В четвертый год Иоакима (т. е. в то время, когда Навуходоносор собирал войска для похода на Иудею) Иеремия приказал ученику своему Варуху вписать в книгу все предсказания о предстоящем наказании Иудеи и прочитать их народу в храме, может быть, они вознесут смиренное моление пред лице Господа и обратятся каждый от злого пути своего ( Иер 36:1–7 ). Но когда в следующий пятый год Иоакима, во время объявленного им всенародного поста, Варух читал эти грозные предсказания народу в храме, тогда начальники народа отобрали у него свиток, посоветовали Иеремии и Варуху скрыться, и представили свиток царю (36:8–20 532 ). Царь приказал читать представленный свиток; по мере чтения отрезывал прочтенные части свитка и бросал в огонь, очевидно, для выражения своего презрения к возвещаемой ему воле Божией; а писца и автора свитка, т. е. Варуха и Иеремию, велел схватить; но Господь сокрыл их (36:21–26 533 ). Тогда, по повелению Божию, свиток возобновлен с приложением других пророчеств, которых не было в первом свитке; а Иоакиму сказано: не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной (36:27–32; ср. Иер 22:19 , 534 28–30 535 ). Итак, как отметил пророк Иеремия, развращение Иудеев началось презрением воли Божией или кощунством над возвещаемой истиной и ожесточением против ее вестников – святых пророков. Соблазнительный пример того и другого столь легкомысленно показал Иоаким, сын благочестивого Иосии! В царствование Седекии Навуходоносор, продержавши Иерусалим в осаде 390 дней ( Иез 4:5 536 ), отступил от него. Фараон шел на помощь Иудеям с многочисленным Египетским войском: Навуходоносор пошел к нему навстречу. Тогда царь и его приближенные послали к Иеремии вопросить Бога (37:1–6 537 ), вероятно, в насмешку над его предсказаниями о взятии Иерусалима Вавилонянами. Иеремия отвечал, что Иерусалим непременно будет взят и разрушен, так что если бы вы даже разбили все войско Халдеев, воюющих против вас, и остались бы у них только раненые, то и те встали бы, каждый из палатки своей, и сожгли бы город сей огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Вероятно, тотчас, как они были призваны Спасителем и решили следовать за Ним, Зеведей отправился в Вифсаиду и известил об этом Саломию и своих родных 529 . Оставил Иоанн родительский кров, друзей и знакомых, оставил решительно все ( παντα) 530 что любил, чем жил до своего призвания. И не на несколько месяцев или лет он решился оставить мир, а навсегда, до последнего своего вздоха 531 . Что бы ни случилось с ним на этом новом избранном им пути, какие бы скорби и мучения ему ни пришлось испытать, он все перенесет и никогда не оставит своего Наставника. С этого времени для него не было возврата к прежним занятиям 532 . Он разделит со своим Учителем все трудности, и препятствия, и неудачи, которые они встретят, проповедуя новое учение: трудности странствования, скудость пищи и неудобство переменных жилищ, великий труд благовествования учения Христова. Он будет трудиться с Ним под палящим солнцем полудня и спать, подобно Ему, под звездным небом ночи, скорбеть и радоваться вместе с Ним 533 . На какой неизмеримой высоте стоит Иоанн в данном случае сравнительно с теми, которые некогда также хотели следовать за Спасителем и быть Его учениками. Один из них на призыв Спасителя: „следуй за Мною“, отвечает: „Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего“ 534 . Другой сам просит Спасителя принять его в число учеников: „я пойду за Тобою Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими“ 535 . Третий обещает Спасителю следовать за Ним всюду: „Господи, я пойду за Тобою всюду, куда бы Ты ни пошел“ 536 . Но Господь не принял его в число учеников Своих. Может быть, это случилось потому, что в душе его крылись корыстные и нечистые побуждения (он был книжник) следовать за Спасителем 537 , или, может быть, потому, что он, как предвидел Господь, не имел в своей душе достаточно сил для перенесения всех трудов и страданий, какие ожидали Его истинных учеников 538 . Услышав слова призвания: „следуй за Мною“, Иоанн не просил у Спасителя позволения идти прежде проститься со своими родителями или сначала похоронить их, а потом уже и стать Его учеником 539 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Вся слава и широта 534 дана была вам, и исполнилось, что написано: «Он ел и пил, разжирел и растолстел, и сделался непокорен возлюбленный». 535 А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор, гонение и возмущение, война и плен. Таким образом, люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные – против славных, глупые – против разумных, молодые – против старших. Поэтому удалились правда и мир, так как всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его и не ведет жизни, достойной Христа, но каждый последовал злым своим похотям, допустив снова беззаконную и нечестивую зависть, чрез которую и смерть вошла в мир. 536 Глава IV. Много зла произошло от зависти и в древние времена Ибо так написано: «И было спустя несколько дней, приносил Каин от плодов земли жертву Богу; и также Авель приносил от первородных овец и от туков их; и призрел Бог на Авеля и на дары Его; на Каина же и на жертвы его не посмотрел. И весьма опечалился Каин, и опало лицо его. И сказал Бог Каину: что ты стал печален, и от чего опало лицо твое? Не согрешил ли ты, если ты хотя правильно принес жертву , но неправильно разделил? 537 Успокойся. К тебе обращение его 538 и ты будешь обладать тем. И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле; и было в то время, как они находились в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». 539 Видите, братья, ревность и зависть произвели братоубийство. По причине зависти отец наш Иаков убежал от лица Исава, брата своего. 540 Зависть была причиной, что Иосиф гоним был на смерть и подвергся рабству. 541 Зависть принудила Моисея бежать от лица фараона, царя Египетского, когда услышал он от единоплеменника своего: «Кто поставил тебя решителем или судьею над нами? Не хочешь ли убить меня, как убил вчера египтянина?». 542 За зависть Аарон и Мариам жили вне стана. 543 Зависть Дафана и Авирона живых низвела в ад за то, что они возмутились против Моисея, служителя Божия. 544 По причине зависти Давид не только подвергся ненависти иноплеменных, но был гоним и от Саула, царя Израильского. 545 Глава V. Немало произошло от того же и в ближайшее время. Мученичество апостолов Петра и Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Вы говорите, что это сбылось с вашим народом. Но если вы и были изгнаны вследствие войны, то по справедливости потерпели это по свидетельству всех писаний; мы же, которые не совершили никакого подобного преступления после того, как познали истину Божию, получаем свидетельство от Бога, что изгоняемся с земли вместе с праведнейшим и единым, не скверным и безгрешным Христом. Ибо, Исаия восклицает: «… вот как праведник погиб и никто не принимает к сердцу; и праведные люди уничтожаются и никто не думает» 532 . 111. – Я уже сказал 533 , что о двух пришествиях Христа символически было предсказано еще во времена Моисея – посредством символа козлов, приносимых во время поста. И опять то же самое таинственно было предвозвещено и представлено тем, что сделали Моисей и Иисус. Ибо, один из них с распростертыми руками, которые были поддерживаемы, оставался на холме до самого вечера, – это не иное что изображало как крест; а другой, переименованный Иисусом, предводительствовал в сражении, и Израиль побеждал. Можно думать, что это сделано было обоими святыми мужами и пророками Божиими, потому что один из них не мог представить вместе два таинства, – я разумею, – образ креста и образ наименования; ибо эта сила есть, была и будет свойственна только Тому Одному, Которого даже имени боится всякое начальство, чувствуя мучение, потому что будет разрушено Им 534 . Итак, наш страдалец и распятый Христос не был проклят законом, но показал, что Он Один спасет тех, которые не отступают от веры в Него. И тех, которые спаслись в Египте, когда истребляемы были первенцы египетские, спасла кровь пасхальная, которою помазаны были с обеих сторон косяки дверей и перекладина. Ибо, Пасха был Христос, Который после был принесен в жертву, как и Исаия говорит: «Он, как овца, был веден на заклание» 535 . Даже написано и о том, что вы взяли, Его в день пасхи и распяли также во время пасхи. И как бывших в Египте спасла кровь пасхальная: так и кровь Христова избавит от смерти уверовавших в Него. Ужели Бог обманулся бы, если бы не было на дверях этого знака? Нет, говорю я; но Он через это предвозвестил имеющее быть посредством крови Христовой спасение для рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Да не отпадем мы от отеческого благоволения, да не отвергнем наследие отца небесного, печать и знак родства с ним, чтобы не случилось нам отринуть и сыноположение, и благоволение, и учение его, чтобы не отпасть от обетованной жизни и не быть извергнутыми из духовного чертога, чтобы не услышать от самого начальника мира: «Не знаю вас, идите прочь от меня, виновники ненависти, вражды, соблазнов» 534 . Да не услышим таких слов от него, который, чтобы избавить нас от этого, послал мир через своих святых учеников и апостолов. Они ведь ставят этот мир превыше всего и свои проповеди и писания начинают со слов «Мир и милость вам от бога». Вот и мы, исполнители их служения, пришли возвестить вам этот мир и вместе с Павлом говорим: «Мир храните со всеми и святыню, без которых никто не увидит господа» 535 . Если никто, не имея мира со всеми, не увидит бога, то разве сможет узреть его и в будущем веке тот, кто не хранит мира с соотечественниками? Не он ли услышит тогда: «Да истребится нечестивый, чтобы не видеть ему славы господней»? 536 . Никто из вас да не услышит этот голос проклятия! Собранные воедино, примиренные в мире и любви и согласии, сохраняйте бога среди вас и сладостное его обетование – господа нашего Иисуса Христа, который облегчает нам тяготы здешней жизни и во время благоприятное дарует вечную жизнь, славу и царство. Эту вечную жизнь все мы да сподобимся получить милостию и человеколюбием мироподателя господа нашего Иисуса Христа, ему же подобает слава, честь и поклонение со безначальным его отцом и животворящим его духом ныне и всегда и во веки веков, аминь. ГОМИЛИЯ 35 537 538 Пророк Исайя провозвестил о Евангелии: «Господь пошлет на землю слово усеченное» 539 . «Усеченное» – это слово, которое объемлет большую мысль в немногих изречениях. Итак, рассмотрим сегодня снова и те евангельские речения, которые мы уже рассматривали, и те, которые еще остались, чтобы напитались мы заключенным в них чистым смыслом и стали всецело причастны божественному вдохновению. «В то же время берет Иисус Петра, Иакова и Иоанна и их одних возводит на высокую гору, там он преображается перед ними, и лицо его стало светлым, как солнце» 540 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник Освобождения Христианские параллели Великой Победы 07.05.2015 534 Время на чтение 4 минуты Победа 1945 (фрагмент). Художник: П. Кривоногов. 1949 Пасха - праздник Исхода, праздник Освобождения и Победы. Знаменательным стало то, что Пасха 1945 года пришлась на 6 мая (н.ст.), когда празднуется день великомученика Георгия Победоносца . Церковью святой воин был прославлен как «пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче». Имя Георгий с греческого значит «земледелец». И подобно святому Георгию, миллионы мучеников-земледельцев, оторванных от родимой стороны, шагали вслед за солнцем, освобождая, защищая, врачуя и борясь, добывая свою победу над смертью. И удивительно ли, что те победные весенние дни были преисполнены христианской символики? Ведь заканчивалась крупнейшая и кровопролитнейшая в мировой истории война - война, для нашей страны начавшаяся в день Всех святых, в земле Российской просиявших (22 июня 1941 г.). Начавшись невероятным всероссийским стенанием, она завершалась такой победой, которой мир еще не видал. Победой, озаренной предвечным светом Истинной Пасхальной Победы... Моабитская тюрьма Тяжелейшие бои за Берлин пришлись на окончание Великого Поста . В Лазареву субботу 28 апреля была взята известная своими пытками берлинская тюрьма «Моабит». В ней содержали противников режима, постепенно и методично превращая их в живые трупы. Теперь склеп стал пуст... Тюрьма и весь одноименный район Берлина получили название в честь библейской земли Моав, жители которой пытались воспрепятствовать Народу Божьему достичь Обетованной земли. Моавитский царь обращался к прорицателю Валааму: «Прокляни мне народ сей, ибо он сильней меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли». Но Бог сказал Валааму: «Не проклинай народа сего, ибо он благословен». Валаам благословил израилитян, предсказав: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города» (Числа. 22:6, 12; 24:17-19). ...В этот день войска вышли к центру Берлина, а 29 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим , приступили к штурму Рейхстага. Тогда же на разных фронтах началась капитуляция немецких войск, занимавших оборону против союзников.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Замечательно с разбираемой стороны также изображение, содержащееся в 4, 5 гл., где Апокалиптик описывает престол Божий, окружаемый различными существами, причем идет речь о том, что в то время, как четыре животных воздают славу, честь и благодарение Сидящему на престоле, – двадцать четыре старца поклоняются Живущему во веки веков и поют гимн. В Откр.5:8–12 говорится уже о поклонении животных и старцев Агнцу, при этом приводятся гимны, воспетые Ему как этими существами, так и тьмами тем ангелов. Наконец, в Откр.5:13 приводится общее славословие Богу и Агнцу, – которое воспевается всяким созданием, находящимся на небе и на земле, и под землею и на море. Все это описание явно возвышает Христа над всеми небесными и земными существами и положительно приравнивает Его к Богу. Вообще же сопоставление Бога и Агнца производит такое большое впечатление и имеет столь громадное значение при установлении учения новозаветного Апокалипсиса о лице Иисуса Христа, что Völter, например, однажды признал даже, что части, содержащие подобные сопоставления, отражают явное монархианство 534 . Ввиду всего изложенного, должно признать, что христология новозаветного Апокалипсиса неизмеримо возвышается над иудейскими представлениями о Мессии 535 , поскольку Христос по своей премирной сущности не только никогда не ставится в ряд с какими-либо особо избранными мужами и самими ангелами, но, наоборот, сопоставляется с Богом так, что приходится признать божественную природу этого христианского Мессии, Его равенство с Богом. Сообразно характеру и цели писания, Апокалиптик мало говорит нам о Христе, как человек. В 12 гл. экзегет может найти указание на земную жизнь Господа, – о чем у нас еще будет подробная речь. Здесь же из сравнительно темных указаний мы хотели бы обратить внимание на одно, содержащееся в Откр.1:17,18 , где вместе с Th. Zahn’oм 536 можно видеть след личного обращения Апокалиптика с Господом во время Его земной жизни, так как вся сцена производит впечатление необычайной задушевности, какой не встречается еще и в самом Апокалипсисе. „Когда я увидел Его (т. е. прославленного Христа), то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: „не бойся, Я есмь Первый и Последний и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков аминь, и имею ключи ада и смерти“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

И выходили к нему все жители страны иудейской и иерусалимляне и крестились от него все в реке Иордан, исповедуя грехи свои 534 . Далее описывается образ жизни Иоанна, его возвышенный, божественный характер, его совершенное беспристрастие ко всему, чем прельщаемся, к чему страстно прилепляемся мы грешные; – говорится, что он носил самую простую, грубую, суровую, а не мягкую и тонкую одежду – из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед, т. е. растительность подручную в сыром виде, и мед диких, не домашних пчел. А проповедовал Он народу вот что: идет за мною Сильнейший меня, у Котораго я недостоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым 535 . Вот все Евангелие нынешнего воскресного дня. Вникнем, да порассудим о нем для общей нашей душевной пользы и обратим внимание на предсказания двух пророков о Иоанне Предтече, – что они о нем предсказали, о должности его в царстве Христовом. Он, – говорят они, – приготовит путь Господу, будет громко вопиять к народу: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; так он и сделал, так и готовил народ к принятию Господа. Слова весьма важные, надо их выразуметь, растолковать хорошенько, чтобы понять их смысл и делать по ним дело. Смысл их такой: Я, Предтеча Христов, проповедую всем вам, великим и малым, людям всякого звания и состояния, пола и возраста, – вот пришел на землю Царь небесный, Сын Божий единородный, Христос Бог, во всем уподобившийся нам по человечеству, кроме только греха, коему Он ни мало не причастен; пришел Он для спасения каждого из нас, и к каждому хочет войти в дом душевный, в сердце, где должен быть Ему престол, как Царю нашему и Богу; но вы, люди, не готовы принять Его по грехам своим, по нечистотам своим душевным: у иного путь в сердце загражден невежеством или неверием; у другого злобой, завистью, гордостью; у этого – корыстолюбием, скупостью, жестокосердием к ближним и не милосердием; у другого – сладострастием и блудной нечистотой; у иного – невоздержанием, пьянством, сквернословием; иному – неправильная, затуманенная страстями, предрассудками ложная ученость препятствует уверовать и принять Господа искренним сердцем, – ученость, о которой сказано Богом через пророка: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну 536 ; иному зрелища, игры препятствуют принять в свой душевный дом Господа, потому что иные люди пристрастились к ним и у них нет места в сердце для небесного Посетителя и Спасителя душ наших; вообще разные страсти и суеты житейские сильно препятствуют нам принять к себе и водворить у себя Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И еще так: «Но благодатью Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» [ 1Кор 15, 10 ] 335 . О решениях Соборов (534, 245) 7. Мы признаем также благом для Святейшего Престола то, что было решено декретами Карфагенского Собора в его третьей статье [ХВ 522] и снова в его четвертой статье [ХВ 523]. О Литургии Церкви (537, 246) 8. Но помимо этих неприкосновенных решений Святейшего Апостольского Престола, которыми наши Святые Отцы, отвергая гордыню этого злосчастного новшества, преподали нам, что начала доброй воли, возрастание похвальных усилий и твердость в них следует до конца приписывать благодати Христовой, поразмышляем также над молитвами, произносимыми священниками. Переданные Апостолами, они совершаются одинаково в целом мире и во всей Католической Церкви, для того чтобы закон молитвы утверждал собою закон веры. Когда предстоящие на святых собраниях выполняют доверенную им миссию, они предают Божественному милосердию дело человеческого рода и со всей Церковью, стенающей вместе с ними, просят и молят о том, чтобы вера была дарована неверным, чтобы идолопоклонники избавлены были от заблуждений, лишающих их Бога, чтобы покров, окутывающий сердца Иудеев, рассеялся, и чтобы свет истины воссиял над ними; чтобы еретики раскаялись и приняли католическую веру, чтобы раскольники получили дух обновленной любви, чтобы падшим даны были средства к покаянию; наконец, чтобы катехуменам, приводимым к Таинству возрождения, отворен был чертог небесного милосердия. Эти прошения обращаются к Богу не формально и не тщетно: факты действенно подтверждают это. Ибо Бог благоволит привлекать к Себе многие жертвы всякого рода заблуждений; «избавленных от власти тьмы и вводимых в Царство возлюбленного Сына Своего» [ Кол 1, 13 ], Он из «сосудов гнева» делает их «сосудами милосердия» [ Рим 9, 22–23 ]. Все это столь сильно ощущается как Деяние Божие, что непрестанное благодарение и восхваление славы Божией обращается к Нему, совершающему эти дела, за то, что Он просветил и исправил этих людей 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Кир. библ. 100–1336, л. 584 об.). Но здесь, быть может, разумелись только помещения для жилья (сравн. там же, л. 584 об.–585). В той же описи при перечислении предметов, хранившихся в казне, упоминаются следующие ее помещения: «верхняя задняя полата” (л. 528 об.), ,другая задняя полата верхняя же” (л. 531), «средняя верхняя палата” (л. 533 об.), «нижняя средняя полата”, (л. 534) «келья” («в казне в келье,” л. 534 об.), «полатка рядная без полу” (л. 535), «нижняя полата, что словет дровеник” (л. 535), «пред казною чюлан” (л. 535 об.), «переднее верхнее сушило” (л. 536 об.), «казенная келья” (л. 537 об., сравн. л. 534 об.), ее «сени” (л. 537 об.), «комната и засенья” (л. 539), «казенная задняя келья против казначейской и комната” (л. 541 об.), «казенная подьяческая келья” (л. 543 об.), «казенная задняя келья против подьяческой” (л. 544) и «чюлан” («в той же келье в чюлане”, л. 544). Кроме того в той же монастырской описи упоминается меньшая казна, состоявшая, из кельи, чулана «засенного”, (казны?) и сушила (л. 546). – Все это не дает однако никакого представления о распланировке этих палат и не уясняет отношения их в современному плану «казны» (сравн. рисунки XXVI и XXVIII), который не знает указанной дробности внутренних ее комнат. Но в таком приблизительно виде застает казну уже монастырская опись 1773-го года, произведенная после пожара казенных палат (1764 года,) который, быть может, и уничтожил указанную дробность: «В ряду вышеписанной в 1 статье под 13 полуночной нутряной стены в востоку (говорит опись 1773 года) казенные кладовые полаты о двух апартаментах, по наружной мере в длину семнадцать сажен с полусаженью, в ширину пять сажен два аршина, в ысподную прихожую кладовую полату дверь; в ней снутри полаты щит на крюках и петлях железных, деревянной, с наличной сторона обит жестью с нутряным двоевалешеным замком, да в оных дверях снаружи железной затвор. (В) кладовых полатах в исподнем апартаменте тритцеть окошек без оконниц, в верхнем апартаменте дватцать два окошка, в том числе с оконницами слюдными ветхими восмнатцать окошок, а четыре без оконниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010