XVII, 34–35). По всей вероятности в это же время начинает распространяться слух о помазании Давида Самуилом, и о том, что в нем можно видеть будущего царя. Это и есть вероятно причина, что Саул в минуту сумасшествия бросает копьем в Давида (1 Ц. XVIII, 11–12), и «стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил». Мы знаем из 1 Книги Царств (XVIII, 13), как начал бояться царь Саул Давида, оруженосца своего, как он удалил его от себя, поставив его тысяченачальником, и поручал ему «войны Господни; ибо Саул думал: пусть не моя рука будет на нем, но рука Филистимлян будет на нем» (ст. 17). В то же время Саул обещает, – явно не желая сдержать обещания (ср. ст. 19), – дочь свою Мерову в супруги Давиду, надеясь, как видно, что Давид найдет смерть свою среди ежедневных пограничных стычек с Филистимлянами, ранее времени, назначенного для брака. Но в это время другая дочь Саула, Мелхола, влюбляется в молодого героя, и Саул (ст. 21, 25) хочет воспользоваться этою любовью, чтобы подвергнуть жизнь Давида опасности с надеждою избавиться от него. Он вместо вена требует доказательств 203 убийства ста Филистимлян. Давид представляет таких доказательств двести: «и выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество» (27 ст.). Мелхола страстно любила своего мужа (28 ст.), а Давид победоносно действовал против Филистимлян, и Саул, все более и более страшившийся Давида (29 ст.), решается прямо объявить своим слугам и даже Ионафану, что он приказывает умертвить Давида. Ионафан, любивший Давида, извещает его об этом решении отца своего и Давид временно скрывается, но потом, уведомленный Ионафаном, что этот последний взял с отца своего слово не убивать его, Давид является опять к Саулу. Как пограничный начальник он одерживает несколько побед над Филистимлянами, и опять возбуждает в Сауле чувства ненависти. Чувства эти обнаруживаются опять покушением на жизнь Давида самим Саулом. В припадке меланхолии или сумашествия или, как говорит 1 Книга Царств (XIX, 9), когда «злой дух от Бога напал на Саула, и он видел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава XVIII 1 . Горе земле, осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских, 2 . посылающей послов по морю, и в папировых суднах по водам! Идите, быстрые послы, к народу крепкому и бодрому, к народу страшному от начала и доныне, к народу рослому и (всё) попирающему, которого землю разрезывают реки. 3 . Все вы, населяющие вселенную и живущие на земле! смотрите, когда знамя поднимется на горах, и, когда загремит труба, слушайте! Последний 3-й стих несколько помогает нам понять это темное и трудное пророчество. Кто подымает знамя на горах по повелению Божию? В главе XIII, в пророчестве на Вавилон ясно предсказано разрушение месопотамских Царств Мидянами (под именем которых разумеются и Персы), и в лице которых Господь передает владычество над всей землей Ариям 805 . Вот почему в ст. 3 делается воззвание „Слушайте!... смотрите, все вы населяющие вселенную!“ Великий момент наступает; земля отдается Иафетидам. Переходя затем к стиху 1-му, мы заметим, что осенение крыльями означает могущество, напоминая орла, готового с высоты ринуться на намеченную жертву. Но кроме того эмблема или символический знак Ефиопии был диск с двумя распростертыми крыльями 806 . Мы выше говорили уже об этой части истории Египта,-прекрасно изложенной Бругшем, – как при Рамессидах возвысились жрецы и, захватив власть, выгнали Рамессидов; как вследствие родственных связей с изгнанниками, Ассирия вмешалась в дела Египта и в Бубастисе, в Дельте основала царство сильное, которое при Шишанке (Сусакиме) выгнало из Египта в Ефиопию жреческую династию; как после того, при ослаблении влияния Ассирии, вторая жреческая Ефиопская династия „осенила Египет своими крыльями“ и когда Сеннахерим шел, чтобы побороть ее, – армия его погибла на границах Египта. Поэтому мы думаем, что пророк видит в видении эти будущие события, и в виду гроз, надвигавшихся с востока не только от Ассирии, но и от Вавилона,-указывает Египту, осеняемому Ефиопией, – чтобы они посылали послов своих по морю и по рекам 807 не к нынешним властителям Азии, а к „народу крепкому и все попирающему“. Мы сознаемся, что „земля разрезанная реками“, упомянутая как родина или местопребывание сильных племен, имеющих овладеть землею, представляет большие трудности понимания. Означает ли это древний дом Ариев на Сыр-Дарье и Аму-Дарье, или указывает на них, как на овладевших уже Месопотамией, мы решить не можем. Мы думаем еще, что пророчество первых трех стихов этой главы не касается еще нашествия Персов на Египет при Камбизе: оно говорит только о появлении на горизонте Ариев. Слово же горе! обращенное к Ефиопии, должно указывать на разгром Фив (Но-Аммона) Есархадоном, на которое указывал пророк Наум, говоря уже, как о прошедшем событии. Заметим, что глава XVIII говорит об Ефиопии, т. е. о жреческой династии, и только XIX глава говорит об Египте времен новой XXVI династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Илия Илия (мой Бог – моя крепость, или Бог есть Господь), фесвитянин, из галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском ( III Цap. XVII, 1 ). В первый раз мы встречаем Илию в III кн. Царств ( III Цap.XVII, 1 ) перед Ахавом с грозным предвестием ему трехлетнего с половиной бездождия и вследствие сего – голода. Жив Господь Бог Израиля, пред которым я стою, вещал он Ахаву, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (Ср. Лk. IV, 25 , Uak. V, 17 ). Из древнейшего повествования видим, что вскоре за посещением царя пророк Илия должен был удалиться на поток Хораф, где оставался некоторое время, чудесно питаемый хлебом и мясом, приносимыми ему ежедневно утром и вечером воронами ( III Цap.XVII, 5, 6 ). Когда поток от засухи иссяк, пророк удалился в Сарепту – селение на финикийском берегу, почти в средине между Тиром и Сидоном. При Иерониме на этом месте находилась башня, а в позднейшие времена на месте дома вдовы стояла церковь , в которой показывалась комната, где жил пр. Илия, называемая по-гречески: Chereion (Acta Sanctorum). Здесь он поместился в доме одной бедной вдовы, мука и масло у которой чудесно не истощались во все время пребывания у нее пророка. В это время единственный сын вдовы умер, и Илия своими молитвами возвратил его к жизни. После сего он в первый раз называется человеком Божиим ( III Цap. XVII ). Спустя три года, когда бедствие голода в Самарии достигло высшей степени и когда сам Ахав, с начальником своего дворца Авдией, искал где-либо пастбищных мест для своего скота, пр. Илия явился сначала Авдии, а потом и самому царю. Ты ли это смущающий Израиля? воскликнул Ахав при виде пророка. Нет, отвечал Илия, не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете в след Ваалов ( III Цap.XVIII, 17, 18 ), и затем предложил царю собрать весь народ царства Израильского и жрецов Ваала и Астарты, находившихся под особым покровительством Иезавели, на гору Кармил, для молитвы об окончании голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Он не имел в земле этой ни пяди земли, когда Господь сказал ему: 553 «Потомству твоему даю Я землю сию от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата», Под именем реки Египетской разумеется всегда Нил 554 , т.е. крайний восточный Пелузийский рукав его. Соломону несомненно в это время повиновались все кочевые племена, бродившие по пустыне между Идумеей и Египтом и признававшие власть сильнейшего из пограничных с ними властелинов. С другой стороны признавали власть Соломона и кочевые и полукочевые племена пустыни между Иорданом и Евфратом, так что он несомненно был господином всей земли между Евфратом и Нилом, или же, как иначе выражается псалом 71-й (ст. 8), пророчествующей о Соломоне: «Он будет обладать от моря до моря» 555 . Не только Емаф (Гамат), столица Целе-Сирии, принадлежала Соломону, но и целый ряд укреплений в Ливане и в пустыне простирались до Евфрата; и посреди этой цепи укрепленных мест, – как связующее звено, или главное сборное место войск, – был построен «город пальм», Фадмор, или Пальмира, в оазисе, лежащем посреди пустыни на восток от Дамаска 556 . «Падут пред ним жители пустынь», сказано в 9-м стихе 71-го псалма, и в 10-м стихе: «цари Аравии и Савы принесут ему дары». По-видимому в этих стихах рисуется подчинение Соломону жителей всех пустынь и с юга и с востока, которые примыкали к царству Соломона. Мы видели выше, что с Египтом Соломон находился не только в дружественных, но и в родственных отношениях 557 . Отношения эти были столь дружественны, что Фараон, по всей вероятности желая быть приятным Соломону, овладевает некоторыми городами, находившимися в руках врагов Соломона на границе земли Филистимской, и передает их в виде приданого за дочерью Соломону 558 . Это был важный шаг к приобретению для Соломона береговой полосы. С Египтом устанавливаются и постоянные торговые сношения. В особенности указывают книги Царств (3 Ц. IV, 26 и 2Nap. IX, 25 ) на торговлю лошадьми. Лошадь появляется в Египте относительно поздно, весьма вероятно введенная в Египет лишь Гиксосами, а на памятниках появляется лишь при XVIII-й династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Переходя затем к явлению Самуила, мы должны во-первых, – говоря словами являющегося пророка, – разуметь, что душа его, находившаяся в покое и отрешившаяся от земных дел и помыслов, приведена в тревожное состояние, и притом, хотя не без Божьего соизволения, но не в исполнении воли Божией, а вследствие греховных и Богом запрещенных чарований (Втораз. XVIII, 10 – 14 и пр. в Св. Летоп.). «Для чего ты тревожишь меня?» говорить Самуил Саулу. Мы заметим во-вторых, что Самуил «подымается» из шеола, т.е. из тех неизвестных нам пространству в которых пребывали души умерших до воскресения Христова, и которые Апостол Петр прямо называет темницей духов ( 1Nemp III, 19 ). Наконец мы должны указать, что по тексту стиха 12, гл. XXVUI, волшебница, вызывая вероятно по имени Самуила, не знала однако сама, какого Самуила она вызывает. Она вскрикнула лишь тогда, когда она увидела и вероятно узнала земной образ пророка, жившего в Раме. По нем же она узнала, кто хочет вызвать его. Очень быть может, что она сама объята была ужасом, так как явление это было явление действительное, между тем как она для вопрошавших ее подготовляла вероятно искусственные призраки, за которых она говорила чревовещанием. Между тем появление образа, который восстал не по ее чарам, а по соизволению Божию, в наказание Саулу, должен был заставить трепетать волшебницу, сознававшую, что здесь сила высшая, и что все ее чары (с помощью может быть и демонской силы) ничто пред совершающимся чудом. Самуил, говорящий Саулу, есть по разуму своему и слову своему, несомненно тот же Самуил, который пророчествовал во плоти, и он напоминаешь Саулу то; что он говорил при жизни своей. Таково было последнее земное действие Самуила, восставшего из гроба, во исполнение воли Божией. Глава VII. Вторая Книга Царств. Давид Царь Саул с сынами своими погибает в битве на горах Гелвуя, но царский род из семьи Кисовой имеет еще преемника в лице Иевосфея, сына Саулова, – «которого Авенир (военачальник Саула) привел в Маханаим и воцарил над Галаадом и Ашуром и Изреелем и Ефремом и Вешамином и над всем Израилем. Сорок лет было Иевосфею сыну Саулову, когда он воцарился над Израилем, и царствовал два года. Только дом Иудин остался с Давидом» 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

По левую сторону Дамаска. По переводу Онкелоса: к северу Дамаска. Сие объясняется тем, что евреи представляют восток переднею стороною мира, а запад заднею, и посему полдень называется правою ( Nc. LXXXVIII. 13 ), а север левою стороною. Торжество Аврама 17. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, то царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, которая есть долина царская, 18. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священником Бога Всевышнего. 19. И благословил его, и сказал: благословен Аврам, от Бога Всевышнего, обладателя небес и земли; 20. и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего. 21. Тогда царь Содомский сказал Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. 22. Но Аврам сказал царю Содомскому: я поднимаю руку мою к Господу, Богу Всевышнему, обладателю небес и земли, 23. клянусь, что даже нитки или сапожной подвязки не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; 24. кроме того только, что съели рабы, и кроме участка людей, ходивших со мною; Анер, Эшкол и Мамре пусть возьмут свой участок.Шаве. О сей долине упоминается во второй книге Царств (XVIII. 18), но не определяется ее положение. Кажется, она должна лежать к северу от Салима. Мелхиседек. Под сим именем разумеют: Ионафан, толковник иерусалимский, – Сима; Дамиан, один из мелхиседекиан, – Сына Божия (Epiph. Haer. LV), Иеракс Египтянин – Святого Духа (Haer. LXVII), Ориген и Дидим – Ангела (Hieron. Ер. adEuang). Вероятно, говорит блаженный Феодорит (Quaese. LXIV. mGen.), что он происходил от народов, живших в Палестине; ибо у них был и царем и священником. Сколь просто и естественно сие последнее мнение, настолько все прочие противоречат каждому слову сказания Моисеева. Царь Салимский. Салимом иногда называется Иерусалим ( Nc. LXXV. 3 ). Впрочем, есть и другой Салим. Вынес хлеб и вино. Здесь некоторые думают видеть действие священства, то есть принесение хлеба и вина в жертву, что выводят из приписанного тут же Мелхиседеку имени священника, но как сие имя ближе и яснее относится к действию благословения, то нет нужды предполагать при сем другого священнодействия; и Апостол приписывает Мелхиседеку только сии два действия: сретение и благословение ( Ebp. VII. 1 ). Сретение с хлебом и вином или водою было в древности обыкновенным знаком уважения, союза и гостеприимства ( Bmop. XXIII. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

О причинах гибели царств Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Салминой, перевод О. В. Творогова Сочинение «О причинах гибели царств» представляет собой трактат на политическую тему и носит в подлиннике пространное заглавие «Описание вин или причин, которыми к погибели и к разоренью всякие царства приходят, и которыми делами в целости и в покою содержатца и строятца». Это памятник исторической мысли, содержащий попытку осмыслить судьбы государств и причины, приводящие их к неустройству и гибели. В нем ставятся вопросы о причинах возникающих смут и мятежей и на первый план выдвигается вопрос о царской власти, о необходимых для «хорошего царя» качествах, а также вопрос о поведении «начальников», подчиненных царя. Историко-политические рассуждения в нем иллюстрируются конкретными примерами из античной истории, что придает памятнику литературный интерес. Трактат является, возможно, памятником новолатинской литературы, попавшим на Русь в XVII в. через польско-украинско-белорусское посредство. Некоторые списки сочинения содержат имя переводчика – Василия Садовулина (или Садовского). Но источник перевода пока не обнаружен. Декларируемая в издании 1989 г. принадлежность памятника Николаю Спафарию (см.: Н. Г. Милеску Спафарий – ученый, мыслитель, государственный деятель. Кишинев, 1989. С. 101–132) несостоятельна. Вместе с тем заслуживает рассмотрения датировка памятника 1670-ми гг. Трактат переписывался и в XVIII в. и имел хождение в старообрядческой среде. Один из списков памятника находился в библиотеке Петра I (рукопись БАН. 17.8.10). Древнерусский текст трактата сложен по языку, изобилует громоздкими конструкциями. Списки памятника датируются XVII–XVIII вв. Древнейшим является список РНБ, в. Текст печатается по списку РНБ, впервые опубликованному М. А. Салминой в издании: ТОДРЛ. М.;Л., 1954. Т. 10. С. 342–352; исправления сделаны по списку РНБ, собр. Титова, 1121 (старый номер 2350). ОПИСАНИЕ ПОВОДОВ ИЛИ ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ РАЗЛИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА ПРИХОДЯТ К ГИБЕЛИ И РАЗОРЕНИЮ, И О ТЕХ ДЕЯНИЯХ, БЛАГОДАРЯ КОТОРЫМ ОНИ В ЦЕЛОСТИ И ПОКОЕ ЖИВУТ И РАСЦВЕТАЮТ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гаврилов VI т. Полного собрания постан. 8 мая 1727 г. – 16 янв. 1730 г. Прот. М.И. Горчаков 1887 1888 VII т. Полного собрания постан. 19 янв. 1730 г. – 23 дек. 1732 г. А.Н. Труворов VII т. Описания дел 1728 г. Н.И. Барсов Отеческое завещание Посошкова. Е.М. Прилежаев V т. Описания дел 1725 г. I т. Описания Архива быв. греко-униат. митрополитов 1470–1700 г. VIII т. Полного собрания 1733 г. – 1734 г. А.Н. Труворов и Н.Ф. Марков I т. Полного собрания пост. царств. Елизаветы Петровны 25 ноябр. 1741 г. – 1743 г. А.А. Завьялов X т. Описания дел 1730 г. XII т. Описания дел 1732 г. А.Н. Надеждин XI т. Описания дел 1731 г. IX т. Полного собрания 1735–1737 гг. Н.Ф. Марков Итого 141 заседание с 133 протоколами, 25 томов изданий; печатается и составляется ныне следующие 25 томов. Печатаются: – II и III томы Описания Архива бывших Грекоуниат. митрополитов, II т. Полного собрания постан. по вед. прав, испов. в царств. императрицы Елизаветы Петровны и I т. Полн. собран, постан. по вед. прав, исков, в царств, императрицы Екатерины II; IX, XV, XVI, XVII, XVIII, XX и XXVI томы Описания дел за 1729, 1735–1738, 1740 и 1746 гг. Составляются: – XIII, XIV, XIX, XXI–XXV, XXVII–XXXI томы Описания дел по 1751 г. включительно и X том Полного собрания пост. 1738–25 ноября 1711 гг. В первые годы своей деятельности Комиссия собиралась довольно часто. На заседаниях читались и редактировались описания дел (см. об этом в «Страннике» 1867 г. апрель, стр. 13–16). Комиссия поставила себе правилом, чтобы издания ее удовлетворяли всем требованиям, какие могла бы предъявить историческая наука и современная церковная практика. Когда дело было направлено, заседания были реже, но при возбуждении вопросов особой важности деятельность оживала. Вначале издания Комиссии печатались в нескольких тысячах (4000) экземпляров, но слабый сбыт их, при всей их ученой ценности, заставил сократить число печатаемых экземпляров и принять меры к распространению изданий. В настоящее время издания Комиссии печатаются в 900 экземплярах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Оттого, между тем как христианские мученики из побуждений благочестия «умирали и за своего Бога», как выразился о них император Антонин (Euseb. hist. eccles. IV, 19), Сократ выпил яд потому, что он, по выражению Оригена (с. Cels. II, 17), желал «лучше философски умереть, нежели не философски жить». 6 Ориген различает здесь λ ατ ρεειν от προσχυνεν и разумеет под λ ατ ρεειν В собственном смысл поклонение, т. е. исходящее из того внутреннего почтения, которое заключает в себе признание безграничной полноты Божественнаго всемогущества и нашей безусловной зависимости от Бога, почему и в Вульгате это слово перелагается чрез servire. Под προσχυνεν же Ориген разумеет лишь оказывание, воздаяние, засвидетельствование внешних почестей, или внешний культ. Ни внутреннее ни внешнее почитание в этом более строгом смысл не может быть оказываемо идолам или вообще тварям, что ясно запрещено Самим Богом ( Исх. ХХ, 5 ). В смысл же более широком словом προσχυνεν обозначается и оказывание почестей начальникам (2 Царств XVIII, 21), царям (2 Царств, XVIII, 28), пресвитерам, равно как ангелам и святым. Очевидно, на это указывает и само свящ. Писание, когда говорит: Господу Богу твоему ты должен покланяться ( προσχυνσεις) и Ему единому служить ( λ α τ ρεσεις, Mф. IV, 10 ; Bmop. VI, 13 ), почему при λ ατ ρεειν и поставлено «только». Напротив в приложении, к идолам προσχνησεις естественно и в этом последнем смысле не может быть употребляемо. 7 Веель-Фегор – идол моавитян, в честь которого моавитские девицы жертвовали своей невинностью. 8 В собственном смысле поклонение идолам, т. е. обоготворение, обожание их, гораздо хуже, чем оказывание им только внешних почестей: тем предполагается гораздо большая извращенность духа и отделяет она от Бога полнее. 9 Потому что Он (т. е. Христос, как глава Церкви) вас (новых членов ея) с Собою соединяя, чрез это самое усиливает от Бога исходящий или Богом желаемый рост торжествующей Церкви. 10 Τχη, у римлян Fortuna, была богинею судьбы, или счастья. Почитание ея было очень распространено и носило разнообразнейшие имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

В средневековье делалось много попыток установить, что представляли собой библейские инструменты. Мн. такие попытки (с IX до XVIII в.) основывались на иллюстрациях к посланию блж. Иеронима к Дардану, к-рое на самом деле не является подлинным и датируется ок. 800 г. по Р. Х. ( Page. 1977) или даже позднее. Некоторые из таких изображений, напр. хороса (евр.  ) в виде волынки, совершенно неправдоподобны. Продолжение ст. 1 Цар 18. 6: «женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю (в Септуагинте: «навстречу Давиду») с бубнами (  ), радостью (  ) и  ». Слово   в этом смысле встречается в Библии единственный раз, поэтому оно представляло трудность для переводчиков: в Септуагинте для его передачи использовано слово κμβαλον, в Вульгате - sistrum (систр - древнеегип. шумовой инструмент (погремушка), состоящий из укрепленной на ручке изогнутой рамки либо со скользящими по ней пластинками, либо с продетыми через нее стержнями с маленькими дисками или пластинками). Возможно, вариант Вульгаты ближе к истине, т. к. корень слова   может быть   (три), а у некоторых систров - 3 пластинки. Однако Байер подчеркивает, что от библейского периода в Израиле найден только один фрагмент (ручка) систра ( Bayer. 1963. P. 8. N 29), к-рый на 5 или 6 веков старше данного сюжета, украшен изображением головы егип. богини Хатхор и поэтому не имеет отношения к Израилю ( Braun. 1999. Abb. III/3-3, р. 88). Позднее Байер предположила, что корень   в данном случае может указывать на то, что женщины танцевали по трое ( Bayer. N " ginah V " zimrah . 1968. P. 775). Но представляется более вероятным, что название   не связано с числом 3, а является звукоподражательным. Есть немало археологических находок глиняных погремушек; выше упоминались «позвонки» на одежде первосвященника. В Таргуме   переводится на арамейский как   1-е значение глагола   - «звонить» или «хлопать», и он явно связан со словом   которым обозначались тарелки ( Jastrow. 1903. P. 1286). Во Второй книге Царств Во Второй книге Царств (2. 28) труба Иоава - это шофар; исходя из контекста, можно предположить, что он использовался как обрядовый, сигнальный и военный инструмент.

http://pravenc.ru/text/2564322.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010