Сотная выпись писца Семена Коробьина да подьячего Федора Стогова 136-го, и 137-го, и 138-го годов на монастырскую вотчину на деревню Боброво с деревнями за печатью писца Семена Коробьина. За приписью подьячего Федора Стогова. Межевая книга 193-го году межеванья князь Афонасья Вяземского да подьячего Григорья Васильева на монастырские вотчины за рукою подьячего Григорья Васильева. Меновная запись на Тимофея Матвеева сына Островского в трех долях деревни Максимцова со всеми угодьи и с хоромным, и з дворовым строением. Писана на Ивановской площади лета 7134-го февраля в 4 день за руками. (Л. 35 об.) Зделочная запись на Павла Иванова сына Селинского в земляном владенье. Писана 156-го апреля в 14 день. Выпись с вологоцких писцовых книг писма и меры писца Семена Коробьина да подьячего Федора Стогова 136-го, и 137-го, и 138-го годов на пустошь Метельниково. Дана та выпись из Поместного приказу во 191-м году для вотчинного владенья за приписью дьяка Дмитрея Федорова. Писал подьячей Иван Дорофеев. Межевая полюбовная записка Корнильева монастыря игумена Авраамия з братьею Нуромского монастыря с ыгуменом Серапионом з братею ж меж деревнею Посадниковым и Комаровскою мелницею. Писана во 195 году июня в 13 день за руками. Выпись с межевых книг на деревни Чижевку да Грязовку за печатью вологодского воеводы Федора Тышкевича за приписью дьяка Ивана Горяинова. Справа подьячего Федора Семенова. Писана во 183-м году. Меновная запись на Андрея Романова сына Кочкарова в пустоши Мятелникове. Писана на Вологоцкой площади 192-го году февраля в 28 день за руками. Поступочная запись ево ж, Андрея Кочкарова, в трех четвертях пустоши Доровинке. (Л. 36) Писана на Вологоцкой площади 192-го февраля в 28 день за руками. Запись меновная на Богдана Иванова сына Ясановского да Ивана Демидова сына Толбугина на две трети пустоши Кишкина. Писана на Вологоцкой площади 206-го февраля в 3 день за руками. Запись меновная на Родиона Федорова сына Островского в трех долях деревни Максимцова. Писана на Ивановской площади 204 году февраля в 20 день за руками.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Писано 7192-го году июня в 30 день. На подлинной великого государя грамоте припись дьяка Никиты Полунина, справа подьячево Петра Антонова. Грамота царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Росии. Велено с монастырской их вотчины за смоленской хлеб денгами по прежним письмам с пуста не имать. Писана 7122-го году июля в 17 день за приписью дьяка Василья Семенова. Грамота царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Росии. Велено всякие платежи имать с крестьян по дозорным книгам Петра Ушатова да подьячево Савина Нефедьева. Писано 7122-го году генваря в 15 день (Л. 121 об.) за приписью дьяка Павла Матюшкина [k]. Грамота царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Росии на рыбные ловли на реке на Сухоне на устье у Кубенского озера ез, писана 7152-го году августа в 31 день. На подлинной великого государя грамоте припись дьяка Ивана Федорова, справа подьячево Якова Леонтьева. Грамота князя великого Ивана Васильевича всеа Росии жаловальная на рыбные ловли за красною вислою печатью, писана 7042-го году февраля в 8 день. Грамота царя и великого князя Василья Ивановича всеа Росии того же монастыря на рыбные ловли на речке на Сухоне и на сенные покосы по обе стороны реки Сухоны на усть Пучкасы, писана 7115-го году августа в 22 день за приписью дьяка Андрея Иванова. Грамота царя и великого князя Алексея (Л. 122) Михайловича всеа Росии того же монастыря на рыбные ловли на реке на Сухоне, писана 7155-го году февраля в 23 день. На подлинной великого государя грамоте припись дьяка Давыда Дерябина, справа подьячево Кондратья Парскова. Грамота царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Росии о месте с Корнильевым монастырем чтоб глушицким властем по степеням стоять бы выше Корнильева монастыря, писана 7155-го году марта в 6 день. На подлинной великого государя грамоте припись дьяка Давыда Дерябина, справа подьячево Власа Андреянова. Грамота великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Росии жаловальная: с мытов и с перевозов пошлина не имать, писана 7122-го году генваря в 9 день.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Филарет Никитич управлял делами, сие явствует почерк его руки в Шведском 8 столпу, 1632-го ген. 11-го 9 . 7139-го генв. 26-го умре мать государя, великая старица Марфа. 7142-го ок. 1-го умер патриарх Филарет. 1634-го апр. 25 сильный в Москве пожар. 7153-го июл. 12-го в 3-м часу ночи царь Михаил Феодорович скончался, в самый день рождения своего, жил 50 лет. 7153-го сент. 28-го коронация царя Алексея Михайловича. 7155 февр. 14-го назначил было жениться на Евфимии 10 дочери Рафа Родионовича Всеволожского, но сей брак не состоялся. 7156-го генвар. 16-го брак с Марией Ильиничной Милославской, которая 7177-го мар. 3-го в субботу за полчаса до отдачи скончалась после родов. – 1652-го фев. Никон и Хованский посылаются по мощи Филипа. – 1671-го ген. 22-го брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая скончалась 1694 ген. 25. – 7184-го ген. 30-го (а по иным ген. 29) в 4-м часу ночи скончался царь Алексей Михайлович, царствовал 30 лет, 6 месяц., 18 дней. NB. О жизни его vide excerpta 11 в доношении из Конторы в Коллегию 1737-го июля 6-го 12 . Царь Феодор Алексеевич родился 30-го мая 1661-го года. Вступил на престол 7184-м ген. 30-го. Короновался июн. 18-го. Сочетался браком с Агафьей Семеновной Грушецкой 7189-го июл. 18-го. Скончался 27-го апреля 7190-го года. Царствовал 6 лет, 2 месяца, 27 дней. Петр первый родился 30-го мая 1672-го. Избран на престол 27-го апреля 7190-го. – Мая 15-го Стрелецкий бунт. – Мая 23-го вступление на престол обоих царей Иоанна и Петра. – Мая 29-го, соуправительницей учинилася сестра его царевна София. – Июня 25-го коронация обоих государей. – Июля 5-го бунт раскольничий. – 1689-го ген. 28-го Петр женился на дочери окольничего Лопухина Евдокии Феодоровны. – Сентября царевна от правления отрешена. – 1690-го февр.19-го родился царевич Алексей. – Царица Евдокия Феодоровна скончалась в 13 Москве 27-го авгу. 1731-го году. – Князь – игуменья Раевска, архиерейша Бутурлина 14 . – 1712 фев. 19 брак царя Петра I с Екатериной Алексеевной чрез венчание торжественно в С.-Пбурге совершился (Vide Меншикова письма к князю Долгорукову 15 . – 1724 мая 7 коронация Екатерины I. – Скончалась 6 мая 1727 в 9 часу по полудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Росии жаловалная грамота на деревню Мартаково з деревнями за красною веслою печатью. Писана 7130-го году октября в 30 день. Припись дьяка Семена Головина. Справа подьячего Ивана Горохова. Великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Росии жаловалная грамота на вологодской двор, что на Изосимском берегу подле Евфимьевского двора. Писана 7102-го году февраля в 28 день. А которого дьяка припись, того не написано. Великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца жаловалная грамота с прочетом. Велено конские пошлинные деньги збирать на монастыре. Писана лета 7182-го февраля в 20 день. Припись дьяка Василья Бобинина. Справа подьячего Бориса Протопопова. (Л. 34 об.) Великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца жалованная грамота. Велено с товаров, которые бывают на ярмонке в том монастыре, пошлины имать в монастырскую казну. Писана 188-го июля в 6 день. Припись дьяка Ивана Шапкина. Справа подьячего Ивана Уланова. Великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцев жаловалная грамота с прочетом. Велено с товаров, которые бывают в Нуромском монастыре, пошлинные деньги имать в монастырскую казну. Писана 7192-го апреля в 15 день. Припись дьяка Петра Иванова. Справа подьячего Ивана Алексеева. Великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца, грамота с прочетом Вологодского уезду Обнорской волости Спасова Нуромского (Л. 35) монастыря десятой денги с шалашей имать не велено. Писана 7208-го декабря в 24 день. Припись дьяка Алексея Горчакова. Справа подьячего Аксена Васильева. Сотная выпись писца Федора Измаилова да подьячих Якова Абросимова, Михаила Бухарова 129-го году февраля 22-го числа на Нуромской монастырь и на вотчины за печатью писца Федора Измаилова. За приписью подьячих Якова Абросимова да Михаила Бухарова.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

Вопрос о сентябрьской преступке не имеет единого решения среди литургистов. Одним из исходных положений при составлении ряда чтений Четвероевангелия всегда была забота о том, чтобы Священное Писание было прочитано в течение года полностью. Пасха теку­щего года Недели по Пятиде­сятнице и количе­ство седмиц от прошлой Триоди Пасха буду­щего года 33-я 50 седмиц 34-я 51 седмица 35-я 52 седмицы 36-я 53 седмицы 37-я 54 седмицы 38-я 55 седмиц Сентябрь Декабрь Январь Январь Январь Январь Январь 11 апреля Ферваль 12 апреля 12 апреля 13 апреля 14,15 апреля Январь 16 апреля 17 апреля 17, 18 апреля Февраль 18,19 апреля 13, 19, 20апреля Апрель 14, 20, 21 апреля 25 марта-22 апреля 26 марта – 22 апреля 27 марта – 23, 24 апреля 27, 28 марта – 18, 25 апреля Февраль 22, 28 марта – 19 апреля 23, 29, 30 марта – 19 апреля 23, 31 марта 24, 31 марта; 1 апреля 26 марта; 1 апреля 27 марта; 2, 3 апреля 28 марта; 4, 5 апреля; Февраль 29 марта; 5, 6 апреля 29 марта; 6 апреля 31 марта; 6 апреля Октябрь 1 апреля; 7, 8 апреля 2 апреля; 8, 9 апреля 2, 3 апреля; 10 апреля 3 апреля; 11 апреля Февраль 4 апреля; 11, 12 апреля 6 апреля; 12 апреля 7 апреля; 14 апреля 8 апреля 8 апреля 9 апреля Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРУГА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ НА ЛИТУРГИИ Евангельские зачала, читаемые ежедневно в течение года за Божественной литургией, как указывалось, представляют собой точно очерченный круг. По характеру чтений он разбивается на три цикла: первый содержит в себе зачала Недель (воскресений) и седмиц от Святой Пасхи до Пятидесятницы; второй начинается от первой Недели по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; третий цикл включает в себя евангельские зачала, прочитываемые в Недели и седмицы Великого поста. Зачала в седмичные, или будние, дни представляют последовательные, с некоторыми выпусками, чтения из евангельских повествований от Иоанна, Матфея, Марка и Луки с возвращением в конце круга к чтению из Евангелия от Марка. Зачала воскресных дней образуют свой круг чтений. Так, чтения Светлой седмицы повествуют о событиях, изложенных в первых семи главах Евангелия от Иоанна; за Светлой седмицей следуют чтения Недели о Фоме, а к концу благовествования апостола Иоанна читается глава 20. Зачала следующих Недель и седмиц по Пасхе удерживают эти особенности. Вторая Неделя по Пятидесятнице также нарушает последовательность чтений предшествующей ей седмицы, возвращая нас от главы 7 Евангелия от Матфея, прочитанной накануне в субботу, к главе 4 того же Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Меновная запись на него ж, Родиона Островского, на четверть доли деревни Максимцова со всеми угодьи. Писана на Вологоцкой площади 199-го февраля в 12 день за руками. Полюбовная межевая запись на Нуромского монастыря игумена Антония да Томила Кузмина сына Островского меж деревнею Лукиным и меж пустошью Писана 153-го майя в 7 день. 6 Поступочная запись на Богдана Ясановского да на Ивана Толбугина пустоши Прудовка четверик. Писана на Вологоцкой площади 206-го февраля в 7 день за Меновная запись на Ирину Михайлову дочь Богдановскую жену Михаилова сына Мишевского в пустоши Звягине. Писана на Вологоцкой площади 203-го году августа в 30 день. Поступочная запись на ней же, вдове Ирине, в пяти копнах сенных покосов да лесу на десять десятин. Писана на Вологоцкой площади 203-го августа в 30 день за руками. (Л. 36 об.) Зделошная запись на Василья Яковлева сына Монастырева в смертном обивстве человека ево Ивашки Трофимова. Писана на Вологоцкой площади 190-го августа в 12 день. Межевая запись приезду архиерейского Судного приказу подьячего Григорья спорных земель меж деревнями Гавраковым и Грязновкою 169-го августа в 23 день за руками. Свяска отписей в розных платежах. Книга уложенная да книга вкладная 205 году апреля с 1 числа по 208-й год. А прежняя вкладная в пожарное время згорела. А по скаске игумена Патрикея з братьею, которые-де были жаловалные великих государей грамоты, и вкладные, и всякие зделошные писма старинные, и те де писма волею Божиею как горел монастырь в 208-м году и в то де число всякие их монастырские писма приходные и росходные и окладные книги и всякие их монастырские крепости и ризы, и книги погорели. А осталось самое малое число. И про то де пожарное время у них, игумена, многое челобитье записано. И после того пожару теплой церкви не построено. (Л. 37) Строят ныне вновь теплую церковь Рождества Христова с трапезою и с келарскою. А лес на тое церковь возили их монастырские вотчинные крестьяня, для того что в том монастыре те их вотчинные крестьяня прихожаня вместо прихоцкой церкви, а плотников наняли из монастырской казны.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

3) Рукопись академической библиотеки, писанная небрежно скорописью 18 века. 4) Рукопись академической библиотеки, писанная новейшей скорописью в 1848 году. Кожанчиковское издание сделано по списку половины 17 века, представляющему собою краткую редакцию Стоглава. В основе Субботинского издания лежат следующие три списка Стоглава, близкие ко времени самого Стоглавого собора. I) Список Хлудовской библиотеки 82). В предисловии Кожанчиковского издания Стоглава говорится об этом списке: «рукопись принадлежит Д.Ф. Болотову и писана в Новгороде в 1556 году со всеми признаками новгородского письма». 2296 Основанием для такого мнения о времени написания Хлудовского списка Стоглава послужила —8— следующая приписка, сделанная того же рукой, какою писана и вся рукопись: «писана в великом Новгороде лета 7064-го августа в 20 день». Но приписка эта относится не к самому списку Стоглава, а к помещенной в конце его грамоте Новгородского архиепископа Пимена в Псков, и указывает именно время, когда «писана» архиепископом эта грамота. Таким образом считать Хлудовский список Стоглава написанным именно в 1556 году нет оснований. Несомненно, видно, что он принадлежит к 16 столетию, как показывают и характер письма, и палеографические признаки. Описатель Хлудовской библиотеки, покойный А.Н. Попов, замечает о нем, что «по исправности и тщательности письма, между известными доселе, немногими списками 16 века он очень замечателен». 2297 Рукопись писана в 4-го долю листа, малого формата, писана четким полууставом на 377 листах, но довольно ветха и не мало в ней листов подклеенным. 2298 2) Список библиотеки Московской Духовной Академии 194). На первых трех листах сделана киноварью, тем же уставным почерком, каким писана вся рукопись, следующая надпись: «сия книга глаголемая правила старца Варсонофья Якимова Троецкаго Сергиева монастыря». В другом списке Стоглава, принадлежащем библиотеке Троицкой; Сергиевой лавры, помещено письмо царевича Феодора Борисовича, писанное в сентябре 1599 года к этому самому старцу Варсонофию Якимову, которого царевич называет своим крестным отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На подлинной грамоте припись дьяка Павла Матюшкина. Сотная вологодских писцов Тимофея (Л. 122 об.) Никиферова сына Безобразова да подьячево Ивана Петрова 128 и 129 годов Глушицкого монастыря на вотчинные деревни и починки, писана 7132-го году февраля в 14 день. В конце у подлинной сотной печать Тимофея Безобразова, позади припись подьячево Ивана Петрова. Сотная вологодцкого писца Тимофея Андреева сына Карамышева с товарыщи Глушицкого же монастыря на вотчинные деревни и починки, писана 7052 году. В конце печать Тимофея Карамышева, позади подлинной сотной пишет Никита Козлов Милославского. Выпись с вологодцких книг писма и меры Федора Воронцова Вельяминова да дьяка Савина Завесина 136, 137 и 138 годов Глушицкого монастыря на подмонастырную мелницу [l] и толчею, и на пашню, и на сенные покосы, и на всякие угодья, и на монастырьские деревни и починки, писана 184-го году (Л. 123) за приписью дьяка Дмитрея Федорова за справой подьячево Ивана Хматова. Другая выпись с вологодцких книг письма и меры ево же, Федора Вельяминова Воронцова, да дьяка Савина Завесина 136 и 137 и 138 годов того же Глушицкого монастыря на пашню, и на всякие угодья, и на вотчинные деревни и починки, писана 168-го году. На подлинной выписи припись дьяка Андреяна Яковлева. Писал подьячей Дмитрей Федоров. Указ великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцев за монастырских их крестьян за карелян доимочных денег на том Глушицком монастыре править не велено и на Москве в доимочные книги под статьями очищено, писана 7197-го году апреля в 30 день за приписью дьяка Леонтья Уланова за справою подьячево Елисея Калинина. (Л. 123 об.) Межевая записка писца Лопата Прокофьева сына Хитрова да подьячево Максима Трифанова на монастырьское село Ивановское, писано 7070-го году февраля в 5 день, в конце печать приложена, позади написаны подьячей Максим Трифанов. Меновная запись на Василья Иванова сына Порошина на починок Сутугин со всеми угодьи за рукою ево, писана 7123-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Рукопись 137 из собрания Общества Истории и Древностей Российских, хранящаяся в Библиотеке им. Ленина, тоже писана скорописью (полууставного типа) XVII в. 168 Этот сборник включает в себя только творения св. Мефодия. Внизу по листам рукописи имеется надпись «Князя Димитрия Михайловича Галицына». Обращает на себя внимание то обстоятельство, что объём пропусков в тексте этого сборника совпадает с объёмом пропусков в рукописи БАН 16. 16. 2. Очевидно, обе рукописи имели общий протограф. В Государственном Историческом Музее в Москве хранится ещё несколько сборников, имеющих в своём составе творения св. Мефодия. Рукопись 115 (167) из Уваровского собрания писана в XVI в. скорописью, близкой к полууставу. Состав сборника обычный. На отдельном листе имеется надпись «Книга Мефодия Пафилипийскаго в четь Исакьская». Внизу по листам подпись «Книга Мефодиа Пафилипискои а писана сиа книга с переводу из ризницы великаго господина святейшаго Иова патриарха Московскаго и всея Руси». В описании архимандрита Леонида 169 вкралась неточность: пропущено «Слово о житии», которое занимает здесь своё обычное место между трактатами «О свободе воли» и «О воскресении» (лл. 21–35). Рукопись 233 из собрания Чудовского монастыря писана полууставом конца XVI – начала XVII в. Состав сборника отличается от ранее описанных: на лл. 1–563 находятся творения св. Григория Двоеслова ; творения св. Мефодия (в обыкновенном порядке) занимают лл. 564–761 (об.); за ними следует послание св. Василия Великого к Клитону. Рукопись 265 из собрания Чудовского монастыря писана скорописью XVII в. Состав сборника обычный. Рукопись 12 из собрания Единоверческого монастыря тоже имеет обычный состав и писана в XVII в. скорописью. Рукопись 264 из собрания Барсова писана полууставом, имеющим все внешние признаки XVI в., на самом деле, это весьма искусная позднейшая подделка, слово в слово воспроизводящая текст старинной рукописи, послужившей образцом для переписчика. Местонахождение нескольких сборников, описанных А. Е. Викторовым 170 , пока не удалось установить. Творения св. Мефодия были найдены в следующих рукописях: 68 из собрания Архангельской духовной семинарии (XVII в.), 24 (713. 1794) из собрания Антониево-Сийского монастыря (XVI в.) и 28 (42) из Флорищевой пустыни (XVII в.). Начало текста рукописи 28 (42), по указанию А. Е. Викторова , имело такую форму: «О Бозе и о вещи и что есть вещь и о самовластии человеческом и о иных многих недоведомых вещах».

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010