580 Евсевий Кесарийский пишет: «...когда из-за Его (т. е. Христа) страданий разорвалась храмовая завеса, поклонение Богу в Храме по Закону было, по сути, отменено» (Доказательство в полъзу Евангелия 8.2; PG 22.629). Ср. Виктор Антиохийский 441; Феофилакт 672; Taylor 596; Schweizer 355; Gnilka 2, 323–324. Pesch 2, 499 не согласен с таким символическим толкованием. 581 Виктор Антиохийский 440 отмечает: «...Он умер со властью, ибо издал громкий крик, – крик славы, не имевший следов смерти». Аналогично Феофилакт 672: «Иисус издал громкий крик и испустил дух, словно приглашая смерть, и умирая как Господь – Своей властью». Ср. Ориген , Талкование на Евангелие от Иоанна,Тот. 19, 16, G.C.S. Origen Vol. 4, 316. 583 Cp. Swete 388; Klostermann 167; Taylor 597; Schweizer 355–356. O сочетании элементов христологии Власти и христологии Страстей в исповедании сотника см. P. В. Hamer, «Qualitative Anarthrous Predicate Nouns,» 79–81. 584 Как отмечает Taylor 597, Марк понимал исповедание сотника как «исповедание божественности Иисуса в полном христианском смысле слова». Cp. H. Chronis, «The Torn Veil,» 101; H. Weinacht, Die Menschwerdung (1972) 68; G. Schille, Offen für alle Menschen (1974) 50–53; D. O. Via, Kerygma and Comedy (1975); Nineham 430–431; Lane 575–576; Gnilka 2, 324–325; Schmithals 2, 692–693. 586 Из литературы по Мк 15:42–47 можно выделить, в частности: R. H. Smith, «The Tomb of Jesus,» BA 30 (1967) 74–90; J. Schreiber, Die Marhuspassion (1969); H. Schlier, Die Markuspassion (1974) 72–85; W. Schenk, Der Passionsbericht (1974) 77–83; J. Blinzler, «Die Grablegung Jesu in historischer Sicht,» Ressurrexit, ed. E. Dhanis (Rome, 1974) 108–­131; B. Standaert, L ’Évangile selon Marc (1978) 168–171; J. Schreiber, «Die Bestattungjesu,» ZNW 72 (1981) 141–177. 587 См.: Nineham 432; Gnilka 2, 336–337; Schmithals 2, 704; ; B. Standaert, L ’Évangile selon Mare (1978) 170. 588 Вариант πτμα Βместо σμα встречается в многочисленных кодексах, и ему оказывает предпочтение 26-е издание Нестле-Аланда (Stuttgart, 1979). Pesch 2, 514 подчёркивает, что слово πτμα эмфатически указывает на несомненность смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

618. Беседа о псалмопении. 1863. II. 382. III. 382. 619. Беседа об утверждении евангелия. 1863. III. 395. 620. Беседа о том, что опасно и для поучающих и для слушающих проповедывать с угодливостью. 1863. III. 412. 621. Беседа о том, что нужно часто ходить в церковные собрания для очищения грехов своих. 1863. III. 431. 622. Беседа о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может. 1863. III. 446. 623. Беседа первая об утешении при смерти. 1863. III. 487. 624. Беседа вторая об утешении при смерти. 1863. III. 497. 625. Беседа о воскресении мертвых. 1863. III. 511. 626. Беседа первая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 540. 627. Беседа вторая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 551. 628. Беседа третья в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 559. 629. Беседа четвертая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 567. 630. Беседа пятая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 584. 631. Беседа шестая в похвалу св. апостолу Павлу. 1863. III. 596. 632. Похвальное слово всем святым мученикам. 1864. I. 3. 633. Беседа о святых мучениках. 1864. I. 14. 634. Беседа в день святых мучеников. 1864. I. 29. 635. Беседа в память св. мученика Васса. 1864. I. 36. 636. Похвальное слово Мелетию, архиепископу антиохийскому. 1864. I. 47. 637. Похвальное слово святому Евстафию, архиепископу антиохийскому. 1864. I. 57. 638. Похвальное слово св. великомученице Дросиде. 1864. I. 72. 639. Похвальное слово св. мученику Юлиану. 1864. I. 93. 640. Беседа в память св. священномученика Фоки. 1864. I. 112. 641. Беседа в память святого священномученика Вавилы. 1864. I. 126. 642. Беседа о святом священномученике Вавиле. 1864. I. 136. 643. Похвальное слово св. мученикам Иувентину и Максиму. 1864. II. 219. 644. Похвальное слово св. мученицам Виринее и Проскудии и матери их Домнине. 1864. II. 241. 645. Беседа в память тех же святых мучениц. 1864. II. 259. 646. Похвальное слово св. мученице Пелагее. 1864. II. 266. 647. Беседа в память той же святой мученицы. 1864. II. 278. 648. Похвальное, слово св. мученику Лукиану. 1864. II. 282.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

л. 560. Канон трем святителям Петру и Алексею и Ионе киевским и всея Руси московским чюдотворцем. л. 565. Кир Христофора патрикия стихиры и канон всем Святым; внесены русские праздники и Святые. ) См. л. 170. л. 567. Молитвы на сон грядущим. л. 584. Блаженна по вся вскресениа гл. 4. л. 590 об. Канон святителю Иоанну новгородскому гл. 8. л. 600. Канон св. чюдотворцем муромским благоверному князю Петру, во иноческом чину Давиду и благоверной княгини Февронии, нареченныя во иноческом чину Ефросинии, творение господина Михаила мниха. л. 607. Канон благоверному В. Князю Владимеру гл. 6. л. 614. Канон Федору Стратилату гл. 4, Феофаново (творение). л. 621. Канон благоверному В. Князю Михаилу черниговскому и Феодору болярину его, творение таха ермонаха Святыя горы Пахомия гл. 4. л. 629. Молитвы и поклоны пред образом Господа Бога Спаса нашего Ис. Христа и преч. Владычицы нашей богородици Приснодевы Марии и Ангелом, и проч. В числе молитв помещена и архистратигу Михаилу с надписанием: Аще который человек сию молитву на всякий день говорит, и того дни не прикоснется к нему зол человек, ни диявол никакою лестию соблазнити, ни озлобити не может ни души ни на теле (sic); аще и от жития сего представитися, ни ад душе его не приемлет. Напечатана, но в исправленном виде и без сей надписи. л. 641. Канон препод. Матрене гл. 8. 286. (1222.) Канонник, полууст., нач. XVII века, в четверть, 78 листов. л. 1. Оглавление. л. 2. Подобает ведати, како есть должно пети на молебне каноны во всю седьмицу. л. 4. Канон Благовещению пресв. Богородици, творение Феофана. л. 10 об. Канон благодарствен пресв. Богородици. л. 18. Канон Покрову пресв. Богородици. л. 25 об. Канон радостен пресв. Богородици, творение кир Игнатиа иермонаха. л. 31 об. Канон Успению пресв. Богородици, творение кир Козмы. л. 35 об. Канон честному Кресту, кир Козмы. л. 41. Канон молебен к Господу нашему Ис. Христу п преч. Его Матере, певаем за бездождие. л. 50. Канон молебен к Господу Богу нашему и преч. Его Матере, певаем за ведрие, егда дождь рамен идет.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

На оной полате на один скат крыша тесовая новая выкрашена черленью» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 38 об.–39 об., опись 1773 года). 627 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 206 об.–226 об.–248; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 309; Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 306. 629 См. опись 1773 года (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 38 об.–39) и выше прим. 2-е на стр. 178 и 167. 631 «Внутри болшаго монастыря меж церковию арханьгела Гавриила две полатки: одна книгохранительная, другая крепостная каменные; над теми полаты на верху на столбах каменных колоколня крыта тесом в зубец» (Рукоп. Кир. библ. 100–1336, л. 584). О третьей полате, о которой говорит опись 1773 года, в 1732 году еще не упоминается, a идет речь только о двух «книгохранительных», из которых одна была превращена в «крепостную». 632 См. прим. 624. – В 1601 и 1621 годах на колокольню «ход» был также из трапезной паперти (Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 204–2; Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 304 об.). 5 Напр. Белоозеро (см. Н. П. Барсова, Очерки русск. истор. геогр., е. с., стр. 170), Вологда (А. Засецкого, о. с., М. 1780; С. Г, Гр. и Дог., т. I, 1), и друг. Сравн. статьи А. С. Верешагина, в Трудах VII археол. съезда в Ярославле, т. I, М. 1890, стр. 104 и след. – Родство русского северного населения с новгородцами подтверждается и диалектологиею (см. А. И. Соболевский, Лекции по истории русского языка. Киев, 1888, стр. 33–37 и статьи его же, Мельницкого и Герасимова), в Живой Старине, 1893–94 г. 635 Это был колокол «благовестной, повседневной», на котором (см. рукопись Соф. библ. 1468, л. 182 об.) имелась следующая надпись: «Божиею милостью и Пречистые его Богоматери честнаго ея Успения и преподобнаго отца нашего игумена Кирила белозерскова чюдотворца и всех святах молитвами и молением в времена и лета благовернаго царя великого князя Ивана Васильевича царя и государя всея Русии, владимерскаго и московскаго и новгородцкаго и пьсковьскяго и смоленскаго и тферскаго и югорскаго и перьмскаго и вятскаго и болгарскаго и иных. В лето 7000 шестьдесятаго месяца сентебря в 8-й день на память рожества Пречистыя Богородицы лить сий колокол в богоспасаемем граде Пскове, в пречестную и великую обитель, честнаго и славнаго ея Успения в Кирилов монастырь на Белоозеро благословением господина нашего игумена Афанасия, а при келаре прп Сергие, при казначее Никодиме все яже о Христе в братьею, а мастер Андреев сын Михайло пьсковитянин з детми своими Матфеем да с Кузмою. Слава севершителю всехитрецу Богу и в векы веком. Аминь. А лил тот колокол князь Петр Иванович Шуйской, в дом Пречистой и чюдотворцу Кирилу белозерскому». (Сравн. Рукоп. Ав. б. А 1 / 18 , л. 475 об.–476 и Рукоп. Кир. библ. 71–1810, л. 205).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Не видя посему этого, дьявол привлёк Меня, желая поглотить, не зная, что и поглощённых имеет избавить. Я наступил на ад, опустошил могилы, обнажил гробы, ... не открыто сражаясь, а невидимо доставляя воскресение. Никого не убил, но всех выпустил, ничего не говорил, но проповедал свободу, никого не призывал, но все прибежали. Когда наступил, как Царь, тиран был побеждён, воссиял свет и рассеялся мрак, видел всякого узника, видящего освобождение, всякого пленника, радующегося воскресению, умерших, Мне удивляющихся, смерть же поносящих за поражение: «Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?» Это так. За сказанное же славу воссылаем Всецарю всех Христу, потому что Ему подобает слава, честь и поклонение с безначальным Отцом и Всесвятым Духом во веки веков. Аминь (101–102). Биография Амфилохия иконийского Амфилохий родился в Каппадокии, о чём свидетельствует Василии Великий (Ер. 161. Migne, PG, t. 32, col. 629 В), вероятно, на родине своего отца – в Диокесарии – Назианзе (Greg. Nas. Carm. Lib. II, sect. 2, epit. 105–106. Migne, PG, t. 38, col. 66). Дед Амфилохия носил то же имя, что и дед Григория Назианзина – Филтатий (Greg. Nas. Carm. Lib. II. sect. 2, epit. 99. Migne, PG, t. 38, col. 60: Νννη Φιλτατου; ibidem, epit. 107, col. 66 – об отце Амфилохия: υα Φιλτατου Γοργονας τε μγαν). На основании этого и других соображений Филтатия, деда Григория Богослова , и Филтатия, деда Амфилохия, отождествляют, признавая одним и тем же лицом. Таким образом, Нонна, мать Григория Богослова , приходилась ему (Амфилохию) родной тёткой, а сам Григорий – двоюродным братом. Отец Амфилохия, также носивший имя Амфилохия, был ритор, пользовавшийся большой известностью на своей родине (Greg. Nas. Epit. 103–109, Migne, PG, t. 38, col. 64 ff). Он был другом детства и товарищем по школе впоследствии знаменитого ритора Ливания, сохранившего к нему добрые чувства и высоко его ценившего (Lib. Ер. 584, ed. Wolf, Amsterdam, 1738, p. 282). Мать Амфилохия, Ливия, умерла рано, оставив мужу двух сыновей: Евфимия и Амфилохия и одну дочь – Феодосию. Евфимий, немногим старший Амфилохия, учился у Ливания, потом также был ритором и умер в двадцатилетием возрасте (Greg. Nas. Carm., sect. 2, epit. 28–30. Migne, PG, t. 38, col. 24–26). Сестра Амфилохия, Феодосия, вышла замуж в Константинополе и была там воспитательницей знаменитой по жизнеописанию св. Иоанна Златоуста Олимпиады (ibidem и epit. 97 ff. Migne, PG, t. 37, col. 1549).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

Но выделившиеся, как центры волости, села и сельца, по одному желанию своих владельцев могли получать и церкви. И мы действительно нередко наблюдаем церкви в селах и сельцах. В волости, бывшей прежде за Ив. Розстригиным, в сц. Березка (1. 71 – Колом. пог.), в волостке монастырской, в д. Яблонове (1.695 – Борковск. п.), в селе общем (владыки, монастыря, своеземцев, церкви) Ракушине (1. 809 – в Налеском), в «погосте» вел. кн.Золцо (1. 629), в волости вел. князя «Березовец» (1. 640 – оба Жабенск. пог.), – описываются сельские церкви. Но большая часть сельских церквей приходится все же на волостки поместные: сц. Глинянец (1. 457) сц.Горка (1. 470–оба в Сеглинском пог.) д. на Перевозе (2. 203– в Ситенском пог.), сц. Влажино (1. 730–во Влажинском пог.) сц. Юрышово (1. 766 – в Семеновском пог.), сц. Сосенка (1. 883 – в Еглинском пог.), сц. Семенищово (2. 172 – в Шегринском пог.), сц.на оз. Перетно (2. 248), –сц. Березовец (2. 255 – оба в Полищском пог.), сц. Яблоново (2. 558 – в Полоновском пог.), сц. Воронье Крыло (2. 771 – в Велиле), Кунской стан (2. 872 –в Холмском погосте); – вот села, возглавляющие собою поместные волости, и волостки, и во всех них находятся церкви. Это в Деревской пятине. То же мы должны сказать и о Водской пятине. Здесь мы видим село Мскориши (3. 157–Передольск.пог.) и село Белое (3. 278–Будковского пог.) в оброчных волостях великого князя. Находим сц. Строганец (3. 265–Дм. Городенского пог.) в волостке купца. Все же остальные села и сельца–в волостях и волостках помещиков: село Творошковичи (3. 166–Передольского пог.) село Хабалина гора (3. 306), село Передчицы (3. 312–оба в Будковск.пог.), сц.Удосол (3. 535, Каргальск.пог.), село Глазсковичи (3. 584), сельцо Рыкулицы (3. 597–оба в Ил. Замозском пог.), сц. Горка (3. 616–в Дятелинском п.), село на Полколе (Врем. 11. 378, Ижерск.пог.) и сц. Воронье (11. 453–Ярвосольского пог.); во всех этих селах есть церкви. Что касается Шелонской пятины, то в оброчных волостях Шелонской пятины мы видим церковь в «погосте» Утрогощ (4. 60 – Турск. Пог.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Сектантский документ – “обряд сочетания брака”. Сообщил епарх. миссионер Михаил Третьяков. Стр. 470–473. В мире старообрядцев (по епархиям). Минский епарх. мисс. свящ. Конст. Попов. Стр. 474–487. Старообрядческие съезды. (Из очерков о современном старообрядчестве). Orthodoxus. Стр. 488–498. Обзор печати. Н. Пустынник. Стр. 499–508. Рост православия в западной Европе. Барон М. Ф. Таубе. Стр. 509–515. Христианство и современные события. Проф. прот. Е. П. Аквилонова. Диакон И. Смолин. Стр. 516–517. К характеристике съездов духовенства. Приглашенный. Стр. 518–527. Лютеранский поход в Карелию. И. К. Стр. 528–533. Вестник “Миссионерского Обозрения”. Новый вероисповедный закон 17 октября 1906 г.– Среди миссии . Стр. 534–549. Ответ А. А. Карелину. Н. Покровского. Стр. 555–558. Отклики. Зловещий совет. Н. Гринякин. Стр. 559–562. Голос сельского священника по поводу так называемого “освободительного движения”. Св. Вл. Т–щев. Стр. 563–568. Со скрижалей сердца. В. М. Скворцов. Стр. 569–584. Объявление о подписке на журн. “Мисс. Обозр.” и газету “Колокол” в 1907 г.(см. 3–4 стр. обложки). 11 ноябрь Церковность, как дидактический принцип. Свящ. Николай Каменев. Стр. 585–592. Об иконах машинного производства. Свящ. Сергий Самуилов. Стр. 593–597. Сравнительный взгляд на учение веры и нравственности религий языческой, магометанской и иудейской. П. Парвов. Стр. 598–612. Кавказские сектанты “еговисты”. И. Айвазов. Стр. 613–629. К вопросу о Белокриницкой или Австрийской иерархии. Свящ. Димитрий Александров. Стр. 630–646. Грамота патриарха константинопольского Анфима к Св. Синоду. Стр. 647–648. О почитании и молитвенном призывании Богородицы Приснодевы Марии, на основании молитвенных песнопений сектантов. М. Кальнев. Стр. 649–651. Из миссионерской переписки. (Достаточно ли для спасения единой крови Христа?). Д. Грацианский. Стр. 652–656. Беседы старообрядческого начетчика с баптистами. Д. Грацианский. Стр. 657–670. Старообрядческие съезды. Orthodoxus. Стр. 671–684. Церковь Христова и временно без епископа быти не может. (Из полемики). Свящ. С. Шалкинский. Стр. 685–691.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Танкред Готвилльский 453 Тапар, см. Мелик-Шах Таронит, см. Григорий Таронит Таронит, см. Иоанн Таронит, см. Иоанн Таронит, куропалат Таронит, см. Михаил Таронит Тарониты 450, 479 Тарханиот Катакалон 63, 268. 447 Тарханиоты 447 Татикий 13, 28, 145, 192–195,202, 203, 209, 217, 254, 257, 261, 268, 296, 299–301, 312, 313, 315,383, 494, 525, 526, 574, 578, 583 Татран 224 Татуш, Хали 201, 208, 213, 529, 530 Тевкр 285, 286, 566 Телемах 113, 499 Тиверий, император 598 Тигран 265 Тимофей, флейтист 56, 253, 440 Тирах 484, 485 Тогортак (Тугоркан?) 233, 270, 541 Томашек В. 524, 556, 557 Томирида 326, 588 Торник, см. Георгий Торник Торник, см. Лев Торник Торник, см. Петр Торник Торники 450 Торос 578 Тортарий 596 Травл 24, 180, 181, 201, 517, 528, 529 Траян, сын Ивана-Владыкова 534 Трейтингер О. 477 Тугоркан 541 Тугтегин, атабег Дамасский 308, 579, 608 Тутах 58, 59, 443 Тутуш 190, 191, 198, 199, 522, 523, 579 Тэнгри-Бэрмиш 302, 304, 575 Уза 13, 170, 209, 224, 236, 274, 411 Умберт 495 Умберт, сын Рауля 377 Умберт Готвилльский 466 Умбертопул, см. Константин Умбертопул Унфред 486, 488 Урбан II, папа 541, 558, 559, 562, 584 Урес, см. Урош I Урош I, Урес, жупан Рашки 263, 551 Успенский Ф. 481–483, 551, 552, 623 Фатимиды 577, 608 Феано 19, 324, 588 Фекла, великомученица 132 Фемистокл 194 Феодор, антиохийский патриарх 613 Феодор, брат Аарона 341–343 Феодор, великомученик 550 Феодор Гавра 11, 24, 242–244, 306, 545, 576, 601 Феодор Далассин 538 Феодор Докиан, Докиан 61, 444 Феодор Продром, Продром 18, 33, 34, 437, 447, 450, 478, 538, 550, 590, 594, 595, 601 Феодор Рупений 369 Феодор Скутариот, Скутариот 20, 472, 475, 477, 516, 557, 589 Феодора, императрица 7 Феодора Комнина, сестра Алексея I Комнина 266, 463, 553 Феодора Комнина, сестра Анны Комниной 629 Феодосий II, император 475 Феодот 64 Феодота 510 Феодул Синадин 464 Феофан 42, 618 Феофана продолжатель 450 Феофилакт Болгарский 6, 33, 483, 504, 513, 522, 536, 540, 544, 550, 553, 561, 593, 594, 600, 623, 626 Феофилакт Симокатта 18, 539, 598

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2142       Ростовцев М.И. Дура-Европос и начало христианского искусства//Современные записки. Париж, 1937. Т. 65. С. 245–267; Зуев В.Ю. Материалы к биобиблиографии М.И. Ростовцева… 424, 445, 455, 476, 497, 500–502, 508, 510, 522, 523, 548, 571, 579, 584, 615, 621, 625, 627–629. 2144       Письма М.И. Ростовцева К. Хопкинсу, Дж. Энджеллу и В. Кроссу: (Публикация А.Н. Бадера, Г.М. Бонгарда-Левина, С. Мэтесон)//Скифский роман… С. 530–568. 2145       Guidobaldi F. Ricordo di Richard Krautheimer//Rivista di Archeologia Cristiana. 1994. LXX, 1–2. P. 463–470; Duval N. Richard Krautheimer (1897–1994): In memoriam//Antiquité Tardive. 1995. III. P. 6–10; Dennert M. Krautheimer R.//PChA. Bd. II. S. 761–764. 2146       Krautheimer R. Corpus basilicarum christianarum Romae: Le basiliche paleocristiane di Roma (IVIX sec.). Vol. I-V. Città del Vaticano, 1936–1976; англ. версия: Ancient Christian basilicas in Rome from the IVth to the IXth Centuries. Vol. I-V. Città del Vaticano, 1937–1980. 2147       Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965; 4-е изд.: Krautheimer R., uri S. Early Christian and Byzantine Architecture. L.; New Haven, 1986. 2148       Krautheimer R. Profilo di Città. Есть перевод на французский язык. Англ. пер.: Rome: Profile of a City. 312–1308. Princeton, 1980 (нем. пер.: München. 1987). 2149       Krautheimer R. Three Christian Capitals: Topography and Politics. Berkeley: Los Angeles; L., 1983: pyc. пер.: Краутхаймер P. Три христианские столицы: Топография и политика. M.; СПб., 2000. 2150       Krautheimer R. Ausgewählte Aufsätze zur europäischen Kunstgeschichte. Köln, 1988; Idem. Architettura sacra paleocristiana e medievale. Torino. 1993. 2152       Deichmann F.W. Versuch einer Darstellung der Grundrisstypen des Kirchenbaues in frühchristlicher und byzantinischer Zeit im Morgenlande auf kunstgeographischer Grundlage. Halle, 1937. 2153       Deichmann F.W., G., Brandenburg Η. Repertorium der christlich-antiken Sarkofage. I. (Rom und Ostia). Wiesbaden, 1968. Книга была переведена на польский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

763 См. об этом, напр., Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie, bd.16: W.Heinze. Religion, s.626 – об интеллектуалистическом понимании религии (она – modus Deum cognoscendi et colendi). 765 См. H.Ulrici. Gott und der Mensch, s.689, 696–697. Здесь же можно найти и указание литературы по этому вопросу. Назовем, напр., E.Burnouf. La science des religions, t.LIV, p.525, 535; G.Klemm. Allgemeine Culturgeschichte; A.Wuttke. Geschichte des Heidenthums; J.G.Müller. Geschichte der amerikanischen Urreligionen. M.Carrière. Die Kunst и мн. др. 766 Ср., напр., Gregorius Nyssenus. De beatitudinibus orationes, V, Migne. P.s.gr., t.44, col.1249, D.; Gregorius Theologus. Oratio 45, VII, Migne. P.s.gr., t.36. col.632; Irenaeus. Contra haereses, lib.IV, cap.41. n.2., Migne. P.s.gr., t.7, col.1115–1116; Lactantius. Divinarum institutionum, lib.VII, c.5. Migne. P.s.lat., t.6. col.749–750. 767 Религия представляет собой настолько универсальный факт человеческой науки, что просто отрицать его никому невозможно; если и скажут, что религия в настоящее время не может считаться в одинаковой степени свойственной всему человечеству, то ведь не надо забывать, что этот же аргумент еще в большей степени применим и к логике (С.Н.Булгаков. Трансцендентальная проблема религии, В.Ф.иП., кн.124, с.584). 770 Ср. еще, напр., ст. Sieffert " а. Gottlosigkeit. Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie, bd.7. s.39. 772 Ср. Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie, bd.16. s.629–630, цит. статья Heinze; ср. также F.Max Müller, Theosophie Oder Psychologische Religion, s.91 и др. 782 Ср. Tertullianus. De testimonio animae, 5, 6. Migne. P.s.lat., t.1, col.615–619; Apologeticus, cap., ibid., col.375, 376, особ. B. – 377 A. 783 Трансцендентное κατ ξοχν как религиозная категория не принадлежит имманентному миру и «я», хотя и касается его. К нему нет пути методического восхождения. Путь религии в этом смысле есть необходимо путь чуда и благодати. Между миром и Богом лежит абсолютное, непреодолимое для мира расстояние, которое если и преодолевается, то – чудесно, благодатно. Всякая имманентность трансцендентного прикосновения Божества есть акт поистине чудесный и свободный, акт милости и любви, но не закономерности и необходимости (ср. С.Н.Булгакова, op.cit., с.598–599).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010