В 4Цap. XVII, 13 мы читаем важное указание, что во все это время среди Израиля (и Иуды 4Цар. 17:3 ) пророки и прозорливцы и, по всей вероятности, существовавшие еще пророческие школы (ср. Ам. 7:14 ) не переставали увещевать народ именем Господним, говоря: „возвратитесь от злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои“;.... но они не послушали гласа Господня, и кроме служения тельцам в царстве Израильском: „служили воинству небесному 60 и Ваалу и проводили детей своих через огонь, и гадали и волшебствовали.... и прогневляли Господа Бога своего“ ( 4Цар. 17:15–17 ). „Тогда прогневался Господь на Израильтян“.... „и предал их грабителям“.... „и наконец отверг их от лица Своего“, ( 4Цар. 17:18 ). В главе XVII четвертой книги Царств содержится как бы общий обзор всего этого периода, заканчивающагося совершенным уничтожением царства Израильского и исчезновением из числа народов Израильских десяти отторгнутых от Иуды колен. В этой главе хотя указано между прочим, что и среди Иуды царствовал грех , но в этой главе соединены те события, которые относятся к царству Израильскому, начиная с первого взятия Самарии Салманассаром до окончательного переселения всего народа при Сеннахериме, который кроме того и заселяет бывшее царство Израильское равными иноплеменниками из Вавилона и Куфы и Аввы и Емафа и Сепарваима 61 . С главы же XVII до XX, 21 четвертая книга Царств излагает события в хронологическом порядке, имевшие место в царствование царя Езекии. Книга Царств говорит кратко (XVIII, 2–7) о благочестии Езекии и о том, что он делал угодное в очах Господних как Давид, предок его,-но это восполняется подробностями о его религиозном рвении в 2 Паралипоменон в главах XXIX-дo XXXI, 21. В 2-й книге Пар. вовсе не упоминается о гибели царства Израильского и начертатель этой книги после рассказа о религиозном рвении Езекии прямо переходит ( 2Пар. 32:1 ) в тому моменту, когда Сеннахирим сын Саргона в 14-й год Езекии, покончив с Израилем, вступает в пределы царства Иуды, берет много городов и сам идет против Египта к Лахису, а к запертому Иерусалиму посылает лишь отряд с своими сановниками для переговоров и убеждения города и царя сдаться без боя 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В остальных случаях термином «Арам» (евр.  ) именовались одно из этих царств (гл. обр. Дамаск) или все А. указанного региона (3 Цар 10. 29, 2 Пар 1. 17; Суд 10. 6; Ам 9. 7). В Четвертой книге Царств (24. 2) и в Книге пророка Иеремии (35. 11) упоминаются верхнемесопотамские А. в армии халдейской Вавилонии (VI в. до Р. Х.). Можно сказать, что А. были более или менее постоянными политическими противниками Израиля. Саул воевал с Арам-Цобой, в те времена сильнейшим из арам. гос-в, простиравшим свою власть до Евфрата (1 Цар 14. 47). Давид покорил все арам. царства Сирии (2 Цар 8. 3-5), но после смерти Соломона А. становятся совершенно независимы от Израиля. Войны Саула и Давида сокрушили могущество Арам-Цобы, и к кон. X в. гегемоном среди арам. царств был уже Дамаск. С этого времени Израиль почти непрерывно воюет с царями Дамаска. В исключительном случае враждующие стороны оказались способны объединить усилия по отражению общего врага - ассирийцев, со 2-й четв. IX в. до Р. Х. грозивших странам Вост. Средиземноморья, в 854 г. до Р. Х. Ахав вместе с царем Дамаска отразил нападение ассирийцев, но даже их новые нашествия не смогли прекратить вражду с А. В 30-х гг. XVIII в. до Р. Х. в трехсторонний конфликт Иудеи, Израиля и Дамаска вмешался ассир. царь Тиглатпаласар III, что уже к 732 г. до Р. Х. привело к прямой аннексии всех арам. княжеств Ассирией и установлению ассир. протектората над Израилем и Иудеей. Лит.: Kupper J. R. Les nomades en Mésopotamie au temps des rois de Mari. P., 1957; Wiseman D. J. Peoples of Old Testament Times. Oxf., 1973; Sader H. Les états araméens de Syrie depuis leur fondation jusqu " à leur transformation en provinces assyriennes. Wiesbaden, 1987; История Востока. М., 1997. Т. 1. А. А. Немировский Арам. религия О религии А. кочевого периода, т. е. до их появления в Сирии и Месопотамии в XI-X вв. до Р. Х., практически ничего не известно. Как только арам. племена становились оседлыми, они усваивали пантеон тех областей, где селились: месопотамский, ханаанейский, финикийский, хеттский или хурритский, т.

http://pravenc.ru/text/75826.html

Но появление героя среди Израиля не было единственным средством приуготовления народа к будущей борьбе!. Среди народа ходят пророки, угрожающее еще большим несчастием за продолжение идолопоклонства. Пророки эти, упоминаемые в книге Судей 156 , неизвестны нам по имени, но они сеют слово Божие, и от семени этого возрастает целое сословие пророков, соединяющихся в общины или школы, и совокупность которых образует, как бы великое пророческое древо, начинающее осенять страну. В этом духовном развитии является героем духовной войны против идолопоклонства великий пророк, избранник Божий Самуил, как Самсон был героем материальной войны. Время, протекшее между последним мщением слепого Самсона, погребшего себя и тысячи врагов своих под развалинами капища, потрясенного им, – до появления героя духовного, – призванного Богом еще в отрочестве, – нам неизвестно. События этого промежутка времени нигде не записаны. Хотя в конце книги Судей помещены сказания о выселении колонии Данитов ( Cyд. XVII-XVIII ) и о Вифлеемском Левите и междуусобной войне ( Cyд. XIX-XXI ); но оба они относятся к началу эпохи, описываемой книгой Судей; так как в истории Левита упомянут еще живым Финеес, сын Елеазара, внук Аарона, а колонизация Лаиса-Дана может относиться лишь к началу расселения колен Израильских после занятия Палестины. Последним сказанием из периода времени Судей можно считать отдельную книгу Руфь, которая последними стихами своими связует период Судей с эпохой Давида. Глава V. Первая книга Царств. Самуил. Саул помазуется на царство Книги Царств открываются сказанием о первосвященнике Илие, живущем в Силоме 157 . Илия, как и позже Самуил, были Судьями во Израиле (1 Ц. IV, 18; VII, 15) и потому первая книга Царств может считаться продолжением книги Судей. Народ Израильский не составлял государства; колена, общины, роды и семьи управлялись по местным обычаям; но у Израиля было связывающее их центральное место, в котором хранилась святыня: скиния и ковчег завета. Там в последнее время жил Илия, признаваемый Судиею всех колен народа. В этом признании прав Судий для целого народа и в общем почитании святыни, напоминавшей Израилю милости Божии и закон и заветы, Им дарованные, заключалось будущее избранного Богом народа обетования. Сколько лет протекло от Самсона до Илии, мы не знаем, но мы при Илии застаем в стране тоже положение дел, которое мы видели при Самсоне; Филистимляне еще владеют страною; народ делает, что хочет; но по-видимому в народе развивается чувство благоговения к святыне Господней (1 Ц. I, 1–3 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вторая Книга Царств Краткий обзор главных предметов содержания Вторая книга Царств – по содержанию своему представляет единичный и цельный рассказ о Давидовом царствовании. Но, по некоторым выдающимся событиям в жизни самого царя Давида, и повествование о нем может быть раздроблено на несколько отделов. Таковых отделов, или частей, представляется во второй книге Царств – четыре. Часть первая повествует о вступительном периоде царствования Давида в Хевроне – над коленом Иудиным, до воцарения его над всем Израилем (гл. 1–5). Вторая часть излагает блестящий период царствования Давидова, до его падения (гл. 5–10). Третья часть излагает несчастия Давида, вследствие его падения, до изгнанничества его из Иерусалима (гл. 11–18). Часть четвертая излагает события по усмирении бунта Авессаломова, и по восстановлении Давида в царстве Израильском (гл. 19–24). Существенные предметы повествования по главам могут быть обозначены и изложены так: В первой части: главы I. Давид, извещаемый о смерти Саула и Ионафана. II. Междуусобная брань между домом Сауловым и Давидовым. III. Погибель Авенира от руки Иоава. IV. Погибель Иевосфея, сына Саулова. Во второй части: V. Воцарение Давида над всем Израилем, и устройство им столицы. VI. Перенесение ковчега завета Господня в Иерусалим. VII. Намерение Давида создать храм, и пророчество о славе дома его. VIII. Завоевания и победы Давида. IX. Великодушие Давида к падшему дому Саула. X. Война Аммонитская. В третьей части: XI. Падение Давида. XII. Суд Божий над Давидом, раскаяние его и взятие столицы Аммонитской. XIII. Бесчестие Фамари и насильственная смерть Аммона. XIII. Примирение Давида с Авессаломом. XV. Бунт Авессалома и удаление Давида из столицы. XVI. Уничижение Давида в изгнанничестве. XVII. Давид, преследуемый Авессаломом. XVIII. Погибель Авессалома. В четвертой части: XIX. Возвращение Давида в Иерусалим. XX. Бунт Савея. XXI. Возмездие потомкам Сауловым, и четырехкратные победы над Филистимлянами. XXII. Благодарственная песнь Давидова. XXIII. Достоинство Давида, как царя и боговдохновенного писателя,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

866 Так и хочется здесь процитировать «ненаучный» афоризм В. В. Розанова , умевшего выразиться удивительно точно: «Повеление Бога – понуждение мира» (Записки Петербургских религиозно-философских собраний 1901–1903. М., 2005. С. 463) и далее: «Глаголы Христовы суть глаголы Божии, и пророчество Христово влечет события, как нога идущего тащит башмак… «Будет» в устах Божиих равно «да будет» (Там же. С. 469). 868 Слова и речи. Т. 5. С. 214. Ср. также: «Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть… ( 1Тим.2:1, 2 ) Павел смотрит на церковь ефесскую, как она есть, Дух же в нем Божий в то же время смотрит на Церковь вселенскую, как она есть и будет. Павел видит современный мрак царств языческих; Дух же в нем Божий провидит и, более или менее, показует ему будущий свет царств христианских. Взор Богодухновенного, проницающий будущие веки, встречает Константина… конечно видит далее и Владимира, и Александра Невского…» (Слова и речи. Т. 5. С. 380–381). Слово также имеет своего предшественника в XVIII столетии, на сей раз у свт. Георгия Конисского : «[И будут царие пестуны твои, и царицы кормилицы твои ( Ис.49:23 )]. Собылося сие и на Ветхозаветной Церкви, когда оную, плененную Навуходоносором, Кир император освободил…» (Святитель Георгий. С. 155). «Собылося тоже и на церкве Новаго Завета и даже доныне собывается, и как начало события сего в христианстве сделалось в царствование Великаго Константина и матери его Елены... то и прилично нам повести беседу исторически… » (Там же. С. 156). «Были же и по Константине царие и по Елене царицы, коим свойственно было назваться пестунами и кормилицами Божия Церкви, как то: с Греческих царей: Феодосий Великий и Феодосий юнейший, Грациан и Иустиниан, Пульхерия, Евдокия, Ирина и Феодора, а с Российских великих князей: Владимир Равноапостол с Ольгою, бабкою своею, Ярослав Владимирович и Изяслав Ярославович, Владимир мономах , Андрей Боголюбский, Александр Невский и прочие… сим однако дражайшим бриллианством паче протчих возблистал Петр Великий…» (Там же. С. 155–156, 159). Здесь, однако, богословская часть сведена к минимуму, а основное внимание уделено истории – как это и вообще свойственно свт. Георгию. У свт. же Филарета наоборот: минимум истории и максимум богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Итак, со времени Льва 3, который «вси западные страны и с Римом поддал» Карлу, начинается царствование антихриста. « Кирилл Иерусалимский » говорит об этом следующее. «Тогда восстанут в Риме десять царей, в разных местах будут, к Римскому единадесятому царству во едином послушании будут» 44 . Из истории, – по словам Феодосия, – мы видим следующее. «Монархия Римская, егда бе во власти своей цветущая, тогда имаше под собою 10 царств: итальянское, французское, германское, испанское, английское, сарматское, паннонское, асийское, греческое или македонское, египетское» 45 . С течением времени от Рима эти царства отделились, образовав: «Италию, Францию, Германию, Испанию, Англию, Сарматию, Паннонию, Азию, Грецию или Македонию и Египет. Понеже тая кралевства от владения Римского царства отделишася, и сами себе особные кралевства поставиша» 46 . Это «отделение царств» от Рима началось еще в 5-м веке, между тем, по словам Феодосия, оно также совпадает с временем папства Льва 3. «Той содела сие, иже первое вси западные властодержавства от области греческой и от цареградского престола отведе» 47 . И еще: «сие совершися егда папа Леон к растерзанно единого царства на двое виновен был... О сем великий Златоуст проглаголаше: власть Римская егда возмется от среды, тогда антихрист приидет» 48 . Сюда же приурочивает Феодосий и сокрушение голеней у истукана из книги пророка Даниила: истребление первой голени он видит также в действиях папы Льва 3, когда тот «французам себе и вси западные страны с Римом поддал», хотя вторая голень была сокрушена позднее: «сокрушися вторая голень – Новый Рим, еже есть Константинополь, агарянскими внуцы, от безбожных турок» 49 . Итак, обсуждение вопроса о наступлении царства антихриста, – по словам Феодосия, – не только возможно, но и необходимо: антихрист уже явился в мир и ныне царствует. Первое его обнаружение последовало в Риме при папе Льве 3, когда совершилось церковное падение Рима и началось «разорение Римского государства». Понимая антихриста столь своеобразно, Феодосий, конечно, не мог, обойти молчанием и другие вопросы, связанные с его явлением. Решения их он, действительно, касается и истолковывает опять все в переносном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

XXIII. Гордиан (царств. 6 лет) В Риме рукополагается XVIII епископ Антер управлявший один месяц, после которого XIX Фабиан, правивший 13 лет. По вступлении Гордиана в Рим, Пупиен и Альбин, захватившие верховную власть, убиты во дворце. ………… ..………. …..……. ………… Когда Гордиан, еще весьма молодой, покорив парфянский народ, возвращался в отечество победителем, то вероломством Филиппа преторианского префекта был убит недалеко от Рима. Солдаты воздвигли Гордиану памятник около Евфрата, тогда как останки его были отвезены в Рим. 1 Переводим хронику Евсевия по изложению Иеронима начиная только с Рождества Христова, имея в виду интерес богословский и церковно-исторический, которого не представляет предшествующая часть хроники. На этом же основании считаем возможным опустить в переводе и хронологическое указание лет от Авраама, по олимпиадам и по годам царствования царей иудейских (до разрушения Иерусалима) и ограничиваемся христианскою хронологию. Звездочками обозначаем показания сомнительной подлинности, находящиеся ее во всех списках хроники по изложению бл. Иеронима. Прим. Редакции. Читать далее Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - Киев : Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1879-./Ч. 5. - 1879. - 481 c. (Библиотека творений св. отцев и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии. Кн. 8)/Изложение хроники Евсевия Памфила. 345-394 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

На Крещение эта паремия читается потому, что опять же вода (здесь роса) являет миру целительную силу благодеяний Божиих. С момента крещения Спасителя благодать Св. Духа как роса оживляет души, увядшие от зноя страстей.     11 Третья книга Царств (XVIII, 30—39)   Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, и положил дрова [на жертвенник], и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. [И сделали так.] Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк [и воззвал на небо] и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! [Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!] Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!   Эта паремия возводит нас на гору Кармил. Здесь пророк Илия сложил из 12 камней жертвенник, окопал его так, чтобы устроить что-то похожее на бассейн («сотвори море»). Ему нужно много воды. Нужно как свидетельство того, что Бог даст ему по молитве огонь, такой могущественный, который не угаснет от воды. Слабая искорка и без огня угаснет, а огонь, сводимый с неба Илией, уничтожит все вокруг: жертву, дрова, камни, землю и эту воду. Зачем ему все это? Чтобы воодушевить явным и страшным чудом народ, совращенный служителями Ваала в идолопоклонство. Паремия эта читается в праздник Крещения потому, что огонь, испрошенный у Бога пророком, был прообразом действия Св. Духа, явленного Богом на Иордане в момент крещения. Современников Илии надо было обратить к «Богу крепкому, живому», а бывшим на Иордане действием Духа Святого открывался Спаситель мира, Христос.

http://pravoslavie.ru/1572.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010