3Цар.6:16 .  И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго Святых. Святое Святых от передней части храма или Святого отделялось деревянной, кедровой стеной, а не каменной, как иногда полагали на основании ( Иез.41:3–4 ); не было здесь каменной стены и в Иродовом храме (в скинии Моисеевой обе части храма разделяла лишь завеса ( Исх.26:33 ) ). Высота промежуточной стены между Святым Святых и Святым равнялась, конечно, общей высоте храма, т. е, имела 30 локтей. Давир (о значении слова см. выше, замеч. к ст. 5) – редкое название вместо обычного «кодеш кодашим», Святое Святых; кубическая вместимость последнего указана ниже, ст. 20. 3Цар.6:17 .  Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма. Святое, или передняя часть храма (за вычетом 20 локтей для давира), имело 40 локтей длины; 3/4 этой величины – 30 л. составляли его высоту, 1/2 – 20 л. – ширину. Как самая большая часть храма, Святое называется именем целого храма,: гекал, νας, templum. 3Цар.6:18 .  На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было. (Ср. стих 29). Деревянные доски, покрывавшие стены храма, нигде не были видны, как и камни: дерево было всюду покрыто золотом и резьбой. Резьба эта (у греков κοιλαν γλυφα) состояла из глубоко углубленных очерков известной картины никогда не выдававшихся выше плоскости стены (в виде рельефа). Сюжетами картин были херувимы (ст. 29, 32), пальмы (там же), колокинты – род диких огурцов и распустившиеся цветы, вероятно, лилии (ср. 3Цар.7:19,22,26 ). О херувимах, их идее и символике см. Толков. Библию ., т. I, с. 27 и 163 и подробнее в книге А. Глаголева «Ветхозаветное библейское учение об Ангелах» (Киев. 1900), с. 417–512. Пальма – символ красоты, величия и нравственного совершенства ( Пс.91:13 ), но вместе и эмблема Израиля, почему на римских монетах, чеканенных на счет взятой при разрушении Иерусалима добычи, плененная Иудея («ludaea capta») изображалась в виде пальмы. Колокинты и цветы имели второстепенное декоративное значение, окружая поле херувимов и пальм (см. А. А. Олесницкого , Ветхозав. храм, с. 298–300).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Войны Давида с филистимлянами, моавитянами, сувским царем Адраазаром, дамасскими сириянами. Утверждение еврейского могущества в Идумее. 2Цар.8:1 .  После сего Давид поразил филистимлян и смирил их, и взял Давид Мефег-Гаамма из рук филистимлян. Предстоящая устроительная деятельность Давида в области религиозной и общественной жизни народа требовала полной безопасности государства извне. Мефег-Гаамма – то же, что Геф ( 1Пар.18:1 ). См. пр. к ( 1Цар.6:17 ). 2Цар.8:3 .  И поразил Давид Адраазара, сына Реховова, царя Сувского, когда тот шел, чтоб восстановить свое владычество при реке [Евфрате]; Местоположение Сувского царства относят к северо-востоку от Дамаска, между реками Оронтом и Евфратом. 2Цар.8:7 .  И взял Давид золотые щиты, которые были у рабов Адраазара, и принес их в Иерусалим. [Их взял потом Сусаким, царь Египетский, во время нашествия своего на Иерусалим, во дни Ровоама, сына Соломонова.] См. ( 2Пар.12:1–11 ). 2Цар.8:9 .  И услышал Фой, царь Имафа, что Давид поразил все войско Адраазарово, Имаф – при реке Оронте, впадающей в Средиземное море вблизи северных границ Палестины. 2Цар.8:13 .  И сделал Давид себе имя, возвращаясь с поражения восемнадцати тысяч сирийцев в долине Соленой. Параллельное этому место в ( 1Пар.18:12 ) читается так: «И Авесса, сын Саруи, поразил Идумеян на долине Соляной восемнадцать тысяч». Означенное обстоятельство, а также то, что в предшествовавших стихах ничего не говорится о поражении восемнадцати тысяч сирийцев (4–5 стихи сообщают иные цифры), заставляют нас предполагать, что ( 2Цар.8:13 ) относится не к предшествовавшим, а к следующему – 14 стиху и что вместо сирийцев следует здесь читать Идумеян. «И сделал Давид себе имя», т.е. прославился. 2Цар.8:16 .  Иоав же, сын Саруи, был начальником войска; и Иосафат, сын Ахилуда, – дееписателем; Иоав, Азаил и Авесса были племянниками Давида от его сестры Саруи. «Иосафат ... был дееписателем». «Замечательные события, наполнявшие царствование Давида, множество лиц, на которые должно было быть обращено внимание царя, множество дел, требовавших наблюдения и решения, – требовали записей и породили особую государственную должность – должность дееписателя, летописца и секретаря государя» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 171).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таково было начало отпадения от Бога, или по Осии, блужения! Очень может быть, что вначале Иеровоам не желал сего отпадения, думал поклоняться истинному Богу только под формой тельцеслужения, а потому установил совершать некоторые праздники, учрежденные Моисеем, на что указывает и пр. Осия ( Ос. 2:13 ). Тем не менее, тельцеслужение было самым гибельным установлением, источным началом всего последующего нечестия. Тельцеслужение, разлучив Израильский народ с Иерусалимским законным Богослужением и церковной Богоучрежденной Иерархей, весьма естественно отдаляло его от истинного Богопочитания, постепенно сближало с язычеством, более и более знакомило с последним, наполняло его духом, затемняло умы, омрачало сердца, сделалось так сказать, мрачным и зловещим облаком в душах Израильского народа между небом и землей, истиной и ложью, доколе не привело к явному решительному разрыву союза с Богом, к полному язычеству и самому отвратительному идолослужению. Сначала поставили идолов только в Вефиле и Дане, потом по указанию пр. Осии, мы видим идолов в Самарии, Галгалах, в Сихеме, в Вирсавии, в горах Галаадских, на Фаворе, на всех высотах, в рощах, под тенистыми деревьями – по всей земле Израильской. «И стали поступать (так описывает религиозное состояние Израильтян писатель четвертой книги царств) по обычаям народов (т.е. хананейских), которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и сделали себе изображения двух тельцов, и устроили себе дубраву и поклонялись всему воинству небесному (т.е. небесным светилам) 5 и служили Ваалу 6 , построили себе высоты 7 во всех городах своих, начиная со сторожевой башни, до укрепленного города 8 , и поставили себе статуи 9 и изображения Астарты 10 на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом; и стали совершать курения 11 на всех высотах подобно народам, которых изгнал от них Господь, и проводили дочерей своих чрез огонь 12 , и гадали и волшебствовали 13 » ( 4Цар. 17:8–17 ). Пророк Божий Осия говорит, что Израильтяне поклонялись не одному, а нескольким Ваалам ( Ос.2:13; 11:2; 9:10 ). Действительно, было несколько Ваалов; напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

При Иоасе израильском скончался великий пророк Божий Елисей. Здесь содержатся два рассказа: о кончине пророка и предсказании его пред смертью победы Иоасу над сирийцами (стихи 14–19) и о посмертном чуде пророка Елисея – воскрешении мертвого от прикосновения к мощам пророка (стихи 20–21). Обращение Иоаса к Елисею (ст. 14) тождественно по букве и смыслу с обращением самого пророка Елисея к пророку Илии при его вознесении ( 4Цар.2:12 ). На вопрос: «почему пророк возвестил будущую победу посредством лука и стрелы?» (ст. 15), блаж. Феодорит (вопр. 42; отвечает: «Не столько верили словам, сколько предречениям посредством дел»); в данном случае символическое действие непосредственно выражало означаемую им действительность войны и победы. Положение рук Елисея на руки царя (ст. 16) могло указывать на молитвенную помощь пророка, следовательно, и Иеговы царю израильскому в предстоящей борьбе с сирийцами; направление выстрела к востоку (ст. 17) относилось к сирийцам, занявшим восточно-иорданские города и области Израильского царства ( 4Цар.10:33 ). О положении Афека см. комментарии к ( 3Цар.20:26 ); упоминание об Афеке здесь было тем уместнее, что оно приводило на память победу Ахава над сирийцами при Афеке ( 3Цар.20:26–29 ). Дальнейшее символическое же действие, повелеваемое царю пророком, тут же изъясняется (ст. 18–19); вместо «разгневался» (евр. икцос, ст. 19), LXX: λυπθη, слав. «оскорбе». 4Цар.13:20 .  И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. 4Цар.13:21 .  И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. Пророк Елисей умер в глубокой старости, ок. 100 лет: он выступил на пророческое служение при Ахаве ( 3Цар.19:19 ) – около 900 года до Р. X., а скончался при Иоасе, в тридцатых годах IX в. (ок. 835 г.). По блаж. Иерониму (Epit Pauiae), могилу пророка указывали близ Самарии (ср. 4Цар.5:9,6:32 ). Посмертное чудо пророка, по блаж. Феодориту, имело такой смысл: «Пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца, чтобы и сие чудо свидетельствовало о приятой им сугубой против учителя благодати». Кроме того, временной целью чуда могло быть воодушевление Израиля на борьбу с врагами, а вечной и существенной – засвидетельствование истины всеобщего будущего воскресения мертвых (в частности, здесь можно усматривать оправдание церковного почитания мощей святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Помазание Давида на царство. Миниатюра из Псалтири. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 3v) Помазание Давида на царство. Миниатюра из Псалтири. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 3v) По др. версии, Д. появился перед Саулом в стане израильтян, недалеко от Сокхофа, куда по поручению своего отца он отправляется, чтобы доставить провиант 3 старшим братьям, находящимся в ополчении (1 Цар 17. 13-21). Здесь Д., возмущенный словами филистимлянского воина-богатыря Голиафа из Гефа, к-рый в течение 40 дней, вызывая на единоборство (1 Цар 17. 16), «поносил воинство Бога живого» (1 Цар 17. 26), высказывает Саулу готовность сразиться с наводящим ужас противником (1 Цар 17. 31-37). Отказавшись от оружия и доспехов, предложенных Саулом («я не могу ходить в этом, я не привык»), и взяв лишь палку, мешок с камнями и пращу, Д. выступил против вооруженного и сопровождаемого оруженосцем филистимлянина (1 Цар 17. 38-41). Из слов Голиафа: «...что ты идешь на меня с палкою (в греч. переводе дополнение «и с камнями».- Ред.)? разве я собака?» (1 Цар 17. 43) - можно предположить, что Д. прибег к тактической хитрости: отвлекая внимание палкой в правой руке, он спрятал пращу в левой, что позволило ему приблизиться к противнику и нанести неожиданный и сокрушительный удар, «так что камень вонзился в лоб его и он упал лицом на землю» (1 Цар 17. 49). Победа над Голиафом решила исход сражения и послужила к возвышению Д. В 18-й гл. 1-й кн. Царств рассказывается о восходящей славе Д., к-рый оставлен при Сауле (1 Цар 18. 2) и назначен «начальником над военными людьми» (1 Цар 18. 5). Д. снискал любовь и верную дружбу старшего сына Саула Ионафана (1 Цар 18. 1, 3-4), а также симпатию всего народа и слуг Сауловых (1 Цар 18. 5). О его победах слагают песни (1 Цар 18. 6-7). наконец, Д. становится зятем царя, взяв в жены дочь Саула Мелхолу (1 Цар 18. 27). Но наряду с этим в той же главе изображается все более усиливающаяся ревность Саула: он начинает подозрительно смотреть на Д. (1 Цар 18. 9), боится его (1 Цар 18. 12) и отдаляет его от себя (1 Цар 18. 13). в порыве бешенства Саул бросает в Д. копье, но тот уклоняется от него (1 Цар 18.10-11), и Саул замышляет убить его руками филистимлян (1 Цар 18. 17, 25). Саул начинает «еще больше бояться Давида и делается врагом его на всю жизнь» (1 Цар18. 29). Обе темы - восхождение Д. и возрастающая ревность Саула,- переплетаясь, достигают кульминации в следующих стихах: «Давид... действовал благоразумнее всех слуг Сауловых, и весьма прославилось имя его. И говорил Саул Ионафану, сыну своему, и всем слугам своим, чтобы умертвить Давида» (1 Цар 18. 30 - 19. 1).

http://pravenc.ru/text/168470.html

Гордость царя Ассирийского усилится тем сознанием, что им побеждены, не только цари, но и боги им подвластных народов, даже многочисленные идолы нескольких царств. И если царь Ассирийский покорил Самарию, с её идолами, то он тем скорее вознамерится и понадеется покорить Иерусалим, где также появились некоторые изваяния, священные и чтимые как боги. Эта предполагаемая победа тем вероятнее для завоевателя, что царь и народ иудейский, страшась нападений Факея, царя Израильского, сами обнаружили свою слабость и усилили отвагу царя Ассирийского. Он мог быть в полной уверенности, что овладеет Иерусалимом и разрушит в нем даже храм. Но царь Ассирийский «подумал не так» (ср.ст.7), он погрешил в своем гордом уме, не вспомнил, что в Иерусалиме обитает Господь Саваоф, единый Бог и единственный Владыка всех народов. 12. И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. (И будет, егда скончает Господь вся творя в горе Сиони и во Иерусалиме, наведет на ум великий, на князя Ассирийска и на высоту славы очию его). Сокрушая гордость народа Еврейского, Господь не оставит без внимания и его могущественнейших врагов – Ассирийцев, послуживших орудием наказания народа Божия: так как царь Ассирийский в самом деле наказания обнаружил еще большую гордость, чем наказанный им царь Иудейский, то он, наказывающий гордых, сам, за свою гордость, должен будет потерпеть наисильнейшее поражение. Тогда очевиднее будет верховная власть Всемогущего и для Евреев, и для Ассирийцев, ко благу тех и других. 13. Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин. (Рече бо: крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума [моего] отиму пределы языков, и силу их пленю). Сознание своей мудрости и силы, вот источник гордости для царя Ассирийского: если было одержано много побед, совершено много завоеваний своей мудростью и силой; то величие этой силы и мудрости определялось этим великим успехом завоеваний; настолько же увеличивалась и гордость царя. Но и тем более возбуждался гнев Божий за то, что царь Ассирийский усвоил себе славу, принадлежащую Богу всемогущему и премудрому, Который дал ему возможность исполнить только Свое божественное дело – суд над Сионом. А он, будучи орудием, вообразил себя исполинской даже божеской силой, побеждающей все и так, как ему угодно (ср. гл. 14:5,6,13,14). Он сознавал поразительный успех своих завоеваний; ибо он с легкостью переменял границы государств, как будто переставлял камни на межах, разделяющих соседние поля, расхищал сокровища дерзко и безнаказанно, низвергал царей с престолов без сопротивления. В этом же сознании для завоевателя уже лежало основание признать силу сверхъестественную причиной столь чрезвычайного успеха, а он не признал...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

—63— гребное одеяние и пропитание согласился жить у Ефремлянина Михи и служить его домашним пенатам ( Суд.17:1–13 ); Ионафан, сын Гереона, сына Манассии (или по древним манускриптам Моисея) с сыновьями отправляли богослужения пред истуканом, поставленным сынами Дана и др. ( Суд.18:30–31 ). Поэтому неудивительно, если многие и из выдающихся представителей народа не знали основных законов Моисеевых. Похвала Судиям в книге Царств и послании к Евреям, как можно видеть из тех же примеров Самсона и Гедеона, не исключает возможности заблуждений и пороков с их стороны. В послании к Евреям писатель ясно различает проявления веры, свойственные каждой из поименованных им личностей: к Гедеону, Вараку, Самсону и Иеффаю относятся слова 33-го стиха: «верою побеждали царства», чего во всяком случае нельзя отрицать, так как эти лица сражались против врагов во имя и при помощи Иеговы. Боговдохновенность судей, не имеет такого широкого значения, чтобы на каждое их действие можно было бы смотреть как на внушенное Духом Божьим. Как видно из ясных выражений книги Судей, Дух Божий подавал им силу в особенных исключительных случаях, а не воздействовал на них во все время их жизни. Напр., в повествовании о Самсоне читаем: «пошел Самсон в Фам-нафу... и вот молодой лев, рыкая, идет навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка» ( Суд.14:6 ). Затем, когда 30 брачных друзей хитростью узнали разрешение Самсоновой загадки и он должен был им по уговору отдать 30 синдонов и 30 перемен одежд, то в это время «сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон и, убив там тридцать человек, снял с них одежды и отдал перемены платья их разгадавшим загадку» ( Суд.14:12–13 ; Суд.14:19 ). Или ниже: «сошел на него Дух Господень, и веревки бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лен, и упали узы с рук его» (Суд:16:9; Суд16:11 ). Ясно, что, кроме исключительных чрезвычайных моментов наития Духа Божия, в остальное время своей жизни Судии в этом отношении ничем не отличались от прочих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

21 VI/4 VII Есть много царств, племен, народов, но есть еще одно ЦарствоЦарство Небесное, которое уже приблизилось к нам: яко приближися Царствие Небесное ( Мф 10, 7 ). Господь сказал о даровании Своей благодати: туне приясте, туне дадите – даром получили, даром давайте ( Мф 10, 8 ). Сколь замечательно все Евангелие! Входя в дом, Господь заповедал ученикам преподавать мир дому: и аще убо будет дом достоин, приидет мир ваш нанъ (на него) (Мф ю, 13). Или, например, Господь обещал располагать сердца к Его ученикам. Кто может располагать сердца? Бог! Разве это не замечательно? Все Евангелие замечательно! Необычно! И несмотря на это, мы, священники, мало знаем Священное Писание (особенно – Деяния святых апостолов и их Послания). 22 VI/5 VII ...Если уж мы, священники, не будем читать Послания апостольские, изучать их, вдумываться в них, то кто же тогда будет? 24 VI/7 VII Христос пострадал за нас, чтобы даровать, дать нам жизнь вечную: «да всяк веруяй в Него не погибнет, но Имать ЖИВОТ вечный» (тайная молитва на Литургии после: «Победную песнь, поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще»). Подумайте – чтобы дать нам жизнь вечную! 26 VI/9 VII В скорбности нет никакой пользы. 28VI/11 VII Иудейские первосвященники предали Христа из зависти. Пилат знал об этом. Так прямо и сказано: Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти ( Мк 15,10 ). 30 VI/13 VII Когда во время Божественной Литургии говорится: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», – то повторяется Тайная Вечеря, ибо через священника те же слова говорит нам Сам Христос. Итак, здесь опять Тайная Вечеря, и мы присутствуем на ней, пусть и невидимой. Священник должен быть – как столп, ничем не колебаться. 4/17 VII Евангелие «слабеет» не потому, что оно теряет свою силу, а потому, что его не хотят знать. 6/19 VII Великое обетование было дано Деве Марии чрез Архангела Гавриила, как говорится в Евангелии от Луки. А именно: прямо сказано о рождении Сына Божия: зачнешь во чреве, и родишь Сына... Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида... и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца ( Лк 1, 31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—358— с переводом LXX: et Dominus faciet tecum misericordiam et veritatem. 2Цар.15:18 . Священный писатель, описывая бегство Давида во время восстания Авессалома, говорит: «и все слуги его (т. е. Давида) шли по сторонам его, и все Хелефеи и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя». В повествовании этом представляется странным, каким образом в числе преданных Давиду лиц, решившихся с ним переносить разразившееся над ним бедствие, оказались иностранцы, именно Гефяне – Филистимляне, в числе 600 человек? Когда, каким образом и откуда явились у него эти 600 человек? Историю этих 600 человек мы можем проследить шаг за шагом от самого начала ее по тем же книгам царств. Когда Давид, гонимый Саулом, пришел в пещеру Адолламскую, то «собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около 400 человек» ( 1Цар.22:1–2 ). В скором времени во время борьбы Давида с Филистимлянами еще в царствовании Саула число преданных ему людей увеличилось до 600 ( 1Цар.23:13 ). Когда Давид решился отомстить Навалу за оскорбление, то «пошли за Давидом около 400 человек, а 200 остались при обозе» ( 1Цар.25:13 ). Опасаясь преследования со стороны Саула, Давид «и 600 мужей, бывших с ним», ищут убежища у Гефского царя Анхуса и поселяются в Гефе ( 1Цар.27:2–3 ). Из Гефа они перешли в Секелаг ( 1Цар.27:8 ). По смерти Саула Давид со своими людьми переселяется в Хеврон ( 2Цар.2:3 ) и наконец в Иерусалим ( 2Цар.5:6 ). Они остаются при нем во все его царствование в качестве самого преданного отряда под именем «храбрых» (гибборим). Их посылает Давид под начальством Иоава против Аммонитян ( 2Цар.10:7 ). По смерти Авессалома при возмущении израильских колен во главе с Савеем против Давида, под начальством Авессы «Хелефеи и Фелефеи и все храбрые (гибборим) пошли из Иерусалима преследовать Савея» 20:7). Не ясно ли отсюда, что те 600 —359— человек, которые сопровождали Давида при возмущении Авессалома вместе с Хелефеями и Фелефеями, были известные уже нам «притесненные и огорченные душою», ставшие потом войском храбрых – гибборим? Может ли быть речь об их филистимском происхождении? Очевидно, следовательно, что в мазоретском чтении 2Цар.15:18 Гефяне явились по ошибке переписчика.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010