В 20-х гг. XII в. начался серьезный кризис клюнийского движения, отмеченный борьбой умеренного крыла и сторонников реформы (впосл. сторонники реформы возобладали и способствовали избранию аббатом Клюни Петра Достопочтенного ). На период кризиса приходится начало составления Житий Г. Первое Житие Г., автором к-рого, согласно преданию, был некий Эзелон, не сохранилось. Среди биографов Г. были представители обеих партий, к-рые, восхваляя Г., по-разному расставляли акценты в рассказе о его деятельности. Обширная агиографическая традиция включает тексты XII-XIII вв. (BHL, N 4007-4015), среди них - 7 Житий, рассказы о чудесах, литургические сочинения. Лит. наследие Г. представлено в основном письмами, из к-рых сохранилась лишь малая часть, и рядом сочинений прагматического характера. В число корреспондентов Г. входили папы Григорий VII и Урбан II, имп. Агнесса и ее сын имп. Генрих IV, кор. Альфонсо VI и англ. кор. Вильгельм I Завоеватель, Петр Дамиани и архиеп. Ансельм Кентерберийский. Соч.: Epistolae//PL. 159. Col. 210, 241-242, 927-932; Statuta//PL. 159. Col. 945-947; Exhortatio ad sanctas moniales apud Marciniacum Dei servientes//PL. 159. Col. 947-950; Commonitorium ad successores suos pro sancti monialibus Marciniacensibus//PL. Col. 949-952; Imprecatio//PL. 159. Col. 951-954; Une lettre inédite de S. Hugues, abbé de Cluny, à Bernard d " Agen, archevêque de Tolède/Éd. M. Férotin//Bibliothèque de l " École des chartes. P., 1900. Vol. 61. P. 341-345; 1902. Vol. 62. P. 684-685. Ист.: BHL, N 4007-4013, 4015; Epistolae diversorum ad S. Hugonis//PL. 159. Col. 931 a - 946 a; Gilo. Vita s. Hugonis/Ed. H. E. J. Cowdrey//Studi Gregoriani. 1978. Vol. 11. P. 45-109; Renaud de V é zelay. Vita s. Hugonis/Ed. R. B. C. Huyghens. Turnhout, 1980. P. 39-60. (CCCM; 42); idem. Vita metrica s. Hugonis//Ibid. P. 61-67; Hildebert de Lavardin. Vita s. Hugonis//PL. 159. Col. 857-894; Hugues de Gournay. Epistola ad domnum Pontium Cluniacensem abbatem/Ed. H. E. J. Cowdrey//Studi Gregoriani. 1978. Vol. 11. P. 113-117; idem. Vita/Ed. H. E. J. Cowdrey//Ibid. P. 121-129; Anonimus. Vita et miracula/Ed. L. M. Smith//EHR. 1912. Vol. 27. P. 99-101; Anonimus. Miracula//Bibliotheca Cluniacensis. Matiscone, 1915. Col. 447-462; Petrus Venerabilis. Rythmus de s. Hugone abbate//PL. 159. Col. 1020-1021; idem. Miracula I 15//PL. 159. Col. 953-956; Vincent de Beauvais (Anonimus Primus). Vita s. Hugonis//PL. 159. Col. 909-918.

http://pravenc.ru/text/168247.html

Изучали и рядовые сельские поселения, особенно интенсивно на территории Сев.-Зап. и Сев.-Вост. Руси. Коллектив сотрудников ГИМ, разрабатывавший историю древнерус. деревни, опубликовал 4 вып. «Очерков по истории русской деревни X-XIII вв.» (М., 1950, 1956, 1959, 1967). Была составлена карта селищ, дана их характеристика, рассмотрены сельское хозяйство, промыслы, быт. В 60-70-х гг. были изданы сводки по истории стрел, луков, колчанов ( Медведев. 1966) и др. видов наступательного и оборонительного оружия; Кирпичников в неск. выпусках «Свода археологических источников» представил по категориям большинство известных находок мечей, сабель, доспехов, шлемов, щитов, стремян, удил и т. д. ( Кирпичников. 1966, 1971, 1973, 1975), дав четкую типологию, хронологию и общую картину развития военного дела на Руси. Д. Р. а. позволила изучить домостроительство на массовом материале, реконструировать отдельные постройки и проследить их эволюцию в Сев.-Зап. Руси ( Спегальский. 1972). Раппопорт (1975) составил общую сводку жилищ на территории Руси, изучив связь их плановой схемы с изменением типа печей. Огромный материал дал Вел. Новгород. В 1980-2000-х гг. новые данные о домостроительстве IX-XI вв. принесли раскопки на Подоле в Киеве (М. А. Сагайдак). Раскопки Новгородской археологической экспедиции в Вел. Новгороде (Арциховский, Янин и др.) открыли деревянные изделия, к-рые плохо сохранились в др. городах, и новый вид письменных источников - берестяные грамоты. Благодаря сохранившимся настилам деревянных мостовых была создана надежная хроно-стратиграфическая шкала новгородских и общих для Др. Руси типов вещей. Достижения археологии в изучении древнерус. зодчества отражены в исследованиях по архитектуре древнего Киева ( Каргер. 1958, 1961), Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. ( Воронин. 1961-1962), Смоленска ( Раппопорт. 1979), в корпусе сведений по памятникам всей Др. Руси, в истории ее строительной техники ( Раппопорт. 1982, 1994). Большой вклад в изучение древнерус. архитектуры и ее белокаменной скульптуры внесли работы Вагнера (1964, 1969), восстановившего архитектурные формы и убранство Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, храмов Владимира и Суздаля. Существенное значение для иконографически-архитектурного и историко-литургического анализа архитектуры имели труды А. И. Комеча и Т. А. Чуковой . В наст. время изучение архитектурной археологии Др. Руси продолжается в С.-Петербурге (В. А. Булкин, группа археологов под рук. О. М. Иоаннисяна в ГЭ), в Киеве (Г. Ю. Ивакин, Е. А. Архипова), в Москве (Л. А. Беляев ) и в др. городах.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Лазаря 1461 г., св. Симеона Богоприимца 1467 г. и др.). Эти 2 линии демонстрируют разный подход к интерпретации архитектурной формы: в храмах на старой основе заметна типологическая схема, характерная, в основном для домонг. эпохи, новации присутствуют только в решении интерьера, разделенного деревянным перекрытием на 2 этажа, а также в области фасадного декора. Напротив, в «новых» церквях заметно созвучное эпохе объемно-пространственное решение, в интерьере господствует камерный способ организации пространства. Обычно в литературе строительство «на старой основе» времени архиепископов Евфимия и Ионы связывается с борьбой Н. и Москвы, исследователи видели в этом стремление противопоставить новгородскую старину Москве и считали, что строительная программа Евфимия являлась частью его антимосковской политики. Внимательное рассмотрение вопроса позволяет сделать вывод об отсутствии «идеологической» составляющей в строительной программе архиеп. Евфимия, связанной с капитальным ремонтом и перестройкой соборов и иных крупных городских храмов, с особой ориентацией на облик ранних церквей. Новгородские строители 30–70-х гг. XV в. во многом ориентировались на архитектурное наследие XIV – нач. XV в.: основным типом церковной постройки остается 4-столпный одноглавый одноапсидный храм. В нек-рых церквях «на старой основе» интерпретируется тип 6-столпного 3-апсидного храма (такие храмы строились в Н. в 1-й трети XII в.). Вместе с тем, в эпоху архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского появились новые архитектурные формы. В 30–60-е гг. XV в. распространились храмы с подцерковьем, возникшие, видимо, в 1-й трети XV в. — интерьер постройки разделен деревянным перекрытием на 2 этажа, нижний этаж (подцерковье) используется исключительно для хозяйственных нужд, в верхнем этаже находится собственно храм. Перекрытие подцерковья никак не выражено на фасадах, соответственно 2-этажная структура здания снаружи не читается. При этом пропорциональный строй зданий остается тем же, их высота не увеличивается.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БАВАРСКИЙ ГЕОГРАФ» [Лат. Geographus Bavarus], закрепившееся в науке условное название памятника, в рукописи имеющего заглавие «Описание городов и областей к северу от Дуная» (Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii). Текст сохранился в единственном списке в составе сборника IX в., ныне хранящегося в Баварской государственной библиотеке в Мюнхене под шифром Clm 560, и является припиской на 2 страницах к трактату Боэция о геометрии (fol. 149v - 150r). Памятник представляет собой отчасти компилятивный перечень племенных названий, преимущественно слав., не всегда поддающихся идентификации и снабженных в большинстве случаев указаниями на количество «городов» у соответствующего племени, часто явно фантастическими. В перечне представлены и восточноевроп. этнонимы, в частности лендзяне (Lendizi), бужане (Busani), уличи (?) (Unlizi) и др., а также названные рядом хазары (Caziri) и русь (Ruzzi). По палеографическим и кодикологическим данным, рукопись «Б. г.», к-рая, возможно, является оригиналом, создана, как и сборник в целом, в скриптории южнонем. мон-ря Райхенау (в верховьях Рейна) во 2-й пол. IX в. Есть основания предполагать, что информацию о слав. племенах, входивших в сферу интересов Великоморавского гос-ва, а также о народах Вост. Европы местный составитель получил от одного из слав. первоучителей, свт. Мефодия , или от лиц из его окружения во время пребывания Мефодия и ряда его учеников в ссылке в Райхенау в нач. 70-х гг. IX в., о чем говорит внесение их имен в «книгу побратимства» (liber confraternitatum; род поминальника) мон-ря. В таком случае данные «Б. г.» можно рассматривать как свидетельство того, что Русь и восточноевроп. славяне входили в кругозор кирилло-мефодиевской миссии в 60-80-х гг. IX в., в пору существования на Руси (архи)епископии, созданной ок. 866 г. при Патриархе К-польском Фотии и уничтоженной после захвата Киева кн. Олегом (см. также Аскольд и Дир ). Ист.: Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв.: Тексты, пер., коммент. М., 1993. С. 7-51 [Библиогр.]. Лит.: Nov ý R. Die Anfänge des böhmischen Staates. Praha, 1969. Bd. 1: Mitteleuropa im 9. Jh. S. 131-149; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001. С. 51-70. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77306.html

В XV в. в Е. в. м. сокращается число монахов: Перо Тафур в 1435 г. говорит о 50-60 иноках, авторы 70-80-х гг.- о 30-40, в 1497 г. А. фон Харф застал в мон-ре 8 чел. ( Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 185-186; Норов. 1878. С. 105-106; Eckenstein. 1921. P. 166-167; Mouton, Popesku-Belis. 2006. Р. 31). Паломники пишут об убогости мон-ря. По нек-рым данным, монахи на время покидали мон-рь, как, напр., в 1479 г. Серебрянная рака для мощей вмц. Екатерины. Дар царевны Екатерины Алексеевны. Россия. 1689 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Серебрянная рака для мощей вмц. Екатерины. Дар царевны Екатерины Алексеевны. Россия. 1689 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Одной из наиболее сложных проблем для Е. в. м. были отношения с окрестными бедуинскими племенами. Помимо монастырских «рабов» среди синайских бедуинов существовала группа «благородных» племен - аль-Аиз (XIII-XVI вв.), Аулад Али (упом. в XV в.) и ряд др., считавших себя «стражами» или «покровителями» мон-ря и требовавших за это дань с монахов и паломников. По обычаю, Е. в. м. ежедневно кормил сотни бедуинов, выдавая им хлеб и др. продукты. Эта практика описана в источниках мамлюкской и османской эпох, однако, несомненно, сложилась значительно раньше. Также давнюю историю имели конфликты мон-ря с его бедуинским окружением. Уже в декретах айюбидских султанов 90-х гг. XII в. говорится о защите монастырского имущества от посягательств бедуинов. Прошения синайских монахов, адресованные правителям Египта на протяжении свыше полутысячи лет, отличаются исключительным однообразием - это жалобы на захват бедуинами тех или иных монастырских подворий-оазисов, на грабежи бедуинами караванов, доставляющих припасы в мон-рь, споры с бедуинскими шейхами о владении пальмовыми рощами. Издавались десятки султанских указов в подтверждение владельческих прав Е. в. м., однако обилие подобных документов свидетельствует об их низкой эффективности. Мамлюкские власти фактически не контролировали пустынные районы Синая, остававшиеся во владении воинственных бедуинов.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

К. являлся (наряду с Н. Н. Ворониным и П. А. Раппопортом ) создателем отечественной школы архитектурной археологии. Среди его учеников - А. Н. Кирпичников, В. А. Булкин, О. М. Иоаннесян, Э. С. Смирнова , Т. В. Ильина. Помимо публикаций по архитектуре и археологии Др. Руси К. принадлежит ряд статей по истории древнерусской живописи (20-е гг. XX в.). Научную деятельность К. сочетал с преподаванием истории древнерус. искусства. Прекрасное владение словом, умение «оживить» сухие археологические факты и воссоздать картину исторического события обеспечивали неизменный успех его лекциям. К.- лауреат Гос. премии СССР (1952 - за участие в 2-томном труде «История культуры Др. Руси» (М.; Л., 1948-1951)), награжден орденом Ленина (1953), доктор исторических наук (1959), автор ок. 120 печатных научных работ. Похоронен на Казанском кладбище в Пушкине Ленинградской обл. Архив К. хранится в НГОМЗ (Отдел письменных и изобразительных источников), часть материалов - в НА ИИМК РАН. 26-28 нояб. 2003 г. в С.-Петербурге состоялась конференция, посвященная 100-летию К., организаторами к-рой выступили ГЭ, СПБГУ, ИИМК РАН. Осн. соч.: Археол. исслед. древнего Киева: Отчеты и мат-лы (1938-1947 гг.). К., 1950; Новгородское зодчество//История рус. искусства/Ред.: И. Э. Грабарь и др. М., 1954. Т. 2. С. 16-72; Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерус. города. М.; Л., 1958-1961. 2 т.; Новгород Великий. М.; Л., 1961; Зодчество древнего Смоленска (XII-XIII вв.). Л., 1964; Памятники архитектуры Новгорода XI-XVII вв. Л.; М., 1966; Новгород. Л., 19804. Лит.: Вагнер Г. К., Кирпичников А. Н. К 60-летию М. К. Каргера//Сов. Арх. 1963. 4. С. 124-126; Кирпичников А. Н. М. К. Каргер//Культура и искусство Др. Руси: Сб. ст. в честь проф. М. К. Каргера. Л., 1967. С. 7-21; он же. К 70-летию М. К. Каргера//Культура средневек. Руси: [Сб. ст.]. Л., 1974. С. 3-4; он же. Творческий путь М. К. Каргера//Архитектура и археология Др. Руси. СПб., 2009. С. 5-7. (Тр. ГЭ; 46); Булкин В. А. Воспоминания о М. К. Каргере//Искусство Др. Руси и его исследователи: [Сб. ст.]. СПб., 2002. С. 279-283; Калитина Н. Н. О М. К. Каргере//Там же. С. 276-278; она же. Странички воспоминаний. СПб., 2005. С. 72-75; Из сказок М. К. Каргера/Публ. подгот.: О. В. Овсянников//Архитектура и археология Др. Руси. 2009. С. 13-16; Овсянников О. В. Иконописец XVIII в. Михаил Слепохин; М. К. Каргер и кот Евстафий//Там же. С. 8-12. В. А. Булкин, И. Л. Тихонов Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей) КУЛАКОВСКИЙ Юлиан Андреевич (1855-1919), рус. ученый, историк, специалист в области истории Рима и Византии, филолог-классик, переводчик с латыни и древнегреческого, археолог, публицист

http://pravenc.ru/text/1681017.html

До 60-х гг. XX в. М. изучалось почти исключительно в контексте истории Церкви и богословия. История М. традиционно сводилась к хронологическому описанию фактов, биографий знаменитых подвижников и рассмотрению организационных структур монашеской жизни (уставов и устройств мон-рей). В кон. 70-х гг. нек-рые исследователи начали рассматривать М. в более широком контексте антропологии религии как общечеловеческий феномен ( Leclercq. 1973-1974). В рамках такого подхода ученых прежде всего интересуют базовые характеристики М. как явления, причины его возникновения, а также психологическая и социальная мотивация монашеского подвига в разных религиях и культурах. Так, Дж. Констабл ( Constable. 1974) настаивал на необходимости применения социологического и компаративистского подходов к изучению М., что, по его мнению, позволит избавиться от традиц. устоявшихся «клише»: противопоставления отшельничества и общежития, т. н. деятельных добродетелей и созерцания, странничества и stabilitas loci (постоянного пребывания на одном месте). Главным объектом внимания при таком подходе, по мнению исследователя, должна быть «монашеская экология» (monastic ecology), понимаемая как совокупность сложных взаимоотношений между мон-рем и окружающим миром. Одним из первых подобную методологию применил Г. Грундманн на примере средневек. женского монашества XII-XIII вв., рассматриваемого в связи с доктринальными движениями и социально-экономическими факторами эпохи ( Grundmann H. Religiöse Bewegungen im Mittelalter. B., 1935). Следуя примеру Грундманна, Л. Н. Литтл пытался показать связь между развитием городской экономики в Зап. Европе XI-XIII вв. и возникновением нищенствующих орденов с их «богословием бедности» ( Little L. K. Religious Poverty and the Profit Economy in Medieval Europe. L., 1978). В совр. социологии религии М. принято рассматривать как один из примеров т. н. маргинальности - понятия, обозначающего промежуточность, пограничность положения человека между к.-л. социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Кирилловский собор. План и вид с юго-запада. Реконструкция Н. В. Холостенко Кирилловский собор. План и вид с юго-запада. Реконструкция Н. В. Холостенко Древнее кровельное свинцовое покрытие было разграблено войсками хана Батыя в 1240 г., что привело к разрушению сводов и перекрытий. От XII в. сохранились подпружные арки, все конхи, арки и свод под хорами. Исследования 60-х гг. ХХ в. позволили реконструировать покрытие: над крестовыми сводами нижнего яруса были устроены полуциркульные своды. На месте пересечения сводов был возведен мощный четверик с высоким цилиндрическим световым барабаном. Венчал сооружение полусферический купол. Сводам храма на фасадах соответствовали полукружия закомар, их нижняя часть сохранилась под карнизом XVIII в. Форма и пропорции закомар напоминают абрис апсид на плане храма, что особенно хорошо заметно на его западном фасаде. Плоскость стен была расчленена полуколоннами. Простоту и лаконизм здания подчеркивал скромный декор из аркатурного пояса, проходившего в верхней части по периметру стен и барабана. Самым ранним свидетельством восстановительных работ являются находки витражного стекла XV в., однако первые документальные сведения о ремонте относятся к нач. XVII в., когда обвалившиеся своды были переложены и сделаны коробовыми. В юж. части нартекса была расположена крещальня, разобранная, вероятно, в XVII в. при игум. Василии (Красовском), во время ремонтно-реставрационных работ. В кон. XVII на «строение церковное» «верхов или кровель» пошли доходы от 4 мельниц, переданных игум. Иннокентию (Монастырскому) Мазепой, который пожертвовал на ремонт 10 тыс. золотых ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 239). Были достроены 4 боковых купола, древнее позакомарное перекрытие переделано в 4-скатную крышу, окна в центральной и сев. апсидах частично заложены, а верхние окна на сев. и юж. стенах трансепта и зап. фасаде замурованы. Круглые полуколонны на фасадах были сбиты, на зап. фасаде их заменили массивными прямоугольными, ликвидирована аркатура на стенах и барабане купола, стесаны полуколонки между окнами барабана, тесовая кровля заменена железной, вместо закомарного завершения устроен антаблемент с развитым карнизом. В 1720-1730 гг. был заново выложен кирпичный пол.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

1200-1278) и Мунио из Саморы (1237-1300), агиографы Педро Феррандо († после 1242), Родриго Серратский († после 1278), а также Хуан Хиль из Саморы (ок. 1241-1318), ставший известным благодаря историческим и богословским сочинениям. Доминиканцы и францисканцы сыграли важную роль в искоренении ересей, не только проповедуя, но и являясь членами инквизиции, активно действовавшей в Арагоне с 30-х гг. XIII в. Кор. Альфонсо X в скриптории. Миниатюра из «Книги об играх» (Escorial. T. I.6. Fol. 65) Кор. Альфонсо X в скриптории. Миниатюра из «Книги об играх» (Escorial. T. I.6. Fol. 65) Деятельность инквизиции в Арагоне связывается с распространением в нач. XIII в. ересей катаров и вальденсов ; в Каталонии появление катаров относится к 60-м гг. XII в. После альбигойских войн в Юж. Франции мн. катары нашли прибежище в И. Катарская ересь, хотя и не получившая в Сев. Испании столь массового распространения, как в Юж. Франции, имела здесь влиятельных сторонников, в т. ч. и в окружении арагонского кор. Хайме I. Одним из центров катарской ереси в сер. XIII в. была Льейда. Сохранились сведения о многочисленных денежных штрафах, к-рые налагались арагонским королем на подданных, уличенных в ереси. Частота подобных взысканий и их крупные размеры свидетельствуют о том, что приверженцами ереси были гл. обр. зажиточные горожане. Многочисленными были и сторонники учения вальденсов, также распространившегося в И. из Юж. Франции, в основном крестьяне и беднейшие горожане. Борьба с вальденсами являлась одним из важных направлений деятельности Церкви (в 1242 эта ересь была вновь осуждена на провинциальном Соборе в Таррагоне). Еретиком-вальденсом был Дуран из Уэски (Дуран да Оска); в 1207 г. он вместе с группой последователей перешел в католицизм. Дуран стал основателем одного из нищенствующих орденов, т. н. бедных католиков (Pauperes Catholici), существовавшего до 1212 г. Сведения о проникновении альбигойских ересей в центральные регионы И. отрывочны. Известно, что в 1-й пол. XIII в. ереси получили распространение в Леоне.

http://pravenc.ru/text/674995.html

972 G. Vernadsky. Die kirchlich-politische Lehre der Epanagoge. – Byzantinisch-neugriechische Jahrbucher, Bd. VI, 1928, SS. 127–142. Автор говорит о влиянии идей Эпанагоги на время патриарха Филарета (1619– 1631) и Никона (1652–1658). 973 О Прохироне и Эпанагоге см. также исследование Е. Э. Липшиц: Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды. М., 1981, с. 46–60 (Прохирон), с. 60–63 (Эпанагога). Примечание научного редактора. 974 См. «Введение» в начале Василик: Basilicorum lib. LX, ed. С. G. Е. Heimbach. Leipzig, 1870, Bd. I, SS. XXI-XXII. Точная дата составления и издания Василик неизвестна: между 886 и 892 гг. (888, 889 или 890 год). См.: С. G. Е. Heimbach. Uber die angebliche neueste Redaction der Basiliken durch Constantinus Porphyrogeneta. – Zeitschrift fur Rechts-geschichte, Bd. VIII, 1869, S. 417; С. G. Е. Heimbach. Basilicorum libri LX. Leipzig, 1870, p. VI; P. Collinet. Byzantine Legislation from the Death of Justinian (565) to 1453. – Cambridge Medieval History, vol. IV, p. 713. 975 О Василиках см. также: Е. Э. Липшиц. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды. М., 1981, с. 63–80. Примечание научного редактора. 976 Название образовано от греческих слов ti pou keitai. По-латински – quid ubi invenitur? (Перевод в обоих случаях одинаковый: «что где находится». – Науч. ред.) 977 Об авторе Типукита см.: Тшо-итто»; sive Librorum LX Basilicorum Summarium Libros I-XII. Ediderunt C. Ferrini et S. G. Mercati. Romae, 1914, praefatio (Studi e testi, vol. XXV); G. Ferrari. – Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXVII, 1927, SS. 165–166. P. Collinet объявляет, что Типукит – произведение неизвестного автора (Cambridge Medieval History, vol. IV, p. 722). См. также: P. NoaUles. «Tipucitus». – Melanges de Droit Romain dedies a George Cornil. Gand, 1926, t. 2, pp. 175–196; A. Berger. Tipoukeitos: The Origin of a Name. – Traditio, vol. III, 1945, pp. 395–403. Beprep пишет (с. 400): «Если современные справочные издания мы называем «Кто есть кто, то заголовок сочинения Пациса мы можем перевести »Что есть где». Сочинение Бергера очень полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010