Желающий спасения должен следовать за Спасителем. Именно это в буквальном смысле слова и сделал св. ап. Матфей, которого мы сегодня чествуем. По личному его воспоминаю Господь, увидев будущего Апостола сидящим у сбора пошлин, сказал ему одну лишь фразу: «Следуй за Мною». Услышав это, он без лишних вопросов встал и последовал за Ним ( Мф. 9:9 ) в отличие от того человека, которой в ответ на точно такой же призыв сказал: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего» ( Лк 9:59 ). Мы не знаем, что Господь сказал ап. Матфею, но этому человеку было сказано прямо: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» ( Лк 9:60 ). Звучит жестко, но этого Господь требует от всех своих последователей: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» ( Лук. 14:26 ). И это не призыв к жестокости и ненависти, которым не может учить Тот, кто есть любовь ( 1Ин. 4:8 ) и кто увещевает любить даже врагов своих ( Мф. 5:44 ). Это призыв к предпочтению любви к Богу любви к родным: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10:37 ). Отсюда следует, что если совместная жизнь с родными по плоти представляет препятствие к жизни по принципам христианским, то христианин, конечно же, не должен склоняться к единомыслию с ними, а обязан разорвать с ними союз вследствие той враждебности, которая царит по отношению к нему. Заметим, ни его к ним, а их к нему. В этом смысле и учит Господь отсекать руку, ногу, вырывать глаз, которые нас соблазняют ( Мф. 5:29–30 ). Но возразят нам, если отвержение родственной любви является необходимым условием следования за Ним, когда этому следованию мешают домашние, превращаясь во врагов ( Мф. 10:36 ), то как следованию за Христом может помешать погребение отца своего» ( Лк 9:60 )? Прямого ответа на этот вопрос в Евангелии мы не находим и можем лишь предполагать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Мф.26:60 .  И многим лжесвидетелем приступльшым, не обретоша. ...и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Потому что свидетели были не согласны между собою в показаниях, как сказал Марк ( Мк.14:56 ): «и равна свидетелства не бяху». Исполнилось и пророчество Давида, которое говорит: «взыщется грех Его, и не обрящется» ( Пс.9:36 ). Мф.26:60–61 .  Послежде же приступивша два лжесвидетеля, реста: Сей рече: могу разорити церковь Божию и треми денми создати ю. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. Сказал; но не сказал: «разорю», а – «разорите», и притом, говорил не о рукотворенном храме, но о Своем Теле. Поэтому их евангелист и назвал лжесвидетелями. Марк ( Мк.14:57–59 ) сказал: и нецыи воставше лжесвидетелствоваху на Него, глаголюще: «яко мы слышахом Его глаголюща, яко Аз разорю церковь сию рукотвореную и треми денми ину нерукотворену созижду. И ни тако равно бе свидетелство их». Многие свидетельствовали об этом предмете, но только двое тех, о которых сказал Матфей, были согласны, а другие, о которых Марк сказал, что свидетельство их не было достаточно, разногласили. Мф.26:62–63 .  И востав архиерей рече Ему: ничесоже ли отвещаваеши, что сии на Тя свидетелствуют? Иисус же молчаше. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. Видя незаконченное судилище, которое скорее было похоже на судилище разбойников и трибунал тиранов, и зная, что напрасно будет защищаться пред ними, Иисус Христос молчал. Мф.26:63 .  И отвещав архиерей рече Ему: заклинаю Тя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий? И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Заклял, желая вызвать на ответ, чтобы, ухватившись за него, обвинить Иисуса Христа. Присоединил: Сын Божий, потому что и цари, и пророки назывались помазанниками ( χριστοι) от слова – «помазывать» ( χριεσθαι). Марк ( Мк.14:61 ) сказал: «Сын Благословеннаго», т.е. Бога, Который благословен и прославлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

80 Библейская параллель этому закону: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, в она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках. А если будет вред, то отдай душу за душу». Исх.21:22 и 23. 83 Сравн. § 228. Два сикля разумеется за каждые 60 гур, которые считались мерою для корабля (подобно тому, как в настоящее время эта мера считается тоннами). Корабли были от 60 до 5 гур. 84 Библейские параллели этим постановлениям царя Аммураби: «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мясо его не есть, а хозяин вола не виноват. Но если вол бодлив и вчера и третьего дня и хозяин его, быв извещён о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, хозяина его предать смерти. Если на него будет наложен выкуп, пуст даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним. Если вол забодает раба или рабыню, то господину их заплатить 30 сиклей серебра, а вола побить камнями». Исх.21:28–82 . 85 Следовательно община или деревня несла ответственность за каждого из своих членов по принципу круговой поруки. 86 Теперь называется шадуф – ведро на шесте, которое служит к тому, чтобы воду из реки или канала почерпать для поливки выше расположенного поля. Этот шесть приводятся в движение человеком, а черпальное колесо движется с помощью лошадей, волов ила ослов. 87 Первые 5 месяцев – с апреля по август – плата назначается выше вследствие длинноты дней и трудности полевой работы; но вместе с тем такое деление имеет и календарно-астрономическое основание. Так месяцы делятся на 2 группы в 5 и 7. Это деление по местам еще и теперь соблюдается при найме квартир и рабочих. 88 Гера составляет некоторую, еще не вполне определённую часть сикля. Можно предполагать, что эта монета равноценна еврейской гере и тогда она стоит по приблизительному расчёту 4 коп. См. «Библ. А.П. Лопухина , 2-е изд. 1896 г. В. Зав. стр. 449.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/vavilo...

О том, что люди будут ублажать и прославлять Святой Крест Господень, было предсказано еще в Ветхом Завете. «Пойдем к жилищу Его,– восклицал псалмопевец Давид,– и поклонимся Подножию Ног Его» ( Пс.131:7 ). В этих словах под именем Подножия Ног Господних разумеется Св. Крест. Так объясняет св. пророк Исаия, когда говорит, что это Подножие будет состоять из трехсоставного дерева. «Слова Ливана,– пишет Исаия,– продеть к тебе, Кипарис и Певг и вместе Кедр, чтобы украсить место святилища Моего, Я прославлю Подножие Ног Моих» ( Ис.60:13 ). Тот же Исаия говорит далее о прославлении людьми креста: «И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя» ( Ис.60:14 ). Так действительно и случилось. Сначала крест был орудием позорной казни и люди презирали его, но когда на Кресте был распят Спаситель, и крест из орудия позорной казни сделался орудием нашего оправдания и Божия прославления, люди начали покланяться пред Ним, как пред Подножием Ног Господних. Помимо пророчеств о кресте в Ветхом Завете были и прообразы креста. Самым главным прообразом был жертвенник, на котором приносились жертвы. Жертвы знаменовали собою Самого Христа, имевшего, по словам апостола Павла, принести Себя в жертву, «чтобы подъять грехи многих» ( Евр.9:28 ); а жертвенник, на котором закалались жертвы знаменовал собою Крест, на коем пострадал Христос, как «Агнец, заколенный от создания мира». В виду этого жертвенник считался великой святыней: «будет жертвенник святыня великая,– заповедал Господь людям, – все, прикасающееся к жертвеннику осветится» ( Исх.20:37 ). Если же святыней великой считался жертвенник, как знаменование креста, то тем более есть святыня самый пречистый Крест Христов. Видите теперь, православные христиане, что не напрасно мы почитаем св. крест. Мы следуем Святому Писанию и исполняем завет Самого Бога. Но вот в последнее время появились люди – сектанты, которые не только не почитают креста, но и поносят его. Поистине на этих людях исполняются слова св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Ср. Рим. 1:5 : через Которого мы получили благодать и апостольство (ср. Деян. 1:25 ): принять жребий сего служения и апостольства. Затем 1 Тим. (4:14): Не неради о пребывающем в тебе даровании ( το χαρσματος ), которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. Также 2 Тим. (1:6): напоминаю тебе возгревать дар Божий ( τ χρισμα το εο ), который в тебе через моё рукоположение. Св. Иоанн Златоуст о харизме (благодатном даре) апостольском, в котором содержится и вся благодать, и служба, и власть в Церкви, говорит следующее: «Апостол Павел везде называет себя призванный Апостол... ( Рим. 1:1 ), а верующих называет: призванными святыми ( 1Кор. 1:2 ). Потому что они призваны к тому, чтобы уверовать, а ему доверено и другое – апостольство, вещь, исполненная мириадами благи большая всех других харизм (благодатных даров), всеобъемлющий дар. И что ещё говорить: то, что Христос, придя на землю, творил, то, уйдя, им (апостолам) вручил (ср. Мф. 28:18–20 ). Это говорит и апостол Павел, когда подчёркивает апостольское достоинство ( τ τν ποστλων ξωμα): Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим ( 2Кор. 5:20 ), то есть вместо ( ντ) Христа (просим)». (Омилия 1, 1 на Послание к Римлянам (60,395–6). Ср. О пользе чтения Священного Писания , 3 (51,91, 93): «Что такое имя Апостола? Это не просто имя, а название начальства ( ρχς), начальства высшего, начальства духовного, начальства вышнего (Небесного)... Пойми, что даяние всех остальных харизм (благодатных даров) почивает в апостольстве как в главе». Относительно же хиротонии златоустый архиерей говорит: «Рукоположены были (семь диаконов – Деян. 6:6 ) молитвою, потому что так совершается рукоположение. Возлагается рука на человека; но всё совершает ( τ δ π ν Θες ργζεται) Бог, и Его десница касается головы рукополагаемого, если рукоположение совершается как должно... недовольно одной благодати, но нужно ещё рукоположение, которое умножало (дары) Духа (Святого). Они и прежде были исполнены Духа, но то от купели Крещения». ( Омилия 14, 3 и 15, 1 на Деяния Апостольские (60, 116 и 119).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Лк.2:29 .  Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Лк.2:30 .  ибо видели очи мои спасение Твое, Лк.2:31 .  которое Ты уготовал пред лицем всех народов, Лк.2:32 .  свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Свою благодарность Богу Симеон излил в краткой хвалебной песне, которая по мыслям и выражениям напоминает некоторые места из книги пророка Исаии ( Ис.11:10, 42:6 ; Ис.60 ). «Ныне», т.е. после того, как я увидел Мессию. «Отпускаешь». Симеон мыслит свою жизнь как всецело проникнутую ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания кончилось: он Мессию увидел и спокойно может умереть. «По слову Твоему» (см. стих 26). «С миром» – точнее: «в мире» ( ν ερν), т.е. в состоянии радости от исполненного заветного желания. «Спасение», т.е. спасение мессианское, которое мыслится уже наступившим с рождением Мессии (ср. Лк.3:6 ; Деян.28:28 ). Как понимал Симеон это спасение – это яснее видно из следующих его слов. «Которое Ты уготовал», т.е. совершил. «Пред лицем всех народов». Спасение будет совершаться открыто и все народы будут теперь свидетелями его – и иудеи, и язычники. «Свет к просвещению язычников». Раньше шла речь об открытии спасения. Теперь указывается, что все народы примут участие в этом спасении и в приносимых им благах. Прежде всего для языческого мира свет, который принес с Собой Мессия, послужит к просвещению. Язычники, согласно древним пророчествам ( Ис.2:2 и сл.; Ис.11:10, 60:1 и сл.), должны прийти к Сионской горе и подчиниться ветхозаветной теократии. Симеон, как человек ветхозаветный, представляет язычников как находящихся во тьме религиозного неведения ( Ис.60:2 ), которым, следовательно, нужно, чтобы на них просиял свет Божий, просветил их умы и сердца. В ином положении находились иудеи – народ Божий. «И славу народа Твоего Израиля». Согласно иудейским представлениям о Мессии, дело Мессии по отношению к избранному народу будет или должно было состоять в том, что Он увенчал бы всех истинных израильтян «славой» за их верность закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

...По достоинству и усердию слушающих благодать Господня внушает слово говорящим (прп. авва Моисей, 56, 187). Не решайся учить кого-либо словами, чего прежде ты не сделал делом (прп. авва Нестерой, 56, 428). ...Избегай со всею осторожностью, сколько можешь, чтобы не увлекаться любовью к суетной славе, чтобы ты мог быть участником того, кого восхваляет Пророк, кто серебра своего не отдает в рост ( Пс. 14, 5 ). Ибо всякий, кто слова Божии, о которых говорится: слова Господни – слова чистые, серебро очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное ( Пс. 11, 7 ), преподает по любви к людской похвале, серебро свое отдает в рост, и за эту похвалу не только не заслужит никакой награды, но еще подвергнется наказанию. Ибо он для того хотел расточать серебро Господне, чтобы от этого получить себе временную награду, а не для того, чтобы Господь, как написано (ср.: Лк. 19, 23 ), пришедши, получил Свое с прибылью (прп. авва Нестерой, 56, 438). Источник. ...Бездейственным бывает учение о духовных предметах по двум причинам: или от того, что учащий, предлагая то, чего сам не испытал, старается пустым звуком слов научить слушателя, или от того, что слушатель негодный, подвержен порокам, спасительного, святого учения духовного мужа не воспринимает ожесточенным сердцем... Впрочем, по милостивой щедрости нашего раздаятеля Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2, 4 ), иногда допускается и то, что тот, кто укоризненным поведением сделал себя недостойным евангельской проповеди, для спасения многих получает благодать духовного учения (прп. авва Нестерой, 56, 439). Источник. Прекрасный у тебя дар... говорить сильно. Но путь духовного жития совершается гораздо благоуспешнее деятельностью, нежели красноглаголанием. Посему, если заботишься о наградах негибнущих, то, говорить красно признав за маловажное, старайся делать доброе (прп. Исидор Пелусиот , 60, 9). Источник. Слово, произносимое на пользу слышащим, есть слово сильное, по праву называемое словом, и оно богоподобно. Слово же, имеющее последствием одно услаждение и рукоплескание, есть бряцание меди, оглашающей слух громкими звуками. Поэтому, или веди слово свое степенно, предпочитая пышности скромность, или знай, что ты – кимвал, пригодный для народных зрелищ (прп. Исидор Пелусиот , 60, 43). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

А Иоанн после того, как рассказал о разбитых голенях тех, которые были распяты с Господом, и о боке Иисусовом, пронзенном копьем, – о чем рассказал только он один, – в согласии с другими присоединил такое сообщение: «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса» ( Ин. 19:38 ). Здесь нет ничего такого, в чем кто-либо из евангелистов казался противоречащим другим. Но, возможно, кто-нибудь станет спрашивать, каким образом Иоанн не противоречит самому себе, когда вместе с прочими свидетельствует, что Иосиф просил Тела Иисусова, но только он один говорит, что тот был тайным учеником Господа из-за страха перед иудеями. Действительно, почему Иосиф, бывший из страха тайным учеником, осмелился просить Тела Его, чего не осмелился ни один из тех, которые следовали за Господом? Однако каждому должно быть понятно, что он сделал это, полагаясь на свое достоинство, в виду чего он мог смело войти к Пилату; ради оказания последнего долга при совершении погребения он меньше заботился об иудеях, хотя обыкновенно избегал их вражды, слушая учение Господа. Глава XXIII 60 . Матфей продолжает: «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» ( Мф. 27:59–60 ). Марк говорит так: «Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» ( Мк. 15:46 ). Лука же говорит: «И, сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен» ( Лк. 23:53 ). Из этих трех повествований не может возникнуть никакого вопроса о разногласии. А Иоанн упоминает, что погребение Господа было исполнено не одним только Иосифом, но также и Никодимом. Действительно, он говорит так: «Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

  2:11 Упав ниц, поклонились Ему, и открыли свои ларцы с сокровищами, и преподнесли Ему дары — золото, ладан и мирру. Земной поклон — ритуальная, «протокольная» почесть, воздаваемая великому Царю. Для стилистики Мт довольно характерен прием, при помощи которого он задерживает внимание читателя на сцене принесения даров, введя тавтологическое открыли свои ларцы с сокровищами. О будущем поклонении языческих народов мира «свету» Господней славы, который воссияет в Святой Земле и специально в Иерусалиме (в окрестностях которого расположен Вифлеем), см. Ис 60:1–3: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою; и придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию». Тема даров намечена там же, 60:6: «Все они из Савы придут, принесут золото и ладан». В псалме 71/72 о грядущем мессианском царе говорится: «Цари Таршиша и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут ему дары. […] И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии» (10:15). Еврейский читатель должен был вспоминать, как чужеземная царица Савская некогда приходила на поклон к Соломону в сопровождении верблюдов, «навьюченных благовониями и великим множеством золота» (3 Цар 10:1–2). Из апокрифической литературы вспоминалось пророчество 1 Кн. Еноха VIII, 53, 1: «…И все живущие на тверди, и в море, и на островах принесут Ему дары, и подарки, и знаки верности…», (пер. А. Смирнова, см. А. Смирнов, Книга Еноха. Историко-критическое исследование, Казанская Духовная Академия, «Православный собеседник», 1888, с. 228). Золото, ладан и мирру. Уже преп. Ефрем Сирин предложил популярное в продолжении многих веков символическое истолкование: золото — нормальная дань царю, ладан по своей связи с богослужением — указание на божественность Младенца, мирра, благовоние, употреблявшееся для умащения покойников, — на будущую (страдальческую) смерть (Ephraemi In Diatessaron, Matth.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Мт 8:14–16 ( «14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, 15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. 16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных»). Есть большая, хотя, разумеется, не могущая быть дефинитивно доказанной вероятность, что развалины именно этого дома были в 60-е гг. открыты археологами (и в настоящее время доступны для осмотра посетителей). Эти развалины, расположенные у самого берега Генисаретского озера, твердо датируются I b. до н. э., по-видимому, 100–60 гг., и уж во всяком случае временем до 70 г.; под их плитами было найдено немало остатков рыбьих костей, как то естественно для жилья рыбака; местоположение развалин совпадает с тем, которое было известно в 385 г. паломнице Эгерии; на них процарапано свыше сотни христианских graffiti II–III вв. на греческом, арамейском, сирийском, латинском и еврейском языках, а также благочестивых знаков (кресты, символическая ладья), заставляющих думать о том, что здесь было место оживленного раннехристианского паломничества задолго до Эгерии; наконец, в V b. над развалинами была выстроена восьмиугольная церковь, обнаруживающая характерную раннехристианскую планировку. См., например, V. Corbo, The House of St. Peter at Capharnaum, in: Studium Biblicum Franciscanum, Coll. Minor 5, Jerusalem, 1969; J. F. Strange and H. Shanks, Has the House Where Jesus Stayed in Capernaum Been Founded? Biblical Archaeology Review 8, 1982, pp. 26–37; J. H. Charlesworth, Jesus within Judaism: New Light from Exciting Archaeological Discoveries, London, 1988, pp. 109–115.   1:32  Ввечеру, когда зашло солнце. К закату прекращалось действие субботних запретов, и доставлять больных становилось делом дозволенным для любого иудея.   1:41  Дотрагивается  — действие особенно необычное потому, что прокаженный в соответствии с ветхозаветным законом (Лев 13 и др.) считался источником скверны (ритуальной нечистоты), автоматически распространяющейся через прикосновение, и набожные люди были к этому чрезвычайно чувствительны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010