Это, например, мефодиевский перевод Екклисиаста, Иеремии и Даниила, толкования на Иова и Апокалипсис. Применительно к древним переводам такая неполнота рукописной традиции объяснима худшими условиями хранения рукописей у южных славян вследствие византийской и мусульманской экспансий. Для текстов более поздних эпох отсутствие одной из ветвей рукописной традиции может служить указанием на происхождение. Так, неизвестны южнославянские списки Есфири, Песни с толкованиями Филона Карпафийского, толкового Екклисиаста, толкований на Послания апостола Павла, – между тем наиболее вероятным представляется как раз восточнославянское происхождение этих текстов. Напротив, толкования Феодорита Кирского на Песнь, катены Никиты Ираклийского на Иова и краткие катены на Царства известны только в южнославянских списках, – южнославянское происхождение этих текстов не вызывает сомнений. § 2. Различие южнославянской и восточнославянской рукописных традиций Среди рукописей Ветхого Завета выделяется болгарский сборник РНБ, F.I.461, датируемый по бумажным водяным знакам 1350–1370 гг. (Лихачев 1899, с. С40;ИИИ-СХИИ; см. также Евсеев 1897, с. 66–68; Соболевский 1900, с. 14–16). Сборник содержит 1–4 Царства (из-за утраты листа текст начинается с 1Цар. 2:30 ), книгу пророка Иеремии, главы 25–45, 52 с толкованиями, Варух с толкованиями, Плач и Послание Иеремии, пророки Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум (обрывается на 3:16), Аввакум (начинается с 1:15), Иезекииль – все с толкованиями, отрывки из Исаии с толкованиями (примерно в одной трети объема текста), отрывки из Захарии (9:9–12, 11:9b-13, 13:7b-9, 12:7–11, 13:1–6, 14:3–10), две паримьи из Исаии (50:4–51:1, 35–10), отрывок из Малахии (3:1–4:6), в полном объеме книги Притч, Песнь, Сирах., Иова. Эта самая ранняя из подборок ветхозаветных текстов имеет особое значение для славянской библейской текстологии, ее сокращенное обозначение, принятое в настоящей книге, – ЮБ, т. е. южнославянская Библия. В объеме Песни ЮБ в 58 случаях противопоставлена общему чтению всех восточнославянских рукописей, из них только в 8 случаях чтение восточнославянских списков предпочтительнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

48. Каравидопулос И. Патриаршее издание Нового Завета (1904): Проблемы текста и перевода в православном мире: [Докл. на совещании «European and Middle East Committee on Translation». Константинополь, 5–6 сент. 1990 г.]/Пер. с англ.: Е. Б. Смагина//МБ. 1997. Вып. 4. С. 36–39. 49. Мецгер Б. М. Введение к «Текстологическому комментарию на греческий Новый Завет »/Пер. с англ.: игум. Иннокентий (Павлов)//МБ. 1995. Вып. 3. С. 32–39. 50. Мецгер Б. М. История издания греческого текста Нового Завета/Пер. с англ.: В. Кузнецов//МБ. 1997. Вып. 4. С. 30–35. 51. От Святой земли ко всем народам: Распространение христианства в первые века нашей эры//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 153–154. 52. Селезнев М. Г. Textus receptus, критический текст Нового Завета и «текст большинства»: (Справка)//МБ. 1993. Вып. 1. С. 102–103. 53. Стэнтон Г. Q /Пер. с англ.: Г. Ястребов//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 323–334. Анализ группы речений Иисуса Христа из Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. (Ст. из словаря «Иисус и Евангелия».) См. также 2944–2946 (древнееврейский язык), 2947– 2949 (древнегреческий язык). Русский перевод 54. Аверинцев С. С . [Рец. на кн.:] Канонические Евангелия/Пер. с греч.: В. Н. Кузнецова; Ред.: С. В. Лёзов, С. В. Тищенко. М.: Наука, 1992. 320 с.//АиО. 1994. 2. С. 107–116. 55. Бычков А. В., пресв . Книга книг: (Из истории переводов Священного Писания в России)//МБ. 1993. Вып. 1. С. 75–78. А. В. Бычков – пресв. Всероссийского Совета Евангельских христиан-баптистов. 56. Десницкий А. С. Текстологическая основа Синодального перевода: (Ветхий Завет): [Докл. на Междунар. конф. «Русские переводы Священного Писания». Москва, 10–14 июня 1996 г.]//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 329–337. 57. Журинская М. А . Плевелы, тернии, волчцы//АиО. 1999. 4(22). С. 246–255. Семантика употребления слов в Священном Писании . 58. Иванов М. С. Гебраизмы русского перевода Библии Синодального издания//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 4–19. 59. Иннокентий (Павлов), игум . К публикации новых переводов Священного Писания//Страницы. 1996. 3. С. 5–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее основательные данные о состоянии старостильного раскола за всю историю его существования были получены после того, как второй заместитель председателя греческого правительства Д. Патилис издал распоряжение 1330 от 16 октября 1969 года, обращённое к главам органов исполнительной власти (номархам) и полиции о сборе сведений, касающихся количества клира и мирян у схизматиков. Поскольку более позднего изучения данного вопроса не приводилось, полученные в 1969 году данные представляют несомненную ценность и сегодня, ибо они дают возможность оценить масштабы и динамику распространения старостильного раскола на территории Греции. Согласно данным номархов, в конце 1969 года в Греции состояние старостильничества было следующим 1062 : Номы (области) Количество человек Клирики Монастыри Монахи Монахини 1. Аттика 10.629 2. Артис 3. Этолония 4. Арголидос 5. Архэфс 6. Ардакис 7. Виотиас 8. Гревенон 9. Драмас 10. Додеканес 11. Эввиас 12. Эврос 13. Эвританиас 14. Закинф 15. Илия 16. Имафиас 17. Ираклия 18. Фессалоники 11.000 19. Феспортиас 20. Иоанниос 21. Керкирас 22. Козанис 23. Коринф 24. Кавала 25. Килкис 26. Киклада 27. Касториас 28. Кефалиниас 29. Кардицис 30. Ларисис 31. Ласифия 32. о. Лесбос 33. Левкадос 34. Лакониас 35. Магнезиас 36. Мессианиас 37. Ксанфис 38. Пиреи 10.050 39. Превезис 40. Пеллис 41. Пиериас 42. Рефимнис 43. Родопис 44. Серрон 45. о. Самос 46. Трикалон 47. Фтиотидос 48. Фокидос 49. Флоринис 50. Ханион 51. о. Хиос 52. Халкидикис 57.229 Помимо учёта старостильничества государственными административными органами, собственный независимый подсчёт количества последователей раскола провела в 1969 году и Элладская Православная Церковь . Результаты церковного сбора данных представились следующими 1063 : Митрополия Архи-ереи Диа-коны Мона-хи Мона-хини Хра-мы Мона-стыри Ски-ты Кол-во чело-век Афинская Этолийская Александруполийская Арголидская Артская Верийская Аттикийская Горитинийская Гревенонская Гифийская Димитриадская Драмская Дриинуполийская Дидимотихийская

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

36 - " невидимое Его (то есть Божие), вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез разсматривание творений видимы, так что они (то есть язычники, не ведавшие Бога) безответны " - 37 На книгу Бытия беседа 14, часть 1, стр. 228. СПб., 1851. 38 Христианское чтение. 1823. Часть 9, стр. 95 и 96. 39 Христианское чтение. 1823. Часть, 10 стр. 35, 36 и 37. 40 Там же. 1821. Часть 1, стр. 257. 41 На псалмы беседы. Стр. 398 и 399. СПб., 1860. 42 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 6, стр. 223. Москва, 1851. 43 Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 11, § 3. 44 Там же. Гл. 12, § 3. 45 Христианское чтение. 1837. Ч. 3, стр. 6 и 7. 46 Прп. Макарий Египетский. Беседа 5, стр. 39. Москва, 1852. 47 Творения св. Ефрема Сирина. Ч. 4, стр. 173. Москва, 1850. 48 Христианское чтение. 1846. Ч. 1, стр. 43. 49 Творення св. Афанасия Александрийского. Ч. 4, стр. 49. Москва, 1853. 50 Там же. Ч. 1, стр. 163 и 165. Москва, 1851. 51 Воскресное чтение. 1840—1841 гг. 41, стр. 365. 52 Христианское чтение. 1835. Ч. 1, стр. 11, 12 и 13. 53 Воскресное чтение. 1837—1838 гг. 37, стр. 311. 54 Решение возражения неверующих против внутреннего значения самого факта, на который историческое доказаательство бытия Божия ссылается. Историческое доказательство бытия Божия, ссылаясь на всеобщность верования в Божество, присваивает этому верованию самородное психическое происхождение, т.е. корень его видит в разумной природе человека. Поэтому и неверие, отрицая первое, т.е. всеобщность идеи о Божестве, последовательно отрицает и последнее, т.е. психическое происхождение идеи, и в оправдание своего взгляда на предмет ссылается: а) На несуществование каких бы то ни было прирожденных идей и б) на возможность объяснить распространенность верования, о котором речь, помимо прирожденности, из иных причин, как то: вымысла, страха, творчества воображения и так называемого анимизма. Ответим по порядку: а) Что до прирожденных идей, то учение о них, некогда бывшее в ходу, в настоящее время действительно потеряло кредит; но — в каком смысле? В смысле определенных готовых понятий, а не в смысле предрасположения к составлению их путем мышления. Подобные предрасположения, предваряющие сознательную деятельность и потом влияющие на ее направление, не могут быть отрицаемы. В этом-то смысле и идея Божества должна быть признана прирожденной человеку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

69-е правило Святых Апостолов: " Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон,или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен " (Трул. 29, 56, 89;Гангр. 19; Лаодик. 49, 50, 51, 52; Дионисия Александрийского. 1; Петра Алекс. 15; Тимофея Алекс. 8, 10). Это правило предписывает каждому члену церкви, как клирику, так и мирянину, за исключением случаев физической слабости, поститься в Великий пост (перед Пасхою), а также по средам и пятницам, причем за нарушение этого предписания угрожает первому извержением из сана, а второму - отлучением. Предписание поста основывается на Св. Писании.Сам Бог положил начало посту еще в ветхозаветной церкви (Лев. 16:29, 31; Неем.9:1, 3; 1Цар. 7:6; Иоиль 2:15.Иисус Христос освятил пост Своим примером (Мф. 4:2; Лук. 4:2) и то же повелел Своим ученикам (Мф. 6:16-18; 9:14-15; 17:21; Лук. 2:37; 5:33-35). Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом (Деян. 9:9; 13:2; 14:23), и то же самое предписывали всем христианам(1Кор. 7:5; 2 Кор. 6:4-5). Подобное же предписание находим мы и в Апостольских постановлениях (V, 13), следовательно, пост является божественным установлением. Цель церковного поста: «смирите себе пред Богом, плотских страстей стремление укротити, способным быти к истинному покаянию, к молитвам, к службе Божией и другим должностям и ко испрошению милости у Бога». Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви;такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу. Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной и седмицы троицкой, а также святок.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=38&iid=1...

Перенесение архиерейских кафедр из уездных городов в губернские Отделение VII. Число православных епархий и викариатств в последний год царствования Императора Николая I Отделение VIII. Хронологический перечень епархиальных и викарных архиереев всех епархий 1) Киевская епархия 2) Новгородская и с.-петербургская 3) Московская 4) Казанская 5) Астраханская 6) Тобольская 7) Ярославская 8) Псковская 9) Рязанская 10) Тверская Херсонская Литовская Варшавская Рижская 15) Могилевская 16) Черниговская 17) Минская 18) Каменец-Подольская 19) Кишиневская Олонецкая Донская 22) Иркутская 23) Екатеринославская 24) Калужская 25) Смоленская 26) Нижегородская 27) Курская 28) Владимирская Полоцкая 30) Вологодская 31) Тульская 32) Вятская 33) Архангельская 34) Воронежская 35) Костромская 36) Тамбовская 37) Орловская 38) Полтавская 39) Волыно-Житомирская 40) Пермская Томская 42) Пензенская Саратовская 44) Харьковская 45) Оренбургская Симбирская Кавказская Камчатская Самарская 50) Карталинская 51) Имеретинская 52) Мингрельская Гурийская Абхазская Викарные епископы Викарные епископы викариатств, открытых в царствование Николая I, но потом или обращенных в самостоятельные кафедры, или закрытых Отделение IX. Изменения, происшедшие в правах иерархов в царствование Николая I 1) Ограничение права произносить речи в присутствии Государя 2) Ограничение, права архиереев принимать лиц податного состояния в духовное звание и на гражданские места, подведомые епархиальным архиереям 3) Ограничение права отпуска лиц духовного звания для сбора подаяний 4) Ограничение права награждения лиц духовного звания некоторыми преимуществами и отличиями и права аттестации чиновников, служащих по духовному ведомству 5) Ограничение права разрешать браки со вдовами лицам, давшим обязательство на принятие духовного сана Отделение X. Новые права, предоставленные иерархам в царствование Императора Николая I 1) Право увольнения воспитанников из духовных училищ в военное и другие ведомства 2) Право разрешать браки в известных степенях родства 3) Право окончательно решать бракоразводные дела нижних чинов казачьего звания и людей податного сословия Отделение XI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Служба начинается стихирою: «Вторый ты бысть Костянтин» и заключает в себе один канон (по Голубинскому, История Русской Церкви, I. 443, первый второй редакции); 34) в среду пятыя недели поста «вечер» (374 об.–408); 35) в субботу пятыя недели поста молебная служба неседальная (408–423); 36) в пяток шестой недели «вечер» (423–429 об.); 37) в субботу Цветную «вечер» (429 об.–434 об.); 38) в святый великий четверг (434 об.–439); 39) служба святых страстей (439–453 об.); 40) святый великий пяток «вечер» (453 об.–456); 41) в святую великую субботу (456–462); 42) в святую великую неделю (463–467 об.); 43) часове и повечерници в Светлую седмицу и в святую великую неделю «вечер» (467 об.–469); 44) в субботу Фомину «вечер» (469–470); последования царских часов: 45) пред Рождеством Христовым (471–479 об.); 46) в великий пяток (479 об.–496); 47) пред Богоявлением (496–515 об.), неполное; 48) месяца и(ю)ля 24 страсть святою мученику Бориса и Глеба, неполное сказание Иакова (516–524 об.). Начало: «Род правых благословится», оканчивается рассказом о смерти Бориса; 49) пасхалия, начинающаяся 6991-м годом и оканчивающаяся последним годом седьмой тысячи (524 об.–526); 50) Лунное течение на то же время (526 об.–532); 51) краткий месяцеслов (532–536 об.). Состав: 1) степенна воскресна – творение святого отца Феодора Студийского, не все: нет на 3–7 гласы (1–3); 2) воскресныя утренния евангелия со светильнами и евангельскими стихирами (3–14), не все; 3) столпы евангелий воскресных утренних (14–15); 4) начало осмогласнику – творение преподобного Иоанна Дамаскина : служб : воскресная 1-го гласа, на дни седмицы: понедельник – 2-го гласа, вторник – 3, среду – 4, четверг – 5, пятницу – 6 и субботу – 8 гласа (15–73 об.); 5) апостоли и евангелиа избранна обща святым мучеником и мученицам и священномучеником и преподобным и святителем и пророком (73 об,–79 об.); 6) припевы у полиелиоса на праздники Господскыя и на память святым мнозем (79 об.–82); каноны: 7) за единоумершаго (82–85 об.), 8) молебен за творящих нам милостыню, ли напитают или дадят что (85 об.–88); 9) за болящаго (88–91); 10) уставныя замечания об особенностях богослужения в посты: Рождественский и святых апостолов (91–92 об.); 11) о житии рекше о пощении и разрешении всего лета (92 об.–94); 12) чин како подобает пети параклис Пресвятей Богородици (95–100); каноны: 13) на плач Святей Богородици (100–103); 14) святейшаго и вселенского патриарха Филофея в печалех и в нужах певаем (103–106 об.); 15) чин како подобает молебен пети (106 об.–114 об.); каноны: 16) составлен в смертоносную язву покаялен и умилен к Господу Богу Иисусу Христу (114 об.–119); 17) Святей Богородици ведра деля (119–121); 18) за творящая милостыню (121–123 об.); в общем тот же, что и на л.л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28.       Дионисий , архиеп. Суздальский, хирот. 1384; † 15 окт. 1385, в Киеве. 29.       Фотий , Грек, прибыл в 1409–1410; † 8 июля 1431. Святой. 30.       Григорий Цамблак ( Семивлах, Самвлах ), митр. Волыно-Литовский, хирот. 15 нояб. 1415; † 1419. 31.       Герасим хирот. 1433, из еписк. Смоленских; сожжён 1435. 32.       Исидор , Болгар 3 , прибыл в апр. 1437; бежал из Руси 1441 4 ; † 1463, в Риме 5 . 33.       Григорий , Болгар, с 1458; † 1472. 34.       Мисаил , еписк. Смоленский, с 1474; † 1477. 35.       Спиридон хирот. 1476 «, но отлучён 6 ; † 1503, в Ферапонтове мнтре. 36.       Симеон , с 1477; † 1488. 37.       Иона Глезна (хирот. 1482?), 1492. 38.       Макарий Чорт хирот. 1495, из архим. Виленских (Троицких?); убит 1 мая 1497. 39.       Иосиф Салтан , еписк. Смоленский, с 30 мая 1498; хирот. 1 мая 1500 7 ; † 1519. (Упом, в мае 1518). 40.       Иона хирот. 1520, из архим. Виленско-Вознесенского монастыря; † 1526. (Упом. в февр.). 41.       Иосиф в 1526 перев. из еписк. Полоцких (А. З. Р., III, прим. 2-е); † 1535. 42.       Макарий хирот. 1535 (А.3.Р., II, 185, 193, 197, 201 прим. 117-е); † 1555 (Упом. в окт.). 43.       Сильвестр Белкевич хирот. 1556, из архим. Троицкого Виленского монастыря; † 1568. 44.       Иона Протасович, еписк. Туровский, хирот. 1568 (упом. 25 июня); † 1577 (Отказался в сент. 1576 (А. 3. Р., III, 71). 45.       Илия Куча хирот. 23 сент. 1576. (Тоже, 71, 80); † 1579. 46.       Онисифор Девочка наречён 1579; хирот. 27 февр. 1583 (А. 3. Р., III, прим. 66-е); отлучён в 1588. 47.       Михаил Рагоза хирот., из архим. Троицкого Слуцкого монастыря, 27 июля 1589; † в сент. 1599. 48.       Ипатий Поцей , еписк. Владимиро-Волынский, утверждён 22 сент. 1599; † 8 июля 1613. Он был униат. 49.       Иов Борецкий хирот. 9 окт. 1622 (sic.), из игум. Златоверхо-Михайловского монастыря; † 2 мар. 1631. 8 50.       Исаия Копинский , архиеп. Смоленский в 1631–33; 9 сменён и † в 1634. 51.       Пётр Могила , воеводич Молдавский, хирот. 8 апр. 1633, 10 из архим. Киево-Печерских; † 31 дек. 1646.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

56° 15 " 19.41 " N, 37° 55 " 47.01 " E 55° 44 " 59.85 " N, 37° 37 " 1.10 " E самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, основанный в конце XIV века. 34° 35 " 29.50 " S, 58° 24 " 53.00 " W кафедральный собор Аргентинской и Южноамериканской епархии Русской Православной Церкви. Храм расположен в районе Палермо города Буэнос-Айрес, Аргентина. 55° 2 " 26.92 " N, 43° 14 " 55.06 " E За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века. 41° 19 " 27.51 " N, 19° 47 " 54.81 " E Благовещенский собор — православный храм, воздвигнутый в 1964 году 55° 54 " 33.07 " N, 37° 13 " 43.09 " E Временная деревянная церковь простой архитектуры - четверик под двускатно-четырёхскатной крышей с алтарём и западным притвором. Заложена 7 апреля 2015 г., первое богослужение проведено 7 апреля 2016 г. 56° 3 " 11.48 " N, 37° 53 " 0.56 " E Каменная церковь типа восьмерик на четверике с трапезной и колокольней построена в стиле классицизма по проекту, несколько раз повторенному в Дмитровском уезде. В трапезной Никольский и Покровский приделы. 55° 19 " 34.22 " N, 37° 36 " 22.15 " E Каменный храм, выстроенная в 1908, была сломана в середине 1930-х. На её месте выстроен новый небольшой одноглавый храм. Освящен великим чином 12 августа 2007 г. 55° 27 " 4.11 " N, 37° 24 " 1.57 " E Образец раннего классицизма, кирпичная центрическая четырёхстолпная однокупольная церковь. Построена на средства графа К.Г. Разумовского. Боковые приделы Никольский и Алексеевский, в полуподвале в 1837 г. устроен тёплый Екатерининский придел. Закрыта в 1930 г. Открыта в 1992 г., отремонтирована. 55° 17 " 56.13 " N, 38° 25 " 25.13 " E Белокаменный храм - одноглавый четверик, к которому примыкали небольшие боковые приделы - выстроен, вероятно, на средства Н.Р. Захарьина-Юрьева. В конце XVII века перестроен в стиле московского барокко М.Т. Лихачевым, четверик церкви увенчан световым восьмериком, тогда же построена трапезная. Приделы Никольский и Георгиевский. Закрыт в 1938 г., к 1990-м пришел в аварийное состояние. Ведется реконструкция.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

ст. 44(33): о посте вместо кого-либо за плату ст. 46(34): об аборте или убийстве новорожденного (ср. ЗСО 19, 26) ст. 47(35): о клятвопреступлении мирян из корыстных побуждений (ср. ЗСО 5, 6) ст. 51(36): о скотоложстве (в славянском правило относится только к клирикам) ст. 52(37): о пьянстве клириков и мирян ст. 53(38): о принуждении к пьянству с целью потехи ст. 55(39): о краже съестного (ср. ЗСО 24) ст. 57(40): о неудачной попытке блуда ст. 58(22): о попытке соблазнения чужой жены (ср. ЗСО 17) ст. 60(41): о блуде с собственной рабыней ст. 61(42): о смерти ребенка, не получившего крещения по лености родителей ст. 64(43): о гневе на «брата», т. е. ближнего ст. 66(44): о гневной хуле на ближнего ст. 74(45): о поедании мертвечины (в славянском – удавленины), идоложертвенного и крови животных ст. 78(46): об утрате Св. Даров (ср. ЗСО 15) ст. 79(47): о пролитии Даров из Св. Чаши (ср. ЗСО 15, 20) ст. 59? (47а) (только SinEuch, от. U): об истечении семени во время сна в церкви ст. 83(20) (только U, от. SinEuch): о пролитии Св. Даров (ср. ЗСО 15, 47) ст. 88(48): о краже из монастыря (в славянском – у монахини) ? (50): о пьянстве со рвотой (также после причащения) (ср. ЗСО 18) 7 Из этого краткого обзора видно, что славянский перевод ограничивается лишь первыми 88 правилами Mers (из них пропущены: Mers 10, 15, 20–23, 25–29, 36–37, 43, 45, 48–50, 54, 56, 59, 62–63, 65, 67–73, 75–77, 80–82, 84–87). Для двух статей ЗСО Mers не содержит исходного латинского текста – ЗСО 4 (статья представляет собой очевидную интерполяцию, поскольку дублирует содержание ЗСО 8) и ЗСО 50. Правила Mers 89–139 вообще не нашли отражения в ЗСО. Учитывая результаты исследований группы Р. Коттъе (см. выше), можно с уверенностью утверждать, что в основу славянского перевода было положено ядро Mers, состоявшие только из сборников Iudicia canonica (правила 1–39), Paenitentiale Ps.-Romanum (правила 40–51) и Paenitentiale Cummeani (правила 52–88). Иными словами, славянский перевод отражает очень древнее состояние латинского архетипа, когда он еще не был распространен дополнениями из Iudicia Theodori и других покаянных сбор­ ников. Следовательно, можно датировать создание латинского оригинала ЗСО временем существенно более ранним, чем Mers – то есть, по крайней мере, VIII в. Это обстоятельство придает славянской традиции исключительную важность для исследования западной покаянной дисциплины в эпоху раннего средневековья.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010