Богоявлений, а священников было в облачении пять человек, а дьяконов было в облачении три человека. Как несли св. плащаницу в то время звон был в монастыре великий; та плащаница писана по белому атласу, и положили ту плащаницу в большой соборной церкви, пред царскими дверями. Под сею плащаницею в соборной церкви вместо гроба был стол обит полотном, а сени над плащаницею, и иных надписей и лампад, и никакого добра и украшения не было. И как принесли в большую церковь, в то время пели стихиру: «приидите ублажим» партесное и целовали плащаницу все. Потом казнадей сказывал казание на кафедре о распятии и погребении Господни, а в великую субботу кругом церкви там плащаницу не носят... Апреля в 3-й день, т. е. в великую субботу, был я у обедни в братском монастыре и в соборной церкви того монастыря. Темные завесы от иконостаса отобраны были, и убрана была та церковь уборами изрядными... Апреля в 4-й день, в ночь Св. Пасхи, в пятом часу начался быть в Могилеве у благочестивых Греческих церквей благовест к заутрени, и я в то время был у заутрени в братском монастыре. Около того монастыря, и по воротам градским, и по стенам во время утреннего пения было не мало стрельбы из пушек, также и у иных приходских церквей благочестивых во время великоденской утрени была пушечная пальба не малая. Могилевские жители к утрени на Св. Пасху яиц не приносят в церковь. Тогож числа в день Св. Пасхи слушал литургию в братском монастыре в соборной церкви. Святую литургию служил наместник и с ним шесть человек священников да три человека дьяконов, все были в золотом облачении, зело богатом. В то время во всем иконостасе пред всеми св. иконами свеч предивных, золоченых великих запалено было множество, и в самих верхних поясах свеч горело зело премного. А как начали читать апостол, в то время из многих пушек стреляли трикраты. Св. Евангелие читали священники и дьяконы, которые были в службе; всех читало Св. Евангелие десять человек. В алтаре из тех читало два человека священников пред царскими дверьми, в церкви один священник, у четырех столпов четыре человека, от западных дверей до амвона три человека дьяконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Грамота писана в 7203/1694 году, Сентября 14, на имя Гавриила, Архиепископа Вологодского. Кожирова Никольская пустынь Упразднённая, мужеская. Находилась в Костромской Епархии в Галицком уезде. До Штатов 1764 года было за нею 50 душ крестьян. Козеозерский или Кожеозерский Неопалимой купины монастырь Упразднённый, мужской. Находился в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде при озере Коже от которого и название своё получил, расстоянием от Новгорода 920, от Онеги 120 вёрст. В этом монастыре Никон Патриарх был Игуменом, а также в 1603 году пострижен там Преп. Леонид, основатель Устненедумской пустыни (см. Устьнедумская пустынь). До 1764 года было за монастырём сим 442 души крестьян и 139 десятин пахотной земли; а настоятельство Строительское. Добавление из VI тома Кожеозерский Спасский Верхотурский монастырь Мужской. Основан Пр. Корнилием и находился близ Мангазеи и Енисея, на берегу озера Кожера. Козелецкий Богословский монастырь Черниговской Епархии упразднённый девичий. Находился в предместье уездного города Козельца. Строения в нём: 1) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя св. Иоанна Богослова, построенная в 1732 году полковым писарем Грабовским; 2) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Преп. Онуфрия Великого и Петра Афонского с трапезой, построена в 1739 году подаянием доброхотнодателей. По духовным 1736 года Штатам этот монастырь положен в 3 классе, а в 1808 году штат оного переведён в Новомлинский Кербатовский монастырь, и Козелецкий упразднён. Козелецкий Богоявленский монастырь Женский, Черниговской Губернии и Епархии. При уездном городе Козельце, стоит за городом в слободке к находящемуся тут полю. Строения в нём все деревянные. По Именному 1786 года Апреля 10 Указу положен в 3 классе, и управляется Игуменьей. Козелецкий Георгиевский монастырь См. Георгиевский Козелецкий. Козелецкий Троицкий монастырь Черниговской Епархии упразднённый, мужской. Находился в городе Козельце и был приписан к Георгиевскому. Здания в нём: 1) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Живоначальной Троицы, построена около 1730 года Полковником Киевским Дараганом вместо обветшавшей;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

апостол и евангелист первым написал икону Божией Матери. В стихире в праздник Казанской иконы Богоматери (22 октября) поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница». Выдающийся отечественный исследователь Н.П.Кондаков в очерке, посвященном иконе Богоматери Одигитрии, на основании византийских источников писал: «Далее, предание утверждает, что икона эта была писана самим евангелистом Лукою, благословлена самою Божией Матерью – «благодать «моя с иконою сею да будет», послана затем к державному Феофилу в Антиохию и, по перенесении ея в Царьград, поставлена во Влахернском храме. Вся паутина этих преданий сплетена вокруг некоторых исторических фактов, но или разного времени, или иного порядка. Указания на древнее предание о том, что св. евангелист Лука написал икону Божией Матери, относятся еще к VIII столетию: на это свидетельство ссылались, по словам жития, и патрхарх Герман, и послание к Константину Копрониму, приписываемое Иоанну Дамаскину , и послание патриархов к императору Оеофилу. Предание это окончательно утверждается уже в IX веке» (Иконография Богоматери, т.2, М., 1998, с. 153). Согласно преданию, св. апостолом Лукой написаны иконы: 1.Милостивая – Киккская (26 декабря/8 января и 12/25 ноября). Находится на Кипре в Киккской обители. 2.Ченстоховская (6/19 марта). Находится в католическом монастыре на Ясной горе близ Ченстохова. 3.Виленская (14/27 апреля). 4.Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября). Написана на доске стола, за которым совершало трапезу Святое семейство. 5.Одигитри-Смоленская (28 июля/10 августа). 6. Хахульская (15/28 августа). Находилась в Гелатском Успенском монастыре близ Кутаиси. 7.Корсунская (9/22 октября). Принесена св. равноапостольным Владимиром из Корсуни в Киев в 988 году. 8.Иерусалимская (12/25 октября). Подробно об истории этих икон и о чудесах, от них бывших, можно прочитать в книгах: Е.Н.Поселянин.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Писана в Варшаве на Генеральном Сейме лета от Рождества Сына Божия тысяча пятьсот восемьдесят девятого, Апреля двадесять третьего дня. Сия Грамота подлинником на Польскорусском языке с Польским переводом напечатана также под 24. в Белорусском Архиве древних Грамот, изданных в Москве 1824 года, иждивением Канцлера Графа Н.П. Румянцева, а также прописана и в Грамоте Короля Станислава 1765 г. Октября 15, помещенной в книге Преосвященного Георгия Конинского: Prawa у Wolnosci et с. изданной в Варшаве 1767, но только на Прльском языке. 14. Окружная Грамота Митрополита Михаила Рагозы и письма его и письма его и Епископа Ипатия Поцея к князю Константину Константиновичу Острожскому, писанные после измены уже их православию на Брестском Соборе и 1595 года (Перевод с Польскорусского языка из книги Апокризис, напечатанной 1597 г.) МИХАИЛ, Божиею милостию Архиепископ-Митрополит Киевский, Галицкий и всея России. Всем православным Христианам, послушным Божией Восточной Кафолической Церкви высокого и низкого состояния в Епархии Архиепископства нашего живущим, Духовным и мирским, сынам нашего смирения, благодать, мир и милость от Бога всемогущего и Господа нашего Иисуса Христа. Известно творю, что, ведая ваше обо мне предрассуждение, якобы я с некоторыми Епископами некие новые обычаи в Церковь нашу Кафолическую Восточную Греческого исповедания, сверх преданий и правил святых Апостол и святых Отец, ввожу, сим писанием моим уведомляю, что я о том не думал, и ныне думать не хочу, дабы я Закон свой и Веру предал на поругание и был бы отступником своего богослужения, и рукоположение Святейшего Патриарха ни во что себе вменил. О чем вы от меня быв извещены сим моим писанием, сего обо мне не думайте, но непоколебимо в страхе Божием при Вере нашей Христианской и святой Божией Восточной Церкви твердо стоя, не попускайте себя колебать подобно трости бурным ветром; я же обещаюсь с вами не щадя живота моего оную защищать. Впрочем, милость Божия и молитва нашего смирения да будет со всеми вами. Писан в Новогородке 1595 года Сентября 1 по древнему в Никеи Духом Святым уставленному месяцослову. 2) Того ж Митрополита к Киевскому Воеводе Князю Острожскому Константину Константиновичу, из одного письма из Новогородка во месяце Марте 1595 года отправленного, выписаны сии слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Да подал Архимандрит Варсонофий в Приказе Большего Дворца две грамоты, каковы посланы были из Приказа Большего Дворца в Лихвин к Воеводам, первую деда нашего Государева блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея России Самодержца, 133 году, Марта 29 числа, за приписью Дьяка нашего Ивана Васильева к Павлу Кирикрейскому, о снятье тех вод с оброчника. Другую грамоту отца нашего Государева, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержца, 161 году, Апреля 3 числа, за подписью Дьяка нашего Смирнова Богданова к Никите Племянникову, и в первой грамоте 133 году написаны урочища тем рыбным ловлям по дворцовой приходной окладной книге того же 133 году в Оке реке, от Гощова оврага вверх до речки Козельны, до Белевского рубежа, оба берега, и в Упе реке, от устья вверх же до речки до Вацы оба ж берега, и в озерах. В другой грамоте 161 году написано: велено Воеводе Никите Племянникову в Доброй монастырь Покрова Пречистыя Богородицы, вместо вкладу, отказать теж рыбныя ловли в Оке и в Упе реках, и на тех же урочищах, как в грамоте 133 году написано и с упалыми речками. И Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержец, Доброго монастыря Покрова Пречистыя Богородицы Архимандрита Варсонофия с братией пожаловали, велели им и которые Архимандриты и братья впредь в том монастыре будут, владеть в тот монастырь рыбными ловлями по даче 161 году на урочищах тех, которые писаны в грамоте деда нашего Государева, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея России Самодержца, по приходной окладной книге 133 году, и в грамоте отца Нашего Государева Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержца, 161 году, в Оке реке от Гощова оврага вверх до речки до Козельны, до Белевского рубежа, по оба берега, и в Упе реке от устья вверх же до речки до Вацы, оба ж берега, и с озерки и с упалыми речками. Писана в нашем царствующем граде Москве лета 7186 года, Марта в 9 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1843 году, по просьбе жителей Харькова, Святейший Правительствующий Синод с Высочайшего соизволения разрешил чудотворный образ Озерянской Божией Матери на зиму с крестным ходом переносить в Харьков, в Крестовую церковь архиерейского дома, а весной опять относить ее в монастырь. Торжественный крестный ход из монастыря бывает два раза в год: 30 сентября — под храмовой праздник главной Крестовой церкви харьковского архиерейского дома, где св. икона находится в продолжение всей зимы, и 22 апреля — под храмовый праздник теплой церкви Куряжского монастыря, в котором икона пребывает до 30 сентября. В крестном ходе участвует множество богомольцев, стекающихся как из Украины, так и из смежных губерний. Озерянская икона имеет в длину немного более 9, а в ширину 7 1/2 вершков. Она украшена дорогой ризой из чистого червонного золота старинной работы и в 20х годах XIX столетия поновлена на средства генеральши Глазенап. Икона писана на холсте кистью древнего малороссийского художника и сохраняет на себе небольшие складки — следы путевого хранения святыни. Октябрь 1 октября Праздник Покрова Пресвятой Богородицы В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений. Однажды он пришел в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором и частью пояса. Омофор — это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову и которое спускалось до ног. Блаженный Андрей пришел в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвертом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Ее поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Киккская-Милостивая, по преданию писана святым Евангелистом Лукой; с древних времён и доселе на половину закрыта пеленой, от верхнего левого угла и до правого нижнего, так что лика Богоматери и Божественного Младенца никто никогда не может видеть. Находится на о. Кипре, в Киккской обители; копия в Флорищевой пустыни, Владимирской епархии. Празднование 15 Ноября и 26 Декабря. Кипрская, явилась 2 Июня 392г. на месте, где погребён праведный Лазарь: копия в Москве, в Успенском соборе и в церкви святого Николая в Голутвине. Празднование 20 Апреля, 9 Июля и в день Сошествия Святого Духа. Кипрская (другая: по сторонам Богоматери два Ангела с ветвями в руках, а пред Нею коленопреклонённые – преподобный Потапий и мученица Фотиния), Февраль 16, Апрель 20, в селе Стромыни, Богородского уезда, Московской епархии; дана преподобным Сергием его ученику Савве, игумену монастыря Стромынского (бывшего); прославилась с 1841г. Июля 9. Кипяжская, Апрель 20. Киево-Братская, см. Братская. Киево-Печерская (Успение), данная в Константинополе Царицей Небесной строителям Церкви Печерской, 1073г., находится над царскими вратами лавры Киево-Печерской. «Спасена ли чудотворная икона»? спросил Пётр Великий, узнав о пожаре Лавры в 1718г. – «Если спасена икона, то спасена и Лавра». Пред святой иконой, каждую среду, исключая праздников, пред литургией, соборно отправляют Акафист Успению Божьей Матери, при многочисленном стечении народа (Русский Паломник 1888, стр. 389). Киево-Печерская (Божья Матерь с преподобным Антонием и Феодосием), 1085, Мая 3, в Печерской Лавре; в Московском Кремле, в Печерской часовне. Подобны ей: Свенская, Псково-Печерская, Ярославская-Печерская. Киево-Скорбященская, см. Всех скорбящих Радость. Козельщанская,1881, Февраль 21, в селе Козельщине, Кобелякского уезда, Полтавской епархии, в Рождество-Богородицкой общежительной женской обители (Русский Паломник 1886, стр. 242). Список с неё в Москве, в церкви Казанской Божьей Матери, что у Калужских ворот, называется Неисчерпаемая Благодать. Богоматерь изображена в поясном виде, сидящей у стола, с Богомладенцем на коленях; на столе стоит чашка и лежит лжица, как бы в знамение того, что Богоматерь есть чаша, черплющая радость.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

245. Триодь Постная , в четвертку, без конца, 580 д.л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–11 и 34 –46 приписки скорописью: 1) «Сия книга Триодь Спасова домовая что Верхосицкой пустыни»; 2) «Сия книга Менея Спаса Верхосицкой пустыни домовая а подписал сию книгу трудник Яков Фторушин». Рукопись оканчивается неполною службою в субботу 3 недели поста «вечер». 246. Триодь Постная , в четвертку, без начала, 475 л.л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы 474 и 475. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Вологодского уезду от церкви Николая чудотворца что на Сорицах». Рукопись начинается службою в неделю мытаря и фарисея (1–10), а оканчивается службою в субботу третьей недели поста. 247. Триодь Постная , в лист, 507 л.л., полууставом XVII в., с черными заставками и разрисованными буквами (348 об., 360, 506), в кожаном переплете. 22 л. порван с ущербом для текста. Рукопись – список с печатного издания 1650 г., неизвестного до сих пор библиографии, отличного от 662 Каратаева. Оригинал начат писанием в 7157 г. августа 18, а кончен в 7158 г. апреля 25: «А писана сия святая книга глаголемая Триодь Постная в Шуйском городке от руки многогрешного и недостойяаго раба церковного дьячка Дмитрейка Васильева сына Палицына. Вы же отцы и братия учнете сию книгу прочитати или преписывати, и где описахся или недопис... Богу согрубих своим малоумием, и вы Бога ради исправляйте, якоже вас Бог вразумит, a мене не клените и прощению мя о Христе сподобите» (Послесловие на 506–507 листах). На полях внизу листов: 1, 7, 15, 23, 31, 39, 47, 55, 63, 71, 79, 87, 95, 103, 111, 119, 127, 135, 143, 151, 159, 167, 175, 183, 189 приписка скорописью: «Лета 7159 генваря во 2 день сию глаголемую книгу Триодь Постную положила в дом Живоначалной Троице и святителю Христову Николе в Шуйском городке на городовой стороне на площади Шуйского же городка вдова Улита Федорова дочь Мининская жена Куковера по душе своей и по своих родителех в вечный поминок а кто помыслит сию глаголемую книгу Триодь Постную от церквей Живоначалные Троицы и святителя Христова Николы вынести али какую хитрость учинить и того Бог судит во оном веце на праведанем своем суде а подписал по повеленью вдовы Улиты многогрешный раб Шуйского городка церковной дьячек Дмитрок Палицын».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

конф. 2001-2002 гг. Вел. Новгород, 2002. Ч. 2. С. 13-17; Рябов А. Н. Иов, митр. Новгородский, уроженец с. Катунки Нижегородской обл. Н. Новг., 2008. А. К. Галкин Иконография Гравюра с изображением И. была опубликована в 1861 г. в ж. «Странник». И. показан старцем в белом куколе и мантии с истоками, на груди - панагия, правой рукой благословляет, в левой держит четки и посох. У него раздвоенная борода до груди. Внизу листа подпись: «Смиренный митрополитъ Ib». Там же приводятся сведения о том, что гравюра сделана с портрета, полученного от ректора Новгородской ДС архим. Макария (Миролюбова; впосл. архиепископ Донской и Новочеркасский). На его оборотной стороне была надпись: «Подлинный портрет писал постриженик Софийский монах Геннадий Смоленский. Писана персона рачением Хутыня монастыря архимандрита Вениамина, апреля в 1 день 1720 года. Оный преосвященный митрополит Иов росту был двух аршин шести вершков с половиною». Д. А. Ровинский приводил сведения о картине, где представлено бракосочетание царя Петра I и Екатерины I в 1712 г., на к-рой И. изображен в рост, благословляющим супругов ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 562-563). В Румянцевском музее среди 302 портретов русских деятелей находился карандашный портрет И. (Там же. Т. 4. Стб. 228). В 2008 г. на основе гравюры, опубликованной в ж. «Странник», Т. А. Черепановой был выполнен ряд портретов И. в различных живописных техниках (акварель, масло; частное собрание). Лит.: Чистович И. А. Новгородский митр. Иов: Жизнь его и переписка с разными лицами//Странник. 1861. Февр. С. 61-145; Рябов А. Н. Иов, митр. Новгородский, уроженец с. Катунки Нижегородской обл. Н. Новг., 2008. С. 2, 8-9, 117. А. Н. Рябов Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ИОНА (Сысоевич; ок. 1607-1690), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г.

http://pravenc.ru/text/578172.html

26 апреля 1998 года VIII. Проповедь после акафиста иконе Божией Матери «Взыскание погибших» Сегодня в чтении акафиста я хотел бы обратить ваше внимание, братья и сестры, на икос восьмой: «Все житие наше на земли болезненно и печали исполнено от клеветы, досаждения, укорения и иных многовидных бед и напастей. Немощствует бо тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, Богомати, пред пречистою иконою Твоею припадающе. Исполни радости и веселия скорбныя сердца наша, да вопием Ти: радуйся, Путеводительнице, к Небесному Отечеству нас руководящая. Радуйся, Царице неба и земли, врата райская нам отверзающая. Радуйся Милостивная, нас милующая. Радуйся, Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Радуйся, руно орошенное, еже Гедеон предвиде. Радуйся, блаженное чрево, невместимого всеми Бога вместившее. Радуйся, Неопалимая Купино. Радуйся, Нерушимая Стено. Радуйся, Живоносный Источниче. Радуйся, Цвете Неувядаемый. Радуйся, Умягчение сердец злых, радуйся, Умиление благих. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, Погибших Взыскание и всех скорбящих радосте». Вот, братья и сестры, казалось мне, что эта часть акафиста, составленная десятилетия, – столетия – тому назад, писана именно для нас – для вас – для нашего времени, ибо многих печалей, многовидных бед и напастей исполнено наше время. Но я хочу обратить внимание на слова: «Радуйся, Домостроительнице, житие наше добре устрояющая». Господь неоднократно в Своих притчах и поучениях приводил пример дома, как образ нашей жизни. И действительно, что дороже – после жизни – для человека? Это его дом. И вспомним, как завершает Свое наставление в Нагорной проповеди, в Евангелии от Матфея, Господь Иисус Христос. Он говорит: «Кому уподоблю мужа мудрого? Муж мудрый строит дом свой на камне. И подули ветры, и пошли дожди, и налегли на дом тот, и он устоял, потому что был на камне. И кому уподоблю мужа неразумного? Тому, кто строит дом свой на песке. И подули ветры, и налегли дожди. И не устоял дом тот, и разрушился, и было падение его великое» (См.: Мф.7:24–27 ) . Апостол Павел в послании к коринфянам тоже много говорит о «доме» верующего, следующего за Христом. И говорит: «Кто мудрый строитель? Тот, который точен, который верен и не нарушает правил построения». (См.: 1Кор.3:10 ) А апостол Петр, более того, говорит, что все вы, верующие, вы – камни дома Божия, живые камни, из которых слагается живое здание – Церковь. (См.: 1 Пет.2:5 ) И вот об этом-то и позаботился мудрый создатель акафиста, который с такой любовью и усердием мы поем здесь, напоминая нам, что Матерь Божия – Домостроительница как нашего личного спасения, так и Созидательница нашего общества и нашего Отечества. И недаром называют Россию Домом Пресвятой Богородицы. И многократно мы празднуем в честь Ее икон праздники в наших храмах, и единственный во всем мире праздник – Покрова Пресвятой Богородицы. Задумаемся над этим, братья. Я думаю, что и слова мои здесь излишни, потому что каждый из нас знает, как строить дом Господень – по заповедям Его.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010