Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИШНЕВСКИЙ Виктор Петрович (16.01.1804, с. Сугут-Торбиково Ядринского у. Казанской губ. (ныне Вурнарский р-н Чувашии) - 30.12.1885, Казань), прот., деятель духовного просвещения, языковед, этнолог. Сын священника, двоюродный дед хирурга акад. А. В. Вишневского. Учился в Казанской ДС. В 1822 г. из класса философии как лучший ученик отправлен в МДА, к-рую окончил со званием магистра (1826). С 1826 г. профессор философии в Казанской ДС, с 20 авг. 1836 г. инспектор семинарии. 22 окт. 1828 г. рукоположен во иерея к Петропавловскому собору Казани, 21 июня 1831 г. возведен в сан протоиерея. В 1842 г. уволен из ДС в епархиальную службу, с 10 июня 1843 г. являлся членом Казанской духовной консистории. С 1854 г. состоял в клире кафедрального Благовещенского собора, одновременно был епархиальным миссионером. В 1854-1856 гг. руководил чувашско-черемисским миссионерским отд-нием КазДА, на занятиях со студентами переводил на чуваш. язык Евангелие от Матфея, на марийский (черемисский) язык краткую Свящ. историю. Пожертвовал большое количество книг в академическую б-ку. Участвовал в ревизии семинарий: Симбирской (1865), Самарской (1865), Пермской (1866), Тобольской (1866). По отзыву П. В. Знаменского , В. был «самым видным епархиальным деятелем» своего времени. В. похоронен под алтарем Благовещенского собора - на месте погребения Казанских архиереев, могила не сохранилась. В. владел чуваш. и марийским языками, составил первый учебник чуваш. языка, по к-рому учил студентов, был автором работ о религ. верованиях чувашей и марийцев. Был известен в Казани как проповедник. В.- автор большого количества статей по расколу и миссионерству. Соч.: Рассуждения о действительной нужде и важности звания и избрания пастырей по известному чину и порядку: Магист. дис.//Сб. рассуждений и поучительных слов, соч. студентами МДА 5-го курса. М., 1828. Ч. 1; О чувашском яз.//Заволжский муравей. Каз., 1832. 20. С.

http://pravenc.ru/text/158920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОЛИДЗЕ [груз. ] Исидор Самсонович (23.03.1915, с. Хварбети Озургетского у. Кутаисской губ.- 17.07.1982, Тбилиси), груз. юрист, историк права, археограф, общественный деятель, акад. АН ГССР (1960), заслуженный деятель науки ГССР (1963). Учился на юридическом фак-те Тифлисского (Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ) (1933-1936), в Свердловском юридическом ин-те (1936-1938). С 1940 г. преподавал в ТГУ. В 1941 г. под рук. проф. С. Юшкова защитил канд. дис. «Крепостное право в Грузии по уложению Вахтанга VI». Научным консультантом Д. был акад. И. А. Джавахишвили . Декан юридического фак-та и зав. кафедрой гос-ва и права ТГУ (1947-1948), в 1949-1952 гг. занимал должность начальника Управления по делам искусств при Совете министров ГССР, Председатель Верховного суда ГССР (1954-1957). В 1957 г. получил докт. степень. Секретарь ЦК Компартии ГССР (1957-1960). В 1960-1966 гг. был вице-президентом АН ГССР. Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва (1958-1962) и ГССР 3-4-го созывов (1951-1958). Член Археографического комитета при Отд-нии языка и лит-ры АН ГССР (1966-1982), член ученого совета Главного архивного управления при Совете министров ГССР (1977-1982), член главной редколлегии Грузинской советской энциклопедии. Д. был одним из инициаторов создания Института рукописей Корнелия Кекелидзе АН ГССР и сектора права Ин-та экономики и права АН ГССР (1967). Труды Д. посвящены проблемам истории груз. права - как светского, так и церковного. Д. были исследованы важнейшие исторические и источниковедческие вопросы, связанные с правовыми институтами средневек. Грузии. Этим проблемам посвящены его фундаментальные труды «Древнее грузинское право» (1953), «Право Георгия Блистательного» (1957), «Законы Вахтанга VI» (1981) и др. Глубокие познания всеобщей истории права и владение неск. иностранными языками позволили Д. переводить на груз. язык важнейшие памятники вост. и западноевроп. права. Публикации Д. сопровождал исследованиями и комментариями, до него подобная работа в Грузии никем не проводилась.

http://pravenc.ru/text/178777.html

Статистика Родосский Алексей Степанович Сын протоиерея Рязанской Симеоновской церкви, получившего потомств. дворянство. Первонач. образование получил в Рязанской семинарии (1860), в 1861 поступил в Петерб. духовную акад., к-рую окончил в 1865 со степенью канд. богословия. В 1865-70 служил инспектором Кобринского духовного училища (Гродненская губ.). В 1869 в журн. " Странник " опубликовал работу " Коммунизм и христианская любовь " , где задолго до известных работ В. Соловьева, Е. Трубецкого, С. Булгакова, Г. Федотова и др. подверг резкой критике этическое учение домарксова коммунизма. 5 марта 1870 поступил пом. б-ря в Петерб. духовную акад., в июне 1876 избран б-рем. Служил в б-ке Акад. почти 40 лет. Авт. и сост. многочисл. каталогов, указ., первого печатного каталога Петерб. духовной акад., ежегод. алф. указ, новых поступлений в Акад. (изд. в 1874-98). Библиогр. тр. Р. отличаются высоким кач-вом и тщательностью описания, получили широкую известность в России и за рубежом, не утратили актуальность и поныне. 14 марта 1873 зачислен вольнотр-ся при читальном зале ПБ, назначен мл. деж., в июне 1874 переведен деж. в журн. комнату, уволился из ПБ 8 окт. 1874. Р. написаны многочисл. библиогр. заметки о церк.-славян. кн., рукописях, отд. богослужебных кн. и их истории, церк. б-ках и б-ках церк. деятелей, по раскрытию фондов Петерб. духовной акад. и др. в журн. " Литов. епарх. вед. " , " Странник " , " Библиогр. изв. " , " Церк. вести. " , " Христиан, чтение " . Ряд указ. Р. издан как прил. к журн. " Христиан, чтение " . Писал под псевд.: А. Р.; А. Р-ий; С. А. Р.; С. б. А. Р.; R. За свои тр. Р. был удостоен Уваровской премии, награжден орденами Владимира 4-й степени, Анны 2-й и 3-й степени, Станислава 2-й и 3-й степени. После смерти удостоен звания заслуж. уч. б-ря Петерб. духовной акад. Похоронен на Никольском кладб. Александро-Невской лавры в Петербурге. Соч.: Коммунизм и христианская любовь (СПб., 1870); Систематический указатель книг, поступивших в библиотеку [Духовной] Академии за годы с 1867 по 1873 год включительно (СПб., 1875); Алфавитный список книг, поступивших в Библиотеку СПб.

http://lib.cerkov.ru/authors/403

Список рисунков в тексте и на отдельных листах. 1. Рождество Христово (вивьетка) 2. Вифлеем 3. Планн Вифлеемской базилики 4. Западная часть базилики, отделенная от транзепта перегородкою 5. Иконостас главного алтаря в базилике Рождества и спуск в Вертеп 6. Место Рождества Христова и престол над ним 7. Ясли и место Рождества Христова (на отд. л.) 8. Вход в пещеру пастырей (в селении Бет-Сахур) 9. Колодез волхвов 10. Русский приют в Иерихоне с башнею Закхея 11. Река Иордан (на отд. л.) 12. Русские паломники на реке Иордан во время богоявленскаго водоосвящения (на отд. л.) 13. Монастырь св. Иоанна Крестителя близ Иордана 14. Сорокодневная гора 15. Пещера пощения Иисуса Христа 16. Монастырь св. Георгия Хозевита 17. Монастырь Катамонас близ Иерусалима (на отд. л.). 18. Гробница пр.Симеона Богоприимца в Катамонасе(на отд. л ). 19. Благовещение Пресвятой Богородицы (виньетка) 20. Молебен на дворе русских подворий перед отправлением каравана в Назарет (на отд. л.). 21. Выступлеше назаретского каравана из Иерусалима (на отд. л.) 22. Назаретский караван на привале (на отд. л.) Колодез, близь которого беседовал Христос с Самарянкою, в Сихеме (на отд. л.) 24. Развалины церкви в Севастии на месте темницы св. Иоанна Крестителя 25. Паломнический караван в последний день пути перед Назаретом (на отд. л.) 26. Русское подворье в Назарете (на отд. л.) 27. Соборная церковь Благовещения, наружный вид. 28. Источник Св. Девы Марии. 29. Пещера Благовещения над источником 30. Православная церковь Благовещения, внутр. (на отд. л.). 31. Пещера Благовещения в католическом монастыре. 32. Латинская церковь Mensa Christi. 33. Гора Блаженств. 34. Место насыщения 5000 человек. 35. Тивериадское озеро. 36. Гора Фавор 37. Вход в Святогробский храм (Воскресения Христова). 38. Православная церковь Воскресения. 39. Северная галлерея Святогробскаго храма – конечный путь внутренних литаний 40. План храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 41. Украшенный кувуклий. 42. Вифания. 43. Вход в погребальную пещеру пр. Лазаря в Вифании.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРБИЦКИЙ Василий Иванович (1827, с. Федяково Нижегородского у. и губ.- 12.10.1890, с. Улала (совр. Горно-Алтайск), прот., миссионер, сотрудник Алтайской духовной миссии , этнограф, лингвист. Из семьи дьячка. В 1846 г. окончил Нижегородскую ДС. 5 марта 1849 г. назначен наставником в Азрапинское приходское уч-ще в Лукояновском у. Нижегородской губ. В 1851-1853 гг. также являлся катехизатором в сельской Покровской ц. 12 янв. 1853 г. по приглашению своего двоюродного брата миссионера прот. С. В. Ландышева подал прошение и был направлен в Томскую епархию, определен в Алтайскую миссию. В Сибирь прибыл в 1854 г. 16 июля 1854 г. Томским и Енисейским еп. Парфением (Поповым) рукоположен во диакона, 17 июля - во священника к походной миссионерской ц. Всемилостивого Спаса в Улале. Наряду с богослужением обучал детей алтайцев Закону Божию, рус. грамоте и церковному пению. 22 дек. 1855 г. переведен в ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в сел. Майма с поручением заведования Майминским отд-нием миссии, совершал миссионерские поездки по всему Горному Алтаю. Ближайшим помощником В. был катехизатор, миссионер М. А. Парвицкий (впосл. митр. Московский св. Макарий (Невский) ). В 1857 г. В. открыл уч-ще. В 1858 г. утвержден в должности «сотрудника начальника миссии» и переведен в Калтанский улус, входивший в Кондомское отд-ние миссии. 13 дек. переехал в Кузедеевский улус, к-рый сделал центральным станом Кузнецкого округа миссии. В Кузедеевском улусе стараниями В. были построены дом для миссионера (1859), церковь (1864), колокольня (1877). 26 авг. 1876 г. В. был возведен в сан протоиерея. 15 февр. 1884 г. назначен помощником начальника Алтайской и Киргизской миссий и старшим миссионером Улалинского отд-ния. Вел переписку миссии, заведовал архивом, заботился о деятельности школ и мон-рей. Награжден орденом св. Анны 3-й (1870) и 2-й (1882) степени, орденом св. Владимира 4-й степени (1886). 2 авг. 1890 г. В. подал прошение об увольнении на покой по состоянию здоровья, в том же году скончался. Свои небольшие сбережения завещал миссии. Еще при жизни В. по его заказу были сшиты ок. 20 ряс, для того чтобы «по смерти оставить каждому миссионеру по ряске». В. был погребен в каменном склепе храма в Улале. Надпись на могильном камне свидетельствовала, что он «окрестил 2117 человек» («больше всех миссионеров», по свидетельству прот. Василия Постникова ). Храм разрушили в 30-х гг. XX в., могилы миссионеров сохранялись до сер. 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/150383.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЬЯКОНОВ Александр Петрович (31.10.1873, с. Ушаково Ярославской губ.- 1.08.1943, Смоленск), рус. историк, византинист, востоковед. Род. в семье священника, в 1893 г. окончил Ярославскую ДС, в 1897 г. защитил на кафедре гражданской истории СПбДА кандидатское соч. «История патриархата Антиохийского в VI в.». Ученик Н. А. Скабалановича и В. В. Болотова , при содействии к-рых Д. был оставлен при СПбДА помощником библиотекаря, продолжив обучение в С.-Петербургском ун-те вольнослушателем. В 1898-1913 гг. преподавал всеобщую историю в Смоленских вечерне-воскресных классах для рабочих и работниц Русского технического об-ва в С.-Петербурге. В 1903 г. опубликовал 1-е крупное исследование, в к-ром сопоставил сир. христ. источники - Историю Иоанна Эфесского и Дионисия Телль-Махрского хронику . Благодаря этой публикации Д. смог занять по конкурсу должность доцента на кафедре общей гражданской истории в СПбДА (1903-1912). Позже он был избран профессором всеобщей истории на Высших жен. историко-лит. и юридических курсах и до 1916 г. преподавал историю Византии. С 1916 г. преподавал в Пермском отд-нии Петроградского ун-та (с 1917 Пермский ун-т), где последовательно занимал должности зав. кафедрой истории, декана отд-ния истории и зав. учебно-научной частью. С 1917 по 1930 г. был председателем Об-ва истории, философии и социальных наук при Пермском ун-те. В 1930-1932 гг. зав. кафедрой всеобщей истории Пермского, затем Рязанского педагогического ин-та. После ликвидации исторического фак-та в Рязани (1933) перешел в Новозыбковский педагогический ин-т. С 1934 г. профессор и зав. кафедрой всеобщей истории Смоленского гос. педагогического ин-та, читал курсы истории древнего мира и средних веков. В 1937 г. написал монографию о восстании рабов в Сицилии во 2-й пол. II в. до Р. Х., за к-рую по совокупности с др. трудами в марте 1940 г. получил степень доктора исторических наук. Соч.: История патриархата Антиохийского в VI в.//ВВ. 1898. Т. 5. Отд. 3. С. 810-812; Иоанн Ефесский и хроника, известная под именем Дионисия Телль-Махрского//ХЧ. 1903. 11. С. 599-614; Иоанн Ефесский и его церк.-ист. труды. СПб., 1908; Раннее средневековье в новом освещении Д. Допша. Пермь, 1927; Известия Псевдо-Захарии о древних славянах//ВДИ. 1939. 4. С. 83-90; Византийские димы и факции в V-VII вв.//Визант. сб. М.; Л., 1945. С. 144-227; Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах VI-VII вв.//ВДИ. 1946. 1(15). С. 20-34; Тезисы к дис. А. П. Дьяконова: Восстание рабов в Сицилии во 2-й пол. II в. до н. э.//Социально-экономическое развитие России и заруб. стран. Смоленск, 1971. С. 255-270; Иоанн Ефесский и его церк.-ист. труды. Типы высшей богосл. школы в древней Церкви в III-VI вв. Кир Батнский, сир. церк. историк VII в. К истории сир. сказания о св. Мар-Евгене. СПб., 20062.

http://pravenc.ru/text/180760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Герман (Вейнберг). Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. (Архив ПСТБИ) (Вейнберг Александр Адамович; 8.10.1885, Елисаветград, ныне Кировоград - 24.05.1942, Акмолинское отд-ние Карагандинского ИТЛ),еп. Алма-Атинский. Сын потомственного почетного гражданина. В раннем детстве лишился отца, воспитывался глубоко религ. матерью, происходившей из московского купечества. Окончил физико-математический фак-т С.-Петербургского ун-та (1912) и Петроградскую ДА (1916). Во время учебы в ДА, 24 нояб. 1913 г., принял монашеский постриг, рукоположен во диакона. 30 дек. 1914 г. рукоположен во иерея. В 1916-1917 гг. преподавал в Житомирском уч-ще пастырства им. о. Иоанна Кронштадтского. 1 нояб. 1926 г. хиротонисан во епископа Масальского, викария Калужской епархии. С 5 февр. 1929 г. викарный епископ Бугульминский (по др. данным, управлял Бугурусланским вик-ством). В апр. 1930 г. назначен епископом Алма-Атинским. Служил в Николо- Кучугурском храме - в то время единственном в Алма-Ате, находившемся в юрисдикции Московской Патриархии. Проявил себя смелым защитником Православия, открыто обличал в проповедях обновленчество , старался удержать свою паству в духе канонической Церкви. Оказывал духовное попечение и посильную материальную помощь ссыльным, среди к-рых было много священнослужителей. При совершении литургии благословлял ссыльных священников причащаться в алтаре в полном облачении. В трудах Г. содействовали отбывавшие ссылку в Алма-Ате Херсонский и Николаевский архиеп. сщмч. Прокопий (Титов) и Подольский и Брацлавский еп. сщмч. Амвросий (Полянский) . В ночь на 10 дек. 1932 г. Г. был арестован в Алма-Ате в Николо-Кучугурской ц. вместе с архим. прмч. Феогеном (Козыревым) и всем клиром храма: протоиереями священномучениками Александром Скальским , Стефаном Пономарёвым , Филиппом Григорьевым . 25 июня 1933 г. постановлением Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ в Казахстане осужден как «вдохновитель и руководитель контрреволюционной организации церковников» на 8 лет ИТЛ. Отбывал срок в лагере пос. Долинка Карагандинской обл. Работал на скотном дворе, с 1934 г.- картотетчиком и курьером. Лагерное начальство характеризовало Г. как «убежденного служителя культа». В 1937 г. признан инвалидом, не годным к физическому труду. 7 июня 1938 г. вместе со свящ. Михаилом Лярго и фельдшером Иваном Драгомирецким отд-нием Карагандинского обл. суда при Карлаге НКВД дополнительно осужден к 10 годам лишения свободы за высказывания, «дискредитирующие советское строительство и оскорбляющие вождей партии». Скончался от сердечного приступа в стационаре командировки (удаленного отд-ния) «Акмолинское» Карлага. Похоронен на кладбище командировки, местонахождение кладбища неизвестно.

http://pravenc.ru/text/164761.html

Список ученых трудов Б. М. Мелиоранского К истории противоцерковных движений в Македонии в XIV веке, помещена в сборнике «Венок» (Stephanos) в честь тридцатилетия ученой деятельности Ф.Ф. Соколова. СПБ. 1895, 8°, стр. 62–72. Перечень византийских грамот и писем. Выпуск I. Документы 784–850 годов. Введение. Несколько слов о рукописях и изданиях писем преподобного Феодора Студита . С пятью таблицами. Записки Императорской Академии Наук, VIII серия, том IV, по Ист. Фил. Отделению. СПБ. 1899, 4°, стр. 1–62. Беседа на обретение нерукотворенного Камулианского образа, приписываемая св. Григорию Нисскому . Commentationes Nikitinianae. Сборник статей по классической филологии в честь П.В. Никитина по поводу тридцатилетия служения его русскому просвещению. СПБ. 1901, 8°, стр. 317–328. К истории иконоборчества. Речь пред магистерским коллоквиумом 5 июня 1901 г. по поводу диссертации: «Георгий Кипрянин и Иоанн Иерусалимлянин». «Христианское Чтение» 1901 г., август, стр. 292–298. Георгий Кипрянин и Иоанн Иерусалимлянин, два малоизвестных борца за православие в VIII веке. СПБ. 1901 г. 8°, стр. I– 1–131. Василий Васильевич Болотов . Некролог. Византийский Временник, VII т., 1900 г., стр. 614–620. Рецензия на книгу Б. Тураева , Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. Византийский Временник 1903 г. т. X, стр. 164–172. Рецензия на книгу А.А. Васильева . Византия и Арабы. II. Византийский Временник 1903, т. X, стр. 507–517. Из семейной истории аморийской династии. Византийский Временник 1901, т. VIII, стр. 1–38. Библиографические отчеты в первых десяти томах Византийского Временника за 1894–1903 г. по текущей германской литературе о Византии. Новооткрытые Αγκχ ησο, как церковно-исторический источник. Журнал М. Нар. Проев. 1897 г., декабрь, отд. II, стр. 447–465. Вопрос о древности канонических евангелий, Журн. М. Нар. Проев. 1898 г., сентябрь, отд. II, стр. 73–136. Иван Егорович Троицкий . Некролог. Журн. М. Нар. Проев. 1901 г., декабрь, отд. II, стр. 106–114.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Емельянович Власенков (15.05.1880, мест. Россасна Горецкого у. Могилёвской губ.- 2.05.1942, Карагандинский ИТЛ), мч. (пам. 22 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу. С детства пел на клиросе, всегда был усердным прихожанином. С 1901 по 1905 г. служил в Финляндском лейб-гвардейском полку, закончил службу унтер-офицером. Вернувшись домой, был некоторое время псаломщиком, занимался земледелием. В 1931 г. был избран в церковный совет. В нач. 30-х гг. осужден на 3 месяца принудительных работ. В 1934 г. храм в Россасне был закрыт, а священник арестован. Д. вместе с прихожанами безуспешно хлопотал о возвращении храма. В том же году Д. был осужден по ложному обвинению и заключен в лагерь на неск. лет. После освобождения вернулся в мест. Россасна. При отсутствии в селе священника по приглашению прихожан читал по домам Псалтирь по усопшим, на Радоницу ходил вместе с крестьянами на кладбище, организованный Д. хор пел там панихиду. 16 мая 1940 г. Д. был арестован в Россасне на основании того, что, «не имея определенной работы, проводит религиозные обряды», занимаясь под их видом «антисоветской агитацией». Содержался в тюрьме г. Орша. 19 нояб. 1940 г. Судебной коллегией по уголовным делам Витебского областного суда в г. Дубровно по обвинению в «антисоветской и контрреволюционной агитации, клевете на вождей партии и правительства» приговорен к лишению свободы в ИТЛ сроком на 5 лет. Виновным в предъявленных обвинениях себя не признал. С 11 мая 1941 г. отбывал заключение в Карагандинском ИТЛ (ст. Карабас, Казахстан). В лагере пройдя медицинское обследование, получил инвалидность и был отправлен на работу в 5-е Эспинское отд-ние Карагандинского ИТЛ. Тяготы заключения ухудшили состояние Д. 2 мая 1942 г. он был помещен в больницу отд-ния, где и скончался. Похоронен на лагерном кладбище. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/178091.html

21 нояб. 1810 г. И. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Особо заботился о Горицком в честь Воскресения Господня монастыре , 11 июля 1811 г. в Новгороде возвел в игуменьи мон. Маврикию (Ходневу), к-рая ввела в обители общежительный устав. 6 июля 1813 г. И. возглавил Смоленскую и Дорогобужскую епархию. Основное время и силы посвящал восстановлению церковной жизни, храмов и мон-рей епархии, многие из к-рых были разрушены или разграблены в результате нашествия франц. войск в 1812 г. В этом ему пригодился хозяйственный опыт, приобретенный ранее на поприще монастырского служения. Мн. клириков И. спас от бедственного положения, добиваясь от властей выдачи пособий на восстановление хозяйства. Не дожидаясь окончательного завершения ремонтных работ в корпусах Смоленской ДС, И. объявил о возобновлении занятий в сент. 1813 г. Книг в семинарии не было, в аудиториях отсутствовала необходимая мебель, поэтому ученики во время занятий были вынуждены сидеть на полу. Нередко И. приходил в семинарию и своим словом поддерживал воспитанников и преподавателей, также находившихся в стесненных условиях. К кон. 1813/14 уч. г. курс наук уже преподавался в полном объеме. С целью более качественной подготовки кандидатов в священство в 1817 г. И. произвел преобразования в Смоленской ДС в соответствии с реформой духовного образования 1808-1814 гг. Семинария с подведомственными ей уч-щами вошла в Киевский учебный окр., а в 1819 г. была переведена в С.-Петербургский окр. Согласно уставу, утвержденному И., обучение в Смоленской ДС продолжалось в течение 6 лет на 3 отд-ниях: низшем, среднем и высшем, по 2 года на каждом. В низшем отд-нии изучались словесные науки и всеобщая история; в среднем - философия, математика и физика; в высшем (богословский класс) - богословские дисциплины и церковная история. Во всех отделениях преподавались греч., нем. и франц. языки, а в среднем и высшем - также древнеевр. язык. Студенты-богословы произносили проповеди в Авраамиевом смоленском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыре . В 1819 г. по инициативе И. в Смоленске был открыт епархиальный комитет Российского Библейского общества . За короткое время архиерею удалось собрать для нужд об-ва 5 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/578108.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010