составление и перевод А.А. Бурова Святой Лежер, Епископ Отона (память 2 октября) Святой Лежер (или Леодегарий) происходил из влиятельной дворянской семьи из Бургундии 98 . Еще в детстве он был придан королевскому дворцу Хлотаря II (584–629) и воспитывался священниками из школы Палатинов, которые готовили дворянских сыновей к наиболее высоким функциям королевства. Во время пребывания у своего дяди, Дидо, Епископа Пуатье, он обратился к Богу и стал его Архидиаконом. Под руководством Святого Прелата, внушавшего ему принципы мужеств и любви к целомудрию, в молодом священнике воссиял образ Господа нашего Иисуса Христа, и он стал живым храмом Святому Духу. Помимо материальной заботы епископства, помощи бедным и руководства епископской школой, Лежер часто заменял своего дядю в проповеди. Когда его голос звучал под сводами собора, людям верилось, что они слышат великого Святого Илария (память 14 января), и народ воздавал хвалу Господу, за то, что он послал такого апостола. После своего рукоположения в священники Лежер ушел в маленький Монастырь Святого Максента, бедный и мало известный, с надеждой посвятить там остаток своих дней молитве и созерцанию. Его вскоре назначили игуменом, и он руководил монастырем с премудростью в течение шести лет. В 663 Святая королева Батильда (память 30 января), ответственная за регентство Объединенных Королевств 2 Собственно Галлия была поделена в ту пору между Нейстрией на севере, Австразией на северовостоке, и Бургундией в центре и на востоке Нейстрии и Бургундии, желая его привлечь к своим делам по восстановлению королевства, попросила его отказаться от монастырского покоя ради того, чтобы стать Епископом Отона в Бургундии. По своем посвящении новый Епископ собирает церковный собор, дабы восстановить порядок в своей разделенной епархии и исправить злоупотребления, которые появились, покуда место епископа оставалось вакантным. Им там также были осуждены ереси, манихейство и монофелитство, и установлено наблюдение за совершением в монастырях правила Святого Бенедикта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предки К. принадлежали 2 знатным франк. родам, которые в VII в. принимали активное участие в политической жизни гос-ва Меровингов. Их родовые земли находились в Австразии - королевстве, сложившемся во 2-й пол. VI в. в сев.-вост. части меровингской Галлии (крупнейшие города - Колония (ныне Кёльн, Германия), Меттис, Ремы (ныне Реймс, Франция), Треверы (ныне Трир, Германия)). Предки К. участвовали в междоусобной борьбе франк. королей Австразии и Нейстрии. После смерти кор. Сигиберта I (575) власть в Австразии перешла к его вдове Брунхильде, правившей сначала от имени сына, Хильдеберта II (592-596), затем от имени внуков, Теодеберта II (596-612) и Теодориха II (612-613). Авторитарное правление Брунхильды и конфликты в королевской семье вызвали недовольство знати, которая оказала поддержку ее противнику, кор. Нейстрии Хлотарю II (584-629). Оппозицию, выступившую на стороне Хлотаря II, возглавили св. Арнульф и Пипин I Старший († 640). Арнульф был влиятельным сановником при дворе кор. Теодеберта II. Земли Пипина находились в среднем течении р. Маас; благодаря браку со св. Идубергой (Итой) Нивельской († 652) он приобрел владения в окрестностях Меттиса. В 613 г. кор. Хлотарь II вторгся в Австразию и расправился с Брунхильдой и ее внуками. Король назначил Арнульфа на епископскую кафедру Меттиса, но епископ сохранил за собой и придворные должности доместика и палатина. Под давлением знати Хлотарь II возвел на королевский престол Австразии сына, Дагоберта I (623-638/9, с 629 король франков), чьим воспитателем и регентом стал еп. Арнульф. Пипин Старший был назначен майордомом Австразии (обязанности майордома (maior domus, maior palatii) первоначально состояли в управлении гос. землями (фиском), впосл. майордом стал главным советником короля). Еп. Арнульф и майордом Пипин Старший старались удержать власть, устраняя соперников из австразийской знати (по их инициативе кор. Дагоберт I приказал казнить магната Хродоальда, родоначальника баварской правящей династии Агилольфингов) и заключая выгодные браки (Ансегизил, сын св. Арнульфа, женился на св. Бегге († 693), дочери Пипина Старшего). После смерти Хлотаря I Арнульф оставил епископскую кафедру и удалился в мон-рь Хабенд (ныне Ремирмон); позднее он стал отшельником, после смерти (ок. 640) его стали почитать как святого.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

В период ранних меровингов Нидерланды в значительной степени обладали независимостью, а их фризская часть была полностью независима от власти франков. С ростом могущества франкского дворянства в течении первой половины шестого столетия положение вещей стало меняться. В 687 г. Пипин Второй сокрушил «майордома» Нейстрии (Австразия включает в себя «Арденны и верхнее Мойзе», а Нейстрия  была «западной частью франкского меровингского королевства»), что позволило ему направить свое внимание на север. В 689 г. у Дорестата он сокрушил фризского короля Радбода. Франкское могущество и христианская вера франков вызвали возмущение фризов, которые в первом усмотрели угрозу их древним свободам, а во втором – инструмент франкского империализма. Поэтому, Радбод был решительным сторонником язычества.   ПЕРВЫЕ МИССИОНЕРЫ: ФРАНКСКИЕ ЕПИСКОПЫ-МИССИОНЕРЫ В БЕЛЬГИИ Пипин Короткий Миссионерская деятельность франкских епископов, получивших образование при дворе Нейстрии, началась всерьез при содействии короля Дагоберта (годы правления: 623-629 вместе со своим отцом, 629-639 единолично). Фризское королевство «стало приобретать все большее значение для франкского королевства, из-за чрезвычайно важной роли, которую играли маршруты торговли и обмена между Шельдтом и Везером», начиная с правления отца Дагоберта, короля Хлотара Второго (годы правления: 584-629). Экспансия франкской державы не представляла собой главного предмета заботы миссионеров, она была одной из главных задач франкских королей, которые миссионерам помогали. Аквитанец св. Амандус (ум. 659) помогал основывать «монастыри по всей Фландрии, в частности в Эльноне (позже Сен-Аманд), Генте и Антверпе» (чтобы получить примерное представление об охвате его миссионерской деятельности см. карты Приложения). Король Дагоберт щедро поддерживал подобные миссионерские предприятия, особенно в форме фискальных (коронных) земель. Св. Амандус был «посвящен в сан епископа в 628 г. без определенной епархии, получив общие полномочия проповедовать веру язычникам. Он проповедовал Евангелие во Фландрии и среди славян в Каринтии». Затем был изгнан Дагобертом за осуждение «скандальных преступлений» короля и вел миссионерскую работу среди язычников Гаскони и Наварры. Вскоре Дагоберт раскаялся, снова призвал св. Амандуса и бросился к его ногам, прося прощения. Св. Амандус вернулся к миссионерской деятельности – на этот раз в окрестностях Гента.

http://pravoslavie.ru/2000.html

получил известность как важный духовный центр Галлии. Среди насельников были представители франкской аристократии, напр. св. Донат (впосл. епископ Везонциона). Однако ирл. обычаи, которых придерживался Колумбан, и его отказ от компромиссов в отношениях с франк. церковными иерархами приводили к конфликтам: основатель Л. успешно отстаивал независимость своих мон-рей от галльских епископов. В 610 г. Колумбан был изгнан из королевства Бургундия по указанию кор. Теодориха II (596-613) и его бабки кор. Брунхильды; вместе с ним из обители ушли ирл. монахи. Согласно более позднему преданию, некоторые др. монахи во главе со святыми Евстасием († 629) и Агилом († ок. 650) временно покинули Бургундию и основали мон-рь Вельтенбург в Баварии. В 613 г. Колумбан основал мон-рь Бобий (см. Боббио ), монахи которого сохранили тесные связи с насельниками Л. С разрешения настоятелей монахи могли переходить из одной обители в другую. Так, Бертульф, ученик Евстасия, перешел из Л. в Бобий по приглашению аббата Атталы и впосл. стал его преемником. По поручению Бертульфа агиограф Иона отправился в Галлию, где он собирал сведения для написания Жития Колумбана. Перед тем как покинуть Л., Колумбан назначил аббатом своего ученика св. Евстасия, к-рый проводил более гибкую политику и со временем благодаря отказу от некоторых ирл. обычаев достиг взаимопонимания с франк. епископами. При Евстасии в Л. произошла смута, вызванная действиями мон. Агрестия, который, заручившись поддержкой ряда франкских церковных иерархов и представителей знати, выступал против монашеской традиции Колумбана. Среди противников аббата Евстасия был майордом Бургундии Варнахарий, пользовавшийся доверием Хлотаря II (король франков в 584-629). По свидетельству Ионы, только внезапная смерть майордома спасла Евстасия от осуждения на Матисконском (Маконском) синоде (626/7). Тем не менее насельники Л. находились под покровительством Хлотаря II. Установив контроль над Бургундией, король послал Евстасия в Италию, чтобы уговорить Колумбана вернуться в Галлию.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

В Мученичестве Л., составленном Урсином (версия В), сообщается, что святой воспитывался при дворе короля Нейстрии Хлотаря II (584-629), а затем получил образование в Пиктавии под рук. еп. Дидона. Примерно в 20-летнем возрасте он был поставлен во диакона и вскоре назначен архидиаконом Пиктавийской кафедры. Впоследствие по указанию Дидона он возглавил мон-рь св. Максенция близ Пиктавия и управлял обителью ок. 6 лет (в версии А упом. только о том, что Л. был архидиаконом). После смерти короля Австразии Сигиберта III († 656) новым правителем стал его сын Дагоберт II. Он оставался на престоле до авг. 659 г., когда власть в Австразии захватил майордом Гримоальд, сын Пипина Старшего. В 660/1 г. Дагоберт II был вынужден принять монашество; его передали под надзор еп. Дидону, который увез Дагоберта в Ирландию, где тот получил религ. образование и стал клириком (Liber Historiae Francorum. 43//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 315-316; см.: Picard. 1991. P. 38-41). Королем был провозглашен Хильдеберт, сын Гримоальда, незадолго до рождения Дагоберта усыновленный кор. Сигибертом, но не связанный кровным родством с династией Меровингов. Воцарение Хильдеберта вызвало недовольство в Нейстрии, т. к. местная знать рассчитывала на подчинение Австразии. В это время королем Нейстрии и Бургундии являлся Хлотарь III (657-673), обязанности регента при к-ром выполняла его мать св. Бальтхильда (см. Батхильда ; † 680), вдова кор. Хлодвига II (638-657); после убийства Гримоальда и Хильдеберта она также правила в Австразии от имени своего сына Хильдерика II (662-675, с 673 возглавлял объединенное Франкское гос-во). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. VII в. Л. был вызван ко двору кор. Бальтхильды. Стремясь усилить влияние на церковные дела, королева способствовала назначению своих сторонников на ряд важнейших кафедр ( Nelson. 1978); в этих городах после смерти кор. Хлодвига II начались беспорядки. Так, после гибели св. Аунемунда, еп. Лугдуна (ныне Лион), его преемником стал св. Генесий (658-678), помогавший Бальтхильде в ее попечении о мон-рях. Назначению Л. епископом Августодуна (ок. 663) предшествовал спор между претендентами на епископскую кафедру, завершившийся гибелью одного из них и изгнанием другого. Часть августодунских клириков отрицательно отнеслась к назначению Л., который был ставленником Бальтхильды и не пользовался поддержкой местной знати.

http://pravenc.ru/text/2463387.html

После смерти кор. Теодориха II (613) бургундская знать взбунтовалась против Брунхильды, к-рая правила от имени своего малолетнего внука Сигиберта II. Воспользовавшись этим, правивший в Нейстрии кор. Хлотарь II (584-629) захватил Бургундию и Австразию, объединив франк. королевства. Он направил в Сеноны военачальника (дукса) Блидебода, к-рый стал притеснять местных жителей. Видя, что городу угрожает опасность, Л. зазвонил в колокол соборной ц. св. Стефана с такой силой, что воины пришли в ужас и обратились в бегство. Король назначил наместником Бургундии дукса Фарульфа, к-рый посетил Сеноны, ожидая, что епископ встретит его с богатыми дарами. Однако его надежды не оправдались: Л. заявил, что епископ должен не только руководить паствой, но и наставлять светских правителей, поэтому притязания Фарульфа незаконны. Разгневанный наместник приблизил к себе Медегизила, аббата мон-ря св. Ремигия в пригороде г. Сеноны, к-рый клеветал на Л., рассчитывая занять епископскую кафедру. По доносу Фарульфа и Медегизила король сместил епископа и отправил его в ссылку. Согласно преданию, Л., покидая город, бросил в реку епископский перстень и сказал, что вернется лишь тогда, когда кольцо будет найдено. Незадолго до его возвращения близ Мелодуна (ныне Мелён) поймали рыбу-усача, в брюхе к-рой нашли перстень. Епископа отправили в Нейстрию, в Винемагский паг (обл. Вимё в Пикардии). Охранять его было поручено местному дуксу Бозону Ландегизилу, к-рый поселил Л. в сел. Андесагина на р. Авция (Брель). Согласно Житию, дукс и все жители тех мест оставались язычниками, но обратились в христианство, когда Л. исцелил слепого. Жители г. Сеноны не смирились с изгнанием епископа. «По указанию божественной десницы» Медегизил был убит в базилике св. Ремигия, а сенонский архидиак. Рагнегизил по воле народа обратился за помощью к авторитетному аббату Винебауду, к-рый руководил базиликой св. Лупа в Трикассах (ныне Труа). Винебауд убедил кор. Хлотаря II вернуть Л. из ссылки и лично отправился за ним в Нейстрию. Аббат доставил епископа к королю, который, увидев, что Л. в изгнании оброс длинными волосами и бородой, раскаялся и на коленях просил у него прощения. По-видимому, вскоре после прибытия ко двору короля Л. принял участие в Соборе 10 окт. 614 г.; следов., его изгнание длилось не более года. Прежде чем отпустить епископа к пастве, король щедро одарил его. На обратном пути Л. и Винебауд добились освобождения множества заключенных в тюрьму преступников. В Мелодуне епископ увидел огромное пламя, охватившее амбар, к-рое было невозможно потушить; по молитве Л. огонь погас, не причинив вреда постройке. Сенонские жители торжественно встретили епископа и аббата.

http://pravenc.ru/text/2110894.html

Такие деятели, как святители Мартин и Серватий (а также их современники и предшественники), свидетельствуют о существовании раннего христианства в этом регионе Северной Европы с довольно устоявшейся церковной организацией. Однако язычество пока оставалось глубоко укоренившимся и широко распространенным явлением. Длительная и повсеместная христианизация Нидерландов произойдет несколько столетий спустя. Миссионеры и просветители Свт. Аманд Хотя христианство и церковная структура существовали на территории стран Бенилюкс со времен Римской Империи (возможно, еще с I века), полноценная христианизация этих земель проходила главным образом в VII–VIII веках. Некоторые из просиявших в эту эпоху просветителей по праву можно назвать великими равноапостольными мужами. Им мы и посвятим этот раздел. Начнем со святителя Аманда (Amandus) – великого миссионера, Архипастыря и чудотворца. Он родился в регионе Пуату на западе Франции и был благородного происхождения. Принял монашество вопреки желанию своей семьи, впоследствии став епископом-миссионером. Прибыл на территорию нынешней Бельгии по указу франкского короля Хлотаря II (Clotaire; 584–629) и проповедовал Евангелие в регионе Фландрия (сегодня это северная Бельгия). Здесь он просиял великой святостью, претерпев много гонений и поношений за свои труды. Однако совершенные им чудеса, такие как воскрешение из мертвых повешенного преступника, поспособствовали успеху его миссионерских трудов и привели множество людей в лоно Христовой Церкви. Совершенные им чудеса, такие как воскрешение повешенного, привели множество людей в лоно Христовой Церкви После многих поездок, во время которых святитель Аманд сотворил новые чудеса, продолжал свою миссионерскую деятельность и основывал монастыри (в том числе несколько обителей в Генте), он вернулся в эти земли и служил в 647–650 годы епископом маастрихтским. Святитель оказал неоценимую помощь преподобным Ите и Гертруде (о них мы поговорим позже) в создании прославленного Нивельского монастыря. Уйдя на покой, он вернулся в свою родную Францию, где преставился ко Господу в глубокой старости в возрасте около 90 лет в монастыре, позже названном в его честь Сент-Аман (Saint Amand) близ местечка Эльнон (Elnon); в момент смерти святителя видели, как его праведная душа возносилась на Небеса.

http://pravoslavie.ru/156192.html

Стр. 612. «Погост Жабенской. Великого князя волость Жабна, что бывала владычня. На погосте церковь велики Никола» Стр. 629. «И всех деревень по старому письму и с погостом 144, а дворов в них пол-600 без двора [т. е. 549 дворов], а людей в них 584 человеки». «И всех деревень в Жабне по новому писму двесте и тритцать и четыре, а дворов семьсот и пятдесят и девять, а людей в них семьсоть и семдесят и пять человек, а обеж семьсот и восмьдесят и полторы обжы =781 ½ , а сох двесте и шестьдесят с полусохою. В Жабинском погосте великого князя погость Золцо на Селигере озере, что бывал владычнь. На Кровотыне церковь Введенье Святые Богородици: дв[ор] Онкудинко Левин, дв. Якушко, дв. Оноимко Илейкин, дв. Пантелейко Костин дв. Матвейко, дв. Левка Фомькин Якимько Якушов дв. Опанка Карпиков дв. Ивашко Якутов [следовательно в погосте Золцы было 8 дворов и 9 «человеков», т. е. 9 домохозяев]; сеют ржы 21 коробью, а сена косять 120 копен, 9 обеж». Стр. 630. «На Глубоком в Залучье погост владычнь; дв. Тамошка Куземкин» [и т. д.; насчитано 52 двора, 56 человек]; «сеют ржы 105 коробей, а сена косят 420 копен, 51. обжа. А деревень к погосту: Д[еревня] Святое на Святе озере: дв. Максимко Марков» (и т. д.; всего 4 двора, 5 человек); «сеют ржы 9 коробей, а сена косять 50 копен, 4 обжы.Д. Береза: дв. Сергейко Терехов» [и т. д.; всего 4 двора, 5 человек]; «сеют ржы 8 коробей; а сена косят пол-60 =55 копен, 4 обжы. И всех дворов по старому писму на погосте 40 без одного, а людей в них пол-70 человек с одним [=66 домохозяев], а обеж 50. И прибыло 2 деревни, а дворов 21, а обеж 9. А по новому писму Деревень и с погостом 3, а дворов в них 60, а людей в них 66 человек, а обеж 50 [чит.: 59??], а сох 20 без трети сохи. Стр. 631. «В Жабне деревни великого князя, что бывали Спаские Футынского манастыря в Кострубле: Д. Волково». Стр. 639. «Волость великаго князя Березовець 2 Марьфинская Исаковы на Селигере озере, что была за князем за Иваном». Стр. 640. «На Городище церковь Рождество Пречистые, да двор большой. На посаде на церковьной земле: дв[ор] поп Ивоня, дв. дияк Олешко, дв. сторож церковной Калинка. А у Спаса в манастыре 3 игумен. Да на монастырьской земле: дв. дьяк Манка, дв. Бориско, дв. церковьной сторож Якушь. А тяглых людей на посаде: дв. Ивашко Левоновья» – – – «дв. Сенка Федков».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

После смерти Хлодвига (511 г.) королевство было разделено между его четырьмя сыновьями, затем на краткое время объединено под одним из них, Хлотаром I (558-561 гг.), и после его смерти вновь разделено между несколькими представителями династии Меровингов. Второе объединение (после 613 г.), происшедшее при правлении Хлотара II (584-629 гг.) и Дагоберта I (629-639 гг.), называется золотым веком Меровингов. Именно тогда Париж стал центром политической и церковной жизни королевства. Так как с Хлодвигом (493 г.) было крещено лишь 3000 франков, очевидно, что должно было пройти много времени, прежде чем все общество стало христианским. В правящих кругах постоянно проходили кровавые конфликты. История запомнила как преступников, так и святых. Среди тех и других видное место занимают женщины. Преп. Радегунда, жена Хлотара I, основала монастырь Честного Креста возле Пуатье и стала его первой настоятельницей. Ее полной противоположностью были Фредегунда, которая начинала как любовница короля Хидельберта II, затем стала его женой, потом развелась с ним, а позднее вновь вышла за него замуж (она известна тем, что по ее приказу был убит во время совершения Литургии св. Претекстат, епископ Руанский). Третьей женщиной из этого списка была знаменитая королева Брунгильда, казненная Лотаром II за убийства 10 королей (ее привязали к хвосту дикой лошади). Судя по всему, она была жуткой мегерой (например, казнила св. Дезидерия, епископа Вьенского, лишь за то, что он дерзнул перечить ей). Тем паче вызывает удивление письмо с весьма неумеренными похвалами, посланное ей св. Григорием Великим. (Это было такой же его серьезной ошибкой, как неумеренные похвалы убийце Маврикия - кровавому тирану Фоке.) Единственным меровингским королем, вошедшим в историю с почетным прозвищем Добрый, был Дагоберт I (629-639). Его ближайшим советником и другом был Элигий, епископ Нойонский. Король путешествовал по стране, помогая бедным и защищая их от алчной аристократии. Он поощрял развитие искусств и много строил, в частности, заново выстроил монашеский центр, существовавший вокруг гробницы св. Дени, традиционно считавшегося первым епископом Парижским, которого впоследствии каролингские богословы отождествят со св. Дионисием Ареопагитом. Вместе с тем Дагоберт оставался сыном своего времени, и его личная жизнь была весьма беспорядочной. Он женился четыре раза и содержал целый гарем наложниц.

http://sedmitza.ru/lib/text/434772/

После смерти Хлодвига (511) королевство было поделено между его четырьмя сыновьями, затем на короткое время снова объединено одним из них, Хлотарем I (558–561), но только чтобы снова разделиться после его смерти между несколькими представителями меровингской династии. Период второго воссоединения (после 613), золотой век Меровингов, совпадает с царствованиями Хлотаря II (584–629) и Дагоберта I (629–639), когда Париж сделался центром политической и церковной жизни королевства. Поскольку, согласно Григорию Турскому , с Хлодвигом в 493г. приняли крещение только 3000 франков, ясно, что понадобилось некоторое время, чтобы христианство было воспринято всем обществом. «Салическая правда» Хлодвига почти не содержит христианских элементов, тогда как «Рипуарская правда» Хлотаря II и Дагоберта, так же как германские сборники раннего VIII в., включают привилегии для духовенства, освящение воскресного дня, защиту христианского брака и известную роль Церкви в освобождении рабов. От жизни королевских дворов, отмеченной кровавой династической борьбой, потомство сохранило память как о святых, так и о преступниках, в том числе и о замечательных женщинах, как, например, святая Радегунда, пленница, принужденная стать женой Хлотаря I, которая получила разрешение оставить двор (после того, как Хлотарь убил ее брата) и основала монастырь Святого Креста около Пуатье. Противоположностью благочестивой святой Радегунде являются Фредегунда, последовательно любовница, жена, разведенная и снова жена Хильдеберта II, и особенно королева Брунегильда (или Брюно), которую Хлотарь обвинил и казнил за убийство десяти королей. Мрачному образу Брунегильды, описанному святым Григорием Турским и автором «Жития» святого Колумбана, противоречат, однако, похвалы, адресованные ей папой Григорием I. Среди всех этих кровавых событий святые пытались поддерживать христианскую чистоту и страдали за это. Святой Претекстат, епископ Руанский, был по приказу Фредегунды убит в 586г. во время совершения литургии. Святой Дезидерий (Дидье), епископ Вьеннский, претерпел то же, потому что рассердил Брунегильду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010