Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (25.01.1878, Тифлис - 5.09.1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель. Заслуженный учитель Грузинской ССР (1939). В 1898 г. окончил Тифлисскую ДС, в 1907 г.- муз. уч-ще Тифлисского отд-ния РМО по классу композиции Н. Д. Николаева. Изучал гармонию у Н. С. Кленовского (1901-1902) и Ф. С. Акименко (1902-1903). С 1900 г. преподаватель пения и музыки в учебных заведениях Тифлиса. Одновременно регент экзаршего хора. С 1909 г. член правления, с 1911 г. председатель Тифлисского церковнопевч. об-ва (ТЦПО). В 1921-1944 гг. работал в школах в Тифлисе, с 1944 г.- в педагогическом уч-ще. В 1926-1928 гг. преподаватель хорового фак-та, в 1944-1946 гг. хормейстер хоровых курсов Тбилисской консерватории. Д. активно занимался церковно-певч. практикой, совмещая ее с общественной деятельностью. Состоял в инициативной группе по организации в Тифлисе церковнопевч. об-ва (Устав ТЦПО утвержден 7 сент. 1909), к-рое должно было заниматься проблемами материальной обеспеченности регентов и певчих церковных хоров и поддерживать их стремление к «развитию, благолепию и правильной постановке церковного пения в Тифлисе». В день открытия ТЦПО (1 сент. 1909) при огромном стечении народа в храме и в церковном дворе состоялся молебен и пел соединенный хор местных церквей из 200 чел. под упр. Д. Как председатель ТЦПО Д. столкнулся с тяжелыми местными условиями: при небольшом количестве тифлисских церковных хоров (ок. 10, в каждом взрослых певчих - 5-6 чел., в экзаршем - 12 чел.) в состав ТЦПО к 1913 г. входило лишь 30 чел. (в 1909 - 6 чел.). Денежных сборов от духовных концертов (1911-1913) и пожертвований было недостаточно для выплат членам ТЦПО. Следствием недоверия к ТЦПО и отсутствия консолидации среди его членов стало «Обращение Правления к гг. регентам и певчим тифлисских церковных хоров», в котором содержались призывы к объединению и совершенствованию церковного пения как одного «из могучих средств к достижению нравственного идеала среди людей».

http://pravenc.ru/text/171351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 10.05.1875, ст-ца Красноярская Нерчинско-Заводского окр. Забайкальской обл.- 5.09.1918, Москва), сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Селенгинский. Из казачьей семьи. В возрасте 5 лет лишился отца. С детства работал в поле, пас скот. Окончил сельскую школу, пел и читал в приходском храме. По просьбе священника, обратившегося к проезжавшему через ст-цу Красноярскую Иркутскому и Нерчинскому архиеп. Вениамину (Благонравову) , был принят на полуказенное содержание в Нерчинское ДУ. В 1890 г. по окончании подал прошение о назначении на приход псаломщиком, т. к. не имел средств продолжать обучение. Однако после обращения одного из преподавателей ДУ к архиеп. Вениамину Кузнецов был принят в Иркутскую ДС на казенное содержание. 30 мая 1896 г. он окончил ДС, направил прошение Забайкальскому и Нерчинскому еп. Георгию (Орлову) о назначении на вакантное священническое место в Покровскую ц. с. Кокуй с особой просьбой о рукоположении в Иркутске, т. к. для поездки в Читу у него не было средств. Прошение было удовлетворено. 2 авг. 1896 г. Кузнецов был рукоположен Иркутским и Верхоленским архиеп. Тихоном (Троицким-Донебиным) во диакона, а 4 авг. в иркутском кафедральном Казанском соборе - во иерея. В 1898 г. Кузнецов овдовел. По предложению Забайкальского и Нерчинского еп. Мефодия (Герасимова) он поступил в КазДА. Во время учебы проявил себя талантливым церковным историком и публицистом. Написал работу «Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существования (с 1860 по 1899)», впервые опубликованную в «Православном благовестнике» в 1901 г. Окончил КазДА в 1903 г. по миссионерской группе монг. отд-ния канд. богословия за соч. «История христианского просвещения инородцев Забайкалья с покорения края и до настоящего времени». Е. подал еп. Мефодию прошение об определении на службу в Забайкальскую духовную миссию. В июле 1903 г. был назначен к Быркинскому миссионерскому стану, однако почти сразу отозван в Читу в связи с назначением председателем совета Читинского центрального миссионерского уч-ща. В нояб. 1903 г., после учреждения должности помощника начальника Забайкальской духовной миссии (главой миссии тогда являлся правящий Забайкальский архиерей), был назначен на эту должность; с 20 авг. 1905 г. возглавлял Забайкальскую духовную миссию.

http://pravenc.ru/text/182103.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗУРОВ Леонид Федорович (18.04.1902, г. Остров Псковской губ.- 9.09.1971, Акс-ле-Терм, Франция), прозаик, историк, археолог, этнограф. Сын торговца Ф. М. Зурова. Учился в Псковском реальном уч-ще. В нояб. 1918 г. записался вольноопределяющимся в формировавшийся в г. Острове 2-й стрелковый полк Северной армии, в отряд светлейшего кн. А. П. Ливена (позже включенный в состав Северо-Западной армии ген. Н. Н. Юденича). Служил вместе с отцом, был пулеметчиком, командовал отрядом пластунов Островского полка. Участвовал в наступлении на Петроград, был дважды ранен, в результате чего остался инвалидом. При отступлении армии Юденича перешел новую границу по р. Нарве, служил санитаром в военном госпитале в Эстонии во время эпидемии тифа. Перенес тиф в тяжелой форме, был демобилизован. В февр. 1920 г. в звании старшего унтер-офицера 5-го Островского полка уволен в связи с расформированием Северо-Западной армии. Всю жизнь занимался сбором материалов по истории Северо-Западной армии, и в особенности отряда Ливена, позже переформированного в 5-ю Ливенскую дивизию. Собрал в подлинниках и копиях значительную часть приказов по армии, рапортов, донесений, частную переписку офицеров штаба и финансово-хозяйственные документы, составил «Записи рассказов участников Северо-Западной армии» (более 1200 с.). В июне 1920 г. З. уехал в Ригу, в сент. того же года поступил в 3-й класс Рижской городской рус. средней школы, к-рую окончил в июне 1922 г., выдержав все испытания в объеме полного курса реального училища. В 1922 г. переехал в Чехословакию. Поступил в Высшую техническую школу в Праге на архитектурное отд-ние, посещал археологический фак-т Карлова ун-та и семинары Н. П. Кондакова . В 1925 г. оставил учебу по совету врачей и поселился в Риге. Был представителем от рус. студенчества Латвии на II съезде студентов-эмигрантов в Праге, в апр. 1924 г.- на конференции Объединения русских эмигрантских студенческих орг-ций, в марте 1926 г.- на Российском зарубежном съезде в Париже. В Риге служил такелажником в порту, маляром. В 1925 г. исполнял обязанности секретаря, помогая Ливену, одному из редакторов сб. «Белое дело», готовил материалы для «Архива гражданской борьбы с большевизмом». Был секретарем редакции ж. «Перезвоны», входил в число его постоянных сотрудников (с 1928).

http://pravenc.ru/text/200115.html

Н.М. Солнцева ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (3.10.(20.09)1877, Москва – 5.10.(22.09) 1954, Женева), философ, лит. критик, публицист. Родился в семье присяжного поверенного. В 1899 г. окончил юр. фак. Московского ун-та. Ученик П. И. Новгородцева; в Марбурге участвовал в семинарах П. Наторпа и Г. Когена. В 1914 г. опубликовал дис. «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии», создавшую ему серьезную репутацию среди философов. В. – доц., с 1917 г. экстраординарный проф. Московского ун-та. Читал лекции в Народном ун-те Шанявского, московском Коммерческом ин-те. Как отметил С. Маковский, из сочинений В. Соловьева «стала вырастать целая философская школа, отмеченная очень русским тяготением к богословию (Флоренский, С. Трубецкой, Карсавин, С. Булгаков , Франк, Бердяев, Вышеславцев и др.)», (Маковский С. «На Парнасе «Серебряного века»», 1962). В. участник «вторников» Н. Бердяева , обсуждений в религиозно-филос. обществе памяти В. Соловьева, в Обществе свободной эстетики, в московском отд-нии Вольной филос. Ассоциации (Вольфилы); во время революции был среди философов и литераторов, группировавшихся вокруг московского ж-ла «Народоправство» (вместе с Вяч. Ивановым, Н. Бердяевым , Г. Чулковым и др.); выступал в московской Акад. духовной культуры. Как писал П. Флоренский : «У нас все действует Академия духовной культуры. Там читают доклады и участвуют в беседах все те же – Бердяев, Флоренский, С. М. Соловьев , Вышеславцев, Степун и др. Но публика, прежде равнодушная к этим собеседованиям, теперь валом валит. Иногда невозможно бывает проникнуть в зал: такая толпа» («Из московского письма. Начало июня», 1922). В. – «один из самых блестящих дискуссионных ораторов среди московских философов» (Степун Ф. «Бывшее и несбывшееся», 1856). Об отношении к революции можно судить по письму В. к А.С. Ященко от 5 окт. 1922 г.: «Жизнь здесь физически очень поправилась, но нравственно невыносима для людей нашего миросозерцания и наших вкусов. Едва ли в Берлине Вы можете есть икру, осетрину и ветчину, и тетерок, и пить великолепное удельное вино всех сортов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Тронский И.М. Переводы Греческая литература Алексеев В. Древнегреческие поэты в биографиях и образцах. 1895. Дератани Н. Хрестоматия по античной литературе. Т. I, изд. 4-е, 1939. Нилеядер В. Греческая литература в избранных переводах. 1939. Античные теории языка и стиля. 1936. Античные мыслители об искусстве. Изд. 2-е. 1938. Гомер. «Илиада» – пер Гнедича (1829, неоднократно переиздавался), Минского (1896, 4-е изд. 1935). «Одиссея» – пер. Жуковского (1849, неоднократно переиздавался). Гесиод. Пер. Вересаева (1940), Властова (1885). Гомеровские гимны. Пер. Вересаева (1926). Война мышей и лягушек. Пер. Альтмана (1936) Лирики. Пер. Вересаева, Соч. т. Х (1929); Голосовкер Я. Лирика древней Эллады. 1935. Архилох. Пер. Вересаева (1915). Феогнид. Пер. в изд. «Петрополис» (1922) Алкей. Пер. Иванова (1914). Сапфо. Пер. Иванова (1914), Вересаева (1915). Симонид Кеосский. Пер. вки.: Семенов А. Симояид Кеосский, его жизнь и поэзия. 1903. Линдар. Пер. Мартынова (1827), Майкова (отд оды – «Журн. Мин. Нар. Просв.», 1892. 8 – 10, 1893; 1. 4, 12; 1896, 6. 1898 5), Грабарь-Пассек (в хрестоматии Дератаяи). Эзоп. Пер. Мартынова (1823); избр. басни – Алексеева (1888). Досократики. Маковельский А. Досократики, ч. 1 – 3 (1914 – 1919). Эсхил. Пер. всех трагедий в изд. Academia (1937). «Молящие» – Котелова (Пантеон литературы», 1894 2); «Персы» – Аппельрота (1888); «Семеро против Фив» – Аппельрота (1887); «Орестейя» – Котелова (1883); «Агамемнон» – Радцига (1913); «Прометей» – Аппельрота (1886), Мережковского (1902), Соловьева и Нилендера (1923). Софокл. Пер. всех трагедий в изд. «Памятники мировой литературы», т. I – III (1914 – 1916); Нилендера и Шервинского, т. I [«Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Антигона»] (1936); «Антигона» – Водовозова (1895), Мережковского (1904), «Аякс» – Краснова («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1894 5), Шестакова («Варш. Унив. Известия», 1911 1); «Эдип-царь» – Шестакова (1876), Вейсс (1901), Мережковского (1904); «Электра»-Занкова (1891); «Филоктет» – Краузе (1893), Е. М. (1894); «Эдип в Колоне» – Зубкова («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1883 10), Мережковского (1902).

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

1 Московская Патриархия разрешила в 1930 году православным французам, живущим в Западной Европе, праздновать Пасху по новому стилю. См.: Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. — М., 1949. — Т. 2. — С. 292—293. Ср: Там же. — С. 294 (о приходах в Голландии) и ЖМП, 1967, 8. — С. 1 (о православных, проживающих в Швейцарии). 2 Профессор университета в Дерпте (ныне г Тарту, Эстония) и И. Медлер предложил свой проект реформы календаря в 1863 г. (см.. Журнал министерства народного просвещения, 1864, январь, отд. 6. — С. 13). Согласно этому проекту григорианская поправка (состоящая в том, что все последние годы столетий, числа которых не делятся без остатка на 400, считаются простыми) должна быть заменена другой поправкой, а именно: каждый 128-й год нужно считать простым, а не високосным. В 128 годах, по Медлеру, содержится 97 простых лет по 365 дней и 31 високосный год по 366 дней. 3 Югославский астроном Миланкович предложил в 1922 году «новоюлианскую» систему календаря (взамен григорианской) со следующей поправкой: последние годы столетий, числа веков в которых не дают при делении на 9 остатка, равного 2 или б, нужно считать простыми. Так, например, простыми являются следующие годы 2100, 2200, 2300, 2500, 2600, 2700, 2800 (с остатками соответственно: 3, 4, 5, 7, 8, О, 1). Високосными же являются годы: 2000, 2400, 2900, 3300 (с остатками соответственно 1 2, 6, 2, 6). В 900 годах, по Миланковичу, содержится 682 простых года по 365 дней и 218 високосных лет по 366 дней Календарь Миланковича одобрен Совещанием Православных Церквей, состоявшимся в Константинополе в мае-июне 1923 г., и Церкви Греции, Югославии, Румынии и Болгарии перешли на этот «исправленный юлианский» стиль. Однако до 2800 года «новоюлианский» календарь Миланковича ничем не отличается от григорианского календаря. 4 Буткевич А.В., Зеликсон М.С . Вечные календари. АН СССР. Всесоюзное Астрономо-геодезическое общество. — М.,1969. — С.10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3587...

А.А. Завьялов 1893 г. 2. -имели суждение о необходимости мероприятий к ограничению допускаемого ныне произвола в изнесении из обителей и приходских церквей особо чтимых св. икон для совершения молебствий в селениях и городах. Приказали: Усматривая из имеющихся в Центральном Управлении духовного ведомства сведений, что настоятели некоторых монастырей и священнослужители приходских церквей дозволяют себе находящиеся в их обителях и церквах особо чтимые св. иконы износить для совершения молебствий, не только в окрестные селения, но и за пределы своего уезда, а иногда даже и епархии, при чём из обителей нередко износятся, кроме подлинных икон, ещё две-три копий с них, Святейший Синод, в целях упорядочения этого дела, предварительно признаёт необходимым предписать указами Епархиальным Преосвященным доставить, в возможной скорости, точные и обстоятельные сведения, в каких обителях и церквах имеются особо чтимые св. иконы, износимые для совершения молебствий вне монастырей и приходов, с какого времени и с чьего разрешения иконы сии износятся за пределы своего уезда и даже епархии, в каких обителях износятся не одни подлинные иконы, но копии с них и с чьего разрешения. Апреля 20 дня 1893 года. 5. -слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 21 Мая сего года 8892, следующего содержания: Государственный Совет в Департаменте Государственной Экономии и в Общем Собрании, рассмотрев представление его, Г. Обер-Прокурора, об увеличении отпуска сумм на содержание православного духовенства, мнением положил: I. В дополнение к суммам, ассигнуемым на содержание духовенства, отпускать впредь на тот же предмет по двести пятьдесят тысяч в год рублей в год, с отнесением сего расхода в текущем году на кредит в равной сумме, внесённый к условному отпуску в § 6 ст. 1 действующей сметы ведомства Святейшего Синода. II. Предоставить Обер-Прокурору Святейшего Синода, по соглашению с Министром Финансов, входить ежегодно, ко времени рассмотрения смет, с представлениями установленным порядком о постепенном увеличении указанного в отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Виноградов Покрыт мраком неизвестности ПОКРЫТ МРАКОМ НЕИЗВЕСТНОСТИ Изучение книжно-славянской лексической струи в составе русского литературного языка не должно ограничиваться только областью словообразования и историей разных словарных пластов или отдельных слов, как это было до сих пор. Оно не может быть полным и всесторонним без охвата фразеологических проблем. Выражение покрытый мраком неизвестности ныне воспринимается как ироническое. Оно носит на себе отпечаток как бы вывернутой наизнанку книжной риторики и шутливо применяется к тому, что остается неизвестным, о чем нет никаких сведений, что кажется почти недоступным человеческому познанию. Это выражение представляется естественным метафорическим развитием фразеологического сочетания – покрытый мраком (ср. мрак покрывал поля). Ср. также: мрак или тьма невежества. В словаре Д. Н.  Ушакова вместо фразы покрыт мраком неизвестности объясняется только: мрак неизвестности (ср. мрак невежества) (сл. Ушакова, 2, с. 271–272). Но это – неправильно. Выражение «мрак неизвестности» отличается по экспрессивной окраске от фразы покрыто мраком неизвестности. Своеобразие экспрессии – то подчеркнуто иронической, то глубокомысленно-ученой, педантской – спаивает фразу покрыто мраком неизвестности в самостоятельное целое, в особое фразеологическое единство. Каков генезис этого выражения? Кажется вероятным, что оно образовалось в высоком славянизированном слоге русского литературного языка. Но когда? Элементы его можно найти и в языке древнерусской письменности. Например, в Несторовом Житии Феодосия (II): «Омраченимь бсовьскымь сце покръвено имыи» (Срезневский, 2, с. 1119). Ср. Кан. молебн. Богор. п.  9: «свта твоего зарями... мракъ hebдhiя отгоняюще...» (Изв. ОРЯС, т. 18, кн. 2, 1913, с. 265). Акад. М.  И. Сухомлинов отметил в языке Вассиана, современника Ивана III, выражение: «покровенже сыи мрачным облаком срама» (Изв. Имп. АН по Отд-нию русск. яз. и словесности, т. 2, 1853, с. 194). В «Древней российской истории» М.  В. Ломоносова: «Возрастая до толикого величества Россия... коль многие деяния и приключения дать могла писателям, о том удобно рассудить можно. Из великого их множества не мало по общей судьбине во мраке забвения покрыто» (Ломоносов 1902, 5, с. 245). У М. В. Ломоносова в «Письме о пользе стекла»:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование. Готовят священнослужителей, преподавателей для духовных школ, богословов и научных сотрудников для учреждений Московского Патриархата. Находятся в ведении Учебного комитета при Свящ. Синоде. Во главе А. д. стоят ректоры (обычно в епископском сане), непосредственно руководящие учебным процессом. В А. д. после прохождения экзаменов принимаются выпускники духовных семинарий. А. д. имеют право присваивать ученые степени д-ра, магистра и канд. богословия, д-ра церковной истории и д-ра церковного права (степени не признаются гос. законодательством). На 2000 г. в РПЦ существовали 5 А. д.: Московская духовная академия (1685), Санкт-Петербургская духовная академия (1797), Киевская духовная академия (1701), Минская духовная академия (1996), Кишиневская духовная академия (1997). Ведущими учебными заведениями РПЦ являются МДА и СПбДА, располагающие наиболее квалифицированным преподавательским составом. В 1994-2000 гг. происходила реформа А. д., начатая по решению Архиерейского Собора 1994 г. , к-рый постановил к 2000 г. подготовить переход к новой системе духовного образования. Предложения по реформе, разработанные Учебным комитетом, предусматривали преобразование А. д. в школы, дающие богословскую специализацию. Предложения были утверждены Свящ. Синодом 27 дек. 1996 г. В соответствии с проектом реформы духовных школ академический курс обучения должен быть разделен на 2 ступени: трехгодичную первую, после окончания к-рой в случае успешной защиты канд. диссертации выпускнику присваивается степень канд. богословия и он получает право преподавания в ДС, и двухгодичную вторую (аспирантуру), после окончания к-рой в случае успешной защиты магистерской диссертации выпускнику присваивается степень магистра богословия и он получает право преподавания в ДА. Все изучаемые в академиях предметы должны быть распределены между 4 отд-ниями: богословским, библеистики, пастырским и церковно-историческим, в к-ром предусмотрена специализация по рус. или общей церковной истории. В 2000 г. А. д. находились в стадии реорганизации учебного процесса.

http://pravenc.ru/text/63752.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТОВ Федор Федорович (14.10.1888, г. Варнавин Костромской губ., совр. пос. Варнавино Нижегородской обл.- 5.11.1932, Москва), историк, этнограф, географ, литературовед. Род. в дворянской семье, отец - профессор Военно-медицинской академии. А. закончил Кадетский корпус, в 1912 г.- историко-филологический фак-т Московского ун-та и экономическое отд-ние Московского коммерческого ин-та. Постоянно живя в Москве, был одним из организаторов и председателем студенческого об-ва «Славия», генеральным секретарем одноименного всеслав. политического об-ва, принимал участие в работе многочисленных слав. культурно-просветительских орг-ций: Галицко-русского об-ва, Русско-чешского об-ва памяти Я. Гуса, Русско-хорватского об-ва им. Ю. Крижанича, львовского об-ва им. М. Качковского и др. В 1908 г. редактировал ж. «Славянский путешественник», с 1909 г. сотрудничал в газ. «Прикарпатская Русь» (Львов), с 1913 г. заведовал слав. отделом в ж. «Русский архив». В 1915 г. редактировал ж. «Славянское объединение», в к-ром печатались доклады и речи участников «Общеславянских трапез» - культурно-просветительских собраний слав. об-в в Москве. Публиковал статьи под псевдонимами Сатин, Славянолюбов, Всеславянский. В начале первой мировой войны ушел на фронт добровольцем, выполнял обязанности военного корреспондента. Закончил Александровское военное уч-ще (1915), где затем служил курсовым офицером. После Октябрьской революции 1917 г. критиковал политику большевиков в отношении Церкви, образования и армии. В 1918-1920 гг. преподавал в Тифлисском ун-те, в 1920-1922 гг. жил в Феодосии, в 1922-1932 гг.- в Москве, работал библиотекарем в школе ФЗУ при ткацкой фабрике «Трехгорка», завучем в мастерских Гжельской керамической школы, преподавал в МГУ, Московском ин-те востоковедения, Ин-те журналистики. В 20 - нач. 30-х гг. подвергался обыскам, во время к-рых был конфискован ряд сочинений А. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

http://pravenc.ru/text/75986.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010