Там же – Стр. 529. 75 Там же. 76 Там же – Стр. 527. 77 «ненавижу толпу простолюдинов» (лат.) 78 Больнов (Bollnow) Отто Фридрих (1903-19?) – немецкий философ, теоретик педагогики, последователь философии жизни. 79 Existenzphilosophie – Стр. 426. 80 Р. М. Рильке. Избранные сочинения. – Стр. 551. 81 Р. М. Рильке. Элегия девятая. – Избранные сочинения – 1998. – Стр. 531. 82 «Трезвитесь, бодрствуйте» (лат.). 83 Р. М. Рильке. Избранные сочинения – 1998. – Стр. 510-512. 84 La notion du temps. – In: Philosophia perennis – II – 1930. – Стр. 860. 85 Боэций (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (около 480-524) – позднеримский философ, теолог, поэт. 86 Ницше (Nietzsche) Фридрих (1844-1900) – нем. философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт, родоначальник направления философии жизни. 87 То, что произведение культуры не является реальным бытием, но только знаком и символом, относится к темам философии культуры. Данную тему автор развил в своей студии «Сущность и существование произведения культуры», которая находится в рукописи (замечание автора – А. М.). Есть основание предполагать, что упоминаемая автором работа так и осталась в рукописи, хотя в своих статьях он часто обращался к этой теме (замечание переводчика – Т. К.-М.). 88 Р. М. Рильке. Избранные сочинения – 1998. – Стр. 526. 89 Там же – Стр. 527. 90 буквально: «срывай день,радуйся дню, пользуйся случаем» (лат.) 91 буквально: «срывай день,радуйся дню, пользуйся случаем» (лат.) 92 Ф. Достоевский. Великий инквизитор – Антихрист. Антология. – Москва – 1995 – Стр. 84. 93 Срв. Existenzphilosophie – Стр. 328. 94 Восьмая элегия Рильке. 95 Сафо (Sapphö; VII – VI вювю до н. э.) древнегреческая поэтесса, писала гимны, элегии, эпиграммы, стихи о любви. 96 Cit. E. Peterich. Theologie der Helenen – Leipzig – 1938 – 327. 97 Префация (лат. praefatio – вступление, торжественное слово) – одна из стариннейших частей литургии. Обычно префацию читает или поет ксендз перед Каноном. Префация начинается обращением ксендза к верующими с призывом воздать хвалу Господу. Это торжественная хвалебная молитва благодарения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

Иустинианово вступление в должность консула было обставлено как большое торжество, и в том же году он составил послание папе Римскому Ормизду где говорил об империи как о " нашем государстве " . В то время Юстиниан выступил за компромисс между православными и монофизитами в виде феопасхизма основанного на формуле что во Христе Бог, не страдающий по Своей природе, страдал плотью. Папа, только недавно добившийся ослабления монофизитов в империи, отверг этот компромисс, хотя и с некоторым промедлением. Отвергли его и ревнители православия в Царьграде, такие как «неусыпающие» монахи. Вскоре после принятия консульства Юстиниан пожелал жениться на лицедейке Феодоре , которая выросла в болельщицкой корпорации при ипподроме. В то время лицедейство и проституция мало отличались, о Феодоре ходили недобрые слухи , и такой брак вызвал протест императрицы Евфимии. Вдобавок Феодора проявляла явную склонность к монофизитству . Однако, Юстиниан не отступился. После кончины Евфимии в 523 или 524 году император Юстин не противился приёмному сыну. Он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей своё прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. Таким образом свадьба состоялась. В 526 году, когда папа Римский Иоанн посетил Константинополь , он короновал императором только Юстина. Однако, здоровье императора быстро портилось. В апреле 527 года Юстиниан был объявлен августом -соправителем, а 1 августа 527 года, когда Юстин скончался, стал единовластным императором. Характер, частная жизнь, мировоззрение Юстиниан был невысокого роста, белолицый и считался красивым, несмотря на некоторую склонность к полноте, ранние залысины на лбу и седину. Дошедшие до нас его современные изображения на монетах, мозаиках церквей Равенны ( святого Виталия и святого Аполлинария ), и в скульптуре (статуя из порфира в Венеции , в соборе святого Марка ) соответствуют этому описанию. Император отличался хорошим здоровьем, отменной выносливостью, феноменальной работоспособностью, умом и являлся талантливейшим организатором. Спал он мало, по ночам занимаясь всевозможными государственными делами, за что получил от современников прозвище «бессонного государя». Пищу принимал зачастую самую неприхотливую, никогда не предавался неумеренному обжорству или пьянству. К роскоши Юстиниан также был весьма безразличен, но, отлично понимая значение внешнего для престижа государства, не жалел для этого средств: убранство столичных дворцов и зданий и великолепие приемов приводили в изумление не только варварских послов и царей, но и искушенных римлян. Причем здесь василевс знал меру: когда в 557 году многие города оказались разрушены землетрясением, он отменил пышные дворцовые обеды и подарки, дававшиеся императором столичной знати, а сэкономленные немалые деньги отправил пострадавшим.

http://drevo-info.ru/articles/15637.html

В 520-е годы Римская империя пострадала от нескольких землетрясений, разрушивших крупные города, и среди них Диррахий (Дуррес), Коринф, Аназарб в Киликии, но самым пагубным по своим последствиям стало землетрясение, постигшее мегаполис Антиохию, насчитывавший около миллиона жителей. Как пишет Феофан Исповедник , 20 мая 526 г. «в 7-м часу дня, во время консульства в Риме Оливрия, Великая Антиохия Сирийская по гневу Божию претерпела несказанное бедствие... Почти весь город обрушился и стал гробом для жителей. Некоторые, находясь под развалинами, сделались еще заживо жертвой огня, выходившего из-под земли; другой огонь ниспадал с воздуха в виде искр и как молния сжигал кого только встречал; при этом земля тряслась в продолжение целого года» 34 . Жертвой стихийного бедствия пали до 250 тысяч антиохийцев во главе со своим патриархом Евфрасием. На восстановление Антиохии понадобились огромные расходы, и продолжалось оно десятилетиями. С самого начала своего правления Юстин опирался на помощь племянника. 4 апреля 527 г. глубоко состарившийся и тяжело больной император назначил Юстиниана своим соправителем с титулом августа. Император Юстин скончался 1 августа 527 г. Перед кончиной он испытывал мучительные боли от застарелой раны в ноге, которая в одном из сражений была пронзена вражеской стрелой. Некоторые историки задним числом ставят ему иной диагноз – рак. В свои лучшие годы Юстин, хотя и был малограмотен, отличался изрядными способностями – иначе бы он не сделал карьеры военачальника и тем более не стал бы императором. «В Юстине, – по словам Ф. И. Успенского, – следует видеть человека, вполне подготовленного для политической деятельности, который вносил в управление определенный опыт и хорошо обдуманный план. Главный факт деятельности Юстина – это окончание продолжительного церковного спора с Западом» 35 , что другими словами можно обозначить как восстановление православия на востоке империи после длительного засилия монофизитства. 3. Юстиниан и Феодора После кончины Юстина его племянник и соправитель Юстиниан, в ту пору носивший титул августа, стал автократором или, что то же, императором. Начало его единоличного и в этом смысле монархического правления не вызвало замешательства ни во дворце, ни в столице, ни в провинциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Катаев Валентин Петрович (1897–1986), писатель 223, 235, 273, 360 Качалов (наст. фам. Шверубович) Василий Иванович (1875–1948), актер 436 Кедринский, елецкий знакомый В. В. Розанова 36 Керенский Александр Федорович (1881–1970), политический деятель 163, 175, 307, 365, 430 Клычков (наст. фам. Лешенков) Сергей Антонович (1889–1937), поэт, прозаик 233 Клюев Николай Алексеевич (1887–1937), поэт 107, 123–124, 126, 165, 214, 357 Ключевский Василий Осипович (1841–1911), историк 347 Кодрянская Наталья Владимировна (1906–1983), писательница 499—500 Кожевников Алексей Венедиктович (1891–1980), писатель 414—416 Кожинов Вадим Валерьянович (1930–2001), литературовед 10, 450, 468, 478 Кокошкин Федор Федорович (1871–1918), министр Временного правительства 164 Колосов Евгений Евгеньевич (1879–1937), эсер и депутат Учредительного собрания 356 Кольцов Алексей Васильевич (1809–1842), поэт 10 Кольцов Михаил Ефимович (1898–1942), журналист 351 Коля см. Пришвин Н. М. Кондратович Алексей Иванович (1920–1984), заместитель главного редактора журнала «Новый мир» 489 Коненков Сергей Тимофеевич (1874–1971), скульптор 65, 470 Корде д’Армон Шарлотта (1768–1793), убийца Ж. П. Марата 184 Коноплянцев Александр Михайлович (1876—?), гимназический товарищ М. М. Пришвина 39, 60, 90, 92–93, 104, 140, 187–188, 195, 197, 201, 217, 331, 339, 348, 420, 423, 434, 479, 527 Коноплянцев Михаил Алексеевич, сын А. М. Коноплянцева 434 Коноплянцева (урожд. Покровская) Софья Павловна (1883—?) (Соня, Ульяна, Липа, Ланская, Мстиславская, С., С. П.), жена А. М. Коноплянцева 81, 187–189, 193, 195, 197–201, 216–217, 285, 290, 399, 423, 429, 526—527 Коншина Т. И., племянница И. И. Игнатова 51 Короленко Владимир Галактионович (1853–1921), писатель, публицист 108 Крайний Антон см. Гиппиус З. Н. Крупкин Н. П., елецкий знакомый М. М. Пришвина 20, 24 Кугель Александр Рафаилович (1864–1928), театральный критик 186 Кузмин Михаил Алексеевич (1872–1936), поэт 104, 107, 126 Кузнецов Василий Васильевич (?—1923), скульптор 431 Кузнецова Галина Николаевна (1900–1976), писательница, знакомая И. А. Бунина 215

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

454 . Михаил Пселл специально подчеркнул, что полезны и достойны удивления (наряду с другими нормами) и «положения о нововведениях», включенные в состав «Новелл Юстиниана». Следовательно, даже во второй половине XI в. новаторство Юстиниана не было забыто и воспринималось с должным уважением. 460 . «Термин» передан по-гречески словом τ νομα. См. также стк. 463. 463 . δουλτερης, от лат. adulterium – нарушение супружеской верности. 465 . δουλτραν, от лат. adultera – прелюбодейка. 466 . Το στροπτον (в словарях нет), от лат. struppus (восходящего к греческому корню) – крученый ремень; венок цветов. 471 . δοπτων, от лат. adoptio – усыновление. См. также стк. 473. 473 . δρογτιον, от лат. adrogatio, вид усыновления. См. также стк. 475. All. ξνερεδτος, от лат. exheredatio – эксгередация. См. также стк. 560. 484. Γ ερσοναλα, от лат. personalis, е – личный. См. также стк. 527, 607. 486 . Μετ... τοκετν - " вместе с завязью», если иметь в виду, что τοκετς= η γννα – завязь хлебов (хлебных злаков). Об этом см.: Τεγπονλος– Φυτρκης. Ελληνικ λεξικ. Z» εκδ. Αθνα. 1993. Σ. 767. См. также стк. 487 . μβτους, от лат. ambitus, a. um – перфектное причастие к ambio. Ambitus в значении «полоса земли между соседними домами» (см.: Бартошек М. Указ. соч. С. 46) здесь не подходит. Ποβλικος, от лат. publicus. 489 . Государственная должность вообще обозначается в данном случае словом αρχ. 490 . Ποβλικον, от лат. publicum – государственное имущество; государственные доходы. 493 . Интересен термин τ κεφαλικν – подушный налог. 494–495. Закон de damno народного трибуна Аквилия (ок. 286 г. до н. э.). О leges см.: Бартошек М. Указ. соч. С. 178–200. Lex Aquilia изложен в 9-й книге Дигест. 502 . Ποιναλα, от лат. poenalis, е (несущий с собой наказание), что восходит к роепа (наказание). В греческом языке имеются такие слова, как ποιν (наказание), ποινω (наказывать). См. также стк. 526, 832. 503 . Οτλιος, от лат. utilis, е – полезный, годный, логический, построенный на аналогии. Ср.: стк. 564, 686. Διρκτα, от лат. directus, а, um – прямой, непосредственный. См. также стк. 504, 505.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Поэтому тех, которые поют «песнь Господню на земле чуждей» ( Пс. 136, 4 ), «т.е. вслух всякому» 526 , которые «подвизаются за слово более, нежели угодно Слову» 527 , святой Григорий ставит наравне с лишёнными ума, зажигающими свой дом, терзающими своих детей и гонящими от себя родителей 528 . Нельзя любомудрствовать и о всём. Философствуй «о том, – учит святой Григорий, – что доступно для нас и в такой мере, до какой простираются состояние и способность разумения в слушателе» 529 . В частности, Святитель перечисляет те предметы, рассуждения о которых более безопасны и не бесполезны. Это: «О мире, о веществе, о душе, о разумных природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии» 530 и проч. Но исследование таких высочайших и таинственных истин христианского вероучения, как догмат о Святой Троице, «об естестве Отца, об осуществлении Единородного Сына, о славе и силе Духа» 531 и др., святой Григорий признавал недоступными для человеческого понимания и почитал довольствоваться в отношении их данными Откровения. Этими рассуждениями святой Отец заканчивает своё наставление любомудрствующим. После этого он приступает к изложению учения о богопознании. Учение святого Григория о богопознании (второе слово о богопознании) В раскрытии учения о познании Бога святой Григорий останавливается, главным образом, на непостижимости Его Существа. Побуждением к уделению такого особого внимания этому вопросу, несомненно, служило появление еретиков евномиан. Последние учили о возможности полного познания самого существа, основываясь в этом случае на том соображении, что если мы не постигаем Божество, то и не знаем кому кланяемся. Вот в противоположность их заблуждениям святой Отец даёт истинный православный взгляд на Богопознание. В Своём существе «Божество непостижимо для человеческой мысли 532 , – говорит он, – ибо что постигнуто разумом, то человеку, имеющему не совсем поврежденный слух и тупой ум, быть может, объяснит и слово, если не вполне, то, по крайней мере, слабо» 533 . Если же кто познал Бога и это засвидетельствовано, «то познание сие, – по словам святого Григория, – приписывается ему в том отношении, что, сравнительно с другими, не только просвещенными, оказался он причастником большего света».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Теодорих под давлением гот. знати резко изменил свою политику романизации, веротерпимости к православным и сближения с Византией, в к-рую К. наряду со своими родственниками Квинтом Аврелием Меммием Симмахом и Аницием Манлием Северином Боэцием внес весомый вклад своими политическими и лит. трудами. В отличие от них К., по всей видимости, проявил большую лояльность по отношению к режиму Теодориха; поэтому, когда в 523 г. Боэций, обвиненный перед королем в причастности к политическому заговору, во главе к-рого стоял сенатор Альбин, и в тайных сношениях с визант. имп. Юстином I, был смещен с поста магистра оффиций (magister officiorum - один из высших чиновников) и арестован, на его место был назначен К. ( Cassiod. Ordo gen. 2, 26; Varia. IX 24. 6; Mommsen. 1894. P. IX). Прямое участие К. в устранении Боэция было вряд ли возможно, и оно не подтверждается фактами; однако умолчание К. об этом событии в сб. «Variae» и др. сочинениях бросает на него тень подозрения в личной заинтересованности занять место Боэция ( O " Donnell. 1979. P. 30). К. исполнял должность магистра оффиций в течение 5 лет, вплоть до 527 г., и относящиеся к этому времени документы он собрал в 5, 8 и 9-й книгах сб. «Variae». В этот период К. помимо своих прямых обязанностей помогал квесторам в составлении офиц. документов и, невзирая на лица и должности, вмешивался во все, следя за строгим соблюдением закона со стороны гот. знати. Так К. приобрел огромное доверие у Теодориха, став его ближайшим советником и другом, с ним король обсуждал не только гос. дела, но и нередко беседовал на разные естественнонаучные и философские темы ( Cassiod. Varia. IX 24. 7-8; ср. также: Ibid. Praef. 8). К. сохранил свой пост и после смерти короля, случившейся от дизентерии 30 авг. 526 г., когда регентство перешло (видимо, не без участия самого К., см.: O " Donnell. 1979. P. 26) к дочери покойного короля Амаласунте по причине малолетства ее сына Аталариха, которому в то время было 10 лет (муж Амаласунты Эйтарих скончался задолго до этого, в 522).

http://pravenc.ru/text/1681287.html

Преподобный Максим отказывает человеческой природе Христа в γνμη. Ибо гномическая воля, с одной стороны, восходит к омраченному созерцанию истинного блага, цели и ее средств, и таким образом означает бессилие, неприложимое ко Христу 518 . С другой, γνμη является ипостасным переживанием и осуществлением природного стремления и воления 519 , то есть «окачественной волей» 520 . Следовательно, она не может отсутствовать у Христа, не будучи замещенной совершенным ипостасным осуществлением природы. Если γνμη означает личностное осуществление свободы как несовершенное, испытующее и поэтому избирающее, то Христос должен «через Свое обнаженное бытие, то есть Божественность Своего образа существования, обладать природной сродненностью и навыком блага» 521 и таким образом поддерживать момент совершенства γνμη в предельном смысле (в наивысшей степени). На самом деле преподобный Максим всегда описывает исцеление человеческой γνμη как возвращение природной правильности, состоящей в раскрытии природной воли сообразно норме воли Божественной 522 . Итак, возможность выбирать менее совершенна, нежели не-обходность природной необходимости. В пяти приведенных Пирру доказательствах свободы воли преподобный Максим раскрывает то, что духовная природа всегда является только «суверенной» ( αυτεξοσιον), независимой и самовластной. Это свойство приравнивается к духовности и разумности 523 . И поскольку духовность – достояние природы, в не меньшей степени такова же и свобода. Суверенность ( ατεξοσιον) и духовная воля ( θελητικν) суть одно и то же 524 . Это не мешает именно этой воле быть в творении динамичным стремлением к чемулибо во вне 525 – в конечном итоге, сквозь все частичные целеполагания, к Богу. Ибо сам этот порыв хотя и всеян, но свободен. Конечно, преподобный Максим прежде всего размышляет лишь о свободе от фатальной необходимости ( οδν ναγκασμνον εχει «он не испытывает никакой [принудительной] необходимости») 526 , но в конечном итоге раскола между природной и личностной волей нет. Он подробно разъясняет Пирру, что добродетель – ничто иное как сама природа в ее подлинном раскрытии ( φυσικα εισιν α ρετα «добродетели естественны»), поскольку она жива и действует. Здесь он повторяет фундаментальный принцип Евагрия: природа как таковая есть благо 527 . В конечном итоге цель всей аскетики – устранить с пути все, что препятствует этой природной спонтанности 528 . Тем самым преподобный Максим вновь возвращается к главной мысли, проходящей сквозь все его размышления: благо есть ничто иное как акт бытия. Бытие являет свою силу как вечное благо, раскрываясь в мире к благу и достигая в этом своей вечности как своего последнего оправдания и венца ( εναι – ε εναι – ει εναι «бытие – благобытие – приснобытие»). Пространство, отделяющее в нас возможность и привычное состояние от осуществления и действия, – это пространство «напряжения», а не приостановления 529 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

27. Итак, если двинуться из Диоскуриады, первая стоянка будет в Питиунте, [на расстоянии] трехсот пятидесяти стадиев. Отсюда сто пятьдесят стадиев до Нитики 521 , где в древности жило скифское племя, о котором упоминает историк Геродот: он говорит, что этот народ ест вшей 522 , и такая молва о них держится и до настоящего времени. От Нитики до реки Абаска 523 девяносто стадиев, Боргис отстоит от Абаска на сто двадцать стадиев, а от Боргиса – на шестьдесят стадиев Несис, где выдается Гераклов мыс 524 . От Несиса до Масаитики – девяносто стадиев; отсюда шестьдесят стадиев до Ахеунта, каковая река отделяет зилхов 525 от санигов. Царем у зилхов Стахемфак 526 , также получивший власть от тебя. 28. От Ахеунта сто пятьдесят стадиев до Гераклова мыса; отсюда сто восемьдесят до мыса, где есть защита от ветров фраския и борея. Отсюда сто двадцать стадиев до так называемой Старой Лазики; отсюда сто пятьдесят стадиев до Старой Ахеи, а отсюда до гавани Пагр триста пятьдесят: от гавани Пагр сто восемьдесят [стадиев] до Святого порта, а отсюда до Синдики триста. 29. От Синдики до так называемого Боспора Киммерийского и боспорского города Пантикапея пятьсот сорок [стадиев], отсюда шестьдесят [стадиев] до реки Танаиса, которая, как говорят, отделяет Европу от Азии. Она вытекает из Меотийского озера и впадает в море Эвксинского Понта. Впрочем, Эсхил в «Освобождаемом Прометее» границей Азии и Европы делает Фасис 527 ... 30. Говорят, что объезд кругом Меотийского озера [составляет] около девяти тысяч стадиев. От Пантикапея до местечка Казека, лежащего при море, четыреста двадцать стадиев; отсюда двести восемьде­сят стадиев до опустевшего города Феодосии 528 ; и это был древний эллинский город, ионический, колония милетцев; упоминания о нем имеются во многих литературных памятниках. Отсюда двести стадиев до покинутого порта скифотавров 529 , а отсюда до Лампады в Таврической [земле] шестьсот стадиев. От Лампады до порта Символа, также таврического, пятьсот двадцать стадиев. Отсюда сто восемьдесят [стадиев] до Херсонеса Таврической земли; от Херсонеса до Керкинитиды – шестьсот стадиев, а от Керкинитиды до Прекрасной Гавани, также скифской, еще семьсот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благословение Господне буди на всем Вашем обществе! Последнее Ваше постановление – напомнить христианам о главном в Великий пост деле – весьма благопотребно и [должно быть] выполнено как следует. Пишите к потерпевшим, да мужаются, воодушевляя их надеждою, что положение дела не может быть оставлено в таком печальном виде. Милостив Господь! Благослови Вас, Господи, всяким благословением. Спасайтесь! Ваш усердный богомолец многогрешн. Е. Феофан. 526. Ответ на просьбу дать оценку книг с толкованием заповедей Господних 13 дек. 1885 г. Милость Божия буди с Вами, достопочтеннейший о. Протоиерей! Спешу ответить Вам, чтобы не томить Вас напрасными ожиданиями. Советоваться – доброе дело. И я не прочь сказать, что смогу. Но Ваше предложение такого рода, что я должен сознаться в своей негожести сказать Вам что-либо дельное. Анализ заповедей есть занятие, которому я никогда не посвящаю трудов своих. Хотя это дело доброе, но не всякому сподручное. Вам Бог дал по месту и роду службы Вашей заняться сим делом, и конечно, с Вами в этом никто сравниться не может. Непривычному к этому делу многое может казаться неуместным, тогда как привычный находит то не только [не] неуместным, но существенно необходимым. И в таком положении буду я в отношении к труду Вашему, ничего нет дивного, что иное мне может показаться лишним, иное опущенным, – между тем, как то нужно, а это не нужно. И выйдет одно смущение. Вы не должны меня слушать, потому что говорить буду не дело – с первого взгляда представившуюся мысль; а замечание все-таки прочитаете... и конечно, несладко его встретите. По сему очень возможному следствию моего неопытного пересмотра, я нахожусь в необходимости просить Вас не присылать Ваших книжек для просмотра и замечаний, потому что толку от этого не чаю никакого: один труд и смущение. Благослови, Господи, труды Ваши. Но робеть нечего – оттого, что есть поперечащие. Убеждение дает свидетельство совести. А оно – все. Молите Бога о мне, грешном. Ваш богомолец Е. Феофан. Благодарю за брошюрки. 527. О посылаемых книгах. Благословение и благожелания

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010