442–447. 768 Иоанн Злат ., – На 1-ое Посл. к фесс. Сл. II 439. – (Mi gr., T. 62, col. 406). И вообще см. всю 3-ю и 4-ую части этого слова (coll. 402–406), посвященные восхвалению дружбы. 770 С. Нилус, – Жатва жизни. Пшеница и плевелы («Троицкая народная беседа», кн. 46-я). Св. Троице-Серг. Лавра, 1908, стр. 30. 771 Ср. « Добродетель действует с величием ради законов, фанатизм – ради своего идеала, любовь – ради своего предмета. Из первой категории выбираем мы себе законодателей, судей, царей, из второй – героев, а только из третьей – своих друзей. Первых мы уважаем, вторым удивляемся, а третьих – любим» ( Шиллер , – Письма о Дон-Карлосе, Письмо XI. «Собр. соч.» в пер. рус. пис., под ред. С. А. Венгерова, СПб, 1902, Т. 4). 774 Шиллер, – Дон-Карлос, 2 действ., 2 вых., перев. М. Достоевского (id., 1901, Т. 2, стр. 105). 779 Плат. , – Лизис, 221 E, р. 554: «μες ρ’ ε φλοι στν λλλοις, φσει π σθ’ μν ατος» – если вы друзья друг другу, то вы свои друг другу по природе» id. 222 А, р. 554: «τ μν δ φσει οκεον ναγκαον μν πφανται φιλεν – по природе свое необходимо бывает в дружбе». Приведем – частично – литературу по вопросу о братотворении и побратимстве: Н. А. Начов , – За побратимство («Периодическо списание», година десета, 1895 г., кн. 49–50, 51; 1896 г., кн. 52–53) (тут же литер. вопроса). – Еще: Прот. Конст. [Т.] Никольский , – О службах рус. Церкви, бывших в прежн. печатн. богосл. книгах. СПб., 1885. (На стр. 370–388 – «чин о братотворении»; в прилож. даны чины братотв. из разн. требников). – J. Goar , – Euchologion graecum. Lutetiae Parisiorum 1647. σσ. 898–900; κολουθα ες δελφοποησιν. – Α. [С.] Павлов , – 50-я глава Кормчей книги, как ист. и практ. ист. рус. брач. права. М., 1887. IIII, стр. 187–190. – Его же, – Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. Статья 165, стр. 310–313: запрещение братотворения и мотивы этого запрета, – Свящ. М. [И.] Горчаков , – О тайне супружества. Происх., ист.-юр. знач. и кан. дост. 50-й главы печатной Кормчей книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

46) «И напечатали в новом своем Потребнике, в Номоканоне, в главе 109 сице: инок аще взыдет из Монастыря, и за то его 12 лет не причащать и не пущать в Церковь : и они написали то ложно на 4 правило Святаго 4 Собора. Чего отнюдь в том 4 Соборе по их мудрованию не положено.» Не так в Требнике сказано. См. в библиотеке Соловецкой Требнике издания 1658 года. 141 Там сказано о монахе «иже избежит отай из Монастыря, идеже пострижеся, непричастен да будет 12 лет отлучайся и от Церкви по 4 правилу 4 Собора». И ниже: «аще ли бысть ему душевный вред, и сего ради бежит, должен обрести отца искусна, и прияти от него завет, или яко имать канон дати ему». Точно в таком разуме стоит 4-ое правило четвертого Собора. См. Кормч. старого издания 7158 года. 142 Слово в слово так же, как в нашем Требнике, сказано и в Иосифовском Требнике, кроме того, что после слов. ... «идеже пострижеся», сказано там еще .... «и обтичет всюду». 47) «Да они же напечатали в Номоканоне же во главе 9: инок аще в келии поет, и за то епитимию положили против блудника на 7 лет.» Ссылаемся на книгу 143 . Там напечатано не то, а вот что: «иже убиет на брани или в разбойницах, егда приидут на него с мечами, лета 3 да не причастится по 13 правилу. Аще же разбойник с мечами не прииди разве да украдет или возмет нечто от своих ему, и той могий бежати не бежа, но меч употреби и уби разбойника, яко убийца запрещен будет 20 лет». Во всем Номоканоне при Требнике нет правила, прописываемого Челобитною. (См. там особенно правила о монасех от 77 до 119-го). 48) «И то, Государь, все затевают они не по правилом Святых Отец, но собою на погибель душам нашим, а не на спасение.» Да, затевают челобитчики, и так точно, как пишут. 49) «А иноческий, Государь, паче же Ангельский чин те новые учители до конца исказили, и правило Святаго Василия Великаго гордостию своею положили ни во что: ходят в Церковь Божию, и по торгам без мантий, безобразно и безчестно, аки иноземцы, или кабацкие пропойцы: а правило Василия Великаго в Номоканонех во главе 59 иноку отнюдь без мантии быти не повелевает не точию на молитве, и на рукоделии.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

85 Жданов, н. с. стр. 178, примеч. (сравн. выше, прим. 59-ое). – Г. Жданов ссылается в этом случае на «сказание о приходе на Русь Максима Грека ». – Об Акакие, равно как и о митрополите Макарие и Новгородском архиепископе Феодосие существует весьма лестный отзыв наших раскольников, по мнению которых Акакий был «муж свят и боголюбив и пророческого прозрения благодатного исполнен». Чтения в общ. люб. духов. просв., 1875 г., ноябрь, стр. 103. О возможном происхождении такого мнения неправильного, как доказывает г. Беляев – см. там же, стр. 104. 92 История рос. иерар., ч. 1, стр. 184. Карамзин, т. VIII, примеч. 246. – У Карамзина Киприан неверно назван Кириаком. Сравн. его т. IX, прим. 87. 95 А. И. т. 1, 216. Сравн. Летописи русской литературы и древности, изд. Тихонравова, 1863 г., т. 5-й, отд. III, стр. 143. 96 Стоглав, гл. 2, стр. 25–26. Эта речь царя не вся помещена в Стоглаве, ибо в конце 2-ой главы говорится: «и сия изрек и множае сих». 97 Лебедев, н. с. в Чтен. общ. люб. Дух. просв. 1882 г., ч. 1, отд. 1, стр. 24. Латкин, н. с. стр. 75–76. 99 Стоглав, гл. 3, стр. 27–29. Это место речи царя иногда до буквальности сходно с молитвенным обращением ко святым, которое бывает на литиях во время всенощного бдения. – «Новые чудотворцы», о которых говорили царь, суть канонизированные на соборах 1547 и 49 г. г. русские святые. 105 Отец Иоанна, в. к. Василий Иоаннович, умер 3-го декабря 1533 года, когда Иоанну было с небольшим 3 года (он родился в августе 1530 года). 106 Старший дядя царя Иоанна, Князь Юрий Иванович Дмитровский, был схвачен неделю спустя после смерти в. к. Василия, а именно 11 декабря 1533 года, посажен в тюрьму, где и умер голодной смертью 26 августа 1536 года. Карамзин, т. VIII, стр. 8–10 и 14. Другой дядя царя, князь Андрей Иванович Старицкий также был схвачен и посажен в тесную палату, где погиб насильственной смертью 10 декабря 1537 года. Карамзин, т. VIII, стр. 16. 107 Мать Иоанна в. к. Елена Васильевна, виновница смертей князей Юрия и Андрея, умерла 3-го апреля 1538 года скоропостижно, как полагают, от яда. Карамзин, т. VIII, стр. 44. – Иоанн остался круглым сиротой на 8-м году от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

90 Ср. ниже указания св. Отцов («о Сыне человеческом» в конце сей главы); в ос. св. Гр. Бог. о Св. Духе л. 168, и (во вступл. в 3 главу) Афан. Велик. 1 Посл. к Серапиону ч. 3, стр. 52, изд. 1853. 92 См. Св. Отцев в конце главы и в особ. Гр. Богослова (посл, к Квидонию л. 249 на об. и 250) вопрошающего «Где убо пребывает ныне тело Господне?» 93 Как напр. гностиков, проповедовавших учение о демиурге и других порождениях необузданной фантазий, привитых из языческих религий востока. 98 Прекрасно говорит св. Григорий Богослов (слово 34-ое о Богосл. второе в перев. Архиеп. Иринея ч. 2, лист 117), – что один философ (Платон в Тимее) сказал: Бога понять трудно, изрещи же не возможно... «по моему же (Григор. Богосл.) мнению изрещи убо не возможно, разуметь же еще не возможнее»... «...Восприемлется же мысль о Боге только верою» (листы 118 на обор. 120 на об. 122, 124) «по благости Божией и благодати Им дарованной, ибо и самое хотение добра требует от Бога помощи», (слово 31; часть 2, лист 93 на обор.). 99 π – dum, nondum, adhuc; ποτ – aliquando, unquam когда-бы то ни было; в какое бы время то ни было. 108 Неученый народ в устах книжников назывался «презренный амхарец». См. в Талмуде, напр. в отд. Берахот fol. 43, col. 2. Презрение к народу ярко выразилось в словах фарисеев Ин. 7:49 ; «но народ сей иже не весть закона, прокляти суть». 111 О крещении Иоанновом ср. в Деян. главу 19 и в особенности ст. 4. «Иоанн крести крещением покаянья, людем глаголя, да во грядушаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса». 122 Лк. 4и сл; и Мф. 4и сл.; Мк. 1и сл. Мы решаемся указать, что три последние искушения, о которых упоминают Евангелисты суть 1) искушение плоти гладом; 2) искушение тщеславия человеческого царской всемирной славой и 3) искушение самое опасное для человека при кажущемся смирении – искушение тайной гордости человека, мыслящего себя совершенным и потому искушающего Бога. Но из Мф. 4ясно, что дьявол не знал наверное, Сын ли это Божий или нет. 124 Об установлении празднования Пасхи Христианской, которая бы никогда не совпадала с Пасхой еврейской и о споре по сему предмету ср. Канонич. Хрон. Евсевия Кесарии Палестинской кн. V гл. 23 и 24, и см. Книгу Правил св. Апостол и св. Соборов в издан. Св.-Пр. Синода 1862. Правило св. Апостол § 7 и постановление Никейского Собора в постановл. поместн. Антиохийского Собора § 1-й и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

9. ‘Επειδ χριτι Θεο. – Так как по милости Божией. Migne, Р. Gr. t. LXIV, col. 45. Творения, т. XII, стр. 943–946. 10. Θεα τις, ς οικε, παροσα πανγυρις. См. ‘Ιερ. Ειβλ. τ. III, σ. 77, κοδ. 35. Migne, P. Gr. t. LXIV, col. 1358: spuria et praetermissa. 482 ‘Ανγνωσις ν τ Πανηγυρικ λγος το γου ‘Αθανασου. Τυπικ, 587. Слов на Вознесение с именем Афанасия известно два. 1. ‘Η μεν τς ναστσεως. Migne, P. Gr. t. XXV III, col. 1092. 2. Οκ οδα, ποα χρσομαι γλττ. Греч. сб. Син. б. 215 (IX в.), л.л. 338 об. –341. Слав.: Не доведе, кий прииму язык настоящего праздника Сб. Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря 491 (1650), л.л. 209 об. –212. См. Н. И. Петрова «Описание рук. собраний, наход. в городе Киеве», вып. II, стр. 197. М. 1897 г. 483 Λγος στορικς περ τς γας συνδου, ν κα μερικ διγησις το βου το μεγλου Κωνσταντνον. Τυπικ, 589: Нач.: ‘Εννεκαιδεκτω τει τς Διοκλητια νο βασιλεας. См. ‘Ιερ. Βιβλ. τ. IV, σ. 72, κοδ. 48. Fabricii Bibl. Gr. t. X, p. 213. 484 В субботу пред Пятидесятницей в Типиконе указано слово Зла­тоуста на усопших: Λγος το Χρυσοστμου ες τος κοιμηθντας. Τυπικ, 593. В Алексеевском Уставе это заглавие носит восьмая беседа Златоуста на 1 посл. к Солунянам. См. у нас выше, стр. 49, прим. 7-е. 485 Ο λγοι τς ορτς. Τυπικ, 594. Ни числа (конечно, не менее двух), ни автора слов не указано. 486 Λγος ΔΔ’. το Νσσης ες τ γιον Πνεμα. ‘Ερωτσωμεν ατος, ε λο­γον γουνται τν Θεν. Ζτει ες τ βιβλον ατο. Τυπικ, 599. Βιβλον ατ – сборник слов св. Григория Нисского , в котором указанное слово занимает 44-ое место. 487 Λγος Κωνσταντνου Χαρτοφλακος ες τος γους πντας. Τυπικ, 600. ‘Εγκμιον ες πντας τος γους νδξους πανευφμους μρτυρας, τος πρ Χριστο το Θεο μν κατ τν οκουμνην θλσαντας. Α μν Χριστο πανηγρεις. P. Gr. t. LXXXVIII, col. 480. Mai, spicelegium Romanum, X, 94–168. См. Fabricii, Bibl. Gr. t. X, p. 288. Bibl. H. Gr. p. 166. 488 Κα τερος λγος το Χρυσοστμου. Τυπικ, 600. Слов Златоуста на неделю всех святых известно семь: одно из них – нюдуже сщноую птодесятнию (Migne, р. Gr. t L, col. 705) значится в Алексеевском Уставе (см. у нас выше, стр. 50, прим. 3-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

и реформы, церквей в Москве – Прав. Обозр. 1802 г., т. IX, стр. 29 – 49; обе статьи не особенно важны). Реутского: Люди Божии и скопцы. М. 1872 г., стр. 3 – 26, 75 – 82. Добротворского: Люди Божии. Каз. 1869, стр. 1 – 15. Кутепова: Секты хлыстов и скопцов. Каз. 1882 г., стр. 39 – 52 и др. Филарета черн. Обзор р. духовной литературы. Харьк. 1859 г., т. I, стр. 302 – 386; Евгения Болховитинова: Словарь о дух. писателях, т. I и II. Сахарова: Обозрение славяно – русской библиографии. Ундольского: Очерк славяно – русской библиогр. Строева: Опис. старопеч. книг. Ключевского: Древнерусские жития святых. 281 Логин старец Троице – Сергиевой лавры. См. Житие пр. Дионисия троицкого (1855 г.), стр. 21 – 22. 282 См. Смирнова. Патр. Филарет Ник. – Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1874, 1 – ое полуг., стр. 609, примеч. 187. 283 Свидетельства Маржерета, Олеария, Маскевича и др. – Сказ. совр. о Самозв., III, 27; V, 66, 67. Ср. Чт. в Общ. Люб. Дух. Пр. там же, стр. 609. 284 Макария XI, 71 – 73; Чт. в Общ. Люб. Дух. Пр. стр. 615 – 617. Прежде обыкновенно приписывали Филарету заведение в Москве греко – латинского училища во главе с Арсением греком. Но Макарий (XI, 73, примеч. 42) показал неосновательность этого и относит эту школу ко времени Никона (XII, 280). Маркович склоняется к такому же мнению. – Журн. М. Нар. Просв. 1878, июль, 4. 285 Некотрые, как напр. Филарет черниг. (IV, 104), утверждали, что Епифаний Славеницкий был вызываем в Москву царем. Но Каптеров (Патр. Никон и его противн. в деле исправления ц. обрядов. М. 1887 г., вып. I, стр. 19 – 20) отрицает. Он же уверяет (Ibid), что Епифаний и Арсений были поселены сначала на посольском дворе и оттуда прямо переведены в Чудов монастырь, а не в Андреевский, как прежде уверяли другие историки (Филарет, Горский, С. Смирнов и др.). 292 См. о них статьи Смловского и Образцова. – Журн. Мин. Нар. Просв. 1845 г., ч. 45; 1867 г., ч. 135. Смеловскаго: Братья Лихуды и направление теории словесности в их школе, особ. изд. 294 В рукописях сохранились грамматика, пиитика, риторика, логика, физика и психология. См. цитаты у Мирковича, стр. 49. 296 См. Опис. книг Царского, стр. 372. Журн. ряз. архивн. ком. 1886 г. Засед. 9 ноября, стр. 66, 5. 297 В библиотеке Никона, между другими книгами, были сочинения: Плутарха, Демосфена, Геродота, Страбона, Аристотеля (Макария. Ист. Церкви, XII, 282. 298 Щапова. Русский раскол старообр. Каз. 1859, стр. 141 – 149. Ср. моего Руководства по ист. Р. Церкви, вып. II, § 22. 306 См. у Левитского: Лжедимитрий I, как пропаг. католичества в Москве. Спб. 1886 г. (из Христ. Чтен. 1886 г.). Там указаны различные воззрения на Лжедимитрия и разобрано между прочим мнение м. Макария о Лжедимитрие, как ревнителе католической пропаганды в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Общ. ист. и древн. Росс.”, 1848 г., Отд. II. (Летопись мон. Густынского, 14); “Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, 1856 г., XI, 356 (мельница на р. Суле), 381 (плотины на р. Жоравки); “Киев. губ. вед.”, 1847 г., 41 (переложение мощей св. Варвары в новую раку); 1849 г., 50; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 95, 214, 224, 228, 229, 232 в примеч.; “Прибавл. к Церковн. вед.”, 1888 г., 41, 1141 (бесплат. школа пения при м-ре); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1842 г., 12 (о возвед. в 1 кл.); 1847 г., 7 (о перелож. мощей великом. Варвары в новую серебр. раку); Токмаков, “Справ. указат. ист. матер.”, I, 9 (Списки 1559–1700 г. с купчих, жалован. и откупн. грамот и выписей с Киев. гор. книг, также Польск. и Малорос. привилегий на маетности, земли и угодья м-ря), 10 (Челобитье м-ря о разобрании спору с Печерским больничным м-рем касательно села Вычуровщины, 1709 г.); Теодорович, “Ист. стат. опис. церкв. и прих. Волын. епар.”, I, 150 (село Молочки и дер. быв. вотчина м-ря в 1686 г.); “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 84; “Кратк. ист. опис. Киево-Печер. лавры”, 1817 г., 283, 290; А. Муравьев, “Киев и его свят.”, 1864 г., 81; И. М., “Паломн. Киев.”, 1849 г., 75; “Свят. и древн. вел. града Киева”, 1865 г., 19; изд 2-ое, 1873 г., 27, с видом м-ря; Н. Сементовский, “Киев, его свят., древн. и достопам.”, 1854 г., 53, с видом м-ря; “Указат. святыни и свящ. достопам. 1867 г., 167; Строев, “Спис. иерар. и настоят. м-рей”, 3, 49 (Иов Борецкий, 1622 г.), 14, 2 (настоятели м-ря); Толстой, “Кн. глагол. опис. о Российск. св.”, 9 (великом. Варвава); Шишкиной, “Замет. и восп. Русск. путеш.”, I, 213; Проценко, “М-ри в Росс.”, 25; “Акты к ист. Ю. и З. Р.”, I, 83 (Гр. 1526 г. о непозвол. дворянину Криштофу Кмитичу вступаться в земли м-ря), 139 (Данная 1560 г. игум. Семену на островок Обрубный и озера Петриково и Плоское), 143 (Письмо 1563 г. игум. Семиона митр. Селивестру с прошением о посвящ. диакона Васха в священники), 156 (Подтвердит. корол. гр. 1570 г. игум. Захарию на разные имения); VII, 31 (Показание 1668 г. игум. Феодосия Сафоновича по обвин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Чтение 1853, ч. II, Рус. иноки на Афоне (с истор. русск.монастыря); Соболевский, Переводн. литерат, 11, и примечание 4-ое 44 Прибавл. к Твор. св. отц., год VI, кн. I, 138, п. Ж. М II Пр. Указатель материалов отечеств. истории, Строева; Библиогр. Слов. его же, 45, 65–67, 119, 122 Паралипоменон напечатан в Чт. Общ. ист. 1847, 1 46 Шафарик Расцвет Славянской письменности, в Чтен. Моск. Общ. ист.и древн. рос, год III, 7, стр. 58 51 Соболевский, Переводн. литература, стр. 11–13, 33; Южно-слав. влияния на русскую письменность в XIV-XV вв. Спб. 1894 Русские свидетели падения Константинополя составили описания этого события (Сказ Нестора Искандера, изд. Общ. любит, древн. письмен. и Толстов. Хронограф в Изборн. Попова) 53 См. наприм. Опис. Рум муз 28, 115, 116, 119, 120–130, 132, 134, 136–140, 195, 210, 273–275, 278, 279, 288, 307, 319, 328, 330, 346, 400, 438, 448; 85, 86, 133, 150, 196, 201, 356, 380, 402, 472 71 Никонов. летопись, Ш, с. 146 (под 1384 г.) Отсюда же заимствовал Татищев (Рос. ист., IV, 313; ср. П. С. Р. Л., VI, 116). Перевод соч. Георгия Писида, изд. Общ. любит. древн. письмен. (о нем см. Опыт рус. историогр. I, 871, 1123, 1088, 1377, 1721) 76 Сочин. Зиновия «Истины показание», напеч. в Прав. Собес. 1683 и 1864 гг. см. янв., 12, февр., 42, 49 и отдельно 80 Житие Иакова Боровицкого, по Рук. Царск, 135 (И. Некрасов, Зарожд. национ. литер., в север. Руси, стр. 1) 92 Опис. рукоп. Синод. б. II, 179. См. тоже I, 222; Рум. муз. 46, 140–142, 138, 195. Опис. рук. Синод. библ. I, 233 98 В течение XI-XIV в. насчитывается до 90 монаст. и пустынь; в XIV в возникло вновь – 80, в первой половине XV в.– 70, в XVI в. до 100, в XVII в. – 220. XIV и XV в. считаются цветущею порою монашества (Исслед. о культ. знач. Византии, 119). В Новгороде до 1229 г было построено 69 церквей, а между 1229–1462 г не менее 150 (Соловьев, III, 34; IV, 231) 99 См. уставную грамоту Всеволода Мстиславича кн. новгор. в Доп. к ист. ак, I. стр. 3. Пожертв. Василия Иван. (Опис. рукоп. Синод. библ. I, 229); Иоанна Гроз.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

ДОБРОЕ ИМЯ Оборот указывает на высокую оценку чьих-либо заслуг перед обществом, на закрепившуюся за кем-либо репутацию достойного, добродетельного человека. Встречается в сочетаниях: «дорожить (своим) добрым именем», «потерять, замарать доброе имя». В Притчах Соломоновых сказано: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» ( Притч.22:1 ). В Притчах Иисуса, сына Сирахова: «Все, что из земли, возвратится в землю: так нечестивые — от проклятия в погибель. Плач людей бывает о телах их, но грешников и имя недоброе изгладится. Заботься об имени, ибо оно пребудет с тобою долее, нежели многие тысячи золота: дням доброй жизни есть число, но доброе имя пребывает вовек» ( Сир.41:13–16 , см. также Еккл.7:1 ). Дом на песке ДОМ НА ПЕСКЕ строить см. также ПОЛОЖИТЬ (В) ОСНОВАНИЕ Строить планы, не имея надежного основания для их осуществления; рассуждать о несбыточном; заниматься бесплодной деятельностью, напрасно трудиться. Человек выстраивает свою жизнь и судьбу как строитель дом — это сравнение, связанное с общей для всех библейских книг идеей Божественного домостроительства, особенно часто встречается в Н. З . Господь говорит: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» ( Мф.7:24–27 , ср. Лк.6:46–49 ). Допотопный ДОПОТОПНЫЙ (-АЯ, ОЕ): ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП Гипербола, указывающая на удаленность какого-либо события во времени, принадлежность чего-либо к прошлому. Синоним понятий «древний», «старый». Ироническая характеристика чего-либо несовременного, отсталого (допотопные взгляды, теории), старомодного (допотопные экипаж, шляпка и проч.)·

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Христианские правила. Всеведение Божие. Догм. Богосл. § 30. 7 издан. стран. 54. «Вот истина, с одной стороны самая утешительная, с другой весьма страшная, утешительно, то, что Бог знает все наши нужды… Всегда и везде слышит молитвы наши. Но и страшно то, что не утаится от Него и все худое, что бывает у нас в тайне сердца, не обманем мы Его лицемерием. Страшно заставлять чистейшие света очи Господни зреть наши скверны» Святость. 36. Стран. 56. «Святость Божия и нас обязывает уподобляться Богу святостию и чистотою жизни. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мафт. 5: 48)» Всемогущество. 38. Стран. 57. «Не ослабевай ни в каких обстоятельствах в уповании на Бога. Он может сделать несравненно больше всего, чего мы просим. или о чем помышляем (Ефас. 3:20). Праведнику нечего боятся: если Бог за нас, кто против нас? ( Римл. 8:3 ). Благоговей пред Богом и смиряйся под крепкую руку Его ( 1Петр. 5:6 )». Исламские правила. Всеведущий. Прекрасные имена Божии 19-ое имя. Кто по вечерам будет произносить это имя (Всеведущий): тот легко сохранит свое знание, и не забудет того, что знал. О Святый 4-ое имя. Кто сто раз произнес «О Святый» того сердце будет чисто от печали и черноты. О Мощный! 69-ое имя. Кто всегда будет говорить: О Мощный! тот от Бога получит желаемое. А если, делая омовение, при умывании каждого члена, будет произносить: о мощный! тот возьмет верх над своим врагом. Премудрость. 36. Стран. 58. » руках Господних жребий твой: будь же уверен, что Господь все ведет к лучшему, и ведет самым лучшим образом; никогда не ропщи и не предавайся нетерпеливости. Если у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков ( Иак. 1:5 ). Страх Господень есть мудрость, и удаление от зла есть ведение. ( Иов. 28:28 )». Благость. 40. Стран. 58. «Должно так же часто благодарить Бога, как часто мы дышем. Неблагодарность к Богу есть весьма тяжкий грех . Будь и ты благ ко всем, даже ко врагам, как Бог благ даже к неблагодарным и злым ( Матф. 5:44. 45 ). В грехах не отчаивайся: молись, кайся, отпущай, и получишь прощение».

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010