Церковь в годы войны: служение и борьба на оккупированных территориях 6 мая 2005 г. 15:42 В опубликованном сегодня послании к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий отметил, что ратный и трудовой подвиг нашего народа в годы войны стал возможен потому, что воины и командиры Красной Армии и Флота, а также труженики тыла были объединены высокой целью: они защищали весь мир от нависшей над ним смертельной угрозы, от антихристианской идеологии нацизма. Поэтому Отечественная война стала для каждого священной. «Русская Православная Церковь, — говорится в Послании, — неколебимо верила в грядущую Победу и с первого дня войны благословила армию и весь народ на защиту Родины. Наших воинов хранили не только молитвы жен и матерей, но и ежедневная церковная молитва о даровании Победы». В советское время вопрос о роли Православной Церкви в достижении великой Победы замалчивался. Лишь в последние годы стали появляться исследования на эту тему. Редакция портала «Патриархия.ru» предлагает свой комментарий к Посланию Святейшего Патриарха Алексия, касающийся роли Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне. Церковь в годы войны: служение и борьба на оккупированных территориях Фантазия versus документ Вопрос о реальных потерях, понесенных Русской Церковью в Великой Отечественной войне, равно как и вообще о религиозной жизни нашей страны в годы борьбы с фашизмом, по понятным причинам до недавнего времени не мог стать предметом серьезного анализа. Попытки поднять эту тему появились лишь в самые последние годы, но зачастую они оказываются далеки от научной объективности и беспристрастности. До сих пор обработан лишь очень узкий круг исторических источников, свидетельствующих о «трудах и днях» русского православия в 1941 — 1945 гг. По большей части они вращаются вокруг оживления церковной жизни в СССР после знаменитой встречи в сентябре 1943 г. И. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) — единственными на тот момент действующими православными архиереями.

http://patriarchia.ru/db/text/4485.html

Урай. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:между приблизительно 1999 и 2001. Адрес: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Урай, Узбекистанская ул., д. 6 Координаты: 60.126051, 64.799995 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История урайской церкви началась в 50-е, 60-е годы, когда в поселок приехало много переселенцев. Уже тогда, несмотря на запреты, неустроенность быта и тяжелую работу, люди начали собираться вместе, вспоминали праздники, пели псалмы, читали священные книги, которых в то время было очень мало. В 60-е годы забила первая нефтяная скважина, в глухую тайгу начали съезжаться люди самых разных профессий со всех уголков необъятной страны. Верующие ехали в дальний путь, беря с собой в дорогу иконы и богослужебные книги. Немного обустроившись и познакомившись, верующие христиане стали собираться по воскресеньям — то в одной, то в другой семье: почтить церковный праздник, помянуть усопших, поздравить новобрачных. Из-за отсутствия священника новорожденных «погружали» старшие в семье. Изредка приезжали в город священники, совершали Литургию, отпевали, крестили. 1990 г. август. Община верующих уже имела мощное ядро -зарегистрировалась и выбрала старосту . В город приезжают священники из Знаменского Кафедрального Собора г.Тюмени, служатся службы, исполняются требы. А.Казачкова отдала половину своего небольшого дома для молитвы. 1990 г. Ноябрь. Советом депутатов рассмотрено предложение начать сбор средств на строительство церкви в г. Урае. 1991 г. 1 января — выбирается место под строительство храма: рядом с будущей площадью «Победы», была увидена необычайной красоты радуга. Это знамение и повлияло на решение строить церковь именно на этом месте. 1991 г. 10 августа. Город впервые посетил епископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Вместе с Владыкой прибыл в город отец Максим (ныне епископ Барнаульский), диакон отец Михаил и 20 студентов и абитуриентов духовной семинарии.

http://sobory.ru/article/?object=16526

Скачать epub pdf Содержание «Читайте Евангелие!» «Не бежать из городов» «Не сокращать богослужения» «Меньше внимания внешнему, больше – внутреннему» «Церковь будут рушить изнутри» Тернистый путь солдата Как появился двойник «Молчание по смирению» Вопрос о наградах «Война – это хуже ада» «Не бойся! Я с тобой» «Он светит нам своим примером» Преображение человека Ответ офицеру «Русь – это сталь непобедимая» Из поучений отца Кирилла     8 октября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, исполнилось 95 лет со дня рождения архимандрита Кирилла (в миру – Ивана Дмитриевича ПАВЛОВА). Герой Советского Союза, знаменитый сержант, защитник дома Павлова в Сталинграде, он 6 лет воевал на фронтах Великой Отечественной, а потом 60 лет служил в Троице-Сергиевой Лавре. Отказавшись от вступления в партию, воин-легенда был тут же разжалован и лишен геройского звания. В послевоенные годы окончил духовную семинарию, принял монашество и более 60 лет провел в главной обители России – Троице-Сергиевой Лавре. Великий патриот и молитвенник, духовный наследник преподобного Сергия Радонежского, он многолетними трудами стяжал благодатный дар прозорливости. Полвека духовно окормлял братию монастыря, правителей, церковнослужителей и мирян, приезжавших к нему из разных городов и стран мира. Был духовником трех патриархов: Алексия I, Пимена и Алексия II. Не случайно его называют «последний светоч России». Бывший солдат Иван Павлов принял иноческий чин 22 июня 1954г.– в день начала войны. Он и этим особо запечатлен как защитник народа от всех нападений врагов видимых и невидимых. Одних отбивал силой оружия, других (более 60 лет) – силой Иисусовой молитвы. 10 лет назад тяжелый недуг приковал отца Кирилла к постели. Сегодня он плохо видит, плохо слышит, но губы непрестанно шепчут молитву. Обладая острым духовным зрением, он даже в таком болезненном положении продолжает руководить своих чад ко спасению. Греческий епископ, недавно посетивший старца, сказал, что «архимандрит Кирилл распинается ныне на страдальческом кресте – один за всю Россию».

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

В 60-е годы В конце 50-х – начале 60-х годов начался особо свирепый нажим на Церковь . Газеты пестрели фельетонами, направленными против верующих людей, закрывались храмы (Киево-Печерская Лавра – 1959 г., Андреевский собор в Киеве, храмы в Молдавии, Сев. Буковине, Зап. Украине, Прикарпатье). Из восьми Духовных Семинарий были закрыты пять. Во всех городах Средней России, Сибири, Поволжья были закрыты те храмы, которые были открыты в годы войны. В газетах и антирелигиозных брошюрах прямо утверждалось, что религия в СССР доживает последние дни. В эти дни «бархатный» Митрополит Николай, мягкий и осторожный, становится неузнаваем. Он находит неожиданно яркие слова; он находит на своей палитре проповедника яркие краски. «Жалкие безбожники! – восклицает он однажды, – Они подбрасывают вверх свои спутники, которые вспыхивают и, погаснув, падают на Землю, как спички; и они бросают вызов Богу, зажегшему солнце и звезды, которые вечно горят на горизонте». (В те времена главным аргументом антирелигиозников были... спутники, о которых писали все газеты). В другой раз на Рождественском богослужении в ночь на Рождество 1959 г. в Преображенском храме, выступая с проповедью, он не оставил камня на камне от «мифологической теории», отрицавшей историчность Христа. В это время начинают портиться отношения у Митрополита с представителями власти. Особенно раздражает Куроедова та непреклонность, которую обнаруживал Митрополит Николай, когда речь шла о закрытии некоторых сельских церквей в Московской епархии. Тогда была установка: закрывать храмы руками архиереев. Но на все домогательства о закрытии храмов у Митрополита был один ответ: «Нет, нет, нет!» В 1960 году борьба против Церкви достигла апогея. Митрополит Николай очень тяжело переживал очевидное фиаско политики «примирения непримиримых», но не сдавался. Уже на протяжении многих месяцев воздействовал он на Патриарха, пытаясь вывести его из состояния бездействия, побудив выступить открыто в защиту Церкви. Престарелый, больной, слабый Патриарх колебался. Данила Андреевич и иже с ним, составлявшие непосредственное окружение Патриарха, всячески тормозили, удерживали Патриарха, беспокоясь за его (и свою) безопасность, от всякого смелого шага.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Патерик новоканонизированных святых (Часть IV) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 15 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. Текст подготовил игумен Дамаскин (Ор­ловский). Преподобноисповедник Оптинский Никон (Беляев) сентября 1888 — †25 июня/8 июля 1931 Прославлен на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. 1 Память празднуется 25 июня/8 июля (преставление), 11/24 октября (Собор преподобных Оптинских старцев) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) В повседневной жизни наших мучеников ХХ столетия присутствовало много сурового, возникавшего прежде всего от того, что над каждым днём их жизни в те годы нависала угроза ареста, судебной расправы и чрезвычайных страданий. Самой тогдашней государственной системой они уже были приговорены заочно за разномыслие и разноверие с ней, только приговор осуществлялся для каждого из них в разные годы и дни. Если и не принадлежавшие к Церкви люди, зная об идущих повсюду арестах, тяжело приковывались мыслью и чувством к возможному своему аресту, то тем более поставленные вне закона члены Русской Православной Церкви принуждены были думать о нём. Это постоянное переживание приговорённости приводило иногда к такому перенапряжению, что человек приобретал хроническую болезнь; так болел после лагеря преподобноисповедник Севастиан Оптинский, Карагандинским лагерем награждённый болезнью и по месту страданий и подвигов названный Карагандинским. Каждый стук в дверь, всякое появление на службе в храме незнакомого человека и тем более человека в военной форме вызывали у него тяжёлые переживания и мысли о возможности полной перемены судьбы. Жить можно было в те годы, лишь приобретя страх Божий в предстоянии чистой совести Богу, как бы ежедневно готовясь от земных дел идти на суд Божий. И на этом фоне суровости жизни ХХ века жизнь преподобноисповедника Никона ощущается лугом духовным — потому ли, что сам он был с чуткой и нежной душой, или потому, что рядом с ним был старец, богатый духовно и одарённый многоразличными талантами, преподобный Варсонофий Оптинский, или потому, что это была Оптина пустынь, многие насельники которой ревностно стремились привиться веткой живой на лозе Христовой. Сам быт семьи, в которой в 1888 году родился преподобноисповедник Никон (в миру Николай Митрофанович Беляев), несколько напоминает быт, описанный в книгах писателя Ивана Шмелёва, впрочем, может быть потому, что и Николай родился в семье небогатых московских купцов.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Свято-Троицкий Ионинский мужской монастырь (Киев) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Ионинский монастырь (Ионинский монастырь, Ионовский монастырь) — православный мужской монастырь в Киеве. Находится на Зверинце. Основан в 60-е годы XIX века архимандритом Выдубицкого монастыря Ионой на землях княгини Е. А. Васильчиковой, вдовы киевского генерал-губернатора. Содержание История [ править править код ] Основан в 60-е годы XIX века архимандритом Выдубицкого монастыря Ионой на землях княгини Е. А. Васильчиковой, вдовы киевского генерал-губернатора. К 1918 году насчитывал более 800 монахов и послушников. Действовал до 1934 года, когда был закрыт по распоряжению советских властей. До Первой мировой войны в обители велось строительство самой высокой в Российской империи колокольни (проектная высота 110 метров). С 1935 года монастырь оказался на территории новооснованного Ботанического сада АН УССР. В 1991 году возвращён Православной церкви. К началу 2000-х годов был отреставрирован главный храм монастыря — Свято-Троицкая церковь, колокольня, башня с часами, отстроены братские корпуса. С 1997 года братией Ионинского монастыря началось восстановление пещер и храма Зверинецкого монастыря. В 2009 году Зверинецкий скит выделился в самостоятельный монастырь. Подробная история обители Описание [ править править код ] Храм [ править править код ] Храм во имя Живоначальной Троицы был построен в 1871 г. преподобным Ионой на высоком холме. Главный престол во имя Живоначальной Троицы был освящен 23 июля 1872 г. Обширный двухпрестольный каменный храм первоначально имел крестовокупольную форму с небольшим правым приделом во имя иконы Божией Матери «Троеручица». В 70-е годы XIX в. храм был расписан художником Зайцевым. Вскоре храм уже не вмещал всех богомольцев. В 1897 г. храм был расширен (архитектор В. Николаев). К крестовокупольному объему храма был достроен северо-восточный угол правого придела и пристроен левый придел во имя Всех Святых. В результате здание приобрело прямоугольную форму. В дополнение к большому куполу храма был устроен небольшой декоративный купол над центральным входом, а также были выстроены две главки по углам западного фасада. Постройка выдержана в характерном для XIX в. эклектичном стиле.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Галина Пыльнева Людские мудрецы великие В атомный ад ведут народы, А белые платочки тихие Собой скрепляют церкви своды, — сам облик моей собеседницы напомнил эти строки Александра Солодовникова, написанные в 60-е годы. К сожалению, Галина Александровна Пыльнева наотрез отказалась фотографироваться, мотивируя это, в частности, тем, что в ее жизни нет ничего особо примечательного. Как сказать! Многолетнее общение с ныне канонизированными Глинскими старцами, переписка с архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым). Еще — около десятка книг, автором и составителем которых она является, множество журнальных публикаций. И — верность Церкви в самые трудные годы. Произведения Галины Александровны хорошо знакомы православным читателям: «В Лавре преподобного Сергия», «Глинская мозаика», «Никола милостивый», «Советы опытных духовников» и др. Галина Александровна родилась в 1936 году в Москве. В 1958 году окончила Московский текстильный институт. Работала художником-прикладником в отделе реставрации памятников при Моспроекте. С 1992 года — на пенсии. — Галина Александровна, Вы пришли к вере в годы гонений, когда такой выбор сделать было, наверное, очень непросто. Как люди сохраняли веру в ту эпоху? — Я к вере не приходила в том смысле, что с малолетства росла среди верующих. Я родилась в распавшейся семье, и меня воспитывала бабушка, а потом, со школьных лет — тетушки, сестры отца, Дарья Ильинична и Евдокия Ильинична. Они окончили медицинский техникум и работали медсестрами. Главное, что было в моей жизни, это встречи с хорошими людьми. Эти встречи определяли всё — и в воспитании, и в характере. Как хранили веру в те годы? Хранили. Именно хранили, дорожили верой. Мои тетушки жили с убеждением, что вера — это самое важное, главная ценность. Но очень трудно было наладить общение, создать то, что мы называем средой, потому что люди были очень замкнуты, боялись друг друга. И я помню первые свои годы у тетушек… Они разговаривали вполголоса, оберегая меня, чтобы я этого не слышала. Я делала вид, что сплю, но мне, конечно, было интересно, о чем они говорят — в детстве всё интересно. И они говорили: у такой-то мужа взяли, у такой-то брата, у кого-то сослуживца… Люди исчезали, чаще всего по ночам, и я чувствовала, какое напряжение было у тетушек, особенно ночью, если какие-то стуки, звук подъезжающей машины… Сразу напрягались так, в окно смотрели… Ждали всё. В такое время поумнеешь быстро и соображать будешь четко: что можно говорить, чего нельзя говорить, что можно спросить, чего лучше не спрашивать.

http://pravoslavie.ru/46578.html

Скачать epub pdf Беседа с Галиной Александровной Пыльневой Людские мудрецы великие В атомный ад ведут народы, А белые платочки тихие Собой скрепляют церкви своды , – сам облик моей собеседницы напомнил эти строки Александра Солодовникова, написанные в 60-е годы. К сожалению, Галина Александровна Пыльнева наотрез отказалась фотографироваться, мотивируя это, в частности, тем, что в ее жизни нет ничего особо примечательного. Как сказать! Многолетнее общение с ныне канонизированными Глинскими старцами, переписка с архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым). Еще – около десятка книг, автором и составителем которых она является, множество журнальных публикаций. И – верность Церкви в самые трудные годы. Произведения Галины Александровны хорошо знакомы православным читателям: «В Лавре преподобного Сергия», «Глинская мозаика», «Никола милостивый», «Советы опытных духовников» и др. Галина Александровна родилась в 1936 году в Москве. В 1958 году окончила Московский текстильный институт. Работала художником-прикладником в отделе реставрации памятников при Моспроекте. С 1992 года – на пенсии. – Галина Александровна, Вы пришли к вере в годы гонений, когда такой выбор сделать было, наверное, очень непросто. Как люди сохраняли веру в ту эпоху? – Я к вере не приходила в том смысле, что с малолетства росла среди верующих. Я родилась в распавшейся семье, и меня воспитывала бабушка, а потом, со школьных лет – тетушки, сестры отца, Дарья Ильинична и Евдокия Ильинична. Они окончили медицинский техникум и работали медсестрами. Главное, что было в моей жизни, это встречи с хорошими людьми. Эти встречи определяли всё – и в воспитании, и в характере. Как хранили веру в те годы? Хранили. Именно хранили, дорожили верой. Мои тетушки жили с убеждением, что вера – это самое важное, главная ценность. Но очень трудно было наладить общение, создать то, что мы называем средой, потому что люди были очень замкнуты, боялись друг друга. И я помню первые свои годы у тетушек… Они разговаривали вполголоса, оберегая меня, чтобы я этого не слышала. Я делала вид, что сплю, но мне, конечно, было интересно, о чем они говорят – в детстве всё интересно. И они говорили: у такой-то мужа взяли, у такой-то брата, у кого-то сослуживца… Люди исчезали, чаще всего по ночам, и я чувствовала, какое напряжение было у тетушек, особенно ночью, если какие-то стуки, звук подъезжающей машины… Сразу напрягались так, в окно смотрели… Ждали всё. В такое время поумнеешь быстро и соображать будешь четко: что можно говорить, чего нельзя говорить, что можно спросить, чего лучше не спрашивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Михаил Сабинин – подвижник Грузинской Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Михаил Сабинин – подвижник Грузинской Церкви Православие.Ru , 15 октября 2003 г. Михаил (Гоброн) Павлович Сабинин — один из известнейших церковных деятелей и просветителей XIX века. Родился в 1845 году (по всей вероятности, в Тифлисе). По некоторым источникам, его отец был тверским священником, женившимся на грузинке. Одно из неопубликованных писем Сабинина позволяет установить имя его матери — Екатерина. Фамилия ее доподлинно не известна. Принято считать, что она была Мирзашвили; но аналогичная фамилия ее зятя (мужа сестры самого Сабинина) позволяет подвергнуть это положение сомнению. Приблизительно в 60-е годы XIX века Михаил потерял отца, и мать вторично вышла замуж за тифлисского почтового чиновника Г. Панова. Известно также, что у Михаила были брат и сестра. В начале 60-х годов мальчик был отдан в Тифлисскую классическую гимназию, где проучился до 1868 года. Уже в ученические годы Михаил проявил свои незаурядные способности и пристальный интерес к истории Грузии. Он много ездил по стране, собирая церковные древности, записывая древние легенды и сказания, копируя росписи старинных церквей и монастырей. В фонде канцелярии экзарха Грузинского Экзархата (Центральный государственный архив Грузии) хранится один чрезвычайно интересный документ, из которого явствует, что 20 октября 1867 года, будучи еще учащимся гимназии, Сабинин составил рапорт на имя экзарха Грузии Евсевия, где ходатайствовал о благоустройстве часовни святого мученика Або Тбилисского подле церкви Метехи в Тбилиси, на месте мученического подвига святого. Михаил настойчиво требовал создания подобающей атмосферы возле будущей часовни, а именно — упразднения бакалейных лавок и «ретирадных» (отхожих — В. К.) мест. Также Сабинин принял активное участие в создании новой иконы святого Або. Архивное дело констатирует довольно неблагоприятную реакцию тифлисского благочинного Иоанна (Басхарова), недовольного как самим ходатайством, так и его поддержкой в лице главного священника военного ведомства Стефана Гумилевского.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

поиск:   разделы   рассылка Николай Бурляев Летопись " Золотого Витязя " 1993 год Источник:  Русская линия II. Второй Международный Кинофестиваль славянских фильмов мы провели с размахом, в два этапа. Первый – Московский отборочный, второй – основной, спустя месяц – в Югославии. В Москве всё совершилось спокойно, уверенно и даже привычно. За 14 дней мы показали 60 картин, то есть 60 премьер! Шестидесяти режиссёрам и тысячам зрителей подарили радость и надежду на то, что русский, славянский кинематограф будет жить. Телевидение и радио пол-месяца говорили о " Золотом Витязе " : фестиваль был замечен. " Витязь " дал нам возможность постоянно напоминать общественности о нашем несогласии с блокадой и травлей Югославии. Я понимал, насколько важно участие в Кинофестивале украинских мастеров экрана: – какой же славянский фестиваль без Украины? Но Украина в то время резко рванула в сторону от России и переживала бурный этап " незалежности " . К счастью я имел прежние дружеские отношения со многими ведущими украинскими кинематографистами и моё имя было для них достаточно авторитетным и незапятнанным. Я позвонил в Киев по домашнему телефону ведущих украинских кинематографистов, кинорежиссёра Юрия Ильенко и актрисы Людмилы Ефименко, пригласил их в Москву. Позвал выдающегося украинского актёра Богдана Ступку, кинорежиссёров Леонида Осыку и Михаила Ильенко, ведущих киноведов Светлану Мусиенко и Валентину Слободян, (ставшую в последствии украинским Оргсекретарём " Золотого Витязя " ). И они все откликнулись на моё приглашение. Правда потом Людмила Ефименко призналась мне, что когда в их квартире раздался мой звонок, они подумали: " ну вот... опять Москва... Только оторвались от неё и снова... " Ехали с тревожным чувством, которое сразу же развеялось, едва они погрузились в сердечную атмосферу нашего кинематографического братства. И они остались с " Золотым Витязем " на все эти сложные годы: были с " Витязем " в блокадной Югославии и в непризнанном Приднестровье, плавали по Волге и по Днепру... Их вклад в укрепление межславянского единства и популяризацию светлых идей " Золотого Витязя " на Украине огромно. Именно они не давали все эти годы разорвать наши братские, духовные связи.

http://religare.ru/2_65253.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010