– Отче, о чем говорит третья заповедь Божия? – Если первые две заповеди учат нас истинному богопочитанию и предостерегают от идолопоклонства, неразумного преклонения перед кумирами, то следующие две научают, что такое благоговение и страх Божий. Третья заповедь гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Мы прямо нарушаем эту заповедь, когда в обычных наших разговорах начинаем божиться или много раз без надобности, лишь для связки слов, а не для того, чтобы молиться, употребляем имя Божие. Страшно грешат против этой заповеди также те, кто употребляет нецензурные слова. Еще больше мы виновны против третьей заповеди, когда совершаем молитву лишь устами, а ум и сердце у нас заняты совершенно другими вещами, и при этом мы совсем не раскаиваемся. Например, есть люди, которые во время богослужения позволяют себе вычитывать из айфона последние новости или вести переписку с друзьями. Кто-то, стоя на молитве, переживает, как он сегодня выглядит, или ревниво смотрит на своего соседа и всю службу думает: почему он стал на мое место в храме? Жёны часто на службе обеспокоены тем, что приготовить на обед. Или бывает, что христианин, вместо того чтобы в воскресный день идти в храм Божий на литургию, занимается какими-то своими, кажущимися ему неотложными делами. Однако всякое наше пренебрежение богослужением является грехом против третьей заповеди, ибо мы вместо благодарения и славословия Бога выбираем суету. Тем не менее, рано или поздно вся эта наша житейская суета закончится, настанет Страшный суд Божий и Господь скажет: «Не всякий, говорящий Мне: " Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21). То есть, если мы даже старались усердно молиться, но за словами нашей молитвы не следовали конкретные добрые поступки, тогда она была напрасной и суетной, ибо мы не исполнили воли Божией. – Получается, что эта заповедь подразумевает не только благоговейное отношение к Богу, но и внимательное — к людям?

http://pravoslavie.ru/97477.html

     Христос Воскресе! В жизни человека одну из главных ролей играют пища и питие. Так устроен человек, так устроен наш организм, что без воды, без еды мы можем умереть и погибнуть. Сегодняшнее Евангелие призывает нас по-новому, по-христиански взглянуть на эти две вещи — на воду и хлеб. Господь, придя в город Самарийский, Сихарь, остановился около колодца Иакова, и сюда же пришла местная женщина, самарянка, набрать воды. Господь попросил ее дать воды и Ему (см.: Ин. 4, 5–9), а она стала смущаться тем, что иудей вообще заговорил с ней, потому что иудеи считали самарян язычниками и избегали общения с ними. Самаряне по крови были близки к иудеям, но уклонились от истинного богопочитания. Господь сказал этой женщине, что вода, которую черпают в этом колодце, такова, что человек, пьющий ее возжаждет опять, а Он может дать ей особую воду, и пьющие ее не будут иметь жажды никогда. Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 13–14). И сам евангелист Иоанн и все святые отцы Церкви говорят о том, что Господь в этих словах живой водой называет Святой Дух. Святой Дух, который все животворит, и люди, исполняясь Его, сами становятся неиссякаемыми источниками живой воды, текущей в жизнь вечную. Часто мы приходим в храм, ища решения каких-то своих проблем. Иногда этих проблем очень много, нас волнует состояние наших родных, близких, нашей страны. Ища помощи Господа и желая познать Бога и приблизится к Нему, мы часто упускаем из вида, что не только чтением Священного Писания, умным деланием мы приближаемся к Богу, но, в первую очередь, через приобщение благодати Святого Духа в таинствах Церкви. Эта святая живая вода оживотворяет нашу душу, и делает самих нас источниками Божественной благодати, способной исцелить не только нас, но и окружающих. Это особо важно всегда помнить здесь, в этих стенах, где учатся будущие пастыри, будущие апостолы, проповедники Божественной благодати.

http://pravoslavie.ru/61908.html

                        покрывает позор лицо мое. «Ради Тебя несу поношение» – ср. ниже: «Ты знаешь поношение мое» (ст.20; о поношении также ст.10). Христос ради Отца нес поношение и позор, и как прошедший этим путем Он говорит о Себе:        «блаженны вы, когда будут поносить вас ради Меня» ( Мф.5:11 ). Пс.68:9             Отчужден я стал для братьев моих                         и посторонним – для сынов матери моей. «Отчужден» – для тех, кто по родству свои. «Посторонним» – как иностранец ( Исх.21:8 ). Вести ли родство по-старому и по Закону (от отца) или по-новому и против Закона (по материнской линии), результат один: Мессия «ради Господа» стал чужим для своего народа: «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Отдельный вопрос (и тема Псалма) – почему Мессия стал чужим и посторонним для родных и своих? Причиной была Его «ревность по доме Божьем», которая послужила, может быть, главным стимулом для «поношения» Мессии. Пс.68:10             Ибо ревность по доме Твоем снедает меня… Между человеком и Богом – обоюдная взаимная связь в «ревности» духовной: Бог ревнует о человеке, человек ревнует о Боге. Вторая заповедь (не делать себе кумира и не служить иным богам) содержит объяснение, что такое от Бога ревность: «не служи им, ибо Я Господь Бог твой, Бог – ревнующий, посещающий вину отцов до сыновей третьего и четвертого (рода) – ненавидящих Меня» ( Исх.20:5 ). Бог Ревнитель (Эл канна) есть Тот, Кто не примет никакой середины между любовью к Себе и ненавистью. Так и человек ревнует о Боге, чтобы не допускать себя (и тех, кого считает своими) в уклонение от истинного богопочитания. В Торе рассказывается, как внук Арона совершил убийство тех, кто демонстративно и тяжко нарушил Закон. Господь сказал: «он возревновал ревностью по Мне в среде их, и Я не истребил совершенно сынов Израиля в ревности Моей» ( Чис.25:11 ); тот, кто «возревновал ревностью», явил ее в чистом – спасительном для народа качестве. Так и об Иисусе помыслили ученики словами Псалма: «ревность по доме Твоем снедает меня» 372 . Но после какого события они «вспомнили» этот Псалом? После того, как Иисус изгнал торгующих и меновщиков денег их Храма ( Ин.2:17 ). Но почему это событие навело их на мысль о спасительной ревности по Боге, ее ведь не раз являл Иисус, причем в самых смелых поступках и словах?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

  5-7. Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись; каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: " крепись! " В раньше сказанных словах открывается возвращение из плена, а потом дается осмеяние идолов. Хотя они (языцы) собирают свои силы и доставляют помощь во время войн, однако надежда их тщетна, так как их идолы суть деревянные, а потому они не найдут у них никакой помощи.   8-9. А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал . Здесь дается им некоторое утешение, – именно, что они не таковы, как те, которые возлагают свою надежду на идолов, потому что надеждой их служит Бог, а не идолы. Именами пред­ков – Израиля и Иакова – Бог утешает их. Смотри на сильную помощь! Семя Авраама, друга Моего, – ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: " ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя " : Бог говорит таким образом для того, чтобы они не являли себя надменными относительно Его. Я, говорит, Авраама воз­любил. Но какая им от этого польза? Чтобы они ревновали и подражали его добродетели. Знаком любви служит и то, что говорит Он далее: которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее ,– т.е., из среды князей. Пусть не говорят: в то время, когда мы находились в своей стране и существовал храм, в котором совершалось истин­ное богопочитание, тогда Бог предал нас неприятелям, а те­перь призывает нас из чужой страны. Это ли, говорит, мы узнаем? Конечно, – Он сказал, и это будет. Ничто подобное никогда не совершалось во время ваших предков. Я помог ему (Иакову) в то время, когда он находился в стране пер­сов, где, хотя он не был пленником, однако подвергался весьма тяжким притеснениям. Зная будущее, как настоящее, Я сказал ему: ты Мой раб . Ничто не сравнится с такою знат­ностью! Ты Мой раб , говорить, Я избрал тебя . Не ради серебра избрал Я тебя, говорит, как это бывает у вас. Что изби­рается, то бывает более превосходным: избирающий имеет большую заботу об избираемом. Прочие народы, говорит, Я презрел, и тебя одного избрал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  В тоже время «ризы» эти закрепляли наступившее отныне препятствие человеку в прямом общении с Богом, видении Его, которое существовало в Эдеме до грехопадения. Теперь « мы ходим верою, а не видением» , – замечает апостол, и отныне, по его словам, – «водворяясь в теле, мы устранены от Господа» (2 Кор.5,7).        Предательство людьми Духа Божьего, как источника жизни и союз с духами нечистыми, паразитирующими на человеческой природе, радикальным образом воздействовали на душу человека и истощали жизненные силы людей: «Сердца их служили жилищем бесов» . Предупреждение, данное Творцом о неотвратимости наказания за нарушение людьми Божьей заповеди: «от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2,17) , реализовались в полной мере – человек начал познавать неумолимую силу смерти. Эта разрушающая человеческое существо сила обнаружилась в неизбежном старении и болезнях. «В членах моих вижу закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного , – сокрушается апостол, – Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7,23).   Новый человек, поврежденный грехом, стал существом болеющим, чадом страданий и скорбей: «находясь в этой хижине, мы воздыхаем под бременем» (2Кор.5,4). Дарвинистская, богоборческая наука вежливо назовет это несчастное существо Homo sapiens (человек разумный), хотя подлинная суть его иная – Homo noxiosus (человек грешный).   В течение всей человеческой истории и вплоть до прихода в мир Спасителя отношение самих людей к проблеме здоровья и болезней оставалось неизменным, и определялось все той же договоренностью, которой достигли наши прародители в ходе Эдемского грехопадения.   В те языческие времена существовало твердое убеждение, что болезни посылаются демонами (падшими ангелами) или, по другому, более возвышенно, «богами» за нарушение вышеупомянутых «эдемских» договоренностей и правил языческого богопочитания. Соответственно, избавиться от болезней можно было лишь умилостивив демонов жертвоприношениями, или же с помощью иных магических приемов. И, действительно, оккультный опыт древности ясно свидетельствует о «реальности» этой помощи, бесспорной силе «богов» и их власти над людскими немощами и болезнями. В полной мере эти, казалось бы, очевидные, исцеления демонстрируют нам и современные экстрасенсы, целители, парапсихологи и иные служители сил князя тьмы, соработники все тех же «богов» древности.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

  Чрез все это Господь показывает, что иудеи отвержены, а язычники приняты. «Камень» есть Сам Господь, а «строители» суть учители народа. Таким образом, Кого пренебрегли эти учители, Тот и «сделался главою угла», соделавшись Главою Церкви; ибо угол означает Церковь, которая совокупляет и соединяет всех — иудеев и язычников, подобно как и угол соединяет две стены, сводя их в себе вместе. Этот угол, то есть Церковь, «от Господа и дивен в очах наших», верных, тогда как для неверных и самые чудеса кажутся ложью. Итак, Церковь дивна, потому что она основана на чудесах «при Господнем содействии» апостолам «и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк. 16, 20).   И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.   Об иродианах сказали мы в другом месте, что это была какая-то новоявившаяся секта людей, называвших Ирода Христом по той причине, что в его время кончилось преемство царей иудейских. А другие говорят, что иродианами называются здесь воины Иродовы, которых фарисеи взяли с тем, чтоб они были свидетелями того, что скажет Христос, а потом могли взять Его и отвести к суду. Но посмотри на злонравие их, с каким ласкательством они покушаются обольстить Господа! Знаем, — говорят, — что Ты не смотришь на лица человеков, а потому не убоишься и самого кесаря. Все же это было только лукавством, чтобы во всяком случае уловить Его. Ибо, если бы Он сказал, что должно кесарю платить подать, они обвинили бы Его пред народом в том, что Он порабощает народ чужому игу; а если бы сказал, что не должно, в таком случае они могли обвинить Его в возмущении народа против кесаря. Но Источник премудрости избегает их козней. Покажите Мне, — говорит, — монету, и, видя на ней изображение кесаря, сказал: что имеет на себе такое изображение, то отдавайте (лицу) изображаемому, то есть кесарю, а «Божие Богу». То есть обязанность платить дань кесарю нисколько не препятствует вам в деле богопочитания, ибо можете и кесарю отдавать, что следует, и Богу воздавать должное. Но у каждого из нас есть своего рода кесарь: это неизбежная потребность телесная. Итак, Господь заповедует давать и телу свойственную ему пищу и потребную одежду, и «Божие Богу», то есть посильное бдение, молитву и прочее. Но и диаволу, и этому кесарю, брось данное тебе от него, как-то: гнев, злую похоть; а Богу приноси Божие — смирение, воздержание во всем и прочее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

— Прямое пророчество об Иисусе Христе изречено Валаамом, волхвом из-за Ефрата, призванный моавитским царем Валаком проклясть израильтян, чтобы отнять у них непобедимость, но по Божию повелению и внушению, благословившему их и предсказавшему славную будущность богоизбранному народу, Валаам в числе прочих пророчеств сказал: «Вижу Его, но не ныне; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и возстает жезл от Израиля. Разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (24:17). Под сынами Сифа, праотца Ноева, разумеется весь род человеческий; победитель (в духовном смысле) сынов Сифовых — Христос Спаситель. Богослужебное употребление книги Числ В качестве паримийных чтений из книги Числ употребляются: 11:16–29 (об избрании Моисеем 70 старейшин в помощь себе и их пророчествовании действием Святого Духа, в день Пятидесятницы, когда празднуется сошествие Святого Духа на апостолов. 24:2-18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) на вечерне навечерия Рождества Христова. Второзаконие Пятая книга Моисеева была озаглавлена в ветхозаветное время начальными словами «Елле—гаддебарим» — «сии суть слова»; в греческой же Библии называется по содержанию своему «Второзаконием», так как вкратце повторяет свод ветхозаветных законов. Кроме того, эта книга дополняет новыми подробностями события, о которых рассказывалось в предыдущих книгах. В первой главе Второзакония рассказывается о том, как Моисей начал разъяснять закон Божий в земле Моавитской, по ту сторону Иордана, на равнине против Суфа, на расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, в первый день одиннадцатого месяца в сороковом году после исхода евреев из Египта. Поскольку к концу жизни Моисея почти никого не оставалось в живых из людей, которые слышали закон Божий на Синае, и в землю обетованную должно было вступить уже новое поколение, родившееся в пустыне, то Моисей, заботясь о сохранении истинного богопочитания в израильском народе, перед своей смертью решил собрать закон Божий в отдельной книге. В этой книге Моисей обещаниями благ и угрозами наказаний хотел как можно глубже запечатлеть в сердцах нового израильского поколения решимость идти по пути служения Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Προσεχεσϑαι (молиться), как в Мф.6:5–9 или σεεσϑαι (почитать, благоговеть), как в: Мф.15:9 ; Мар.7:7 (ср. Деян.18:13; 19:27 и др.). А относительно προσκνησις (поклонение) в этом случае Он прямо сказал бы, что оно, как такое, как именно внешний религиозный культ, не имеет права на существование и отныне вместо него будет существовать одно внутреннее духовное служение Богу без всяких внешних форм и выражений. Однако этого мы не видим и потому с полной уверенностью полагаем, что слову προσκυνεν (поклоняться) Спаситель придавал то же самое значение, что и самарянка, т. е. употреблял его в собственном буквальном смысле. Не имея права уничтожать самостоятельный смысл столь рельефно выдвигаемого слова и всматриваясь ближе в речь Спасителя, мы находим, что Он не только не отрицал внешнего богопочитания, но прямо признавал его. «Наступает время, когда не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу (προσκυνσετε τ Пατρ)…Истинные поклонники (ο ληϑινο προσκυνητα), т.е. христиане, совершающие внешнее религиозное поклонение будут поклоняться Отцу (προσκυνσουσι τ Пατρι, т.е. будут совершать свое христианское богослужение) в духе и истине…Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться (δε προσκυνεν, т. е. должны отправлять свою религиозную внешность) в духе и истине». Самаряне поклонялись Богу, т.е. совершали свое богослужение только на горе Гаризин, Иудеи – только в Иерусалиме. Внешность (ритуал) богослужения и привязанность к одному определенному месту имели здесь самое существенное значение. Отныне кончается значение места и центр тяжести или сущность богослужения переходит с формы на дух. Христиане должны отправлять свое вполне истинное и совершенное προσκνησις не на одном каком-нибудь месте, но повсюду, как предсказал пророк: «на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву, говорит Господь Саваоф» ( Мал.1:11 ). Это христианское поклонение Богу, хотя и внешнее, будет совершаться «в духе и истине». Сущность его не во внешней форме, а во внутреннем содержании, которое есть дух и истина, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

§ 48. Понятие о судиях (1552–1100 до Рожд. Хр.) По смерти Иисуса Навина израильтяне не только не истребили остатки хананеев, но, сделав их данниками, стали вступать с ними в брачные союзы и подражать их нечестивым нравам. Служение Ваалу (солнцу) и Астарте (луне), главным божествам хананейским, соединенное с пьянством и развратом, несколько раз привлекало к себе израильтян и заставляло забывать Иегову. В этих случаях Бог напоминал о Себе Своему народу тем, что предавал его во власть язычникам. Как скоро бедствие вразумляло израильтян, Он спасал их чрез мужей, известных под именем Судей Израилевых. Воодушевляясь Духом Божиим, сии мужи побеждали язычников, восстановляли в своем народе истинное Богопочитание и потом управляли им до конца своей жизни. Поскольку Судии воздвигались Самим Богом и управляли от Его имени, то и правление их, равно как и правление Моисея и Иисуса Навина, называется Богоправлением, ибо во все это время верховным главою Израильского народа был Сам Иегова, открывавший Свою волю или чрез первосвященника, или чрез благочестивых мужей из среды народа. Постоянная же судебная власть в каждом колене принадлежала старейшинам. Местом народных собраний был город Силом, в котором стояла Скиния. От смерти Иисуса Навина до первого царя израильского, в течение 450 лет, всех судей было тринадцать 8 . Замечательнейшими из них были: Гедеон, Иеффай, Сампсон, Илий и Самуил. § 49. Гедеон Израильтяне уклонились в идолопоклонство и Бог предал их в руки мадианитян 9 и амаликитян. В течение семи лет мадианитяне и амаликитяне всем народом, с женами и детьми приходили в землю Израилеву ко времени жатвы, снимали с полей весь засеянный хлеб, траву и уводили весь скот. Израильтяне были доведены до крайности разорения и обратились к Богу с раскаянием. Господь послал им избавителя в лице Гедеона, происходившего от колена Манассиина. Гедеон призван был на этот подвиг следующим образом. Однажды он молотил пшеницу, готовясь бежать от врагов в какое-либо скрытное место. Вдруг является незнакомый муж и говорит: «Господь с тобою, крепкий силою!» Гедеон отвечал: «ах, если Господь с нами, то отчего постигли нас все сии бедствия? и где все чудеса Его, о которых пересказывали нам отцы наши?» – Господь, явившийся ему в образе мужа, сказал: иди, спаси Израиля от руки мадианитян; Я посылаю тебя». Обрадованный Гедеон тотчас же приготовил Богу жертву. Таинственный муж коснулся жезлом жертвы и вышедший из камня огонь тотчас же попалил ее. Гедеон в страхе воскликнул: «увы мне, Господи, Господи, я видел Ангела Господня лицом к лицу». Но Господь сказал ему: «мир тебе! Не бойся, не умрешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

А если бы Он не был описуем, то перестал бы быть Человеком, и тем более - Посредником, так как с уничтожением описуемости уничтожаются все однородные ей свойства. Ибо, если Он не описуем, то и не осязаем; а если осязаем, то вместе с тем описуем, чему противоречить было бы глупо так как это свойства тела, подлежащего осязанию и изображению. И как Он будет неописуем, если может страдать? Если же Он описуем и может страдать, то, конечно, нужно и поклоняться Ему в том виде, в каком Он изображается. Ибо слава первообраза не разделяется в образе, по выражению Василия Великого. Чествование образа переходит к первообразу т.е. чествование всякого, естественного ли, или художественного образа. Так же точно надобно рассуждать и относительно изображения Честного Креста: через поклонение этому изображению чествуется поклонением и Животворящее Древо; равно как и, наоборот, вместе с уничтожением первого по необходимости уничтожается и второе. Разве исповедание этого изображения не является исповеданием Животворящего Креста? Равным образом и отвержение преображения отвергает сам Крест. Подобное отношение надобно предполагать и между иконой Христовой и Самим Христом всякому здравомыслящему. Впрочем, теперь не время для догматического изложения, которое может легко убедить признать свет истины даже слабоумного. Такова наша, грешных, евангельская вера, таково наше, смиренных, апостольское исповедание; такое передано нам, нижайшим, богопочитание от Отцов! Сверх этого, если не только кто-нибудь из нынешних или древних, но даже если Петр и Павел, - говорим о невозможном, как бы о возможном, - даже если пришедший с самих небес станет учить и проповедовать иначе (см. Гал.1:8), то мы не можем принять его в общение, как не согласующегося со здравым учением веры. Наконец, как бы ни было угодно вашей власти, наше смирение готово скорее страдать до смерти, чем отречься от нашего искреннего исповедания. Примечания 1. Это и следующее письмо написаны в 815 г. по случаю возобновления иконоборческой ереси при императоре Льве Армянине. В заглавии этого письма прибавляется: " Как бы от лица всех игуменов " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010