Шестнадцатый день. Поуч. 1-ое. Святая великомученица Евфимия. (О воспитании детей в духе веры и благочестии). I. Ныне св. церковь празднует память св. великомученицы Евфимии. Она пострадала в самое жестокое гонение Диоклитианово. Она была девица и в самом юном возрасте. С нею взято было всех 49 христиан. Остальные христиане-мученики боялись за юную деву Евфимию и увещавали ее быть твердою в вере. Когда они были приведены к судье, то он скоро заметил юную девицу Евфимию, которая, поднявши глаза и руки к небу, восклицала: «не оставь меня, Господи Иисусе Христе, – на Тебя уповаю, укрепи меня, немощную рабу Твою». Судия между тем обратился к ней с увещанием отречься от Христа. Но она с твердостию ответила: «не думай, чтобы я прельстилась словами твоими; конечно, я женщина по природе слаба телом и молода годами, но сердце мое твердо, вера укрепляет мою слабость, и этою верою я сильнее тебя и разумнее мудрецов, поклоняющихся богам бездушным». Судия велел привязать девицу к колесу, на котором было множество острых ножей. Евфимия помолилась и вдруг колесо остановилось. Мучитель велел бросить ее в огненную пещь, но воины увидали двух ангелов и отказались исполнить повеление судии, и сами уверовали во Христа, а другие бросавшие были опалены сами, и святая в огне славила Бога. Мучитель осудил Евфимию на съедение зверям. Приведенная к ним святая стала молиться: «Господи сил! Ты во мне явил непобедимую силу Твою, ныне же прекрати мои страдания, прими мою жертву, принесенную сердцем сокрушенным и духом смирения, и упокой мою душу, – ибо Ты благословен во веки». Пока она молилась, выпущены были на нее звери, львы и медведи. Но вместо того, чтобы броситься на нее, они лизали ее ноги. Наконец одна медведица слегка ранила ее ногу. Святая услышала голос с неба, и тут же предала душу Богу. Сделалась вдруг страшная буря с землетрясением и все со страхом разбежались по домам. Родители похоронили ее тело. II. Мы видим юную деву, готовую и идущую на всевозможные страдания за Христа. Откуда в ней такая вера, такое мужество, такая горячая любовь ко Христу? Кто воспитал ее в таком спасительном страхе Божием? Конечно, родители: они вложили в ее юное сердце все доброе, прекрасное, вложили и словом, и наипаче примером жизни своей. Так вот от чего у благочестивых родителей и дети бывают большею частию богобоязненныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

проф. П.К. Коковцев Предисловие редакции русского перевода Мы охотно согласились принять на себя труд просмотреть и везде, где нужно, дополнить настоящий перевод известной работы покойного английского ориенталиста. Появлением ее на русском языке, без сомнения, восполнится один из существеннейших пробелов в нашей ученой литературе по востоковеденью, так как настоятельная необходимость хорошего русского пособия по истории сирийской литературы, составляющей один из предметов научного преподавания на Факультете Восточных Языков Петербургского Университета, особенно сильно сознавалась. Это сознание могло естественно только еще окрепнуть под влиянием более живого интереса к древнему сирийскому народу, пробудившегося в нашем отечестве за последнее время после известного перехода в православие части этого народа в лице урмийских несториан. Мы могли поэтому только радоваться тому, что счастливый случай предоставил нам скорее, чем мы могли надеяться на это, возможность исполнить некоторого рода нравственную обязанность, лежавшую на нас, как по отношеию к самой названной литературе, так и к русской публике. Выбор статьи Райта, появившейся первоначально в 1887 г. в Encyclopaedia Britannica, а затем через семь лет, с значительными дополнениями, и отдельной книгой, объясняется, независимо от крупных научных достоинств этого труда, прежде всего тем, что, когда настоящий перевод был начат, это сочинение было по данному предмету, можно сказать, единственным. Французский труд Дюваля, появившийся года три тому назад в серии Bibliotheque de I Enseignement de I Histoire ecclesiastique (II том Anciennes Litteratures Chretiennes; 1 изд. вышло в 1899 г., 2-ое в 1900 г.), — труд более обширный по объему и потому естественно во многих отделах и более полный, — вышел в свет, когда перевод был почти окончен. Мы должны, впрочем, заметить, что сочинение французского сиролога, основывающееся в весьма многом исключительно на данных книги Райта, при всех своих неоспоримых достоинствах, никак не может заменить последнего. В нем недостает живости изложения английской работы, а указания не всегда отличаются той педантической точностью, которая наиболее дорога и желательна в научном сочинении (см. напр, наши замечания на стр. 39, 49, 79, 82, 131, 135, 143, 152). Затем, не мешает помнить, что, за исключением своей сравнительной полноты в некоторых частях, французский труд Дюваля по существу весьма мало отличается от труда Райта: и в том и другом сочинении мы имеем не историю литературы в настоящем смысле слова, а не более, как справочные книги по сирийской литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kratkij-oche...

Ст. 1. Иуда, Иисуса Христа раб, брат же Иакова, сущим о Бозе Отце освященным, Иисус Христом соблюденным, званным. Писатель послания называет себя Иудою, братом Иакова. Разумеется Иаков Алфеев, один из 12 Апостолов, первый Иерусалимский епископ, писатель известного под его именем соборного послания, сродник Господа Иисуса по плоти (См. толкование на первую паримию из послания Иаковлева, 1, ст. 1.). Иуда упоминается в числе братьев Иакова и в Евангелии ( Матф. 13, 55 ). И как Иаков в начале своего послания именует себя рабом Иисуса Христа, так и Иуда называет себя тем же именем не в общем смысле этого слова, не в смысле последователя Христова, а в том, что он призван служит Иисусу Христу в качестве Апостола, с рабскою покорностью исполнять возложенное на него дело Евангельской проповеди, в каковом смысле и другие Апостолы именуют себя рабами Иисуса Христа ( Флп. 1:1 ; Рим. 1:1 ). Иуда принадлежал к числу 12 Апостолов. Что ни Иаков, ни брат его Иуда в своих посланиях не называют себя братьями Господними, это объясняется тем, что они помнили слова Христа о плотских Его сродниках ( Мф. 12:49 ). Но братом Иакова Иуда называет себя для того, чтобы авторитетом его имени, как знаменитого Апостола, возвысит значение своего послания в глазах читателей, верующих во Христа. Обращаясь к ним с приветом, он говорит, что они суть званные, ибо не только слышали Евангельскую проповедь , зовущую ко спасению, но и откликнулись на этот зов, уверовали во Христа; – что они освящены о Бозе Отце, т. е. приняли освящающую благодать Св. Духа, соделавшую их чадами Бога Отца; – что они соблюдены Иисус Христом, т.е. сохранены Христом в верности Ему, не увлеклись лжеучениями еретиков, о которых будет речь ниже. – Где жили и кто именно были те христиане, для которых назначено послание, Иуды? Для решения этого вопроса должно иметь в виду сходство этого послания со 2-м посланием Апостола Петра в обличении лжеучителей. Если 2-ое послание Петра назначено было для тех же христиан, к которым писано 1-ое послание, т. е. к христианам малоазийских церквей, рассеянным в Понте, Галатии, Капподокии, Асии и Вифинии ( 1Пет. 1:1 ), то можно полагать, что и послание Иуды предназначено было для тех же малоазийских христиан. Это были христиане, обращенные из иудеев, рассеянных в странах языческих. Это подтверждается также ссылкою Иудина послания на иудейские предания (стт. 9, 14, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

При «натуральном» христианстве отпадает необходимость в соблюдении правил святоотеческой аскетики. Так о. Зосима велит своему ученику: «…землю целуй и неустанно, ненасытно люби, всех люби, все люби, ищи восторга и исступления сего. Омочи землю слезами радости твоей и люби сии слезы твои». Не говоря о том, что все это наставление идет в прямой разрез с правилами св. Отцов, можно особенно сослаться на слова пр. Иоанна Лествичника , который говорит, что нельзя доверять слезам прежде очищения сердца (Слово 7-ое, 35). Однако, пленительно изображенный образ о. Зосимы многократно приводит читателей к познанию веры. Это нельзя не приветствовать. Но пусть таковые лица знают, что по заповеди Апостола: «забывая заднее и простираясь вперед» ( Флп. 3:13 ), им должно отныне искать подлинный духовный жемчуг – «маргарит», оставляя позади всякое подражание, искусственную подделку. Достоевский был в Оптиной Пустыни и описал в своем романе «Братья Карамазовы» все, что видел и слышал, создавая внешнюю картину для своего романа. Но он остался чужд внутреннему духу этой обители. Послесловие В 1972-ом году исполнилось 250-летие со дня многознаменательного рождения старца схиархимандрита Паисия Величковского , покинувшего свою родину, чтобы плодом всей своей жизни явить на ней обновление монашеского духа (См. стр. 46–49.) Мощи старца Паисия покоятся в Румынии в Нямецком монастыре на вскрытии. Наступление большевизма помешало канонизации. Однако, 15-го ноября в день  успения Преподобного ежегодно правится посвященная ему служба, как местно прославленному святому. В ранее вышедшей книге «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси», которая служит как бы первым томом к настоящей книге, говорится о внутреннем делании и о тяге русских паломников на Ближний Восток, откуда они приносили с собой на родину учение Святых Отцов Православной Церкви. Ряд неблагоприятных условий помешал созданию самобытной русской духовной культуры. Только монастыри служили главными светочами для народных масс. Настоящая книга «Оптина Пустынь и ее время» вначале повествует о сущности старчества, вопроса доселе не затронутого в богословской науке. Эта книга посвящена Петербургскому периоду в истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Имя «аскета» в первые три века прилагалось преимущественно к тем христианам, которые добровольно упражнялись в строгой и воздержанной жизни, оставаясь в обычных условиях, в обществе. Те же, которые уединялись, удалялись от общества, носили наименование «анахоретов» 32 . По мере развития монашества, название σκησις, σκη’σις постепенно перешли на него и сделались обычным и постоянным обозначением именно монашеского образа жизни, как воплотившего в себе фактически начала строгого и последовательно проводимого подвижничества 33 . По наблюдению некоторых исследователей, именно Евсевий был первым христианским писателем, который слово μοναχο стал употреблять, как равнозначащее слову аскеты 34 . 15-ое правило Гангрского собора запрещает оставлять детей προφα’σειν τς σκη’σεως (слав. «под предлогом отшельничества»). Здесь «аскетизмом» названа уже самая уединенная жизнь, характеризующаяся благочестивыми упражнениями, о которых речь идет в других правилах этого собора, так что этим термином называется образ жизни, указанным упражнениям благоприятствующий. 21 правило того же собора два раза употребляет наименование «аскетизма» (один раз в форме существительного и один раз в глагольной форме) для обозначения определенного образа жизни, характеризующегося соблюдением девства, воздержанием (в пище и одежде) и «отшельничеством от мирских дел» 35 . В предисловии к аскетическим памятникам – Vita Antonii, Apophthegmata Patrum и Historia Lausiaca термином σκησις обозначается совокупность подвигов (посты, безбрачие, молитвы, и т. под.), осуществленных монахами и отшельниками, описанными в названной книге, – тех именно подвигов, которыми характеризовалась их «небесная жизнь» и в которых выражалась их восторженная «любовь» к Богу 36 . Словом σκησις обозначаются и отдельные различные виды подвижничества 37 . В частности под «аскетизмом» разумеется «жизнь суровая, многотрудная и строгая» ( ακληροτα’τη, αχρω’δης λι’αν, κα κα ξιροτα’τη 38 , характеризующаяся всевозможными лишениями 39 , измождением плоти 40 , телесным «изнурением» 41 , вследствие особенно строгого воздержания от пищи 42 и сна 43 , вследствие строгого сохранения «поста» 44 , – жизнь, выражающаяся в безупречном сохранении «девства» 45 , в подвигах «терпения» 46 , «смиренномудрия» 47 , «непрестанной молитвы» 48 , доходящей до экстатического состояния подвижника 49 , 50 , 51 . Во всяком случае σκησις предполагает труд 52 , громадное усилие, энергическое напряжение сил человека, и в этом отношении противополагается иногда состоянию слабости – σθε’νεια 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Что касается образа соединения двух природ во Христе, в книге неоднократно отвергается несторианский образ связи ( συνφεια) человека со Словом только через равенство их достоинства и власти 48 или по одноименности сыновства 49 . Такая относительная связь ( σχετικ συνφεια) человека и Бога Слова при их ипостасном различии неизбежно ведет к разделению единого Христа и тем самым не позволяет говорить об усвоении Словом искупительных страданий 50 . Да и сам по себе термин συνφεια недостаточен для того, чтобы выразить подлинное единство Божества и человечества во Христе 51 . Используется здесь и нередкая в сочинениях святителя антропологическая модель: единство двух природ рассматривается по аналогии с единством человека, состоящего из души и тела 52 . И все же христологическая терминология в книге «О правой вере к царицам» дается не столь детально, как в книге, обращенной к царевнам. Подвергнутое критике в предыдущем трактате несторианское представление о «богоносном человеке» ( νθρωπος θεοφρος) и «единстве лиц» ( ενωσις εν προσποις, ενοοσις προσπων ) 53 здесь и вовсе не затрагивается. Встречавшиеся там определения единства ( ενωσις καθ πστασιν, ενωσις κατ φσιν , ενωσις φυσικ) 54 , столь характерные для св. Кирилла и вызывавшие, как известно, особенно резкое отторжение «восточных» епископов 55 , здесь отсутствуют, хотя можно увидеть имплицитное указание на них 56 . Нет здесь и появившейся в патристическом флорилегии предшествующей книги формулы μα φνσις του Θβο λγου ое σαρκωμνη 57 . Как нам представляется, главная ценность книги «О правой вере к царицам» заключается не в уточнении богословского языка святителя перед лицом несторианского неправомыслия, но в том особенном внимании, какое уделено в ней сотериологии. В полемически заостренных комментариях к новозаветному тексту рассматриваются ключевые стороны домостроительства нашего спасения: первосвященническое служение Христа и Его искупительная жертва; Христос как второй Адам, новое начало человеческого рода; дарование Святого Духа и обновление человеческой природы во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Следовательно, автор был или послушник преподобного, ученик его по которой-нибудь из обителей (Горицкой или Даниловой), или же духовный сын его из не-монахов. Последнее возможно в виду того передаваемого в Житии факта, что преподобный Даниил был выдающимся, популярным духовником мирян. Второму предположению, что автор Жития был только духовный сын подвижника, а не монах одной из двух названных обителей, нужно отдать решительное предпочтение. В одной из последних глав Жития – в «Повести чудной» автор представляет себя слушателем Даниила: «поведа же некогда нам чюдну повесть» (стр. 67, ср. 68). Краткое же Сказание передает, что святой поведал свой таинственный рассказ «приходящим к нему человеком пользы ради» (Степ. II, 231), т.е. приходящим на исповедь к подвижнику, духовным его детям 6 . В недавнее время в связи с изучением Степенной книги достаточно твердо установлено мнение, что автором Жития преподобного Даниила и составителем Степенной, или, по крайней мере, одним из главных ее составителей, был Андрей-Афанасий, упомянутый выше. Разумеем исследование г. Пл. Гр. Васенко, «Книга Степенная царского родословия и ее значение в древнерусской исторической письменности», стр. 204–212, а также рецензии на это исследование 7 . Отсылая читателя к указанным страницам книги г. Васенко, мы считаем своим долгом отметить здесь, что такое мнение об авторе изучаемого Жития вовсе не является новостью. Еще в 1863 г. оно было высказано А.И. Свирелиным (тогда священником) в брошюре «О начале и устроении Переславского Данилова монастыря» (стр. 80–85) и повторено в его «Житии преп. Даниила», Изд. 2-ое. Пересл.-Залесский 1894 г., стр. 36, прим., 49 и след. Это мнение провинциального исследователя, к сожалению, осталось, по-видимому, неизвестным г. Васенко, по крайней мере, в его книге не отмечено; не было оно известно и прежним ученым, занимавшимся Житием преподобного Даниила. Приведем те немногочисленные и отрывочные биографические данные об Андрее-Афанасии, которые сохранились в источниках и которые относятся к периоду его жизни до митрополитства, когда он мог писать Житие преподобного Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Спаси Вас Господи. Татиана 2017/06/28, 22:38:22 Уважаемый отец, или брат, кто сейчас читает мое письмо. Прошу Вас ОЧЕНЬ помолиться о моем сыночке ( 4 годика). У него запланирована операция на 12-ое июля. Очень прошу Ваших молитв! Может еще кого-то попросите помолиться о нем? Зовут - Дионисий. Спасибо!!! Александра. 2017/06/28, 20:18:38 Дорогие о Господе отцы и братия Святой горы Афон! Смиренно прошу Вашего молитвенного заступления об избавлении моей свекрови Ларисы от действия злых духов и исцелении её от ненависти к своим детям и внукам. Пусть просветится душа её миром и покоем, пусть усмирит она свой неправедный гнев. Благодарю вас за молитвенную помощь.Спаси Вас, Господи! р.Б. Валентина 2017/06/28, 20:16:49 Мир Вам, отцы и братья святой горы Афон и низкий поклон! Помолитесь пожалуйста келейно, чтобы у меня наладились хорошие, деловые отношения с моими руководителями Олегом Мустафаевичем и Тамарой Максимовной, чтобы у меня не было неразрешимых проблем и трудностей на производстве. Благодарю за Ваши сугубые молитвы, храни Вас Господь! р.Б. Олег 2017/06/28, 17:25:32 Миленькие монахи, помолитесь за мою доченьку Юлию, чтобы она не заболела и была здоровенькая. Господи помоги нам, пожалуйста Татьяна 2017/06/28, 15:38:21 Простм молитв о роженице Инне. Благодарим вас ! Наталия 2017/06/28, 15:35:52 Просим молитв о новопреставленном Георгие. Спаси вас Господи! Людмила 2017/06/28, 14:40:47 Дорогие мои отцы святые на вас уповаю и нашего Господа Бога ! Помогите мне прошу вас я мама семерых детей Мой муж уже не смотрит на меня как на женщину я очень болею очень у нас много проблем материальный денег нет отдовать долги переехать снять другую квартиру я прошу вас умоля помогите нам помогите нам с молитвой господу богу обратиться мой сын иподиакон Молится за нас тоже помоги нам господи Мы любим бога,только другой мой сын сейчас в блуду пьёт сильно играет игры так же как и муж прошу вас помолится за моего сына Виталия прошу вас он гибнет ему плохо очень! У него скоро у сына Виталий будет малыш должен улететь на заработки англию я боюсь за него господи помоги нам

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=103

Ответ на возражение 1. Благо может существовать без зла, в то время как зло не может существовать без блага (49, 3), поэтому у демонов существует порядок, являющийся следствием их благой природы. Ответ на возражение 2. Если мы рассматриваем демонский порядок со стороны упорядочивающего их Бога, то этот порядок священен, поскольку Он использует демонов ради Себя, если [мы рассматриваем его] со стороны демонских пожеланий, то он не священен, поскольку они употребляют свою природу во зло. Ответ на возражение 3. Имя «серафимы» происходит от рвения в милости, имя «престолы» – от близости к Богу, а имя «господства» означает некоторую свободу, и коль скоро все это противоположно греху, то указанные имена не усваиваются согрешившим ангелам. Раздел 2. Существует ли предшествование у демонов? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что у демонов нет никакого предшествования. Ведь любое предшествование определяется мерою праведности, а демоны полностью утратили праведность. Следовательно, у них нет никакого предшествования. Возражение 2. Далее, где нет повиновения и подчинения, там нет и никакого предшествования. Но повиновения и подчинения не бывает без согласия, которого у демонов быть не может, поскольку сказано: «От высокомерия происходит раздор» ( Прит. 13, 10 ). Следовательно, у демонов нет никакого предшествования. Возражение 3. [Далее] если у них есть предшествование, то оно есть либо согласно природе, либо согласно греху или наказанию. Но оно не может быть ни следствием их природы, поскольку подчинение и услужение проистекает не из природы, а из последующего греха, ни следствием греха или наказания, поскольку в таком случае высшие демоны, чьи грехи наиболее тяжки, были бы подчинены низшим. Следовательно, у демонов нет никакого предшествования. Этому противоречит следующее: в глоссе на 1-ое послание коринфянам (15, 24) сказано: «Доколе существует мир, дотоле ангелы будут управлять ангелами, люди – людьми, а демоны – демонами». Отвечаю: поскольку характер действия проистекает из природы вещи, зависимость природ обусловливает зависимость действий. Так это [например] мы видим в телесных вещах; в самом деле, коль скоро низшие тела в порядке природы располагаются ниже небесных тел, то их действия и движения подчинены действиям и движениям небесных тел. Но из сказанного выше (1) очевидно, что демоны в порядке природы подчинены другим и, следовательно, их действия подчинены действиям тех, кто над ними, а это мы и называем предшествованием, то есть, что действие субъекта проистекает из действия [кого-либо] предшествующего. Точно так же и само природное расположение демонов предполагает наличие среди них их собственных властей. Все это полностью сообразуется с божественной мудростью, которая ничего не оставляет неупорядоченным, «быстро распространяется от одного конца до другого и все устрояет на пользу» ( Прем. 8, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Белякова - Белякова Е. В. “Афонские традиции в русских скитах XVII в.”,//“Патриарх Никон и его время: Сборник научных трудов”, М., 2004г., Труды ГИМ, вып. 139, стр. 341-347. Бондарев - Бондарев В. “Верен до смерти. Подвиг святителя Павла Коломенского”,//“Церковь”, вып. 4-5, 2002г., стр. 47-49. Булычев - Булычев А. А. “О публикации постановлений церковного собора 1620г. в мирском и иноческом «Требниках» (М. 1639)”,//“Герменевтика древнерусской литературы (сборник 2, XVI-haчaлo XVIII вв.)”, М., 1989г., стр. 35-62. Виноградский - Виноградский Н. “Церковный собор в Москве 1682г.: Опыт историко-критического исследования”, Смоленск, 1899г. Вознесенский – Вознесенский А. В. Сведения и заметки о кириллических печатных книгах. 8. Как у нас правились печатные книги: О кавычном экземпляре Псалтири (М. I. 1978)//ТОДЛ. 2003. LIV. Гиббенет - Гиббенет Н. “Историческое исследование дела патриарха Никона”, 2 т., Спб, 1882-1884гг. Голубинский - Голубинский Е. “История канонизации святых в Русской Церкви”, М., 1903г. Горский, Невоструев - [Горский А. В. прот., Невоструев К. И.] “Описание славянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки”, отдел третий, книги богослужебные, ч. 1, М. 1869г. Дело - “Дело о патриархе Никоне”, Спб, 1897г. Дмитриевский I - Дмитриевский А. А. “Рецензия на сочинение проф. И. Мансветова “Церковный устав” //ХЧ, 1888г., 9 - 10. Дмитриевский II - Дмитриевский А. А. “Митра. Историко-археологический очерк”,//“Московские епарихальные ведомости”, 4—5, 2003 г. (1-ое изд. - “Руководство для сельских пастырей”, Киев, 1903, 11; я пользовался электронной копией статьи с сайта http://www.liturgica.ru/). Зернова - Зернова А. С. “Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVIIbb.” Сводный каталог. М. 1958г. Знаменский - Знаменский П. В. “Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра.”, СПб., 2003г. Исправление - [Строев П. М.] “Исправление богослужебных книг при патриархе Филарете”,//ПС, 1862г., август (стр. 361-405), сентябрь (стр. 32-86).

http://bogoslov.ru/article/376316

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010