Без веры нет никому спасения (5:12, см. ВЕРА, 151). Где нет истинной веры, там нет Христа, нет спасения (1:108, см. ВЕРА, 131) (5:233, см. ЛЮБОВЬ , 472). Для спасения одной веры недостаточно, нужны и добрые дела Неотменно нужно есть хотящему спастися православие или правую веру содержать. Но сие едино не довлеет к спасению. «Ибо и беси веруют и трепещут», по словеси Апостола ( Иак. 2, 19 ). Веруют, что Бог един есть, что Христос пришел в мир, и имене Его святаго боятся. Сего ради Апостол требует, чтобы мы показали веру от дел: «покажи ми веру от дел твоих» ( Иак. 2, 18 ). Якоже бо древо доброе от плодов добрых, тако истинная и сердечная вера от добрых дел познается. Многие называются христианами верными, но дела иное показывают; на устах веру показывают, но из дел язычниками, или паче горшими являются: «Бога исповедуют ведети, а делами отмещутся Его» ( Тит. 1, 16 ). Надобно убо с православием и живую веру иметь, которой неотменно последуют и сходныя дела (5:278). Жизни христианской надо учиться, ибо в ней спасение (4:222, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 372). Ради спасения истинно верующий переносит множество трудов Смотри, что сыны века сего делают, примечай, как сокровищ своих желаемых ищут: ничто им не тяжко, всякую неудобность, беду и скорбь приключающуюся преодолевают, взирая всяк на желаемое свое сокровище. Христианин, когда точно уверится о вечном животе и несказанной славе оной, не все ли мира сего сокровище, всю мира сего славу, честь, богатство, угодие оставит, и к оному единому сокровищу будет стремиться? Не понесет ли трудов и подвигов, чтобы оную жизнь и славу получить? Не пойдет ли тесным и прискорбным путем, чтобы до оныя жизни и славы достигнуть, куда тесным только путем доходят, и многими скорбьми ( Мф. 7, 14 ; Деян. 14, 22 ; 2Тим. 3, 12 ) и на прочиих местах? (5:23). Ради спасения всячески отвергаться любви к миру Прельщает враг любовию мира и соблазнами, и отвлекает от пути скораго: хорошо-де быть в мире почтенным, быть в славе, чести, богатстве, в веселостях, знаться с людьми, проезжаться колясками, ездить в гости, и принимать гостей, и пр. Сии его советы, невидимому, сладкие, яко плоти угодные, но внутрь горькие и душепагубные. Берегись их, уклоняйся от мира, как от Содома и Гоморры, да не сгориши. Слыши Христово слово: «никтоже возлож руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» ( Лк. 9, 62 ). Отвещай внутрь себе так: пусть, что мне предлагаеши, хорошо будет тем, которые ищут того; а мне несравненно лучший есть Христос и святое Его иго. Он мене несравненно более утешит и увеселит, нежели весь мир. Зде я хощу с Ним быть, да и тамо с Ним буду (1:223–224).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Признак веры – ЛЮБОВЬ Вера и любовь, которая есть «матерь добрых дел» ( 1Кор. 13, 1–8 ), так сопряжены между собою, как душа с телом, сок с древом суровым, теплота с огнем. Живет тело, когда душа в нем есть; стоит и живет древо и плод творит, пока сок в нем имеется; находится тамо огнь, где теплота чувствуется: тако имеется тамо вера, где любовь истинная оказывает себе. «Веры, глаголет Златоуст, знамение есть любовь». (Бес. 4-я на 1-е посл. к Сол.). Нет тамо веры, где нет любви. Яко бо тело человеческое мертвое видится быть человек, но в самой вещи труп бездушный есть, а не человек; и древо изсохшее показуется быть древо, но в самой вещи вид только древа, а не древо есть, древо бо без соку быть не может; и печь негретая показуется согревати покой, но не греет, яко огня в себе не имеет, и потому теплоты не издает: тако человек показуется быть верным, яко Бога и Христа Сына Божия устами исповедует, в церковь ходит и прочие знаки христианства показует; но ежели любви и добрых дел не имеет, то вид только вернаго человека и христианина показует, а не истинно верный и ХРИСТИАНИН есть, и в самой вещи тоежде, что и язычник, неисповедующий Бога. Не едино бо исповедание делает ХРИСТИАНИНА, но исповедание с сердечною верою сопряженное (3:188–189). Вера доказывается любовью ко всем людям, особенно к врагам (3:239, см. ЛЮБОВЬ , 497). Где нет любви, там нет веры (5:233, см. ЛЮБОВЬ, 472). Признак веры – послушание (3:189, см. ПОСЛУШАНИЕ , 748). Вера показывается в ПОСЛУШАНИИ Не повелевает нам Бог оставити отечество наше, род и дом наш, и идти в землю чужую, хотя и тое учинить должны мы в случае, ради имени Его святого, когда того честь имени его требует ( Мф. 19, 29 )... не повелевает закалать сынов наших, или себе умерщвлять, хотя в случае за честь имени Его и живот наш пожрети должны; но глаголет: «умертвите уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение» ( Кол. 3, 5 ). Глаголет: «представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше; и не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная» ( Рим. 12, 1 и 2). Словом повелевает умрети греху, миру и плоти, и жити Ему, т. е. Ему работати, Ему благоугодная творити, глаголати и мыслити, якоже глаголет Апостол: «Христос за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему» ( 2Кор. 5, 15 ). Сего бо вера наша, которую имеем в Него, от нас требует, и к сему вера верное поощряет сердце. Аще убо хощем верными быти, чадами вернаго Авраама быть, Христовыми быть, – «иже бо Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» ( Гал. 5, 24 ) – то покажем веру нашу в Него от послушания нашего к Нему, покажем веру нашу от дел наших, якоже Апостол требует: «покажи ми веру твою от дел твоих» ( Иак. 2, 18 ) (3:61) (также 3:64, см. ПОСЛУШАНИЕ, 747).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Ч Чимабуэ (Ченни ди Пепо, ок. 1240–1302), итальянский художник 33 Чириков Григорий Осипович (1882–1936), иконописец и реставратор, владелец иконописной мастерской в Москве 169, 185, 186, 188, 195, 213, 275, 459 Чириков Михаил Осипович, иконописец и реставратор, владелец иконописной мастерской в Москве 169, 185, 186, 188, 195, 213, 275 Чириков Осип Семенович (ум. 1903), иконописец и реставратор из Мстери, основатель иконописной мастерской в Москве 169, 185, 188, 241, 243, 270, 467 Чирин Прокопий Иванов (ум. не позже середины XVII в.), царский иконописец 264, 270, 387, 417 Ш Шакловитый Федор Леонтьевич, государственный деятель, советник царевны Софьи Алексеевны 312 Шампень Филипп де, французский художник 363 Шарапов П.М. 429 Шафранов П.А. 163, 235, 472 Шахов А.Л. (вторая половина XIX в.), иконописец и владелец мастерской в Холуе 170, 181 Шевченко Александр Васильевич (1882–1948), художник 440, 472 Шедер Г. 10, 472 Шереметев Сергий Дмитриевич (1844–1918), граф, историк, председатель Общества любителей древней письменности и Комитета попечительства о русской иконописи 236, 241, 244, 245, 256, 258, 287 Шереметевы, семья 187, 243 Шеффер Ари (1795–1858), французский художник 295 Шибанов Петр Васильевич (1822–1892), собиратель рукописей и старопечатных книг, букинист 40, 215 Ширинский-Шихматов А.А., князь 213 Ширмен Дж., историк искусства 293, 297, 472 Ширский Иннокентий, гравер, с 1697 г. монах Киево-Печерской лавры 312 Шитников Петр (упом. 187З), иконописец 399, 400 Шитов В.О., иконописец и владелец мастерской в Мстере 168 Шитов, иконописец из Мегеры 199 Шишков Александр Семенович (1754–1841), государственный деятель, писатель, адмирал 235 Шишманов Ив. 30, 472 Шнайдер К. 162, 472 Шнорр фон Каррольсфельд, Юлиус (1794–1872), немецкий художник, иллюстратор Библии 261, 295, 307, 308, 310 Штукенберг И.Ф., экономист 167, 472 Щ Щенникова Л.А. 213, 472 Щукин Петр Иванович (1853–1912), московский купец, коллекционер 210, 472 Э Эванс Дж. 155, 472 Эгберт В. 155, 472 Эккартсхаузен Карл фон (1752–1803), немецкий писатель 344

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Основание аббатства Сазавы, как главной школы туземного богемского монашества; Кончина Стефана Венгерского Обращение датчан в христианство в Ирландии Три папы в Риме Низложение папы Григория VI Основание Вендского королевства Готтшалком и ревность его о введении христианства среди своих подданных Собор при Льве IX, постановивший отменять все рукоположения, сделанные симонийцами; Собор в Реймсе и тело св. Ремигия Постановление Льва IX против наложниц духовенства Обличение Михаилом Керуларием и Львом, архиепископом Ахридским, митрополитом Болгарским, латинян по вопросу об Евхаристическом Хлебе Кончина папы Льва IX Разделение церквей Приложение 2. Список Римских пап, Константинопольских патриархов, императоров Римской, Восточной и Западной империи, и королей, и князей других народов, принявших христианство Последовательно хронологический список императоров Римских и Византийских, пап Римских и патриархов Константинопольских, а также королей и князей позднейших народов, принимавших христианство. Римские императоры Годы от Р. Х. Тиверий Калигула Клавдий Гальба Вителлий. Веспасиан Домициан 98–117 Адриан 117–138 Антонин 138–161 Марк Аврелий 161–180 Коммод 180–192 Пертинакс 192–192 Дидий Юлиан 192–193 193–211 Каракалла 211–217 Макрин 217–218 Елагабал 218–222 Александр Север 222–235 Максимин 235–238 Гордиан 238–244 Филипп 244–249 249–251 251–253 Валериан 253–260 Галлиен 253–268 Клавдий 268–270 Аврелиан 270–275 275–276 276–282 282–283 283–285 Нумериан 283–284 Диоклетиан 284–305 Максимин 284–305 Констанций I 305–306 Галерий 305–311 Константин I 306–337 Лициний 307–324 Максимин 308–313 Константин II 337–340 Констанций II 337–361 Констанс 337–350 361–363 Иовиан 363–364 Валериан I 364–375 Валент 364–378 Грациан 367–383 Валентиниан 375–392 Феодосий 375–395 Императоры Западной империи Годы после Р. Х. Гонорий 395–423 Валентиниан 423–455 Максим 455–455 455–456 Майорант 457–461 Север (Рицимер) 461–467 Антемий 467–472 Олибрий 472–472 Глицерий 472–474 472–475 Августул 475–476 Императоры Восточной империи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Бегичев, писатель. 158 и пр. 1. Белоцветов М.В., дьячок. 7. 9. 13. 14. Беляев В.А., учит. уч. 109. Беляев Ив.Гав., учит. уч. 168. 188. эк. семинар. 223. Беляев Илья Вас., ст. ак. 419. Беляев Ф.Г., окон. кур. сем. 163. 165. 167–169. студ. ак. 171.178. 327. преп. сем. 383. 387. 399. В. Валединский Ив., уч-к сел. 106. священник 299. Варсонофий, свят. Каз. 427. Василий Васильевич, окольн. 9. Василий Игнат., свящ. 21. 22. Васильевский Ив.Ст., ст. ак. 419. Варлаам, игум. 148. Велланский Дим., писат. 172. Веселовскийй, уч.-к уч. 47. Взоров В., студ. ак. 313. 318. 365. 419. 421.457, пр. 2.458. рек. уч. 471. 472. Вигилянский Ил., уч.-к сем. 149. Викторов А.Е., ст. ак. 307. 312, пр. 1. 420. 455. Винклер, фил. 171. Виноградов Аф.Як., прот. 184. Виноградов Викт., ст. ак. 419. пр. сем. 472. Виноградов Иак.В., свящ. 144. Виноградов Кс., свящ. 165. Виноградов Ф.С., дьяк. 180. 196, пр. 1. 198. 201. 260.286. 324. 328. 329. 371. 397. 402. 441. 486. 500. Вигшняков Гр., свящ. 73. 74. Вишняков С.Г., уч.-к уч. 73. 74. 312. 375. окон. ак. 385. 392. пр. сем. 415. 44К. 449. 472. 490. Владимир (Алявдин), вик. Киев. 82. еп. Костр. 117. 118. Срав. Алявдин. Владимир, Вел. Кн. св. 85. Владиславлев Вл., уч.-к сем. 142. Владыкина О.И., жена проф. 307. Владыкин Я.И., преп. сем. 95. 98. 99. 111.135. 136. 294. 300. 302. 307. 344. 352. 449. 454. 465. Воздвиженский Александр, ст. ак. 419. 454. 455. см. уч. 472. Вознесенская Ек.Ст., жена свящ. 187. 205. 211. 215. 226. 232. 238. 248. Вознесенский Виктор и Пав., дети священника. 187. Вознесенский Ал., сын свящ. 205. 213. Вознесенский В.Н., свящ. 187. 203. 209. 225. 234. 236. Вознесенский Г.Е. преп. сем. 95. 96. 99. Вознесенский Паша, сын свящ. 227. Войнов И., прот. 343. Войцехович А.И., дир. Син. канц. 497. Волков Кон.Игн. 509. Волков П.А., куп. 06. Воскресенский Ив., уч.-к уч. 63. Всеволод Юрьевич, Вел. Кн. 86–88. Всесвятский Вик., ст. ак. 420. Венецкий И.П, учит. уч. 65. Вяземский, князь, писат.125 и пр. 1. Г. Гаврилов Алексей, мещан. 493. Гавриил, архим., авг. ист. фил. 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Фотоматериалы (См. оригинал) Сравнительные таблицы Сравнительная таблица (1) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов и страницы по изданию сирийского текста Номера слов по русскому переводу 99–104 104–110 110–114 115–119 119–121 121–123 124–125 125–127 127–130 130–133 134–139 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 154–161 161–162 162–163 163–165 165–175 175–177 177–182 182–188 189–194 195–202 202–205 205–208 208–215 216–218 218–221 221–224 224–267 267–269 269–281 281–290 с.373–380 291–296 с.380–381 296–300 300–303 303–306 306–307 307–313 313–314 315–318 318–321 321–330 с.403–409 330–335 с.409–412 335–337 337–338 339–341 341–343 343–353 353–359 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 390–392 392–395 396–399 399–406 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 441–442 443–450 450–464 465–472 472–474 с.181–183 474–478 с.183–185 479–483 483–488 489–494 494–501 502–506 507–518 519–520 521–524 524–536 536–538 538–545 546–565 566–574 55: с. 247–254 574–581 Слова, не принадлежащие прп. Исааку Сирину 1370 , – в издании под ред. С. И. Соболевского. 1911. Иоанн Дальятский Беседа 1 Письмо 18 Беседа 4 Беседа 20 Филоксен Маббугский Письмо к Патрикию 55: с. 241–247, 254–276 Сравнительная таблица (2) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов по русскому переводу Номера слов и страницы по изданию сирийского текста 110–114 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 163–165 165–175 182–188 195–202 202–205 224–267 267–269 307–313 313–314 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 392–395 441–442 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 443–450 450–464 465–472 с.181–183 472–474

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Деятельность комиссии была не закончена, прекратилась она по причине смерти Епифания. Результатом деятельности явился переведенный Новый Завет, Ветхий Завет перевести не успели . Сохранилось три списка переведенного Нового Завета: РГБ, Ундольск. 1291; ГИМ, Син. греч. 473 и 472. Два последних списка правлены и комментированы (на полях), а отчасти и написаны рукой Евфимия. Перевод готовился к публикации, но этой публикации не последовало. Не оказал он влияния на справу Богослужебного Евангелия – Евфимий в этой справе не участвовал. Но Евфимий надеялся на публикацию, на еще одну справу Богослужебного Евангелия и вообще на продолжение справы по сформированным им принципам, поэтому и правил Минеи в расчете на дальнейшую справу Евангелия. Ознакомимся с евфимиевским вариантом перевода данного места Евангелия (Ин. 4, 14). Обе евфимиевские рукописи Евангелия дают следующий вариант: Но вода, юже дам ему, будет в нем источник воды скачущия в жизнь вечную(Син. греч. 473, л. 120; Син. греч. 472, л. 190 об.). В первом источнике (Син. греч. 473 – он послужил оригиналом для следующей рукописи – Син. греч. 472) на полях даются ссылки, оправдывающие рассматриваемый перевод (δατος λλομνου – воды скачущия). Ссылка дана на Златоуста ( беседа 32, fol: 163: A ) и на Дамаскина ( книга 4, слово 18). Во второй рукописи (Син. греч. 472) слово скачущиявзято в кавыки, и на поле к нему дана глосса киноварью: Везде во всех преводех сице, а не текущия. Зри о сем Григория Богослова во втором слове на Крещение в толковании.Все писано рукою Евфимия. Он однозначно ссылается на книгу переводов Епифания Славинецкого, изданную в 1665 ( Зернова, 311) , а также на новое издание бесед Златоуста ( Зернова, 309, 312), где автором переводов тоже является Епифаний. Все это, вкупе с предыдущими аргументами, однозначно говорит о происхождении этого неологизма от Епифания Славинецкого. Таким образом, сторонниками введения неологизма был «круг Епифания», которому противостояли остальные справщики. В последней четверти XVII в.

http://bogoslov.ru/article/2308475

Возложение нательного креста на новоначальнаго по Евхологию 472, может быть, заменяло собою возложение аналава, который, по позднейшим чинам пострижения, возлагался и на малосхимников 723 , и тем приближало, до некоторой степени, чин над новоначальными к чинам малой и великой схимы, как приближало к ним и обувание новоначальнаго в сандалии. Чин заканчивается молитвою Δσποτα Κριε Θες μν, μνος γαθς κα φιλνθρωπος... Об этой молитве мы уже говорили 724 . Сопоставление этого текста с текстом третьей молитвы το σχματος τν γυναικν в Барбериновском Евхологии св. Марка, сс. 494–496, дает основание предполагать, что авторы той и другой молитвы имели в распоряжении более древнюю молитву и воспроизводили ею содержание в различных словах. Входила ли та более древняя молитва в состав одного только чина женского пострижения, или читалась и при пострижении в монашество мужчин, – сказать затрудняемся, за неимением фактических данных. Как заканчивалось последование над новоначальным, из СД, Евхология 73 (274) и сходных с ним не видно. Но в Евхологии 472 конец чина описывается подробно. После молитвы Δσποτα Κριε Θες μν, κ. τ. λ., священник, по Евхологию 472, творит обычный отпуст. По отпусте, вся братия приближается к монаху, лобызает его и говорить: «Бог, молитвами святых отец наших, да утвердить тебя в Божественном Своем страхе!» Новоначальный подходить, после этого, к иконам Спасителя и Богоматери, к главной святыне монастыря и к игумену и творит положенные метания. Таково содержание древнейшего чина ες ασοφρον μοναχν, составленного из элементов первоначального чина ες τ σχμα μοναχο, но осложненного позднейшими дополнениями. Евхологий 472 особенно изобилует этими дополнениями. IV Назидательность молитв рассмотренного чина облачения в рясу и камилавку являлась причиною того, что молитвы эти включались иногда в состав последований на рясофор, принадлежавших к типу древних просхим. Так, молитва γε, γαθ, το γαθο Πατρς Υς, κ. τ. λ., входит в качестве второй молитвы в чин, озаглавленный как κολουθα ες ρχριον μοναχν ρασοφοροντα в Евхологии XV века Иерусалимской патриаршей библ. 377 725 , и в качестве цервой молитвы – в κολουθα ες τ νδσασθαι σα по Евхологию 1475 года Синайской библ. 980 726 , в κολουθα ες ρχριον по Евхологию XVI века Синайской библ. 979 727 , и др.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010