559 . Св. Апостол Павел и Филон Александрийский//Христиан, чтение. – 1901. – Дек.; 1902. – Янв., февр., авг., нояб., дек. 560 . Св. Киприан, митрополит всея России (1374–1406) как писатель. – М., 1892. – 67 с. 561 . С.-Петербургская Духовная Академия во времена студенчества там Патриарха Варнавы. – Сремски Карловцы, 1936. 562 . Светлой памяти друга России и русского Православия Ивана Васильевича Биркбека. – Киев: Тип. «Петр Барский», 1917. – 32 с. 563 . Свобода и необходимость: (Против детерминистов). – Харьков: Тип. Окр. штаба, 1888. – 50 с. – Отт. из: Вера и разум. – 1888. 564 . Своеобразная защита Учебного комитета при Св. Синоде: По поводу книги о сем ревизора Д.И. Тихомирова и в связи с вопросом о преобразовании Учебного комитета. – СПб.: Тип. Мон-твида, 1908. – 40 с. 565 . Священник Михаил Васильевич Попов: Некролог. – Вологда: Тип. Губ. правд., 1910. – 54 с, 10 л. ил., портр. 566 . Священное Писание в Духовных Академиях на рубеже двух столетий//Церков. вестник. – 1909. – 50. 567 . Славянская Библия. – София, 1933. 568 . Смысл 34-го Апостольского правила//Богослов, вестник. – 1907. – Июль. – С. 731–751; 1908. – Февр. – С. 396–399. 569 . Теософическое общество и современная теософия//Вера и разум. – 1888. – 8. – С. 555–574. 570 . Учение Книги Премудрости Соломоновой о Божественной Премудрости или Духе по сравнению с Апостольским//Христиан, чтение. – 1904. – Май. – С. 615–659. 571 . Учение св. Апостола Павла и апокрифическая иудейская литература//Христиан, чтение. – 1900. – Февр. 572 . Учение св. Апостола Павла и Книги Премудрости Соломоновой о происхождении и характере язычества//Христиан, чтение. – 1905. – Февр. 573 . Учение св. Апостола Павла о грехе, искуплении и оправдании//Христиан, чтение. – 1898. – Март. – С. 301–343; Апр. – С. 471–516; Май. – С. 629–666; Июнь. – С. 793–840. 574 . Учение св. Апостола Павла о добрых и злых духах//Христиан, чтение. – 1900. – Янв. 575 . Учение св. Апостола Павла о загробной жизни и воскресении мертвых//Христиан, чтение. – 1888. – Янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

558 Говорим так потому, что далее следует чин принятая еретиков, значит, – последование совершенно другого характера. Чин в этом памятнике надписывается именем Иоанна мниха (См. прилож. отд. III). 559 Служебн., ркп. (XVI в.) библ. Троице-Серг. лавры 226, л. 183–195 об. (См. прилож. отд. III). 560 Служебн. с требн., ркп. (XV в.) собр. Невоструева 2, л. 317–330. Последние молитвы, однако, положено здесь произносить тотчас по исповеди, хотя надписание над первою осталось обычное. 561 Служебн. с требн. ркп. (XVI в.) Соф. библ. 869, л. 117–123 об. (надписание «чин покаянию»). Молитвы по-исповедные имеют одну цельную нумерацию; Требн., ркп. (XVII в.) Императ. Публ. библ. 625 (Q. I), л. 145–158 об. 562 Требн., ркп. (XVII в.) собр. Погодина 306, л. 15–29. Чин не имеет начала и сохранился прямо с половины молитвы «Господи, преклонивый небеса»… 565 Требн., ркп. (XVII в.). Соф. библ. л. 45–84 об. Понимание молитвы «Величая, возвеличу тя»... за ся», встречаемое единственный раз только здесь, надо заметить, – самое правильное. 567 Эта молитва в таком случае занимала центральное положение, а обычный порядок основных псалмов и молитв – при этом значительно нарушался. 568 Служебн. с требн., ркп. (XV в.) Соф. библ. 836, л. 204–205 об. К концу чина сюда присоединены с надписанием «а се молитвы комка т хотяще, рекше причаст ити.» – «Господи., нсмь достоинъ»... и «Господь премилостивый да ущедритъ тя»... См. прилож. отд. III. 570 Среди вводных в только что цитированный список статей, одно из многих здесь поновлений надписывается, между прочим, таким образом: «Чи н грхо в никыфора патриарха Цариграда князе м и вельможа м и всякому роду и всякой б г.обоязливой души и ка к подобает кающа а. поновити или пре ж иное (Ibid. л. 18–22). Это – то самое надписание, которое г. Дмитриевский понимает, как надписание целого исповедного чина. (См. его «О богослужении Русской церкви в XVI в.», ч. I, Каз. 1884, стр. 323). 571 Служебн., ркпп. (нач. XVI в.) Соф. библ. 576, л. 95 об.–110. Молитвы надписаны «мол. разршити исповдника», но положены тотчас по исповеди (и имеют общую нумерацию).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

См. коммент. В настоящее время историки склоняются к мнению, что Ростовская епархия скорее всего была основана в конце 60-х или в 70-е гг. XI в. и что первым Ростовским епископом был святитель Леонтий (Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 1913. С. 139; Poppe A. Pañstwo i Ko?sci?o³ na Rusi w XI wieku. Warszawa, 1968. S. 180–187; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989. С. 46–47). Последующая наука не разделила взгляд митр. Макария на св. Авраамия Ростовского как на современника св. Владимира. Согласно наиболее вероятной точке зрения, он подвизался ближе к кон. XI в. (см., например: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 26–38; Титов А. А. Житие прп. Авраамия Ростовского//Христианин. 1908. 8. С. 559–570); согласно другим — в 80-е г. XIV в. (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. 2-е изд. М., 1904. Т. 1. 2-я пол. С. 763–775). Древнейшая, первая, редакция жития не содержит сведений о юных годах прп. Авраамия, на которые ссылается владыка Макарий; они появляются лишь во второй редакции, которая едва ли могла возникнуть ранее XVI в. (Буланина Т. М. Житие Авраамия Ростовского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 237–239). В позднейшей науке все-таки утвердилась точка зрения, согласно которой г. Владимир на Клязьме был основан Владимиром Мономахом, вероятно, в 1108 г. (Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951. С. 182–183; Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 72; Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. М., 1987. С. 20–21). Здесь и далее митр. Макарий связывает возникновение христианства и церковной организации в Тмутаракани с Крещением Руси. Это неверно, так как Тмутаракань к моменту крещения св. Владимира являлась кафедрой титулярных архиепископов, непосредственно подчиненных Константинопольским патриархам, а ранее была епископией, входившей в Крымскую митрополию с центром в Дори (Mьller L.

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

   Николай святитель 281, 284    Никулица Дельфин 507    Нил 25, 36, 264, 265, 551, 552, 621    Нин 376, 607    Ниоба 433, 630    Нихольсон Р. 572    Новат 199, 279, 527    Ной 54    Оболенский Д. 621    Одиссей 113, 444    Одо Арпин 578    Одо Добрый 571    Октавиан Август 480    Оман Ч. 573    Опос, см. Константин Опос    Ордерик Виталий 455, 461, 472, 491, 495, 502, 587, 600, 601, 606    Орест 91, 470, 503, 600, 605, 606    Ориген 551    Орландос А. 514    Орфей 56    Остер Е. 9, 48, 457, 616    Острогорский Г. 6, 9, 556, 558    Павел, апостол 457    Павел, основатель павликианства 395, 515    Павел Римлянин 372    Паламед 60, 94, 444    Палеолог, см. Георгий Палеолог    Палеолог, см. Никифор Палеолог    Палеологи 468    Панукомит, см. Никита Панукомит    Пападимитриу С. 450, 466, 534, 594, 601, 618, 619    Пападопуло-Керамевс А. 545    Папахрисанту Д. 592, 593    Параскевиот 421    Пасхалий II, папа 581, 587, 595    Патрокл 119, 133, 266, 476    Пеаний, см. Демосфен Пегас 153    Пенелопа 113, 473    Пер, жупан 372    Перикл 119    Перихит 314    Петр, апостол 279, 457    Петр I, царь болгарский Петр Алифа 28, 152, 165, 305, 349, 372, 498, 575    Петр Варфаломей 576    Петр Диакон 461, 495    Петр Контарини 183, 518    Петр из Бизиньяно 454    Петр Пустынник, Кукупетр 275—279, 283, 306, 559—562, 570, 576    Петр Торник 72, 450    Петров А. 538    Пецей 304, 322    Пигасий 287    Пилад 91, 470    Пиндар 392, 530    Пиренис А. 535    Пирошка, Ирина 589, 605    Пирр, см. Георгий Пирр    Пирр, Эпирский царь 140, 491    Пирр, Заррад Фируз 574    Питика 407    Пифагор 588    Пич И. 555    Платон 18, 34, 37, 53, 173, 174, 186, 265, 330, 395, 437, 612    Плотин 612    Плутарх 18, 437, 530, 568    Полемон 265, 392, 552    Полибий 18, 438, 454    Поликлет 43, 121, 362, 477    Полозова Н. 532    Понс 609    Порфирий 18, 174, 395, 512, 612    Посейдон 513    Принципат (Ричард Принчита?) 349, 599    Прицак О. 535    Продром, см. Феодор Продром    Прокл 174, 512    Псевдо-Кодин 618

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

менее значительных каменных построек. Если отождествление этого комплекса с обителью св. Даниила верно, то известно, что игумен монастыря Агафон ок. 565 г. участвовал в составлении письма 20 настоятелей монофизитских обителей Сирии в К-поль по вопросу об избрании Павла из Бет-Уккаме в патриархи Антиохии. Т. о., мон-рь в это время входил в число важнейших монофизитских монашеских центров в стране. В 567 и 569 гг. тот же игумен подписал соборные определения Сирийской яковитской Церкви по вопросу о ереси тритеизма. Согласно записи в рукописи Vat. syr. 112 (собрание творений прп. Ефрема Сирина), 20 февр. 552 (или 551) г. переписчик Варлаха из Эдессы завершил работу над этой рукописью по заказу данного мон-ря. Дар-Кита (    ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 88-91; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1088-1089), позднеантичное поселение средних размеров в сев. части плато Бариша; начало развиваться со II в. Сохранилось неск. надписей владельцев домов II-VI вв. Атрибуция нек-рых из этих зданий как общественных остается спорной. Начальный период присутствия христиан в селении зафиксирован в надписях неких Флавия Евсевия и его жены из Александрии, названных христианами (339/40 и 355). В Дар-Ките 3 больших христ. храма. В сев.-вост. части селения хорошо сохранилась большая 3-нефная базилика. Согласно надписи 418 г., она была посвящена святым Павлу и Моисею и построена архит. Маркианом Киром во время служения свящ. Диодора. В 515/6 (или 615/6) г. к базилике были пристроены баптистерий и мавзолей, к западу от базилики располагался странноприимный дом (пандохион). В зап. части селения находилась вторая 3-нефная базилика (VI в.) с прямоугольной алтарной апсидой, посвященная, вероятно, Св. Троице. Третья подобная базилика в вост. части селения была построена в 537 г. и посвящена св. Сергию. На ее портале сохранилась обстоятельная греч. надпись, в к-рой указано, что в 566/567 г., в правление имп. Юстина II (565-578) и при предстоятельстве Антиохийского патриарха Анастасия I Синаита (559-570, 593-598), базилика была обновлена стараниями священников Иоанна, Даниила, Вакха и Ралмия (?).

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Корнилий (Попов), бывш. обн. архиепископ, митрополит 52, 218, 219, 256, 309, 318, 350, 418, 420, 441, 550, 576–578, 585, 587, 592, 593, 805–808 Корнилий (Соболев), архиепископ 43 Корнилий, епископ Горьковский см. Корнилий (Попов), митрополит Корнилий, епископ Сумской см. Корнилий (Попов), митрополит Корнилий, митрополит см. Корнилий (Попов), митрополит Королев, осуждённый по петроградскому процессу 251 Королёв В. А., автор соч. 720 Кравецкий Александр Геннадьевич, историк 22, 23 Крамаренко П. студентка Московской обн. Богословской академии 482 Красиков П. А., зам. наркома юстиции, заведующий VIII (V) Отделом НКЮ 72, 345, 984 Красницкий Владимир Дмитриевич, протоиерей, впоследствии обновленческий «протопресвитер всея России» 9, 27, 31, 34, 70, 73, 74, 79, 80, 82, 101, 104, 107, 110, 115, 119, 209, 212, 220, 223, 224, 231, 232, 235–239, 247, 252–254, 265, 267, 271, 272, 276, 278, 282, 283, 285, 302, 307, 312, 313, 317, 318, 330, 331, 335, 341, 346, 347, 351, 360, 365, 366, 368–372, 390, 987 Краснов псевдоним Левитина Анатолия Эммануиловича Краснов-Левитин Анатолий Эммануилович, церковный писатель 9, 10–15, 23, 27, 31–35, 47, 50, 52–54, 57, 58, 63, 550, 609, 987–988, 989 Красотин Павел Н., обн. протоиерей, член ВЦУ 70, 79, 80, 97, 125, 126, 218, 222, 243, 285, 286, 352, 353, 402, 419, 422, 429, 436, 441, 442, 461, 462, 464, 465, 473, 482, 501, 524 Кремлевский Петр, петрофадский священник 155–159, 161, 228, 1002 Кривошеева Наталия Александровна, церковный историк 610, 1013 Криптон Константин, автор соч. 15, 26 Крылов, обн. священник Орловской епархии 103 Крюднер 140 Ксения Александровна, вел. княгиня 111 Кубриков Феодот, обн. протоирей г. Тулы 570 Кудрявцева Евгения, осужденная по петроградскому процессу 251 Кузнецов Аркадий Ильич, автор соч. 10–13, 52, 129–131 Кузнецов Е. И., крестьянин Владимирской епархии 419 Кузнецов Иван, обн. псаломщик Оренбургской епархии 242 Кузнецов Михаил, обн. протоиерей 557–559, 573 Кузнецов Николай Дмитриевич , проф. 154, 155, 193, 224, 523, 1001–1002

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Далее святой патриарх Каллист подробно остановился на нарушениях в таинстве крещения. Он указал, что крещение, совершаемое в одно, а не в три погружения или через обливание, есть “дело незаконное и исполненное нечестия” с. 559]. Кроме того, патриарх Каллист отметил еще одно нарушение, которое совершалось в Болгарской Церкви. При миропомазании крещаемых употреблялось миро, взятое от мироточных мощей святого славного великомученика Димитрия или святого Варвара с. 943], вместо мира, предписанного церковным таинством. Патриарх напомнил, что помазание крещаемого святым миром, узаконенное Православной Церковью, “совершенствует его и укрепляет в исповедании веры... не помазуемый составом такого мира пребывает несовершенным и неутвержденным в добре, потому что, будучи непричастен сего чувственного благоухания, он лишается и богоначального оного благоухания, и Божественной пищи” с. 570]. Священник же, отступающий от канонических постановлений относительно крещения и миропомазания, “как явно отметающий Церковное Предание, — предупреждает патриарх Каллист, — не знаю, какой ответ даст Богу в день суда или как избегнет наказания за столь тяжкие прегрешения против веры” с. 571]. Позаботиться от лица синода об исправлении погрешностей при совершении таинства крещения патриарх Каллист уполномочил святых Феодосия и Романа Тырновских. “Поелику же в Церкви Болгарской не бывает составления и освящения святого мира, а по преданию совершается оно в нашей святейшей Великой Церкви Божией, то надлежит им (болгарским архиереям и священникам. — И. П.) во время святыя четыредесятницы, — писал святой, — присылать сюда (в Константинополь. — И. П.) благоговейных иереев, кои после приличного освящения взяли бы великое сие и божественное миро для печатления крещаемых” [цит. по: 36, с. 944]. Увещание к Болгарской Церкви было написано патриархом Каллистом от имени Собора архиереев, проходившего тогда в Константинополе, и послано в Тырново “к честнейшему в священноиноцех кир Феодосию и честнейшему в иноцех кир Роману, к прочим священникам”, под которыми нужно подразумевать единомышленников патриарха преподобных Феодосия и Романа Тырновских с. LVIII; ср.: 4, с. 160].

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=111...

551 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 163165. 553 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 6. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 554 Антоний (Синькевич), архим. Письмо игум. Никону 28.09.1945. Архив РДМ. Д. 225-н «Архимандрит Никон». 555 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 3. 557 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 162, 165. 559 Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 162. 561 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 7. 562 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской П равославной Зарубежной Церкви. С. 169170. 563 См.: Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей 25 апреля (8 мая) 1946. Церковная жизнь. 1947. 34. С. 15. 564 См.-.Аверкий, архиеп. К столетию со дня рождения. Блаженнейший митрополит Анастасий. Церковная жизнь. 1973. 57. С. 48. 565 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 67. 566 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 173. 567 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 7. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»), К. 1. 568 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 2. С. 56. 569 См.: Положение о правах и обязанностях преосвященных, управляющих отдельными викариатствами в Германии. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 23. 570 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 2. С. 4. 571 См.: Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции. С. 86, 122, 164, 179.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Клавдианович Флёров (29.08.1870, Н. Новгород - 1918, Васильсурский у. Нижегородской губ.), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Нижегородских святых), свящ. Из семьи диакона. В 1892 г. окончил курс в Нижегородской ДС по 2-му разряду. Служил учителем в Юринском начальном земском уч-ще. В февр. 1895 г. Балахнинским еп. Алексием (Опоцким) рукоположен во диакона, а через неск. месяцев - во иерея. Служил настоятелем храма арх. Михаила с. Семьяны Васильсурского у. Нижегородской губ. В 1896 и 1899 гг. получил благодарности от Васильсурского уездного земского собрания за успешное преподавание Закона Божия. 24 авг. 1897 г. утвержден председателем комитета по постройке деревянной, затем каменной ц. арх. Михаила (действует с 1912) с. Семьяны, за что награжден орденом св. Анны 3-й степени. В дек. 1905 г. выбран депутатом Лысковского окружного духовного училищного совета, 1 янв. 1912 г.- членом благочиннического совета 1-го округа Васильсурского у. Арестован ЧК Васильсурского у. в авг. или сент. 1918 г. во время карательной экспедиции после крестьянского восстания в с. Быковка Васильсурского у., заключен в тюрьму Васильсурска. В тюрьме от И. требовали отречения от священного сана, но он отказался. И. был приговорен к расстрелу. По преданию, перед казнью прочитал над собой отходную молитву. Казнен, погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦА Нижегородской обл. Ф. 570. Оп. 559. Д. 108/1916 г.; Гос. общественно-политический архив Нижегородской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 157. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 193. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/469247.html

   Однако все-таки до персидского и мусульманского завоевания эта трагическая разделенность христианского Востока не препятствовала наличию чувства определенного церковного и имперского единства. Обе стороны прибегали к насилию друг против друга, но обе же питали надежду на обращение своих противников. Эти противоречивые чувства всегда существовали в Константинополе, именно они объясняют многое заведомо непоследовательное в имперской политике, например очевидно противоречивые действия Юстиниана, преследовавшего монофизитов, в то время как Феодора укрывала в своем дворце александрийского «папу» Феодосия. Позже то же самое делали Юстин II и императрица София. В действительности императоры и императрицы сознательно распределяли роли, но никогда не возникало никаких сомнений в принадлежности Феодоры и Софии, а также их мужей-императоров к официальной халкидонской Церкви. Подобную же двойственную позицию занимали и некоторые церковные руководители, и не только в период «Энотикона» (Петр Монг, Акакий), но и позже. Халкидонские патриархи, Иоанн Схоластик Константинопольский (565—577) и Анастасий I Антиохийский (559—569), председательствовали на собраниях противоположных монофизитских партий, пытаясь примирить их. Другие руководители официального православия-Иоанн Постник Константинопольский (582—595), Иоанн IV Александрийский (570—581)-высоко оценивались монофизитскими историками Иоанном Эфесским и Иоанном Никийским за их подвижническую жизнь, благочестие и терпимость к несогласным. Более того, есть и другой признак того, что ни одна из сторон еще не признавала реальности окончательного раскола. Петр Ивер, твердый монофизит, продолжал почитаться халкидонитами-грузинами как святой подвижник. Император Маврикий, менее чем его предшественники и преемники шедший на компромиссы с нехалкидонитами, вспоминается монофизитом Иоанном Эфесским как «боголюбивый» император и почитается как святой монофизитами-сирийцами. Кроме того, халкидонский Александрийский патриарх Иоанн Милостивый (612—617) внесен как святой в коптские и эфиопские календари.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010