Когда на другой день народ собрался, по обыкновению, в дом мужа Сусанны, старцы-судьи, пылая мщением против нее, принялись за осуществление хорошо обдуманного ими замысла. Они велели привести в народное собрание Сусанну, так как имели против нее важное обвинение. Сусанна пришла вместе со своими родителями, детьми и другими родственниками, желавшими если не защищать её, то, по крайней мере, присутствовать при производстве дела, которым, конечно, они не могли не интересоваться, так как Сусанна пользовалась общею любовью всех своих домашних и близких. Сусанна была закрыта покрывалом, как и вообще на востоке ходили женщины, особенно во время траура; но беззаконные судьи велели открыть её лице, желая еще раз насладиться её нежной и привлекательной красотой; по восточным обычаям, открытие лица было, кроме того, знаком супружеской неверности 935  и служило, в данном случае, тяжким обвинением для Сусанны, к чему всячески стремились оба старца. Все бывшие вокруг Сусанны и многие из народа, знавшие её, плакали, слыша такое страшное обвинение против добродетельной и любимой всеми женщины и видя позор, навлекаемый этим на всю её семью, на весь её род, пользовавшийся всеобщим уважением; сомневаться в справедливости обвинения было, по-видимому, невозможно, так как обвинителями являлись судьи-старейшины, избранные самим народом в блюстители законной правды, а также и законного благочестия; Сусанна же не имела защитника (сцена накануне в саду происходила без свидетелей), а собственный её голос в свою пользу, понятно, не мог иметь никакого значения сравнительно с голосом авторитетных судей. Между тем, старцы-обвинители встали со своих мест, подошли к Сусанне и положили свои руки на её голову: это было законным обрядом при обвинении подсудимого со стороны свидетелей 936 ; затем, они начали свою обвинительную речь в присутствии всего народа, самой Сусанны и всех близких к ней: «когда мы, говорили они, ходили по саду одни, вошла эта (Сусанна) с, двумя служанками и затворила двери сада и отослала служанок; и пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею; мы, находясь в углу сада и видя такое беззаконие, побежали на них и увидели их совокупляющимися, и того не могли удержать, потому что он был сильнее нас и, отворив двери, выскочил, но эту мы схватили и допрашивали: кто был этот юноша? но она не захотела объявить нам; об этом мы свидетельствуем».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Муж сей, по имени Сурхан, происходил из народа тачиков, из прославленного, знатного и древнего рода. В годы правления великого Амазаспа 924 , сына Давида 925 Курапалата 926 , блаженный мученик Христов с арабскими войсками достиг страны Армянской, Айраратской области, Котайкской 927 земли. Он побывал в деревнях и селах, видел христианские порядки и благопристойную жизнь, богопочитания. По милости свыше и внушению Духа св. им овладела прекрасная мысль, и он постоянно, и днем и ночью, в сердце своем думал об истинной вере Христовой. Наконец он отлучился от близких, дабы обрести Христа, с его помощью спастись, обновиться вторичным рождением в Отце, Сыне и Духе святом и освободиться от служения бренности освящением купелью, и крещением своим он [хотел] утопить фараона в воде 928 и, не в силах более пребывать в [прежнем] служении, жаждал посвящения. И случилось это в [патриаршество] армянского католикоса Анастаса 929 и в правление достохвального армянского патрикия 930 Григора Мамиконяна 931 . И так как муж [сей] Сурхан был весьма любим и почитаем многими, армянский князь Григор подвел его к католикосу Анастасу и [просил] крестить. И тот с большой готовностью и с великой радостью совершил над ним обряд крещения святой купелью во имя Отца и Сына и Духа святого. И Григор Патрик с помощью патриарха и святой купели переименовал его, назвав именем своего отца Давида. Вскоре он превратился в обитель всесвятой Троицы, во исполнение обещания Христа: «Я с Отцом моим придем обитель у него сотворим» 932 . И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного» 933 и что «Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» 934 . Также Исайя говорит: «И назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа» 935 . И, наполнившись из семи родников благодати Духа св., сбрасывает он имя рабское и, покинув гору Синай, сиречь Агарь, которая вместе с детьми своими в услужении, возносится в вышний Иерусалим к сыновьям свободной [Сарры], которая всем нам мать, [мать] не Измаила, а Исаака, сына свободной. И восклицает вслед за Павлом: «Я сын не слуги, а свободного» 936 . Свобода , которой Христос освободил нас из рабства бренности, [приобщив] к свободе славы Сына Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Помилуй, Боже, помилуй мя. Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» ( Ин. 19, 34 ). Так сказал «видевший» ( Ин. 19, 35 ; ср.: Ин. 21, 24 .) о том событии, которое вспоминаем мы за каждой проскомидией, совершая Божественную литургию. «Кровь и вода»... Что видишь ты, душа моя, вспоминая эти слова? Кровь пасхальная ветхозаветная – это защита и спасение от всегубительства смерти 934 ( Исх. 12, 21–24 ; см. также: Исх. 12, 7 ). См. также толкование в: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 353.; кровь – освящение 935 ( Исх. 29, 20–21 ).: кровь есть душа ( Втор. 12, 23 ; ср.: Лев. 17:11–12, 14 ) 936 ( Еккл. 3, 19 )., а «душа есть жизнь в организме тела» 937 , то есть – некая сущность, причастная высшей жизни, и соприкосновение с ней, помазание ею означает некоторым образом прикосновение к Источнику всякой жизни – к Тому, Кто вызвал ее из небытия, потому что «святяй и освящаемии от Единаго вси» ( Евр. 2, 11 ). Кровь новозаветного Жертвенного Агнца – залог нашего воскресения: ею смыт с человеческого рода первородный грех, ею открыты врата покаяния, очищающего наши тела и души от греха; ею мы вступаем в Церковь , крещаясь «в смерть» Христову (См.: Рим. 6, 3 ), примиряющую нас с Богом (См.: Кол. 1, 21–22 ); ею мы в ней живем, помазуяся и пия, как помазание и питие, животочная словеса Благовестия Христова, испытывая лишь одну жажду – жажду общения со Христом, как сказал Он Сам: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4, 14 ; ср.: Иер. 2:13, 17:13 ). Горит ли в тебе эта жажда Слова, душа моя? Или мир поглощает тебя настолько, что мысли твои – только о том, «чтобы мне... не приходить сюда черпать», и ты, как самарянка, закрыла глаза свои внутренние житейским вопросом: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» ( Ин. 4:11, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Разочарование в религии, в которой важную роль играет наличие сложной системы вероучений может привести к развитию негативного отношения к учению вообще, к взгляду о том, что значима только любовь, а все остальное неважно. Познание и чтение Писания, размышление над ним, частично, если не полностью, теряют свою актуальность. Это может происходить из–за того, что слово «учение» у многих ассоциируется с официально принятыми догматами, которые бывают весьма запутанными и связанными со сложными толкованиями, а между тем, изначальный смысл этого слова – «обучение». В Библии это понятие включает не только обучение верованиям или убеждениям, но и обучение поведению и образу жизни 933 . Заповедь «люби ближнего твоего, как себя» сама по себе является учением Божьего Сына. Иногда люди идут в противоположном направлении и начинают придавать основное значение доктринам в ущерб любви. В этих случаях они просто не понимают, что учение является лишь средством для достижения цели, но не самой целью. Слова Спасителя о том, что всей сутью еврейских Писаний было научить людей любить Бога и ближнего, позволяют придти к очевидному выводу: смысл существования христианства состоит в этом же 934 . Наставления Иисуса о том, какой образ жизни мы должны вести и как нам обходиться с ближними – все это есть «здравое учение», хотя в общепринятом понимании это «учением» не считается. Знания могут (и должны) высоко цениться. Обучение ставит своей целью наши знания увеличить и расширить. Но само по себе знание не может являться конечной целью. Писание «полезно для обучения, для обличения, для исправления, для вразумления в праведности, чтобы Божий человек был сведущ во всём, полностью приготовлен ко всякому доброму делу » 935 . Обширный багаж знаний полезен не только нам самим, он может существенно увеличить наши возможности помогать другим людям. А ценность наших знаний определяется именно этим: как и для чего мы используем и применяем их. Апостол заметил: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто 936 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Ст. 10–14. Второе зло, которое нашел в народе Неемия, по своем возвращении из Персии, – это расстройство богослужебного порядка и оставление левитами и певцами своих служебных постов, за прекращением взноса, узаконенных в пользу их, десятин. Можно думать, что взнос этот прекратился от того, что алчные иноплеменники, и во главе их – Товия Аммонитянин, завладели кладовыми при храме, куда собирались левитские десятины от народа 930 . Народ, таким образом, увидел, что цель этих десятин совершенно извратилась; ибо не левиты, а какие-то пришельцы и иностранцы стали пользоваться десятинным взносом, – и потому, эти взносы прекратились вовсе. Неемия сделал за это выговор начальствующим и сказал: зачем оставлен нами дом Божий? Вследствие обличения Неемии, и по его настоянию, все Иудеи опять стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые 931 , а к этим кладовым приставлены самые надежные люди из священников и левитов 932 . Ст. 14. …Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!.. В этих словах слышится не самомнительность какая-нибудь, а, напротив, глубочайшее смирение праведника, боящегося опереться на свои дела и заслуги, и предоставляющего всю цену их на милосердный суд Божий. Ст. 15–19. Третье зло, с которым пришлось бороться Неемии по возвращении из Персии и которое особенно бросилось в глаза своим общественным неприличием, – это было забвение и попрание святости субботнего дня. Евреи без зазрения совести занимались в этот день своими житейскими делами и отвозили всякие товары в Иерусалим для продажи и купли 933 . Можно догадываться, что и это зло развилось вследствие неразумного общения и противозаконных связей с язычниками. Ибо Тиряне, напр., – этот меркантильный и развращенный народ, – …жили в Иудее, и привозили рыбу и всякий товар, и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме 934 ... Строго обличивши своих соотечественников 935 , Неемия употребил следующую энергическую меру: Он приказал затворять и запирать городские ворота с вечера субботнего, до утра после субботы, дабы никакая ноша не проходила в день субботний 936 ; а на стражу у ворот поставил сначала своих собственных слуг, а потом – левитов, так как эта стража имела, собственно говоря, религиозную цель и религиозный характер, и, так как к людям священного сана народ, естественно, должен был оказывать больше уважения и повиновения в делах, касающихся религии 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Таким образом чудо евангельское имело последствием признание Господа нашего Иисуса Христа тем именно Мессией, которого ждали Израильтяне, и убеждение, что это именно Тот, о Котором писали Моисей и пророки (Ср. Uoah. V, 46 ). Но далее, по поводу того, что после совершения чуда народ ищет Господа и находит Его в Капернауме, Господь наш раскрывает народу еще высшие таинства. «Иисус сказал им: вы Ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую дает вам Сын человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец Бог» 934 ... «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Uoah. VI, 29 ). «Хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» (id. 33). Из этого видно, как чудеса, почти подобные в Ветхом Завете и в Новом, разнятся между собою по глубине и сущности своего значения и действия на духовное развитие человека. В Ветхом Завете главнейше утверждался догмат веры в Единаго Бога и проповедовалась мысль о величии и милосердии Бога Творца и Промыслителя, – Бога завета с народом Израильским. В Новом Завете, распространенном на все человечество, проповедь о милосердии и любви Бога к человеку раскрывает великие тайны этого милосердия, вследствие которого Сын Божий воплощается и является среди людей, как Иисус Христос Богочеловек, на Котором «положил печать Свою Отец Бог». Но этим не ограничивается милосердие Божие: воплощенный Бог раскрывает людям, что Он будет страдать и вкусит смерть, и что «Он есть хлеб живый, сшедший с небес». «Ядущий хлеб сей будет жить вовек, хлеб же, который Я дам, – глаголет Господь, – есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (VI, 51). И далее: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем» (id. 54 – 56). Мы видим, как в Евангельском чуде насыщение народа в пустыне послужило как бы вступлением к раскрытию тайны о хлебе жизни 935 , о страшном таинстве страданий и смерти Богочеловека, оставившего нам залог Своей любви в таинстве причащения 936 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Хранитесие, как закон для себя и для сынов ваших навеки»: 935 «Заколи овна, и возьми крови его, и возложи на край правого уха Аарона и на край правого уха сынов его, и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их; и покропи кровью на жертвенник со всех сторон; и возьми крови, которая на жертвеннике, и елея помазания, и покропи на Аарона и на одежды его, и на сынов его, и на одежды сынов его с ним, — и будут освящены, он и одежды его, и сыны его и одежды их с ними»: 936 См. также толкование в: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 51, 679—680, 693. Вопрос о душе животных сложен: например, святой Иоанн Кронштадтский в одном месте говорит, что «душа, в смысле особого, самостоятельного существа... есть организм умственной жизни, такой жизни не дано животным, а потому и нет никакого основания полагать, чтобы у животных могла быть душа»; в другом же положительно утверждает, что «у всех животных есть душа, как цемент, связующий тот прах, из которого создано животное», и что «душа животных при разлучении с телом испаряется, как пар, ибо она не скреплена высшим, могущественным цементом духа, коего у животных нет» [ Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот . Начало и конец нашего земного мира. С. 294, 375]. У Екклесиаста же сказано: «участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом»: 937 Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 294. 938 Этот и следующий тропари в последовании среды первыя седмицы меняются местами. 939 В Последовании великого ангельского образа, при надевании великого парамана. 940 В Символе веры, член 12. 941 В Символе веры, член 11. 942 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 351; см. также с. 192. 943 См. комментарий к предыдущему тропарю. 944 Как пишет святитель Григорий Палама, «знание, добываемое внешней ученостью, не только не подобно, но и противоположно истинному и духовному»: «всё, что не от Бога, не имеет бытия», поэтому внешнюю мудрость, «отпавшую от надлежащей цели богопознания, справедливее назвать не мудростью, а падением мудрости или обессмысленной мудростью», — «она ищет истин века сего, не зная и не желая знать предвечного Бога» [ Григорий Палама, святитель .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Такия лица тюрьмою от 4 до 8 месяцев наказываются лишь во второй раз, а в первый раз они наказываются арестом от 7 дней до 3 месяцев. Но когда будет доказано, что употребление данных или проданных такими quasi-koлдyhaмu напитков должно было иметь вредные для здоровья или чьей-либо безопасности последствия, то виновные наказываются лишением некоторых прав и заключением в тюрьме от 8 месяцев до 1 года 4 мес. А если от употребления этих напитков кому-либо учинится смерть, то виновный сверх другихь наказаний предается церковному покаянию по усмотрению своего духовного начальства (ст. 935). Наказанию по 935 ст. не подлежать лишь те именующие себя чародеями или кудесниками сибирские инородцы, которые в этом случае следуют правилам языческого ритуала (прим. к 935 ст.). г) Кликуши, по 937 ст., за оговор и изветы на кого-нибудь, что он причинил им зло будто бы посредством чародейства, подвергаются за свой злостный обман заключению в тюрьме от 4 до 8 месяцев (ст. 937). Кассационный Департамент Сената в одном из своих решений по поводу этой статьи заметиль, что кликуши по 937 ст. наказываются только тогда, когда, намеренно обманывая, возводят на кого-либо ложное обвинение в порче их или в причинении им зла. Но если злобного обмана нет, т. е. если страдания женщины действительны, и она, приписывая их действиям известного лица, оговаривает его в порче, то такой случай не подходит под действие 937 статьи (1871 г. 132, Бердниковой). Ж. Св я то та тство. Постановления Воинского Устава о святотатстве далеко ниже постановлений об этом предмете XVII века. Воинскому Уставу не знакомо устепенение наказания в зависимости от места совершения, по роду церковных вещей, освященных и не освященных, и, наконец, устепенение наказуемости по рецидиву кражи 1254 . Это мы увидим вз самых относящихся к святотатству статей Воинского Артикула 1255 и Морского Устава 1256 , имеющих одинаковую редакцию. «Кто церкви, или иные святые места покрадет, или у оных что насильством отнимет..., оный имеет быть лишон живота, a тело его на колесо положено».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Пророк Самуил со своими детьми Иоилем и Авиею правит Евреями сам, а потом, по воле народа, помазывает на царство Саула X. От избрание царя до разделение Еврейского царства на два самостоятельных государства (1100–980=120 л.). Год до начала Эры Дионисия Саул царствует 40 лет У Иессея в Вифлееме, в колене Иудином, рождается сын Давид Самуил помазывает на царсгво 15-ти летнего Давида Смерть Саула в сражении против Филистимлян, на горе Гелвуйской, в колене Иссахаровом; его сын Иевосфей оспаривает царство у Давида, потому что его признали царем все колена Израильские, кроме Иудина в 1060 году. Давид воцаряется над коленом Иудиным в Хевроне и правит 7 лет Давид делается царем над всем Израилем и правит еще 33 года Соломон царствует 40 лет Соломон на 4 году своего царствования полагает основание храму в Иерусалиме Окончание постройки храма Иерусалимского, продолжавшейся 7 1/2 лет За день до открытия 9 юбилея Соломон освящает храм Смерть Соломона Разделение Еврейского царства на: 1) Иудейское, в состав которого вошли Иудино и Вениаминово колена и 2) Израильское, образовавшееся из остальных десяти колен. Начинается соперничество двух государств. В Израильском царстве водворяется идолопоклонство. Оба государства подвергаются нападениям соседних народов. XI. От разделения Еврейского царства до покорения Израильского царства Ассириянами (980–723=257 л.) Год до начала Эры Дионисия Ровоам, сын Соломона, царствует в Иудее 17 лет 1) Иеровоам 1., царь Израильский, сначала в Сихеме, а потом в Ферсе (980 –960=21.) Нашествие Сусакима, царя Египетского, на Иерусалим Авия, сын Ровоама, вступил на престол в 18 год Иеровоама Израильского Аса, сын Авии, вступил на престол в 20 год Иеровоама Израильского 2) Надав, вступил на престол во 2 год Асы (960–959=1) 3) Вааса, – в 3 год Асы (959–936=23) 4) Ила, сын Ваасы, – в 26 год Асы (936–935=1) Со смертию Илы прекратилась династия Иеровоама 1-го. 5) Заиврий, – в 27 год Асы, царствует 7 дней в 935 г 6) Амврий, первоначально военоначальник, и Фамний царствуют вместе; вступают на престол в 27 год Асы (935 –931=4)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Существование древнейших текстов на новоперсид. языке зафиксировано в иудейской среде. Это выполненное евр. квадратным шрифтом торговое письмо из Дандан-Уйлика (Вост. Туркестан) и надпись в Танги-Азао (Афганистан) (50-е гг. VIII в.), а также переводы текстов ВЗ (приблизительно с нач. IX в.). Классический персид. язык поэзии и прозы (фарси-йи дари - «придворный») сложился при Саманидах на базе араб. графики со значительным пластом араб. лексики. В кон. IX в. стихотворения, написанные на персид. языке, сохранили в большой мере образность, стилистику и метрику араб. стихосложения, но оригинальность новой поэзии проявилась в обращении авторов к эпическим и дидактическим жанрам (творчество Дакики, Рудаки, Балхи и мн. др.). Самое раннее новоперсид. богословское сочинение принадлежит Абу-ль-Касиму Самарканди (ум. в 953/4), историческое произведение - переложение хроники Табари - вазиру Балами (963). Первыми трудами по светским наукам на фарси считаются фармакология Муваффака аль-Харави и медицинский трактат Ахавайни (70-е гг. X в.). Старейшим памятником новоперсид. географической науки стал справочник «Пределы мира» (983), а исторических писаний - «Краса известий» Гардези (1050). И хотя новоперсид. язык стал господствующим средством интеллектуального общения не только в И., но и в Ср. Азии и Закавказье, арабский сохранил преобладание в точных науках, философии, богословии и праве. Кроме того, еще в X в. в Куме, Рее, Хамадане, Ахвазе он преобладал и как разговорный язык. Зародившийся в Хорасане фарси-йи дари постепенно распространялся на западе нагорья, особенно в Прикаспийском регионе, где говорили на языках табари и азери (попытки создания самостоятельной письменной традиции здесь не прекращались вплоть до XIV в.). Горные этносы края, известные под обобщающим наименованием дейламитов, оказывали ожесточенное сопротивление отрядам халифов и их наместников, хотя обычно служили в их войсках в пехоте. Здесь начиная с рубежа VIII и IX вв. находили убежище враждебные Аббасидам потомки Мухаммада - Алиды, проповедовавшие умеренную форму шиизма - зайдизм. В 864-900 гг. в Гиляне и Дейлеме возник зайдитский имамат Хасана ибн Зайда, к-рый после кратковременного перерыва восстановил Хасан аль-Утруш (913-928). Горган и Табаристан превратились в базу действий бывш. дейламитского наемника Мардавиджа ибн Зийара, к-рый в 932-935 гг. захватил большую часть Зап. Ирана. Сделавшие при нем карьеру полководцев братья Али, Хасан и Ахмад - сыновья Буи, порвав с бывш. хозяином, стали действовать самостоятельно и в 934 г. овладели Ширазом, а в 935 г.- Джибалем, к-рый достался Хасану. Али остался в своем уделе - Фарсе. Ахмад захватил Керман и приступил к завоеванию Хузестана. Брат Мардавиджа - Вашмгир и его потомки - Зийариды, признавая верховенство Саманидов, сохранили за собой Горган.

http://pravenc.ru/text/673877.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010