492 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). С. 633, 634. 494 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). С. 635, 636. 496 Вертеловский И. О заслугах императора Феодосия Великого по отношению к вере и Церкви. С. 55, 56. 498 Вертеловский И. О заслугах императора Феодосия Великого по отношению к вере и Церкви. С. 55, 56. С. 58, 59. 499 Вертеловский И. О заслугах императора Феодосия Великого по отношению к вере и Церкви. С. 55, 56. С. 58, 59. С. 63, 64. 509 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 560. 525 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 563, 564. 528 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 570–573. 559 Олимпиодор Фивянин. Выписки из исторических книг//Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. С. 150, 151. 585 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 596. 588 Феофан Византиец . Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 80, 81. 592 Прокопий Кесарийский. Война с вандалами//Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. Книга 1, глава III, 6, 7. С. 182. 602 Загурский Л.Н. Элементарный учебник римского права. Общая часть. Выпуск I. Харьков, 1897. С. 2, 3. 621

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2810 „Город, который вы называете одряхлевшим, а благочестивый император Гонорий – вечным“ (204 А). 2811 По поводу этого отдела письма Гергенрётер замечает: „что Николай говорит здесь о происхождении и содержании оспариваемых византийцами привилегий римской церкви, принадлежит к лучшему и возвышеннейшему из того, что об этом когда-либо было написано. Со всею решительностью непоколебимого убеждения, со всем мужеством преемника Апостола, который никогда не заискивает благоволения земных владык и сознаёт свои права, со всем величием мощного, в точности соответствующего мысли, подлинно-римского языка, полагает он границы нападкам византийцев“ (I, 570). Бесспорно, вдохновенная речь папы способна произвести сильное впечатление. Однако убедить в правоте его исторических и канонических воззрений она бессильна. Мало предъявить притязания: их нужно обосновать. Этого-то Николай и не сделал, по той простой причине, что сделать этого вообще нельзя. 2812 Privilegia, inquam, istius sedis vel ecclesiae perpetua sunt; divinitus radicata atque plantata sunt; impingi possunt, transferri non possunrt; trabi possunt, evelli non possunt (204 Ep. Cf. ep. Nicolai ad Hermintrudem, Mansi XV, 309 D-E. P. L. 863). 2813 Греки склонны были называть запад страною мрака не только в физическом, но и моральном смысле. Ср. окруж. послание Фотия (Βαλ. σελ. 168; Р. G. CII, 724) и жалобу Энея Парижского (Patr. Lat. 686 В). 2814 Папа намекает на мощи ап. Андрея, перенесенные из Ахаии в К-поль в 356 г.; мог он иметь в виду и мощи Луки и Тимофея. Во всяком случае, и к-польская церковь называлась „апостольской“. Οκονμος κθ′. Hergenröther I, 659. Судя no греческому тексту актов собора 869 г., даже папа Адриан II называл ее апостольской. XVI, 312 Е. 2815 Ср. письмо Николая к галльским епископам от того же 865 г. Mansi XV, 699 А. Р. L. 906 С. – Папа имеет в виду 6 правило Никейского собора, которое на западе еще к Халкидонскому собору пытались фальсифицировать в пользу примата Рима. На халкидонских заседаниях подлог был обличен (Еп. Никодим I, 197). Однако попытки перетолковать канон в интересах папства не прекращались (Richterich 1901. S. 585–588). Смысл канона и сущность споров о его значении изложена у Еп. Никодима, стр. 194 и дал. Ср. П.В. Гидулянов 209. Николай не прав в своем понимании канона; может быть, он имел в виду даже испорченный текст. Richterich, I. с. 586. – На Никейское правило опирался Николай и в своем приговоре по делу Ротада Суасонского. Нужно заметить, что сам Фотий отмечал неправильные ссылки пап ( Феликса III ) на каноны и соборы в целях обоснования притязаний на примат (Συναγωγα κα ποδεξεις, ρωτ. α′, Balττα σελ. 559).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

555 . Поселянин Е. [Погожев Ε. Н.] Иеросхимонах Иоанн, первоначальник Саровский//С.-Петерб. епарх. ведомости. 1996. 16. 38–43. 556 . Поселянин Е. [Погожев Е. Н.] Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. СПб. 1903. изд.: Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. (С новыми сведениями о старце). СПб. 1908. 203. М. 1990; М. 1991. 557 . Преподобный Серафим Саровский //ЖМП 1991. 12. 34–37. 558 . Преподобный Серафим Саровский . М.; Мюнхен 1993. 234, ил. 559 . Преподобный Серафим Саровский и его советы: Сборник. М. 1993. 207. 560 . Преподобный Серафим Саровский : Радость моя: Доброе слово пастыря вступившим па путь духовного устроения. М. 1998. 157. 561 . Приклонский А., свящ. Прозорливость и предсказание о. Серафима, иеромонаха и затворника Саровской пустыни//Странник. 1864. Октябрь. 17. 562 . Радость моя: Сборник статей и исторических материалов, посвященных 90-летию прославления и 160-летию блаженной кончины преп. Серафима Саровского . М.; Саров 1993. 96. 563 . Руди Т. Р. Ранние жития Серафима Саровского : вопросы литературной истории//ТОДРЛ 1999. 51. 427–434. 564 . Сабашникова М. Святой Серафим. М. 1913. 94. 565 . Саровская пустынь и подвижники в ней обитавшие. М. 1904. 104. 566 . Саровская пустынь. Подробное описание пустыни с момента сс основания. М. 1908. 567 . Саровская пустынь. Устав общежительной Саровской пустыни. М. 1897. 568 . Свенцицкий В., прот. Преп. Серафим Саровский . Дивеево 1995. 128. 569 . Святый Серафим, великий подвижник и чудотворец Саровской обители. Одесса 1903. 128. 570 . Серафим, архим. Свети Серафим Саровский . София 1992. 351. 571 . Серафим Саровский : Альбом/Сост. Юрченков В. А., Полосухина А. И. Саранск 1998. 191, ил. 572 . Серафим Саровский : Второму обретению мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, посвящается. Репр. Арзамас-16 1991. 1: История Саровской пустыни за первые годы существования. 35. 2: Достопримечательности Саровской обители. 36. 3: Открытие и прославление мощей преподобного Серафима Саровского чудо-творца, в присутствии Их Императорских Величеств. 56. 4: Чудеса при открытии мощей святого преподобного Серафима. 46. 5: Письменные наставления отца Серафима. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

543 Отрывок из книги Мекензи помещен в «Древней и Новой России», 1879 г., октябрь. Том 15. С. 110. 545 Колокольня был надстроена и заавершена позолоченным куполом по велению Бориса Годунова в 1600 г., что было увековечено надписью золотыми буквами по черному фону у основания колокольни. 547 Эти каменные палаты без сомнения составляли каменные палаты Бориса Годунова, стоявшие до начала прошлого столетия против келейного здания Чудова монастыря. 549 Полная надпись: “Изволением Святыя Троицы, повелением великого государя, царя и великого князя Бориса Федоровича, всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича и великого князя Федора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 году”. 551 Забелин Иван Егорович (1820–1908) – историк, археограф, публикатор памятников письменности, археолог, коллекционер, организатор музейного дела. 553 Это неправильное указание И.М. Снегирева в «Памятниках Московской древности» повторяют и последующие описатели достопамятностей Москвы: Розанов Н. История Московского епархиального управления. – Ч. 3, кн. 2. – М., 1871. – С. 98, примеч. 263; Рычин Ф.И. Путеводитель по Московской святыне. – 5-е изд. – М., 1890. – С. 139–142: Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. – М., 1893. – С. 132. 554 К Ивану Великому, возведенному в 1508 г. и надстроенному в 1600 г., в 1532–1543 гг. была пристроена церковь Воскресения Христова, а в 1620-е году к ней примкнула сооруженная по распоряжению патриарха Филарета пристройка, получившая название Филаретовской. 559 См.: Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии/Ред. и пер. М.Станкевича. – М., 1906. 568 О Царь-колоколе см.: Рубцов Н.Н., Богуславский Г.А. Царь-колокол. – М., 1969; Костина И.Д. К истории создания “Царь-колокола”//Колокола. История и современность. – М., 1993. 570 Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого: В 5 т. – Т. 4, ч. 1–2. – СПб., 1863. – С. 70, прим. 9. 571 Храмцовский Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. –Ч. 2. – Нижний Новгород, 1859. – С. 104

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАСТАСИЙ I СИНАИТ († 598), Патриарх Антиохийский (559-570 и с 593), свт. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АНАСТАСИЯ Степановна Бобкова (1890 – 1938), прмц. (пам. 23 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница АНАСТАСИЯ Петровна Титова (1873 – 1937), прмц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАСТАСИЯ († 1922), мц., (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (1899 - между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАСТАСИЯ Николаевна (1901-1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых), великая княжна, младшая дочь святых мучеников имп. Николая II и императрицы Александры Феодоровны

http://pravenc.ru/rubrics/122336_9.html

8127 Josephus Ant. 3.212. Cf. imperial propaganda, originally intended to preserve a veneer of Romés republic, in which the emperor was merely the princeps, the first among many. 8129 E.g., of Alexander (Arrian Alex. 1.17.12; Valerius Maximus 5.1.extla) or others (Appian R.H. 10.4.24; Cornelius Nepos 1 [Miltiades], 8.4; 8 [Thrasybulus], 2.6; Herodian 1.2.4; Valerius Maximus 5.1, passim). Though Achilles slays many suppliants, the gods require his mercy toward Priam near the Iliad " s end (Homer II. 24.507–508, 665–670; though even here cf. his limits in 24.559–570). 8130 One could praise a «meek» ruler, i.e., a «gentle» one (Babrius 102.3; Valerius Maximus 5.1.ext.la; Menander Rhetor 2.4, 389.8); see further Good, King, 47–49. 8131 " Abot R. Nat. 15A; 29, §§60–62B. Rabbis also praised the humility of Simeon b. Shetah (p. Sanh. 6:6, §2) and others. 8138 " Abot R. Nat. 38A; 41, §11 IB. Whoever exalted himself at the expense of another " s humiliation would not inherit the coming world (an early Amora in Gen. Rab. 1:5). 8150 Cf., e.g., Demosthenes Against Leptines 132; Chariton 1.11.3. Freedpersons often gained wealth (Petronius Sat. 38; cf. Lopez Barja de Quiroga, «Mobility»), but advancement of rank normally occurred only with their children (MacMullen, Relations, 105; Finley, Economy, 72), and freedpersons retained responsibilities to former holders (ILS 7558, 7580; cf. Horsley, Documents, 4, §24, pp. 102–3; Dupont, Life, 65–66). 8153 Homer Od. 19.386–389. Ancients sometimes used warm water to relax weary limbs (Pindar Nem. 4.4). 8155 Jesus probably poured more water from a pitcher over the feet into the basin, as was practiced in traditional Mediterranean handwashing, sometimes by servants (Homer I1. 9.174; Od. 1.136–138, 146; 2.260–261; 3.338; 4.52–54, 216; 12.336; 21.270; Apollodorus 2.7.6; Athenaeus Deipn. 9.408CD; 2 Kgs 3:11). 8156 Pesce and Destro, «Lavanda,» cite slaves washing guests» feet with a linen cloth (λντιον, as in 13:4–5) in Aesop " s Romance. 8157 Some suggest that the image provides a deliberate contrast to the ancient image of a wrestling belt (Levine, «Symbolism»); a servant does not vie for power but relinquishes it. Beasley-Murray, John, 233, following Billerbeck 2:557, cites evidence for this as a slave posture (Abraham tying Hagar " s shawl around her loins in Genesis Rabbah); more evidence, however, is necessary.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

559. «Сила моя в немощи совершается» : духов. беседы [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) . Москва: Отдых христианина, 2001. 414, с. 2002 560. Днесь слово воплощается [Текст]/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Москва: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского. 2002. 48 с. 561. [Проповеди] [Текст]/архиеп. Лука//Крымский альбом: ист. краевед. и лит.-худож. альманах. Феодосия: Москва, 2002. Вып. 5. Фрагмент из машинописного VI тома «Проповедей архиепископа Луки в Симферополе. 1949–1952». 2003 562. Дух, душа и тело [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) . – Москва: Сиб. благозвонница, 2003. 125, с. 563. Проповеди архиепископа Луки [Текст]/архиеп. Лука. – Симферополь: Таврида, 2003. 327 с. 564. Принесём Тебе любовь нашу [Текст]: беседы в дни Великого поста/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2003. 256 с. То же 2007. 2004 565. Проповеди архиепископа Луки, 1952–1954 гг. [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) . Симферополь Таврида, 2004. 260 с. 566. Послание верующим Тамбовской епархии архиепископа Луки 1944 г. [Текст]/архиеп. Лука//Чеботарев, С. А. Тамбовская епархия 40–60 гг. ХХ в. Тамбов, 2004. С. 291–292. Первая публикация «Послания верующим...» из рассекреченного личного дела архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) из фондов Государственного архива Тамбовской области. 567. Последняя проповедь архиепископа Луки в Тамбове (19 мая 1946 года) [Текст]/архиеп. Лука//Чеботарев, С. А. Тамбовская епархия 40–60 гг. ХХ в. Тамбов, 2004. С. 292–294. Первая публикация «Последней проповеди...» из рассекреченного личного дела архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) из фондов Государственного архива Тамбовской области. 568. Проповеди святителя Луки [Текст]/Б. Колымагин//Крымская экумена. Религиозная жизнь послевоенного Крыма. Санкт-Петербург, 2004. С. 161–238. 569. Рождество Христово [Текст]/свт. Лука Симферопольский//Наедине. 2004. 7–13 янв. С. 4. 2005 570. Господня Пасха: проповеди: беседы в дни Великих праздников [Текст]/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2005. 159 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Сл. 2, 92, 3–19; 94, 8–95, 9; 208–214=1.56–57. 551 Сл. 2, 110, 2–11, 5; 114, 1–12; 230–236=1.62–63. 552 Ср. Ин. 10:11. 553 Ср. Лк. 12:32. 554 Ср. Ин. 10:14. 555 Ср. Ин. 10:27. 556 Ср. Ин. 10:3–4. 557 Ср. Пс. 22:2. 558 Сл. 33, 15, 14–16, 4; SC 318, 190=1.490. Ср. Сл. 9, 3; SC 405, 306–308=1.190. 559 См. Сл. 2, 80–82; 194–198=1.53–54. 560 Об избрании епископов в древней Церкви см. Болотов. История III, 172–190. 561 Сл. 18, 33–34; PG 35, 1028–1029=1.281–282. 562 Сл. 18, 35; PG 35, 1032=1.283–284. 563 Уже Лаодикийский Собор 13–м правилом запрещал участие народных " " толп " " в избрании епископа. 564 Особенно в после–иконоборческую эпоху. 565 Ср. Евр. 9:7. 566 Сл. 21, 9, 2–21; SC 270, 126=1.309. 567 Иерем. 10:21. 568 Иерем. 12:10. 569 Сл. 21, 23, 4–24, 25; SC 270, 156–160=1.318. 570 Сл. 43, 26, 1–34; SC 384, 184–186=1.620–621. 571 Вариант перевода: " предпочтения по национальному (региональному) признаку " " . 572 Сл. 26, 15, 17–23; SC 284, 262–264=1.382. 573 PG 37, 1231=2.398. 574 Ср. 1 Кор.3:4. Григорий имеет в виду борьбу различных церковных партий на II Вселенском Соборе: мелетиан, павлиниан, восточных, западных и пр. 575 PG 37, 1238–1239=2.400. 576 Телу. 577 В древней Греции при обращении с просьбой к влиятельному лицу проситель в знак почтения прикасался к подбродку (бороде) собеседника. 578 Бриарей — в греческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 579 PG 37, 1266–1267=2.395–396. 580 PG 37, 1192–1193 (отсутствует в рус. пер.). 581 PG 37, 1195–1197 (отсутствует в рус. пер.). 582 PG 37, 1233–1236=2.398–399. 583 Ср. PG 37, 1233=2.398 (образ решетки, разделяющей два мира — постоянный и преходящий). 584 " Воронами " " , " галками " " и " " юнцами " " Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 585 PG 37, 1242–1243=2.401–402. 586 См. Гимн 58–й в SC 196, 278–308. 587 По мнению некоторых исследователей, именно Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января), в согласии с традицией, существовавшей в Римской Церкви с конца III в. См. Usener. Untersuchungen, 260–269; Mossay. Fkemes, 34. Ср. Bernardi. Predication, 205. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

550. Соловьёв B.C. Литературная критика. М., 1990. С. 43-46. 551. Леонтьев К. Наши новые христиане. М., 1882. С. 16. 552. Соловьёв B.C. Цит. соч. С. 44-45. 553. Русские эмигранты о Достоевском. С-Пб., 1994. С. 124. 554. Там же. С. 125. 555. Ф.М.Достоевский и Православие. М., 1997. С. 93. 556. Леонтьев К. Цит. соч. С. 31. 557. Там же. С. 41 558. Флоровский Георгий, прот. Цит. соч. С. 308. 559. Иванов Георгий. Собр. соч. в трёх томах. Т.3. М., 1994. С. 558. 560. Там же. С. 564-565. 561. Адамович Георгий. Борис Зайцев.// Борис Зайцев. Собр. соч. Т.7. М., 2000. С. 453. 562. Флоровский Георгий, прот. Цит. соч. С. 45. 563. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония ... С. 824. 564. Горький А.М. Полн. собр. соч. Т.21. М., 1974. С. 12. 565. Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т.2. С. 455-456. 566. Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 54-55. 567. История русской литературы. Т.3. Л., 1982. С. 726. 568. Прп. Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. С. 155-156. 569. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1981. С. 373, 376, 378. 570. Там же. С. 387. 571. Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т.2. С. 246-247.   Краткая библиография   История всемирной литературы. Т.7. М., 1991. История русской литературы. Т.3. Л., 1982. Анастасьев А.Н. «Гроза» Островского. М., 1975. Антоний (Храповицкий), митрополит . Словарь к творениям Достоевского. М., 1998. Батюто А.И. И.С.Тургенев— романист. Л., 1977. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1973. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. Бурсов Б.И. Вопросы реализма в эстетике революционных демократов. М., 1953. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. Л., 1974. Бушмин А.С. М.Е.Салтыков-Щедрин. Л., 1970. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987. Вышеславцев Б.П. Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1923. Ветловская В.Е . Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1974. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989. Достоевский в конце XX века. М., 1996.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Черный литургический цвет становится опционным. Фиолетовый цвет зарезервирован не только для времени покаяния, но и для заупокойных месс 557 . Изменяемые части мессы могут меняться в зависимости от реальных нужд общины 558 . Теперь вся основа литургического образования дана в Institutio generalis 559 . Особое деяние II Ватиканского Собора заключалось в увеличении числа евхаристических молитв в литургическом обряде Римской Церкви. Новые евхаристические молитвы были обнародованы 23 мая 1968 года. По словам Буньини, введение нескольких евхаристических молитв является возвращением к подлинному преданию Церкви, в которой всегда было известно большое число анафор 560 . Этим актом католический мир получил четыре евхаристические молитвы. Римский канон стал первой евхаристической молитвой 561 , а кроме нее, были добавлены еще три евхаристические молитвы. Вторая евхаристическая молитва 562 – это переработанная анафора Ипполита Римского 563 . Предложение перенять ее дословно и целиком было отвергнуто 564 . С этой анафорой связаны две большие проблемы. Первая заключается в том, что в ней отсутствует Sanctus, который, впрочем, был включен в структуру литургии позднее 565 и выражает собой литургическое единство небесной и земной Церкви 566 . Вторая – это вопрос эпиклезы. Эпиклеза из анафоры Ипполита: «И молим Тебя послать Духа Твоего Святого на приношение Святой Церкви. Собирая (всех нас), дай всем, кто принимает участие (=членам общины) в Твоих святынях (святых тайнах), да будут исполнены Духом Святым для утверждения веры воистину, чтобы благодарили Тебя...» 567 – была взята, но при этом разделена так, что одна часть идет до, а другая – после установительных слов Иисуса Христа 568 . Третья евхаристическая молитва – средней длины; в анамнесисе поминается второе и славное пришествие 569 . Четвертая евхаристическая молитва – длинная, антиохийского типа, весьма насыщена библейскими фактами и подробно описывает события истории спасения 570 . Она примечательна тем, что имеет неизменяемый префаций. Не было принято предложение в качестве четвертой молитвы взять анафору из литургии святого Василия Великого 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010