После отпуста на водоосвящении, бывает ли оно после литургии (как в навечерие – в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток), или после вечерни (как в навечерие – в субботу и воскресение), вжигается светильник посреди церкви, и ставше клирицы поют тропарь праздника, «Слава и ныне» – кондак (Тип., послед. 6 янв.). Иногда, например, при архиерейском служении, протодиакон или диакон, поцеловав руку архиерея, стоя на амвоне, возглашает многолетие (Чин священнослуж. и обряд., наблюд. в Больш. Успенском соборе, см. 5 января и сн. 24 дек.) (см. выше) 890 . В молитве водоосвящения иерей просит Господа: «да вей почерпающии и причащающиися (воды) имеют ю, ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну». Равно и диакон просит в ектении: «о черплющих и емлющих (воду) во освящение домов»; по сему священнослужители, обыкновенно, входят в навечерие и в праздник Богоявления в дома мирян для окропления их святой водой (см. далее: Великое водоосвящение). Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Тождества Христова, великим повечерием 891 , в тот день великая вечерня совершается особо, прежде. Литургия в день Богоявления, как и в день Рождества Христова, или бывает св. Иоанна Златоустог о, если праздник бывает во вторник, среду, четверток, пяток и субботу, или бывает литургия св. Василия Великого , если праздник случается в воскресение или понедельник (Тип., послед. 24-го декабря). На литургии, вместо «Трисвятого», поется: «Елицы во Христа креститеся» 892 . Когда литургия св. Василия Великого совершается накануне праздника, тогда на ней поется задостоин: «О Тебе радуется», а когда св. Василия литургия совершается в самый праздник, тогда поется ирмос 9-й песни канона (Тип.. вослед. 6 янв. зри 2-е. Сн. 25 декабря зри 1-е), т. е. 520 В следующий день после праздника Крещения Господня празднуется Собор св. Иоанну Крестителю. (См. выше). Следующие за праздником Крещения, или Богоявления, суббота и Неделя (воскресение) именуются субботой и Неделей по Просвещении. В них читаются особые Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику Богоявления (См. Тип., послед. 7-го января).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

26 . Тропарь, гл. 1. Во Иордане крещающуся Тебе Господи, Тройческое явися поклонение: Родите- лев бо глас свидетельствоваше Тебя, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Кондак, гл. 4. Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился еси, Свет неприступный. Величание. Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотью крестившегося от Иоанна в водах Иорданских. Утр. (Ев. Мк.1:9–11; 2 зач.; Ап. Тит.2:11–14; 3:4–7; 302 зач.; Ев. Мф.3:13–17; 6 зач.). Праздник Богоявления – дванадесятый праздник; он имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства; отдание – 14 января; он празднуется во многом сходно с праздником Рождества Христова. Всенощное бдение на праздник Крещения всегда начинается великим повечерием (см. о нем ниже, в от. цер.-практич.), ибо в тот день великая вечерня совершается особо, прежде. После 50 псалма, вм. «Молитвами Апостолов» и «Молитвами Богородицы», поется на «Слава» «Всяческая днесь», на «И ныне» – тоже. На 9-й песни «Честнейшую не поем, но поем припевы праздника, якоже изъявися декабря в 25 день» (см. Ирмол.). «В сий день литургия бывает порану, труда ради бденного». Если праздник случится в воскресенье или понедельник, то полагается литургия св. Василия В.; если же в прочие дни недели, то литургия св. Иоанна Златоустог о (сн. выше, 5 янв.). На (той и другой) литургии вместо «Трисвятого» поется «Елицы во Христа крестистеся» (в воспоминание древнего обычая совершать в этот праздник торжественное крещение оглашенных); вместо «Достойно» (а также и вм. «О Тебе радуется», если совершается литургия св. Василия В.) поется ирмос 9 песни канона с припевом (сн. ниже, примеч. к литургии). – Отпуст служб – особый. 6 января после литургии совершается, в воспоминание крещения Господа, обыкновенно, на источниках, реках и озерах, или прудах и колодцах. «Последование великого освящения святых Богоявлений», т.е., великое освящение воды – тоже самое, что и в навечерие праздника. 27 Для этого водоосвящения бывает торжественное шествие к воде с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря: «Глас Господень на водах«… и др. Обратное шествие совершается при пении: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»…; при самом же входе в храм поется самогласен: «Воспоим вернии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

праотец и св. отец перед Рождеством Христовым, на Рождество Христово, Богоявление, память св. апостолов Петра и Павла, Успение Пресв. Богородицы, в Неделю ваий, на Пасху и Антипасху. Кроме того, в последовании Донской иконы Божией Матери (19 авг.) есть И., составленный по образцу И. Успения. В совр. греч. Минеях есть И. на Рождество Пресв. Богородицы «Дверь непроходимую» (Πλην δεδευτον) 2-го гласа. Воскресные И. Октоиха исполняются после тропарей по непорочнах на утрене. Согласно дониконовскому Типикону, воскресные И. пелись на повечерии, часах и изобразительных (сейчас его место занимает кондак воскресный), в связи с этим в совр. книгах сохранилось употребление воскресного И. в конце воскресной полунощницы, а также указание в тексте 1-го часа по Часослову: «              », что противоречит указаниям совр. Типикона. В тех праздничных последованиях Минеи и Триоди, где есть И., они исполняются по 3-й песни канона утрени, а в др. службах суточного круга не употребляются. Исключение составляет И. Пасхи, к-рый используется на утрене, в пасхальных часах, на литургии, на молебне и при шествии на трапезу с артосом. Употребление пасхального И. можно сравнить с употреблением воскресного И. по дониконовскому уставу, в ряде случаев И. Пасхи выступает в роли тропаря Пасхи (напр., после входа на литургии, после 3-кратного пения тропаря «Христос воскресе» исполняются И. Пасхи, «Слава, и ныне:», кондак Пасхи; схема «тропарь - «Слава, и ныне:» - кондак» для пения по входе на литургии характерна для великих Господских и Богородичных праздников). И. великих праздников не употребляются в дни попразднства, в соответствующих последованиях в Минее на их месте помещаются седальны. Исключение составляют дни отдания нек-рых больших праздников (31 дек., 14 янв., 23 авг.), а также день празднования Собору Пресв. Богородицы (26 дек.). И. в праздничных последованиях не повторяются и не соединяются со «Слава, и ныне:». При соединении последований, одно из к-рых содержит И., седальны с И. соединяются по-разному.

http://pravenc.ru/text/673735.html

В подобном же количестве (около 20) кондаки и икосы писали изредка и другие позднейшие песнописцы, например Георгий (IX b.), автор канонов на Введение (23 икоса); особенно много какой-то Студит. Но большинство икосов в древнейшем Кондакарии — без имени авторов, при чем количество икосов на каждый праздник сообразуется с важностью его, как отчасти и у Романа; так на Преображение неизвестного творца кондак (нынешний) и 22 икоса, в недели антипасхи и всех святых кондаки (нынешние) и по 11 икосов, на Воздвижение и 8 ноября кондаки нынешние и по 10 икосов, 26 сент., 26 окт., 7 янв. кроме кондака 5 икосов, 8 сен. и 20 июля — 4 икоса, 1 сент., 1 и 27 июля, 2 и 29 авг., в 1 субботу поста — три икоса; есть и по 2, и по 1.   Творцы канонов Первым творцом канонов, по-видимому, был св. Софроний, патр. Иерусалимский († 644 г.), родом из Дамаска. Он составил трипеснцы на все дни Четыредесятницы покаянного характера и на Воскресение Христово, ныне не употребляемые (вытесненные должно быть, студийскими произведениями); таким образом, первоначальною формою канона был трипеснец, может быть и двупеснец, как и на утрени первоначально пелись не все библейские песни, а несколько (так и ныне осталось в армянском богослужении и в римско-католическом). Кроме трипеснцев св. Софроний писал анакреонтические песни и эпиграммы на многие праздники (либо не для богослужения). Его именем надписываются в древнейших рукописях часы великой пятницы, навечерия Рождества Христова и чин крещенского водосвятия. Св. Андрей († ок. 712 г.) из лавры св. Саввы, впоследствии архиеп. Критский, должно быть, первый стал писать полные каноны, но начал с трипеснцев, которые он составил на все дни страстной седмицы (ныне поются на ее повечериях, вытесненные с утрени трипеснцами Космы), кроме Великой субботы; на более же торжественные праздники он написал полные каноны, — ныне употребляемые: великий, на воскрешение Лазаря, Неделю мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы, Зачатие, 24 июня, 20 декабря Игнатию Богоносцу; ныне не употребляемые: на Воздвижение, Сретение, 29 июня и 23 июля (мч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

2) После ектении и тропарей по «Бог Господь» или «Аллилуия» Священник, положив епитрахилий на месте его, от страны Святых Дверей отходит и стоит на своем месте (Тип., гл. 9). 3) Для чтения Евангелия иерей и диакон, вшед в святилище, облачатся по обычаю (Тип., гл. 2). Егда бывает полиелей и поют псалом: «Хвалите имя Господне» и пр., облачаются Настоятель во святилищи и вси священнослужители в фелони по обычаю, и изшедше из алтаря в отверзенная Царская врата, станут по двум странам около аналогия. По величании, ектении, седальнах входят вси священнослужители во святый алтарь, и изоблачаются священных одежд, точию держай чреду иерей остается в облачении к прочитанию Евангелия (Тип., гл. 2, зри). Почему же в приходских церквах иерей не уходят со средины храма пред чтением Евангелия и не изоблачаются? Потому, что уставом положено иереям уходить со средины храма при так называемом «чтении», которое бывает после пения седальнов (Тип., гл. 2). В приходских же церквах этого «чтения» не бывает. 4) По 8-й песни канона «Иерей, возложив на ся епитрахилий, кадит святую трапезу, возглашая: «Богородицу и Матерь света песньми возвеличим» (Тип., гл. 9). На бдении же иерей и диакон облачатся обычно, и по окончании 8-я песни, покадив святую трапезу, возглашает диакон: «Богородицу и Матерь света» (Тип., гл. 2). Так по несколько раз во время вечерни и утрени облачаются в монастырях. В приходских церквах иерей и диаконы бывают облаченными в продолжение всей службы. Г) Иереи облачаются в епитрахиль и фелонь на часах царских в дни навечерий: Рождества Христова (Тип., 24 дек.), Богоявления (Тип., 5 янв.) и в Великий пяток (послед. Велик, пятк. утро), также – на часах в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы (Тип., послед. понед. Страстн. седм. утро), так как на всех сих часах бывает чтение Евангелия. В Светлую седмицу часы, повечерие и полунощницу Священники совершают в епитрахили и фелони. Д) Облачаются в епитрахиль и фелонь при погребании 153 ; и Е) При молебнах, ибо на них читается Евангелие (см. Книгу молебн. пений, напр., благодарение о получении прощения).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

22 . А. Предпразднство Рождества Христова. Из церковных песнопений этого дня. «Вифлееме украшайся, воспой граде Сионе, радуйся пустыне, предобручающи радость: звезда бо предидет в Вифлеем, возвещающи хотящаго родитися Христа, и вертеп приемлет Невместимаго всеми, и ясли готовятся восприяти Жизнь вечную». «С нами Бог явится воплощаем, разумейте языцы противнии, и покоритися нашея удалившиися жизни»; «разумейте, и покоряйтеся: с нами бо, Иже истнит и разорит от земли всякое и царство, и начальство, иже Его не послушаша». «Да радуется небо, и земля да веселится, ангелов множество возопийте ясно: слава Богу в вышних»; «приидите земнороднии, со ангелы и мы составим лик: слава в вышних Богу возопиим». «Грядет Христос лукаваго сокрушити, сущия во тме просветити, и разрешити связанныя, предусрящим Того», «душами и сердцы просвещаеми». «Закона любве держащеся, братолюбия изволение да восприимем, с друг други мирствующе, и едино смудрствующе: мира бо Податель приходит Христос, умиряяй всяческая, и спасая». На повечерии в этот день поется канон, ирмосы 3, 5 и 9 песни которого имеют сходство в некоторых выражениях, а ирмосы 1, 4, 6–8 песен – полное тождество с ирмосами тех же песен канона Великого четвертка: Сеченное сечется (см. 4 янв.). Св. великомуч. Узоршительницы. Родом римлянка, дочь богатого сенатора, наставленная в вере Христовой св. Хрисогоном (см. ниже), св. Анастасия против воли была выдана за богатого и знатного язычника. Утвердив свое сердце в любви к Богу, она всю себя посвятила на служение узникам и исповедникам Христовым, сама много претерпевая от своего неверного мужа за отказ вести с ним супружескую жизнь. Часто, переодевшись в рубище, она обходила темницы, золотом покупала у стражей доступ к мучимым за Христа, служила им с благоговением и усердием и облегчала их страдания. Ее муж, узнав об этом, жестоко избил ее и подверг тяжкому заключению, а потом, желая завладеть доставшимся ей после смерти ее отца богатством, замыслил уморить ее и ежедневно истязал и мучил ее. Но вскоре он, будучи отправлен на корабле послом к Персидскому царю, во время бури погиб в морских волнах, и его св. девственная жена получила свободу. Тогда она беспрепятственно отдалась служению страстотерпцам Христовым. Путешествуя из страны в страну (сн. 29 июля), она утешала заключенных христиан, возбуждала их к мужественному терпению и безбоязненной смерти за Христа, лечила раны их и при помощи своего имущества освобождала их из темницы, за что и получила название Фармаколитрии, т.е., Узорешительницы. Сама она пострадала в Иллирии при Диоклетиане, около 304 г. Св. страстотерпицу в тяжких оковах томили голодом в мрачной темнице и, наконец, растянув между 4 столбами, подвергли опалению огнем, и она, мужественно совершив свой страдальчески подвиг, скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Особенности чинопоследования П., прежде всего наличие в чине П. Пс 118, тропарей после него, канона, позволяют сравнивать П. с др. заупокойными службами: утреней заупокойных суббот, чинами погребения. Пс 90 в начале П. позволяет провести параллель с чином повечерия ( Успенский. 1978. С. 26, 37). П. также имеет сходство с последованиями по исходе души от тела (в конце Псалтири или Псалтири следованной в офиц. изданиях РПЦ), с каноном о единоумершем или о неск. умерших (в Псалтири дониконовских и старообрядческих изданий), однако эти последования имеют более простую структуру, в к-рой нет Пс 118 с последующими тропарями, хотя К. Никольский называет «панихидой» последование по исходе души ( Никольский. Пособие. С. 756-757). Обычными днями совершения П. являются: заупокойные субботы (мясопустная, перед Пятидесятницей, 2-4-я субботы Великого поста, Димитриевская), Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе), установленные позже дни поминовения усопших (9 мая по н. с., Неделя Новомучеников и исповедников Российских до или после 25 янв. по ст. ст.; в синодальный период, с 1769 - за павших воинов 29 авг. ст. ст.). В совр. практике П. совершается, как правило, после литургии. Нередко встречается более частое совершение П., включая уставную П. в пятницу вечером. Частные П. совершаются над еще не погребенным телом, а также на 3-й, 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти усопшего ( Никольский. Пособие. 1907. С. 756-765). Лит.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077; Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения ( γρυπνα) на православном Востоке и в Русской Церкви//БТ. 1978. Сб. 18. С. 5-117; Афанасий (Сахаров), исп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995; Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие (на примере великой панихиды). М., 2005. Вып. 1: Великая панихида знам. распева; Вып. 2: Рус. безлинейное многоголосие; Желтов М. С., свящ. Последование заупокойной панихиды в древнерус. Служебниках XIV в.//Смъртта и погребението в юдео-християнската литература/Ред.: Р. Койчева, А. Милтенова. София, 2011. С. 220-231; Печенкин Г. Б. Панихидник певчий. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/2578809.html

Прп. Лев перед своей кончиной, передавая руководство послушником прп. Макарию (Иванову) , сказал: «Вот, человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь». С осени 1841 по 2 янв. 1846 г. Александр был келейником у прп. Макария. Летом 1841 г. пострижен в рясофор, 29 нояб.1842 г.- в мантию с именем в честь свт. Амвросия Медиоланского; 4 февр. 1843 г. рукоположен во иеродиакона, 9 дек. 1845 г.- во иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения А. сильно простудился и заболел, иногда он бывал так слаб, что во время Божественной литургии, когда причащал богомольцев, не мог держать св. потир и возвращался в алтарь отдохнуть. В марте 1848 г. А. по состоянию здоровья вышел за штат и, вероятно, тогда же был келейно пострижен в схиму с сохранением имени А. Тяжелая и продолжительная болезнь, закрывшая для А. путь внешней деятельности, была явным проявлением воли Божией, призвавшей его к более высокому служению - старчеству . Еще при жизни прп. Макария с его благословения нек-рые из братии приходили к А. для откровения помыслов. После кончины прп. Макария 7 сент. 1860 г. А. переселился в домик вблизи скитской ограды, с правой стороны колокольни, к к-рой была сделана пристройка («хибарка») для приема женщин. Здесь он прожил 30 лет, самоотверженно служа ближним, постепенно заняв в духовной жизни Оптиной пуст. место прп. Макария. В 4 ч. утра келейники прочитывали А. келейное правило - утренние молитвы, 12 избранных псалмов и 1-й час. После непродолжительного отдыха старец стоя слушал часы и, смотря по дню, канон с акафистом Спасителю или Божией Матери. Вечернее молитвенное правило состояло из малого повечерия, канона Ангелу-хранителю и вечерних молитв. Все остальное время А. принимал посетителей, нуждавшихся в духовном утешении, разрешении житейских вопросов, отпущении грехов. А. в особой, редкой мере обладал даром христ. любви, делавшей его снисходительным и мудрым врачевателем человеческой слабости и недостоинства.

http://pravenc.ru/text/114352.html

Б. Литургия Преждеосвященных даров совершается в понедельник, вторник, и четверток 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста, если в эти дни случится храмовой праздник (Тип., храм. гл. 34, 35) или святой с полиелеем (Тип., 24 февр. и 9 марта). B. Совершается Литургия Преждеосвященных даров в четверток или во вторник 5-й седмицы поста, т. е. – в день чтения канона св. Андрея Критского . Г. В Великий пяток, если случится Благовещение 280 , бывает литургия Златоустого (Тип., послед. 25-го марта, аще в вел. пяток). 5) В пятки пред праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня (22-го или 23-го декабря, 3-го или 4-го января) не бывает литургии, если эти праздники случатся в воскресение или в понедельник (Тип., послед. 25-го дек. и 5-го янв.). Время суток, назначенное для вседневных служб, отдельно совершаемых. Службы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии назначены для известных часов дня. В древности, особенно в монастырях, эти службы совершались отдельно одни от других. Но Православная Церковь , снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз, именно – все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток в три раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю. Время же дня, в которое совершается по несколько служб вместе, совпадает с тем временем, которое уставом указано для совершения каждой службы особо. Чтобы легче и яснее понимать, каким образом бывает в разные дни года соединение служб между собою, укажем сперва, в какое время, в какие часы дня назначено совершать отдельно ту или другую службу. Вечерня (ε=σπερινς), как показывает самое ее название, совершается вечером. Но не всякая из трех видов вечерни (то есть малая, вседневная и великая) бывает, по уставу, в одно время вечера. Малая вечерня уставом назначается прежде солнечного захождения (Тип., гл. 1). Великая вечерня на бдении бывает «по еже зайти солнцу мало» (Тип., гл. 2). Вседневная же – «пред вечером мало» (Тип., гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Новомуч. Димитрия хиосского в Царьграде в 1802 году. Служба и житие в Νεν Λριμονριον. III. Свв. епископов пермских Герасима, Питирима и Ионы в XV веке. (Св. Герасим † 24 янв. по 51; Питирим † 19 авг. по 201, 209 и Погод., Иона † 1471 окт. 29 дня по 209 и Погод. В св. 1621 июня 7 дня). Мощи всех вместе в церкви Благовещения на Усть-Выми. V. Пр. Иакова затворника. Остр. М. Coф. XV в. 383. Мед. (4 мар.). Фафуила, Сарвила и Вевеи . Вас. 239 и др. (15 окт.). Св. Ипполита папы. Вас. Мед. (30 янв.). Пр. Акепсима . МГр. (3 нояб.). Феофила воеводы. 51 (30 янв.). Свв. муч. Адриана и Еупла разбойника (?). 1621. 51 (3 февр. Адриан и Еввул, – а о разбойнике есть сказание в Прологе). Пр. Мафимы . 1295 (Максима 23 янв.). 30 I. Священномуч. Ипполита и с ним Кенсорина, Савина и Хрисии девицы и 20 мучеников в 269 г. в римской пристани. Иер. Кал. Акад. 1. 43. Нан. 2. 239 и другие. М. 448. Канон I. монаха. Служба на повечерии. (Флор. 1. Кал. сей вторично 8 янв. Вас. 29 янв. Охр. 9 мая. Копт. 1425 янв. 31. Ипполит в Порте римском в Иерон. мР. У. М. Р. 22 авг., Аврея, т. е. Хрисия с Кенсорином и Саваином в М. Р. 24 авг. Савин в актах и греч. прологах Саваин). Св. муч. Феофила нового, † в 784 году в Кипре от агарян. Вас. Петр. 239. (249. 31 янв. 51 янв. 29. М. Р. 22 июля). Пр. Зинона , † в нач. 5 в. близь Антиохии. 1295. Мак. (МГр. 10 февр. 1621 февр. 7. 51 февр. 8). Собор трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. М. 448. У 1298. Хил. Ев. 1383. Соф. М. XV в. Хлуд. М. 149 14 в. Два канона Иоанна евхантского. В М. 330 синод. библ. на полунощнице канон Германа II патриарха. Служба. Праздник установлен в 1084 году. II. С Харисиею пострадавших Филика, Максима, Геркулина, Венерия, Стиракина, Мины, Коммода, Ермы, Мавра, Евсевия, Рустика, Монагрея, Амандина, Олимпия, Кипра, Феодора, Тривупа, Максима пресвитера, Архелая диакона и Кирина епископа (20 мучеников). Сирм. Мед. (Максим, Архелай, Кирин в М. Р. 23 авг.). Муч. Феодора митиленского, удавлением в 1784 году.Афон. патер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010