559 . Св. Апостол Павел и Филон Александрийский//Христиан, чтение. – 1901. – Дек.; 1902. – Янв., февр., авг., нояб., дек. 560 . Св. Киприан, митрополит всея России (1374–1406) как писатель. – М., 1892. – 67 с. 561 . С.-Петербургская Духовная Академия во времена студенчества там Патриарха Варнавы. – Сремски Карловцы, 1936. 562 . Светлой памяти друга России и русского Православия Ивана Васильевича Биркбека. – Киев: Тип. «Петр Барский», 1917. – 32 с. 563 . Свобода и необходимость: (Против детерминистов). – Харьков: Тип. Окр. штаба, 1888. – 50 с. – Отт. из: Вера и разум. – 1888. 564 . Своеобразная защита Учебного комитета при Св. Синоде: По поводу книги о сем ревизора Д.И. Тихомирова и в связи с вопросом о преобразовании Учебного комитета. – СПб.: Тип. Мон-твида, 1908. – 40 с. 565 . Священник Михаил Васильевич Попов: Некролог. – Вологда: Тип. Губ. правд., 1910. – 54 с, 10 л. ил., портр. 566 . Священное Писание в Духовных Академиях на рубеже двух столетий//Церков. вестник. – 1909. – 50. 567 . Славянская Библия. – София, 1933. 568 . Смысл 34-го Апостольского правила//Богослов, вестник. – 1907. – Июль. – С. 731–751; 1908. – Февр. – С. 396–399. 569 . Теософическое общество и современная теософия//Вера и разум. – 1888. – 8. – С. 555–574. 570 . Учение Книги Премудрости Соломоновой о Божественной Премудрости или Духе по сравнению с Апостольским//Христиан, чтение. – 1904. – Май. – С. 615–659. 571 . Учение св. Апостола Павла и апокрифическая иудейская литература//Христиан, чтение. – 1900. – Февр. 572 . Учение св. Апостола Павла и Книги Премудрости Соломоновой о происхождении и характере язычества//Христиан, чтение. – 1905. – Февр. 573 . Учение св. Апостола Павла о грехе, искуплении и оправдании//Христиан, чтение. – 1898. – Март. – С. 301–343; Апр. – С. 471–516; Май. – С. 629–666; Июнь. – С. 793–840. 574 . Учение св. Апостола Павла о добрых и злых духах//Христиан, чтение. – 1900. – Янв. 575 . Учение св. Апостола Павла о загробной жизни и воскресении мертвых//Христиан, чтение. – 1888. – Янв. |
558 Говорим так потому, что далее следует чин принятая еретиков, значит, – последование совершенно другого характера. Чин в этом памятнике надписывается именем Иоанна мниха (См. прилож. отд. III). 559 Служебн., ркп. (XVI в.) библ. Троице-Серг. лавры 226, л. 183–195 об. (См. прилож. отд. III). 560 Служебн. с требн., ркп. (XV в.) собр. Невоструева 2, л. 317–330. Последние молитвы, однако, положено здесь произносить тотчас по исповеди, хотя надписание над первою осталось обычное. 561 Служебн. с требн. ркп. (XVI в.) Соф. библ. 869, л. 117–123 об. (надписание «чин покаянию»). Молитвы по-исповедные имеют одну цельную нумерацию; Требн., ркп. (XVII в.) Императ. Публ. библ. 625 (Q. I), л. 145–158 об. 562 Требн., ркп. (XVII в.) собр. Погодина 306, л. 15–29. Чин не имеет начала и сохранился прямо с половины молитвы «Господи, преклонивый небеса»… 565 Требн., ркп. (XVII в.). Соф. библ. л. 45–84 об. Понимание молитвы «Величая, возвеличу тя»... за ся», встречаемое единственный раз только здесь, надо заметить, – самое правильное. 567 Эта молитва в таком случае занимала центральное положение, а обычный порядок основных псалмов и молитв – при этом значительно нарушался. 568 Служебн. с требн., ркп. (XV в.) Соф. библ. 836, л. 204–205 об. К концу чина сюда присоединены с надписанием «а се молитвы комка т хотяще, рекше причаст ити.» – «Господи., нсмь достоинъ»... и «Господь премилостивый да ущедритъ тя»... См. прилож. отд. III. 570 Среди вводных в только что цитированный список статей, одно из многих здесь поновлений надписывается, между прочим, таким образом: «Чи н грхо в никыфора патриарха Цариграда князе м и вельможа м и всякому роду и всякой б г.обоязливой души и ка к подобает кающа а. поновити или пре ж иное (Ibid. л. 18–22). Это – то самое надписание, которое г. Дмитриевский понимает, как надписание целого исповедного чина. (См. его «О богослужении Русской церкви в XVI в.», ч. I, Каз. 1884, стр. 323). 571 Служебн., ркпп. (нач. XVI в.) Соф. библ. 576, л. 95 об.–110. Молитвы надписаны «мол. разршити исповдника», но положены тотчас по исповеди (и имеют общую нумерацию). |
См. коммент. В настоящее время историки склоняются к мнению, что Ростовская епархия скорее всего была основана в конце 60-х или в 70-е гг. XI в. и что первым Ростовским епископом был святитель Леонтий (Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 1913. С. 139; Poppe A. Pañstwo i Ko?sci?o³ na Rusi w XI wieku. Warszawa, 1968. S. 180–187; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989. С. 46–47). Последующая наука не разделила взгляд митр. Макария на св. Авраамия Ростовского как на современника св. Владимира. Согласно наиболее вероятной точке зрения, он подвизался ближе к кон. XI в. (см., например: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 26–38; Титов А. А. Житие прп. Авраамия Ростовского//Христианин. 1908. 8. С. 559–570); согласно другим — в 80-е г. XIV в. (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. 2-е изд. М., 1904. Т. 1. 2-я пол. С. 763–775). Древнейшая, первая, редакция жития не содержит сведений о юных годах прп. Авраамия, на которые ссылается владыка Макарий; они появляются лишь во второй редакции, которая едва ли могла возникнуть ранее XVI в. (Буланина Т. М. Житие Авраамия Ростовского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 237–239). В позднейшей науке все-таки утвердилась точка зрения, согласно которой г. Владимир на Клязьме был основан Владимиром Мономахом, вероятно, в 1108 г. (Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951. С. 182–183; Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 72; Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. М., 1987. С. 20–21). Здесь и далее митр. Макарий связывает возникновение христианства и церковной организации в Тмутаракани с Крещением Руси. Это неверно, так как Тмутаракань к моменту крещения св. Владимира являлась кафедрой титулярных архиепископов, непосредственно подчиненных Константинопольским патриархам, а ранее была епископией, входившей в Крымскую митрополию с центром в Дори (Mьller L. |
Николай святитель 281, 284 Никулица Дельфин 507 Нил 25, 36, 264, 265, 551, 552, 621 Нин 376, 607 Ниоба 433, 630 Нихольсон Р. 572 Новат 199, 279, 527 Ной 54 Оболенский Д. 621 Одиссей 113, 444 Одо Арпин 578 Одо Добрый 571 Октавиан Август 480 Оман Ч. 573 Опос, см. Константин Опос Ордерик Виталий 455, 461, 472, 491, 495, 502, 587, 600, 601, 606 Орест 91, 470, 503, 600, 605, 606 Ориген 551 Орландос А. 514 Орфей 56 Остер Е. 9, 48, 457, 616 Острогорский Г. 6, 9, 556, 558 Павел, апостол 457 Павел, основатель павликианства 395, 515 Павел Римлянин 372 Паламед 60, 94, 444 Палеолог, см. Георгий Палеолог Палеолог, см. Никифор Палеолог Палеологи 468 Панукомит, см. Никита Панукомит Пападимитриу С. 450, 466, 534, 594, 601, 618, 619 Пападопуло-Керамевс А. 545 Папахрисанту Д. 592, 593 Параскевиот 421 Пасхалий II, папа 581, 587, 595 Патрокл 119, 133, 266, 476 Пеаний, см. Демосфен Пегас 153 Пенелопа 113, 473 Пер, жупан 372 Перикл 119 Перихит 314 Петр, апостол 279, 457 Петр I, царь болгарский Петр Алифа 28, 152, 165, 305, 349, 372, 498, 575 Петр Варфаломей 576 Петр Диакон 461, 495 Петр Контарини 183, 518 Петр из Бизиньяно 454 Петр Пустынник, Кукупетр 275—279, 283, 306, 559—562, 570, 576 Петр Торник 72, 450 Петров А. 538 Пецей 304, 322 Пигасий 287 Пилад 91, 470 Пиндар 392, 530 Пиренис А. 535 Пирошка, Ирина 589, 605 Пирр, см. Георгий Пирр Пирр, Эпирский царь 140, 491 Пирр, Заррад Фируз 574 Питика 407 Пифагор 588 Пич И. 555 Платон 18, 34, 37, 53, 173, 174, 186, 265, 330, 395, 437, 612 Плотин 612 Плутарх 18, 437, 530, 568 Полемон 265, 392, 552 Полибий 18, 438, 454 Поликлет 43, 121, 362, 477 Полозова Н. 532 Понс 609 Порфирий 18, 174, 395, 512, 612 Посейдон 513 Принципат (Ричард Принчита?) 349, 599 Прицак О. 535 Продром, см. Феодор Продром Прокл 174, 512 Псевдо-Кодин 618 |
менее значительных каменных построек. Если отождествление этого комплекса с обителью св. Даниила верно, то известно, что игумен монастыря Агафон ок. 565 г. участвовал в составлении письма 20 настоятелей монофизитских обителей Сирии в К-поль по вопросу об избрании Павла из Бет-Уккаме в патриархи Антиохии. Т. о., мон-рь в это время входил в число важнейших монофизитских монашеских центров в стране. В 567 и 569 гг. тот же игумен подписал соборные определения Сирийской яковитской Церкви по вопросу о ереси тритеизма. Согласно записи в рукописи Vat. syr. 112 (собрание творений прп. Ефрема Сирина), 20 февр. 552 (или 551) г. переписчик Варлаха из Эдессы завершил работу над этой рукописью по заказу данного мон-ря. Дар-Кита ( ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 88-91; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1088-1089), позднеантичное поселение средних размеров в сев. части плато Бариша; начало развиваться со II в. Сохранилось неск. надписей владельцев домов II-VI вв. Атрибуция нек-рых из этих зданий как общественных остается спорной. Начальный период присутствия христиан в селении зафиксирован в надписях неких Флавия Евсевия и его жены из Александрии, названных христианами (339/40 и 355). В Дар-Ките 3 больших христ. храма. В сев.-вост. части селения хорошо сохранилась большая 3-нефная базилика. Согласно надписи 418 г., она была посвящена святым Павлу и Моисею и построена архит. Маркианом Киром во время служения свящ. Диодора. В 515/6 (или 615/6) г. к базилике были пристроены баптистерий и мавзолей, к западу от базилики располагался странноприимный дом (пандохион). В зап. части селения находилась вторая 3-нефная базилика (VI в.) с прямоугольной алтарной апсидой, посвященная, вероятно, Св. Троице. Третья подобная базилика в вост. части селения была построена в 537 г. и посвящена св. Сергию. На ее портале сохранилась обстоятельная греч. надпись, в к-рой указано, что в 566/567 г., в правление имп. Юстина II (565-578) и при предстоятельстве Антиохийского патриарха Анастасия I Синаита (559-570, 593-598), базилика была обновлена стараниями священников Иоанна, Даниила, Вакха и Ралмия (?). |
Корнилий (Попов), бывш. обн. архиепископ, митрополит 52, 218, 219, 256, 309, 318, 350, 418, 420, 441, 550, 576–578, 585, 587, 592, 593, 805–808 Корнилий (Соболев), архиепископ 43 Корнилий, епископ Горьковский см. Корнилий (Попов), митрополит Корнилий, епископ Сумской см. Корнилий (Попов), митрополит Корнилий, митрополит см. Корнилий (Попов), митрополит Королев, осуждённый по петроградскому процессу 251 Королёв В. А., автор соч. 720 Кравецкий Александр Геннадьевич, историк 22, 23 Крамаренко П. студентка Московской обн. Богословской академии 482 Красиков П. А., зам. наркома юстиции, заведующий VIII (V) Отделом НКЮ 72, 345, 984 Красницкий Владимир Дмитриевич, протоиерей, впоследствии обновленческий «протопресвитер всея России» 9, 27, 31, 34, 70, 73, 74, 79, 80, 82, 101, 104, 107, 110, 115, 119, 209, 212, 220, 223, 224, 231, 232, 235–239, 247, 252–254, 265, 267, 271, 272, 276, 278, 282, 283, 285, 302, 307, 312, 313, 317, 318, 330, 331, 335, 341, 346, 347, 351, 360, 365, 366, 368–372, 390, 987 Краснов псевдоним Левитина Анатолия Эммануиловича Краснов-Левитин Анатолий Эммануилович, церковный писатель 9, 10–15, 23, 27, 31–35, 47, 50, 52–54, 57, 58, 63, 550, 609, 987–988, 989 Красотин Павел Н., обн. протоиерей, член ВЦУ 70, 79, 80, 97, 125, 126, 218, 222, 243, 285, 286, 352, 353, 402, 419, 422, 429, 436, 441, 442, 461, 462, 464, 465, 473, 482, 501, 524 Кремлевский Петр, петрофадский священник 155–159, 161, 228, 1002 Кривошеева Наталия Александровна, церковный историк 610, 1013 Криптон Константин, автор соч. 15, 26 Крылов, обн. священник Орловской епархии 103 Крюднер 140 Ксения Александровна, вел. княгиня 111 Кубриков Феодот, обн. протоирей г. Тулы 570 Кудрявцева Евгения, осужденная по петроградскому процессу 251 Кузнецов Аркадий Ильич, автор соч. 10–13, 52, 129–131 Кузнецов Е. И., крестьянин Владимирской епархии 419 Кузнецов Иван, обн. псаломщик Оренбургской епархии 242 Кузнецов Михаил, обн. протоиерей 557–559, 573 Кузнецов Николай Дмитриевич , проф. 154, 155, 193, 224, 523, 1001–1002 |
Далее святой патриарх Каллист подробно остановился на нарушениях в таинстве крещения. Он указал, что крещение, совершаемое в одно, а не в три погружения или через обливание, есть “дело незаконное и исполненное нечестия” с. 559]. Кроме того, патриарх Каллист отметил еще одно нарушение, которое совершалось в Болгарской Церкви. При миропомазании крещаемых употреблялось миро, взятое от мироточных мощей святого славного великомученика Димитрия или святого Варвара с. 943], вместо мира, предписанного церковным таинством. Патриарх напомнил, что помазание крещаемого святым миром, узаконенное Православной Церковью, “совершенствует его и укрепляет в исповедании веры... не помазуемый составом такого мира пребывает несовершенным и неутвержденным в добре, потому что, будучи непричастен сего чувственного благоухания, он лишается и богоначального оного благоухания, и Божественной пищи” с. 570]. Священник же, отступающий от канонических постановлений относительно крещения и миропомазания, “как явно отметающий Церковное Предание, — предупреждает патриарх Каллист, — не знаю, какой ответ даст Богу в день суда или как избегнет наказания за столь тяжкие прегрешения против веры” с. 571]. Позаботиться от лица синода об исправлении погрешностей при совершении таинства крещения патриарх Каллист уполномочил святых Феодосия и Романа Тырновских. “Поелику же в Церкви Болгарской не бывает составления и освящения святого мира, а по преданию совершается оно в нашей святейшей Великой Церкви Божией, то надлежит им (болгарским архиереям и священникам. — И. П.) во время святыя четыредесятницы, — писал святой, — присылать сюда (в Константинополь. — И. П.) благоговейных иереев, кои после приличного освящения взяли бы великое сие и божественное миро для печатления крещаемых” [цит. по: 36, с. 944]. Увещание к Болгарской Церкви было написано патриархом Каллистом от имени Собора архиереев, проходившего тогда в Константинополе, и послано в Тырново “к честнейшему в священноиноцех кир Феодосию и честнейшему в иноцех кир Роману, к прочим священникам”, под которыми нужно подразумевать единомышленников патриарха преподобных Феодосия и Романа Тырновских с. LVIII; ср.: 4, с. 160]. |
551 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 163165. 553 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 6. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 554 Антоний (Синькевич), архим. Письмо игум. Никону 28.09.1945. Архив РДМ. Д. 225-н «Архимандрит Никон». 555 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 3. 557 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 162, 165. 559 Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 162. 561 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 7. 562 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской П равославной Зарубежной Церкви. С. 169170. 563 См.: Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей 25 апреля (8 мая) 1946. Церковная жизнь. 1947. 34. С. 15. 564 См.-.Аверкий, архиеп. К столетию со дня рождения. Блаженнейший митрополит Анастасий. Церковная жизнь. 1973. 57. С. 48. 565 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 67. 566 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 173. 567 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 7. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»), К. 1. 568 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 2. С. 56. 569 См.: Положение о правах и обязанностях преосвященных, управляющих отдельными викариатствами в Германии. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 23. 570 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 2. С. 4. 571 См.: Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции. С. 86, 122, 164, 179. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Клавдианович Флёров (29.08.1870, Н. Новгород - 1918, Васильсурский у. Нижегородской губ.), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Нижегородских святых), свящ. Из семьи диакона. В 1892 г. окончил курс в Нижегородской ДС по 2-му разряду. Служил учителем в Юринском начальном земском уч-ще. В февр. 1895 г. Балахнинским еп. Алексием (Опоцким) рукоположен во диакона, а через неск. месяцев - во иерея. Служил настоятелем храма арх. Михаила с. Семьяны Васильсурского у. Нижегородской губ. В 1896 и 1899 гг. получил благодарности от Васильсурского уездного земского собрания за успешное преподавание Закона Божия. 24 авг. 1897 г. утвержден председателем комитета по постройке деревянной, затем каменной ц. арх. Михаила (действует с 1912) с. Семьяны, за что награжден орденом св. Анны 3-й степени. В дек. 1905 г. выбран депутатом Лысковского окружного духовного училищного совета, 1 янв. 1912 г.- членом благочиннического совета 1-го округа Васильсурского у. Арестован ЧК Васильсурского у. в авг. или сент. 1918 г. во время карательной экспедиции после крестьянского восстания в с. Быковка Васильсурского у., заключен в тюрьму Васильсурска. В тюрьме от И. требовали отречения от священного сана, но он отказался. И. был приговорен к расстрелу. По преданию, перед казнью прочитал над собой отходную молитву. Казнен, погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦА Нижегородской обл. Ф. 570. Оп. 559. Д. 108/1916 г.; Гос. общественно-политический архив Нижегородской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 157. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 193. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) |
Однако все-таки до персидского и мусульманского завоевания эта трагическая разделенность христианского Востока не препятствовала наличию чувства определенного церковного и имперского единства. Обе стороны прибегали к насилию друг против друга, но обе же питали надежду на обращение своих противников. Эти противоречивые чувства всегда существовали в Константинополе, именно они объясняют многое заведомо непоследовательное в имперской политике, например очевидно противоречивые действия Юстиниана, преследовавшего монофизитов, в то время как Феодора укрывала в своем дворце александрийского «папу» Феодосия. Позже то же самое делали Юстин II и императрица София. В действительности императоры и императрицы сознательно распределяли роли, но никогда не возникало никаких сомнений в принадлежности Феодоры и Софии, а также их мужей-императоров к официальной халкидонской Церкви. Подобную же двойственную позицию занимали и некоторые церковные руководители, и не только в период «Энотикона» (Петр Монг, Акакий), но и позже. Халкидонские патриархи, Иоанн Схоластик Константинопольский (565—577) и Анастасий I Антиохийский (559—569), председательствовали на собраниях противоположных монофизитских партий, пытаясь примирить их. Другие руководители официального православия-Иоанн Постник Константинопольский (582—595), Иоанн IV Александрийский (570—581)-высоко оценивались монофизитскими историками Иоанном Эфесским и Иоанном Никийским за их подвижническую жизнь, благочестие и терпимость к несогласным. Более того, есть и другой признак того, что ни одна из сторон еще не признавала реальности окончательного раскола. Петр Ивер, твердый монофизит, продолжал почитаться халкидонитами-грузинами как святой подвижник. Император Маврикий, менее чем его предшественники и преемники шедший на компромиссы с нехалкидонитами, вспоминается монофизитом Иоанном Эфесским как «боголюбивый» император и почитается как святой монофизитами-сирийцами. Кроме того, халкидонский Александрийский патриарх Иоанн Милостивый (612—617) внесен как святой в коптские и эфиопские календари. |
| |