Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕККЛЕСИЙ [лат. Ecclesius] († 531/532), свт. (пам. зап. 27 июля), архиеп. г. Равенна (Италия). Жизнеописание Е. содержится в соч. пресв. Агнелла (Андрея) Равеннского «Книга Равеннских понтификов» (IX в.). Согласно Агнеллу, Е. был 22-м преемником сщмч. Аполлинария на Равеннской кафедре и занимал ее 10 лет 5 мес. и 7 дней. Агнелл указывает дату кончины предшественника Е., Аврелия, - 28 мая, к-рая подтверждается сохранившимся фрагментом завещания Аврелия, датируемого 521 г. Если Е. занял кафедру вскоре по кончине предшественника, его пребывание на ней длилось с 521/2 по 531/2 г. О к.-л. затруднениях, возникших в связи с возведением святителя на кафедру, Агнелл не сообщает. Однако после рукоположения Е. был вынужден вступить в конфликт с остгот. кор. Италии Теодорихом Великим (493-526). В 20-х гг. VI в., после преодоления акакианской схизмы между Римом и К-полем (519) и восстановления отношений между Римским папой Гормиздом и визант. имп. Юстином I , Теодорих резко изменил политику в отношении Церкви. Заподозрив сговор, он сместил ряд епископов, в т. ч. Верекунда Веронского. Вероятно, положение Е., к-рый занимал столичную кафедру королевства остготов, также пошатнулось. В Liber Pontificalis сообщается о настоящей войне, начатой Теодорихом против православных в нач. 20-х гг., после того как Юстин I инициировал преследование еретиков-ариан на территории империи. Указ Юстина I косвенно оспаривал и законность власти в Италии арианина Теодориха, формально считавшегося федератом Византии. В 525-526 гг. с целью добиться отмены имп. указа в отношении ариан Теодорих направил в К-поль посольство во главе с Римским папой Иоанном I . Согласно т. н. Валезианскому анониму, папу сопровождали 4 рим. сенатора и 5 италийских епископов, среди к-рых был Е. (Агнелл упоминает только о епископах, в Liber Pontificalis сообщается только о сенаторах). О деятельности Е. в К-поле ничего не известно. По возвращении в Италию папа Иоанн был заключен Теодорихом в темницу, где вскоре скончался. Е. оставался на свободе. Валезианский аноним и Агнелл сообщают об издании Теодорихом указа о гонении на православных (526). Существование подобного указа сомнительно, но, даже если такой проект существовал, вероятно, он не был обнародован. В том же 526 г. Теодорих скоропостижно скончался. Правительство Амаласунты, дочери Теодориха, к-рая правила как регентша при своем сыне Аталарихе, стремилось к установлению дружественных отношений с Византийской империей и Церковью.

http://pravenc.ru/text/189651.html

Житие святой Бригиты Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 24 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 От переводчика. Вступление Святая Бригита Килдарская — одна из трех наиболее почитаемых в Ирландии святых 1 . Двое других — святой Патрик и святой Колумба, прозванный Колумом Килле, Голубем Церкви. Святой Патрик — апостол Ирландии, давший мощный импульс христианству на острове. Колум Килле — защитник ирландских поэтов, филидов, хранителей древней литературной традиции, сам поэт, влиятельный политик и добровольный изгнанник, принявший изгнание из Ирландии как мученичество. Кем же была святая Бригита и какое место занимает она в ряду великих святых Ирландии? Жизнь святой Бригиты приходится на самые первые века христианства на острове. Согласно ирландским анналам, она почила в 524 или 526 г., прожив, как сообщает составитель среднеирландского Жития, восемьдесят восемь лет (на тридцать один/три года пережив святого Патрика и став современницей родившегося в 521 г. Колума Килле). Бригита была дочерью одного из ирландских королей и рабыни. Так она стала причастной и королевской, и народной традициям, и была принята в сердца и королевских династий, и простолюдинов. В ее жизни было и изгнанничество. Ее мать-рабыня была продана, и Бригита, будучи еще в утробе матери, покинула родные земли своего отца и провела все детство и отрочество вдали. Бригита отказалась от замужества и избрала для себя путь монашества, приняв постриг от епископа МакКайле. Насколько необычен был такой шаг, можно судить по реакции на это родных девушки, понуждавших ее к замужеству. И все же такой выбор был не единичен. Еще несколько девушек принимали постриг вместе с Бригитой, но, видимо, женского монастыря в то время еще не существовало, и принявшие постриг девушки жили в семьях. Так же по свидетельствам Житий жила и Бригита. И только через некоторое время для нее выделяется земля под монастырь. К этому времени мы видим вокруг нее уже постоянных спутниц — святых дев, составлявших, вероятно, первую женскую общину в Ирландии. Но и до основания монастыря святая Бригита была центром притяжения для многих людей. Как рассказывает одно из Житий святой, уже те девушки, которые приняли постриг со святой Бригитой, признают ее духовный авторитет и вместе со своими родителями просят ее не покидать их и остаться жить с ними.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatoy-brigity...

Ελεθυια (λεσομαι, λεσυις– приход, корень πχομαι– приходить) Люцина, божество, присутствующее при страданиях родильниц. «Острые стрелы болей роженицу пронзают те, что Илифий мучут, помощницы в муках рожденья, дочери Геры богини, виновницы горьких страданий» 518 . По древнейшим мифам, Арес, Геба, Гефест и Илифий были дети Геры и Зевса. Но Геру в Аргосе чтили и как Илифию, богиню родов. Под именем Илифий греки почитали также Артемиду, а Римляне Диану, которая, как и Юнона, носила еще имя Люцины. Смотря на рождение человека, как бы на выход из ночи в день, в Артемиде почитали предствительницу и помощницу в муках рождения; Артемида служила у греков первоначально лицетворением луны и ночи. В то же время Артемиду считали и богиней смерти, «ибо в смерти видели, как бы противоположное рождение, т.е. возвращение опять в ночь» 519 . У римлян, как видно из Горация, имена Диана-Илифия, Люцина и Генитала были синонимы. «О, Илифия, рождать без болезней ты матерям помогаешь своею заботою не малой, хочешь ли зваться в молитвах Люциной, или любезней слыть Гениталой» 520 . «Боги, по мнению древних, были довольны многими прозваниями. Потому Гораций величает Илифию-Диану, покровительницу родов, попеременно названиями Люцины, помогающей человеку явиться на свет, и Гениталы, помощницы в родах 521 . Римляне веровали то в одну специальную богиню родов, соответствовавшую греческой Ελεθυια, то в нескольких, именно двух специальных богинь родов, Nixae, соответствовавших греческим Илифиям. Кроме того, в Риме, в Капитолии пред святилищем Минервы, стояли коленопреклоненные изображения, так называемых Nixi di или Nixi, принимаемые некоторыми учеными за изображение божеств, покровительствовавших родам что, впрочем, некоторыми учеными оспаривается 522 . Артемида считалась доброй пряхой (Ελινος), след. Ее считали как будто одною из парок, которые заведовали нитями человеческой жизни. «Имя Артемиды, будучи сродно по идее с γενετλλις сродно и с латинским названием богини того же рода: «Naxio» 523 . Срезневский сближает римскую Люцину (Илифия) со славянскими рожаницами 524 . Производя имя богинь судьбы – Парок от корня, обозначающего рожать (parca от pario-partus – рождаю, рождение), он полагает, что греческие парки были известны у славян под именем рожениц: парка-роженица, греческ. μορα 525 . Как известно, было три Парки, от которых зависели рождение, жизнь и смерть человека. Итак, по аналогии с греко-римской религией, наши роженицы – помощницы при родах, одаряющие новорожденных дарами счастья. Рожаницы те же миры, парки 526 . Действительно, верование в богинь судьбы, присутствовавших при рождении и наделяющих новорожденного долею-счастьяем, распространено среди славян, кельтов, германцев, англосаксонцев 527 . Вероятно, это остатки доисторического верования, общего арийской семье народов.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л.Карфикова «Об устроении человека» Трактат Об устроении человека (Περ κατασκευς νθρπου), в котором Григорий наиболее подробно разработал свои антропологические представления, пользовался популярностью не только на христианском Востоке, но был четырежды переведен и на латынь (между VI и XVI вв. 515 ). Черпая из стоических источников (Посидоний 516 ), из библейских толкований 517 , вдохновленных Филоном и Оригеном , и из сведений античной медицины (Гален 518 ), Григорий создал вполне самостоятельный антропологический трактат, который очевидно заслуживает отдельного рассмотрения, хотя нашу тему он затрагивает лишь частично. Григорий представляет свое сочинение как дополнение к Шестодневу 519 Василия Великого , где недостает 520 рассказа о человеке, созданном в последнюю очередь. Как пасхальный дар это произведение посвящено брату Петру 521 . Исходный вопрос, которым задается мыслитель, это несоответствие между изначальным состоянием человека, отвечавшим Божию замыслу, и тем убожеством, в котором мы пребываем ныне 522 . Царское достоинство человека Чтобы пояснить, каково положение человека в мире, Григорий сначала должен рассказать о том, как выглядит сам этот мир. По мнению святителя, «небесный свод кругом объял собою Вселенную» 523 , а в середине его «нашли себе место тела тяжелые и стремящиеся вниз» 524 , т.е. земля и вода. Главная пара противоположностей – «небо и земля» ( Быт. 1:1 ) – соединены принципами покоя и движения 525 : небо вращается вокруг земли, как вокруг незыблемой оси. Одно движется, при этом оставаясь неизменным, второе изменяется, при этом не покидая своего места. Покой и движение, таким образом, присутствуют в обоих и соединяют все созданное как бы одним дыханием 526 : «тварь (...) сама с собою согласна [букв. совоздыхает]». Кроме уз покоя и движения, небо и земля соединены еще двумя промежуточными звеньями – воздухом и водой. Воздух подражает вечной подвижности и невесомости огненной стихии (т.е. эфира), но не является текущим и непрестанно рассеивающимся (сам по себе), т.е. не лишен и сродства с твердым. Он представляет собой что-то вроде границы, сочетающей и разделяющей противоположности 527 . Подобными функциями наделена и вода или влага 528 , тяжесть которой роднит ее с землей, а подвижность – с легкими стихиями: огнем и воздухом. Она также соединяет 529 противоположности, сочетая их в себе 530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Разделы портала «Азбука веры» Имя годы Ранний период Апостол Пётр Игнатий I 68–104 104—126 Корнилий 127—151 Ирон II 151—169 Феофил 169—188 Максимин 188—192 Серапион 192—212 Асклипиад 212—220 Филипп 220—232 232—240 Вавила 240—252 252—255 Димитрий 256—262 Амфилохий 262—266 Павел I Самосатский 267—270 270—273 273—277 Кирилл I 277—279 Тиранн 299—308 Виталий 308—314 Филогоний Св. 314—324 Павлин I 324 и 332 Евстафий 324—331 С 331 по 358 антипатриархи-ариане Евлавий 332—333 Евфроний 333—334 Плакентий 334—341 Стефан I 341—345 Леонтий 345—356 Евдоксий 357—358 Схизма 360—392 Мелетий I 360—381 Евзой — арианин 360—376 Павел II 362—388 Виталий II Дорофей I (наследник Евозия) 376—380 Первая Византийская эра 395—637 Флавиан I (наследник Милетия) 381—404 Евагрий (наследник Nabлa II) 388—392 Порфирий 404—408 Александр I 408—418 Феодот 418—427 Иоанн I 427—443 Домн II 443—450 Максим 450—456 Василий 456—459 Акакий 459—461 Мартирий 461—465 Петр II Сукновал 465—466, 474—475 и 475 466—474 Иоанн II Кодонат 475 и 495—497 Стефан I Стефан II Калландион 481–484 Петр II Сукновал 482–488 Петр Белильник (или Кнафей) ок. 485 Палладий 488—498 Флавиан II 498—512 Севир Антиохийский 512—518 Павел II (III) 518—520 Евфрасий 521—527 526—545 Домн III 545—559 Анастасий I 559—570 и 593—598 Григорий I 570—593 Анастасий II 599—610 Григорий II 610—620 Македоний 620—628 и 639—649 Эра Халифата 637—750 (Омейяды с 661) вакантно 628—639 Георгий I 649—656 Макарий I 653—680 Феофан 680—687 Севастиан 687—690 Георгий II 690—695 Александр II 695—702 вакантно 702—742 Стефан IV 742—748 Эра Аббасидского халифата 750—969 Феофилакт 748—757 Федор I 757—797 Иоанн IV 797—810 810—826 Николай I 826—834 Симеон 834—840 840—852 Феодосий I 852—860 Николай II 860—878 Михаил I 878—889 Захария 890—901 Георгий III 902—917 917—937 вакантно 937—939 Евстафий 939—959 Христофор I 960—966 Вторая Византийская эра 969—1084 Федор II 966—976 Агапий 977—995 Иоанн V 995—1000 Николай III 1000—1002 Илия II 1003—1010 Георгий IV или Феодор III 1010—1015 Макарий II

http://azbyka.ru/shemy/hronologicheskij_...

Псалом 43 1. В конец. Сынам Кореевым 519 . В научение 520 . Боже! Ушами нашими мы слышали и отцы наши возвестили нам о деле, какое Ты сделал во дни их, во дни древние. Рука Твоя истребила народы, а их Ты насадил: поразил народы и изгнал их. Ибо они не мечом своим приобрели землю и не мышца их спасла их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и светлое лице Твое 521 , ибо Ты благоволил к ним. Ты Сам Царь мой и Бог мой, дарующий 522 спасение Иакову. Тобою поразим 523 врагов наших и именем Твоим уничтожим восстающих на нас. Ибо не на лук мой уповаю, и меч мой не спасет меня. Ибо Ты спас нас от притеснителей наших и ненавидящих нас посрамил. О Боге будем хвалиться всякий день и имя Твое будем исповедывать во век. Но ныне Ты отринул и посрамил нас и не выходишь, Боже, с силами нашими. Обратил нас вспять пред врагами нашими, и ненавидящие нас расхищали себе: Ты отдал нас, как овец, на съедение и между язычниками рассеял нас. Отдал народ Свой даром, и не было множества (народа) при (радостных) восклицаниях 524 наших 525 . Ты отдал нас в поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас. Сделал нас притчею у язычников, кивают на нас 526 головою народы. Во весь день посрамление меня – предо мною 527 , и стыд лица моего покрыл меня От голоса обидчика и клеветника, от лица врага и гонителя. Все сие постигло нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили 528 завета Твоего, И не отступило назад сердце наше, хотя Ты уклонил стези наши от пути Твоего 529 : Ибо смирил нас на месте озлобления и покрыла нас тень смертная. Если бы мы забыли имя Бога нашего и если бы простерли руки наши к богу чужому, То не взыскал ли бы сего Бог ? Ибо Он знает тайны сердца. Но Тебя ради нас умерщвляют каждый день, считают за овец закалаемых 530 . Восстань, почему спишь 531 , Господи? Восстань и не отринь до конца. Почему Ты отвращаешь лице Твое? Забываешь нищету нашу и скорбь нашу? Ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильпнула к земле. Восстань, Господи! Помоги нам и избавь нас ради имени Твоего!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

419-421 421-441 441-446 453-464 КУРСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РПЦ образована постановлением Свящ. Синода от 26 июля 2012 г. в адм. границах Курской области 446-453 464-465 470-474 465-470 474-476 КУСТА ИБН ЛУКА Константин, сын Луки (между 820 и 840 - ок. 912), христ. философ, математик, астроном, врач, переводчик, знаток античной науки 476-478 478-480 КУТАИССКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ (сент. 1894 - 14 июня 1904, восстановлена 8 июня 1995, с 3 июля 2012 - в составе Гелатской Духовной Академии и Семинарии (ДАиС)), высшее духовное учебное заведение Зап. Грузии 480-482 482-487 487-491 491-495 КУТБ [араб.- полюс, ось, столп], в суфийских тарикатах (братствах) высшая ступень святости в иерархии святых (аулия); главный духовный наставник тариката КУТБЕРТ (ок. 635 - 687), еп. Хексема (684-685) и Линдисфарна (685-687), св. (пам. в Соборе святых в земле Британской и Ирландской просиявших; пам. зап. 20 марта, 4 сент.); почитается как покровитель Сев. Англии 495-507 508-514 КУЧКИН Владимир Андреевич (род. 30.12.1933), российский историк, источниковед, специалист по истории средневек. Руси 514-516 516-519 519-520 520-521 521-522 КЫРЧОВСКИЙ Иоаким (в миру Иов; ок. 1750 - ок. 1820), болг. иером., просветитель, проповедник и переводчик 522-523 КЭБРА НАГАСТ династический трактат на языке геэз обосновывающий право потомков библейского царя Соломона и царицы Савской на верховную власть в христ. государстве Эфиопия 523-524 524-526 526-527 КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) 527-528 528-531 КЭРРОЛЛ Льюис [наст. имя Чарлз Латвидж Доджсон] (1832-1898), англ. писатель, математик, логик, фотограф, диак. Церкви Англии 531-533 533-534 534-535 535-539 539-540 540-543 544-546 ЛАБАРУМ имп. военный штандарт с христ. символикой, изготовленный по приказу имп. равноап. Константина Великого ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки

http://pravenc.ru/vol/xxxix.html

К. установила контроль над Туронской епископской кафедрой и вмешивалась в управление Церковью. После смерти еп. Лициния (507-519) она передала кафедру епископам Теодору и Прокулу, прибывшим из Бургундии. По свидетельству Григория Турского, престарелым иерархам пришлось покинуть королевство бургундов из-за враждебного отношения властей или населения, т. к. они были сторонниками К. (эти данные подтверждают сведения Григория о том, что К. конфликтовала с правителями бургундов). Одновременное пребывание на епископской кафедре 2 прелатов, к-рые совместно управляли диоцезом, не имеет аналогов в истории Церкви в Галлии ( Pietri. 1983. P. 180). Выходцем из Бургундии был и еп. Динифий (521-522), также назначенный К.; королева наделила его землями за счет фиска (гос. земельного фонда) и предоставила ему свободу распоряжаться этим имуществом (cui aliquid de fisci dicionibus est largita, deditque ei potestatem faciendi de his rebus quae uoluisset). Благодаря пожертвованиям К. Туронская кафедра располагала крупной собственностью. Возможно, с этим связана попытка кор. Хлотаря I ограничить доходы Церкви, о к-рой Григорий упоминает сразу после сообщения о кончине К. Хлотарь потребовал от епископов передать казне треть доходов; церковные иерархи уступили его требованию, только Туронский еп. Инъюриоз (529-546) отказал королю и упрекнул его в посягательстве на имущество Церкви, по его словам принадлежащее Богу и беднякам. Епископ пригрозил Хлотарю Божиим гневом, и король, испугавшись могущества св. Мартина, отказался от своих притязаний ( Greg. Turon. Hist. Franc. IV 2; см.: Pietri. 1983. P. 202). Вероятно, после кончины еп. Динифия К. перестала вмешиваться в дела Церкви. Еп. Оммация (522-526), богатого арвернского сенатора, назначил на Туронскую кафедру кор. Хлодомер; епископы Лев, Францилион (526-529) и Инъюриоз скорее всего были избраны городским духовенством. К. скончалась в Туронах; ее тело с почестями доставили в Паризии и в присутствии королей Хильдеберта и Хлотаря похоронили рядом с Хлодвигом в сакрарии (ризнице или алтарной части) базилики св. Петра.

http://pravenc.ru/text/1841512.html

Гурия, Варсанофия 505 и Германа 506 казанских (обрет. 1595 г.), Романа Владимировича угличского (1595 г.) 507 , Антония Римлянина (1597 г.) 508 , митр. Филиппа (перенес. в Соловецкий мон. 1591 г. и в Москву в 1652) 509 , царевича Димитрия (1606 г.) 510 , преп. Макария Унженскаго (1620 г.) 511 , Германа Соловецкого (1623) 512 , св. Владимира (1636) 513 , Александра Свирского (1641) 514 , вел. кн. Георгия Всеволодовича (1645) 515 , преп. Кирилла Новоезерского († 1532, обрет. 1649) 516 , кн. Даниила Александровича московского (1652) 517 , Даниила игум. переяславского († 1540, обрет. 1652) 518 , Саввы Сторожевского († 1407, обрет. 1652) 519 , Нила Столбенского († 1555, обрет. 1667) 520 , Симеона Верхотурского (1692) 521 и др. Обретаемые мощи полагались иногда под спудом или закладывались в стене, как например Геннадия Костромского (обрет. 1646 г.), Никандра Псковского (свидет. 1687 г.) и др. Вместе с мощами с Востока приносились в Россию и другие святыни. Из них замечательны: риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу и патр. Филарету персидским шахом Аббасом (1625 г.) 522 , гвоздь из креста Господня, присланный из Грузии (1686 г.) 523 , части животворящего креста 524 и т. п. 525 § 25. Священные времена В круге священных времен появились новые праздники и поминовенные дни. Кроме того на самой границе патриаршего периода с следующим (1700 г.) произошла перемена в летосчислении: гражданский год, прежде вместе с церковным начинавшийся с 1 – го сентября, указом Петра I (1699 г. 20 – го декабря) 526 был отделен от церковного и стал считаться с 1 – го января; на это число перенесено и празднование новолетия. Из праздников в честь русских святых появились следующие: Василия Блаженного – 2 – го августа (установл. в 1588 или 1589 г.), преп. Иосифа Волоколамского – 9 – го сентября (с 1579 местный, а с 1591 общий), московских святителей Петра, Алексия, Ионы  – 5 – го октября (совместное празднество с 1595 г.), казанских просветителей Гурия и Варсанофия – 4 – го октября (совместная память с 1595 г.), кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

и Ермоген ( Galesini P. Martyrologium sanctae romanae ecclesiae. Venetia, 1578. P. 168v - 169). Кард. Ц. Бароний добавил в заметку под 10 дек. имя Евграфа и уточнил, что святые пострадали при имп. Максимиане Галерии (MartRom. P. 575). В совр. редакции Римского Мартиролога память М., Ермогена и Евграфа отсутствует. Ист.: BHG, N 1270-1271, 1271d, 1271e, 1271f; SynCP. Col. 293-294, 421-422, 470; PG. 116. Col. 368-416; Delehaye H. L " invention des reliques de S. Ménas à Constantinople//AnBoll. 1910. Vol. 29. P. 146-150; Νικδημος Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 275-277; ЖСв. Дек. С. 263-286; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 521-526. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 380; Т. 3. С. 499-450; Delehaye H. L " invention des reliques de S. Ménas à Constantinople//AnBoll. 1910. T. 29. P. 117-146; MartRom. Comment. P. 576; ΘΗΕ. Τ. 8. 1966. Σ. 1123; Sauget J.-M. Menna, Ermogene ed Eugrafo//BiblSS. Vol. 9. Col. 345-348; Janin. Églises et monastères. P. 333-335; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 334. Е. М. Беленькая М., Ермоген и Евграф в славянской традиции Мученики Мина, Ермоген, Евграф. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Мученики Мина, Ермоген, Евграф. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Текст слав. памяти под 10 дек. соответствует визант. Синаксарю (типа Минология имп. Василия II), о перенесении мощей в К-поль здесь не упоминается; кроме того, в конце текста во всех рукописях Пролога пропущена фраза «и нотария св. Мины Евграфа уверовавшего» (возможно, она отсутствовала в греч. оригинале перевода). При этом в нек-рых списках (напр., Лобковском Прологе 1282 г., ГИМ. Хлуд. 187. Л. 85в, а также во всех южнославянских) пропущен еще и заголовок следующей далее памяти мч. Гемелла Пафлагонского (Анкирского), так что 2 сказания оказались соединены вместе. Это привело к курьезу: кто-то из писцов вставил в начало 2-й памяти имя Евграфа, таким образом Житие Гемелла в этих прологах приписано Евграфу.

http://pravenc.ru/text/2563250.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010