Естественно, что при таком духовном состоянии ветхозаветного священства его авторитет в глазах народа совершенно падал и оно теряло всякое влияние на массы. «Народ мой, - говорит пророк Исаия, - вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» (Ис. 3:12). «Вы развращаете народ Господень», - говорит Илий сыновьям (Цар. 2:24).    В такие моменты в жизни еврейского народа необходимо было, чтобы кто-либо взял на себя священную миссию — напомнить народу об Истинном Иегове и Его законах. Вот в такие-то тяжелые для еврейского народа времена и выступают со своей деятельностью пророки. Не связанные с определенным местом, не стесняемые никакой определенной формой действий или средствами к существованию, они были совершенно свободны и мало зависели от князей и сильных мира сего. Поэтому в период царей пророки берут на себя дело духовного развития и образования народа в истинной религиозности и нравственной чистоте; а священникам и левитам предоставляется лишь формальное исполнение богослужебных обрядов.    Вдохновляемые Богом, пророки безбоязненно обличали всех нарушителей Закона. Они мужественно противодействовали многобожию и суеверию, возводя взоры Израиля к Богу Единому, Истинному. Как только они замечали упадок нравственности, тотчас исполнялись силою возвестить Иакову нечестия его и Израилю грехи его. Каждого беззаконника старались они возвратить на путь истины и спасения; от каждого члена общества, начиная от царя, они требовали строгого исполнения своих обязанностей.    Главное, на что указывали пророки в деле богопочитания, это то, что не внешняя обрядно-законная исполнительность нужна для Бога, и не жертвы, а, прежде всего, внутреннее доброе настроение человеческого сердца. «К чему Мне множество жертв ваших, - говорит пророк Исаия слова Господни, - Я пресыщен всесожжениями овнов и туков волов, и не угодна Мне кровь быков, и агнцев, и козлов. Когда вы приходите являться пред лице Мое, то кто требует от вас, чтобы вы попирали дворы Мои? Не приносите больше лицемерных даров: курение — мерзость предо Мною, новомесячия и субботы, созвание собраний нестерпимы Мне; беззаконие — и священное собрание! Моя душа ненавидит ваши новомесячия и ваши праздники: они — бремя для Меня» (Ис. 1:11-14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

   И Господь, сказав Аврааму, когда он привёл для жертвоприношения Ему сына своего: «ныне бо познах, яко боишися ты Бога» (Быт.22:12), сим означил тот совершенный страх, который рождается от любви. Ибо иначе как бы он сказал: «ныне познах», когда (Авраам) уже сделал столько из послушания Богу, — оставил всё своё и переселился в чужую землю к народу, служившему идолам, где не было и следа Богопочитания, и сверх всего этого навёл на него Бог такое страшное искушение — жертвоприношение сына, и после сего сказал ему: «ныне познах, яко боишися ты Бога». Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но, любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого. Посему-то и говорит Апостол: «любы вон изгоняет страх», ибо они уже не по страху действуют, но боятся, потому что любят. В сём состоит совершенный страх.    Но невозможно (как мы уже сказали выше) достигнуть совершенного страха, если кто прежде не приобретает первоначального. Ибо сказано: «начало премудрости страх Господень» (Притч.1:7), и ещё сказано: «страх Божий есть начало и конец» (Сир.1:15, 18). Началом назван первоначальный страх, за которым следует совершенный страх святых. Первоначальный страх свойствен нашему душевному состоянию. Он сохраняет душу от всякого зла, как полировка медь, ибо сказано: «страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Притч.15:27). Итак, если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает, как наёмник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание. Ибо когда он постоянно будет избегать зла, как мы сказали, из страха, подобно рабу, и делать благое в надежде награды, подобно наёмнику, то, пребывая, по благодати Божией, во благом и соразмерно сему соединяясь с Богом, он получает вкус благого и начинает понимать, в чём истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним. Ибо кто может разлучить такового от любви Христовой? — как сказал Апостол (Рим. 8:35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

   Идея воскресения провела окончательную границу между Израилем и остальными народами. Изменившие истинное богопочитание на служение идолам, все народы вне Израиля оказались во власти диавола. «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (I Кор. 10:19—20). Ап. Павел выразил в этих словах основное иудейское убеждение своего времени (ср. Второз. 32:17; Пс. 105:37). Оно заменило или заслонило ветхозаветное убеждение, что языки отданы во владение ангелам. Идолопоклонство было осквернением в глазах Бога, и общение с язычниками было осквернением для избранного народа. Вместе с тем в иудейскую письменность проникает идея, что власть диавола явилась последствием греха, т. к. грех принес с собою смерть. «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. Сол. 2:23—24), Израиль есть народ удела Божьего, а язычники народ удела диавола. Идея того, что мы сейчас называем «первородным грехом», почти неизвестная ветхозаветным писаниям, выступает довольно ясно в раввинистической литературе. В этой письменности мы можем найти некоторые параллели словам ап. Павла: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть; так и смерть перешла на всех человеков, т. к. все согрешили» (Рим. 5:12), но мы не имеем основания считать, что учение ап. Павла о грехе было заимствовано из нее. Праведность или onpabдahue(dikaiosynê) для Израиля заключалась в Торе, а потому Тора преодолевает грех и смерть. Тем не менее, в апокалиптической и раввинистической литературе понятие космоса не подверглось изменениям. По своей природе космос мессианской эпохи не отличается от космоса домессианского времени. Правда, в иудейской апокалиптике, начиная с первого века до Р.Х. имелось учение о двух эонах, но эон понимался в чисто временном значении: один период времени должен сменить другой; он принесет изменение в положении в мире Израиля, но не изменит по существу самого мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3725...

   Отсюда видишь, что заблуждаются те хри­стиане, которые в веселостях мира сего дни свои проводят, любят проезжаться в каретах, в гости ездить и гостей принимать, банкеты, танцы и прочие веселья устраивать, оставляя долг богопочитания и должность к отечеству. Нет в них покаяния и потому напрасно зовут ко Христу: «Господи, Господи! -» ибо не делают, что Христос говорит: «Покайтесь». Рассуждай об этом и бегай от таких дел, как от Содома и Гоморры, чтобы с ними не погибнуть.    Христос Господь всех зовет к покаянию, но если кто не кается и не творит дел покая­ния, то это значит, что он Христа не послушал и, к покаянию Им позванный, не повиновал­ся Ему, потому и Христос и Евангелие такому никакой пользы подать не могут. Не находит­ся в покаянии тот, кто греховной жизни не ос­тавляет, не обновляется умом и сердцем, но в ветхой и плотской жизни пребывает, не умерщвляет плоти со страстями и похотями, ищет в мире этом, как отечестве своем, чести, славы и богатства, а не как странник и при­шелец живет, и не старается о том, как бы не лишиться вечной жизни. Таков всякий нека­ющийся, и таковы отличительные признаки некающегося человека. Ибо истинное покая­ние обновляет человека, и от мира отводит, и поощряет к подвигу против греха, и ум и серд­це его к вечности привязывает. Помни и рас­суждай об этом.    8) Поминай Господа Иисуса. Христос, Ко­торый языками человеческими укоряем был, явится во славе Своей в последний день, и Тот, Который к грешникам пришел, придет со всеми чистыми Ангелами Своими, и Тот, Ко­торый с грешниками ел и пил, сядет на пре­столе славы Своей, и Тот, Который призвал грешников к покаянию, призовет на суд всех грешников. Близок же день тот, и уже ближе сегодня, нежели вчера был: «Господь вовек пре­бывает. Приготовил Он для суда престол Свой» (Пс 9:8).    9) От слов: «Я пришел призвать не праведни­ков, но грешников к покаянию, -» грешникам кающимся утешение проистекает. Христос не ради праведников, но ради грешников при­шел — призвать их к покаянию. Когда в гре­хах каемся и на пути покаяния находимся, то будем помнить и то, что апостол утешительно написал: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). И Сам Сын Божий сказал: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). Итак, стой, кре­пись, мужайся, и да крепится сердце твое, так как и тебя Он пришел призвать на покаяние, пришел взыскать и спасти, потому что и ты один из погибших и грешников, которых Он пришел взыскать и спасти. И Он лицеприя­тия не имеет, Он всех кающихся милует и спа­сает, ибо на то и пришел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Поверим тому, что Бог на землю ради нас пришел, чтобы нас на небо возвести, и напи­шем великое сие дело на сердцах наших. Тог­да непрестанно будем о сем удивляться, «поя и воспевая в сердцах» наших «Господу» (Еф 5:19). Тогда истинно возлюбим явление Его и от­вратимся от суеты мира сего. Тогда не только имений наших, но и себя самих не пожалеем ради имени Его. Он лицеприятия не имеет, но как ради всех, так ради тебя и меня, непотреб­ного, пришел. Слава щедротам Его!    Рассуждай об этом, и тем себя к любви Его поощряй, и в нужном случае, когда помыслы говорят: «Нет спасения» тебе «в Боге» твоем, — утешай. Чего и себе и тебе от сердца желаю.    Спасайся.    Однако же не думай того, что будто бы Бог оставил Свое небо, когда явился на земле. Бог с места на место не переходит, так как везде и на всяком месте есть, как я тебе прежде пи­сал о том. Но когда говорится, что Бог при­шел на землю, это говорится применительно к понятию нашему, так как мы иначе понять не можем, как и того не можем понять, что Он и здесь, и на другом месте, и на небесах есть. Он и тогда на небесах был, и славим был с Отцом и Духом Святым, и Ангелами на небесах поклоняем и воспеваем был, когда по земле ходил и между людьми обращался. Так святое Его Слово учит нас, и Святая на­ша Церковь исповедует. Так веруй и ты, и ис­поведуй, «чрез меру трудного для тебя не ищи и что свыше сил твоих, того не испытывай» (Сир 3:21).    Спасайся. Письма 61 — 70    Ты вопрошаешь, где и в которой стране Бог, Божие Слово, явился на земле?    Ответ. Прежде пришествия Его только Иудейская и Израильская земля знала и по­читала Бога, а все прочие страны в идолопо­клонство были погружены и не знали Бога истинного. Поэтому только Иудейская страна ожидала пришествия Христа Мессии, как и обещано оно было им. Потому в той стране и явился Христос, к людям Своим, его ожидав­шим. Но и о том, в которой стране и в какое время явится Христос Бог, и каким образом придет, и что будет делать, и как Его примут люди, ожидавшие Его, — обо всем том проро­ками различным образом предсказано, — и что предсказано, то все в пришествие Его ис­полнилось, как видим во святом Его Еванге­лии. Но как прежде пришествия Его в одном только Израиле знание и почитание Бога за­ключалось, как пишется: «Ведом во Иудее Бог, во Израиле велико имя Его» (Пс 75:2), — так по пришествии уже во все концы земли свет богопознания и богопочитания разлился и рас­пространился.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Спасайся.    Желая (полнее) изобразить всеведение Божие как в твоем, так и в своем разуме, по­скольку сие весьма нужно для истинного богопочитания и для нашей пользы, еще о том тебе (рассуждение) предлагаю, дабы глубже вкоренилось в сердцах наших.    Ты, как только хочешь что-либо начинать и делать, то вспомни, что Бог с тобой есть, и уже знает твою мысль, и так рассуди, соглас­но ли воле и закону Божию начинание твое, или противно. Если согласно, то в помощь Его призови и молись, говоря: «Господи, бла­гослови и помоги», — и начинай, и делай. Когда явно видишь, что это противно Ему, то удержись от того и также молись Ему, говоря: «Господи, помоги мне». Бог же, видя твое хо­тение и желание добра, и отвращение от зла, и старание, подаст руку помощи Своей.    Люди, желая беззаконие сделать, ищут со­кровенных мест. Блудники и воры ночь и тьму любят. Лихоимцы и мздоимцы тайно берут мзду. Лукавцы, хитрецы, льстецы, лицемеры и злобники внутри себя скрывают зло свое, и все дела темные во тьме делают, как сыновья тьмы. «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличилис де­ла его, потому что они злы» (Ин 3:20). Все тако­вые стараются укрыться, но обманываются бедные, ибо они от людей скрываются, но от Бога, Который есть свет, светлее всякого све­та, и свидетель их злодеяний, укрыться не мо­гут нигде и никак, так как Он везде с ними, и всякое их злодеяние видит, и в книге Своей записывает, и воздаст им по делам их. Пророк Божий вопиет к таковым: «Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «Кто увидит нас ? и кто узнает нас? " " (Ис 29:15). «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его ? — говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит Господь» (Иер 23:24).    Ты держи в уме всегда вышеприведенное слово: «Куда пойду отДуха Твоего», и прочее, — и то, что от Бога не только в доме, во тьме, в но­чи, в земле и под землей, в глубине и в аду, но и в тайне сердца скрыться невозможно, ибо «все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр 4:13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Стефан приводит далее пророчество Моисея, в котором он указывает на имеющего придти Мессию, прообразом Которого он является (Втор 18:15). Вспоминая Синайское законодательство, Стефан говорит, что Моисей получил заповеди Божии через Ангела, говорившего с ним. В кн. Исход изречение закона Моисею приписывается Самому Господу, но Флавий приписывает это Ангелу, что согласно и со словами святого Апостола Павла в Гал. 3:19и в Евр.2:2. Может быть, здесь имеется в виду опять «Ангел Господень», то есть Второе лицо Пресвятой Троицы. Ложные свидетели утверждали, что Стефан не перестает говорить хульные слова на закон, — Стефан же здесь восхваляет закон, называя его «живыми словами» — такими, в которых заключается действующая живая сила. Деян.7:41. И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. Деян.7:42. Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Деян.7:43. Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона.    Далее Стефан укоряет евреев за непослушание их Моисею, напоминает о том, как они жалели об оставлении Египта, как сделали себе золотого тельца, в чем видно влияние египетского язычества, обоготворявшего быка Аписа. Стефан ссылаясь на пророка Амоса (Ам. 5:25—26), укоряет затем евреев, что во время сорокалетнего странствования по пустыне они служили «воинству небесному», то есть поклонялись солнцу, луне и звездам. Он прямо называет имена языческих Божеств, которым поклонялись в пустыне евреи, отступая от служения истинному Богу. Это — Молох — сирский и ханаанский идол, под именем которого обоготворялось солнце, как плодотворное начало жизни на земле, и Ремфан, или Рефан — коптское название обоготворявшейся арабами, финикиянами и египтянами планеты Сатурн, как символа времени. Деян.7:44. Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному. Деян.7:47. Соломон же построил Ему дом. Деян.7:48. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:    Далее Стефан оправдывает себя от обвинения в том, что он не переставал говорить хульные слова на «святое место сие», то есть на храм. Он говорит о святости скинии, а затем о построении Соломоном храма. «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет», — говорит далее Стефан и приводит слова пророка Исаии (Ис. 66:1)о том, что Бог вездесущ и не ограничивается храмом. Этим пророческим изречением Стефан разбивает заблуждение отживающего иудейства, будто Иерусалимский храм есть единственно возможное место истинного Богопочитания. Это то же, что сказал Христос самарянке: «Поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин 4:21—23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   Страшное и поистине беспримерное кощунство, но ведь дерзость и бесстыдство его столь же неописуемы. Богоравными мнили себя, как мы помним, диавол и многие из тех, кто на протяжении веков был его орудием. Так, о царе Ироде Агриппе, который позволил именовать себя богом, известно, что «Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23). Но заменить Бога собственной персоной до явления «сына погибели» не дерзал никто, и понятно, что такое беспримерное нечестие повлечет за собой и неслыханную меру бед. Изъясняя Павлово пророчество об антихристе, отцы задавались и вопросом о «храме», где воссядет «мерзость запустения», которая узурпировала честь, воздаваемую лишь Богу. (Мы не рассматриваем здесь еще более богопротивные и кощунственные, на взгляд христиан, воззрения апологетов язычества. Как правило, они выражали их не столько в делах, сколько в сочинениях отвлеченного или мифологического характера. Влекомые общечеловеческим инстинктом веры, но не имевшие понятия об истинном богопочитании, языческие народы в поисках божества поклонялись то силам и стихиям природы, то собственным героям, благодетелям и даже тиранам, когда те отходили в мир иной.) И едва ли нужно говорить, как болезновало пророческое сердце апостола, который прозревал будущее словно настоящее, от предощущения духовной катастрофы, когда растление сердца и ума принесет плод последней хулы и нечестия, запустения и гибели. Поистине «не может дерево доброе приносить плоды худые» (Мф. 7:18). Наш краткий комментарий составлен нами не для напоминания исторических фактов, хорошо известных из Священного Писания, но с тем, чтобы на их основании заключить о великих испытаниях, ожидающих мир. Конечно, для этого довольно было бы и слова Господня о великой скорби тех дней, «какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21). И все же мы сочли нужным углубиться в некоторые детали, чтобы тем полнее оценить средства спасения, которые благодать Божия подает через Церковь всем верным. Мы знаем, что «всякое преступление и преслушание получало праведное воздаяние» (Евр. 2:2). Но стремление сравняться с Богом есть не только начаток, но и конец всякого греха. Устрашающий пример сатаны-денницы показывает, откуда взялась порча в творении Божием, которое от начала было «хорошо весьма» (Быт. 1:31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3415...

   Ясно, что они все думают по бесовской гордости и заблуждаются.    Иоанн. Злат., т1, кн. 2, стр 726—727, изд. 1898 г. СПб. Священство А. Порядок в Церкви Христовой Священноначальствующие и пасомые Церковь Христова имеет ли какой-либо порядок в своем устройстве?   В обществе истинных исповедников Христовых есть особый порядок, установленный от Самого Спасителя. Подобно тому, как в школе одни учат, а другие учатся, так и в обществе Христовом одни священноначальствуют, а другие подчиняются. Нельзя ли считать, что в Церкви Христовой все равны, и всякий сам по себе спасается, без священноначальствования одних над другими?   Нет, нельзя. В свящ. Писании Церковь Христова нередко сравнивается со стадом (напр., Деян. 20:28, 1 Петр. 5:1—5). И как в стаде есть пастухи, так и в Церкви Христовой есть пастыри и пасомые, и пасомые должны повиноваться священноначальствующим лицам. Какое в Церкви Христовой распределение верующих?   Ап. Павел сравнивал Церковь Христову с человеческим телом. «Как в одном теле у нас много членов, — говорит он, — но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие (т.е. верующие)составляем одно тело во Христе» (Рим. 12:4, 5). «Бог, — говорит Апостол в другом месте, — расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» (1 Кор. 12:18) И каждый член должен признавать положение другого. «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны... И вы, — продолжает Апостол, — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями... Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы? все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи?» (1 Кор. 12:21, 27—30).    Итак, одни члены поставлены Господом для руководства и научения, а другие должны слушать руководителей, пастырей и учителей. Было ли когда-либо в истинной вере, чтобы люди жили без руководителей?   Начиная с первых времен жизни людей на земле, всегда Господь среди людей, у которых было истинное Богопочитание, ставил законных руководителей. Сначала руководили людьми патриархи: Адам, Сиф, Ной, Авраам, и др.... Потом, когда был дан Синайский закон, Господь поставил законное священство. Бог выделил для этого целое колено Левино. Аарон поставлен был первосвященником, сыновья Аарона — священниками, а остальные из его колена — левитами, то есть служителями при скинии. Кроме священства, Господь по временам воздвигал особых пророков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы слышали о том, как один законник приступил ко Христу, искушая Его, с вопросом: «Как мне жить, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь же спрашивает у него: «А что написано об этом в законе?», и тот отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». И Спаситель говорит ему: «Так поступай, и будешь иметь жизнь вечную». А этот законник, желая оправдаться, потому что жизнь его, видимо, не соответствовала тому, что он читал в законе, спросил лукаво у Христа: «А кто мой ближний?», и на это Господь рассказал ему историю – притчу. Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Они напали на него, ограбили, избили до полусмерти и оставили лежать на дороге еле живого. Мимо проходил священник и не обратил внимания на этого бедолагу, ничего не сделал. Потом шел левит, тоже человек, который особым образом был близок к храму, к служению Богу. Он подошел, посмотрел на этого несчастного и тоже прошел мимо. И вот ехал самарянин – еретик, человек, с которыми иудеи не общались. В Евангелии есть несколько мест, где и Христос Сам встречается с самарянами, и уже из Евангелия мы знаем, что к ним иудеи относились с презрением, как к предателям веры, как к людям, извратившим истинное Богопочитание. Самаряне знали что-то об истинном Боге, но у них было много языческих примесей к этому, и иудеи их чурались. Так вот этот самарянин увидел несчастного – а избитый был иудеем, – сжалился над ним, обработал ему раны и перевязал их, посадил на своего осла и отвез в гостиницу. И в гостинице служил этому несчастному человеку, а потом ему надо было ехать по своим делам, и он гостиничному дал деньги и сказал, что если он потратит больше на лечение и содержание того человека, то он ему потом возместит расходы.    И Господь спрашивает у законника: «Так кто же был ближний этому несчастному?», и он Ему отвечает: «Тот, который сотворил ему благо». «Иди и ты поступай так же, и будешь жить», – говорит Господь (см.: Лк. 10: 25–37).

http://pravoslavie.ru/135800.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010