На другой день слова Самуила исполнились. Филистимляне разбили евреев и убили трех сыновей Сауловых. Сам Саул был ранен и, не желая живым отдаться в плен, пал на свой меч и испустил дух. Давид, узнав о смерти Саула и Ионафана, долго плакал. Давид становится царем (за 1060 лет до Рождества Христова) После смерти Саула Давид по велению Божию поселился в городе Хевроне. Здесь колено Иудино признало его своим царем, а над остальными коленами воцарился Иевосфей, сын Саулов. Спустя семь лет Иевосфей был убит своими слугами. Тогда Давид сделался царем над всем израильским народом. Вступив на престол, Давид прежде всего сделал город Иерусалим своей столицей, потом он устроил в нем великолепную скинию и с большим торжеством перенес в нее ковчег завета. Он хотел было тотчас приступить к построению здесь великолепного храма во славу Божию, но Бог через пророка Нафана сказал ему: «Не ты построишь Мне храм, потому что ты вел великие войны и пролил много крови, но вот родится у тебя сын, Я дам ему мирное царствование, и он построит Мне храм». При этом Господь открыл Давиду, что от его потомства родится Спаситель мира, Который будет царствовать вечно. Бог во всем помогал Давиду. При помощи Божией он победил многие народы, увеличил свое царство и сделал его страшным для врагов. Он был не только мудрым государем, но и пророком Божиим. Он много заботился о том, чтобы богослужение в храме совершалось по закону Моисееву, и сам писал псалмы, или священные песни, отчего и называют его псалмопевцем . В этих псалмах находится много предсказаний об Иисусе Христе, о Его страдании и вечном царстве. Книга, в которой собраны все псалмы Давидовы, называется Псалтирь и доныне употребляется у христиан при богослужении. Согрешение Давида и его раскаяние Однажды Давид, прогуливаясь, увидел женщину необыкновенной красоты. Это была Вирсавия, жена Урии, хеттеянина. В это время была война с аммонитянами, и муж Вирсавии находился при войске. И вот Давид посылает своему военачальнику Иоаву приказание поставить Урию во время сражения так, чтобы непременно его убили. Иоав исполнил приказание царя, и Урия был убит. Тогда Давид женился на Вирсавии.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Поется прокимен самым величественным из прокимных гласов 8-м, как и прокимен 1-го дня Пасхи «Сей день». Прокимен, глас 8 Вся земля да поклонится 1038 , Тебе, и поет тебе, да поет же имени Твоему, Всевышний 1039 . (Пс. 65, 4) С т и х Воскликните Господу 1040 , вся земля, пойте 1041 имени Его, воздайте славу хвале 1042 Его 1043 . (Пс. 65, 1–2) Апостол Для апостольского чтения выбрано место из посланий ап. Павла, наиболее прямо говорящее о рождении на земле Сына Божия и наиболее полно изображающее главное значение для нас этого рождения – усыновление наше Богу. Ср. выше стр. 35 – 36. Братие! Когда пришла полнота времени 1044 , Бог послал 1045 Сына Своего Единороднаго 1046 , Который родился 1047 от жены 1048 , подчинился закону 1049 , чтобы искупить 1050 подзаконных 1051 , дабы нам получить 1052 усыновление 1053 . А как 1054 вы – сыны, то Бог послал 1055 в сердца ваши Духа Сына Своего 1056 , вопиющаго 1057 : Авва, Отче 1058 ! Посему ты 1059 уже не 1060 раб, но сын; а если сын, то и наследник 1061 Божий чрез Иисуса Христа. (Гал. 4, 4–7) Аллилуиарий В соответствии с содержанием евангелия, к которому аллилуиарий готовит, как прокимен к апостолу, он намекает на явление при рождестве Христовом звезды. – Поется 1 гласом, д. б. в соответствие 8 (последнему) гласу прокимна (на Пасху 4 гл.). Небеса проповедают славу Божию, и о творении руки Его возвещает твердь. (Пс. 18, 2). С т и х День дню передает слово и ночь ночи возвещает знание (Пс. 18, 3). Евангелие Для евангельского чтения рождественской литургии выбран рассказ о поклонении волхвов, как наиболее характеризующий событие по значению его для всего мира, для целого человечества (ср. тропарь ипакои, стр. 93. 114; ср. 80) и потому, что рассказ о самом событии более подходит к литургии сочельника (стр. 73) и утрени, падающей на самый час рождества Христова. Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода 1062 , пришли 1063 в Иерусалим волхвы 1064 с востока 1065 и говорят: Где родившийся Царь Иудейский 1066 , ибо мы видели звезду Его на на востоке 1067 и пришли поклониться 1068 Ему.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

///Поэтому, мои возлюбленные, избегайте подобных обычаев и удаляйтесь от них, ибо вы получили искупление, так что вы не должны снова связывать себя, и что наш Господь и Спаситель взял от вас, тем не обременяйте себя снова и не соблюдайте этого и не думайте, что это нечистота, и не создавайте для себя препятствий ради этого 1048 , и не спрашивайте об окроплениях или омовениях, или очищениях от этого. Ибо, согласно со второзаконием, кто приблизится к мертвому или могиле, тот должен S 119/L 62//CA VI. 30а///омыться 1049 . А вы, согласно Евангелию и силою Святого Духа, должны собираться и в усыпальницах и читать в священных писаниях, и совершать без ропота вашу молитву и вашу службу пред Богом, и приносить приятную евхаристию, образ царственного тела Христа 1050 , как в ваших собраниях, так и на/ваших кладбищах и при погребении усопших, – чистый хлеб, приготовленный на огне, освященный при призываниях и неразделенный, и должны молиться и приносить это за усопших. Уверовавшие в Бога по Евангелию – не мертвы, хотя они и спят, как наш Господь 1051 сказал саддукеям о воскресении мертвых: «Разве вы не читали 1052 , что написано: Я – Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? И Он не есть Бог мертвых, но живых 1053 . И далее, пророк Елисей, когда он был уже давно усопшим 1054 , воскресил мертвого 1055 ; именно, его тело коснулось тела//мертвого и сделало его живым, и воскресило его. А это было бы невозможно, если бы его (Елисея) 1056 тело, хотя он был усопшим, не было святым и исполненным Святого Духа. Поэтому беспрепятственно приступайте к умершим, вы не будете нечистыми 1057 , как вы, с другой стороны S 119/L62//CA VI. 28, 29///не должны отделять и имеющих месячные;///ибо та кровоточивая жена, когда она прикоснулась края одежды 1058 нашего Спасителя 1059 , не была порицаема, но даже была найдена достойной отпущения всех ее грехов 1060 . А если имеющие кровотечение (вообще) чисты, то будьте усердны, согласно вашей обязанности, помогать им,///ибо вы знаете, что они ваши члены 1061 , и любите их, как самих себя, как написано у двенадцати пророков, (именно у) Малахии, который называется ангелом Господа: «Он был свидетелем между тобою и женой твоей юности, которую ты (теперь) оставил, твою подругу 1062 , которая (была однако) женой твоего обета верности 1063 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Эти свойства и цели (которые св. Августин называет благами брака, bona matrimonii) составляют неразрывное целое и не допускают никаких градаций и никакой иерархичности. (ККП 1983 упразднил иерархию целей (различавшихся на первичные и вторичные ), которая представляла собою плод теоретизирования старых школ церковного права и излагалась в кан. 1013 отменённого Кодекса от 1917 года). Следуя по стопам энциклики Папы Пия XI «Casti connubii» (1930), Ватиканский Собор подчеркнул фундаментальную и всеобщую необходимость подлинной любви между супругами для того, чтобы брак был не только средством порождения потомства, но и, прежде всего, общностью жизни и любви . В связи с этим можно отметить, что ККП в согласии с принципами Собора подчеркивает важность гетеросекуальности брака и заявляет о действительности бесплодных браков (напр., между пожилыми людьми). 3. Принцип «Благоприятствования браку» (favor matrimonii) Из существенных свойств брака, особенно из уважения к его нерасторжимости, следует, что всякий раз, когда брак заключён и отсутствуют надёжные доказательства его недействительности, должна существовать презумпция (только в юридическом смысле, iuris tantum) действительности брака. Этот принцип, называемый «благоприятствованием браку» (favor matrimonii), провозглашён в кан. 1060, где говорится: 1060 Matrimonium gaudet favore iurius; quare in dubio standum est pro valore matrimonii, donec contrarium probetur. 1060 Брак находится под покровительством права; поэтому в сомнительных случаях следует отстаивать действительностъ брака до тех пор, пока не будет доказано обратное. Положение о «благоприятствовании браку» действует как процессуальный принцип – в том смысле, что брак не может быть провозглашён недействительным, пока не будет моральной уверенности (пусть и не абсолютной) в его недействительности, такой уверенности, которая, основываясь на объективных фактах, «исключает всякое обоснованное сомнение в противном». Принцип «благоприятствования браку» теряет силу только перед принципом «благоприятствования вере» favor fidei) – в том смысле, что брак, заключённый между двумя некрещёными (infideles) является сомнительным, а если один из супругов обратится в католичество, данный брак будет считаться недействительным до тех пор, пока не будет доказана его действительность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

По прямому смыслу текста, эти сведения о международных контактах кёльнского архиепископа должны относиться ко времени его регентства в первой половине 1060-х гг. Никаких других данных не только о связях Руси с Кёльном, но и вообще о каких бы то ни было русско-немецких отношениях той поры, помимо «Песни об Анноне», нет. Лакуна в информации о политических контактах Руси и Германии, которая приходится на 50–60-е гг. XI в., особенно выразительна в сравнении с довольно многочисленными свидетельствами 1040-х и 1070-х гг. (Назаренко 20026. С. 282–283). Комментируемое известие имеет и источниковедческий аспект. Дело в том, что у него есть параллель в «Житии Аннона» (1104/5 г.), где также говорится о посольствах, но только из Англии, Дании и Греции. Если аналогичные данные читались уже в древнейшем (сохранившемся только в отрывках) «Житии Аннона» (1080/5 г.), то различие в перечне посольств рождает сомнения в исторической достоверности сообщения «Песни» (Knab 1962. S. 21–25). Вместе с тем, использование древнейшего «Жития» автором «Песни» не столь уж вероятно – хотя бы потому, что последняя, похоже, все-таки несколько старше первого. Но пусть даже сведения об иностранных посольствах к Аннону составляли часть какой-то первоначальной житийной традиции об этом кёльнском предстоятеле, в равной мере отразившейся в «Житии» и «Песни»: добавление «Песни» сравнительно с «Житием» не ограничивается упоминанием о Руси, включая также и Фландрию. Графство Фландрия выглядит в ряду настоящих «королевств» несколько странно, и уже одно это указывает на то, что автор «Песни» должен был иметь в виду какие-то реальные обстоятельства, которые и стали причиной вставки. Такие обстоятельства очевидны. В 1049 г. фландрский граф Балдуин V захватил имперское графство Хеннегау, вследствие чего оказался в конфликте с германским императором Генрихом III до конца жизни последнего (1056 г.), и только во время регентства императрицы Агнесы, матери Генриха IV, его приобретение было признано. Это предполагает дипломатические сношения между фландрским графом и регентским советом при юном Генрихе IV во второй половине 1050-х – начале 1060-х гг. (Заметим к слову, что Балдуин V был после смерти в 1060 г. французского короля Генриха I официальным опекуном малолетнего короля Филиппа I, сына Анны Ярославны). Такое заключение, в свою очередь, подкрепляло бы известие «Песни» о контактах Руси и Кёльна при Анноне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Едва ли маневры папы могли вызвать одобрение в Германии, но малолетний император Генрих IV и его мать не имели никакой возможности воспрепятствовать папе и норманнам делить имперские земли. Этот конфликт, пока еще приглушенный вследствие указанной причины, вскоре породит многолетнее и тяжелейшее противостояние папства и императора, приведшее Запад к острейшему политическому и религиозному кризису. Правда, это все еще впереди... Прежде чем начать наступление на остров, Гвискар в 1060 г. захватил оставшиеся греческие города в Калабрии – Россано, Джераче, Таранто и Бриндизи. Оставался только город Бари, но и его судьба будет решена в 1071 г. В октябре 1060 г. Константин X Дука направил, наконец, в Италию свой флот с войском, и угроза византийцев была настолько реальна, что Роберт Гвискар был вынужден срочно собирать все наличные силы, чтобы отразить ее. Однако до серьезных сражений дело не дошло, и византийцы спокойно отправились в Бари. Конечно, без таких опытных полководцев, как Георгий Маниак, Катакалон Кевкамен или Лев Торник, разбить норманнов, не проигравших ни одного сражения в Италии за последние 30лет (!), было невозможно. Тем не менее в течение ближайшего времени византийское правительство пыталось помочь своим соотечественникам в Южной Италии, поднимавшим восстания против норманнов в 1064 и 1066 гг. Впрочем, всем было ясно, что со столь могучим соперником малыми силами не справиться, но Константин X Дука и не пытался начать настоящую войну – ему было жаль для этого денег, да и армия почти прекратила свое существование. В августе 1068 г. началась осада Бари – последней цитадели византинизма в Италии. Из Константинополя срочно направили флот во главе с полководцем по имени Византий и новым катепаном Италии Стефаном Патераном, но в случайном морском сражении, когда норманны наткнулись на греков, большая часть кораблей была потоплена. Впрочем, сами полководцы удачно пришвартовались в Бари и организовали его оборону, доставившую норманнам множество хлопот 50 . Но в скором времени Гвискар со своими товарищами, завладев Сицилией и сломив остатки последнего греческого сопротивления в Италии, станет претендовать на большее – об этом речь пойдет дальше. LVII. Царица Евдокия (1067) и император Роман IV Диоген (1068–1071)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Libelli de lite imperatorum et pontificum saeculis XI. et XII. conscripti/Hrsg. E. Dümmler u. a. Hannover, 1891-1897. 3 Bde; Anselmi episcopi Lucensis Collectio canonum, una cum collectione minore (74 titulorum)/Rec. F. Thaner. Oeniponte, 1906-1915. 2 vol.; Dictatus papae//Das Register Gregors VII./Hrsg. E. Caspar. B., 1920. S. 202-203. (MGH. EpSel.; 2, H. 1); Der Investiturstreit: Quellen und Materialien/Hrsg. J. Laudage. Köln, 1989. Лит.: Fliche A . La réforme grégorienne. Louvain, 1924-1937. 3 vol.; Ladner G . B . Theologie und Politik vor dem Investiturstreit: Abendmahlstreit, Kirchenreform, Cluni und Heinrich III. Baden b. W., 1936. Darmstadt, 1968 r ; idem . Gregory the Great and Gregory VII//Viator. Turnhout, 1973. Vol. 4. P. 1-26; Tellenbach G . Libertas: Kirche und Weltordnung im Zeitalter des Investiturstreites. Stuttg., 1936; idem . Gregorianische Reform: krit. Besinnungen//Reich und Kirche vor dem Investiturstreit: Vorträge beim wissenschaftlichen Kolloquium aus Anlass des 80. Geburtstags von G. Tellenbach/Hrsg. K. Schmid. Sigmaringen, 1985. S. 99-113; Pelster F . Die römische Synode von 1060 und die von Simonisten gespendeten Weihen//Gregorianum. R., 1942. Vol. 22. P. 66-90; Studi gregoriani: Per la storia di Gregorio VII e della riforma gregoriana. R., 1947-1991. Vol. 1-14; Violante C . La Pataria milanese e la riforma ecclesiastica. R., 1955. Vol. 1: Le premesse; Borino G . B . L " investitura laica dal decreto di Nicolo II al decreto di Gregorio VII//Studi gregoriani. R., 1956. Vol. 5. P. 345-359; Miccoli G . II problema delle ordinazioni simoniache e le sinodi Lateranensi del 1060 e 1061//Ibid. P. 33-81; idem . Chiesa gregoriana: Ricerche sulla riforma del sec. XI. Firenze, 1966. R., 1999; Krause H . -G . Das Papstwahldekret von 1059 und seine Rolle im Investiturstreit. R., 1960. (Studi Gregoriani; 7); Gilchrist J . Th . Canon Law Aspects of the 11 th Cent. Gregorian Reform Programme//JEcclH. 1962. Vol. 13. P. 21-38; idem . Canon Law in the Age of Reform, 11 th -12 th cent.

http://pravenc.ru/text/166501.html

126 В печатных изданиях прибавляется умершего; но ни в одной рукописи этого слова нет, – см. Augustini орр tom 6, col 630, not. 5. 129 Migne Patrol С Compl tom 38, орр Avgustini tom.5, pars 1, – Sermo 214, in traditione Symboli col 1065–1072. 130 Замечательно, что Руфинова сказания о сложении символа Апостолами не встречается ни у кого из писателей североафриканской церкви, хотя оно после Руфина почти постоянно повторялось писателями северной Италии и Франции. Настоящее объяснение происхождения слова символ при всей своеобразности своей, заслуживает внимания. 131 Ibidem tom 38, орр Avgustini tom 5, paps 1, Sermo 212, in traditione Symboli, col. 1058–1060. 134 Три из них изданы Минем в 6-м томе творений блаж. Августина, под заглавием de Symbolo ad catechumenos sermones tres, – Patrolog Curs Compl tom 40 opp. Avgustini tom 6, col 637–668; четвертая – в 42-м томе того же Патрол Курса, или в 8-м томе твор. Августина, Appendicis col 1117–1130 под заглавием contra iudaeos, paganos et arianos sermo de symbolo. 135 Assumptus in coelos, или in coelum, вместо ascendit in coelum. А Тертуллиан в книге против Праксея, гл. 2, читал in coelos (alias in coelo) resumptum, или, здесь же в 23 главе, in coelos resumendo, – Patrol Curs Compl tom 2, col 157 et 185. 136 Например в 3-м из своих слов о символе к оглашенным, он пишет О haeresis ariana, quid insultas, quid exsufflas, quid etiam ad tempus usurpas? Injuriam a te patitur domina ab ancilla; mul tas ei ingeris contumelias licet haec doleat, non te magno metuit sponsa Christi sancta catholica Cum enim respexerit ille Sponsus, ejicieris tu ut ancilla cum filiis tuis; quoniam non erunt haeredes filii ancillae cum filiis liberae Cap 13, col 668. 138 Migne Patrolog. Curs Compl tom 38, opp Avgustini tom 5, pars 1, col 1060–1065, – sermo 213, in traditione symboli. 139 Sirmondi Opera Varia, tom 2, edit Parisiis 1696 an, – Facundi episcopi Hermianensis Epistola Fidei Catholicae col 846. 140 Migne Pamrolog Curs Compl tom 88, – Venantii Fortunati operum pars 1 Miscellaneorum lib XI, cap 1, col 345–351.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/d...

Эммерам, св. (уб. в кон. VII в.) 274, 274–275 Эмнильда, ж. польского кн. Болеслава I (ум. в 1013/7 г.) IV, 66, 68 Эмунд Окесон, о. Ингвара Путешественника 140 Эмунд Плохой, или Старый, кор. шведский (ок. 1050 – ок. 1060) VII, 131, 139 Энгельберт, архиеп. кёльнский (1216–1225) 343 Эндре (Андрей) I, кор. венгерский (1046–1060) V, VI, IXa, 118, 137, 137–138, 302, 351, 351–352, 355–357, 355–357 Эндре (Андрей) II, кор. венгерский (1205–1235) V, IXb, 322, 371–372, 371 Эндре (Андрей), с. венгерского кор. Эндре II (ум. в 1234 г.) V, IXb Эппон, см. Эберхард (Эппон) Эрик Победоносный, кор. шведский (ум. ок. 994/5 г.) VII, 129–131, 129–131 Эрик I, кор. датский (1095–1103) VII Эрик II Эмун (Достопамятный), кор. датский (1134–1137) VII, IXb, 235 Эрик, претендент на шведский трон после смерти шведского кор. Стенкиля, с. последнего (?) (уб. ок. 1066 г.) VII, 139–140, 139 Эрик, представитель Упландской династии, претендент на шведский трон после смерти шведского кор. Стенкиля (уб. ок. 1066 г.) 139–140, 139 Эрканберт, аб. Вайсенбургского м-ря (ум. в 966 г.) 49, 49 Эрменгарда, ж. мгр. Саксонской северной марки Лютара-Удона II 342 Эрней, венгерский гр. (третья четв. XI в.) 358, 358 Эстрид, ж. шведского кор. Олафа I Шётконунга 62, 131, 131 Эстрид (Маргарета), ж. новгородского кн. Ильи Ярославича (?), затем – датского ярла Ульва, затем – нормандского герц. Роберта I (?), д. датского кор. Свена I Вилобородого VII, IXa, 134–135, 134–135 Этелер Белый, гр. дитмаршенский (сер. – трет. четв. XI в.) 339, 340 Этельред II, кор. английский (978/9–1016) VII, 86, 132–133, 132–133 Этцель, имя гуннского предводителя Аттилы в немецком эпосе 222, 222 Эцерд, предок германского кор. Лотаря III 328 Эцикон, еп. ольденбургский (до 988 – после 995) 270, 271 Эццон, пгр. лотарингский (996–1034) IV Юдита, первая ж. польского кн. Владислава I Херманна, д. чешского кор. Братислава II (ум. в 1086 г.) IV, VI, 176 Юдита, ж. венгерского кор. Шаламона, затем – польского кн. Владислава I, д. германского имп. Генриха III (ум. после 1092 г.) II, IV, V, 176, 359

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды приехала посмотреть наш дом княгиня Наталья Александровна Андроникова. Она привезла с собою приятельницу в надежде, что та заинтересуется нашей работой. Приятельница не заинтересовалась, но Наталья Александровна приняла Монжерон в своё сердце. Она вошла во всю его жизнь, и я не знаю, как могла бы продолжаться работа, если бы её не было с нами. Весной 1969, по состоянию моего здоровья, я была принуждена снять с себя ответственность за дом. Я счастлива, что я могла передать мои обязанности княгине Андрониковой и членам нашего комитета. ПРИЛОЖЕНИЕ 22 История дома. Мулэн де Санлис связан с историей замечательной русской женщины, Анны Ярославны, королевы французской. Король Франции, Генрих Первый (1031–1060), не имел детей от первого брака. Он посватался к одной из дочерей Ярослава Мудрого (1019–1054), и Анна была послана отцом в далёкий Париж. Она была красива, умна и образована. Кроме русского, она знала греческий и латинский языки. Во время своего долгого пути она успела изучить и французский. Свой брачный контракт она подписала сначала по латыни «Регина Анна», а потом по-славянски «Ана». Её королевский супруг поставил только крест, очевидно, он не умел писать. Анна привезла с собою прекрасное славянское Евангелие и все французские короли до революции давали присягу на нём, не зная, на каком таинственном языке оно было написано. Киев того времени был одной из лучших столиц Европы. Париж, по сравнению с ним, был грязным местечком. Анна не захотела жить в нём и выбрала своей резиденцией Санлис, город, окружённый дремучими лесами. Будучи прекрасной наездницей, она любила охотиться в его окрестностях. Она родила сына Филиппа (1060–1108), названного в честь Филиппа Македонского, так как Рюриковичи считали себя в родстве с императорами Византии. Последние годы своей жизни королева Анна отдала делам благотворительности, тогда же она основала аббатство в Санлисе. У этого аббатства были земли в других частях Франции. Монжерон был одним из этих владений. Когда там была построена мельница, то её назвали Мулэн де Санлис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010