Жестокое поголовное истребление Ииуем не только всех родственников дома Ахава, но и всех приближенных к нему частью находит объяснение в том общем, доселе удержавшемся, обычае Востока, что узурпатор трона беспощадно истребляет все мужское поколение низвергнутого царского дома (ср. Суд.9:1 и далее; 4Цар.11:1 ): 70 сыновей Ахава (ст. 1, 6) были именно все мужское потомство Ахава со включением внуков и проч. В Израильском же царстве, при частых революциях, подобные кровавые расправы были не редкостью. Однако чудовищная кровожадность Ииуя (ст. 8) и лицемерная попытка его отклонить от себя убийство членов царского дома (ст. 9) показывают, что многое в данном случае зависело от личных качеств Ииуя, его природной суровости, жестокости. Этими качествами Ииуя объясняется рассчитаность его действий, по которой он не решается прямо напасть на Самарию, но прежде запугивает старейшин и воспитателей (евр. оменим – «дядьки», ср. 2Пар.11:23 ) царских детей угрожающе-саркастическим письмом (ст. 2–3), затем следующим письмом (ст. 6) требует от начальников и воспитателей собственноручного убийства членов дома Ахава, принесения голов убитых – обычных на Востоке трофеев ( 1Цар.17:54 ; 2Мак.15:30 ). Когда это было исполнено, Ииуй нашел нужным очиститься пред народом снятием с себя убийства родственников царя и вместе расположить народ к полному переходу на сторону Ииуя указанием на то, что падение дома Ахава есть исполнение грозного приговора Божия ( 3Цар.21:19 и д.); после чего совершил ещё ряд убийств (ст. 11) из доверенных лиц Иорама. 4Цар.10:12 .  И встал, и пошел, и пришел в Самарию. Находясь на пути при Беф-Екеде пастушеском, 4Цар.10:13 .  встретил Ииуй братьев Охозии, царя Иудейского, и сказал: кто вы? Они сказали: мы братья Охозии, идем узнать о здоровье сыновей царя и сыновей государыни. 4Цар.10:14 .  И сказал он: возьмите их живых. И взяли их живых, и закололи их – сорок два человека, при колодезе Беф-Екеда, и не осталось из них ни одного. Теперь Ииуй беспрепятственно направляется в Самарию. Но на дороге туда в некоторой местности Беф-Екед (у LXX-mu: Βαιβακαθ, Vulg.: camera pastorum, ср. Onomast, 203), называемой пастушеским (вероятно, от бывших здесь загонов для скота), – совершил еще убийство 42 родственников Охозии иудейского (ср. 2Пар.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5 . Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, 6 . поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием. Стихи 5-й и 6-й имеют и ближайшеее и дальнейшее значение. Во-первых, они вполне относятся к падению Месопотамских царств. Жезл нечестивых есть скипетр владык Ниневии и Вавилона. Нечестивыми они стали потому, что в уме своем они поставили себя вместо Бога. Не силою ли и мудростию моею, говорил Ассур, я переставляю пределы народов? ( Ис. 10:13 ). Не я ли построил величественный Вавилон.... силою моего могущества? спрашивал себя Навуходоносор ( Дан. 4:27 ). Эти цари, применяя к ним слова Апостола Павла: „не прославили Бога и не возблагодарили Его, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце, и они называя себя мудрыми-обезумели“ 717 . К этому безумию относится и жестокость, проявленная Месопотамскими владыками в отношении всех народов, о которой говорит пророк Исаия в читаемых нами стихах, и которая документально подтверждена собственными надписями и барельефами Ассирии, открытыми в последние пятьдесят лет. Гордость этих владык тогдашнего мира очень понятна: кругом Ассирии, как позже кругом Вавилона, не было народа, могущего с успехом им сопротивляться 718 . Единственная грозившая Ассирии опасность, казалось, могла возникнуть от собственных областей ее Сузианы и Вавилона, а Вавилон, повидимому, не имел ни одного опасного врага. Но вот ( Ис. 13:2,17 ) Господь подает знак Мидянам народу Арийскому, доселе не значительному, и он сначала с Вавилоном уничтожает Ниневию, а потом с единоплеменными с ним Персами уничтожает Вавилон. И сокрушена навсегда власть Семито-Кушитов и владыками мира, Господь поставил сынов Иафета. Но царство сатаны еще не сокрушено; чтобы сокрушить его надо было явиться более сильному: жезл отца лжи хуже и сильнее жезла даже Месопотамских монархий. Это царство сокрушено вечною любовию, Тем Крепким, о котором, провещая Исаия, говорил: „Трости надломленной не переломит и льна курящагося не угасит, доколе не доставит суду победы. И на имя Его будут уповать народы“ 719 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но сильно возбужденный к войне внушением Промысла Божия и поддерживаемый силою Иеговы, царь Ассирийский увлечется яростью нападений, азартом битв, числом побед, успехом завоеваний и, не замечая в своих действиях помощи Бога всемогущего, помыслит не о том, чтобы только смирить гордых вождей нечестивого Еврейского народа, но о том, чтобы разорить и соседние страны, а сопротивляющихся и совсем истребить, для того, чтобы расширить, обогатить свое государство и препрославить свое имя. Жажда крови, добычи и славы увенчается его непомерной гордостью (ср.гл.14:5–6,12–14). 8–9. Ибо он скажет: «не все ли цари князья мои? Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск? (И аще рекут ему: ты ли еси един князь? И речет: не взях ли страны, яже выше Вавилона и халани, идеже столп создан, и взях Аравию и Дамаск и самарию?) Желание быть главою народа и успешное осуществление оного – получение верховной власти может сильно развить гордость царя: но еще более усиливается его гордость, если ему предстоит возможность сделаться победителем и повелителем царей других народов. Такой гордостью отличались именно Ассирийские и Вавилонские цари, особенно после завоевания окрестных царств и разрушения многих укрепленных городов в Северной Месопотамии, Аравии, Сирии и царстве Израильском (ср.гл.36:4,6,13,18–20) 21 . Для царя малосильного, не храброго, лишенного достаточных боевых средств, военные походы и боевые действия бывают не одинаково удобны и возможны или неравномерно опасны; а для могущественнейшего на востоке царя Ассирийского как будто одинаково удобны и совершенно безопасны были походы против отдаленных и близких, богатых и небогатых, укрепленных, и неукрепленных городов, на востоке и на западе; его неодолимому могуществу все подчинялось... 10–11. Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, – то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?». (Якоже сия взях, и вся княжения возму. Возрыдайте, изваянная во Иерусалиме и в самарии: якоже бо сотворих самарии и рукотворенным ея, тако сотворю и Иерусалиму и кумиром его).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Бог обращался к пророку Малахии, говоря: «И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф. Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его» (Малахия 2,4-6). Он также говорил пророку Захарии: «Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим пророкам, разве не постигли отцов ваших? И они обращались и говорили: как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим делам, так и поступил с нами» (Захария 1,6). Свидетельство пророков и апостолов Божьи пророки и апостолы свидетельствовали, что Бог говорил с ними и вдохновил их записать пророчества и учение, чтоб они стали вечным законом для человечества. Ниже мы цитируем часть этих свидетельств. Пророк Давид сказал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Царств 23,2). Пророк Исайя пишет: «Народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Исайя 40,7.8). «Отыщите в книге Господней, и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их» (Исайя 34,16). Пророк Иеремия записал: «И было слово Господне ко мне: «что видишь ты, Иеремия?» Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось» (Иеремия 1,11.12). Пророк Иезекииль описывает: «По прошествии же семи дней было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня» (Иезекииль 3,16.17). Иисус Христос говорит своим апостолам: «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Матфея 10,20 ). Апостол Павел свидетельствует: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Коринфянам 2,12.13).

http://azbyka.ru/dostovernost-biblii

Главным предметом апологии было обращение к мессианским текстам Закона и Пророков. Именно у них они видели исполнившееся обетование о Мессии. Тексты Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, Иустина Философа, Иринея Лионского пропитаны параллелями и глухими ссылками на Ветхий Завет. К примеру, одно достаточно недлинное первое Послание к Коринфянам святого Климента Римского, заключающее в себе 69 сравнительно небольших глав, при ближайшем рассмотрении имеет более 116 ссылок на тексты Ветхого Завета и только около 35 — на книги Нового.   Крест и тема боговоплощения: Слово и плоть — дерево и металл Святой Иустин Философ в попытке аргументировать свои доказательства о пришествии Мессии в «Диалоге с Трифоном Иудеем» также приводит места из Ветхого Завета. Одна из тем, которую он выделяет: древо жизни и жезл – символы (Креста) Христа [xxv] . Вот его образы: «Древо жизни, насаждённое в раю… символ Того, Кто… после распятия… придёт во славе. Моисей с жезлом рассёк море источил воду из камня. Бросивши дерево в горькую воду Мерры, он сделал её сладкой. Иаков, положивши жезлы в сосуды с водой, получал [от скота] приплод. И с жезлом перешёл реку. Проросший жезл Аарона показал быть ему первосвященником. Исаия предсказал, что от корня Иессеева родится жезл – Христос. Давид говорит, что праведный «как дерево, насаждённое при проходах рек и праведник «процветёт как финик» (Пс. 93,13). У дерева Бог явился Аврааму» (Быт. 18,1). «Давид говорит, что через жезл и посохон получил от Бога утешение». И далее Иустин пишет: «Елисей, бросив дерево в реку Иордан, вызвал со дна тяжёлый топор» [xxvi] . Этот пример из 2-й книги Царств на первый взгляд кажется весьма отдалённым от обозначенной нами темы. Однако он остается наиболее цитированным среди ранних христианских апологетов, говорящих о воплощении Логоса и о важности креста. Приведём это место. Ученики пророка Елисея позвали его на Иордан. «И пошел [Елисей] с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья. И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах господин мой! А он взят был на подержание! И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он [кусок] дерева и бросил туда, и выплыл топор» (2 Цар. 6, 4-6).

http://bogoslov.ru/article/4980531

Кроме того, Христос – Владыка царей земных, Стоящий у начала всех земных царств. Он учредил все царства мира по воле Бога Отца, создал на земле различные властные иерархии для того, чтобы род человеческий не уничтожил сам себя в войнах. Почему христиане молятся о властях? Для того чтобы люди не убивали друг друга – ведь власть способна ограничивать рост зла. Все мирские правители находятся под властью Иисуса Христа, Он поставляет их и низвергает, как сказано у пророка Осии: «И Я дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем» ( Ос.13:11 ). В Писании говорится, что Бог ставит и свергает царей, повелителей, властителей для того, чтобы совершить Свою святую волю. Если они злодействуют, то получают по заслугам, если делают добро, то получают награду. Но над ними стоит царственная мощь Христа, Который Сам властвует через них. 6 «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр.1:6 ). Богу подобает слава и держава, потому что Он изначально возлюбил нас; даже когда мы о Нем еще не знали; когда мы Его забывали, когда бунтовали против Него, Он все равно продолжал любить нас. Христос вытащил нас из греховной грязи и омыл в Своей крови. Именно в Крещении мы омываемся: погружаясь в воду, как бы умираем со Христом, участвуем в Его смерти, а выходя из воды – участвуем в Воскресении Христа. Причем Он нас не просто омыл, но сделал царственным священством: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ). Все христиане являются священниками. 7 В каком смысле? Главное действо священников – приносить жертвы, поэтому все христиане должны приносить себя в жертву на алтаре своего сердца; мы должны предоставить свой ум, свои тела в чистую, живую жертву Богу. Это значит во имя Бога отказаться от своеумия, своеволия, своечувствия и просить Святого Духа, чтобы Он принял эту жертву и освятил всех нас. В этом как раз и заключается наше священство. Мы священнодействуем и молимся Богу Отцу непосредственно через Христа. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Сколько таких примеров еще в Ветхом Завете, где представляется ходатайство Святых Божиих! Не становится ли Моисей посредником между Богом и народом Израильским, взывая: «Милостив буди, Господи, на злобы людей твоих, помянув Авраама, Исаака, Иакова рабы твоя» ( Исх. 32:12–13 ). Не щадит ли Господь царства Соломонова, Давида ради раба своего, чтобы сохранился ему светильник в Иерусалиме? (2-я Царств). Не говорит ли сам Господь друзьям праведного Иова, неправедно его укорявшим: «Идите к рабу моему Иову, и сотворит жертвы за вы; Иов же раб мой помолится за вас: точию бо лице его приемлю, аще не его ради, погубил бых убо вас» ( Иов. 42:8 ). Неужели же у Господа есть лицеприятие? Нет. Но крайнее его человеколюбие приемлет заслуги праведных людей за грешных, как некое слабое подобие той беспримерной заслуги Господа нашего Иисуса Христа, который принес себя однажды в жертву за весь мир. Посему, в смысле искупления, «один он только есть ходатай Богу и человекам, по словам Апостола, давший себя избавлением за всех» ( 1Тимоф. 2:5–6 ); Святые же суть только ходатаи или посредники молитвы во Христе, заимствуя от него силу свою, быть полезными человекам, как и об Ангелах сказано что «они все суть служебные духи, посылаемые на служение тем, которые наследуют спасение» ( Евр. 1:14 ). И если позволено употребить здесь подобие земное, то можно бы сказать: что Святые проявляют в себе то же свойство, как и металлы, которые, прикоснувшись к огню, заимствуют от него огненную силу. Таким образом, ясен для меня становится догмат Православной Церкви, призывания Святых: гораздо более в нем здравого смысла и последовательности рассуждения, нежели в холодном отрицании столь близкого нашему сердцу заступления о нас людей праведных, которые некогда были нам присны и отошли от нас с тем же духом любви к Господу. Нам ли теперь чуждаться их ходатайства, когда на страшном судилище Христовом мы не избежим суда их? «Или не знаете», говорил Апостол Павел (1 Корф. 6:2), «что Святые будут судить мир»? Да и сам Господь на вопрос Апостолов: «вот мы оставили все и последовали за тобою: что же нам будет?», ответствовал: «Истинно говорю вам, вы последовавшие за мною в паки-бытие, когда сядет Сын человеческий на престоле славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых» ( Матф. 19:27–28 ). И еще до того времени, прощаясь с ними на вечери тайной, Господь так молился к Отцу своему: «и славу, которую ты мне дал, я дал им, да будут едино, как и мы едино» ( Иоан. 17:22 ). Дерзнем ли мы лишать их сей славы, чуждаясь их общения или молитвенного ходатайства, как бы не сущих и мертвых Богу, когда единое слово их на земле творило столько чудес? И они, не лишившись сего видимого знамения обитавшего в них Христа, перешли только от земли на небо, из славы в славу? О чествовании Св. мощей

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

а) Поражение Идумеев и сынов Веана (ст. 1–5). б) Поражение Аммонитян (ст. 6–8). в) Нападение язычников на галаадскую страну и посольство Галаадитян к Иуде и братьям его с просьбой о защите (ст. 9–13). г) Подобное же посольство от жителей Галилеи (ст. 14–15). д) Симон, брат Иуды, отправляется с 3000 воинов в Галилею, сам же Иуда с братом Ионафаном идет в Галаад, Иосиф же и Азария остаются начальниками в Иудее (ст. 16–20). е) Симон поражает язычников в Галилее, Иуда же, в Галааде, разбивает Сирийцев и союзных им Аравитян, под начальством Тимофея (ст. 21–44). ж) Взятие и истребление крепости Ефрона на возвратном пути Иуды в Иерусалим (ст. 45–51). з) Поражение Иосифа и Азария, военачальников иудейских, самовольно напавших на Горгия, сирийского военачальника, в отсутствие Иуды (ст. 52–62). и) Победа Иуды Маккавея над Идумеями хевронскими и филистимлянами (ст. 63–68). Ст. 3. …Иуда ополчился против сынов Исава в Идумее, в Акравиме... Акравим была некоторая местность на границах земли Израильской и Идумеи 1110 . Ст. 4. …Вспомнил он и о злобе сынов Веана... Неизвестно с достоверностью, какой здесь разумеется народ. Может быть, это были обитатели страны, где находился город Веон, в окрестностях Мертвого моря 1111 . Ст. 6. …Потом Иуда перешел к сынам Аммона, и встретил... Тимофея, предводителя их... Упоминаемый в сем стихе Тимофей есть лицо, отличное от того, о котором говорится в стихе 11-м. То был предводитель галаадских язычников. Ст. 9. …Тогда собрались язычники, жившие в Галааде, против Израильтян, находившихся в пределах их, чтоб истребить их... Откуда взялись эти язычники? Еще до пленения Вавилонского, под конец Иудейского и Израильского царств, Аммонитяне и Моавитяне завладели почти всеми землями по ту сторону Иордана, т. е. всем Галаадом, как это видно из пророков Иеремии, Иезекииля и Амоса 1112 . По возвращении из плена, прежние галаадские жители, поселившись на своих местах, жили в мире, под покровительством персидских царей. Когда же настали времена гонения Антиохова, то Аммонитяне и Моавитяне восстали против евреев, дабы удовлетворить своей старинной ненависти против Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010