Своих послушников определить в другие монастыри, весной обещал все устроить, так как они работал и лето, то на зиму нельзя переселять. Я у него была и с ним договаривалась. Место хорошее. Гора. Церковь летн[яя] стоит на горе, а зимняя немного ниже слитно с кельями живущих. Конечно, скудные помещения. Он сказал, что для сестер нужно строить новый корпус, земли много, сад, яблони, груши, сливы, виноград, кукуруза, посеяна картошка, подсолнухи и масло свое подсолнечное делают, 2 кор[овы], 2 лош[ади], все-таки на первое время есть к чему привиться. Тишина кругом, посторонних жителей нет, но в храме очень бедно, на престоле нет ковчега и чаши для освящения воды и купели для крещения, и панихидницы, и Плащаницы, и Голгофы. Владыка Святый, будьте нам покровитель и помогите нам. Вы писали, что у Вас есть такие духовные чада, которые могут пожертвовать. Наверное, в Москве есть такие магазины с церковной утварью, и Вы, конечно, знаете, как тут поступить или же на заказ делают такие вещи. Нужно 1-е Ковчег на Престол 2-е Чашу для освящения воды 3-е Купель для Крещения 4-е Панихидницу. 5-е ни одной лампады в храме нет. Владыка Святый, простите, что я Вас так беспокою своей просьбой, темно в глазах, больше не могу писать, немножко пооправлюсь и напишу его адрес. Привет м. Маргарите. Д. 26. Л. 134–135 об. Подлинник. Автограф. 6. 9 (21?) октября 1957 г. Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Афанасий! Кланяюсь Вам земно и прошу Вашего Архипастырского благословения и святых молитв. Письмо Ваше получила и приношу глубокую благодарность за сочувствие к нам, жившим на чужой сторонушке. Вот я уже год прожила, но к службе церковной не привыкла. Еще в будни сносно, одни сестры поют, но уж в Праздники невыносимо, найдут униаты, и все поют на свои напевы во все горло, с великим трудом приходится ожидать конца службы, и от переживания весь день болеешь. Помолитесь, Святый Владыка, чтобы Господь дал нам такую радость – что устроили бы русский монастырь и мы запели бы на своем языке и свои напевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Просьбу меморандума Совет удовлетворил лишь отчасти: легализировал лишь самого митрополита Сергея в качестве и об местоблюстителя Патриаршего престола и разрешил ему организовать при себе вр Синод. Вопрос о легализации епархиальных и уездных органов и созыва собора оставлен открытым с очевидною целью поставить и об местоблюстителя и его органам условия дальнейшей легализации. Если мы не ошибаемся, то только что опубликованное «Обращение вр свящ патриаршего Синода» и является ответом на поставленные Советами условия. Разбираясь и в содержании, и в стиле «Обращения», мы пришли к заключению, что некоторые тирады «Обращения» являются весьма близким к подлиннику повторением поставленных условий. Нам кажется, что «Обращение» является лишь подписанием со стороны митрополита Сергия и Синода предложенного им конкордата (соглашения). На этом конкордате мы еще не видим подписи представителя Советов. Советы, очевидно, для соблюдения своего престижа делают вид, что они в подписании конкордата не особенно заинтересованы. Очень может быть, что Советы намерены приторговать еще какие-нибудь условия, а может быть и вовсе не подпишут его, и все случившееся тогда получит лишь характер демонстрирования капитуляции Церкви пред Советами. Последнее едва ли было бы выгодно для Советов. Церковь в «Обращении» засвидетельствовала максимум возможной христианской лояльности, это лояльность «не взирая ни на что». Если Советы и после этого «Обращения» будут держаться политики нетерпимости, верующие будут иметь все права сделать следующие отсюда выводы. На конкретных данных, содержащихся в «обращении» и опубликованных и в советской, и заграничной прессе, если будет надобность, остановимся потом. 1927. No 603. С. 2. Обновленческий юбилей Краткий пятилетний срок трудно подогнать под церковное понятие юбилея, однако московские обновленцы решили официально праздновать 5-летн юбилей своей деятельности. Строго говоря, и этот скромный юбилейный срок преувеличен. В него включен и краткий бесславный век организаций пресловутых и уже успевших скончать дни свои и притом в полном разрыве с обновленцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

29 октября было составлено обвинительное заключение по делу «Шибакина и Зверева», их признали виновными в «распространении нелепых слухов с целью дискредитации советской власти» и посчитали необходимым отправить в концлагерь. Однако 4 декабря 1921 г. Президиум Петроградской губернской ЧК решил на основании постановления ВЦИК дело прекратить и арестованных освободить. Епископ Петр и священник П.И. Шибакин вышли на свободу 6 декабря, после чего владыка еще две недели оставался в Петрограде. Так, 18 декабря епископ возложил набедренник на о. Петра Шибакина за Божественной литургией в Никольской церкви Иоанновского монастыря, а затем вернулся в Нижний Новгород [vii] . Отец Петр после освобождения еще почти год служил в Троцком соборе Лавры, затем в конце 1922 г. был вновь арестован и сослан на 2 года в Семипалатинскую губернию (Казахстан). Другим примером репрессий является арест 1 сентября 1921 г. иеромонаха Нектария (Трезвинского). Он был заключен в тюрьму «Кресты» и 8 октября приговорен Президиумом Петроградской губернской ЧК к 1 году принудительных работ под стражей. После освобождения в декабре 1921 г. по амнистии о. Нектарий вернулся в Лавру [viii] . Несмотря на все внешние трудности и препятствия, монашеская жизнь в Лавре при наместничестве архим. Николая не только не угасла, а переживала настоящий подъем. Обитель была несомненным центром церковной жизни всей Петроградской епархии. Помимо Александро-Невского братства, в ее стенах собирался близкий к братству богословский кружок св. Иоанна Златоуста, на заседаниях которого выступали с докладами Николай Лосский и другие знаменитые богословы. Существовало в Лавре и особое объединение «алтарниц». О нем говорилось в упоминавшемся выше январском 1922 г. донесении секретного осведомителя ГПУ: «В Невской Лавре существует общество «уборщиц церквей». Вход в алтарь в православной церкви разрешается монахиням и женщинам, достигшим 50-летн. возраста, последним с разрешения митрополита. Названное общество состоит главным образом из подобных перезрелых поклонниц наместника Лавры Николая Ярушевича. Надо отдать им справедливость, что церкви, особенно те, где службы совершались редко, как, например, Исидоровская, пришли за последнее время в страшное запустение, и грязь в них завелась невероятная. Они все вычистили и привели в относительный порядок» [ix] .

http://bogoslov.ru/article/3119298

Василия В. и в 102 трул., но совсем не ту, какую нашли в 102 пр. канонисты. Составители покаянных номоканонов противополагают точным каноническим определениям не обычай, а состояние или каче­ство лица, и поступают так же, как поступали древние соборы и отцы, хотя и отступают от последних (как выше объяснено) в том отношении, что наибольшее снисхождение рекомендуют в отношении к тем, которые не принимают совершенства. Точно так же, как в 12 пр. 1 всел., в 5 пр. анкир., 3 и 74 пр. Василия В. и в 8 пр. Григория Нисск., в покаянных уставах рекомендуется не одним только буквальным смыслом правил, назначающим те или другие определенные сроки покаяния за тот или другой грех , руководствоваться при наложении церков­ного наказания, а и принимать во внимание индивидуальность наказуемого. И это совершенно понятно. Как при системе долгосрочного покаяния, по которой напр. за прелюбодеяние полагается 15 л. покаяние, должна быть принимаема во внимание эта индивидуальность, так что налагающий покаяние вращается свободно в пределах этого срока, – так и при системе краткосрочного, напр. 3-летн. покаяния, усиливае­мого совершением разных благочестивых дел, возможно то же самое свободное обращение духовника в пределах срока, определенного в покаянных уставах. Под κρ βειαν τν θεων καννων составители пенитенциалов разумеют не строгие древние каноны, а точные определения покаянных же уставов, от которых духовник может уклоняться, принимая в соображение то или другое состояние лица. Известно, что самые эти уставы всего чаще посят название: „ κανονρια” и что наложение духовником епитимии называ­лось: „ κανονζειν». Сопоставив текст 102 пр. трул. с извлечениями из покаянных уставов, проф. Павлов говорит: конечно, мы не можем наверное сказать, собор ли имел перед со­бой покаянный номоканон (анонимный или с именем Постника, -оговорка не совсем понятная со стороны уче­ного, доказывающего подлинность номоканона Постника: если в последующее время имя автора могло быть забыто, так что у некоторых лиц, читавших рукописные уставы с этим именем, могли возникать сомнения в их подлин­ности, то во время трулльского собора авторство Иоанна Постника долженствовало быть яснее солнца), или, наоборот, автор номоканона следовал соборному правилу; но несомненно, что собор утвердил уже давно установившуюся церковную практику, которую, как обычную ( συνθεια), он и противополагает постановлениям древних канонов ( κρβεια) 190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Преемником Сильвестра Семибратовича в конце июля 1899 г. поставлен станиславовский епископ о. Юлиан Купловский, а на станиславовскую епископию – о. Шептицкий. О первом было хорошо известно, что он не пойдет по следам предшественника: второго же все знали, как ярого приверженца польской народности и иезуитского католицизма. Личность о Купловского весьма интересна. Первоначально он был ревностным приверженцем польской революции 48 года; вращался в революционных кружках и много путешествовал. Потом поступил студентом в духовную семинарию, где подчинился влиянию знаменитого русина-патриота о. Владимира Терлецкого и сам стал патриотом. О. Купловский – очень образованный человек и вполне ознакомлен с делами и жизнью галицкой митрополии; поэтому на него возлагались 2063 лучшие надежды патриотов. Совершенно противуположного направления о. Шептицкий. Он получил иезуитское воспитание и приверженность к иезуитской политике, которая в отношении к Галиции состоит в том, чтоб реформировать униатскую церковь , церковный обряд и духовенство, так чтобы они целиком слились с латино-польскпм костелом, обрядом и ксензами. О. Шептицкому при поставлении в епископа на станиславовскую кафедру уже обещана митрополия, если он оправдает доверие Рима. 26 авг./ 7 сент. в Львове торжественно отпразднован 25-летн. юбилей основания общества имени Михаила Качковского. По русскому обычаю празднество начато литургиею и панихидою по рабе Божием Михаиле. После панихиды массы —319— народа, с преднесением знамени общества, отправились в народный дом, где и продолжилось торжество. Здесь исполнена песнь «Мир вам, братья»! после чего вступил на кафедру председатель центрального отдела общества Б.А. Дедицкий, приветствовавший собрание теплыми словами и предложивший избрать предводителем собрания о. Красищкого, а помощниками ему – Савчинского и Петрова. О. Красицкий поблагодарил за доверие не только общество, но и всю твердую историческую русь. Потом были прочитаны приветственные письма и телеграммы. Вслед за тем празднество было перенесено на Замковую гору. Тогда праздник принял более задушевный характер. Общая трапеза, беседа Льва Повеницкого, хор мещан, одетых в национальные костюмы, исполнивший песнопение в честь св. Кирилла и Мефодия, торжественные вдохновленные речи и заключительная песнь «Тебе Бога хвалим» составляли содержание этого патриотического галицко-русского торжества на Замковой горе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Покрытый девственными лесами и слабо населенный буковинский край служил тогда пристанищем благочестивых отшельников, которые основывали здесь многочисленные монастыри и угождали Богу молитвою и постом. Эта страна буковых лесов была тогда как бы монашескою республикою, в которую приходил мірянин только тогда, когда нуждался в благословении иноков, или приглашался последними для исполнения каких-либо работ по монастырю. После завоевания Галицкого княжества польским королем Казимиром монашеская республика примкнула к единоверной греко-православной Молдавии и до конца 16-го века служила яблоком раздора между Молдавией и Польшей. Только последнею битвою польского короля Иоанна Ольбрахта, когда «za króla Olbrachta wyginela szlachta», буковинский вопрос разрешился и Буковина осталась за Молдавией. Под молдавским и верховно-турецким управлением она всё еще оставалась монашескою республикою до конца победоносной войны России с Турцией. После того Буковина была подарена Австрии в награду за сохранение нейтралитета в этой войне (1776 г.). Строго благочестивые православные молдавские господари —321— дарили буковинские монастыри столь щедро, что австрийский император Иосиф II проведением секуляторизаторской реформы составил громадный греко-восточный религиозный фонд, который еще ныне при всём бесконтрольном 100-летн. хранении, составляет 2 / 5 общего основного фонда и приносит Австрии много миллионов гульденов наличного дохода 2064 . При переходе под австрийское правительство в Буковине насчитывалось едва 100 тыс. обывателей; ныне в ней до 800 тыс., в числе которых 300 тыс. малороссов и 200 тыс. румын. Те и другие – аборигены и православные. Остальные 300 тыс. падают на пришельцев – поляков, немцев (40 тыс.), угров и жидов (70 тыс.), или по вероисповеданиям – на католиков, протестантов и иудеев. В отношении к составу населения и взаимному отношению народностей, нынешняя Буковина – в миниатюре Австрия. По австрийской политической тактике немецкое меньшинство населения Буковины владеет большинством (туземцами).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таин: к причащению епитимийцы допускаются, самое большое, через семь лет 213 , между тем как по закону судному допущение к причащению невозможно до истечения всего срока покаяния. Но этого мало. Посмотрим теперь, насколько выдерживается 15-летний срок покаяния в самых покаянных уставах Постника. В канонарии Иоанна монаха и диакона, в кото­ром проф. Павлов видит Иоанна Постника , и в уставе которого можно бы было ожидать найти то же самое, что мы нашли в я Ακολουθα, читается далеко не тоже самое. За грех , учиненный с матерью воспринятого ребенка, рассуждает автор, некоторые назначают 8-лет. покаяние, а за грех с крестницей – 30-летн. покаяние, то же, какое и за кровосмешение с собственною матерью; если же подобные отвратительные преступления совершаются не раз, два или три, а длятся как продолжающияся преступные состояния, то виновных в таких грехах, предполагая, что они все-таки перестали грешить, постановлено не приобщать до самой смерти; за убийство вольное покаяние – 20 л., не­вольное – десять; за кровосмешение с сестрою единокровною или единоутробною – 12, как и с мачихой, – с полно­родною сестрой – 18 л., все равно как и за грех с же­ной пресвитера или дьякона и проч. 214 . Из того, что ав­тор, сославшись на мнение некоторых, сам собственного мнения не высказывает, нужно заключить, что таково же и его мнение. Но проф. Павлов мог бы, пожалуй, сказать, что так писал монах и дьякон, пока он не сделалея патриархом, что позднее он исправил свое решение, и что за окончательное суждение Иоанна Постника нужно принимать то, которое изложено в „ Ακολουθα». Однако, и тут затруднение не малое. В „ Λγος πρς τν μλλοντα ξαγορεσαι τν αυτο πνευματικν ι ν”, – в третьем покаянном уставе, надписанном именем Иоанна монаха, патриарха константинопольского, под названием Постника, читаем уже нечто совершенно непохожее на то, что го­ворится в обоих первых уставах, и в то же время едва ли не наиболее вероятное, что могли содержать в себе покаянные уставы IX-XI вв., и что могло вызвать скептицизм со стороны одних и осуждение со стороны других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Изъяснение псалма 60-го. Пс.60:1 .  Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида. «В конец, в песнех, Давиду». Начало сего псалма состоит в связи с окончанием предыдущаго. Ибо, сказав: «о Бозе сотворим силу: и Той уничижит стужающия нам», Пророк научает пребывающий в плену народ, какую молитву надлежит принести Богу. Пс.60:2 .  Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! " Внуши, Боже, моление мое, вонми молитве моей». Приими, говорит, прошение, Владыка, и благоволительно выслушай слова молитвы моей. Потом показывает, кто молящиеся. Пс.60:3 .  От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую. Пс.60:4 .  Ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага. «От конец земли к Тебе воззвах». Поскольку Вавилон отстоял от Палестины на много переходов, то отведенные в плен будучи принуждены жить в вавилонской земле, представляли, что живут на краю вселенной. «Внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси». Умоляю же Тебя о том, чтобы от Тебя иметь мне утешение; потому что, болезнуя и оплакивая отяготевшия на мне бедствия, пользовался я Твоею помощию и преодолевал врагов. «Наставил мя еси». «Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия». Понадеявшись иметь часть в Твоем промышлении, не обманулся я в надежде. Ибо Ты соделался моим вождем и крепким столпом. При Твоей о мне попечительности, избегнув вражеских злоумышлений, улучу и возвращение. Пс.60:5 .  Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих. «Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих». Селением Божиим именует Иерусалим, потому что в нем Бог являл Свое присутствие иудеям. Посему Пророк говорит: когда сподоблюсь возвращения, неисходно буду пребывать в храме Твоем и пользоваться Твоим промышлением. Крилами называет попечение Божие; а слово: «во веки " Пророк употребил вместо: «непрестанно». Пс.60:6 .  Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего. «Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя: дал еси достояние боящимся имени Твоего». Всегда буду воспевать Тебя; потому что, прияв мои прошения, обетованное предкам нашим достояние даровал Ты нам, потомкам их. Говорят же сие иудеи, как скоро вступили в путь. Но должно знать, что в настоящих словах заключается намек на истинное достояние, а истинное достояние есть вечная жизнь, о которой Владыка Христос стоящим одесную агнцам сказал: «приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф.25:34 ). Сие-то достояние обетовал Владыка боящимся Его; иудеям же, как бы в прообразование, дал обетованную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

34. Рука Господня не спасает и ухо Его не слышит, ибо грехи людей разлучают их с Богом (59, 1–2). 35. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши – беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду (59, 3). 36. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство (59, 4). 37. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови... Пути мира они не знают (59, 7–8). 38. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми – как мертвые (59, 10). 39. И Христос возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом (59, 17). 40. И убоятся имени Господа Иисуса Христа на западе и славы Его – на восходе солнца (59, 19). 41. И приидет Сиона ради – Церкви Своей – Спаситель и отвратит нечестие от Иакова – верных христиан (59, 20). 42. Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня – Христос Воскресший – на тебе возсия (60, 1). 43. Светом Евангелия просветятся все народы и как чада Божия соберутся и злато и ливан принесут (60, 3–6). 44. Имене ради Святаго Господня, Отрока Иисуса, сынове инороднии созиждут стены и врата Церкви (60, 9–11). 45. Сам Господь Иисус Христос говорит: Приидет Слава крестом – кипарисом и певгом (сандалом) и кедром вкупе, прославити место Святое Мое и место ногу Моею – Голгофу и гроб – прославлю (60, 13). 46. И пойдут уверовавшие во Христа Бога и поклонятся следам ног Его – кресту, и наречется град Господень – Церковь Христова, Сион Святаго Израилева (60, 14). 47. Отец взывает к Сыну: Положу Тя в радость вечную, веселие родом родов (60, 15), ибо Спаситель Господь есть Свет вечный и Бог славы (60, 18–19). 48. Чудно пророчество о Христе: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищым посла Мя, изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение (61, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Псалом 60 Псалом написан Давидом во время гонения от Авессалома, когда он бежал уже из Иерусалима. На это указывает как самое обращение к Богу – «Услышь, Боже, вопль мой» ( Пс. 60:2 ), свидетельствующее о тяжелом положении писателя, так поименование себя царем ( Пс.60:7 ), который в означенное время находился не в Иерусалиме, а вдали от него ( Пс.60:3 ). Давид же, как царь, только раз подвергался гонениям и именно от Авессалома. Услыши, Господи, мою молитву и спаси меня, так как я только в Тебе нахожу прибежище. Дай мне вечно жить под Твоим покровительством (2–5). Ты услышишь молитву мою и возвратишь мне мое наследие. Да умножит Господь дни царя; да пользуется он вечной милостью Бога и тогда он возблагодарит Господа молитвами и обетами (6–9). Пс.60:3 .  От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую, Под «концом земли», где находился Давид, можно разуметь, возможно, Маханаим. Писатель называет эту местность «концом земли», или границей Палестины для того, чтобы показать отдаленность своего настоящего местопребывания от Иерусалима и храма, который для благочестивого царя являлся предметом первой необходимости: там он мог быть ближе к Господу и отдаваться молитвам пред Ним. «Скалой» Давид часто называет Господа. Возвести на скалу – дать твердую защиту. Пс.60:5 .  Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих, «Жить... вечно в жилище» Божием – может означать ближе всего надежду Давида до конца дней находиться при скинии, жить в Иерусалиме, равно также и желание пользоваться «вечной», за гробом, «близостью к Богу». Пс.60:6 .  ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего. «Услышал», «дал» прошедшие времена вместо будущих (прошедшее пророческое). – «Наследие боящихся имени Твоего» – Господь сохранил за Давидом то наследие, какое Им обетовано для боящихся Его. Это наследие – возвращение ему неправедно отнятого престола. В согласии со ст. 5 можно разуметь и дарование вечной жизни за гробом, как удел, назначенный вообще для праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010