Господь идет на крещеные, омыти (смыть) хотя (желая) Адамово рукописание (2 янв. стиховна на вечерне), данное им на задолженность диаволу. А теперь Он стер змиеву главу и отверз рай, который «затворило преступление» Адама, обольщенного лестью змиевою, вкушением древа иногда (2 янв. стиховны на вечерне; ср. Быт. 3:1–6 ). Поем, – зовет Церковь , – главы Стершему невидимых врагов (3 янв. 8-я песнь канона утрени). Агнец Божий предста к рабу, прося крещения… свободити ищай порабощенныя ны от льстиваго, и доброту (красоту) первую погубльшыя (3 янв. 9-я песнь канона утрени). На Иорданских струях стоиши… ища, Христе, овча, еже дивий (дикий) волк расторгне (разорвал) лестию (4 янв. 3-я песнь канона утрени). Род человеков горькаго мучительства вражия избавися (5 янв. 4-я песнь канона повечерия). Царь убо, мира Начальник и сущих в водах древле пронаречеся (см.: Ис. 9:7 ), но удавляется Твоим очищением и низлагается… легион; рук же Твоих, Спасе, создание, порабощенное от него, державною Твоею рукою свобождения сподобил еси (там же 6-я песнь). Избавление грядет Христос крещением подати всем верным: сим бо… низложшаго (диавола) мучителя посрамляет, Небеса отверзает, Духа Божественнаго низводит, и нетления причастие дарует (там же 8-я песнь). Змиев главы сокрушити Христос спеша, ныне грядет водами (5 янв. 5-я песнь канона утрени). Таящагося в водах борителя, князя тьмы, тщуся (стремлюсь) погубити, избавляя мир от сетей его (царские часы, стихира 6-го часа). Предгрядеши ныне на Иорданскую реку потопити змия (2-й тропарь 6-й песни канона предпразднства 2 янв.). Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, крещения прося, безгрешный, да очистит мир от лести (прелести, обмана) вражия… и очищение водою роду человеческому дарует (6 янв. стихира на стиховне). Преста лесть вражия… гора и холм врагов понижается (5 янв. 8-я песнь канона повечерия). Господь уловляет змиев, гнездам натекая (набрасывая на гнезда) многими сетьми, низлагая (их) Бог Слово; запинает же (сокрушает) уязвившаго всемирный род, сего потребль (уничтожив), избавляет тварь (6 янв. 4-я песнь канона утрени). Соблюдаемся благодатию, вернии, и печатию (крещения); яко бо губителя бежаша (там же 9-я песнь).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Вот какова была держава греха и диавола. После смирения и «примирения» Крещаемым с Отцем оно лишается силы; и вместо нее восстанавливается Царство Божие – Духом Святым, или Царство Небесное, Благодатное царство. К этому мы и переходим. Так и начинает Церковь славословить дело Христово: Слава пришествию (воплощению) Твоему Христе! Слава Царствию Твоему! Слава смотрению (плану спасения) Твоему, Едине Человеколюбче (7 янв. седален по 1-й кафизме). И еще Иоанн проповедовал о приближенна этого Царства: Покайтеся, приближися бо Небесное Царство, призывая вся (всех) к славе Божией (5 янв. 4-я песнь канона повечерия). Царствуеши, но не мирски (не от мира сего) естеством Сый Царь… Свойственну (общую) имаши Державу Царствия со Отцем, прежде веков, присно и во веки с Духом (там же 6-я песнь). Вифлеем оставивше… ко Иордану тецем душею теплою; и тамо узрим страшное таинство: боголепно бо предста обнажився Христос мой, одевая мя во одежду Небеснаго Царствия (3 янв. светилен). Иначе это Царствие Божие может быть на земле именуемо еще Церковью. Приспе Христос ко струям Иорданским, крещения прося, очищаяй грехи… Радуйся, языческая Церковь , Царю (Богу) уневестившися (3 янв. стихира на хвалитех). От воды таинственно Духом соделал еси, Спасе, многочадну Церковь , первее безчадную (5 янв. 5-я песнь канона повечерия). Неплодная древле и безчадная люте, днесь веселися Христова Церковь : водою бо и Духом сынове тебе родишася (6 янв. 3-я песнь канона утрени). И создание (лучше сказать: воссоздание) Благодатного Царства ныне, в крещении, лишь начинается: Вся исполняяй, яко Бог, крещается от раба, обнищавати (умаляется, уничижается Сам) начат (начал), богатные дары даруяй (2 янв. стихира на стиховне), то есть спасая и воссозидая людей. Ныне дело державно (царственное, могущественное) совершает Владыка Господь, ибо влечет к Себе Богозданное естество – все творение (6 янв. 3-я песнь канона утрени). Этим мы теперь обращаемся ко всей твари, а не к одному лишь умалившемуся (уничиженному) человечеству, неизглаголанно величая (возвеличивая его) крещением (4 янв. 5-я песнь канона утрени). Нет, возвеличивается ныне и вся тварь. Этому также много посвящается Церковью в богослужении. Христос явися, всю тварь хотя обновити (тропарь предпразднства)… Крести мя: хощу бо исполнити естество земных освящения и очищения (4 янв. 9-я песнь канона утрени).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Просвещение же, как мы видели из приведенных выдержек, противополагается иной тьме: тьме греховной и тьме диавольской, которая так и называется «темной силой». А в противоположность ей Церковь учит о свете благодати, о свете Христовом. Так она и читает каждый день в конце первого часа: Христе, Свете истинный, просвещаяй и освещаяй всякаго человека, грядущаго в мир: да знаменается на нас Свет Лица Твоего, да в Нем узрим Свет неприступный. В слове Божием Светом называется Бог и все Божественное. Бог есть свет ( 1Ин. 1:5 ). Он обитает в неприступном свете ( 1Тим. 6:16 ). Господь Иисус Христос о Себе сказал: Я – свет миру ( Ин. 8:12, 9:5 ). Он был Свет истинный ( Ин. 1:9 ). Вот где истинное просвещение! Поэтому и Крещение Его называется Просвещением, как начало откровения Его миру и избавления от тьмы вражией. А можно думать, что в Небесном Царстве есть особая светлость, непостижимая, неприступная для нас. Господь преобразился во свете. Праведников ожидает светлый мир, они будут, как солнце. Святые и теперь, на земле еще, осияваются благодатным светом сильнее солнца, как преподобный Серафим Саровский . Над святыми людьми рисуются круги света (нимбы). На крещаемых надеваются белые одежды, – не только в знак их чистоты, но и в знамение Небесного Христова света: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Над святыми старцами люди своими глазами видели огненный, но не опаляющий их свет. В заключение богослужебных мыслей Церкви мы должны и на эту особенность обратить свое внимание, хотя бы потому, что и в богослужении на нее не раз указывается. Например, при крещении боголепно бо предста, обнажився, Христос мой, одевая мя во одежду Небеснаго Царствия (3 янв. светилен). Господь грядет на Иордане обнажитися яве (явно)… обнажением одевая всех, обнажихся змия советом сопротивным (4 янв. стиховна вечерни). Господь, одеваяйся светом, наг зрится во Иорданских струях (4 янв. 5-я песнь канона повечерия). Ныне, Господи, и к речным течением наг приходиши, мою одевая наготу (4 янв. 1-я песнь канона утрени). Адамову наготу одевая, Благоутробне, во одежду славы, хощеши обнажитися плотию во Иордане реце (5 янв. седален по 2-й кафизме). Обнажение студное покрывая Адама праотца, обнажаешися вольно и струями Иорданскими Тебе Самаго покрываеши (5 янв. 3-я песнь канона утрени). Креститеся грядеши, яко человек, одеждею мя одевая, славы древния обнаженно люте (5 янв. кондак). Како обнажение Твое, небесные видят Ангелы, привыкшие видеть людей в одежде? (5 янв. 6-я песнь канона утрени). Иже от Адама назии, приидите вси, облечемся в Него, да согреемся: покрывает бо нагия и просвещает темныя (6 янв. икос). Этим вопросом о Христе Церковь занимается преимущественно до праздника, а в самый праздник совсем забывает о наготе Его, говоря больше о благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

О явлении Пресвятой Троицы поется и на вечерне (в стихире на «Господи, воззвах» и в тропаре: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение»); и в каноне на утрене: «Прославим Отца, и Сына, и Духа Святаго: се бо Троица Ипостасьми» (Лицами) «Единосущная» (по существу), «Единже Бог» (6 янв. 7-я песнь канона утрени). «Имже» (Христом) «Троическое таинство познася, во Иордане Тебе крещшуся» (9 янв. стиховна вечерни). «Щедротами Твоими, Боже, умолен, заблуждшее и погибшее взыскал еси… темже пришел еси на Иордан, сказав таинство Святыя Троицы» (9 янв. седален по 1-й кафизме). И нам Церковь обещает: «тако и нам исходное» (то есть последствие)… «пакибытия баня» (наше крещение) «будем. Отсюду и Троицы узрим свет незаходимый» (6 янв. 9-я песнь канона утрени). Уже по всему этому праздник Крещения есть «светлейший». Но он светлее и по спасительным последствиям своим. Каким же? Одно уже мы указали: провозглашение истины бытия Пресвятой Троицы; а с этой истиной связана и другая цель. Другая цель – воссоздание Божьего Царства. Для этого собственно и был послан от Отца Всесветлое Слово нощи отгнати зломрачное стремление (устремление ко злу и тьме) и искоренити грядеши человеков грехи (6 янв. 4-я песнь канона утрени); а вместо этого – привлещи Твоим крещением, Блаже, светлы… сыны (там же) Единороднаго Тя очищение Отец в мир посла (4 янв. 4-я песнь канона повечерия). Немного нужно пояснить. Доселе было Царство Пресвятой Троицы, Царство блаженства и святости во Святом Духе. Но люди пали, и потому они без Бога устремились к злу, к греху. И в богослужении очень много говорится о грехе, о греховном царстве. «Далече человечество от Бога бывшее» (ставшее), «Слово Божие» (Христос), «ущедрив» (по милости), «Человек явися» (воплотившись); «а теперь крещением Богодельным» (боготворящим, делающим людей богами, не по существу, – как обманчиво, лестию соблазнил диавол прародителей, сказав им: будете яко бози (см.: Быт. 3:5–22 ), – «но по благодати сие» (человечество) «присвояет снова Себе боголепно и к первообразному возводит достоянию» (состоянию, достоянию, наследию Божию) (3 янв. 5-я песнь канона утрени).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Да и как им не ужасаться? – «Ужас бо видети Небесе и земли Творца, на реце обнажшагося и крещение от раба за (для) наше спасение приемлющаго, яко раба: и лицы ангельстии дивляхуся страхом и радостию» (5 янв. тропарь 9-го часа). Вот мы уже видим новое слово: радость же пока подождем немного… Посмотрим еще на тварь… Этот трепет и ужас охватил всю тварь. Будем ли понимать это как сильную и выразительную метафору или же (что истиннее) действительное событие, но в богослужении на все дни Крещения употребляется это соучастие твари. Именно. До самого праздника, с первого дня предпразднства на стихиры поется стих из псалма: «Видевше Тя воды и убояшася», а начиная с Крещения – другой стих: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (назад). И тотчас же поется стихира: «Видеша Тя воды», и вторично: «видеша Тя воды и убояшася» (стиховна вечерни). Эти слова взяты из псалмов Давида ( Пс. 76:17, 113:3 ). И в них псалмопевец вспоминает и разделение Чермного моря при переходе евреев из Египта ( Исх. 14:22 ), и разделение Иордана при Иисусе Навине ( Нав. 3:8, 4:7 ), и чудо Илии и Елисея ( 4Цар. 2:8, 2:14 ). И на эти чудеса ссылается и Церковь в богослужении. Иордан представляется сознающим, что Сам Бог пришел к воде, и со страху побежал назад: «Иорданская река устыдевшися и убоявшися, возвратися (возвратилась) вспять» (3 янв. седален по 2-й кафизме). «Возврати струи (течение), Иордане… ужаснися от лица Владычня» (2 янв. хвалитна и ныне). «Подобно им, и мы поем, трепещущее, Слове, видя Твоея нищеты (унижения) высоту» (2 янв. на утрене светилен). Но наряду с этим ужасом Церковь вселяет в нас и другое чувство – радость и веселие, и тоже с первого дня предпразднства. «Иордане реко, веселия исполнися; земля и море, горы и холми и человеческая ныне играйте сердца» (2 янв. стихира на «Господи, воззвах»). «Божественный Предтече, Сего приими радуяся» (2 янв. седален по 1-й кафизме). «Да каплют горы радование, и холми да взыграют веселящеся, реки да восплещут рукою: явися, грядет Христос» (4 янв. 7-я песнь канона утрени). «Земля и наземная играйте и радуйтеся» (5 янв. стиховна вечерни). «Да радуется земля вся, Небо да веселится, мир да играет, реки да плещут рукою, источницы и езера, бездны, моря да срадуются: приходит бо Христос Адама очистити и спасти Божественным крещением» (5 янв. 9-я песнь канона повечерия). А в праздник Предтечи (7 января) Церковь уже говорит, что «крещением он сетующих (печальных) обычай отъемлет (уничтожает) вконец, совершенно» (стихира на стиховне).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Дометиана нет, оно снова появляется только в Иерусалимском уставе. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. подробных указаний о службе этого дня нет, но на утрене предписано читать слово свт. Григория Богослова (Or. 11). Последование соединяется с последованием попразднства Богоявления ( Пентковский. Типикон. С. 319). В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 388) содержится полное описание службы, соединяются последования Г. и попразднства, на утрене - «Бог Господь» с тропарем праздника и Г. Ορθοδοξας δηϒ (    ) (тропарь святого поется только на «Бог Господь», а в конце вечерни и утрени поется только тропарь праздника). Кроме тропаря, в последование Г. входят кондак, светилен и неск. самогласнов. На литургии на блаженнах поется песнь 3-я из канона святого, чтения: прокимен 7-го гласа из Пс 115, Евр 7. 26-8. 2, аллилуиарий со стихом из Пс 131, Ин 10. 9-16, причастен - Пс 111. 6b. В Мессинском Типиконе 1131 г., ( Arranz. Typicon. P. 105) отмечено соединение последований Г. и попразднства, пение тропаря Г., на литургии - песнь Г. на блаженнах и чтения: прокимен 7-го гласа из Пс 63, Еф 4. 7-4. 13, аллилуиарий со стихом из Пс 131, Мф 4. 25-5. 12, причастен - Пс 111. 6b. Свт. Григорий Нисский (?). роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Свт. Григорий Нисский (?). роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Во всех редакциях Иерусалимского устава 10 янв. указаны последования 2 святых - Г. и прп. Дометиана (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 38). Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), соединяются 3 последования: Г., прп. Дометиана и попразднства Богоявления. На повечерии поется последование прп. Маркиана. Г. и прп. Дометиану поется общий тропарь 4-го гласа Ο Θες τν πατρων μν (      ), кондак Г. указывается по 6-й песни канона. Служба на литургии не расписана, только указана песнь Г. на блаженнах. Иногда в рукописях и изданиях, составленных в соответствии с Иерусалимским уставом, приводится отдельный тропарь Г.

http://pravenc.ru/text/166529.html

Воплотившийся Создатель ко Иорданским ныне струям грядет, обогащая Божеством земных на обновление (4 янв. 1-я песнь канона повечерия). Христос приходит ко Иоанну источити крещение спасения огнем Духа, во Иорданских струях, яко Бог, роду человеческому (4 янв. седален по 2-й кафизме). Решительную (освобождающую, разрешающую) душ и телес купно крещения благодать, Спасе, грядеши даровати: сего ради подававши ныне нам и благодать вместо (на) благодати (4 янв. 3-я песнь канона повечерия). Эти слова взяты из Пасхального Евангелия ( Ин. 1:16 ), где говорится о явлении Господа миру и подаянии «благодати на благодать». В чем же заключается эта благодать? Первое, на что мы уже указывали, это очищение от грехов. О втором мы тоже говорили: освобождение от власти диавола. На третий дар обратим особенное внимание теперь: это – «сыноположение» Богу. Благодатию сыны (сынами) Божия сотвориши ны (4 янв. 1-я песнь канона утрени). Едина благодать Отца, Сына же и Духа совершающая, делающая совершенными, даром желающия верно Божественнаго крещения сыноположения… власть получают (5 янв. 7-я песнь канона повечерия). Крещение нас вместо рабов (врагу) сыны (сынами) Божия соделовает (царские часы, час 9-й, тропарь); Ты, Слово, приходишь сыны привлещи Твоим крещением… светлы от струй Иорданских (6 янв. 4-я песнь канона утрени). Свободна (от врага) убо тварь познавается и сынове Света, прежде омраченнии (6 янв. ирмос 8-й песни канона утрени). Этот дар «сыноположения», или усыновления Богу, особенно важен нам. Чтобы немного понять его, возьмем такое сравнение: какая была бы милость или радость, если бы кто из обыкновенных людей был усыновлен царю? А еще больше, если он до этого был рабом злого захватчика? Теперь же не только освобожден, но еще и усыновлен самому освободителю-царю? Здесь же – усыновление Богу! Таким даром наделяет нас благодать крещения! Человечество возвращается в прежнее славное состояние: Род земнородных к первому взыде паки благородию (5 янв. 9-я песнь канона повечерия). А как сыны Самого Царя – Бога, мы удостаиваемся Царства Божия, Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Да убелится всякое земное естество, от падения ныне на небо возводимо… текущими струями омывашеся, прегрешений прежних убеже, пресветло измовено (6 янв. 8-я песнь канона утрени). И это все совершается Божиею благодатию, потому это Царство и может быть названо Благодатным Царством. И начаток спасения на Иордан совершити… прииде Христос (3 янв. стихира на хвалитех утрени). Свет озаряти уже начинает! (3 янв. стихира на стиховне утрени). В этом открытии Благодатного Царства и заключается главный смысл праздника. Праздник Богоявления и Крещения еще называется «Просвещением»; так он называется в Евангельских и Апостольских чтениях: суббота пред Просвещением, неделя пред Просвещением, Просвещение (вместо Крещения), суббота по Просвещении, неделя по Просвещении. Так же точно, – и тоже очень часто, – это слово употребляется и в богослужении. Сам Христос называется Просвещением (5 янв. 8-я песнь канона утрени), Просветителем нашим, просвещающим всякаго человека (6 янв. на Господи, воззвах 1-я стихира). Людие, во тме скорбей древле седящии, Свет явися вам незаходящий, видите и Божественными зарями просветитеся и Явльшагося благодать воспойте (4 янв. 5-я песнь канона утрени). Душ очищение готовится, просвещение, решение (освобождение) лютых прииде, возликуй вся тварь! (там же 9-я песнь)… Прииде Просвещение, Избавление явися (там же стиховна утрени) просветити сущия во тме (5 янв. стиховна вечерни). Поем Господу, к светлости Божественней возводящему нас (5 янв. 1-я песнь канона повечерия). Подает Христос чувствующим Его Божественное осияние (там же 3-я песнь). Христос Иисус предгрядет водами Иорданскими потоки греховныя потопити, просвещение всем даруя (5 янв. 1-я песнь канона утрени). Вместо тьмы Христос просвещает человечество водою Божественнаго крещения Его (царские часы, тропарь 9-го часа). Прииде Просвещение; Благодать явися, Избавление (от врага) наста; мир просветися: людие, радости исполнитеся (10 янв. стиховна утрени). Почему именно называется так крещение? Конечно, не потому, что люди стали более учеными и знающими, что думают так называемые «просвещенные» люди. И напрасно «простые», но верующие и крещеные православные люди называют иногда себя «темными». Это совершенно неверно! Наоборот, так называемые «просвещенные» люди, но неверующие, являются «темными» в истинах спасения. И даже – нередко!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но в Священном Писании и в богослужебных книгах говорится нам богоприличнее: Господь наказал падших людей. И это – не в смысле, конечно, раздражения на них или озлобленного гнева, а в смысле проявления величества Божия к нашему самовольству. И сейчас мы увидим человекообразные выражения о «вражде», «примирении»; о «клятве» мы уже говорили. Мира, Христе, сый Царь, вражды средостение разорил еси, плоти подобием явився сущим на земли, то есть еще воплощением; а теперь вместо такого царственного дела, – как уничтожить «средостение», преграду и «вражду» между Богом и людьми, – Господь является на Иордане, прося Себе очищения: Иоанн этому «дивится со страхом» (5 янв. 5-я песнь канона утрени). И нужно было прежде всего «примирить» людей с Богом; но как же? – Воплощением и потом крещением Христа, за любовь крайнюю плоть приимшаго, и крещением нас Отцу примирившаго (4 янв. 8-я песнь канона на повечерии). Подробнее это не раскрывается в богослужении, но самое «примирение», уничтожение «вражды», утверждается. Впрочем, нечто по этому поводу указывалось уже: вменение Себе грехов человеческих Крещающимся, очищение в водах, «крайнее смирение» Божие. Например: Смирялся, предгрядеши креститися речными струями. Грядет… Господь преклонитися руце твоей, Иоанне… смиренно, яко да смиреннаго мя вознесет крещением (3 янв. 4-я песнь канона утрени). Руками создавый, Христе, человека, под руку Предтечеву подклоняешися, яко человек смирялся, яко да возвысиши мя, древле смирившася (падением) и погибша (4 янв. 9-я песнь канона утрени). Да Твоея славы всяческая исполниши, Себе Самаго истощил еси даже и до рабия образа. Ныне же длани раба подклоняеши главу рабски, уничиженно (5 янв. 1-я песнь канона повечерия; ср.: Флп. 2:7–8 ). Полный истощися (4 янв. 6-я песнь канона утрени). Крайнее смирение! (2 янв. седален по 2-й кафизме). Это «истощание», «уничижение» Себя, но за человека, и является тем спасающим искуплением, которое началось воплощением, продолжается теперь смиренным крещением, а кончится распятием, чем и примирил Господь Отца с падшим человечеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Да Твоея славы всяческая исполниши, Тебе Самаго истощил (умалил) еси… Ныне же длани раба подклоняеши главу рабски (5 янв. 1-я песнь канона повечерия). Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове… ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся (там же песнь 9-я). Ныне крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир весь (б янв. стихира на литии). Днесь тварь просвещается; днесь всяческая веселятся, Небесная вкупе и земная (там же и ныне). Адамово естество обновил еси (6 янв. седален по 2-й кафизме). В частности, Христос грядет ко крещению, безсмертие Божественною банею (то есть через наше крещение, см.: Тит. 3:5 ) всем подая (1-й тропарь 3-й песни канона предпразднства 5 янв.). Какое непостижимое «державное дело»! И действительно, можно и должно сказать, что происходит новое творение, ибо теперь все существующее умирает. Новотвориши земнородныя, нов Адам был Содетель, огнем, и Духом, и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… крещением богодетельным (боготворческим) новотворя (5 янв. 5-я песнь канона утрени). Духом души новотвориши; водою же освящаеши тело (там же). Следовательно, и человечество, и весь мир обновляются крещением Христовым. Как же это происходит? – Двояким путем. Прежде всего, тем, что Сам Бог, воплотившись, причастился твари Своей, или миру, – и тем освятил его, обновил, очистил. Истинный Свет явися и всем просвещение дарует, крещается Христос с нами… влагает священие воде (6 янв. стихира на хвалитех). Струи освятил еси Иорданския (6 янв. седален по 1-й кафизме). Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове… ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся (5 янв. 9-я песнь канона повечерия). Но этих мыслей очень мало. Несравненно больше, вообще больше всего прочего, говорится о другом пути обновления: о благодати Божией. И прежде всего вспомним причастен в самый праздник Крещения (но не накануне в сочельник): Явися благодать Божия, спасительная всем человеком. Эти слова взяты из литургийного Апостола ( Тит. 2:11 ). Но мысль о благодати постоянно звучит на богослужении как основной мотив. Нет возможности, да и необходимости, переписать все выдержки об этом; укажем хоть на некоторые.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010