Кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, тот нечист совестью 575 . Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу 576 . «Ничего не делайте без епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе» 577 . Напротив, «когда вы повинуетесь епископу как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живёте не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа» 578 . Без иерархии нет Церкви 579 . Где будет епископ, там должен быть и народ 580 . «Где пастырь, туда и вы, как овцы, идите» 581 . Уберечься от заблуждения христиане могут только тогда, когда они не будут надмеваться и не будут отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа 582 . Которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом 583 . Если кто станет тщеславиться (речь идёт о девственниках), то погиб; а если будет почитать себя больше епископа, то пропал совершенно 584 . Одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна Чаша в единении Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерами и диаконами 585 . Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставил это. Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твёрдо и несомненно 586 . «Которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» 587 . Таким образом, епископ и вся вообще иерархия – вот страж Церкви, по учению св. Игнатия 588 . Совершенно также ясно, что в посланиях Игнатия нет никаких оснований ограничивать деятельность иерархии только экономической стороной церковной жизни. В послании к Поликарпу св. Игнатий как бы начертывает образ епископа. Епископ здесь представляется полным руководителем вверенной его попечению общины. Отпадение от епископа есть отпадение от Истины 589 . Иерархия, по св. Игнатию, стоит во главе всей жизни церковных общин, а не есть только юридическая администрация.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Зодчие силой искусства подняли на сих основаньях 515 Из кирпичей обожженных спряженные между собою Сводов окружности здесь и покровы обширного зданья 571 . Хитрым искусством владея, строитель премудрый умело Сделал без дерева кровлю прекрасновершинного храма. Ибо ни на финикийском хребта Ливанского склоне 572 , 520 Ни на лесистых утесах альпийских в дремучих чащобах Ни ассирийца, ни кельта секира нигде не стучала: В древообильных лесах не надеялись тех лесорубы Сосны иль ели срубить, чтоб могли увенчать это зданье. Или такой кипарис ни роща оронтская Дафны 573 , 525 Ни изобильные лесом ущелья Патар не родили 574 , Чтобы он смог перекрыть бескрайнего храма пролеты 575 . Ведь многопетый наш царь, что природа покрыть не сумела Деревом нужной длины, перекрыл то кругами из камня. Так вот вздымается здесь четверными пролетами арок 530 Прекрасношлемная кровля, вогнувшись глубоко 576 , – ты скажешь, [Боковые стены и их колонны] Что твой блуждающий взор притянули небесные сферы 577 . Ты ничего не найдешь ни на западе, ни на востоке, – Здесь под пролетами арок простерся один только воздух 578 . К шумному южному ветру и к севера склону сухому 579 534 Несокрушимые стены вздымаются до подбородка 580 Обода, что обегает окружностью ровной; восьмерки Окон светлых сияют 581 . Воздвигнуты стены же эти На основаниях прочных из камня, ведь ниже, под ними, Шесть эмонийских колонн, изумруду подобных, зеленых, 540 Неутомляемых мышц сочленения вверх воздымают, Там, где покоям для женщин места отведенные видно 582 . Их же вросшие в землю четыре колонны на главах Мощных своих поднимают – нужна тем непоколебимость: Прелести полны они, златоглавые, [и озарил их 583 ] 545 Блеск фессалийского камня. И так середины собора Чудное видом пространство от протянувшейся рядом Залы они отделяют 584 . Таких никогда ведь прекрасных Не высекали колонн во глубинах земли Молоссиды 585 , Стройных, расцвеченных дивно, изысканных, рощам подобных, 550 Будто цветами пестрящих искусными 586 . Также и в этой      [Боковые

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на сер 571 В подлиннике: сдержек 572 В подлиннике: Сергея 573 вслед за вами 574 Далее начато: долж 575 числом пять 576 с виду солнечные 577 Далее начато: быть 578 прежде уме 579 и видеть всегда 580 расположений в дне 581 так, чтобы 582 Бумага письма оборвана, и текст адреса поврежден. 583 Далее начато: и 584 и чрез 585 от известного 588 по моему мнению, нужно 589 Далее начато: И всё мне кажется, что 590 и мне 591 Две первые фразы вписаны над зачеркнутой: покуда к вам прибегаю более за советом, чем с просьбой 592 В подлиннике: месяцы 593 Дальше над незачеркнутым текстом вписано: обстоятельства мои такого рода, что мне нужно жить 594 Дальше над незачеркнутым текстом вписано: так же, как осенние и летние внутри России 595 Сочинение мое вовсе не маловажно. 596 не каким -нибудь пошлостями и странностями, случайно к нему приставшими 597 У меня это в особенности важно: я уже испытал природу своего глаза 598 Я состоянья не имею 599 бросили 600 В черновой редакции далее начато: Всем нам уже известно, сколько бедствий и беспорядков в Русской земле произошло от собственного нашего неведения земли своей. [Это неведенье земли кладется] Книгу, которая бы знакомила русского еще с детства с землей своей, ибо едва ли не главною причиной всех нестроений и внутренних беспорядков есть неведенье русских собственной земли своей, [которое] точно как бы [именно] с умыслом кладется в основу нашего воспитанья в тот [именно] возраст, который называется детским, но в который живей воображенье и всё, что раз взошло, остается навеки. 601 Когда его способности свежи 602 Далее начато: который в то же время дар 603 еще 604 еще 605 на споспешествование своими сведениями добрых и умных людей 606 ему 607 который от всех сил стремится принести от себя на пользу 608 В подстрочных сносках к этому письму дана незаконченная правка Гоголя карандашом. 609 Далее надписано: вышла в свет 610 Далее надписано: самая малая 611 Далее надписано: Но самое главное и 612 Надписано: со всем запасом сил 613 Далее надписано: уже 614

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

84. Таким образом преимущества девства пред браком и у Златоуста, в конце концов, сведены к жизненно-практическим удобствам в деле совершенствования человека на земле и служения Богу, как учит и ап. Павел. Но идеал и возможности ого осуществления – одни и те же и для брака и для девства. Как безбрачие может оказываться лжедевством, так и идеально-христианский брак, может достигать высокой степени истинного девства. Августин: Брак ниже девства VI. 585 а-Ь, даже вдовства ib. 629.b, – брак – дело хорошее, девство – лучшее 40;III. 687.а, – божественною правдою девство предпочитается пред браком VI. 579.а, – хотя и браки не осуждаются VI. 588.C, – состоящие в браке хотя и низшую получают награду; но не должны отчаиваться войти в царство небесное V. 1964 с – но скромные и смиренные брачные выше горделивых девственников IV. 1540. b. V. 2040. с. 2043. d, – состоящия в браке женщины также святы по телу, хотя и менее, чем незамужняя VI. 630. d, – в настоящее время браки необходимы только для не могущих воздерживаться VI. 551. Ь.-с. 555 а. 558. а, – блаженнейшие браки теперь те, в коих муж и жена с равным усердием хранят воздержание III. 1516. а. 1518. а, – в настоящее время нет необходимости в браке: прежде было необходимо рождение детей для сохранения и размножения народа Божия, но теперь уже нет такой необходимости, так как оказывается уже изобилие духовных чад Христа во всех народах. Поэтому прежнее время было временем соития, а теперь настало время воздержания от соития ( 1Кор. 7:29–35 ), – и чем скорее прекратится продолжение рода человеческого, тем скорее настанет и царство небесное De nupt. et conc. L. 1. с. 14 (13) t. X. 618. Так как теперешние браки не могут быть такими, какими были бы в раю до грехопадения, то пусть будут такими, как у святых отцов, т. е. чтобы похоть не господствовала, а рабствовала для блага деторождения. Или: теперешнее время есть время не размножения людей путем деторождения, а время воздержания от соития, и нет в нем (брачном соития) никакой необходимости, при обилии рождающихся во всех народах духовных чад Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Кто же из них прав – решить нелегко. Суждения историков мы можем проверять на основании собствениных писем Афанасия, до нас сохранившихся, но таких писем, к сожалению, немного. Все же эти письма больше подтверждают взгляды Григоры, чем Пахимера; поэтому нам кажется более основательным, в известной мере, держаться взглядов Григоры на Афанасия. 550 Письма Афанасия (у Миня) напечатаны частью в оригинале, а частью в латинском переводе. Хронология писем совершенно не установлена. Это сырой материал, в котором трудно разобраться. Вообще хронология всего (двукратного) патриаршествования Афанасия остается темной: в письмах нет дат, а византийские историки, кажется, мешают факты первого патриаршества Афанасия с фактами второго. 577 Симонида была обручена (что по византийским понятиям почти равнялось, браку) с королем и была увезена им в Сербию. Во всяком случае, дело было сделано переделать его было трудно. 585 Григора. Там же Кн VII, гл. 1; Pachymeris. Op. cit., lib. I, cap. 19, p. 55. lib II, cap. 5. pp 120–121; lib V, cap. 20, 409; lib, VII, cap. 8, p. 579. 591 Между сохранившимися письмами Афанасия есть одно, в котором он просит императора изгнать евреев, армян и магометан из тех городов, где они живут совместно с христианами (в письме встречается просьба к императору: interfice, но очевидно – это метафора). Написано ли это письмо в первое или второе патриаршество Афанасия – решать не беремся. Migne. Gr. tom.142, pp. 510–511. 596 Соборные деяния против Нифонта очень подробно изложены в одном сочинении Никифора Хумна (писателя XIV в.), в сочинении, которое иногда озаглавливается так: «Querela adversus Niphonem ob male admmistratam patriarchatus sui Provinciam». Здесь между прочим говорится, что, сдирая с икон дорогие камни, он вместо них ставил дешевенькие; или: так как патриарх был большой любитель лошадей, то он не иначе посвящал кого-либо в священную должность, как получив красивую лошадь. Boissonade. Anecdota Graeca, vol. V (Paris., 1833), pp. 263, 269. Некоторые из соборных обвинений против Нифонта приведены в «Летописи церковных событий» архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

576 . С точки зрения Гусева, последовательно проведенные, все эти и подобные случаи свидетельствовали о невыдержанности в аскетах любви к Богу, об ослаблении в них ее интенсивности. 577 Мало того. Жизнь человека, по самому своему существу, в своих наличных, независимых от человека и неустранимых условиях обычного земного существования, представляет уже сама по себе непреодолимые препятствия для осуществления созерцательного идеала во всей его строгости и невозмутимости. 578 По автору, любовь к ближним в аскетах, объятых пламенной любовью к Богу, выражается преимущественно в виде сострадания, соболезнования ко всему живущему, а также в слезной молитве о помиловании и спасении всех. 579 Однако св. Писание и аскетическая письменность говорят не о такой только форме выражения любви к ближним, а требует от всякого христианина, чтобы он содействовал истинному благу ближних всеми мерами и средствами, какие только находятся в его распоряжении. 580 По учению препод. Исаака Сирина , Господь для уподобления людей Отцу небесному, назначил милосердие ( τν ελεημοσνην) потому что милосердых приближает оно к Богу. Поэтому христианин должен непрестанно понуждать себя, во всякое время внутренне ( εσωθεν) быть милосердым ко всякой разумной природе ( υπρ πσης τς φσεως τν λογικν). 581 При этом ни один человек не смеет сказать относительно приобретения любви к ближнему, что он преуспевает в ней душей своей, если он оставляет без внимания ту часть, которая, по мере сил, сообразно с временем и местом, исполняется телесно, когда представляется случай к делу. 582 Кто, например, пренебрегает больным, тот, по образному выражению святителя, «не увидит света“. Кто отвращает лицо свое от скорбящего, для того омрачится день его. 583 Признак достигшего совершенства – жертвовать всем, даже жизнью, за ближних. 584 При этом люди уподобляются Богу именно совершенством любви к ближнему, собственно излиянием ( περεκβλζειν) своего человеколюбия, простирающегося до пожертвования самой жизнью. 585 Только некоторым, в виде исключения, не поставлено в обязанность подавать милостыню. 586

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

564 Markschies Ch. Neue Forschungen. S. 597–598: «Ungeprüft darf hier kaum ein Satz als Zeugnis einer Kirchenordnung des dritten Jahrhunderts genommen werden». 567 Budde A. Improvisation in Eucharistiegebet»; Fenwick J. R. K. Fourth CenturyAnaphoral Construction Techniques//Grove Liturgical Studies. 45. Nottingham, 1986. 569 Botte; Cuming G. J. Hippolytus: A Text for Students//Grove Liturgical Studies. 8. Bramcote, 1976. P. 10. 572 Loc. cit. и Апост. пост. II, 39,6//SC 320, 268, которые сохранили параллельный греческий текст отрывка в Дидаск. II, 39, 6, ныне сохранившейся только на сирском языке: Didascalia apostolorum syriacae/Legarde de P.A. (ed.) Leipzig, 1854; репринт Gottingen, 1911. P. 45=Connolly. P. 103; ср. Schwartz V, 307–310. 577 La lettre du pape Innocent 1er à Décentius de Gubbio (19 mars 416)/Cabié R. (ed.). Texte critique, traduction et commentaire//Bibliothèque de la Revue d " Histoire Ecclésiastique. Fasc. 58. Louvain, 1973. P. 22, строки 44–52; и комментарий Каби (Cabié R. (ed.) P. 40–44.) 578 Liber Sacramentorum Romanae Aecclesia ordinis anni circuii (Cod. Vat. Reg. lat 316 (Sacramentarium Gelasianum)/Mohlberg L. Eizenhöfer L, Seffrin P. (eds.)//Rerum ecclesiasticarum documenta. Series maior. Fontes 4. Rome, 1960. Строки 195,197. О датировке и других характеристиках этого памятника см. Vogel C. Medieval Liturgy. An Introduction to the Sources. Washington (DC), 1981. P. 64–70. 579 Vie de Sainte Melanie//SC. Vol. 90. Paris, 1962. P. 262–265; английский перевод: The Life of Melania the Younger. Introduction, Translation, and Commentary by Elizabeth A. Clark//Studies in Women and Religion. Vol. 14. New York/Toronto, 1984. P. 79. 581 О датировки смерти Мосха см. Follieri E. Dove e quando mori Giovanni Mosco?//RSBN n.s. 25. 1988. P. 3–39. 585 Здесь, конечно, идет речь о евхаристической молитве или анафоре см. об этом прим. 113–114 и Taft R.F. The Great Entrance. P. 347, прим. 146, 360–364; Parenti S. Nota sull " impiego del termine ΠΡΟΣΚΟΜΙΔΗ nell " Eucologio Barberini gr. 336 (VIII sec.)//EL. 103. 1989. P. 406–417; и недавнее исследование Desprez V. L " eucharistie d " après le Pseudo-Macaire et son arrière-plan syrien//EOr. 7. 1990. P. 191–222, здесь 211.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

564. Слав. неприложит, пользуемся синод. переводом. 565. Гр. γνφος — буря, вихрь; слав. примрак, это значение здесь неуместно. 566. Т. е. Господь. 567. Слав. бежаниемъ побежит, от вихря, направленнаго на него Господом. 568. Как Премудрость, в Притчах Соломона (1, 26), радуется погибели грешников. Олимпиодор. 569. Слав. унесет соотв. у Иеронима trahet, а по гр. συπιε — засвистит (Ос. 4:19). 570. Защищаемая друзьями вторая мысль (22 гл.), — наказание нечестивых, – также признается Иовом и не подлежит спору. 571. Гр. γνεται слав. – бывает, т. е. где оно лежит и отыскивается. 572. Гр. θεν διηθεται — откуда вытекает, т. е. где его жилы находят, очищают от примесей и вынимают на свет. 573. См. прим. к 1 ст. 574. Т. е. человек. 575. Гр. ταξιν — слав. чин, синод. предел, т. е. сокращает темныя места внутри земли, освещая ихъ светильниками при добывании руды. 576. Букв. с гр.: камень, тьма, тень смертная. 577. Так, в темноте и воде добывается золото в глубин земли. Олимпиодор. 578. σαλεθησαν — подвигошася. Может быть, разумеются преступники, осужденные на тяжкую подземную работу рудокопов. 579. Слав. ест нет соотв. чтения. 580. Гр. στραφη — вращается. Может быть вулканы разумеются или серные источники (Олимпиодор), а может быть указывается на то, что земля бывает изрыта внизу родокопами. Dillmann. 1. с. 240 s. 581. Ατ — т. е. τπΣ — места. 582. Гр. ιο λαζνων — сыны величавых. По Олимп. (и парал. м. 41, 26) звери дикие и страшные; так и евр. текст понимают толковники. Dillmann 1. с. 241 s. 583. В синод. гранит. 584. Слав. мой соотв. ват. μου, а в алекс. ατο, т. е. человека-рудокопа. 585. Т. е. драгоценности, добытыя въ глубине земли и моря и ставшия собственностью человека. 586. Слав. сокровище соотв. по гр. συγκλεισμς — букв. запор. Но контекст и древнее толкование (у Августина: avrum inclusum idest thesavrus, у Иеронима: avrum consulum) побуждали видеть здесь указание на дорогие предметы, „запираемые“, находящиеся под запором и в сокровищницах. Этим соображением, вероятно, и руководились в своем перифразе слав. переводчики: отступили от буквы, но дали ясную мысль.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Поэтому, скажем, объяснение византийского или свойственного нашему веку сопряжения имперской или вообще государственной идеи с идеей христианской через обязательное указание осуществленыой при этом «медиации платонически окрашенного символизма» (см. там же. С. 119) было бы для Лосева в принципе верным, но вместе с тем и неполным. Здесь он оговорил бы частный — языческий — характер такого «платонически окрашенного символизма», ведущего к описываемому сопряжению идей, в противоположность христианскому платоническому символизму, такого сопряжения не допускающему. Соответственно, с лосевской моделью несовместима и «догадка о связи... между политической идеологией ранневизан-тийской державы — η теорией символа у Псевдо-Дионисия Ареопагита...» (там же. С. 238). 578. Хоружий С. С. Диптих безмолвия. С. 112. 579. Лосский В. Н. Указ. соч. С. 74 . 580. Вейль Г. О символизме математики и математической физики//Вейль Г Математическое мышление. М., 1989. С. 68. 581. В ссылках на настоящий том указываются только страницы. 582. Письма из лагеря и в лагерь (1931 — 1933)//Лосев А. Ф. Жизнь. СПб., 1933. С. 367, 373, 374, 383; косвенные данные — с. 385, 398, 402, 412. 583. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития Кн. 1. М., 1992. С. 502. 584. Заметим, что в XIV книге «Метафизики» содержится шесть глав, в XIII " · десять. Последних первоначально вполне могло быть девять (давно известное наблюдение — его приводит и А. Ф. Лосев, см. 685 — о каком-то неуклюжем и почти дословном повторении в 4-й и 5-й главах ХШ книги содержания из книги I), а тогда главы двух книг воспроизводили бы гармоничное Порфириево сочетание. Не было ли это искусственное (но не искусное) увеличение глав своеобразною тайною местью Аристотелю со стороны кого-то из пифагорейцев еще времен Андроника Родосского? 585. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1 С. 513. 586. Там же. С. 514. 587. Там же. С. 536. 588. Там же. С. 537. 589. Уайтхед А. Приключения идей//Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.. 1990. С. 681. 590. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1990· С. 203. 591. См.: Иванов Вяч. Вс. Числа//Мифы народов мира. Энциклопедия. Τ 2. Μ., 1991. С. 629—631. 592. Лосев А. Ф. Философия имени f j Лосев А. Ф. Бытие— имя — космос. М., 1993. С. 616. 593. Свасьян/(. А. Судьбы математики в истории познания нового времени//Вопросы философии. 1989. 12. С. 47. 594. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. I. М., 1988. С. 232—233. 595. См. там же. С. 231. 596. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. Μ., 1969. С. 326, 313. 597. Кантор Георг. Труды по теории множеств. М., 1985. С. 167—169, 248. 598. Текст, используемый для наших формализации, см.: Лосев Α. Φ. Античный космос и современная наука Л. Лосев Α. Φ. Бытие — имя — космос. С. 174—176.

http://predanie.ru/book/72544-dialektika...

Борман A., автор воспоминаний «На Соловках в Страстную седмицу» (1956) 156–157 Бострем Глеб Иванович (1898 – 9 декабря), морской офицер, участник скаутского движения. В августе 1926 г. приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После досрочного освобождения из лагеря в августе 1928 г. сослан в Сибирь. Расстрелян 346, 412 Бострем Иван Федорович (1857 – 2 января 1934), вице-адмирал, отец Г.И. Бострема 412 Брюсов Валерий Яковлевич (1873 – 9 октября 1924), писатель 24 Букреева Ольга, заключенная участница скаутского движения, героиня романа Б.Л. Солоневича 453–455,458–459,473477, 480, 483–484, 492–504, 508–509, 519–524, 528–538, 541–543, 550–577, 579–589 Булавин Кондратий Афанасьевич (ок. 1660–1708), предводитель крестьянского восстания 525 Буяич Вера Сергеевна (1898 – 21 июля) поэтесса 28 Булыгин Александр Дмитриевич (1902– 1986), арестован в мае 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Автор воспоминаний «Быль Соловецкая» (рукопись) 84 Бунин Иван Алексеевич (1870 – 8 ноября 1953), поэт 21 Быстров-Гаррах, см. Корнев В., ссыльный доктор 242 Вадбольский Авенир Авенирович (1898 – 18 ноября 1930), князь. Арестован в 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 152 Валя, литературный персонаж 25 Ванька-Пугач, заключенный уголовник 361–362 Варсонофий, почивший соловецкий монах, герой романа Б.Л. Солоневича 448–453, 455, 462, 470, 480–481, 484, 500–501, 516, 518, 585 Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870 – 7 февраля 1930), священномученик, епископ Прилукский. Арестован в сентябре 1926 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После досрочного освобождения из лагеря в октябре 1929 г. сослан в Иркутскую область. Расстрелян 261, 263 Василий, заключенный участник скаутского движения, санитар 375, 383, 393 Васильев, заключенный полковник 327 Василько, охранник 495 Васьков Родион Иванович (1891–1961), в сентябре 1923 г. по собственному желанию откомандирован на Соловки, где до 1926 г. занимал должность начальника I Кремлевского лагерного отделения. Заместитель начальника УСЛОНа по административной части, затем, до 1930 г. – секретарь УСЛОНа. Арестован в июле 1952 г., приговорен к пяти годам лишения свободы 33, 35, 119, 121, 128, 135–136, 267–268, 328

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010