Глава 22 Сосредоточение израильских сил на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона. – Опасение моавитян за целость своей территории. – Союз с мадианитянами. – Посольство за месопотамским прорицателем Валаамом. – Прибытие Валаама. Чис.22:1 .  И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона. Закончив завоевание Аморреи и Васана, евреи сосредотачиваются в низовьях Иордана, против Иерихона. Чис.22:2 .  И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям; Чис.22:3 .  и весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых. Чис.22:4 .  И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время. Составляется антиеврейская коалиция из моавитян и мадианитян. Чис.22:5 .  И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; Как показывают последующие события, Валаам не был обыкновенным языческим волхвом или кудесником. Это была несомненно богато одаренная натура, способная возвышаться до понимания истинного Бога и до уразумения голоса Его ( Чис 24.3–4 ). Валаам принадлежал к тем немногочисленным среди язычников чтителям истинного Бога, которые сохраняли истины веры и нравственности путем предания. Он жил и действовал там, откуда вышел некогда родоначальник еврейского народа Авраам, где по преимуществу поселились потомки Сима, где особенно распространены были науки, исследовавшие движение светил небесных и утверждавшие мысль человека в идее необъятности могущества и премудрости Создателя. В церковных песнопениях Валаам называется звездочетом (троп. по 3 п. кан. 24 дек.), а волхвы, пришедшие, по указанию чудесной звезды, поклониться родившемуся в Вифлееме Христу, – учениками волхва Валаама (троп. по 5 п. кан. 22 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слава: 1 58 В конец, псалом Давида, 18. 2 Небеса проповедуют славу Божию, и о творениях рук Его возвещает вселенная. 3 День дню изрекает слово, и ночь ночи возвещает мудрость. 4 Нет наречий и нет языков, на каких бы ни слышались голоса их. 5 59 Разнеслись по всей земле вещания их, и до пределов вселенной речи их. Солнце соделал Бог обителью в небесах; 6 И оно, как жених, выходит из чертога своего, радуется, как исполин, пускаясь в путь. 7 От края неба исход его, и встреча его с тьмой у края неба; и никто не лишится теплоты его. 8 60 Закон Господень непорочен, наставляет души; свидетельство Господне верно, умудряет младенцев. 9 Повеления Господни праведны, веселят сердце; заповедь Господня светла, просвещает очи. 10 61 Страх Господень чист, пребывает вовеки; суды Господни истинны, праведны во всем, 11 Вожделенней золота и камня драгоценного, слаще меда в сотах. 12 И раб Твой хранит их. Велико воздаяние тому, кто соблюдает их! 13 Грехи свои кто до конца уразумеет? От тайных грехов моих очисти меня, 14 От чуждых естеству огради раба Твоего! Если не овладеют они мною, непорочен буду, очищусь от греха великого. 15 И будут угодны Тебе слова уст моих, и помышления сердца моего всегда пред Тобою, Господи, Податель помощи и Избавитель мой! 1 62 В конец, псалом Давида, 19. 2 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева! 3 Да пошлет Он тебе помощь от святилища, с высот Сиона да охранит тебя! 4 Да помянет Он все жертвы твои, и всесожжение твое да будет обильно! 5 Да сотворит тебе Господь по сердцу твоему и всяк замысел твой да исполнит! 6 Возрадуемся мы о спасении твоем, возвеличит нас имя Господа Бога нашего. Да исполнит Господь все прошения твои. 7 Ныне познал я, что спас Господь помазанника Своего; услышал его с неба святого Своего. Могуча спасающая десница Его. 8 Одни на боевых колесницах, другие на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем. 9 Они споткнулись и пали, а мы встали и укрепились. 10 Господи, спаси царя и услышь нас в день, когда призовем Тебя! 1 63 Псалом Давида, 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во второй песне упоминаются и другие ветхозаветные персонажи. Это сын Адам и Евы Сиф, который вел добродетельный образ жизни и прожил 912 лет. Его сын Енос, который, так же как и отец, прожил очень долго. Потомок Еноса Енох отличался особой праведностью, ходил пред Богом (Быт 5:24), как написано о нем в книге Бытие. За свою богоугодную жизнь Енох был восхищен живым на небо. Преподобный Андрей, упоминая о Сифе, Еносе и Енохе, сокрушается, что он сам не уподобился этим праведникам. «Вся прежде закона претекши, о душе, Сифу не уподобилася еси, ни Еноса подражала еси, ни Еноха преложением, ни Ноя, но явилася еси убога праведных жизни» (Имея в виду всех, живших до закона, о душа, не уподобилась ты Сифу, не подражала ни Еносу, ни Еноху через преселение духовное, ни Ною, но оказалась чуждой жизни праведников). Читать полностью отрывок из Библии И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро (Быт 4:23–24). И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]. Сиф жил сто пять лет и родил Еноса. По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (Быт 4:25–26, 5:6–8, 11, 21–24). Свернуть Песнь 3 В третьей песни автор вспоминает благословение Сима. Сим — сын Ноя, которому отец предрек, что именно его потомство будет почитать истинного Бога. Своему другому сыну, Иафету, Ной предсказал, что его потомки распространятся во всем мире. Это и сбылось: потомки Сима (семиты, к которым относятся и евреи) до пришествия Христа были единственным народом, почитающим истинного Бога, а потомки Иафета (в основном индоевропейцы) действительно населяют сейчас большую часть земного шара. Преподобный Андрей сравнивает благословение Ноя с отпущением грехов, и сетует, что его собственная душа этого не получила. «Благословения Симова не наследовала еси, душе окаянная, ни пространное одержание, якоже Иафеф, имела еси на земли оставления» (Симова благословения не наследовала ты, несчастная душа, и не получила, подобно Иафету, обширного владения на земле — отпущения грехов).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

1) Божескую или домостроительство спасения чело вечества: Гал. 4:4 . Когда пришла полнота времени Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы искупить подзаконных. 2) Человеческая сторона состоит в том, что мы должны усвоить спасение, ибо оно совершается не без нашего участия: Мф. 22:1–14 . В притче о брачном пире есть образ того, что дело спасения совершается даром, но отклике на зов есть образ того, что должны делать мы для своего спасения. д) Соделывание спасения есть подвиг всей земной жизни 1Кор. 9:24 . Бегите, чтобы получить (блаженство). Рим. 8:24 . Мы спасены в надежде. Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. – 13:11. Ныне ближе к вам спасение, нежели когда мы уверовали. Евр. 10:36 . Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное. 17) Об искуплении а) За преслушание заповеди первые люди лишились блаженства Быт. 3:23 . И выслал Господь Бог (Адама и Еву) из сада Едемского... б) Как над человеком, так и над природой стало тяготеть проклятие Быт. 3:17–18 . Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены... со скорбью будешь питаться... терние и волчцы произрастит она (земля) тебе... Рим. 8:22 . Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне. – 23. И не только она, но и мы сами... в себе стенаем. в) Но Бог предопределил совершить искупление Быт. 3:15 . И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалите его в пяту. Гал. 4:4–5 . Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного)… чтобы искупить подзаконных… Рим. 5:18 . Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. г) Искупление определено Богом совершить чрез Богочеловека Гал. 3:13–14 . Христос искупил нас от клятвы закона... 1Тим. 2:5–8 . Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. д) Оно предсказано пророками Исаии 59:20. Придет Искупитель Сиона...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Как показывает история человечества, в то время, когда духовный закон в лице Моисея, получив озарение свыше, посвящает мысленного Аарона в суть данного ему спасительного откровения, душа находится еще в рабстве у вожделений плотских, под властью диавола, как некогда и Израиль пребывал под гнетом жестокого фараона. И когда Моисей с Аароном посылаются Богом извести душу из рабства египетского, дух противления в лице фараона противостает им, говоря: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» ( Исх. 5:2 ). Когда же они пытаются объяснить ему, что их послал Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, знающий, что делается в Египте с сынами израильскими ( Исх. 3:15 ), и что это Тот Бог, который не есть Бог мертвых, но Бог живых ( Мк. 12:26 ), до ревности любящий дух, живущий в нас ( Иак. 4:5 ), и способный карать тех, кто пытается умертвить Его или разорить храм, в котором Он обитает ( 1Кор. 3:17 ); что именно Он призывает все силы человека на служение Ему ( Исх. 5:3 ), чтобы приносить дары и жертвы за грехи, и что никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом ( Евр. 5:1,4 ), – тогда в ответ они слышат нескрываемое раздражение врага Божия и рода человеческого: «Для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ мой от дел его? Ступайте каждый из вас на свою работу» ( Исх. 5:4 ). Делами и работой он именует совершение греха и планомерное образование страстей, составляющих все содержание служения ему. Но Господь открывает нам ту истину, что всякий, делающий грех, есть раб греха ( Ин. 8:34 ), и что все эти греховные дела и страсти приводят лишь к стыду и смерти ( Рим. 6:21,7:5 ), и что следует, пока не поздно, освободиться от греха, став рабами Богу и достигнув через это святости и жизни вечной ( Рим. 6:21–22 ). Диавол ничего так не боится, как знания человеком этой истины. И если человек не погребет это знание в плинфоделании житейской суеты, то, в конечном итоге, освободившись от плотской чувственности, достигнет истинного умозрения о существующих в мире вещах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

— Симон Ионин! любишь ли ты Меня? — Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. И Христос Спаситель восстановил Петра в апостольском достоинстве, соделав его пастырем словесных овец и вручив ему ключи Царства небесного (Иоан.21:15–17). По вознесении Господа нашего Иисуса Христа святой Петр, как верховный среди Апостолов, явился первым учителем и проповедником Слова Божия, приобретя одним часом Церкви Христовой до трех тысяч верующих душ (Деян.2:14–41). При этом он обнаружил и великую чудодейственную силу. Входя со святым Иоанном в храм для молитвы, святой Петр увидел одного хромого от рождения человека, сидевшего при дверях храма, называемых Красными. Он, увидев Петра и Иоанна просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: — Взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: — Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колена, и вскочив встал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога. Чрез это чудо и проповедь святого Апостола Петра уверовало во Христа около пяти тысяч человек (Деян.3:1–26; 4:4). Жителей Иерусалима Ананию и жену его Сапфиру святой Петр умертвил словом за святотатство и ложь Святому Духу (Деян.5:1–10). В Лидде [ 11 ] расслабленного Енея, восемь лет лежавшего на одре, он исцелил, сказав ему: — Еней, исцеляет тебя Иисус Христос! (Деян.9:32–34) В Иоппии [ 12 ] он воскресил умершую девицу Тавифу (Деян.9:36–42). И не только руки и слова его были чудодейственны, но даже и самая тень его подавала исцеления: «так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян.5:15). — А когда царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви (в Иерусалиме), чтобы сделать им зло, и, убив мечем Иакова, брата Иоанна [ 13 ], схватил святого Петра и посадил в темницу, сковав двумя цепями, то ангел Господень ночью разрешил его от оков и освободил от заключения (Деян.12:1–10). Верховный Апостол Петр первый открыл дверь веры язычникам, крестив в Кесарии [ 14 ] римского сотника Корнилия после видения ниспущенного с неба полотна, полного четвероногими и гадами, и — голоса, повелевающего Петру заколоть всё это и есть и не почитать нечистым того, что Бог очистил; видение это было знамением обращения ко Христу язычников (Деян.гл.10). Святой Апостол Петр обличил Симона, волхва самаритянина, лицемерно принявшего крещение и хотевшего за деньги купить дар Святого Духа:

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

6 Вознесись выше небес, Боже, всей земле яви славу Твою! 7 Они приготовили сеть ногам моим, и поникла душа моя, Вырыли предо мной яму, но сами упали в неё. () 8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё, буду петь и играть! 9 Проснись, слава моя, проснитесь, псалтирь и гусли, проснусь и я на рассвете; 10 И буду славить Тебя, Господи, среди народов, буду петь Тебе среди племён; 11 Ибо до небес велика милость Твоя и верность Твоя – до облаков. 12 Вознесись выше небес, Боже, всей земле яви славу Твою!  Псалом 57 (58) 1 Начальнику хора. На мелодию «Аль-ташхет». Песнь Давида. 2 Подлинно ли верны ваши приговоры и справедлив ли суд ваш, сыны Адама? 3 Ибо в сердце вы замышляете беззакония, с жестокостью управляют землёй руки ваши. 4 От самого рождения отступают нечестивые, от чрева матери заблуждаются, говорят ложь; 5 Злоба их – как у змеи, как у кобры глухой, затыкающей уши свои 6 И не слышащей голоса заклинателей, как бы искусно они ни заклинали. 7 Боже, сокруши зубы в их устах, разбей, Господи, челюсти львов! 8 Да исчезнут они, как вытекающая вода; да иссохнут, как затоптанная трава! 9 Да истребятся они, как тающий воск; да падёт на них огонь, чтобы не видеть им солнца! 10 До того, как огонь от хвороста нагреет ваши котлы, и свежее и обгоревшее да разнесёт вихрь! 11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение нечестивым, умоет руки свои в крови грешника. 12 И скажет человек: «Подлинно, есть награда праведным! Воистину, есть Бог, судящий им на земле!» Слава Псалом 58 (59) 1 Начальнику хора. На мелодию «Аль-ташхет». Песнь Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы убить его. 2 Спаси меня от врагов моих, Боже, от восставших на меня защити меня! 3 Избавь меня от делающих беззаконие, спаси от мужей, жаждущих крови! 4 Хотя нет во мне беззакония и нет греха во мне, Господи. 5 Без вины моей сбегаются и собираются; взгляни на это и приди помочь мне! 6 Господи, Боже сил, Ты – Бог Израиля, Восстань, чтобы наказать все народы, никого из беззаконных не щади! () 7 Каждый вечер возвращаются они,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

I. 2. Небеса поведают славу БОЖИЮ, творение-же руку Его возвещает твердь! 2. Небеса поведают славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь! 3. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. 3. День дню выдыхает (сказывает) слово, и ночь ночи открывает разумение (возвещает ведение). 4. Не суть речи, ниже словеса, их же не слышатся гласи их. 4. Нет (таких) речей, и нет таких слов, в которых не были бы слышны голоса их (неба и земли). 5. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенной глаголы их. 5. На всю землю вышло вещание их, и до краев вселенной – словеса их. 6. В солнце положи селение Свое. И той, яко жених, исходяй от чертога своего, возрадуется, яко исполин, тещи путь. 6. В солнце поставил Он скинию Свою. И оно – точно жених, выходящий из чертога своего, веселится, как исполин, о шествии своем. 7. От края небес исход его, и сретение его до края небесе, и несть, иже укрыется теплоты его. 7. От края неба (начинается) исход его, и (завершается) шествие его у (другого) края неба, и нет (того), кто бы укрылся от теплоты его... II. 8. – Закон ГОСПОДЕНЬ непорочен, обращаяй души: свидетельство ГОСПОДНЕ верно, умудряющее младенцы. 8. Закон Господень – непорочен, (он) обращает души; свидетельство Господне – верно, (оно) умудряет младенцев. 9. Оправдания ГОСПОДНЯ – права, веселящая сердце: заповедь ГОСПОДНЯ – светла, просвещающая очи. 9. Уставы Господни – прямы, они веселят сердце; заповедь Господня – лучезарна, она просвещает очи. 10. Страх ГОСПОДЕНЬ чист, пребываяй в век века: судьбы ГОСПОДНИ истинны, оправданы вкупе, – 10. Страх Господень чист, (он) пребывает в век века; суды Господни истинны, – они сами в себе содержат правду: 11. вожделенны паче злата и камене честна многа, и сладшая – паче меда и сота. 11. вожделенны (они) более золота и драгоценных камней многих, и слаще меда и сота. III. 12. Ибо раб Твой хранит я: внегда сохранити я, воздаяние много! 12. И вот раб Твой хранит их: в соблюдении их – воздаяние многое! 13. Грехопадения кто разумеет?! от тайных моих очисти мя,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Голод и мор следовали один за другим. В эти-то дни страшных бедствий попечительные власти старались всюду облегчать несчастье и горе людское. Нужно бы Бога благодарить за это и начальство. А по местам иное вышло. Православные христиане оказали неповиновение, многое худое наговорили и даже силою препятствовали исполнению полезных распоряжений власти. Вот и подивись: христиане, с колыбели воспитываемые под руководством церкви святой, не послушали голоса ее, не почтили должными повиновением власть, оказали ей сопротивление. Что же удивительного, если за грехом последовало, и наказание? Ведь и писание Божественное свидетельствует, что «начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий: слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим.13:3–4 ). Но лучше, не по страху наказания повиноваться власти, а по совести. Потреба, говорит апостол, повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть (–5), повиноваться по сознанию, что предержащие власти Богом поставлены, а потому не повиноваться им значить – оказывать противление Самому Богу. Посему-то св. апостол Петр почитание предержащей власти поставляет в связь со страхом Божиим. Бога бойтеся, царя чтите, учит он ( 1Пет.2:18 ). И св. Апостол Павел умоляет прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя, и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:1–4 ). Да, братие, великая добродетель есть послушание. Научитесь любить эту добродетель, исполнять ее и детей своих тому учить. Повинуйся Церкви святой, как матери, поистине любящей тебя. С радостью повинуйся начальникам, зная, что это есть добро пред Спасителем нашим. Иже сотворит ей и научит других, сей велий наречется в царствии небесном ( Мф.5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

(19) При множестве скорбных мыслей моих внутри меня, утешения Твои радуют душу мою. (20) Сообщается разве с Тобою трон губителей, возводящих насилие в закон, (21) ополчающихся на душу праведника, кровь невинную обвиняющих? (22) Но Бог был оплотом моим, Всесильный мой – твердыня убежища моего. (23) Он обратит против них насилие их, злодейством их Он истребит их, истребит их Бог Всесильный наш. 95. (1) Идите, будем воспевать Бога, трубить будем твердыне спасения (2) Встретим Его с благодарением, с песнями восклицать будем Ему, (3) что Бог – великая сила, властелин великий над всеми силами. (4) В руке Его – тайны земли, высоты гор – Его же. (5) Море Его – Он создал его, сушу образовали руки Его. (6) Приходите, падем, поклонимся и преклоним колени пред Богом, Творцом нашим, (7) ибо Он – Всесильный наш, а мы, народ, – паства Его, ручное Его, – если бы только вы сегодня послушали голоса Его: (8) «Не ожесточайте сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, (9) где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дело Мое. (10) Сорок лет раздражало Меня поколение то, и сказал Я: " Это народ, блуждающий сердцем. Не знают они путей Моих " . (11) Потому поклялся Я в гневе Моем, что не войдут они в покой Мой». 96. (1) Воспойте Богу новую песнь, воспойте Богу, вся земля! (2) Пойте Богу, благословляйте имя Его, возвещайте изо дня в день спасение Его. (3) Рассказывайте народам о славе Его, всем племенам – о дивных делах Его. (4) Ибо велик Бог и достоин похвал беспредельных, Он страшнее всех (5) Ибо все боги народов – никчемны, а Бог небеса сотворил. (6) Слава и величие пред Ним, могущество и краса в святилище Его. (7) Воздайте Богу, семьи народов, воздайте Богу славу и мощь. (8) Воздайте Богу славу имени Его, несите приношение, приходите во дворы Его (9) Поклонитесь Богу в священном трепете, благолепии, трепещите пред Ним, все [жители] земли! (10) Возвестите между народами: «Бог царствует, потому вселенная устроена – не поколеблется. Он будет судить народы по справедливости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010