она же прежде обозначалась Она принадлежит к числу рукописей еще не описанных. 601 Рукоп. Моск. Публ. Музея, 1620 из собрания Беляева под названием: «Записная книга жалованных и других грамот Московского митрополичего двора с 1391 по 1611 годы». 602 Рукоп. Москов. Синод, бывшей Патриар. библ. 562, л. 427. Рукопись неописанная. Эта рукоп. ранее обозначалась 164. Она носит название Сборника посланий российских митр. Грамота напечатана к Актам Юридич. СПб. 1838 г. 360, 385, от 23 января 1523 года. Здесь же (стр. 386) напечатана посыльная грамота м. Даниила Торопецкому наместнику. 603 Рукоп. Синод, библ. 562, л. 426–427. Они напечатаны с самой этой рукоп. в Актах Истор., т. I, 129, 191, 1522–1533 г. 604 Рукоп. Синод, библ., 276, л. 159, Рукоп. Моск. Публ. Музея 1620 из собрания Беляева, л. 160. Упоминание есть у Горчакова. См. О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода, СПб. 1871 г. 73 приложений. 605 Рукоп. Москов. Публ. Музея, 1260, л. 157. Рукоп. Синод, биб. 276, л. 155–156. У Горчакова см. 37–38 приложений. 608 Рукоп. Москов. Синод. Библиот., 276, л. 367, от 7035 года апреля 3 дня. Рукоп. Москов. Публич. Музея 1620. л. 406. Напечатана в Актах Археограф. Экспед., т. I, 74, IV. 609 Рукоп. Москов. Синод, библ. 276, л. 256. Рукоп. Москов. Пуб. Музея 1620, л. 263–265. от 7030 г., июня 29. 610 Рукоп. Москов. Публич. Музея, из собран Большакова, 24, под названием: «Доброходный вертоград», XVIII века, л. 15. В рукописи принадлежащей графу А. С. Уварову, под нааванием; «Травник» воспроизведена вся выше приведенная надпись с указанием даже на год, в который, по повелению м. Даниила, сделан был перевод лечебника, (именно 1534 г.) Рукоп. графа Уварова, в лист, 623. Перевод лечебника сделан был с печатного его издания, вышедшего в Любеке в 1482 году. Сравн. рукопись Импер. Публ. библ., отд. VI, F., 9, л. 390, том первый. Доброходный вертоград и другие древнерусские лечебники напеч. В. М. Флоринским в Известиях и ученых записках Казанского университета за 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Древнейший пример такого объединения так называемой культовой ассоциации мы находим в 210–195 году до Рождества Христова 601 на острове Тера. Подобного же рода институты встречаются в Галикарнасе 602 , Лидии 603 , на Крите 604 и в Смирне 605 . «Фамильными обществами образуется переход к культовым союзам в широком смысле, к тем обществам, в которых можно указать следы фамильной взаимосвязи» 606 ... В первой лиши сюда относятся экономические ассоциации. Это, прежде всего «персональные» общества, societas, т. е. «объединение нескольких лиц на время – для достижения определенной цели» 607 . Эти цели распадались на промышленные, ремесленные, сельскохозяйственные, иногда имеющие в виду банковые операции. «От таких отношений societas был очень небольшой шаг до основания обществ с постоянной целью» 608 . Употребляя юридическую терминологию, ανος – societas – временное объединение, легко и незаметно мог перейти и перешел в ανος – Uerein, оставаясь совместно существовать с ним 609 . К хозяйственно-экономическим же обществам принадлежали имущественные, которые были обусловлены в своем появлении способом ведения государственного хозяйства в Греции, именно, системой отдачи на откуп той или другой отрасли жизни или промышленности. Этим путем были вызваны к жизни горнопромышленные общества 610 , общества с целью аренды пошлин 611 , торговые гильдии 612 и из этих последних особенно часто, в силу условий самого труда, общества корабельщиков – ναληοι, μποοι αναληροι 613 . Но несравненно больше по количеству у Греков были общества с теми или другими идеальными целями: эти общества почти поглощали собою немногочисленные хозяйственно-экономические ассоциаций. Сюда подходят: «политические, религиозные, научные и художественные общества; благотворительные, общества для возбуждения того или другого интереса, союзы и объединения должностных лиц, факультативные, цеховые общества, союзы для юридической защиты, образовательные и атлетические; нравственно-социальные (своего рода – масонские ложи) и общежительные общества всякого рода» 614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, зло, как я сказал выше, есть неведение благой Причины сущего. Это неведение, повредивши ум человеческий, ясно же открывши чувства, сделало его совершенно чуждым божественного ведения 600 и (напротив) наполнило страстным познанием (γνσεως) бытия чувственного (τν ασθητν). Обильно вкушая этого познания (ς), по подобию неразумных скотов, одним только чувством. И находя (ερν) на опыте, что вкушение (μετ’ ληψις) чувственного бытия может служить к поддержанию видимой его телесной природы, человек, конечно, как погрешивший уже в (по —38— знании) мысленной красоты божественного велелепия, принял ошибочно за Бога видимую (τν φαινομνην) тварь, обоготворивши (ее) ради пользы ее для поддержания тела, и, разумеется, возлюбил и тело свое, имеющее по природе свойство с признанной за Бога тварью, со всяким тщанием служа твари паче Создавшаго 601 (через) заботу и попечение об одном только теле. Ибо 602 не иначе кто может служить твари, как заботясь о (своем) теле 603 , подобно тому, как и Богу никто не (может иначе) служить, как очищая душу добродетелями. Совершая этому телу пагубное служение и сделавшись в отношении к нему 604 самолюбивым, человек непрерывно имел в себе действенными удовольствие и страдание, так что всегда вкушал от древа 605 преслушания, заключающего 606 в себе в чувственном (κατ τν ασθησιν) опыте смешанное познание 607 добра и зла. А если кто, быть может, скажет, что древом познания добра и зла является видимая тварь, то не погрешит в истине; ибо она предлагает (χει) —39— вкушение, естественно производящее удовольствие и страдание 608 . И еще. Так как видимая тварь имеет и духовные идеи (λγους), питающие ум, и природную силу, услаждающую чувство, а ум развращающую, то и названа она древом познания добра и зла, как предлагающая ведение добра, будучи созерцаема духовно, и зла, будучи воспринимаема телесно; ибо она становится учительницей страстей для воспринимающих ее телесно, наводя на них забвение вещей божественных 609 . Потому-то, вероятно, Бог и запретил человеку ее вкушение, отлагая его на время, дабы человек, – что было весьма справедливо, – сперва познал чрез благодатное (ν χριτι) причастие (μετοχς) 610 свою Причину и чрез такое причастие укрепил данное (ему) по благодати бессмертие в бесстрастии и непреложности 611 , (потом же), ставши уже как бы Богом в силу обожения, безвредно с дерзновением вместе с Богом созерцал Божии создания и получил ведение о них, как Бог 612 , а не человек, имея по благодати одно и то же с Богом премудрое (μετ σοφας) ведение сущего, в силу претворения ума и чувства к обожению 613 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

601 См. например: С. 356–357. Stark, R. The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation/R. Stark, W.S. Bainbridge. – Berkeley: University of California Press, 1985. – 571 p.; Oakes, L. Prophetic Charisma. The Psychology of Revolutionary Religious Personalities/L. Oakes. – Syracuse: Syracuse University Press, 1997. – 246 p.; С. 131–134. Хоффер, Э. Истинноверующий/Эрик Хоффер. – Минск: ЕГУ, 2001. – 200 с. и др. 602 См. например: Bradley, R.T. Charisma and Social Structure. A Study of Love and Power, Wholeness and Transformation/R.T. Bradley. – New York: Paragon House, 1987. – 365 p.; Wallis, R. The Social construction of charisma/R. Wallis//Social Compass. – 1982. – Vol. 19:1. – P. 25–39. и др. 603 Smith, A. We Need to Press Forward: Black Religion and Jonestown, Twenty Years Later/A. Smith. – [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://jonestown . sdsu.edu/?page_id=16595. – Дата доступа: 12.12.2014. – P. 1–16. 604 С. 42. Assmann, J. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnerung und politische Identitat in frühen Hochkulturen/J. Assmann. – München: C.H. Beck, 2002. – 344 s. 606 Parsons, A.S. The Secular contribution to religious innovation: A case study of the Unification Church/A.S. Parsons//Sociological Analysis. – 1989. – Vol. 50:3. – P. 209–227. 607 С. 80. Williams, M.A. The demonizing of the demiurge: The innovation of Gnostic myth/M.A. Williams//Innovation in Religious Traditions. Essays in the Interpretation of Religious Change. Edited by Michael A. Williams, Collett Cox, Martin S. Jaffee. – Berlin & New York: Mouton de Gruyter, 1992. – P. 73–107. 608 Oden, T.C. The New Pietism/Thomas C. Oden//New Religious Movements: A Perspective for Understanding Society. Ed. Eileen Barker. – New York & Toronto: The Edwin Mellen Press, 1982. – P. 86–106. 610 Костюченко, В.С. Классическая веданта и неоведантизм/В.С. Костюченко. – М.: Мысль, 1983. – 272 с. 611 Klostermaier, K. Will Indians Past be Americans Future? Reflections on the Caitanya Movement and Its Potentials/K. Klostermaier//Journal of Asian and African Studies. – 1980. – Vol. 15:1–2. – P. 94–103.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010