Святая Клотильда, королева франков Аудио Святая Клотильда Святая Клотильда (Хродехильда) родилась около 475 года. Она была дочерью короля Хильперика. Ее отец делил со своими братьями Бургундское королевство. Владения Хильперика простирались от Юры до Дюранса. В те времена, после распада Римской империи, варварские племена: бургунды, вестготы, франки и алеманны – соперничали за территорию Галлии. Мать святой была православной, тогда как все другие бургундские владыки примкнули к арианской ереси. После того как дядя убил ее родителей, Клотильде пришлось скрыться. Она поселилась в Женеве и проводила благочестивую жизнь. Юную красивую принцессу заметили послы Хлодвига, короля франков, и тот посватался к ней, желая скрепить союз между своим народом и бургундами (ок. 492). Королева кротостью и образцовым добродетельным поведением заслужила большое уважение Хлодвига. Он согласился окрестить их больного ребенка, который затем по молитвам матери исцелился. Сам Хлодвиг продолжал оставаться непреклонным перед уговорами супруги до сражения с алеманнами при Тольбиаке, по ту сторону Рейна (496). Напуганный превосходством противника, он призвал Бога Клотильды и дал обет принять крещение, если победит. Франки одержали победу, и король исполнил свое обещание. Пройдя оглашение под руководством святого Ведаста (память 6 февраля), он был крещен святым Ремигием, епископом Реймсским (память 1 октября), на Рождество 496 (или 498) года. Вместе с Хлодвигом крестились франкские воины и представители знати: новокрещеных было более трех тысяч. Это открыло путь к обращению в христианство всего народа, которому было предначертано стать великой христианской нацией. Клотильда внушала монарху необходимость снисходительного отношения к врагам и уважения к церковным установлениям. В Париже, столице королевства, она выстроила храм, посвященный святым апостолам (впоследствии – монастырь Сент-Женевьев). Там были положены мощи святой Геновефы (Женевьевы; память 3 января), которую ревностно почитала Клотильда.

http://pravoslavie.ru/54284.html

Образ помещается у левой колонны. По указу консистории от 7 августа 1872 г. за 3110, пред иконою, в четверг после литургии, читается акафист Пантелеймону, а 27 июля обносят икону вокруг собора; 3) крест с мощами, пожертвованный г-жей Волковой, в память умершего сына ее, Сергия, с малолетства страдавшего от падучей болезни; 4) крест с мощами св. Феодора Тирона и Варвары Великомученицы; 5) образ с частицею мощей св. Авраамия; 6) иконы знаменитых художников, пожертвованные сюда Николаем 1 из Гатчинского дворца, при устроении двух приделов. Из них профессору Бруни принадлежат иконы св. великомученицы Екатерины, Царицы Александры и – Тайной вечери; Егорову – запрестольный образ Воскресения Христова и архангелов Гавриила и Михаила на боковых дверях; Брюллову евангелисты в куполе, местные образа, образ Аарона и трех святителей. Замечательны также образа: Распятие – Вандика, и «Слава Богородицы» – Поля Веронезе; 7) икона Владимирской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе, устроенная в память коронования Александра Николаевича и Марии Александровны. Драгоценные каменья пожертвованы разными лицами. Ризу вышивали девицы Давыдовы; 8) образ святителей московских, присланный от московского митрополита Филарета, в 1867 году, при следующем послании: «Божие благословение, мир и благоденствие. Не иное что, как любовь вашу к православной церкви и ее священноначалию вижу в том, что вы издалека благим оком воззрели на меня, и на мой день, милостью Божиею мне дарованный, и мне послали не только слово привета, но и священный дар, – икону праведного Филарета. С утешением благодарю вас, потому что с утешением вижу ваше душевное расположение. По долгу взаимности и по желанию некоторых из вас, препосылаю вам святую икону Святителей и Чудотворцев московских. Их богоприятные молитвы благодатно да покрывают ваши души и ваш град. 475, 6 октября 1867 года. Филарет митрополит Московский»; 9) потир сребропозлащенный, с финифтяными образами, и разноцветными стразами. Он был пожертвован Императрицею Екатериною 2 в 1763 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Он славился строгостью жизни и силой красноречия, которое его современник Сидоний Аполлинарий, епископ клермонский, восхваляет в преувеличенных терминах 2250 . После напрасных стараний убедить одного пресвитера, по имени Люцида, державшегося крайних мнений касательно предопределения, Фавст, около 475 года, привел его на собор, заседавший в Арелате, где Люцида принужден был отказаться от многих из своих мнений и признать, что как благодать, так и человеческая деятельность требуются для послушания божественной воле 2251 .Собор поручил Фавсту написать опровержение заблуждений Люцида и его партии, и другой собор, состоявшийся в Лионе, просил его сделать некоторые дополнения к своему труду 2252 , который таким образом имел как бы санкцию со стороны церкви галльской, Он начинается опровержением более грубых учений пелагианства, в затем нападает на Августинову систему, которую автор обвиняет в антиномианстве. Фавст, который был отправлен в ссылку арианином Евриком в 481 году, но возвратил себе кафедру после смерти этого государя три года спустя, умер около 491–3 года в весьма преклонном возрасте. Память его прославлялась в его собственной стране, как память святого 2253 ; но Авит, епископ вьеннский, Кесарий, епископ арелатский, и Клавдиан Мамерт, пресвитер того же города, писали против его мнений, и вскоре после его смерти его сочинения были осуждены папой Геласием в декретальном послании, которое замечательно тем, что содержит в себе самый ранний римский список запрещенных книг 2254 . Сочинение Фавста «О благодати и свободной воле», с течением времени проникло в Константинополь, где оно возбудило много толков среди братства скифских монахов. Эти последние уже сносились с Западом по возникшему в то время вопросу: «одно ли только лицо из Троицы пострадало?» 2255 . Они обращались к Ормизде, епископу римскому (520–3 гг.), с целью осуждения Фавста, и так как его определение было недостаточно сильно, чтобы удовлетворить их ревность, то их посланные в Рим перенесли дело на рассмотрение православных епископов Африки, изгнанных в Сардинию вандалами 2256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постройка храма осуществлялась на народные пожертвования. История сохранила некоторые имена наиболее щедрых жертвователей. Богатые купцы заказали серебрянные ризы на иконы Спасителя, Божьей Матери, Преображения Господня и храмовой Покрова Божьей Матери на сумму 685 рублей. Коллежский секретарь Алексей Островерхов пожертвовал великолепный серебряный ковчег стоимостью 429 рублей «в благодарность к милости Божьей, продлившей ему жизнь до 77 лет». В 1833 году икона Благовещения Божьей Матери украшена серебряной ризой в 475 рублей церковным старостой Фёдором Бойчевским в память умершей жены его. Особенную память оставила о себе Агафья Фоминична Синельникова — вдова (или сестра?) сотника Ивана Синельникова, который в 1732 году возглавлял возрождение Старой-Белой слободы. Она много содействовала своими средствами в деле построения и украшения храма. Была похоронена во дворе собора, где хоронили священников и наиболее выдающихся жителей города. Одной из могил в ограде собора была могила старосты Фёдора Осиповича Бойчевского (1801 — 29.04.1872). Вне сомнения, рядом с собором был похоронен протоиерей Покровского собора Пётр Никифорович Аристов (1786-1850) и, возможно, его сын протоиерей Пётр Петрович Аристов. В этой династии священнослужителей были по крайней мере ещё два священника. Василий Аристов фигурирует в документах Шульгинской Троицкой церкви в 60-х годах XIX века. Еще один Арестов был старобельским священником уже в XX веке. Наверное, последним в ограде собора был похоронен в 1926 году наш знаменитый врач-окулист Василий Андреевич Шафрановский — основатель Старобельской глазной больницы. Увы, могилы этих старобельчан постигла та же участь, что и Покровский собор. Началась эпоха лихих «воинствующих безбожников». Разрушение древних святынь представлялось им важным мероприятием в деле построения светлого будущего. В 1930 году прекратилась служба, а в 1934 году собор взорвали, хотя и с большим трудом — древние стены рухнули только со второй или третьей попытки. Таким образом, собор простоял 140 лет. Планировалось использовать кирпичи разрушенного собора для постройки железнодорожного вокзала. Но, по рассказам очевидцев, их удалось получить очень мало: старинный раствор скреплял кирпичи так прочно, что взрывы их не рассоединили. В итоге от собора осталась куча щебня, которую школьники разгребли на субботниках. Кирпич из разрушенного собора использовался при строительстве железной дороги Москва-Донбасс в 1934 году.

http://sobory.ru/article/?object=50654

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь бессребреников. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь бессребреников; кондак воскресный. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь бессребреников; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и бессребреников. Апостол и Евангелие – дня и бессребреников. 1 Память прп. Никодима Святогорца совершается 14 июля (27 июля н. ст.). 2 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 429–444. 3 См.: Там же. С. 445–455. 4 См.: Там же. С. 458–466. 5 См.: Там же. С. 467–475. 6 Благословением Святейшего Патриарха Кирилла от 5 ноября 2014 года утвержден Собор святых Санкт-Петербургской митрополии. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба всем святым, в земле Санкт-Петербуржской просиявшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4251204.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/445 ). 7 См.: Минея-Июнь. М., 2002. Ч. 2. С. 544–569. 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63. 9 Там же. С. 65–67. 10 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на Бог Господь»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-14/

 ...брату Филиппову Михаилу Калычеву главу отсщи... — В сентябре 1568 г. был казнен троюродный брат Филиппа Михаил и три его сына — Булат, Симеон, Мина. Эта казнь состоялась в одно время с казнью Ивана Федорова, Андрея Катырева, Федора Троекурова, Михаила Лыкова. Вероятно, Филиппу была прислана голова его родного племянника — Ивана Борисовича, который был казнен после тяжких истязаний в конце 1568 г.  «...яже избра, и приятъ Господь, память ихъ — в родъ и родъ». — Ср.: «Господи! Имя твое — в век, и память твоя — в род и род» (Пс. 134, 13).  ...осуди его заточениемъ во Тверь-градъ во Отрочь монастырь... — Успенский Отроч монастырь в Твери был основан в период до второй половины XV в. (по другим сведениям — в конце XIII в.). В то время его игуменом был Вавила.  «Ничтоже мя от любве Божия разлучить!»... отторгнет мя от любве Божия. — Ср.: «Кто ны разлучит от любви Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь?» (Рим. 8, 35).  «...Яко Господу год, тако и будетъь. — Ср.: «Обаче не моя воля, но твоя да будет». (Лк. 22, 42).  ...царю шествие творящу в Великий Новъградъ... — Поход на Новгород в январе 1570 г. привел к полному разгрому богатейшего русского города, гибели множества горожан.  «Владыко! Господи... благословенъ еси во веки. Аминь!» — Предсмертная молитва подвижника, традиционна в житиях.  ...великия церкве Пресвятыя Троицы... — В Успенском монастыре собора во имя Святой Троицы не было. Он стоял в самой Твери. Известно, что первоначальное захоронение Филиппа находилось в монастыре.  ...во островъ Валаамъ заточи. — Валаамский Преображенский монастырь на острове Валаам в Ладожском озере был основан не позднее 1415 г. (см. Сказание о Валаамском монастыре и комментарии к нему в наст. томе, с. 446—475, 807).  ...к Николе на Веневу во обитель сосла... — Николаевский Успенский Веневский монастырь стоял на реке Осетре недалеко от Тулы. Известен с XIV в.  ...Стефана наричема Кобылина... — Стефан Кобылин, один из стражей Филиппа в его тверском заточении, принял постриг под именем Симеона. Автор Колычевской редакции Жития называет Симеона в качестве одного из источников своих сведений о жизни Филиппа.

http://predanie.ru/book/220955-zhitie-mi...

Т. 10. С. 142). О кончине его повествуется в Лаврентьевской лет.: «В лто 1262 Того жё лта . Преставис блаженъуи оучителнъуи епископъ Кирилъ Ростовьскъуи месца ма въ. 21 на памть Костнтина ленъу . въ Зборъ свтыхъ тець 318 се бьусть истиннъуи пастьурь пасъ стадо люди земл Ростовьскгьу с кротостью . и положиша тло в церкви свгьу Богородица в Ростов». (В год 1262. В этот же год преставился блаженный и учительный епископ Кирилл Ростовский 21 мая на память Равноапостольных Константина и Елены, в Собор святых отцов 318 (Первого Вселенского Собора). Это был истинный пастырь. Он пас стадо людей земли Ростовской с кротостью. И положили тело его в церкви Святой Богородицы в Ростове) (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 476–477). По словам A. А. Титова , упоминается как местночтимый святой Ростовской земли (Титов A. А. Синодики XVII и XVIII вв. С. 7 со ссылкой на «Книгу, глаголемую описание о Ростовских святых»). Память в Соборе Ростово-Ярославских святых – 23.05 и в Соборе Владимирских святых – 23.06. 5325 В Лаврентьевской лет. сообщается, что в 1261 г. св. Игнатий был перемешен из архимандритов Богоявленского монастыря в причт кафедрального собора в Ростове, а в 1262 г. после кончины владыки Кирилла был поставлен епископом (ПСРЛ. Τ. I. Стб. 475–476). В Никоновской и Воскресенской лет. сообщается, что был возведен после ухода на покой епископа Кирилла, а после его кончины был поставлен на его место (ПСРЛ Т. 10. С. 142–143; Т. 7. С. 162–163). Не подвергая сомнению сообщения Никоновской и Воскресенской лет., можно отдать предпочтение сведениям, содержащимся в Лаврентьевской лет. Возникшее противоречие можно объяснить тем, что будущий епископ Игнатий после ухода на покой владыки Кирилла управлял делами епархии, являясь по своему статусу настоятелем кафедрального собора Ростова, а в 1262 г., после кончины епископа Кирилла, владыка Игнатий был хиротонисан в епископство. Точная дата поставления приводится в Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 98). В 1280 г. был запрещен в служении митрополитом: «Того же лета митрополить Кирилъ прииде ис Киева в Соуздалскоую землю и слыша Игнатиа, епископа Ростовскаго, неправо творяща – не по правиломъ осоудилъ бо бе князя своего Глеба: по девятихъ неделяхъ преставлениа его изриноу его изъ церкве в полоунощи и повеле его погрести оу Спаса въ кнеинине монастыре», митрополить же отлоучи за то епископа оть слоужьбы, донели же князь Дмитри Борисовичь доби за него челомъ митрополиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память собора 16 июля; сведения о соборе – в макарьевских минеях под сим-же числом, в житии патриарха константинопольского Флавиана (июл. 3), царицы Пулхерии (сент. 10) и в сказании о чуде мученицы Евфимии (июл. 11). Это чудо так изображается в греческом часослове 474 . «В 451 г. в царствование Маркиана и Пулхерии, когда в Халкидоне собрался IV вс. собор против монофизитов Евтихия и Диоскора, после долгих рассуждений как поборники православия, в числе 630 отец, так и их противники согласились, чтобы каждая сторона написана на хартии свой предел (ρον), т. е. догмат своей веры и мудрствование о спорном вопросе, с тем, чтобы просить у Бога извещения. Положили две хартии в раку мощей св. Евфимии и, запечатав раку, удалились. После троекратных всенощных молитв открыв раку в присутствии царя, нашли еретическую хартию в ногах мученицы, а хартию православных в правой ее руке» 475 . V вс. собор 165 отец в Константинополе в 553 г. при имп. Юстиниане против монофизитов и мнений Оригеновых. Память собора в макарьевских минеях под 25 июля и в житии царя Юстиниана (ноябр. 14) и патр. Евтихия (апр. 6) 476 . VI вс. собор 170 отец в Константинополе в 680 г. при имп. Константине Погонате против монофелитов. Память собора 23 января и 13 июля или в ближайшее к этому дню воскресенье; см. также в житии папы Агафона (февр. 20) 477 . К VI собору приурочивается, как его продолжение, так называемый пято-шестой или трульский собор. Известно, что всел. соборы V и VI не имели предметом своих совещаний правил по церковному управлению. Посему для пересмотра этих правил, для соглашения их с государств. законами и для утверждения в церк. практике составлен был в 691–92 собор православных иерархов – в числе 227 – в Константинополе при имп. Юстиниане 11 Ринотмете. Этот собор называется пято-шестым (πεντεκτη), как дополнивший определение V и VI вс. Соборов;–называется трульским, потому что заседания его были в отделении дворца под сводами (ν τωτρολλω του Βαστκου παλατιου), где был и собор 681 г. 478 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

В рус. агиографической традиции И. П. называется Ветхопещерником; в Четьих-Минеях, составленных свт. Димитрием , митр. Ростовским, этот эпитет объясняется тем, что Древняя лавра первоначально находилась в пещере, куда был заключен разбойниками прп. Харитон . Однако известно, что на месте той пещеры была основана не Древняя, а Фаранская лавра. Ист.: ActaSS. Apr. Τ. 2. P. 625-626; SynCP. Col. 615-618, 660, 843-844, 852; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 249; ЖСв. Апр. С. 292-293. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 114, 116, 132, 225; Т. 3. С. 147; Vailh é S., P é trid è s S. S. Jean le Paléolaurite, précédé d " une notice sur la Vieille Laure//ROC. 1904. Vol. 9. P. 333-358, 491-511; Emereau C. Hymnographi byzantini: Ioannes Palaeolaurita//EO. 1924. T. 23. P. 198-199; Sauget J.-M. Giovanni//BiblSS. Vol. 6. Col. 861-863; Volk O. Johannes Palaiolaurites//LTK. Bd. 8. S. 1067; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αϒιολϒιον. Σ. 235; PMBZ, N 3225; Aubert R. Jean le Paléolaurite//DHGE. T. 27. Col. 415. А. Н. К. Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. И. П. не упоминается. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., в самой ранней сохранившейся редакции студийского Синаксаря, И. П. также не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 474-475), представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава , память И. П. отмечается совместно с памятью сщмч. Ермолая 26 июля; в этот день служба совершается с пением на утрене « Аллилуия », соединяются последования Октоиха и святых; последование И. П. состоит из канона 4-го гласа авторства Феофана, цикла стихир-подобнов и седальна. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 261), отражающем афоно-итал. редакцию Студийского устава, И. П. упоминается 19 апр. без богослужебного последования. В ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Там же. T. 3. С. 47, 52) память И. П. указывается 19 апр. и 26 июля; служба подробно не описана. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) И. П. упоминается только 19 апр. В первопечатном московском Типиконе последование И. П. 19 апреля включает: общий тропарь преподобному 8-го гласа       канон 4-го гласа, цикл стихир-подобнов, седален; также И. П. назначается кондак 4-го гласа     к-рый берется из последования, певшегося накануне. Начиная с исправленного издания московского Типикона 1682 г. и вплоть до наст. времени последование И. П. в слав. богослужебных книгах состоит из канона, цикла стихир-подобнов, седальна. В совр. греч. богослужебных книгах память И. П. не отмечается.

http://pravenc.ru/text/471422.html

Иоанн Фиалович (1781–1790 гг.); 4) свящ. Василий Иванович Яницкий 1790–1808 гг.); 5) свящ. Николай Васильевич Яницкий (1808–1831 гг.). 939 . с. Теслугов 475 (при рч. Пляшевке) волости Теслуговской, от Житомира. 360 вер., от Дубно 40 вер., от австр. границы 15 вер., от ближ. ж.-дор. и почт. ст. Рудни-Тарнавки 15 вер., от ближ. приход. с. Борятина 3 вер. и с. Хотина – 4 версты. Приход 6-го кл. Церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Построена в 1873 году на средства прихожан и местного священника о. Лукиана Матусевича. Деревянная, однокупольна, на кам. фунд., крыта железом, с такою же колокольнею. Иконостас – новый, трёхъярусный. Колоколов – 6; больший – в 11 пудов. Утварью и ризницею довольно богата. Опись церк. имущества составлена в 1868 г. Есть церк. библиотека; каталог её книг составлен в 1887 г. При входе на приход. кладбище находится часовня во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, построенная прихожанами в память чудесного избавления их от эпидемии, бывшей в с. Теслугове в 1872 г. Проводы бывают в Фомин понедельник. Кроме того, по заведённому обычаю, во все воскресн. и праздн. дни прихожане приносят в церковь хлеб, булки и холодные закуски для угощения нищих, прося их, чтобы они молились за их умерших родственников; другие – у себя дома устраивают обеды для угощения нищих. Во время поминальных обедов обыкновенно на общем столе ставят отдельный прибор столовый, за которым обыкновенно никто из обдающих не садится; делается это, как объясняют прихожане, в память того события, что когда Пресвятая Богородица, по своём преставлении, была взята на небо, то Апостолы, поминая Её, тоже ставили на столе особый столовый прибор будто бы для Пресвятой Богородицы, которая невидимо присутствует между ними. Во все понедельники, за исключением тех, в которые случится Господский или Богородичный праздники, прихожане этого села строго постятся – даже и при тяжких болезнях. Земли: усад. и огород. 1 дес. 2,121 саж., пахот. в 3 сменах 31 дес., сенокос. болотной 1,208 саж., дровян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010