Из прежних псаломщиков известен Иоанн Федорович Беляев, обучавший крестьян церковному пению и уставу; в 1871 г. он переведен в С.-Петербург, в диаконы к Никольскому собору. Церковных домов два, одноэтажные. Из пяти сторублевых билетов – четыре от о. Алексея Колоколова и один от крестьян. С 1858 года положено священнику 150 р. в год, а дьячку – 70. Из них 120 р. казенных и 100 р. от прихода. С 1872 г. прибавлено священнику 10 р., с 1874 и 1879 г. прибавлялось по 20 р. сер. Ныне священник получает 240 руб. псаломщик 80 р. Церковной земли 33 дес., нарезанных в 1874 г. Всех прихожан муж. пола 424 и женск. 474. Школа в Хотове церковно-приходская. Учит священник, а ему помогает грамотный крестьянин. Сельские праздники бывают: в день Тихвинской Божией Матери, 29-го июля, 9-го мая, 28-го июля. 23-го апреля и 2-го июля. Часовни находятся: в Хотове – во имя священном. Власия, в Молчинской горке и Твердове – во имя св. Николая, в Залесье – во имя Параскевы. Церковь Владимирской Бож. Матери в Глажеве Село Глажево в 100 вер. от Петербурга и в 50 вер. от Новой Ладоги, стоит на месте, прежде богатом «глажами» или морошкою, отчего село и получило свое имя. А может быть оно названо так потому, что расположено на гладкой и несколько возвышенной местности, с которой, во все стороны, открывается «гладь». Село находится на левой стороне Волхова, близь дороги, ведущей от Чудова в Новую Ладогу. Кроме Волхова в приходе есть речка Влоя, впадающая в Волхов в 5 вер. от Глажева. По народному преданию, первая бывшая здесь деревянная церковь Владимирской Божией Матери сгорела в 1809 году. А так как эта церковь была уже ветха и находившаяся в ней храмовая икона Владимирской Божией Матери была писана в 1691 году, то можно предполагать, что сгоревшая в 1809 г., церковь была или первоначальною в здешнем погосте, или, по крайней мере, весьма древнею. На место сгоревшей построена нынешняя каменная церковь, которая, будучи обновлена после пожара в 1812 году, стоит в том виде до ныне. На постройку ее было, по сказанию прихожан, собрано по 15 р. асс. с души, да церковной суммы было употреблено до 3,000 р. асс. Храм сооружен Петербургским купцом Насильем Садофьевым. Антиминс в церкви старинный, льняной, освящен Аароном, еписк. Корельским и Ладожским в 1700 г. Он сохранился от сгоревшей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Прекраснейшую и поучительнейшую книгу Вашего Преосвященства я читаю именно в настоящие дни и дошёл уже до 271-й страницы. Земное поклонение должно быть Вашему Преосвященству от обоих Московских Викариев (от Можайского сие в настоящий же раз и исполняется): это инструкция и настольная книга для них. Приведи, Господи, Московским Викариям жить всегда так, как жили два Викария, трогательная дружба которых изображена в книге Вашего Преосвященства. Чистота, откровенность, благородство, твёрдость Вашей благороднейшей души – здесь как в зеркале. Возрадовался, верю, Ваш знаменитый друг в обителях небесных о Вашем чистом о нём слове. Возрадовались и многие близкие ему по духу и великое благодарение воздают Вашему Преосвященству; я это слышал, а Ваше Преосвященство, надеюсь, имеете письменные о сём уверения. Смиренно испрашивая себе Архипастырского благословения и святительских о моем недостоинстве молитв, с глубочайшим почитанием и совершеннейшею преданностью имею счастье пребыть Вашего Преосвященства, Милостивейшего Архипастыря, Отца и Благодетеля смиренный послушник Алексий Епископ Можайский. —738— 1878 г. Позвольте, Преосвященнейший Владыко, указать ещё одну, по-моему, знаменательную случайность, или совпадение: 30 апреля 1870 года было первое заседание Комитета о преобразовании духовно-судебной части, где и я был; 30-го апреля 1878 года – моя хиротония во Епископа“. Преосвященный Алексий, в мире Александр Феодорович Лавров-Платонов, по окончании курса в Московской Д. Академии в 1854 г. первым магистром, оставлен был при академии на должности бакалавра по кафедре церковной словесности и канонического права. В 1864 г. получил звание экстраординарного профессора. В 1872 г. вызываем был в СПб. для участия в Комиссии по делу церковно-судебной реформы. 16-го ч. получено было мною письмо из Костромы. Писал мне от 12-го числа молодой преподаватель Семинарии Николай Александрович Заозерский 3126 , мне в то время вовсе неизвестный: „Имею честь представить Вашему Преосвященству мою книгу: „Церковный суд в первые века христианства“ 3127 ; она писана на соискание учёной степени магистра Богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Полнощниц поемъ в ке глаголемъ каисм -ю. по а-мъ тристомъ тропарь: Блгобразный по в_мъ тртомъ: глаголемъ: кондакъ: Иже бездн: Гди помилй И пстъ дн и по обычаю: 20-й Копия с чина священнослужения, Архимандритом Киевопечерския Лавры совершаемого, по коему совершается и здесь священнослужение Архимандритом. Писана скорописью 1790-го года в лист на 9-ти листах. Внизу по листам с 1-го по 9-й следующая скрепа: «сей чин священнослужения от Киевского митрополита и Лавры св. Архимандрита Самуила получен мною Платоном Архимандритом Воскресенским по требованию моему 1790-го года Апреля 8-го дня, который и храним быть должен в ризнице или Библиотеке на всегда». На 9-м листе в конце сего чина скреплено так: «Сей чин свидетельствовал и скрепил находящийся у дел Киевопечерския Лавры соборный иеромонах Ефремъ». Сей чин напечатан при описании Киевской Лавры, печатан. 1831-го года на стр. 57 – 65. Из рукописного же хранящагося здесь выписываю немного сначала и с конца: лист. 1-й. «В день Воскресный, торжественный или праздничный, когда имеет совершить Архимандрит священнослужение, чередный иеромонах с диаконом, приняв на утрене, во время чтения первого часа, от Архимандрита благословение, отправляет в надлежащее время обыкновенную проскомидию. Приспевшу же времени литургии начинается в приличный колокол благовест. Услышав оный, назначенные к священнослужению иероманахи и иеродиаконы собираются в мантиях в прихожую архимандричью келью, приносится туда жезл обвязанный сулком, то есть платком шелковым, и поставляется в пристойном месте. Егда же все соберутся, и время литургии приближится, тогда перводиакон в мантии идет ко Архимандриту и возвестит о собрании оных, износит святый крест, и в той кельи, где собрались, на пристойном полагает месте, потом, возвратясь ко Архимандриту с подьяком, возлагает на него мантию и тако Архимандрит исходит к служащим. Перводиакон начинает читать: Достойно есть. По совершении отпуста прием Архимандрит св. крест и, приложась к оному, поднесет и служащим из своих рук лобызать оный. Перводиакон чтет многолетствие. По окончании оного Архимандрит с жезлом идет в церковь , предшествующим ему служащим, Архимандриту же последующу; во время сего шествия бывает звон во вся колокола».

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Писано от рождества христова 1678-го апреля 1 день. Стр. 461: Список с листа салтана турского, писан в Чигирин х казаком июля в 7 день 1678 году. Стр. 461–462: К салтану турскому ответ из Чигирина от Козаков. Стр. 462–463: Список с листа, каков писал турской салтан цесарю Леополдусу. Стр. 463–465: Список с цесарской грамоты, какова писана ко турскому султану. Стр. 466–468 пустые. Стр. 469–475 (1682 г., мая 15): Надворныя пехоты челобитие в бунтовании на Москве. ...Во 190 году майя в 15 день. Стр. 476–482 пустые. Стр. 483–545: Ввождение в Космографию и ея части. Перевод с латинского отца Епифания. Сгр. 546–550 пустые. Стр. 551–593 (1685 г., марта 18 – июня 20. – Переписная книга Воскресенского Новоиерусалимского монастыря): Описание великие церкви Воскресенского монастыря Новаго Иерусалима 193-го марта в 18 день, с подлинной переписной книги, по оуказу великих государей переписи Сыскных дел приказу дьяка Бориса Остолопова, а та переписная книга в Воскресенском монастыре в казне за ево дьячею рукою. А тот Воскресенской монастырь и великая церковь строение святейшаго Никона патриарха ... Писано в монастыре Воскресенском лета 7193-го месяца июня в 20 день, верно. Стр. 594–606 (1685 г., января 15. – Описание царского похода в Воскресенский Иовоиерусалимский монастырь): В лето 7193-го генваря в 15 день великий государь царь и великий князь Иоанн Алексеевич ь всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец и тетка езо государева великая государыня благородная царевна и великая княжна Татияна Михайловна со благочестивыми царицами и со благородными царевнами, по благому намерению свому. итти соизволиша из царствующаго града Москвы ко освящению великия новозданные каменныя церкви во обитель Новаго Иеросалима живоноснаго Христова Воскресения. А шли болшою Савинскою дорогою на дворцовое свое село Павловское, а из Москвы пошли в час ночи, вечернее и утренее кушанье было в селе Павловском. (Далее описание похода). На стр. 605: А после их государского походу Государственнаго Посолского приказу оставлен подъячей Иван Иванов да живописец Карп Иванов, а велено им той великой каменной церкви учинить чертеж и места все описать и измерять подлинно, и подписание списать по местам таково ж, как и в новоосвященной церкви с подобия Иеросалимгкой церкви строено, и меру всему снять, и что на таблицах подписано и в подписях на колоколах вылито, описать же, и прежней деревяной образец той церкви из Воскресенского монастыря взять и привести к Москве в Государственной Посолской приказ, и тот чертеж подать и образец объявить боярину князю Василью Васильевичю Голицыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Писано: если кто видел небо и небо небеси, и все звезды, а солнца не видал, тот еще ничего не видел; но когда увидит солнце, возрадуется и прославит сотворившаго его. Солнце же наше, правоверных Христиан, в нынешние дни, ваша Царская милость, и кто видит Царское лице, возрадуется и прославит Живодавца Бога, который дал тебя во утверждение просвещения Восточной Церкви Христовой, как солнце, светящее над всеми звездами. И ныне, благодатию Спасителя Бога, достигши, с великим трудом, ради моей старости, в пределы Царской твоей державы, предпосылаю тебе сие мое писание: изволишь ли мне придти к тебе, пожелать тебе здравия, посетить и благословить тебя и всех в области твоей Христиан, сущих о Христе братий? ибо писано: «приемляй Пророка во имя Пророче, мзду пророчу приемлет»; также и приемляй Патриарха, во имя Патриарха, мзду патриаршу приемлет. Бог же мира, да будет стражем твоим, во всех путях Царскаго твоего православия. Аминь.» Грамота писана 1586 года Апреля 12-го. Июня 17-го приехал Патриарх в Москву и остановился на Никольском крестце, на дворе Федора Шереметева; 25-го Июня пригласил к себе Патриарха Государь, и за ним посланы, что весьма странно, летом сани митрополичьи. Патриарх вышел у Благовещенской паперти, принимал же его Государь в подписной золотой палате, в царском платье; при нем были бояре и окольничие, в золотном платье; на крыльце встретил Патриарха дьяк посольский, Андрей Щелкалов, и явил его Государю. Царь встал с престола и встретил его за сажень от своего места; Патриарх благословил Государя, а Государь спросил его о здоровье. Патриарх отвечал: «что Божиею милостию и его Государевым жалованьем, дошел до его Царствия здорово», и подал ему грамоту от Патриарха Царьградского; от себя же в дар принес мощи Св. Апостола Анании, священномученика Игнатия Богоносца , великомученика Георгия и мучеников Киприана и Иустинии. Государь звал Патриарха к себе обедать и посадил его близ себя, на другой лавке, по правую сторону, а до обеда велел сходить в соборную церковь к Митрополиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На листе, приклеенном к нижней доске, запись «лета 7065 (1557) апреля (1) куплена у Ивана у Данилова, дана 4 рубля з гривною. На л. 428 об. внизу запись XVII в. «поп Юрьи Захарвин сын продал есми половину Пролога Ивану Влижнику и рук приложил. 19 Среди обычных греческих памятей, отметим следующие славянские и русские св. Вячеслава чешского (4 марта), Слово о Исакии мнисе (печерском затворнике – из Патерика) 27 апреля, пренесение мощем святую славную мученику Бориса и Глеба – 2 мая; успение преподобного Феодосия печерского – 3 мая, на это же число положено слово от жития Феодосия о явлении ему Богородицы; слово о Антонии чреноризци, бывшем в Руси, начальнику Печерского монастыря; преподобного Мефодия епископа моравского; слово о Мартыне мнисе, иже бе Турове, у церкви святою мученику, един жевый о Бозе. Нач. Некто старец именем Мартин бысть прежде повар епископом туровским Семиону, Игнатию, Иакиму. Сего епископ Георгий свободи старости ради и бысть мпих. Успение блаженной книягини Ольги – 11 июля; блаженных мучеников – Варяга и сына его Иоанна, – убиенных в Киеве. – 12 июля успение блаженного и великого князя Владимира – 15 июл; память святых мученик, иже в Болгарии – 23 июля; страсть св. Бориса и Глеба – (начальник убийц Глеба назван Горясером) – 24 июля пренесение гробом Бориса и Глеба 11 августа. Кроме житий, в Прологе есть русские слова, поучения, повести и рассказы. 5 . Сборник 1562 года. Рукопись 8, полууст., 481 л., в старинном кожаном переплёте. На лл. 17–24 запись: «сию книгу авва Дорофеа дал Пречистой Богородици в Свинской манастырь Троицы живоначальной Сергиева монастыря архимадрит Феодосей 7100 (1592)-го, а писана сея в год 7070 (1562)-го». На 1 л. почерком XVII в.: « авва Дорофей да Петр Дамаскин , дал Феодосей». На верху л. 1 надпись: «сия книга Дорофея». Название Дорофея дано Сборнику потому, что боьшую часть Сборника занимают асктеические творения аввы Дорофея. По описи 1681 года рукопись эта – книга Дорофея в полдесть – значится под 5. л. 1. Начала статьи нет: нач. «и плотские мысли да блюдися, егда когда тех приати помыслиши, их же отметанием отвержеся».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

И Мы, Великий Государь, за усердное-желательное твое к Нам, Великому Государю и ко всему христианскому народу, радение в даче из домовой твоей казны вышеописанного числа на жалование ратным людям денег, жалуем милостиво и премилостиво похваляем; за которое твое усердно-желательное радение и впредь Нашего Величества милость к тебе, Богомольцу Нашему, будет неотъемлема, и как к тебе ся наша Великого Государя грамота придет, и тебе, Богомолец наш, Преосвященный Митрофан, Епископ сию Нашу Царского Величества милость к себе за твое вышеупомянутое радение ведал; потому же и впредь имел надежду. Писана лета 1700 апреля в 20 день. Скреплена Дьяком Никитой Полуниным, а справлена Иваном Губиным» (Голик. дополн. к деяниям Петра, т. 17). В это же время, к торжественному спуску на воду корабля «Предестинация» (Божие предопределение) вызваны были Петром из Москвы в Воронеж Царевич Алексей Петрович, Царевна Наталья Алексеевна, знатные бояре с их женами, и многие дамы, и девицы немецкой слободы. 28-го апреля 1700 года, «Предестинация» с великой церемонией была спущена на воду в присутствии московских гостей. Но это был, кажется, последний торжественный спуск кораблей в Воронеже при жизни Святителя. Из Воронежа Петр немедленно отправился в Москву, куда призывала его война с Шведским королем Карлом XII; но и среди военных походов, Петр не забывал о Воронеже и часто писал туда к Апраксину о построении судов и о военных делах. После несчастной для Русских битвы с Шведами под Нарвой, Петр, в конце 1700 года, имел свидание с своим союзником, Польским Королем Августом в Биржах. Здесь было положено увеличить число кораблей и сухопутных войск, и для этого нужно добывать деньги 15 . В марте из Москвы, Петр отправился в Воронеж посмотреть, на строившиеся там, корабли, так нужные для войны. И здесь, Святитель Митрофан вторично сделал подаяние на Адмиралтейство и, – снова награжден был царской похвальной грамотой 16 . Святитель выдал на строение кораблей из домовой своей казны 3000 рублей. В Воронеже Государь провел праздник Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Но так как игумен (на свое несчастие) сделал свое заявление, то и начато было Конторою дознание или расследование 639 . Присланную копию службы она поручила рассмотреть сведущему лицу, с тем чтобы лицом этим было достоверно освидетельствовано, «не имеется-ль в ней (службе) церкви св я тей какой противности или чего склонного к расколу», а во Владимирское Духовное Правление послало указ, которым требовало, «всесовершенно и всеприлежно, как наискорее, исследовав, прислать в нее – Контору известие: та служба кем имянно сочинена и давно-ль писана и по нее празднество с коих имянно времен, а особливо служба с чьего позволения писменного или же словесного отправляется, и буде какие тому позволению записки или приказании отыскаться могут, со оных приобщить за достодолжным свидетельством копии, особливо же о том справиться по записным того монастыря, в коих тому уповательно быть записану, книгам, при том же изъяснить: гробница внутри ль земли под спудом или же поверх земли находится, и буде поверх земли, то каменая ль или деревянная и нет ли в той церкви при гробнице или в других местах какого о той раке подписания, то и с него приложить копию». Чем кончилось расследование после донесения о службе сведущего лица и после дачи монастырем посильных ответов на предложенные ему чрез Правление вопросы Конторы 640 , остается неизвестным, потому что не имеется его окончаний. Но так как преп. Косма Яхринский и после расследования остался тем же местным святым, каким был до него, то нужно думать, что – ничем или что полученные Конторою донесения были приняты ею, и после нее св. Синодом, к простому сведению. Епископ Костромской Сильвестр Кулябка в своем доношении св. Синоду от 24-го Апреля 1746-го года о мощах святых, находящихся в Костромской епархии, высказывает свое общее мнение о так называемых несвидетельствованных мощах святых. Вот это мнение, из которого видно, что иногда выдаваемы были за раки с мощами святых простые или пустые надгробницы над могилами неизвестных умерших: «Понеже между свидетельствованными и прочими объявившимися (мощами?) оказались называемые мощми таковые, о которых не токмо свидетельств или каких о чюдесех записок имелось, но и кто имянем и того не явно, а называют мощми, видимо, потому, что издавна над оными в церквах и под церквами поставлены гробницы, и на других наложены образы, иные по единому в церковных стенах имению, что мне весьма сомнительно и во мнению моему, за силу моей присяги, таковые несвидетельствованные гробы за святыню почитать не надлежит, и те гробы снять и сровнять (места) в церквах с помосты, (а) при церквах (с) землею, образы наименованные в подобие тех якобы святых изъять, а дабы расколником не подать причины к поношению по их мудрованию иконоборством, того для те образы оставить в прежнем состоянии, точию наименование згладить, а написать наименования протчих святых, подобных оным..., а в тех церквах оные ставить ли, – заключает Сильвестр свое мнение обращением к Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Наряду с предметами убранства в келии П. Т. сохранились принадлежавшие ему иконы: Спасителя с предстоящими (с надписью: «Поновлино рабом Божиим Павлом сия икона в 1852 году апреля 1»), преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (с надписью: «Сия икона сооружена рабом Павлом в 1820 году»), свт. Николая Чудотворца (с надписью: «Сия икона писана в 1848 году апреля 10-го дня от раба Павла»). На обратных сторонах Казанской иконы Божией Матери и образа равноап. Марии Магдалины имеются надписи, свидетельствующие о том, что иконы были освящены в 1890 г. в г. Кронштадте св. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым). 20 июня 1999 г. П. Т. был прославлен в лике местночтимых святых Ростовской епархии, его мощи крестным ходом перенесены из часовни в Никольский храм. 2-3 февр. 2016 г. Архиерейский Собор РПЦ принял определение о всецерковном почитании П. Т.; 16 апр. 2016 г. утверждены тропарь, кондак и молитва, 14 мая 2018 г.- акафист святому. Во имя П. Т. 14 февр. 2016 г. освящен храм в пос. Матвеев Курган Ростовской обл. Частицы его мощей имеются в Серафима Саровского преподобного мужском монастыре с. Новомакарова Грибановского р-на Воронежской обл., в кафедральном Знаменском соборе г. Кемерово, Троицкой ц. г. Петропавловска-Камчатского, в храме иконы Божией Матери «Целительница» г. Ростова-на-Дону, в Никольской ц. с. Николаевка Неклиновского р-на Ростовской обл., во Владимирском соборе-усыпальнице г. Севастополя, в мон-ре во имя Ассирийских отцов с. Дзвели-Канда (Грузия), в обители Пантократор на Афоне, в храме арх. Михаила в г. Альтеа (Испания), на Патриаршем подворье в г. Бари (Италия), а также во мн. храмах и обителях Украины, в т. ч. в Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Ист.: Жизнеописание народного благодетеля прп. Павла. М., 1911; то же, изм. загл.: Блж. Павел Таганрогский: Сост. послушницей блаженного старца Павла М. Цурютиной по рассказам знавших его людей. М., 2000. Лит.: Филевский П. П. История г. Таганрога, 1698-1898. Таганрог, 1996; Гаврюшкин О. П. Отблески золотых куполов. Таганрог, 1999; Св. блж. Павел Таганрогский. Таганрог, 1999; Фетисов Т., свящ. Из истории православия в Таганроге. Таганрог, 2000; Свет радости в мире печали: Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф [Чернов]/Сост.: В. В. Королёва. М., 2003; От земли до неба: Чудеса и житие блж. Павла Таганрогского. Р.-н/Д., 2004; Николай (Феодосьев), архиеп. Под сенью благодати Божией и под Покровом Божией Матери. Афон, 2014.

http://pravenc.ru/text/2578577.html

В 1686 году, 7-го мая, князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении последняя была встречена государями Иоанном, Петром и царевной Софией. В настоящее время Донская икона находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от царских врат. Писана она на кипарисовой доске и имеет в высочу 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, которые приняли ее за медную. В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также — в городе Стародубе Черниговской губернии; в г. Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии. Донская икона в Софрониевой пустыни Донская икона Богоматери была принесена в Софрониеву пустынь 3-го апреля 1733 г. одним пришедшим из Черкасского города (т. е. Новочеркасска) донским казаком, по имени Иоанном Коловертовым. Этот казак рассказывал, что он уже давно дал слово принести этот образ Богоматери в Софрониеву пустынь, но вот уже несколько лет не мог исполнить обещания. В 1732 году у него неожиданно и неизвестно отчего заболела голова и левый глаз. В это время пришла к нему одна вдова, по имени Татьяна, и рассказала, что во сне она видела Богородицу, и Она приказала объявить больному Иоанну, чтобы он немедленно же исполнил свое обещание и отнес Ее образ в Софрониеву пустынь. Казак повиновался: он начал собираться в путь и тотчас же почувствовал исцеление от своей болезни. Оставив образ Богоматери в обители, он просил поставить его по правую сторону от царских врат. 22 августа Грузинская икона

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010