5) ЗАКОН надлежит до людей бесстрашных, неисправных, небрежливых, нечестивых, которым им должно устрашать, сокрушать и к ПОКАЯНИЮ приводить. «Уже и секира при корени древа лежит; всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» ( Мф. 3, 10 ). «Евангелие» проповедуется боящимся, слушающимся, страхом Божиим и печалию за грехи сокрушенным, милости Божией и утешения алчущим. Откуду Христос глаголет: «благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем» и проч. (3:6). Христианин должен знать Евангелие Божие и в нем поучаться (5:98, см. ПОКАЯНИЕ , 719). Должно по Евангелию исправлять жизнь свою Видим, что люди зеркала имеют в своих покоях ради потребы своей. Христианине! что сынам века сего зеркало, тое да будет нам Евангелие и непорочное житие Христово. Они посматривают в зеркала и исправляют тело свое и пороки на лице очищают. Сотворим и мы тако! Христос Сын Божий Себя и святое житие Свое во образ нам подал, как выше видели мы: «Образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите» ( Ин. 13, 15 ) (4:160). В Евангелии открывается и показывается грешнику одежда оправдания (3:12, см. ВЕРА, 156). Евангелие есть зеркало для души (4:219, см. ПОДРАЖАНИЕ , 695). Евангелие есть живительный пластырь для кающейся ДУШИ Что пластырь живительный язве или ране телесной: тое душе грешной, страхом суда Божия и печалию за грехи уязвившейся, есть Евангелие. Язва телесная ослабление болезни и исцеление от живительного пластыря получает: тако душа грешная, трепещущая суда Божия, страхом того и печалию сокрушенная, ослабление и живое утешение и исцеление от Евангелия получает (4:177). Евангелие кающемуся грешнику любезнее, чем алчущему хлеб Возлюбленнии христиане! нет ничего нам грешным приятнее, любезнее и сладчае, как Евангелие. Не так алчущим хлеб, жаждущим питие, плененным и в темнице седящим свобода благоприятна, как грешникам, познающим свое бедствие, Евангелие (5:216). От Евангелия дается утешение, но прежде необходимо покаяние (5:104, см. УТЕШЕНИЕ , 1060).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Исполнение закона – в освобождении от СТРАСТЕЙ Обрежем и мы сердца наша от негодных похотей и страстей, да тако закон Божий исполним (5:88). И ныне христиане должны жить по его правилам (3:9, см. ЗАКОН , 386). Христос обретается в тех сердцах, которые поучаются в законе Его (5:92, см. СЕРДЦЕ , 841). Христианин должен поучаться в законе Божием (5:98, см. ПОКАЯНИЕ , 719). Необходимо изучать и исполнять закон Божий (5:214, см. СОВЕСТЬ , 956). Грехи познаются от поучения закона Божия (5:97, см. ГРЕХИ, 259). Хотящему истинно каяться необходимо вникнуть в закон (3:13, см. ПОКАЯНИЕ, 721). От познания закона Божия сердце печально сокрушается (5:104, см. УТЕШЕНИЕ , 1060). Нужно страшиться грешить и Божий закон нарушать (5:10, см. КЛЯТВА , 432). Невозможное дело: принять Царя, а закон его нет Не приемля ига Его, и самаго Его не приемлет. Надобно бо приемлющим Его за Царя своего и главу свою подклонить благому игу Его. Невозможное дело есть быть подданным царю, и закона его не приимать и не покоряться ему; подданный бо царю ради того подданный нарицается, что власти его и закону подлежит и покоряется: тако и Царю небесному – Христу тии только поддаются и приемлют Его, яко своего Царя, которые приемлют иго Его, и верно работают Ему. Прочие же хотя и нарицают Его Царем своим, но не приемлют ига Его, и не покоряются Ему, не приемлют Его за Царя своего (3:352). Нарушающий закон Божий не верит в Бога (5:22, см. ГРЕШНИК , 242). Бог видит закон Свой от человека нарушаемый и терпит (5:66, см. БОГ , 77). Христианин, нарушающий закон Божий, оскорбляет Бога, его усыновившего (4:33, см. ХРИСТИАНИН , 1106). Закон Божий кто нарушает, тот собирает себе гнев Божий (2:13, см. СЛОВО БОЖИЕ , 926). Нарушением закона бесчестится имя Божие Безчестится и хулится имя Божие преступлением святаго закона Его и житием беззаконным, якоже Апостол глаголет: «преступлением закона Бога безчествуеши», – и из Пророка приводит: «имя Божие вами хулится во языцех» ( Рим. 2, 23 и 24; Ис. 52, 5 ). Сие от Апостола глаголется о Иудеях, которые закон Божий, врученный им, содержали и им хвалилися, но закон Божий преступали и разоряли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Без покаяния Евангелие нам не приносит пользы (5:25, см. ПОКАЯНИЕ , 728). К сокрушенному сердцу приближается Евангелие (5:104, см. УТЕШЕНИЕ, 1060). Евангелие проповедывать, чтобы сердца сокрушенные утешение почувствовали (3:13, см. ПРОПОВЕДЬ , 769). Евангелие приносит УТЕШЕНИЕ кающимся ГРЕШНИКАМ. Без ПОКАЯНИЯ Евангелие пользы не приносит Видишь, Христианине, кому Евангелие со утешением своим приличествует – а именно, не блудникам, не прелюбодеям, не ворам, хищникам и грабителям, и прочим людям, беззаконно живущим: им глаголется: «покайтеся; постраждите и слезите и плачитеся; смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование» ( Иак. 4, 9 ). Когда сие сотворят, тогда и они Евангелием, как по посте пищею, утешаться будут; тогда и их уязвленному сердцу Евангелие, как живительный пластырь ране приложится. Кому ж убо Евангелие приличествует? Ответ: грешникам, от грехов обратившимся к Богу, за содеянные грехи болезнующим, суда Божия боящимся: печалию сокрушенным, милости Божия ищущим, и со смирением Ему припадающим; откуду писано есть: «покайтеся и веруйте во Евангелие» ( Мк. 1, 15 ). Видим, что прежде покаяние предлагается, а потом Евангелие. Без покаяния бо Евангелие ничего не пользует. Евангелие бо утешение нам приносит. Но на что тому утешение, который печальнаго и сокрушеннаго сердца не имеет? (4:179). Евангелие утешает сокрушенных о грехах Кому Евангелие проповедуется? Христос нам отвещает: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем», и проч. ( Лк. 4, 18 ). То есть: тем людям, которые, познавая свои грехи, видят свою нищету, бедность и окаянство, и страхом суда Божия и печалию сокрушенное сердце имеют. Таковым Евангелие, яко уязвленному телу живительный пластырь прилагается, прилично проповедуется (5:217). Евангелие как благая весть не имеет значения для некающегося грешника Евангелие не приличествует тем христианам, которые бесстрашно и беззаконно живут, грехов своих, нищеты и бедствия своего не познают, и сокрушеннаго сердца не имеют. Что бо пользует каменю елей? Пластырь к ране прилагается, и врачевство познающему и признающему свою немощь подается (5:217).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Сердце очищается от ГРЕХОВ ПОКАЯНИЕМ Видишь зде, что кто хощет Христа приняти в сердце свое, тому надобно себе очистить истинным покаянием; от закона познать ГРЕХИ своя, и тые покаянием, жалением и СОКРУШЕНИЕМ сердца очистить, или паче, тех очищения от Бога просить, тако приидет к нему Христос Сын Божий с Своим Евангелием, и подаст ему утешение не мира сего, но такое, какого мир не может прияти (5:95). Покаяние состоит в перемене сердца (4:145, см. ПОКАЯНИЕ , 709) (2:59, см. ПОКАЯНИЕ, 708). Сердце новое – второй плод покаяния (2:232, см. ПОКАЯНИЕ, 710). Избавляться от грехов сокрушением сердца (4:96, см. ГРЕХИ, 268). Сердце печалью сокрушается от познания закона и грехов (5:104, см. УТЕШЕНИЕ , 1060). Кто хочет от Бога просветиться, приступать к Нему с сокрушенным сердцем (4:12, см. ПОКАЯНИЕ, 711). Печаль по Бозе приводит в сокрушение сердце (4:39, см. ПОКАЯНИЕ, 703). Сердце, наполненное печалью, извергает из себя слезы (2:230, см. ПОКАЯНИЕ, 704). Христианин должен от сердца исповедывать согрешения своя (4:15, см. ИСПЫТАНИЕ , 420). Должно непрестанно Бога МОЛИТЬ об исправлении и очищении сердца Понеже убо дело человеческое, как внутреннее, так и внешнее от сердца зависит, и каковое сердце, таково и дело – доброе или злое, и от природы имеем сердце растленное: того ради должно усердно и непрестанно молиться и просить у Сердцеведца Бога, Который из ничего все и из худаго доброе делает, просить сердца новаго и духа праваго, чтобы помышления и дела, от сердца происходящия, правыя, были и к единой Божией славе намереваемыя: должно, по примеру Псаломщика, всегда воздыхать: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50, 12 ). А когда сердце правое будет, то и дела правы будут (2:123). Молитва к Богу об ограждении сердца от действий лукаваго Сыне Божий, Иисусе Христе, явивыйся во смиренной нашей плоти на земле, и посеявый доброе веры семя на селе мира сего! Огради страхом Твоим сердце мое, да не приходя лукавый восхищает посеянное слова Твоего семя и очисти сердце мое от терний печали века сего, лести богатства и всякия суеты, и сотвори тое доброю землею к приятию Божественного Твоего слова, да сотворю плод веры и имею часть со избранными Твоими, иже плод приносят Тебе ово сто, ово шестьдесят, ово тридесять, – яко благословен еси со Отцем и Святым Твоим Духом во веки, аминь (3:120).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

И якоже по бане малое отроча, или человек, утружденный по трудах, сладко почивает и упокоевается, или, якоже корабль, переплывши море, тихо стоит в гавани: тако имеется душа, претерпевшая и окончившая таковую бурную непогоду (3:307) (также 5:104, см. УТЕШЕНИЕ , 1060). Когда пройдут искушения, в душе радость, мир и покой Как непогода и буря пройдет, солнце приятнее нам сияет: тако когда буря искушений минуется, благоприятность и любезность БЛАГОСТИ Божия в СЕРДЦЕ человеческом чувствуется. Тогда сладчайшее вёдро в душе сияет; тогда душа утешается, мира и покоя, как сладчайшия вечери, насыщается; тогда в душе таковой «милость и истина сретаются, правда и мир облобызаются» ( Пс. 84, 11 ). Тогда вкушает и видит душа, «яко благ Господь» ( Пс. 33, 9 ). Таковая сладость, по претерпеном искушении, в сердце человеческом последует. Терпи убо нашедшее искушение; христианине, да потом почувствуеши благоприятное и сладчайшее вёдро в душе твоей (4:14). Претерпевший искушение венец приимет (5:102, см. ИСКУШЕНИЕ , 404). Господь никогда не оставляет человека в искушении Когда небо густыми и темными облаками покрывается и великая буря находит,-кажется, что будто солнце оставляет нас: однакож оно всегда и в такое время тончайшии свои лучи низпущает к нам. Тако, когда темный облак и буря искушений находит на нас, и покрывает нас, – тогда кажется, что аки бы Бог оставил нас: однакож БОГ и в такой тьме вернаго Своего не оставляет, но сокровенною силою Своею сохраняет его. И яко «верен, не оставит его искуситися паче, еже может; но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи ему понести» ( 1Кор. 10, 13 ). Не отчаявайся убо, возлюбленный христианине, когда искушение какое постигнет тя, но молись и призывай Его, по неложному обещанию Его: «призови Мя в день скорби твоея и изыму тя, и прославиши Мя» ( Пс. 49, 15 ) (4:13). Ангелы помогают верным рабам в искушениях (5:103, см. АНГЕЛЫ , 9). Чем больше христианин борется, тем больше ВРАГ восстает Видим, что искушение и гонение перво мало, а далее больше восстает; растет благочестие, растет на него и искушение и гонение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Грех сначала совершается в душе, а потом делами Всякий грех в ДУШЕ есть, который потом вне на удах является и чрез тые совершается; напр. убийство, хищение, блуд и проч. в душе есть. Не будет бо РУКА УБИВАТЬ, похищать, не будет ЯЗЫК ЗЛОСЛОВИТЬ, клеветать, не будет ОКО смотреть, УХО слышать непристойнаго, ЧРЕВО ОБЪЯДАТЬСЯ, НОГИ на зло ходить, когда душа не захочет (2:10). Грех начинается в сердце, а члены только орудия сердца Человек всяк сердцем грешит: или не грешит: чего на сердце у человека нет, того и в самом деле нет. Грех прежде в сердце у человека начинается, а потом вне является, когда человек ему соизволяет. И члены телесныя суть орудия сердца человеческаго: тако руками похищает, бьет, убивает; языком клевещет, злословит, ругает; глазами непристойное смотрит; ушами срамное слышит; чревом объядается и упивается; ногами на худое ходит; прочиими членами с женою смешается и проч. Следственно, хотя человек чрез члены греха и не творит, но внутрь в сердце соизволяет на грех, – равно пред Богом грешит: Бог бо на сердце наше смотрит, и видит, что в нем делается, добро или зло, и по сердцу всякому будет судить. Рука человеческая красть, язык злословить, тело блудодействовать не будет, когда сердце не захощет (1:210). Семя всякого греха есть в сердце (2:113, см. СЕРДЦЕ , 851). От познания греха сердце печалью сокрушается (5:104, см. УТЕШЕНИЕ . 1060). Грех состоит в воле и в произволении человека, хотя на деле может не совершиться В воле бо и произволении человеческом состоит грех. Когда хощет человек похитить чуждое, похищает уже волею своею; хощет блудодействовать, уже блудодействует; хощет убить человека, уже убил волею своею. А когда в воле греха нет, то и в самом деле нет. Когда воля человеческая добрая, то и человек добрый; когда воля злая, то и человек злый. От ВОЛИ своей всяк или зол или добр. Зол убо человек, волю злу имеющий, хотя бы внешних злых дел и не делал. В воле и сердце человеческом пребывает убийца, блудник, вор и прочее зло. И чего в сердце нет, того и в самом деле нет. Надобно волю и сердце исправить, и тогда добрый будет человек (5:342).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Надобно ему иметь чистую СОВЕСТЬ, или очистить тую покаянием, и тогда молиться: «да приидет царствие Твое». Иначе не может желать того и просить, когда совесть, грехами оскверненная, судом Божиим и вечною мукою грозит. Како бо может молитися и сказать: «да приидет царствие Твое», – а в совести ожиданием вечныя муки смущается? Неотменно убо требуется, чтобы оставил ГРЕХИ, и тыя покаянием, жалением и верою очистил, кто хощет и просит, чтобы царствие Божие пришло. Царствие бо Божие праведным и святым уготовано, и приидет неотменно, котораго напрасно ожидает грехами оскверненный. От совести чистой, глаголет Златоуст, сие желание происходит, и души, от земных удаленной (3:108). Царство небесное, которое заключено было ради греха, никто не может сподобиться без истинного покаяния (5:104, см. УТЕШЕНИЕ , 1060). Все призываются в Царство Небесное Бог, Царь небесный, сотворил великую вечнаго блаженства вечерю, всякаго неизреченнаго утешения, наслаждения, радости и веселия исполненную, и звал и зовет всех по Своему человеколюбию – всех, говорю, славных и безславных, благородных и худородных, богатых и нищих, мудрых и неразумных, и всякаго полу, звания и чина людей. Звал чрез Пророков, звал чрез Единороднаго Сына Своего, звал чрез АПОСТОЛОВ святых; зовет и ныне чрез ПРОПОВЕДНИКОВ слова Своего, ПАСТЫРЕЙ и учителей: «грядите, яко уже готова суть вся» ( Лк. 14, 17 ) (4:59). В мире сем бывает, что славнии и богатии на вечери свои зовут по большей части славных и богатых, подобных себе. Царь небесный, человеколюбивый Бог не тако. Он, по Своему человеколюбию, никем не гнушается, но на небесную Свою вечерю зовет, не взирая на лица, всех равно, богатых и нищих, славных и подлых, – словом, всякаго человека мужеска пола и женска, и всем отверзает двери (4:60). Необходимо презреть мир, чтобы устремиться к Царствию Небесному Понеже любовь мира сего запинает ноги наша и не попускает идти на преславную оную вечерю. Христианине! оставь благая мира сего, и тако вся несравненно лучшая получим благая, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор. 2, 9 ). Буди твердо уверен о благих оных: и неотменно, истину тебе говорю, презревши мир, со всяким усердием оных будешь искать (4:61).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Сердце здесь подразумевается не естественное, поскольку оно есть начало жизни человеческой, как рассуждают философы, но иносказательно, как внутреннее человеческое состояние, расположение и склонности. Так надо понимать эти апостольские слова: «сердцем веруют к праведности» ( Рим. 10, 10 ) и слова пророка: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» ( Пс. 13, 1 ). Естественное сердце, поскольку это начало жизни человеческой, у всех одинаково, то есть у добрых и злых, как и прочие естественные члены, но иносказательно понимаемое – не одинаково, но у иного доброе, у иного злое ( 104, 1682–1683 ). Вся сила христианской жизни состоит в исправлении и обновлении сердца ( 104, 1686 ). Покаяние состоит в перемене сердца ( 104, 1692 ). Молитва должна быть в сердце ( 104, 1694 ). Сердце веселится от плача духовного ( 104, 1694 ). В сердцах через слово Божие действует Святой Дух ( 104, 1694 ). Верою вселяется в сердце благодать ( 104, 1697 ). Вера в сердце, что светильник в доме ( 104, 1697 ). Благодать Святого Духа пишет на сердцах верующих закон жизни по Евангелию ( 104, 1672 ). Любовь входит в сердце, очищенное покаянием ( 104, 1698 ). Чем ближе приходит Бог со Своим светом и дарованиями к благочестивому сердцу, тем более оно познает свое ничтожество ( 104, 1700 ). Сердце скрывает гнев или кротость – это обнаруживает обида ( 104, 1707 ). Благость Божия в сердце человека чувствуется сильнее после искушения ( 104, 1707 ). Если человек не обратился всем сердцем к Богу, то молитва ему не принесет успеха ( 104, 1708 ). Видишь, что на земле, хотя и сеется на ней семя, ничего не прорастает, если нет влаги. Так и в сердце человеческом: хотя оно и слышит Слово Божие, но не прорастает плод, достойный слова Божия, если не будет влаги Божией благодати. Потому нам повелевается так усердно об этом молиться: «Просите... ищите... стучите», – говорит Господь ( Мф. 7, 7 ). Это убеждает нас усердно молиться Богу, просить у Него благодати, чтобы мы ушами слышали слово Его, и сердцем творили. Без этого мы ни в чем не преуспеем, столь глубоко растленное имеем сердце. И, слыша слово Божие, не можем понять его и погрузить в сердце, а поняв, не можем исполнить, так что во всякую минуту нуждаемся в благодати Божией, содействующей нам в благочестии. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1709–1710 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Вопреки той определенности, которую демонстрируют летописи НСГ относительно времени кончины 1-го Новгородского епископа, умереть Иоаким мог раньше приводимой в них даты (1029/30 г.). По мнению Т. В. Гимона, сообщение о кончине Иоакима было вставлено в летописи НСГ из ранней редакции перечня Новгородских владык, составленной в конце XI в. Однако, как говорилось выше, сам расчет лет в сообщении перечня о времени занятия Иоакимом епископской кафедры (42 года) был, скорее всего, произведен по имеющимся годовым сообщениям, восходящим, по-видимому, к протографу НСГ. Более вероятна точка зрения А. А. Гиппиуса, что сообщение о Иоакиме и его ученике и преемнике на Новгородской кафедре появилось в гипотетически реконструируемом исследователем киевском своде князя Изяслава Ярославича 1060 г., к составлению которого был причастен новгородец – ученик Ефрема. Именно в этом своде, по мнению исследователя, впервые появилась «Корсунская легенда» о Крещении Руси, связывающая крещение князя Владимира Святославича с его походом на византийский Херсонес; это было предание, сложившееся в среде «корсунского» клироса Десятинной церкви, принесенное Иоакимом в Новгород и переданное через его ученика Ефрема ученикам последнего. Составителем свода, по предположению А. А. Гиппиуса, был новгородец по происхождению, прп. Варлаам Печерский, в 1060–1061 г. ставший игуменом основанного Изяславом в честь своего небесного покровителя киевского Димитриевского монастыря . Гипотеза А. А. Гиппиуса о своде 1060 г., на мой взгляд, лучше объясняет происхождение слов «иже ны учаше». Вне зависимости от персонального отождествления составителя, сообщение об обучении у Ефрема в 1-й половине 30-х гг. XI в. скорее можно ожидать от книжника, писавшего в начале 60-х гг. XI в., чем около середины 90-х гг. того же столетия. Поскольку свод 1060 г., очевидно, не имел деления на годы (оно впервые появилось в Начальном своде 1090-х гг.), летописная дата кончины Иоакима в НСГ является не вполне надежной. К тому же, сообщая об устроении Ярославом школы в Новгороде, автор (в недошедшем до нас протографе, где, в частности, не могло быть определения Иоакима как архиепископа) мог иметь в виду, что Иоаким к тому времени скончался, и поэтому школу при Ярославе возглавлял его ученик Ефрем.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010