124 Соображения об училище см.: Колосов В. Старец Арсений Грек (Журнал Министерства народного просвещения. 1881. 9; Макарий, т. 12, стр. 280–281). 125 Акты Иверского монастыря, с предисловием архимандрита Леонида. (Русск. Ист. Библ. Изданные Археографической комиссией. т. 5). О судьбе означенных заведений Патриарха Никона см.: Леонид (Кавелин), архимандрит. Описание Воскресенского монастыря. C. 28–29. 126 Древние издания Московского печатного двора (Древности Московского археологического общества. т. 2. стр. 33). 127 Макарий, Описание Онежского Крестного монастыря (Чтения Московского общества истории. 1880. т. 3. стр. 18). 128 Чтения Московского общества истории. Год 3-й. 1848. 6. стр. 1–34. Савва, Указатель Синодальной библиотеки. стр. 7. 129 См. статью г. Белокурова (Христ. Чт. 1882, сент. и окт.). Присылка книг и рукоп. продолжалась и после того (Указат. Синод. библ., арх. Саввы, 7–9). 131 См. замечания о ней: Абрамова Н. (Известия Географического общества. 1866. т. 2, стр. 96–97) и Пекарского (Наука и литература при Петре Великом. т. 1, стр. 337). 132 Расходная книга Патриаршего Казенного приказа в Московском архиве Министерства юстиции (см. в статье о. Николаевского в «Христианском чтении». 1886, 3–4. стр. 421). Московский рубль в период 1651–1700 г. равен 17 нынешним рублям (см.: Ключевский В. Русский рубль 16–17 стол. в его отношении к нынешнему, Чтения в Московском обществе любителей истории. 1884. кн. 2, стр. 1–72). 133 Снегирев, Памятники Московских древностей. Кн. 2, стр. 199; Забелин И. Е. Исторический обзор финифтяного и ценинного дела в России (Записки Императорского Русского археографического общества. т. 6, стр. 281). 138 Например, в т. 7. стр. 44–53, 209–217, озаглавленных: «Равноапостольному благочестивому Царю, Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу» и т.д. 140 Таков, например, сборник «Христианоопасный щит веры», приписываемый старцу Аврамию (т. 7. стр. 1–258). 141 Один из этого кружка, Аввакум, говорил об этом так: «После Никон, друг наш, привез из Соловок Филиппа митрополита. А прежде его приезду, духовник Стефан, моля Бога и постяся седмицу с братиею, и я с ними тут же, о Патриарсе, да даст Бог пастыря ко спасению душ наших. И с митрополитом Казанским Корнилием, написав челобитную за руками, подали Царю и Царице о духовнике Стефане, чтоб ему быть в Патриарсех. Он же не восхотел сам и указал на Никона митрополита. Царь его и послушал. Егда же приехал (Никон из Соловок) с нами яко лис челом да здорово. Ведает, что быть ему в Патриарсех и чтобы откуля помешка какова не учинилась». Передавая тоже в другом месте, протопоп Аввакум прибавляет: «Протопоп же (Вонифатиев) увеща Царя и Царицу, да поставить Никона на Иосифово место. И аз окаянный о благочестивом Патриарсе к челобитной приписал свою руку; ано врага выпросили и беду на свою шею» (Материалы. т. 5. стр. 17, 261–262).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Иван Калита назван «вседержавным и всея Руси великим князем», к характерным чтениям относятся: «мнози человеци поведают», «украде у некоего суседа овцю», великий князь посылает не «весть», а «вестника» к митрополиту, и др. 1) ГИМ, Собр. А. С. Уварова, 46 (1°) (л. 379 об. – 386). Сборник начала XVI в. Филиграни: Голова быка с перечеркнутым стержнем – Брике, 15251 (1492–1503 гг.); Тиара – Брике, 4895 (1498 г.); Литера Р под цветком – Брике, 8361 (1500–1502 гг.); Кувшин с одной ручкой под крышкой – Брике, 12493 (1510 г.). Заголовок: «Месяца августа 26. Стретение иконы чюдотворныя, нарицаемыя Пречистыя Владимерскиа, ею же списа еуангелист Лука». 2) РГБ, ф. 7 (Собр. Амфилохия), 16 (л. 252–259). Первая часть сборника (л. 1–179) писана в 1513 г., другим почерком написаны л. 181–281 об. на бумаге со сходной филигранью, следовательно – вскоре после 1513 г. 3) РНБ, собр. М. П. Погодина, 561 (л. 280 об. – 284). Минея служебная 20–30-х годов XVI в. Филиграни: Голова быка под крестом с 5-лепестковым цветком, обвитым змеей, – Лихачев, 1407 (1512 г.); Литера Р под розеткой (1-й вариант) – Лихачев, 1586 (1531 г.); Литера Р под розеткой (2-й вариант) – Лихачев, 1554 (1529 г.); начиная с л. 263 бумага без филиграней. 4) РНБ, собр. М. П. Погодина, 871 (л. 219–226). Сборник 30-х годов XVI в. Филигрань: Тиара – Брике, 4969 (1531 г.). 5) РГБ, ф. 92 (Собр. С. О. Долгова), 48 (л. 22 об. – 31). Сборник конца XVI в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с трилистником, на тулове литеры GD – Лихачев, 1955 (1594 г.). 6) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, F.217 (л. 80–85). Сборник начала XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под пятью полумесяцами, на тулове литеры О IL – Дианова («Кувшин»), 387 (1606 г.). Копия списка Долгова. 7) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 281 (л. 116 об. – 123 об.). Сборник второй четверти XVII в. 8) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, Q.198 (л. 1–10 об.). Сборник конца 50-х – начала 60-х годов XVII в. Филигрань: Голова шута с 7 бубенцами – Дианова и Костюхина, 424 (1656 г.). По нижнему полю первых листов запись: «Лета 7171-го году месяца ноября в 6 день сия книга соборник Бронные слободы, что за Тверскими вороты, в приход Иоанна Богослова, Василия Иванова сына Шарапова».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Троицкий Сергей Викторович 283. Трубецкой, князь, российский посланник в Сербии 143. 229. Туберозов – см. Геннадий. Тульская: губерния 155; Семинария 225. Турецкие подданные 258. Турецкий флот 34. Турецкие: владения 36; власти 219. Турецкое рабство 35. Туркестанов, князь – см. Трифон. Турки 140. 226. Турция 30. 35. 36. 41. 140. 217. 285. Уварова, графиня 215. Угорская Русь 195. 212. 212–213, Упсальсхий архиепископ. 181. 182. 303. 304. Урмийская Духовная Миссия 194. 195. 222. 224. Урмийские Христиане 194. 226. Урмийский: епископ 225; район 223. 224. Урмия 222. 224. 225. 226. Урусов Николай Петрович , князь 157. 175. Ускокович – см. Мардарий. Успенский пост 290. Утин Сергей Яковлевич, сенатор 138. Уфа 190. 279. Уфимский епископ 190. Ухтомский, князь – см. Андрей. Фелькнер Вера Андреевна, урожденная Петкович 184. Филарет (Дроздов) , митрополит 215. Филиппов пост 280. Филипп (Гумилевский), архимандрит 227. Филоненко Феодор Дмитриевич, прот. 281. Филофей, патриарх Царьграда 38. Финляндия 5. Финляндский 1-й стрелковыи полк 280. Финский залив 5. Флоринский Т. Д., профессор 210. Фотий, патриарх 218. Франция 305. Французы 43. 44. Французский посол 9. Французское происхождение 258. Харьковская: епархия 211; паства 211. Харьковский архиепископ 190.197.211.282. Харьков 60. 211. Херсонская епархия 212. Херсонский архиепископ 212. Холмская: губерния 154; епархия 150. 152. 153. 203; Духовная Семинария 202. Холмские униаты 197. Холмский епископ 175. Царская Ставка 35. Царское Село 34, 58. 59. 112, 292. Царьград 38. «Церковный Вестник» 16. 23. «Церковныя Ведомости» 15. 16. 17. 23. 24. 28. 29. 31. 34. 35. 36. 37. 40. 41. 42. 43. 45. 47. 48. 50. 52. 53. 54. 55. 56. 58. 59. 60. 61. 62. 65. 67. 69. 70. 71. 72. 74. 76. 79. 81. 82. 83. 84. 85. 92. 93. 94–96. 98. 100. 102. 104. 108. 111. 112. 113. 115. 126. 130. 132. 134. 135. 136. 138. 141. 144. 145. 146. 148. 149. 154. 157. 158. 174. 177. 180. 229. 230. 231. 238. 242. 243. 245. 251. 254. 256. 257. 260. 261. 263. 264. 265. 267. 268. 272. 273. 274. 275. 289. 294. 295. 301. 309. 312. 331. 333. 337.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

254 Патр. Дамиан дал свое благословение на постройку храма особой грамотой от 4 октября 1908 г. Фирман на постройку был получен 5 марта 1914 г. 256 Св. царица построила первый храм на Елеоне, но, по-видимому, не на месте Вознесения, а над пещерой, в которой учил своих учеников Господь перед своими страданиями. 257 Путешественник шестого века Феодосии знает до 24 церквей на Елеонской горе. Над местом Вознесения церковь построил, вероятно, патриарх Модест Об этом храме говорят все известные паломники древности: Бэда. Аркульф. Епифаний и наш игумен Даниил. 258 Статьи о Антонина в «Церковном Вестнике» 1876 г. 32 и 1880 г Ni 28 и в последнее время статья Е. С. Лукъяновой «Le Musee de couvent пдие du M-t de» Oliviers a Jerusalem» in «Bulletin de 1 " Institut d " Egipte», t. XIII (1931). p 101 259 Женская обитель основана на Елеоне перед самой войной при Начальнике Миссии архим. Леониде. До 1924 г. она, как и Горненская, скромно называлась общиной со старшей сестрой во главе. 265 В миру графиня Ефимовская, долголетняя настоятельница и основательница знаменитой в России Леснинской общины в Холмской епархии. Скончалась она в Сербии в 1925 году, куда переехала в Хоповский монастырь. 271 О ней см. сообщение известного палестиноведа, доминиканца Абель в «Revue biblique», nouv. serie VIII (1911) pp. 286–289, а также и у С. М. Kaufmann, «Handbuch der ahchristlichen Epigraphik», Freiburgi/B. 1917, S. 280. 272 О ней есть новейшее исследование Prof. Greg. Loukianoff, «Le monument dit «egyptien» a Siloe», in «Bulletin de 1 " Institut d " Egypte», t. XIV (1932) p. 76. 280 Письменное поручение Председателя Палестинского Общ. вел. кн. Сергия Александровича от 7 декабря 1882 г. 281 См. «Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме» в «Палестинском сборнике», вып. 7-ой. 283 «Заметки поклонника Св. Горы», стр. 38–47; 5864; 91 –102, 119–127; 148–151; 169–172 и мн. др. 286 «Второе посещение св. Афонской горы В. Т. Барского, им самим описанное», стр. 15; 33; 118; 151–154; 168–169; 180, 186–188 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

255–257); 3) Пожертвование Филиппа Флатра Кипрского Иерусалимскому храму святого Воскресения в 1523 году (стр. 258–261); 4) Окружное послание Иерусалимского патриарха Германа о Святом Гробе (1569 г.), списанное с подлинника (стр. 262–264); 5) Акт поместного собора в Каире в 1557 году, под председательством, кажется 1349 , Иерусалимского патриарха Германа, относительно общежительного Синайского монастыря (стр. 265–269); 6) Софрония патриарха Иерусалимского, послание к Синаитам 1599 г. (стр. 270–272); 7) Акты Нектария патриарха Иерусалимского, относящиеся к 1661–1667 г. и именно: ) Акт избрания Нектария на Иерусалимский престол (стр. 273–274); β) Соборная грамота Парфения патриарха Константинопольского об избрании Нектария (стр. 275–277); γ) Акт признания святогробцами совершившегося в Константинополе избрания патриарха Нектария (стр. 278–280); δ) Акт подтверждения старых постановлений о подарке жениха невесте пред браком ради сохранения древнего обычая в Палестине 1667 г. (стр. 280–281); ξ) Свидетельство Иерусалимского патриарха Нектария о св. мощах, сохранявшихся в монастыре именуемом «Великая Пресвятая» (стр. 282) и ς) Пределы епархий Иерусалимского патриаршего престола (стр. 283–284). – 8)Акты и грамоты Досифея патриарха Иерусалимского 1669–1706 гг. и именно: ) Заботы его о подавшем в отставку патриархе Нектарие (стр. 285–287); β) Синодальное распоряжение его же о прекращении действий комиссии из знатных людей при патриаршем престоле (стр. 287–292); γ) Синодальное послание, определяющее обязанности настоятеля монастыря Честного Креста (стр. 292–294); δ) Послание к Газскому архиепископу Христодулу о действиях Латинян в Иерусалиме и Константинополе с целью захвата ими мест поклонения (стр. 295–298); ξ) Окружное послание опровергающее ложные известия о местах поклонения (стр. 298–305); ς) Об одном русском иеромонахе, возведенном в архимандриты Голгофы (стр. 305–307); ζ) Договор с Георгием Касториотом касательно пожертвованных им денег на содержание Палестинских школ (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

271 Рукопись Московской Синодальной библиотеки, 281 по ста­рому счету, л. 280 по каталогу Маттеи и л. 394 по новейшему ката­логу архим. Владимира. 280 Славянская рукопись Московской Синодальной библиотеки, 330, л. 220 об. Этот устав написан патриархом Алексием для Кон­стантинопольского монастыря в честь Успения Богоматери между 1034 и 1043 гг. 285 В «Афонском патерике», в противовес Житию, сказано, что Григорий Синаит и его ученик нашли по желанию своему пещеры и там поселились, но не жили совместно в одной пещере. Несомнен­но, основательнее доверять Житию, где говорится об одной пеще­ре для общих подвигов обоих отшельников. 296 Исторические очерки состояния Византийской Восточной Церкви от конца XI до половины XV века. М., 1902. С. 270−273. 313 В Житии Афанасий назван племянником царя. Но Андроник Старший за политические интриги приказал постричь в монаше­ство насильственно своего родного брата Константина Палеолога, которому при постриге дано имя Афанасий. Житие преподобно­го Григория Синаита . С. 60, 114. Georgius Pachumeres. De Andronico Palaeologo. 1. 5. P. 424. Bonnae, 1835. 320 Житие Феодосия Терновского. См.: Сырку П. А. К истории ис­правления книг в Болгарии в XIV в. С. 108−109. 323 Рукописное Житие преподобного Григория XVI в. на славян­ском языке принадлежит Софийской библиотеке при Петроград­ской Духовной академии. 1488. Л. 466 об. См.: Житие преподоб­ного Григория Синаита . С. 71−74. 324 Арсений (Иващенко), архим. Летопись. СПб., 1880. С. 505. Он же. Очерк жизни патриарха Константинопольского Калли­ста//Православное обозрение. Т. 1. 1873. С. 917. Филарет (Гуми­левский), архиеп. Святые южных славян (1 февраля). СПб., 1894. С. 23, примеч. 46. Леонид (Кавелин) , архим. Из истории южносла­вянского монашества XIV столетия//Душеполезное чтение. Ч. 1. 1871. С. 358. Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. С. 156. 331 Флоренский П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия/В сб.: Трои­це-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, 1919. С. 20. 333 Эйнгорн В. О значении преподобного Сергия и основанной им обители в русской истории. М., 1899. С. 16−17.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   Т. 2. С. 724.    Т. 3. С. 436.    Т. 1. С. 598. Ср.: Т. 3. С. 332 (св. Феодор Эдесский).    Т. 3. С. 373.    Т. 2. С. 607.    Т. 3. С. 428.    Т. 3. С. 431. Ср.: Т. 2. С. 677 (св. Исаак Сирианин).    Т. 2. С. 209.    Т. 5. С. 134 (прп. Никита Стифат).    Т. 5. С. 25.    Т. 2. С. 726.    Т. 5. С. 377.    Т. 5. С. 225 (св. Григорий Синаит).    Т. 1. С. 445. Ср.: Т. 3. С. 357 (прп. Феодор Эдесский).    Т. 2. С. 208 (прп. Нил Синайский).    Т. 2. С. 217.    Т. 5. С. 399.    Т. 2. С. 653.    Т. 4. С. 202. Ср.: Т. 2. С. 346 (св. Ефрем Сирианин).    Т. 2. С. 498. Ср.: Т. 5. С. 280 (ср. Григорий Палама).    Т. 2. С. 584    Ср.: Т. 5. С. 378 (свв. Каллист и Игнатий).    Т. 5. С. 427—428    Т. 2. С. 137—138.    Т. 5. С. 168.    Т. 2. С. 583—584.    Т. 2. С. 137—138 (св. Иоанн Кассиан Римлянин).    Там же.    Т. 5. С. 311. Ср.: Т. 3. С. 439 (св. Илия Екдик).    Т. 2. С. 281.    Т. 5. С. 69.    Т. 2. С. 459. Глава 12. Препятствия к чистой молитве и пути их преодоления... 12.1. Празднословие, нецеломудрие, сребролюбие — несовместимы с чистой молитвой    При чистой молитве, по словам святого Кассиана Римлянина, «недопускаемы развлечения, пустословие, многословие и шутки, а пагубное возбуждение плотской похоти и сребролюбие должны быть с корнем исторгнуты». Итак, празднословие, нецеломудрие и сребролюбие — вот препятствия, от которых должен освободиться молящийся.    Насколько вредно для молитвы празднословие, показывают следующие слова святого Илии Екдика: «Не пребудет с тобой молитва, если замедляешь в суетных помыслах внутри и в пустых беседах вне; но она скоро возвращается к тому, кто ради нее многое отсекает в себе». «Молитва, подкрепляемая слезами, — говорит святой Илия Екдик, — извергает из души во вне все враждебные ей помыслы; но их возвращает опять блуждание ума, усиливаемое празднословием, которое изгнавший изгоняет вместе и всегубительное зло дерзости (несдержанности во взорах, речах и движениях)».    Нецеломудрие также стоит в ряду крупных препятствий к молитве. Не хранящий целомудрия этим самым отвергает себя от единения с Богом, как об этом говорит святой апостол Павел: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1Кор.6:15). Нецеломудренный нарушает заповедь Господа: «а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28), учившего о недопустимости не только греховных дел, но даже и мыслей. Поэтому святой Исаак Сирианин призывает «возлюбить целомудрие, чтобы не постыдиться во время молитвы своей пред Богом».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

434 De dif. essen. et hyp. 1–3; Ad Graec.//GNO. III. 1. P. 20–21; 32; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 40–41; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 165; C. Eun. I.1.479.1; II.1.133.5; III.5.43.1; Ad Eust.//GNO. III.1. P. 14.20. 438 Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 90.31–91.4; cp. C. Eun. I.1.231–232; I.1.276.5–6; II. 1.475.1–4; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 55.13–16; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 133.22–23. 444 См. C. Eun. II.1.166.9–10; II.1.582.6; III.5.57.1; 58.1; 59.3; 60.2–9; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 43.1–20; De beat. VI//PG 44. Col. 1269A. 447 См. C. Eun. I.1.571–573; II.1.149.4–152.3; II.1.353; II.1.476; Ref. conf. Eun. 124.9–125.6; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 44.7–10; De beat. VI//PG 44. Col. 1268B– 1269B; In Cant. XI//GNO. VI. P. 334.7–8; 335.1; 339.7–8; De op. hom. 6; См. также Meredith. P. 95. 451 См. C. Eun. II.1.582.4–585.5; 149.6–150.1; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 44.14–45.1; Ad Graec.//GNO. III.1. P. 22.4–6; Ad Eust.//GNO. III.1. P. 15.1. 453 C. Eun. I.1.276.1–277.1; cp. C. Eun. I.1.208.5–9; 234–235; Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 92.16–25. 468 См. Adv. Ar. et Sab.//GNO. III.1. P. 71.1–11; 85.19–23; Ad Eust.//GNO. III.1. P. 5.10–14; cp. C. Eun. I.1.499.4–500.3; II.1.14.6–15.6; о незыблемости в Боге Троицы Лиц см. Ad Graec.//GNO. III.1. P. 24.14–24. 470 De op. hom. 5; Or. Cat. 1; Ad Simpl.//GNO. III.1. P. 64.23–65.8; C. Eun. III.6.29.1–6; Ref. conf. Eun. 58.2. 480 См. De dif. essen. et hyp. 2.1–30; Ad Graec.//GNO. III.1. P. 30.20–32.5; Ad Abl.//GNO. III.1, P. 40.5–23; 54.1–4. 486 См. Ad Abl.//GNO. III.1. P. 38.13–15; 40.24–41.7; 46.14–16; Ad Graec.//GNO. III.1. P. 19.15–16; 20.27–21.15; 22.13–24; 26.1–4; 29.9–11; 33.2–5; De dif. essen. et hyp. 4.2–21; 83–87; Ep. 5.9; См. также Cross. 2002. P. 280–281. 490 См. Or. Cat. 1–2; C. Eun. I.1.498.2; II.1.353.9; II.1.356.3; II.1.538.8; III.8.25.5–9; De dif. essen. et hyp. 3.5–12; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 40.16–20; 54.2; De or. Dom. III//Oehler. S. 264.54. 491 См. C. Eun. I.1.277.8–278.2; De dif. essen. et hyp. 4.38–44; Ref. conf. Eun. 12.4–13.8; De or. Dom. III//Oehler. S. 262.19–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

8596 Ibid., 101–2; Glasson, Moses, 104–5 (citing John 5:45 ); Windisch, Spirit-Paraclete, 15 (following Billerbeck); Manns, «Paraclet,» 127–31; cf. Bernard, John, 2(following Wetstein); Lee, Thought, 214 (following Schlatter); Westcott, John, 212; Sandmel, Beginnings, 384; in Greek texts, e.g., Aeschines Ctesiphon 37 (taking the laws figuratively as advocates). 8597 Reportedly the Egyptians, lest rhetoric sway judges from the laws» severity (Diodorus Siculus 1.76.1–2). For examples of forensic rhetoric, cf. Cicerós famous defenses or the trial speeches of Isaeus, Lysias, Aeschines, or Demosthenes. 8598 E.g., P.Thead. 15.3, 19 (280–281 C.E.); Chariton 3.4.15; Nin. Rom. frg. 1.A.4; Plutarch Flatterer 20, Mor. 61D; Publicola 2.1 (συνηγορας); Cicero 5.2 (συνηγορεν); 39.5 (βοηθοντος); CPJ 2:84, §157; cf. Epictetus Diatr. 1.27.15; cf. also σμβουλος (Plutarch Mor. 61D; 4 Macc 15:25; cf. Moses in 4 Macc 9:2, contrasted with Antiochus in 9:3; Mattathias " s successor Simeon as a military νρ βουλς in 1Macc 2:65). In Philostratus " s Heroikos a deceased hero can become a σμβουλος, or advisor, counselor, to his mortal clients (4.7; 14.4; 23.18; 35.1; cf. 16.2; Maclean and Aitken, Heroikos, xxix); in Porphyry Marc. 10.189 it is (figuratively) his teachings. 8602 Ladd, Theology, 293; Leaney, «Paraclete,» 61. Cf. the qualifications of Ross, «Lament,» 45–46. 8607 A loanword in rabbinic texts, and appearing in some papyri (Deissmann, Light, 93); cf. 2Macc 4:5. 8608 5. Hag. 13b; p. Roš Haš. 3:2, §6; Lev. Rab. 5:6; 21:10; 30:6. Although none of these references has an attribution before the third century, this may parallel the Greco-Roman dependence on private rather than public prosecutors (Chariton 5.4.9; CPJ 2:64–65, §155; Josephus War 1.637–638; cf. Stambaugh and Balch, Environment, 34; for a relevant social depiction of second-century B.C.E. Roman prosecution, see David, «Eloquentia»).– 8609 5. Yoma 77a; Exod. Rab. 18:5; cf. Apoc. Sedr. 14:1; in 2 En. 33(rec. A), Michael will be an intercessor» for Enoch (in rec. J, a «mediator»). He may also be «the Prince of the World» (contrast John 12:31; 14:30; 16:11 ), who defends the world before the Holy One (3 En. 30:2), and the angel who intercedes for Israel (T. Levi 5:6; he struggled with Jacob in Tg. Ps.-J. on Gen 32:25 ). Cf. Betz, Paraklet, 149–58, for one study on Michael as intercessor.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

260.  «О кладбище и Кресте» М. Р. G. t. 49 col. 396. 261.  Постная Триодь, неделя 3, утро, канон, икос, гл. 7. 262.  Предпразднество Воздвижения 13 сентября, утро, седален по 3 песни, гл. 4. 263.  Воздвижение утро, по 1 стихословии седален, гл. 6. 264.  Октоих, гл. 5, среда утро, на стиховне. 265.  Воздвижение 14 сентября, малая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 1. 266.  Завеса. 267.  Хождение игумена Даниила на Святую Землю (1106 — 1108). 268.  Октоих, гл. 2, среда утро, канон, п. 3. 269.  Там же, гл. 5, среда утро, канон, п. 3. 270.  Постная Триодь, неделя 3-я, вечер на Господи, воззвах, гл. 5. 271.  С греческого слово «уничтожение» переведено как «соуз». 272.  Постная Триодь, неделя 3-я утро, канон, кондак, гл. 7. 273.  Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 5. 274.  «О кресте и разбойнике» М. Р. 49 col. 400. 275.  Молитва Херувимской песни на литургии Иоанна Златоуста. 276.  Октоих, гл. 2, пяток утро, канон, п. 8. 277.  «О кладбище и кресте». М. Р. 49 col. 396. 278.  О Честном и Животворящем Кресте. M. P. G. t. 49 col. 820. 279.  Постная Триодь, неделя 3-я, утро, канон, гл. 1, п. 9. 280.  Происхождение честных древ I августа, утро, канон, гл. 6, п. 4. 281.  Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 9. 282.  Напр. царю Мануилу в борьбе против сарацин. Праздник I августа. 283.  Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 8. 284.  Точное изложение Веры Православной кн. 4, гл. 11. 285.  Предпразднество Воздвижения, вечерня, на стих., гл. 5. 286.  Воздвижение, великая вечерня на Господи, воззвах. гл. 6. 287.  Постная Триодь, неделя 3-я, малая вечерня на Господи, воззвах, гл. 6. 288.  Четья-Минея на 1 августа. 289.  Воздвижение 14сентября, вечер, на литии, стих., гл. 1. 290.  Октоих, гл. 5, среда утро, по 3 стихословии седален. 291.  Там же, гл. 7, среда утро, канон, п. 7. 292.  Триодь, неделя 3-я, утро, канон, гл. 1, п. 3. 293.  Воздвижение 14 сентября, утро, канон, гл. 8, п. 5. 294.  Октоих, гл. 2, среда утро, краегранесие канона. 295.  Посстная Триодь, Великая Среда, повечерие, трипеснец, гл. 6, п. 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010