Произведения патриарха Филофея, переведенные на славянский язык 66 I. Гимны 1. Каноны во время бездождия а) Богородице. Акростих: Εχας τν αχμν λδσον μων, Κυρα. В богородичных: Φιλθου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 14–16, 58–60. Последование, певаемо к богородици о бездождии. Творение Филофеа, патриарха Константинаграда. Переведен же бысть на русский язык от многогрешнаго Феодора недостойнаго, рекше и первопрезвитера («В печалех, владычице, помощницу, избавление в бедах...»). –1) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 149 об.–155; 2) ГИМ, Синод., 503 (774), Сборник канонов и молитв, XVI в., лл. 22–36; 3) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 75; 4) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 254–257; 5) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., лл. 28–34 об.; 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 441, Канонник, XVII в., лл. 406–420. б) Иисусу Христу и его матери. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу и пречистей его матери, певаем в бездождие. Творение кир Филофея патриарха («Отверзавши десницу...»). – 1) ГИМ, Синод., 503 (774), Собрание канонов и молитв, XVI в., лл. 16–22; 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 140 об.–145. 2. Канон в общей нужде. Акростих: Κοινς δεσεις, Χριστ, αν δολων δχου. В богородичных: Φιλθεου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 12–14. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу, певаем в общий нужди и о бездождие, и о неблагорастворение времен, и о въспротивлении ветром, и в нашествие варварьское. Ему же краегранесие: Обща молбы, Христе, твоих раб приими. В богородичных же: Филофеово. Глас шестой («Обще положим рыдание ныне, брате...). – 1) ГБЛ, ТСЛ (ф. 304), 253 (1229), Канонник, кон. XIV в., лл. 217 об.–220 об.; 2) ГРМ, гр./др., 15, Канонник Кирилла Белозерского, 1407 г., лл. 320–328; 3) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 240–243; 4) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 97 об.–104 (Канон молебен ко господу Иисусу Христу, певаем во опщих напастех, в бездождие и ке в благорастворение времен, и в противление ветром, и в нашествие варварьское); 5) ГБЛ, МДА (ф. 173), 77, Минея общая, поел. четв. XV в., лл. 280–281 (Канон молебен к господу нашему Иисусу Христу, певаем в опщих напастех, в сушу и глад, и в тяжесть, и в съпротивление ветром, и в нашествие варварьское); 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 590, Богослужебный сборник, кон. XVI в., лл. 173–175 об.; 7) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 471, Канонник, XVIII–XIX вв., лл. 124–127; 8) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 499, отдельный список в 16 лл., XIX в.; 9) ГБЛ, ОИДР, 347, Сборник, XVI в., лл. 217–224 об.; 10) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., л. 43; Требник Петра Могилы . Киев, 1646, ч. III, стр. 248–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Драматургия См. 3029–3039, 3043. Патрология (включает также сочинения русских подвижников благочестия и соответствующие исследования) Творения 275. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Об обучении оглашаемых//БТ. 1976. Сб. 15. С. 25–55. 276. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Исповедь/[Пер. с лат.: М. Е. Сергеенко]//БТ. 1978. Сб. 19. С. 71–264. 277. Августин Блаженный , еп. Иппонский. О Троице: (Кн. 1)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 260–279. 278. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Проповеди/Пер. с лат., коммент.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1996. 1(8). С. 65–77. 279. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Толкование на псалом 125-й/Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов//АиО. 1997. 2(13). С. 52–75. 280. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Письмо CCLVIII (к Марциану)/Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов//БСб. 1999. 4. С. 124–128. 281. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Рассуждение в четвертый день празднеств/Пер. с лат.: С. А. Степанцов//БСб. 2000. 5. С. 118–123. 282. Аммон, прп. [Творения]/Пер. с греч., примеч.: [А. И. Сидоров]//БТ. 1997. Сб. 33. С. 258–312. Содержание: Повествование об авве Аммоне; Послания св. Аммона; Наставления св. Аммона. 283. Аммон, прп . Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора/Пер. с греч., предисл., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 2000. 4(26). С. 79–102; 2001. 1(27). С. 94–115. 284. Анастасий Синаит , прп. Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему/Пер. с греч., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 1998. 4(18). С. 89–118; 1999. 1(19). С. 72–91; 2(20). С. 108–146. 285. Афанасий Великий , свт. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//БТ. 1973. Сб. 11. С. 129–161. 286. Афанасий Великий , свт. О девстве, или О подвижничестве: (Слово спасения к девственнице)/Пер. с греч.: B. Кудрявцев; Подгот. текста, предисл., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 2000. 2(24). С. 110–135. 287. Афанасий Великий , свт. О душе и теле и страстях Господних/Свт. Афанасий Александрийский ; Пер. с коптского, послесл.: Д. Бумажнов//ЦиВр. 2000. 1(10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Часть 2. Общие вопросы Средства содержания пастырей Пастыри могут пользоваться от своих пасомых средствами для жизни. Опровержение Возражений. Покрытие пастырями своих голов во время богослужений. Опровержение возражений. Благословение священническое. Целование руки пастырей. Нравственные недостатки пастырей. Суд над пастырями принадлежит епископу. Отношение пасомых к пастырям. Учение отцов и учителей Церкви. Пастыри могут пользоваться от своих пасомых средствами для жизни В Ветхом Завете Бог заповедал народу еврейскому давать содержание священству ( Чис.18:19–32 ; ср. Евр.7:5 и др.). В Новом Завете Господь Иисус Христос и апостолы так учили: «трудящийся достоин пропитания” 279 ( Мф.10:10 ). «Трудящийся достоин награды 280 за труды свои» ( Лк.10:7 ; ср. Лк.8:3 ; Ин.12:6 ). «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). «Вы и в Фессалонику и раз, и два присылали мне на нужду» ( Фил.4:16–18 ). «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада..? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:7–14 ). «Другим Церквам я причинял издержки, получая от них содержание (слав. «оброк» οψνιον содержание, вознаграждение, награда, жалованье) для служения вам» ( 2Кор.11:8 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (τημς от τημ – цена, плата), особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:14 ). Апостол повелевает заботиться о материальном положении пресвитеров, особенно, если они трудятся в слове и учении. В следующ. стихе (18) ап. яснее выражает свою мысль, приводя твердое основание сказанному: «ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего», – а также: «трудящийся достоин награды своей». Опровержение Возражений. Сектанты говорят: 1) православное духовенство должно бесплатно совершать все требы: «даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди..». ( Мф.10:8–9 ). 281

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Комментарии на отдельные книги Ветхого Завета Пятикнижие Моисея 147. Вестель Ю. А. Три понимания начала книги Бытия//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 483–494. 148. Каледа Г. А., прот. Библия и наука о сотворении мира: (Опыт естественно-научного толкования книги Бытия)//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 16–29; 1997. 2(13). С. 34–51. 149. Камчатнов А. М . Кем был Иаков у Лавана?: (Лингвистический коммент. на Быт. 29, 15–31, 41 )//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 280–281. 150. Кесслер Э. Ранние христианские и иудейские интерпретации жертвоприношения Авраамом Исаака: [Гл. из докт. дис. и докл. на науч.-методическом семинаре ББИ, март 1999 г.]/Пер. с англ.: А. Федорчук//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 323–342; 4. С. 483–500. 151. Князев А. , прот. Иуда и Фамарь//АиО. 1998. 1(15). С. 32–47. 152. Князев А. , прот. Господь, Муж брани: К уяснению религиозного значения книги Исход//АиО. 1999. 2(20). С. 35–58. 153. Кураев А., диак . Размышления о первой главе книги Бытия//АиО. 1994. 3. С. 23–44; 1995. 1(4). С. 25–51. 154. Кураев А., диак. Заповеди Эдема//АиО. 1995. 2(5). С. 37–48. 155. Кураев А., диак. «И отделил Бог...»: (Мотив разделения в Библии)//АиО. 1995. 3(6). С. 39–59. 156. Кураев А., диак . Мужчина и женщина в книге Бытия//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 268–300. 157. Кураев А., диак. Полемичность Шестоднева//АиО. 1997. 1(12). С. 256–280. См. также 2334. Учительные книги Книга притчей Соломоновых 158. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседа о притчах/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович//АиО. 1998. 4(18). С. 14–23. Книга Иова 159. Крифт П. Иов: Жизнь – это страдание/Пер. с англ.: Н. Л. Трауберг//МБ. 1997. Вып. 4. С. 5–15. 160. Сидорова С. В. Любовь Божественная и любовь человеческая: Размышления о Книге Иова//АиО. 1999. 4(22). С. 33–45. 161. Честертон Г. К. Книга Иова/Пер. с англ.: Н. Л. Трауберг//МБ. 1993. Вып. 1. С. 32–36. Псалтирь 162. Аверинцев С. С . Вслушиваясь в слово: три действия в начальном стихе первого псалма – три ступени зла//МБ. 1994. Вып. 2. С. 2–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Разумеются шалаши, юрты или кибитки, которые всюду возят с собою кочующие народы в Африке. 2 Или: слышал в видении. 3 Римом (Roma). 4 Имя Паммахия ( Παμμαχς ), по объяснению блаж. Иеронима, означает человека опытного во всяком искусстве борьбы. 5 «Rugiet» , — собственно: «зарычит, заревет» . 6 Кв. Горация Флакка. 7 Или: не пощажу, не избавлю его от наказаний, которыми Я угрожал. 8 Или: «переселил всех пленников, заключив их в Идумее» . 9 Или: «всех пленников» . 10 Здесь и далее таким образом помечены не разборчивые символы. АВ. 11 Это слово происходит от ξος ; (viscum); так называется растение «омела» и приготовляемый из него «птичий клей» , который употребляется для ловли птиц; в переносном смысле оно означает «соблазн, прельщение.» 12 Именно число 365. 13 Сн. Письмо блаж. Иеронима к Феодоре вдове и кн. Против Вигилянция (русск. перев. ч. 2, стр. 280—281 и ч. 4, стр. 300). 14 Вместо «Азота» . 15 В школьном риторическом упражнении. 16 Творения блаж. Иеронима в русск. перев. ч. 12, стр. 286—287. 17 Хотя слово «confusio» означает и «стыд» (нарицательное значение слова «Васон» ), но основным его значением служит «смешение» (нарицательное значение «Вавилона» ). 18 Еретики. 19 Еретики. 20 То есть: так как нечего будет есть, то зубы постоянно будут чистыми, и не будет нужды заботиться об очищении их. Сн. Scripm. sacrae curs. compl. t. XX. Paris. 1841 col. 754. 21 Собственно грязное место, в котором валяются или катаются свиньи. См. толков. блаж. Иеронима на Ос. 4:15 и 9, 15; русск. перев. ч. 12, стран. 207 и 277. 22 Блаж. Иероним писал толкования на пророка Амоса во время своего пребывания в Вифлееме. См. «Жизнь блаж. Иеронима» при творениях его в русск. переводе ч. 1, стран. 23 Опустошение, причиняемое ветром. 24 Под садами разумеются также и огороды (овощные сады). 25 Вопросительное пли относительное местоимение: «что» . 26 Вместо слова «семидесяти» (in LXX) в рукописях большею частию читается в «Церкви (in Ecclesia)» . 27 То есть Дух Святой. 28 О Христе. 29 Цицерону принадлежит перевод или свободное изложение Платонова диалога „Тимей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3164...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Богословие 1850. Аввакумов Ю. П. Сочинение Юрия Крижанича «Беседа о суеверии»: Текст, пер., коммент.//БТ. 1986. Сб. 27. С. 220–256. Публ.: С. 222–245. Памятник XVII в., рукопись находится в Российской государственной библиотеке. 1851. Аввакумов Ю. П. Иллюминованный миссал XV в. в рукописном собрании библиотеки ЛДА//БТ. 1989. Сб. 29. С. 280–283. 1852. Белевцев И., прот., Вениамин (Новик), иером. Отзывы на курсовое сочинение Аввакумова Ю. П. на тему «Юрий Крижанич и его сочинения «О промысле Божием» и «Беседа о суеверии». Из истории взаимоотношений римо-католического и православного богословия»//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 164–167. 1853. Бонавентура. Слово брата Бонавентуры о Царстве Божием/Пер. с лат., предисл, примеч.: К. Клюшников//Страницы. 1996. 4. С. 115–127. 1854. Брандмюллер В. Прощение – путь к миру: «Акт покаяния» папы Иоанна Павла II: (Пер. на рус. язык в сокращении)//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 149–151. 1855. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Догматическое постановление «О Церкви» Второго Ватиканского собора с православной точки зрения//ВРЗЕПЭ. 1966. 56. С. 222–238. 1856. Заболотский Н. А. Тейяр де Шарден и церковно-учительная традиция: (Актовая речь в ЛДА 9 окт. 1970 г.)//ВРЗЕПЭ. 1970. 72. С. 266–287. 1857. Михаил (Чуб), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Христологические проблемы в западном богословии: [Библиогр. обзор]//БТ. 1968. Сб. 4. С. 281–288. 1858. Рашковский Е. [Рец. на кн.:] Лобье П., де. Время конца времен: Эссе на тему христианской эсхатологии/Пер.: А. Г. Крысов, Д. Б. Ключков. Минск: Тетра, 1995. 159 с.//Страницы. 1996. 2. С. 149–150. 1859. Себоюэ Б. Вечен ли ад?/Пер. с фр.: А. Бакулов//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 335–352. Анализ (с позиций катол. богословия) евангельских, святоотеческих и философских суждений об аде. 1860. Суттнер Э. Единство и многообразие согласно II Ватиканскому собору/Пер. с нем.: Е. Б. Смагина//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 199–209. Изложение позиции РКЦ о статусе христианских Церквей и возможностей их соединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фома Аквинский (католический святой) Глава 71 . О том, что душа соединяется с телом непосредственно Из вышеизложенного можно заключить, что душа соединяется с телом непосредственно и что нет нужды предполагать существование какого-то посредника, обеспечивающего соединение души с телом: будь то представления, как утверждает Аверроэс; или способности души, как говорят некоторые; 278 или «телесный дух», как заявляли иные. 279 Мы показали, что душа соединяется с телом как его форма. Но форма соединяется с материей без всякого посредника: форме самой по себе, а не при посредстве чего-то иного, присуще быть актом именно такого тела. Делает из материи и формы одно только деятель, который актуализует потенцию, как доказывает Аристотель в Метафизике: 280 ибо материя и форма соотносятся как потенция и акт. Тем нее менее в определенном смысле можно говорить о существовании посредника между душой и телом – только не в бытии, а в движении и в процессе рождения. – В движении, которым душа движет тело, есть некий порядок двигателей и движимых. Душа осуществляет все свои действия через свои способности, так что можно сказать, что она движет тело через посредство своих способностей. Далее, члены приводятся в движение посредством духа. 281 Наконец, один орган приводится в движение при посредстве другого органа. – А в процессе рождения [определенное] расположение к [той или иной] форме оказывается в материи [по времени] прежде формы, хотя по бытию прежде существует форма. Поэтому определенные телесные расположения, в силу которых тело предрасположено к тому, чтобы усовершенствоваться именно такой формой, могут в известном смысле быть названы посредниками между душой и телом. 279 См. Альберт Великий, Вопросы в связи с сочинением Аристотеля О животных (Quaestiones super De animalibus), XVI, q.7, arg.2. 281 Здесь Spiritus, по-видимому, употреблен в значении, обычном для стоической философии, а не для христианской догматики. У стоиков дух – лат. Spiritus, греч. πνεμα – это тончайшее из веществ, в силу своей тонкости беспрепятственно пронизывающее все прочие вещества и их смешения, носитель тепла (вероятно, на основе именно этого понятия сложились позднейшие представления о теплороде), и, следовательно, жизни. Читать далее Источник: Сумма против язычников/Фома Аквинский; [пер. с лат. и примеч. Т. Ю. Бородай]. : В 2-х Кн. - М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2004./Кн. 2. - 584 с. ISBN 5-94242-009-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Скачать epub pdf Память преподобного Григория Критского Память 5 января Преподобный отец наш Григорий родился в 760 году на острове Крите 274 от благочестивых супругов Феофана и Иулиании. При добром домашнем воспитании он получил и книжное образование. В то время исповедники православной веры терпели великие притеснения от еретиков-иконоборцев. С детства преданный Православию и горячо желая соблюсти правую веру во всей ее чистоте, юноша однажды взял из дома запас пищи и удалился в Селевкию 275 . Немалое время прожил он здесь, питаясь хлебом и водою и проводя в подвигах благочестия богоугодную жизнь. По смерти императора Льва IV иконоборца 276 преподобный Григорий на двадцатом году своей жизни отправился в святой град Иерусалим поклониться его святыням. Здесь он пробыл двенадцать лет, с терпением и радостью перенося жестокие притеснения от арабов 277 и евреев. Оттуда св. Григорий переселился в Рим, где принял пострижение в ангельский образ, в коем и подвизался, умерщвляя свою плоть воздержанием. В 811 году св. Никифор , патриарх Константинопольский, отправил папе св. Льву III 278 св. Михаила исповедника , епископа Синадского 279 , с соборною грамотой о венчании на царство императора Михаила Куропалата 280 . В Риме св. Михаил духовно сблизился с преп. Григорием и, возвращаясь в Константинополь, взял его с собою, а потом поместил в обители на мысе Акрите 281 . Здесь преподобный ради Христа подвергал себя великим лишениям: ходил босой, имел только одну одежду, пищу, состоявшую из небольшого количества хлеба и воды, вкушал только по одному разу через два или три дня; спал на рогоже, жилищем избрал себе глубокую яму и здесь горько оплакивал смуты, которые волновали тогда христианские церкви 282 . Впоследствии святой подвижник затворился в тесной келье; отсюда выходил он одетый в одну только кожаную одежду, чтобы наносить воды в чан, стоявший у монастырской ограды. Исполнив эту тяжелую работу, преподобный уединялся в своей келье и здесь совершал келейное правило. Так подвизаясь добрым подвигом, он предал в руки Божьи святую душу свою 283 . 274 Остров Крит, называемый иначе Кандия, – от главного города того же имени, находился в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде «царицею островов» Средиземного моря. 275 В древности известно несколько городов с именем Селевкии: и в Малой Азии, и в Месопотамии, и в Сирии, и Палестине. По близости расположения от острова Крита здесь следует разуметь малоазийский приморский город в Киликии, в юго-восточной части Малой Азии. 282 Разумеются волнения, вызывавшиеся иконоборцами на Востоке и новым учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына – на Западе. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ ЛЕТЕТЕЛИ (Немощный) [груз. ], прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт., в Кларджетских преподобных отцов и жен Соборе ), монах груз. общины в прп. Саввы Освященного лавре в Иерусалиме (IX в.). Происходил из сел. Летети (груз. историческая пров. Шида-Картли, ныне в муниципалитете Карели, Грузия). Инициатор составления и один из 3 переписчиков известного груз. гомилетико-литургического сб. Синайский Многоглав (Sinait. iber. 32-59-33, 864 г.), созданного в лавре прп. Саввы в дар груз. общине Екатерины великомученицы монастыря на Синае . В завещании М. Л., помещенном в конце книги, указывается, что он был сыном Георгия Грдзели (Длинного), в работе над рукописью ему помогали его двоюродный брат Амона Вахтанг Модзаргулис-дзе и духовный брат Пимен Каха (Л. 280-281). М. Л. отождествляют с Макарием Немощным (груз. ), учеником прп. Григория Хандзтийского , вместе с мон. Арсением подвизавшимся в лавре прп. Саввы. Сведения о нем сохранились в Житии прп. Григория (гл. 62) (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 302-303), где указано, что Макарий Немощный и Арсений были «прекрасные люди, отличные монахи, полные мудрости, чудотворцы, искатели Небесного Царства и убегавшие от мирской славы, достойные священники» (цит. по: Георгий Мерчуле. 1911. С. 134-135). Память М. Л. была внесена в месяцеслов ГПЦ в сер.- 2-й пол. XX в. вместе с именами других святых, упоминаемых в Житии прп. Григория; канонизация была осуществлена в 2003 г. в Соборе Кларджетских святых. Ист.: Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского/Груз. текст, введ., изд., пер. Н. Марра с дневниками поездки в Шавш(ет)ию и Клардж(ет)ию. СПб., 1911 (ТРАГФ; Кн. 7). Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ ОПИЗЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. , в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) МАТОЙ (VIII-IX вв.), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт. - в Кларджетских преподобных отцов и жен Соборе) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/2561442.html

Иоанн, епископ Новгородский (Попин или Попынин) О жизни и деятельности преосвященного Иоанна сохранилось мало сведений. Известно, что он был священником и имел семью. Овдовев, принял монашество. Предполагают, что во епископа Новгородского он избран из иноков Печерского монастыря. По одним источникам, он управлял Новгородской епархией с 1108 года, а по другим – с 1110 года. Это был пастырь кроткий и благочестивый, любил безмолвие, старался не вмешиваться в дела, которые мало касались его духовной власти. Время его архипастырского служения протекало большей частью в мире и среди славы Новгородской земли. Преосвященный занимался строительством церквей и монастырей. В 1119 году им основан Юрьев монастырь и в нем храм святого великомученика Георгия; в 1127 году – церковь во имя Иоанна Крестителя на Опоках, церковь на Петрятине дворе и другие. В период его святительства на Новгородской кафедре совершилось чудесное перенесение образа святителя Николая из Киева в Новгород по водам Ильмень озера и исцеление великого князя Мстислава Владимировича († 1132). В 1127 году во время страшного голода в Новгородской земле преосвященный Иоанн проявил немалое попечение о бедствующей пастве. Он истощил на нуждавшихся все свои средства. Новгородской епархией преосвященный Иоанн управлял 22 года. В 1130 году, отказавшись от управления епархией, он удалился на безмолвие в один из окрестных монастырей. Год кончины его неизвестен. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород. 1891. – Т. 1. – С. 44–48. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1406. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 33. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 280–281. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 263. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010