Страну узов нек-рые исследователи отождествляли с зап. областью Германии, где проживали узипеты, а сел. Виллапата - с неким герм. селением Вилла ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 108; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 111). Однако совр. агиографы установили, что речь идет о Хузестане (юго-зап. провинция Ирана) и сел. Бет-Лапат (Гундишапур), т. е. П. имел персид. происхождение. Очевидна параллель с Мученичеством вмч. Иакова Персянина (пам. 27 нояб.), к-рый также происходил из христ. семьи из Бет-Лапата, служил при дворе шаханшаха Йездигерда I (399-420) и его сына Вахрама V (420-438). Последний приблизил к себе юношу и склонил к вероотступничеству. Мать и жена Иакова написали ему письмо с призывом к покаянию, к-рое отрезвило его. Иаков исповедал себя христианином и был предан жестокой казни. Ж. М. Соже полагает, что именно Мученичество Иакова Персянина послужило основой для несохранившегося Мученичества П., к-рое было написано существенно позже излагаемых событий. Агиограф, вероятно, не знал реалий нач. IV в. и поместил дворец Диоклетиана и Максимиана в Риме. Однако П., видимо, действительно существовал. Его имя упомянуто в нек-рых греч. рукописях Синаксарей с дружиной Анфима , Фалалея , Христофора , Евфимии и чад их, мучеников Никомидийских (пам. 19, 22 нояб.). В Византии имеются свидетельства почитания П.: ему был посвящен храм в К-поле, местоположение к-рого не поддается идентификации; он упомянут в трактате «О церемониях» имп. Константина VII Багрянородного ( Const. Porphyr. De cerem. Vol. 1. P. 771, 773). В древние Мартирологи память П. не включена; кард. Ц. Бароний внес ее в Римский Мартиролог под 19 марта с кратким сказанием. В Синаксаре К-польской ц. сказание о П. помещено под 25 мая без упоминания страны его происхождения (SynCP. Col. 707-709), а также под 26 мая (Ibid. Col. 709) и 19 марта (Ibid. Col. 548). Перевод греч. сказания был включен в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 58-60) и позже - в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 26. 2-я паг.). Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 29-30; MartRom. P. 131; MartRom. Comment. P. 104. N 3; PG. 117. Col. 475 [Менологий Василия II]; ЖСв. Март. С. 395-398; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 107-1110. Лит.: Sauget J.-M. Pancario//BiblSS. Vol. 10. Col. 80-82; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 370-371; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 232-233. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: ДИОДОР И ДИДИМ мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.) ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня)

http://pravenc.ru/text/2578899.html

Святой Герасим Иорданский († 475, память 4 марта) родился в зажиточной семье в области Ликия, в Малой Азии . В детстве его отдали в монастырь. После паломничества по Святым местам он решил стать отшельником в пустыне, недалеко от впадения Иордана в Мертвое море, и около 455 года основал лавру. Сам он достиг такой степени аскетизма, что в течение всей Четыредесятницы обходился без пищи и только по воскресным дням принимал Святое Причастие. Однажды недалеко от монастыря он встретил льва, страдавшего от попавшей в лапу колючки финиковой пальмы, вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал ее. Так лев стал его верным другом и пять лет прожил со старцем, питаясь хлебом и мочеными овощами. А когда святой Герасим скончался, лев умер от тоски на его могиле. Святой Герасим с древнейших времен и до сего дня творит чудеса. Греки даже называют его «святым Экспрессом» - так быстро он откликается на молитвы. Многие случаи помощи святого Герасима видел архимандрит Хризостом своими глазами: - Около двадцати лет тому назад приехал из Иерусалима диакон Ириней (из Синайского монастыря). С ним был двенадцатилетний мальчик с Крита (он обучался в греческой семинарии на Сионе). В субботу после обеда я был очень уставшим и месил тесто, потому что у меня не было служебных просфор для воскресной литургии. Внезапно у мальчика поднялась высокая температура, начались страшные головные невыносимые боли. Я не знал, что делать! У меня не было машины, только один мотоциклетик. Я не мог отвезти мальчика к врачу и в отчаянии помолился святому, чтобы он исцелил ребенка. Около 11 часов диакон и мальчик уснули. Я был очень уставшим, в печи у меня стояли хлебы, я думал о завтрашней литургии и от сердца попросил святого вылечить больного ребенка. В какой-то момент диакон услышал, как хлопнула дверь. Встал, огляделся: никого. Он пришел, нашел меня, и мы вместе направились в комнату. Я предположил: наверное, это был святой. И не успел докончить фразу, как мальчик, который бредил, проснулся и говорит: «Геронда, я весь мокрый. Один батюшка вылил на меня банку воды». Мы сняли с мальчика майку, обтерли полотенцем. Через пять минут он спокойно уснул, без горячки, и наутро был абсолютно здоров.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

канонизации В. К. в то время. Однако в кон. XVIII в. память мученика перестали праздновать даже в Ростове (в Успенском соборе города по В. К. служили панихиды), Е. Е. Голубинский связывал это с переводом архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль. 4 марта 1909 г. по просьбе клира ростовского Успенского собора архиеп. Ярославским и Ростовским св. Тихоном (Белавиным; впосл. Патриарх Московский) было возобновлено празднование святому (Архив ГМЗРК. А-1527. Л. 45 об., 46, 48-49 об.). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено 10 марта 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1997. Стб. 434-435, 442, 444, 446-453, 455-459, 461, 465-467, 469, 472, 475, 516, 519-521; Т. 3. М., 2000. С. 64, 268; Т. 4. Ч. 1. С. 201-202, 212, 218-221, 631; Т. 6. Вып. 1. Стб. 290, 294-298; Т. 15. Вып. 1. Стб. 308, 327, 330-332, 339, 343, 353-354, 365, 370, 373; Т. 18. СПб., 1913. С. 24, 162, 165-178, 186-215, 225, 227, 229; Т. 21. Ч. 1. С. 338-340; Т. 23. СПб., 1910. С. 62, 67-76, 167; Т. 24. М., 2000. С. 91-93, 227; Т. 25. М.; Л., 1949. С. 108, 115-117, 121-129, 148; СКСРК, XI-XIII вв. 174-175. С. 194-198; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 108-115. 99-100; Описание о российских святых. С. 98. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1861. С. 38-45; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Т. 3. С. 588; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 94; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 613. С. 158-159; Макарий. История РПЦ. Т. 3. С. 160; Описание славяно-рус. рукописей, находящихся в собрании чл.-кор. ИОЛДП А. А. Титова. СПб., 1901; Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. Л., 1940. С. 87-96; Лихачев Д. С. Рус. летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. С. 282-286; Тихомиров М. Н. Древнерус. города. М., 19562. С. 400-401; Насонов А. Н. История рус.

http://pravenc.ru/text/150813.html

О. И. умер «в черньцехъ и въ скиме» в среду Страстной недели, на память мц. Фотины Самаряныни, и был похоронен «оу святаго Спаса» в Рязани (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475). В тексте Лаврентьевской летописи допущена ошибка в месяце смерти князя (май вместо марта; Пасха в 1258 праздновалась 24 марта; память Фотины Самаряныни празднуется 20 марта, см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 296), в нек-рых поздних летописцах встречается и др. ошибка в дате смерти О. И.- «декабря 20 день» (см., напр.: ПСРЛ. Т. 30. С. 92). Почитание О. И. почитался в Рязанском княжестве с 1258 г. как представитель местной династии. Он являлся фактическим родоначальником династий вел. князей Рязанских (угасла в кон. 1-й трети XVI в.), великих и удельных пронских князей (в сер. XV - XVII в. проживали как в Русском гос-ве, так и в Литовском вел. княжестве). С посл. трети XIII в. основное поминание О. И. проходило в Спасском соборе в Рязани, а со 2-й четв. XIV в.- в Успенском соборе Переяславля-Рязанского (ныне Рязань). Помимо династических соборов и мон-рей почитание О. И. происходило во владычных церквах и обителях. По-видимому, перед смертью князь сделал щедрые вклады в пользу епископской кафедры и кафедрального Борисоглебского собора. Согласно выписи из включенной в неизвестную правую грамоту жалованной данной, тарханной и несудимой грамоты вел. кн. Рязанского Михаила Ярославича епископу Рязанскому Стефану на земли, «тянувшие» к владычному с. Столпцы у р. Прони (ныне Старожиловский р-н Рязанской обл.), это владение являлось «куплей первых владык», к-рую дали ему «деди и прадеди» вел. кн. Михаила Ярославича (АСЭИ. Т. 3. 309. С. 339), а прямым прадедом князя по муж. линии был именно О. И. На протяжении XIV - нач. XVI в. формировалось устойчивое ошибочное отождествление О. И. с кн. Олегом Игоревичем Красным, которое в XIX-XX вв. получило поддержку в историографии, прежде всего литературоведческой. После образования Русского государства и окончательного присоединения к нему Рязанского вел. княжества (1521) имя О. И. было включено для поминания в состав царского синодика (РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 2 об., список 2-й пол. XVI в.; см. также: Кузьмин А. В. Князья Можайска и судьба их владений в XIII-XIV в.: Из истории Смоленской земли//ДРВМ. 2004. 4(18). С. 122. Прил.). В февр. 1557 г. в К-поль вместе с миссией митрополита Евгрипского и Кизического Иоасафа и архим. Феодорита из суздальского Спасо-Евфимиева мужского мон-ря патриарху Константинопольскому Иоасафу II был отправлен список его текста, в к-рый включили и имя О. И. (Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 219, 400, 423).

http://pravenc.ru/text/2578291.html

Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1905, 46. – С. 1985–1986. – 17. – С. 728–729. Русский инок. – 1911, вып. 41–42. – С. 73–74. Русская старина. – 1874, август. – С. 778. – 1875, март. – С. 657; ноябрь. – С. 587. – 1876, т. 15. – С. 721–756. – 1877, март. – С. 546. – 1878, июль. – С. 474–475. – 1879, апрель. – С. 731–752; май. С. 1–34; август. – С. 577–608; сентябрь. – С. 34;октябрь. – С. 176–177, 179. – 1881, июнь. – С. 318. – 1883, сентябрь. – С. 555–558. – 1885, февраль. – С. 311–338. – 1886, январь. – С. 3. – 1888, март. – С. 755; февраль. – С. 419. Исторический вестник. – 1874, июнь. – С. 92. – 1875, март. – С. 228–254; апрель. – С. 392–418. – 1882, март. – С. 527–528. – 1884, февраль. – С. 433; т. 17. – С. 370; октябрь. – С. 14, 19. – 1885, март. – С. 726–727; октябрь. – С. 100–101. – 1887, январь. – С. 136–142; май. – С. 475. – 1888, февраль. – С. 424, 426; март. – С. 755–759. – 1895, август. – С. 402, 407–408. – 1896, апрель. – С. 181–182. – 1904, февраль. – С. 702. – 1905, июнь. – С. 907. Православное обозрение. – 1865, февраль. – С. 67. Русский архив. – 1895, кн. 1, 4. – С. 478, 558; кн. 2, 5. – С. 6–8, 11, 6. – С. 244–247; 10. – С. 10. – 1904, кн. 3, 11. – С. 392–395. – 1905, кн. 1, 1. – С. 114. Переписка епископа Нила с епископом Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича //Русский архив. – 1901, кн. 1. – С. 41–44. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916, т. 1, введение. – С. 29. Современная летопись. Повоскресные прибавления к «Московским ведомостям». – М., 1861–1871, 1862, 32, 49, 50. Сборник императорского Русского исторического общества: в 148 т. – СПб., 1867–1917, 1871, т. 7. Обозрение епархии преосвященным Ионафаном? епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 82, 182, 257. Архангельские губернские ведомости. – 1875, 24–26. Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами: в 7 т. – СПб., 1861–1863, т. 1. – С. 459 (ст. Пекарского).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИПП [греч. ρδβλθυοτεΑρχιππος], ап. от 70. (пам.19 фев., 22 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов) В НЗ упоминается в первых стихах Послания к Филимону, где ап. Павел приветствует его как своего «сподвижника» (συστρατιτης) вместе с Филимоном и Апфией и всей домашней церковью (Флм 1. 2). По церковному Преданию, А. был сыном Апфии и Филимона ( Феодор Мопсуестийский и большинство ранних толкователей). В Послании к Колоссянам (4. 17) ап. Павел увещевает А. исполнять служение (διακονα), к-рое он принял «во Господе». Содержание этого служения остается неясным. Согласно Апостольским постановлениям, А. был епископом Колосской, а затем Лаодикийской Церкви (VII 46). В службе А. на 19 февр. он называется «верным рабом Христовым», богомудрым и богоносным, учеником ап. Павла, обращенным его благовествованием ко Христу, посланным среди язычников прогонять тьму многобожия; учителем, украшением г. Колоссы. В апостольских списках имя А. не встречается ни у Псевдо-Дорофея, ни у Адона Вьеннского, единственный раз упоминается в каталоге Псевдо-Симеона Логофета под 61. В правосл. и католич. Церквах А. почитается как мученик. К-польский синаксарь сообщает, что он пострадал при имп. Нероне в Колоссах. Язычники схватили и бросили его в ров за то, что он отказался участвовать в празднике, посвященном Артемиде , и принести ей жертву. А. был исколот ножами и забит камнями. Лит.: Феофан (Говоров), еп. Толкование Послания св. Ап. Павла к Колоссянам и Филимону. М., 1907; Aigrain R. Archippe//DHGE. T. 4. Col. 1556-1557; SynCon. Col. 247-248, 475-478, 803-804; Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. С. 66-69; Dibelius M., Greeven H. An die Kolosser, Ephesser, an Philemon. Tüb., 19533. (HNT; 12). S. 53, 101-102; Grillman J. Archipus//ABD. Vol. 1. О. В. Титова Гимнография. Память А. совершается 22 нояб. с ап. от 70 Филимоном и его женой Апфией, 4 янв. в Соборе 70 апостолов и 19 февр. с пением отдельного последования. Память, в наст. время закрепленная 19 февр., встречается в месяцесловах также 20 марта, 23 нояб. и др. дни ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48). Типикон Великой ц. IX-X вв. отмечает память А. 19 и 20 февр. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 236). В редакциях Студийского ( Мессинский Типикон 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 122) и Иерусалимского (Типикон. Т. 1. С. 497) уставов указывается совершение в день памяти А. службы без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Память А. содержится уже в ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40).

http://pravenc.ru/text/76546.html

1 У подножия горы Аргея, близ р. Галиса, ныне Кесария. 2 Команы Каппадокийския или Золотыя в 72 милиариях (около 100 верст) от Кесарии. 3 450—457 гг. 4 Древняя башня в Иерусалимской крепости у Яффских ворот. 5 Παλαι καθσματα , Кафисма, кафисматская церковь упоминается и в житии св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 38). На полпути между Иерусалимом и Вифлеемом, близ дороги. 6 Подобно Св. Мелании, и Икелия была основательницей и попечительницей обители иноков, стоявших под непосредственным начальством игумена. 7 Предположительно хирбет-жубб-ер-Рум по дороге из Иерусалима в лавру Св. Саввы. 8 О Марине и Луке см. в житии Св. Евфимия (Пал. пат. вып. 2, стр. 16) и житии Св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 38). 9 Обитель Св. Феодосия и теперь существует в развалинах, называющихся дер-Доси. Оне находятся на горе, к западу от лавры Св. Саввы. 10 Святый Маркиан начальник общины близ Вифлеема, скончался в Декабре 492 г. 11 Т. е. vir illustris, каковой титул придавался высшим придворным чинам. 12 Может быть он же был при Анастасии военачальником в Александрии. 13 См. об этом житие Св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 40 и 103). 14 См. житие Св. Евфимия (Пал. пат. вып. 2, стр. 71, 78). 15 Может быть теперешний хирбет-Муруссус . 16 Преп. Пассарион, хорепископ Иерусалимский, 429 г. Память 11 Августа и в Сырную субботу. 17 Ученик и преемник преп. Пассариона. См. житие Св. Евфимия (Пал. пат. вып. 2, стр. 47, 56) и Св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 8) и др. 18 Св. Герасим, иже на Иордане, 475 г. Память 4 марта. 19 529 г. 20 Митрополия первой Армении, вновь укрепленная Юстинианом, теперь Сивас . 21 Спальник, в каковую должность обыкновенно назначались евнухи. 22 Т. е. praepositus sacri cubiculi, главный начальник над спальниками. 23 21 Марта 543 г., что падает не на пятый, а на шестой индиктион. 24 Подобное же чудо было с Дометианом, учеником Св. Евфимия. См. житие Св. Евфимия (Пал. пат. вып. 2, стр. 70). Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3542...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГЛОН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 18 , С. 30 опубликовано: 22 мая 2013г. ЕГЛОН [греч. Αϒλων], прп. (пам. визант. 16, 17 авг.). Время и место жизни неизвестны. В визант. синаксарях назван отшельником. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) он упоминается под 17 авг., в Типиконе Великой ц. IX-X вв. и в большинстве визант. календарей - под 16 авг. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 106; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 376). Память Е. вошла в греч. стишные синаксари, затем в переведенный в XIV в. юж. славянами стишной Пролог и затем в ВМЧ. Однако сведения о Е. не были включены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и не содержатся в совр. календарях Греческих Церквей и РПЦ. Ист.: SynCP. Col. 896, 903-905. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 248-249; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 17. Рубрики: Византийские святые Ключевые слова: Преподобные Греческих Православных Церквей Святые византийские Еглон, преподобный (пам. визант. 16, 17 авг.) См.также: ВЛАСИЙ (ок. 830 - 910/911/912), прп. Аморийский (пам. греч. 20 дек., 18 февр., 31 марта) ГЕОРГИЙ МАЛЕИН (V-VI вв.), прп., Пелопоннесский (пам. 4 апр.) ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта) ГЕРМАН († 899), основатель мон-ря Косиница (Греция), прп. (пам. визант. 12 мая) ДОМЕТИЙ прп. (пам. греч. 26 янв.) ЕВВИОТ прп. Студийский (пам. визант. 16 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/189521.html

Георгий Хозевит, преп. † 625 г. (Болланд.). Происходил с Кипра. Подвизался вместе со своим братом в Палестине близ Иерихона. Житие, составленное его учеником Антонием, издано в Anal. Boll, VII, 97−114 и 336−359. Память 8 января. Герасим Иорданский, прп. † 475 г. (Болланд.). Происходил из Ликии. Подвизался в Фиваиде и Палестине. Житие его, изданное Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, IV, стр. 175−185, приписывается этим последним (на основании стилистических соображений) Кириллу Скифопольскому , но анализ текста, сделанный H. Grégoire в «Byz. Zeitsch». 1904, 114−135, опровергает это предположение. В житии приходится видеть произведение VI века, составленное в Лавре св. Герасима в подражание житиям Кирилла Скифопольского . Риторическая переработка жития Софронием, издана Пападопуло-Керамевсом в «Правосл. Палестин. Сборнике», 1907 г. Память 4 марта. Герман Козинитский, пр. IX–X вв. (Болланд.). Происхождение неизвестно. Подвизался в Палестине и Козините на границе Фракии и Македонии. Житие позднейшего происхождения, написанное в Козинитском монастыре (Лопарев, Op. cit. 479−480), издано в AASS, май, III, 7−12. Память 12 мая. Герман, патриарх Константинопольский, † 730 г. (Болланд.). Сын Константинопольского патрикия. Житие, написанное вскоре после смерти святого, (этим житием пользовался Феофан для своей хроники), издано Пападопуло-Керамевсом в «Мαυρоγоρδτειоς βιβλιοϑκη, νκδοτα λληνικ», стр. 3−17. Другое неизданное житие, в синодальной рукописи, 379, 240−247. Память 12 мая. Голиндуха, преп. † 591 г. Персидская мученица, переселившаяся потом в восточные окраины Империи. Житие, написанное пресвитером Евстратием со слов современника святой, Дометиана еп. Мелитинского (см. житие, стр. 151, 169−173). Издано Пападопуло-Керамевсом в Аналектах IV, 149−174. Память 12 июля. Горгония, прп. † 370 г. (Болланд.), сестра Григория Богослова . Очень ценная своими подробностями, относящимися к быту знатной семьи IV века, надгробная речь её брата издана у Migne, P.G., 35, 789−817. Память 23 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В марте 1942 г. после японского вторжения Голландия потеряла Индонезию, самую крупную свою колонию. 656 Сенека — Луций Анней Сенека (4 до н. э. — 65), римский философ-стоик, воспитатель и советник римского императора Нерона. 657 …Федоровская икона — по преданию написана евангелистом Лукой, один из ее списков находился в Костроме, празднование в честь иконы установлено 14/27 марта в память избрания Михаила Романова на царство в 1613 г. 658 Пантелеимон — великомученик, родился в Никомидии, принял крещение, раздал имущество и бесплатно лечил больных, по доносу схвачен и казнен в 305 г., память 27 июля/9 августа. 659 …архиепископом Анастасием… — Анастасий (Грибановский, 1873—1965), выпускник Московской духовной академии, с 1906 г. епископ Серпуховской, с 1914 г. епископ Холмский, с 1915 г. епископ Кишиневский, с 1916 г. архиепископ, с 1919 г. в эмиграции, с 1922 г. в юрисдикции Русской Православной Церкви за рубежом, в 1924—1935 гг. жил в Иерусалиме при Русской духовной миссии, с 1935 г. митрополит, с 10 августа 1936 г. возглавлял Русскую Православную Церковь за рубежом, с 1935 г. жил в Югославии, с 1944 г. — в Германии (Мюнхене), с 1950 г. — в США (Нью-Йорке). Митр. Анастасий был в переписке с И. А. Шмелевым. Его письма к Шмелеву переданы в Российский Фонд Культуры.  Ед. хр. 15. Л. 44, 45. Письмо, машинопись. 660 …ты же рыбинская… — О. А. Бредиус-Субботина провела детство в г. Рыбинске Ярославской губернии. 661 …Герасима-Грачевника… — 4/17 марта в Православной Церкви отмечается память преп. Герасима “иже на Иордане” (ум. 475) и преп. Герасима Вологодского (ум. 1178).  Ед. хр. 15. Л. 54, 55. Письмо, машинопись. 662 Хозяйка этой фирмы… — Анна Семеновна Будо (ур. Дуван), дочь С. Э. Дувана, сестра Е. С. Гелелович. 663 Вилъгельмина — королева Нидерландов в 1890—1948 гг., в знак протеста против нацисткой оккупации покинула родину, в 1940— 1945 гг. жила в эмиграции в Великобритании; …на свадьбу дочери… — имеется в виду Юлиана (р. 1909), королева Нидерландов в 1948—1980, вышедшая замуж 7 января 1937 г.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010