И согнутся мужи ратные – «и смутятся все самые крепкие в войске твоём» [ блж. Иероним, там же]. И перестанут молоть мелющие – «когда умолкнут слова учителей» Раши добавляет при этом о более поздних временах: «Это учения великих – раби Акибы, и учение раби Хии, и учение бар Капары» И померкнут смотрящие – «и померкнут пророки, обычно получавшие с неба свет видений своих» Еккл. 12:4 И запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; И заперты двери на улицу – «когда заключатся двери храма» Когда замолкнет звук жернова – «из-за того, что не занимались Торой достаточно. Сказал раби Шмуэль: Сынов Израиля сравнивают с работающими жерновами. Подобно тому, как жернова не останавливаются ни днём, ни ночью, так и здесь: И размышляй над ним день и ночь ( Нав. 1:8 )» И подниматься он будет от голоса птичьего . Кто будет подниматься? – Навуходоносор со своими халдейскими полчищами. Какая птица поднимает его? Блж. Иероним приводит мнение, что это пророк Иеремия: «И придёт халдей, накликанный голосом Иеремии, как бы пением птицы» Раши приводит слова некоего раби Леви: «На протяжении восемнадцати лет раздавался глас с неба и грозно взывал он во дворце Навуходоносора: «Нерадивый слуга! Иди, разрушь дом твоего Господа, потому что сыновья твоего Господа Ему не внемлют!» Голос, который, согласно преданию, слышал Навуходоносор, говорит то же самое, к чему сводилось пророческое слово Иеремии, обращённое к иерусалимлянам. И замолкнут дщери пения – «хоры поющих в храме» Ещё Давидом установленное пение умолкло. В разрушенном Иерусалиме уже никто не слышал хоры поющих. Не слышно их было и в земле Халдейской. Там пленившие нас требовали от нас слов песней и притеснители наши – веселья: «Пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Ягве на земле чужой?.. ( Пс. 136:3–4 ). Еккл. 12:5 И высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветёт миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

О двух свидетельствах, превосходящих свидетельство Иоанна, говорится в ст. 36 и 37. Самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня — совершенное послушание Отцу выражается в совершенстве дел Иисуса. Дела пророков и святых прежних времён были лишь частичным исполнением Божией воли. Дела Иисуса свидетельствуют не только о том, что Бог с Ним (как думает Никодим, 3:2) — Он совершает и то, что может быть лишь непосредственно Божиим действием, см. ст. 21. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне — такое свидетельство выше слов Иоанна и выше любых дел. Но о каком именно свидетельстве Отца здесь сказано, остаётся неясным. Маловероятно, что это свидетельство Писаний, о котором идёт речь дальше в ст. 39, или что имеется в виду глас Божий при Крещении (Мк 1:11 и параллели у других синоптиков), о котором Иоанн не упоминает. Ключ к смыслу, как кажется, даёт 1 Ин 5:9–10 (Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом): свидетельство Отца открыто тем, кто верит в Сына. Неверующий в Иисуса не слышит голоса Отца (12:29), но увидевший в Иисусе Сына Божиего видит также и Самого Отца (14:9). Не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал — слово Божие не пребывает среди тех, кто не принимает его; возможно, здесь и второй смысл — Словом называется Иисус, Который не может пребывать ( среди неверующих, ср. 15:3–4. Потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал — придаточное причины может быть понято двояко: ‘вы не имеете слова, потому что не верите’ или ‘то, что вы не имеете слова, видно из того, что вы не верите’. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную — глагол ™reun©te может быть и императивом ‘иссле­дуйте’, и индикативом ‘вы исследуете’. Додд 17 после длительного обсуждения склоняется ко второй точке зрения. Во-первых, такое понимание согласуется со словом думаете, во-вторых, оно образует явную параллель к упомянутому выше почитанию Иоанна, другого свидетеля (ст. 35). Иудеи изучают Писания как некую окончательную данность. Апостол Павел пишет об этом в Рим 7 и в Гал 3:21 (если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона). Христос получил от Отца дар жизни, превосходящий дары закона, см. в Прологе 1:1–4. Не будучи источником жизни, закон, однако, указывает на этот источник — Христа. Одна из форм богопротивления — стремление обрести окончательную “безопасность”, устоявшуюся, всесторонне освящённую авторитетами религиозную модель. Такая закрытая самодостаточная модель жизни и веры была разработана иудеями на основе Торы, и поэтому люди, всецело погружённые в “исследование Писания”, не нашли там свидетельства об Иисусе и не услышали Его слова.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Он больше всего напоминает нам современного «кабинетного» ученого. Первый же стих его Евангелия говорит, что он пользовался многочисленными письменными источниками; а второй — о том, что он опирался также на самые достоверные устные источники, потому что его информаторами были сами апостолы — очевидцы и служители Слова. Кроме того, очень вероятно, что Лука пользовался также воспоминаниями Божией Матери. Иногда он оканчивает свои повествования словами: Мария сохраняла все слова сии в сердце своем (ср.: Лк. 2, 19, 51), что в переводе на современный язык означает: все это запомнила Мария. И действительно, в Евангелии от Луки есть то, что могла рассказать только Она: Благовещение (см.: Лк. 1, 26–39), встреча с Симеоном Богоприимцем (Сретение; см.: Лк.2, 22–33); приключение с двенадцатилетним Иисусом в Иерусалиме (см.: Лк. 2, 39–49), наконец, история родственного Ей семейства Захарии и Елисаветы (см.: Лк. 1). Евангелист Лука Лука — единственный из евангелистов, кто пытается привязать евангельские события к датам светской истории ( В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле — Лк. 2, 1). Все это вместе он тщательным образом исследует, старается выстроить хронологическую цепь событий. И указывает цель: чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1, 4); это Евангелие обращено к язычникам, непосредственно к греку Феофилу. Язык Евангелия от Луки очень неоднороден: его зачало построено по правилам греческой риторики (см.: Лк. 1, 1–4), так не может открываться ни одна еврейская книга. Но, поставив точку после прекрасно выстроенного, сложного греческого периода, он вдруг совершенно меняет характер повествования: уже 5-й стих и дальнейший рассказ о рождении Иоанна Предтечи демонстрирует стиль еврейских книг — Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды… Это типичный язык ветхозаветных хроник. Лука, помимо устных и письменных источников, включает в свой труд ранние церковные гимны: песнь Захарии (см.: Лк.

http://pravoslavie.ru/78438.html

Сперва меня это удивило: я думал, что в то простое, грубое время зло творили мечом, огнем, дубиной. Однако в псалмах то и дело сетуют на более тонкое зло: «Ибо нет в устах их истины... гортань их — открытый гроб, языком своим льстят» (5:10). «Под языком его — мучение и пагуба» (9:28); «уста льстивы» (11:3); «уста лживые» (30:19); «слова уст его — неправда и лукавство» (35:4); «все, ненавидящие меня, шепчут между собою» (40:8); язык, «как изощренная бритва» (51:4); «уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» (54:22); «всякий день поносят меня враги мои» (101:9). Тут не надо никаких научных подтверждений, мы все это знаем, мы даже слышим в злобном и вкрадчивом хоре знакомые голоса. Один из них слишком знаком, так что трудно его узнать.  VIII. Природа Отношение псалмопевцев к природе определяют два фактора. Первый есть у всех древних авторов; второй был в их времена предельно редок. 1. Псалмопевцы принадлежат к крестьянскому народу. Для нас само слово «еврей» связано с деньгами, торговлей, ростовщичеством. Но это восходит лишь к Средним векам, когда евреи не имели права владеть землей. Какие бы черты ни выработали в них века таких занятий, у их ветхозаветных предков черт этих не было. Они возделывали землю. Даже царь, отнимающий виноградник у своего подданного, больше похож на злого помещика, чем на царя. Все были связаны с землей; каждый чувствовал свою прямую зависимость от почвы и погоды. Точно так же жили очень долго и греки, и римляне. Тем самым, тогда не могло быть «любви к природе» — чувства горожанина, выбравшегося за город. Когда городов мало и сами они малы, люди не сознают, что есть некая «сельская жизнь». «Природа» — это просто мир, как вода для рыбы. Конечно, любоваться природой они могут, но в это естественно входит польза. Гомер любуется пейзажем, но описывает он хорошую землю, обилие воды, тучные пастбища, крепкий лес. Поскольку, в отличие от евреев, он — из народа мореплавателей, упоминает он и удобную гавань.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

• 4й Ангел — затмилась 3я часть солнца, луны, звезд • 5й Ангел — звезда, падшая с неба на землю, отворила кладезь бездны; и вышла саранча; и дано ей мучить 5 месяцев только одних людей, которые не имеют печати Божией на челах своих. Царём своим она имела ангела бездны Аваддона. • 6й Ангел — освобождены 4 Ангела, приготовленные для того, чтобы умертвить 3ю часть людей. Явление конного войска. Выжившие люди так и не раскаялись. Явление с неба Ангела с радугой над головой, держащего раскрытую книгу. Голос с неба Иоанну не записывать того, что проговорили 7 громов. Повеление Иоанну съесть эту книгу, горькую во чреве, но сладкую в устах. Иоанну дана трость для измерения храма Божьего, жертвенника и поклоняющихся в нём. Два человека Божьих пророчествуют 1260 дней, после чего выходит зверь и убивает их. Через 3,5 дня Бог их воскрешает и возносит на небо. • 7й Ангел вострубил — голоса на небе восклицают, что царство мира сделалось царством Господа и Христа Его. Отверзся храм Божий с ковчегом завета на небе. Явление жены, облечённой в солнце, мучающейся в родах. Красный дракон, увлекший с неба третью часть звёзд ожидает пожрать её младенца. Новорожденный младенец был восхищен к Богу. Жена убегает в пустыню на 1260 дней, где для неё было приготовлено место от Бога. Война на небесах между Михаилом и Ангелами его, и драконом и ангелами его. Дракон (сатана или дьявол) низвержен на землю, он пытается преследовать жену, родившую младенца и вступает в брань с сохраняющими заповеди Божии. Из моря выходит зверь с семью главами, которому дракон дал силу свою и престол свой. И дана ему власть действовать 42 месяца. Появление из земли зверя с агнчьими рогами, заставляющего людей поклоняться первому зверю и творящего великие знамения. Он сделает необходимым людям иметь начертание (или имя зверя, или число имени его – 666) на правую руку или на чело для того, чтобы покупать или продавать. Явление Агнца на горе Сион с 144 000 искупленных. Последовательное явление 3х Ангелов: • Благовествовавшего вечное Евангелие

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-skhema-a...

Божественная литургия святого Иоанна Златоуста Входные молитвы Перед тем как войти в алтарь, священник становится перед Царскими вратами и читает начальные молитвы: Благословен Бог наш, Царю Небесный: „О, Царь Небесный, Утешитель – Дух истинный! Ты, везде сущий и все наполняющий, вместилище всех благ и жизни податель, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши“, затем Трисвятое по „Отче наш“, тропари Христу и Богородице, целуя их иконы. Затем, наклонив главу, читает нижеследующую молитву. Молитва на главопреклонение иерея Господи, подай мне, (как и Петру), руку Твою из святого вышенебесного жилища Твоего и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, дабы неповинно предстать страшному Престолу Твоему и совершить священнодействия Бескровной Жертвы. Ибо у Тебя Сила и Слава 4 во веки веков! Аминь. Заходя в алтарь, священник читает стихи 5-го псалма: Господи, я войду в Дом Твой в страхе пред Тобой и поклонюсь святому Храму Твоему. Наставь меня в заповедях Твоих и направь по верному пути, дабы, насмехаясь, не злословили меня враги мои. Ибо нет в устах их истины, сердце их полно суеты, гортань их подобна зияющей могиле и язык свой они изострили, как у змеи. Рассуди их, Боже, и пусть оставят коварные умыслы свои! Из-за отступлений их и Ты их отвергни, ибо они оскорбили Тебя, Господи. Все же надеющиеся на Тебя, да возвеселятся, да возрадуются вечно, ибо Ты станешь жить среди них. И да воздадут хвалу Тебе во веки возлюбившие Имя Твое! Ибо Ты, Господи, благословением Твоим благословляешь праведника и благоволением Твоим, как щитом, покрываешь его. Облачившись в священные одежды, священник моет руки, читая стихи 25-го псалма: Омою водой неповинности руки мои и обойду Жертвенник Твой, Господи, дабы услышать голоса воздающих хвалу Тебе, вещающих о всех чудесах Твоих. Мне возлюблена Красота Твоего Дома – место обитания Славы Твоей! Так не погуби душу мою, как отступника, и жизнь мою, как душу убийцы, в руках коего беззаконие и десница коего полна мздоимствований. Сохрани меня, Господи, и помилуй, ибо хожу в одежде непорочности и нога моя стоит на верном пути, и в собраниях (Народа Твоего) благословлю Тебя, Господи. Проскомидия 5

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

18 (1) Руководителю. (Псалом) раба Г-сподня Давида, который произнес (пред) Господом слова песни этой в день, (когда) спас его Г-сподь от руки всех врагов его и от руки Шаула. (2) И сказал он: люблю Тебя, Г-сподь, сила моя! (3) Г-сподь – скала моя и крепость моя, избавитель мой. Б-г мой – твердыня моя, на него полагаюсь, щит мой и рог спасения моего, опора моя. (4) Восхваляемым называю Г-спода и от врагов моих спасаюсь. (5) Объяли меня узы смерти, и потоки бедствий устрашили меня. (6) Муки смертные охватили меня, предо мной легли тенета смерти. (7) В беде моей призывал я Г-спода и к Б-гу моему взывал я; и услышал Он из чертога Своего голос мой, и вопль мой пред Ним дошел до слуха Его. (8) И сотряслась и всколебалась земля, и основания гор вздрогнули и сотряслись, ибо разгневался Он. (9) Поднялся дым из ноздрей Его и огонь пожирающий из уст Его; угли разгорались от Него. (10) И наклонил Он небеса, и сошел, и мгла – под ногами Его. (11) И воссел на керува, и полетел, и понесся на крыльях ветра. (12) И сделал мрак укрытием Себе, шатром вокруг Себя; темнота вод – (от) туч небесных. (13) От сияния пред Ним прошли тучи Его (с) градом и углями огненными. (14) И возгремел Г-сподь в небесах, и Всевышний подал голос Свой; град и угли огненные. (15) И пустил стрелы Свои, и рассеял их, и бросил молнии, и привел их в смятение. (16) И открылись русла вод, и обнажились основания вселенной от грозного голоса Твоего, Г-споди, от дыхания ветра (из) ноздрей Твоих. (17) Послал с высоты, взял меня, извлек меня из множества вод. (18) (И) избавил меня от сильного врага моего и от ненавистников моих, которые сильнее меня. (19) Они поспешили (восстать) на меня в день бедствия моего, но Г-сподь был опорой для меня. (20) И вывел меня на простор, спас меня, ибо Он любит меня. (21) Воздал мне Г-сподь по праведности моей, по чистоте рук моих вознаградил меня. (22) Ибо держался я путей Г-спода и не отступал от Б-га моего. (23) Ибо все законы Его предо мной, и уставы Его не отстранял я от себя. (24) Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Иногда ученики названы по именам: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн ( Мк 1:21, 29 ), или же Петр, Иаков и Иоанн (5:38; 9:9, 14–15) – те, кто в этом Евангелии показаны как ближайшие к Иисусу из числа Двенадцати (см. также 14:33). В других случаях – уже после прибытия в Иерусалим – ясно, что речь идет обо всех Двенадцати (11:12, 15, 19–21, 27; 14:18, 22, 26–27, 32). В остальных случаях перед нами встает общий вопрос, включает ли Марк, когда говорит об учениках Иисуса, в число учеников кого-либо, кроме Двенадцати. В некоторых случаях он однозначно говорит об учениках, не входящих в их число (2:14–15; 4:10; 10:32; 15:40–41) 403 . Я склонен полагать, что Марк старался сосредоточить внимание читателя на двенадцати учениках, позволяя остальным выпадать из поля зрения 404 . Кроме того, я склонен думать, что во всех остальных случаях использования «от множественного к единственному» у Марка имеются в виду именно Иисус и Двенадцать, а не неопределенное множество учеников. Показателен один из этих отрывков: : Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним : (10:32). Здесь, очевидно, проведено различие между теми, кто «ужасались», и теми, кто «следуя за Ним, были в страхе» [в Синодальном переводе этого различия нет. – Прим. пер.]; первая из этих групп – по всей видимости, те же ученики, что «были на пути» в начале этой фразы. Поскольку Марк не выделяет из числа учеников никаких иных групп, кроме Двенадцати, логично предположить, что именно Двенадцать – вначале вместе с Иисусом, затем без Иисуса – являются в этой фразе субъектами. Остальные ученики – это те, что, «следуя за Ним, были в страхе» 405 . Введя в рассказ эту группу, Марк затем отделяет от нее Двенадцать, которых Иисус отводит в сторону и преподает им учение, не предназначенное для широкой публики. Интересен этот отрывок и тем, что в нем – как обычно в подобных отрывках у Марка – Иисус и его ученики вначале изображаются как единая группа, но далее сообщается, что Иисус шел впереди – таким образом, он визуально отделяется от остальных.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей ( Ин.10:27-28 ). Удивительно трогательный образ пастырской заботы Христа о каждом пасомом, а особенно о тех, кто оказался в смертельной опасности, на краю гибели – в притче о добром пастыре, которую находим в Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки ( Мф.18:12-14 . Лк.15:4-7 ). В Евангелии от Матфея Иисус иллюстрирует этой притчей свою спасительную миссию: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ). А в Евангелии от Луки – милосердие и сострадание Бога к грешнику. Ключевое слово здесь, как и во всей 15й главе Луки – радость. Радость о потерянном и найденном человеке: Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк.15:7 ). Добрый пастырь – один из самых дорогих для христиан образов Спасителя, имеющий очень древнюю и распространенную иконографию. А в облачении православного архиерея найденную и спасенную овцу символически обозначает омофор. Апостол Петр так писал малоазийским христианам: Вы были как овцы, блуждающие, не имея пастыря, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших ( 1Петр.2:25 ). И Пастырем, и Блюстителем (pskopoς) первоверховный апостол называет здесь самого Господа нашего Иисуса Христа. В Откровении Иоанна о Пастыре Христе говорится в эсхатологической перспективе Страшного Суда: Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод ( Откр.7:17 ). И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным ( Откр.12:5 ). Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным ( Откр.19:15 ). Вот как комментирует последний из этих стихов отечественный библеист протоиерей Геннадий Фаст: «Слово, исходящее из уст Христовых, будет как меч, судить и поражать в последний день» 2 . А железный жезл здесь – намек на строку мессианского 2го псалма: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» ( Пс.2:9 ).

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovy-episk...

2:10); должны, следовательно, признавать некоего Творца. « Мы же народ Его и овцы пажити Его ». « Входите во врата Его с исповеданием, во дворы Его с песнопениями, исповедайтесь Ему, хвалите имя Его » (ст. 4). Чьи мы овцы, узнай из слов Единородного: « овцы Мои слушаются голоса Моего » (Ин. 10:27). Его мы и « народ », как Он говорил нам о том устами пророка: « и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом » (Иез. 36:28). Итак Он есть Господь и Бог; тем и другим называется Сын, как и Отец. В Его врата пророк приглашает войти « с исповеданием », а во дворы « с песнопениями ». Сначала, следовательно, должно принести исповедание, и после этого уже петь. Подобно тому как двери закрывают дворы, и никто не может очутиться внутри двора, если не войдет чрез дверь, так точно и мы, прежде чем не исповедуемся, не можем воспевать, потому что нужны чистое сердце и уста, свободные от греховной скверны, если мы хотим угодить Богу жертвою наших песнопений. « Исповедайтесь Ему, хвалите имя Его ». Опять пророк ставит исповедание раньше хвалы, желая яснее пред нами запечатлеть сказанное в предшествующем стихе. Исповедаться пророк повелевает Ему как Богу, а хвалить велит имя Его, каковым является Спаситель, поскольку это последнее служит причиной нашего спасения, как о том свидетельствуют Петр и Иоанн, говорившие иудеям: « ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись » (Деян. 4:12). Вполне справедливо псалмопевец в виду этого и присовокупил: « ибо благ Господь, во век милость Его, и в род и род истина Его » (ст. 5). Истина Его, явившись в настоящем роде, явится и в будущем, когда Он воздаст каждому по делам его. А эта неоспоримая и неложная истина заключается в том, что Христос « Господь, во век милость Его » , потому что как Христос, т. е. как милосердый и человеколюбивый, Он в настоящей жизни дарует Свою милость, чтобы мы, если по беспечности и впадем в заблуждение, обратились к Нему по Его человеколюбию. ПОСЛЕСЛОВИЕ К V т. Полного собрания творений св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010