467-470 470-471 471475 МИТРОФАН († не ранее 26.12. 1660), архим. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, игум. Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова мужского монастыря 475-476 476-477 МИТРОФАН мон. Симонова Старого московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря; рус. художник XV в., старший современник и предположительно учитель Дионисия 477-478 МИТРОФАН (Баданин Алексей Васильевич; род. 27.05.1953), митр. Мурманский и Мончегорский, глава Мурманской митрополии 478-479 479-480 МИТРОФАН (Зноско-Боровский Митрофан Константинович; 1909 - 2002), еп. Бостонский РПЦЗ, духовный писатель 480-482 482-483 МИТРОФАН (Поликарпов Николай Иванович; 1871-1934), еп. Бакинский и Прикаспийский, церковный писатель 483-484 484-485 485-487 МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола 486-487 487-488 488-491 490-491 МИТРОФАН III (ок. 1520 - 1580), патриарх К-польский (янв. 1565 - 4 мая 1572, 23/29 нояб. 1579 - 9 авг. 1580) 491-493 493-497 497-503 503-546 546-550 МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) 550-552 МИХАИЛ (между 1397 и 1400 (?) - 1471 (?)), прп. (пам. 11 янв.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Христа ради юродивый, Клопский 552-564 МИХАИЛ Иванович Абрамов (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 564-565 МИХАИЛ Петрович Адамонтов (Адамантов) (1892-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Павлович Белороссов (1869-1920), прот., сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Николаевич Белюстин (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

Антония 10. 450 Ср. 1 Тим. 1:19. 451 I/1 (3)=B1 (3). 452 II/26,6. 453 II/26,7. 454 Ср. Евагрий. Гностик 28 (о пяти причинах богооставленности). 455 II/14,3. 456 I/79 (391—392)=B39 (302). 457 I/88 (416)=B48 (339). 458 II/1,4. 459 I/88 (417). Ср. 1 Кор. 10:13. 460 Главы о знании II,23. 461 Главы о знании IV,97. 462 Или «молитва, (происходящая) от знания». 463 Главы о знании I,34. 464 II/9,5. 465 Главы о знании I,30. 466 I/2 (9—10)=B2 (11—12). 467 I/64 (342)=B13 (124). 468 Ср. D. Miller. Translator " s Introduction, CXI—CXII. 469 II/33,3. 470 Главы о знании I,34. 471 Ср. совет преп. Арсения Великого относительно того, как монах должен себя вести в периоды духовного упадка: «Ешь, пей, спи и бездельничай; только не оставляй келлии своей»; Apophthegmata, Arsenius 11 (PG 65,89 C). 472 I/88 (417)=B48 (339—340). 473 I/88 (418)=B48 (341). 474 II/34,3. Ср. образ зимы как времени помрачения, тоски и уныния, и весны как времени преображения ума — у Макария Египетского, Новые духовные Беседы II (26). 475 I/70 (360)=B17 (138). 476 II/34,2. 477 1 Кор. 10:13. 478 Исаак употребляет оба термина в одинаковом смысле. В сирийском языке термин mukkaka обычно указывает на процесс приобретения смирения (человек смиряет себя), а makkikuta — на результат этого процесса (человек достиг смирения). В русском тексте оба термина переводятся, как правило, словом «смирение» (соответствующим греческому tapeibnvsiw), или иногда словом «смиренномудрие» (греч. tapeinofrosybnh). 479 Мф. 11:29. 480 I/53 (233)=B82 (575). 481 Т. е. в одеяние смирения. 482 I/53 (233—234)=B82 (575—576). 483 I/58 (317)=B6 (95). 484 I/46 (198—199)=B72 (499). 485 I/34 (148)=B85 (408). 486 I/53 (234)=B82 (576—577). 487 Многочисленные рассказы о том, как дикие животные повиновались святым, содержатся в житийной литературе. Ср. рассказ о святом Герасиме Заиорданском, которому служил лев (в Apo–phthegmata patrum). Более поздний пример — преподобный Серафим Саровский, которому служил медведь. 488 I/53 (235)=B82 (577—578). 489 Главы о знании II,94.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

470. [Муретов М. Д. Письмо преосвященному Феодору, епископу Волоколамскому, ректору МДА.] —Антоний (Булатович), иеросхи–монах. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. М., 1913. С. XIXIV. 471. Я. В. Агитация афонцев. — Московские ведомости, 11.08.1913 185). 472. Н. В. Дело афонских монахов. — Московские ведомости, 1.12.1913 277). 473. На Афоне. — Биржевые ведомости, 23.06.1913 13 612). 474. На Афоне. — Русская молва, 23.06.1913 189). 475. На Афоне. — Русская молва, 9.07.1913 205). 476. На Афоне. — Русские ведомости, 23.06. 1913 144). 477. На Афоне. — Русские ведомости, 5.07.1913 154). 478. На Афоне. —Русское слово, 20.01.1913 17). 479. На Афоне. — Русское слово, 8.02.1913 32). 480. На Афоне. — Русское слово, 10.04.1913 481. На Афоне. — Русское слово, 12.06.1913 134). 482. На Афоне. — Русское слово, 20.06.1913 141). 483. На Афоне. — Русское слово, 6.07.1913 155). 484. На Афоне. — Русское слово, 9.07.1913 157). 485. На Афоне. — Утро России, 30.08.1913 200). 486. На Афоне. — Церковный вестник 44, 1913. С. 1378—1379. 487. Награды патриарха Германа афонцам. — Прибавления к Церковным ведомостям 47, 1913. С. 2199—2200. 488. Надзор за афонскими монахами. — Русские ведомости, 20.08.1913 191). 489. Наставления и утешения святой веры христианской. Издание Русского Свято–Андреевского Общежительного Скита на Афоне. Одесса, 1913. 490. Неожиданный защитник. — Биржевые ведомости, 3.09.1913 13731). 491. Неофит (Осипов), архимандрит. Труды. Т. 1: Мысли об Имени. —Начала 1—4, 1998. С. 5—118. 492. Непостижимое, Божественное Имя Господа нашего Иисуса Христа. Пг., 1917. 493. Неудача миссии а. Никона. —Русская речь, 18.06.1913 2245). 494. Неудача миссии архиепископа Никона. — Биржевые ведомости, 12.06.1913 13 593). 495. Неудача миссии архиепископа Никона. — Биржевые ведомости, 13.06.1913 13 594). 496. Никита Стифат, преподобный. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка. Пер. Л. А. Фрей–берг. — Церковь и время 2 (9), 1999. С. 151—208; 1 (10), 2000. С. 264—302.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

– Честь и достоинство смирения (57:374). – Всю жизнь свою признавай себя грешником, чтобы во всей жизни своей быть тебе праведным (57:374). – Совершенство смирения состоит в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения (58:380). – О тех, которые ложно думают, что имеют смиренномудрие (58:381). – Господь призирает на смиренных и слышит молитву их (58:387). – От познания своей немощи человек приходит в смирение (61:407). – Сердце, пока не смирится, не может избавиться от парения (61:408). – Когда человек смирится, окружает его милость Божия (61:408). – Благолепно все то, что имеет смирение (66:423). – Должно подражать смирению Христову, и какая от сего польза (68:428–429). – Не верь, чтобы ты почил от страстей прежде достижения смирения (73:450). – Когда воцаряется в нас смирение, то какие бывают плоды сего? (74:452) – Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение – порождение искушений (74:453). – Какие искушения бывают со смиренномудрыми? (78:471–472) – Врачевание в искушениях и победа над ними – в смиренномудрии сердца (79:474). – Благодати предшествует смирение, а наказанию – самомнение (85:488). – Кто и душою, и телом снисшел в глубину смиренномудрия? (85:489) – Стяжавший смирение, мертв стал для мира (89:507). – Бывает смирение от страха Божия, и бывает смирение от любви к Богу (89:507). – Собрание смиренномудрых возлюблено Богом, как собор серафимов (89:508). – Смирение и целомудрие уготовляют в душе залог от Троицы (89:508). – О признаках смиренномудрия (89:513). Созерцание . Связь между созерцанием и деятельностью (1, 31; 2, 40–41; 55:311). – Что называется созерцанием? (2, 38–39, 41; 55:326) – Того, кто прежде деятельности ищет созерцания, постигает гнев Божий (2, 39; 55:340–341). – По сугубому составу человека – из души и тела – и духовная жизнь его должна состоять из деятельности и созерцания, и первая предшествует второму (2, 40–41; 55:312–313). – Каковы истинные признаки молитвенного созерцания? (15:94) – Различие между молитвой и созерцанием (15, 93–94; 16:94–95).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

К. Коковцева: В. Райт, Краткий очерк истории сирийской литературы. Перев. с англ. К. А. Тураевой. Под редакцией и с дополнением проф. П. К. Коковцева. Спб. 1902. В русском издании приняты во внимание и данные французского труда R. Duval, La litterature syriague. 2 ed. Paris 1900 (3 ed. 1907). (А. Б.) 189.    Это утверждение В. В. Болотова требует некоторой корректировки. Западная Сирия с центром в Антиохии была в первые века после Р. X. преимущественно областью греческой (точнее, эллинистической) культуры. Даже восточная Сирия с центром в Эдессе являлась почти целиком «двуязычной», и здесь наблюдается активный процесс взаимообшения арамейской и греческой культур, что наложило яркий отпечаток на раннее сирийское христианство. См. Н. J. W. Drifters, East of Antioch. Studies in Early Syriac Christianity. London, 1984; I, p.1—27; IV, p.25—33. (A. C.) 190.    Аббат Nau показал в 1897 г., что Иисусу Столпнику хроника приписывалась по недоразумению; имя действительного автора неизвестно. Ср. Райт-Ко-ковцев, 55. Duval 178. (А. Б.) — 191.    A. Kugener в статье La compilation historique de pseudo-Zacharie le Rheteur, в Revue de l " Orient chretien 1900, отличает Захарию Ритора, автора истории, от Захарии Схоластика, бывшего потом епископом митиленским. DuvaP, 185. (А. Б.) В новейшее время ученые все же склонны отождествлять Захария Ритора с За-харием, православным епископом Митилены. Трудом Захария, так же как и его сирийского продолжателя («Псевдо-Захария»), активно пользовался Евагрий Схоластик, устраняя, естественно, промонофиситские симпатии обоих. См. P. Allen, Zachariah Scholasticus and the Historia Ecclesiastica of Evagrius Scholas-ticus. The Journal of Theological Stuelies, v. 31, 1980, p.471—488 (A. C.) — 191.    Против мнения Nau (1896), будто вторая часть истории Иоанна сохранилась буквально в третьей части хроники Дионисия телл-махрского, ср. А. П. Дьяконов, Иоанн ефесский и хроника известная с именем Дионисия телл-махрского. Христ. Чт. 1903, II, 519—614, 818—835 (А. Б.) 192.    Иоанну ефесскому посвящена другая обстоятельная монография А. Дьяконова, который, среди прочего, характеризует этого автора так: Иоанн «представлял в себе причудливое сочетание восточной нетерпимости и широкого сознания общехристианской солидарности всех исповеданий и сект». А. П. Дьяконов, Иоанн ефесский и его церковно-исторические труды. Спб. 1908, с.341 (А. С.) 193.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

464 Относим слово сие к 1831 году, следуя указателю в Чтениях Общ. Люб. Дух. Просвещения. 465 В собр. 1844 г.: провождающий... 466 По сборнику, принадлежавшему умершей игумении Спасо-Бородинскаго монастыря Марии (Тучковой), доставленному нам князем П. Н. Туркестановым, значится произнесенною 5 июля 1832 года в Троицко-Лаврском соборе. 467 По Турк. сборн.: Святый Павел своим наставлением, а Преподобный Сергий своим примером. Чту пример, сообразный с Богодухновенным наставлением. Привлекаюсь наставлением, которое оправдано прекрасным и сильным примером. 468 По Турк. сборн.: из мест, более или менее отдаленных, приведены сюда... 469 По Турк. сборн.: многообразна и обширна... 470 По Турк. сборн.: Не иначе, разве как видимое знамение... 471 По Турк. сборн.: наглый пес, или хитрый кот... 472 По Турк. сборн.: небольших успехов, какие дадутся вам... 473 По Турк. сборн. значится произнесенным 15-го августа 1832 г. в Московском Успенском Соборе. 474 По Туркест. сборн.: Бог несправедливости не делает... 475 По Турк. сборн.: колеблется... 476 По Турк. сборн.: И неся в мыслях имя, честь и славу Матери, Он не полагает сих отличий прямо на главу Матери Своея по плоти. 477 По Турк. сборн.: пречистую плоть... 478 По Турк. сборн.: случая, в ком бы, где бы... 479 По Турк. сборн. далее следует: как будто недостойное... 480 По Турк. сборн.: церковном... 481 По Турк. сборн.: дай Бог, чтобы не юродивым! 482 По Турк. сборн.: тайнаго, по Ея всегдашнему обычаю. 483 По Турк. сборн.: как уже не опасной для ея чистоты и смирения, а для человеков полезной и благотворной... 484 По Турк. сборн.: нагло... 485 По Турк. сборн.: чтобы не обнаруживать без нужды произвольно, пред людьми твоих подвигов, твоих добродетелей, твоего благочестия... 486 По Турк. сборн.: и храни от нечистых и изурочивающих глаз человеческих... 487 По Турк. сборн.: исполнено. 488 По Турк. сборн.: светлая,.. 489 По Турк. сборн.: Святаго Божия? 490 В отд. изд. и в собр. 1835 и 1844 годов, здесь вставлено слово: поздное... 491 В отд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

Моск. главн. архив. Минис. инос. дел. Дела польские. 1654 г. ; А. Ю. и З. России. 3. 343. С. 502; 10. 4. С. 245 Дворц. разряды. 3. 425–455, 461, 470, 483–488 А. э. 4. 80, 87, 89 Доп. А. и. 3. 120; 4. 16 Архидиакон Павел Алеппский, находившийся тогда в Москве вместе с отцом своим, Антиохийским патриархом Макарием, и бывший очевидцем государева отъезда из Москвы на войну, говорит: «Образ Влахернской Богоматери поставлен был перед царем в его сани, и около царских саней несли значительное число факелов, потому что сделалось уже совершенно темно. Мы стояли, пока прошли все войска. С царем вместе уехал архиепископ Тверской в сопровождении всего своего штата, состоявшего из большого числа священников, диаконов, монахов и иконописцев» (Павла Алеппск. Путешествие Макария, патриарха Антиохийского. Кн. 10. Отд. 2 по английскому переводу в т. 2. С. 60 Это сочинение, написанное на арабском языке и разделенное на 18 книг с подразделениями, издано в английском переводе в двух томах, или волюмах, под заглавием «The travels of Macarius, patriarch of Antioch, written by his attendant archdeacon, Paul of Aleppo, in arabic, translated by F. C. Belfour». London, 1836 Для удобности мы будем цитовать это сочинение по-русски. Белорусский архив. 38 А. и. 4. 88 А. Ю. и З. России. 10. 7. Ст. 7 Вилен. археогр. сборн. 2. 53 Акт. Иверск. монастыря. изд. Археогр. комис. 88. Ст. 1 Все места, куда отправлялся тогда наместник Филофей, обозначены в грамоте царя Ал. Михайловича, данной по этому случаю от 15 окт. 1655 г. (Москов. главн. арх. Мин. инос. дел. Дела греч. Связка 34. 5 Дворц. разр. 3. 449–450, 470–471 Мурзакевича История Смоленска. С. 178, 180 Деяние Москов. Собора напечатано Субботин. в Материал. для истории раскола. 1. 9–14 Stebelsk. Chronolog. 2. 286–290 Собрание грамот касательно города Полоцка, 1–16, 20–25, 27, 28, в Древн. росс. вивлиоф. 3. С. 289–352 Белорусск. архив. 39 Первое полн. собрание закон. Т. 1. 179, 225 А. и. 4. 115, 127 А послание униатских епископов и духовенства к папе — Theiner. Documents historiques de Russie. Р. 33 и след.

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

— „Петр I“ 255, 263, 458, 459 — „Письмо ординарного профессора Московского университета Погодина к г. министру народного просвещения о Германии“ 378, 498 Погодина, Елизавета Васильевна — 277 („рекомендуй меня жене“), 379 („супруги своей“), 465 Подольск — 236 Полевой, Николай Алексеевич — 292, 353, 446, 490 Полетика, Александр Иванович — 162, 424 Полетика, Василий Григорьевич — 474 Полетика, Григорий Андреевич — 474 Полтава — 31–32, 77, 94, 113, 119, 129, 134, 181, 225, 229, 233–235, 237, 238, 240, 356, 365–369, 387, 425, 427 Полтавская гимназия — 33, 388, 398 Полтавский институт — 210, 394, 441 Полтавское губернское управление — 248 Померания — 315 Пономарев, Степан Иванович — 455, 456, 464, 466 Поп (лицо не выяснено) — 335 Потемкин, Григорий Александрович — 456 Потоцкий, Иван Осипович — 495 Потоцкий, Николай — 307, 476 Приказчик — 70, 76 Прилуки — 86, 235 Прокопович, Василий Яковлевич — 235 („с братом“), 252 („драгун“), 279, 449, 457 Прокопович (ур. Трохнева), Марья Никифоровна — 252, 279 („актриса“), 457 Прокопович, Николай Яковлевич — 149, 155, 161 („нас три человека“), 198 („Красненький“), 218 („что тебе сказать о наших“), 228, 233, 243, 252, 253 („братец“), 260, 279, 365–366, 408, 424, 427, 433, 444, 446, 448, 449, 457 — „Полночь“ — 217 „Прохалася Катруся“ — 266 Прохвацкий, Карп Дементьевич — 106, 115, 413 Псел — 47, 167, 327, 394, 425 Пупура, собака — 107, 108, 115, 411, 412 Пушкин, Александр Сергеевич — 200–205, 204 („мнение Феофилакта Косичкина“), 206, 207, 214, 227, 228, 247, 252, 259, 263, 288, 290, 291, 306, 312, 316–317, 339, 341, 346–348, 374–375, 394, 417, 425, 430, 433–440, 443, 444, 449, 455, 458–460, 463, 464, 468, 469, 471, 472, 478, 479, 481, 482, 485, 487–489, 497 — „Анджело“ — 288 („две большие пиесы“), 469 — „Борис Годунов“ — 228 — „Делибаш“ — 217, 444 — „Домик в Коломне“ — 214 („Кухарка“), 443 — „Евгений Онегин“ — 48, 207 („Окна мелом“), 213 („славы дань“), 224, 261 („душит трагедией“), 325, 440, 442, 461 — „История Пугачева“ — 269, 349, 463, 488

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

архистратига Михаила 466 , и, вероятно, до 20 образов в деисусном ряду 467 . Итого, следовательно, единоличных изображений греческих святых было до 85. Но если выделить отсюда иконостасные образа верхних ярусов (деисуса, праздников и пророков), то общее число образов этой группы низойдет до 35-ти, а число святых, написанных на них, ограничится только 12-ью. В состав группы единоличных изображений русских святых входило до 40 икон (не имевших однако отношения к псковской агиологии). На них были писаны подвижники как новгородские, так и ростовские, вологодские, московские, киевские, всего числом до 17-ти, именно: св. Авраамий ростовский (1 обр.) 468 , Александр свирский (2 образа) 469 , Алексий митрополит (1 образ) 470 , Антоний римлянин (1 образ) 471 , Варлаам хутынский (4 образа) 472 , Владимир (1 образ) 473 , Иона архиепископ новгородский (1 образ) 474 , Кирилл белозерский (14 образов) 475 , Леонтий ростовский (5 образов) 476 , Макарий калязинский (1 образ) 477 , Никита переяславский (1 образ) 478 , Николай великорецкий (1 образ) 479 , Николай можайский (2 образа) 480 , Павел обнорский (1 образ) 481 , Петр митрополит (2 образа) 482 , Савва сторожевский (1 образ) 483 и Стефан пермский (1 образ) 484 . Таким образом общая сумма единоличных образов святых как русских, так и греческих, не достигала даже до общего числа икон Богоматери и Спасителя. Но в соборе к 1601 году находились еще совместные изображения святых (по два, по три и т. п.), которые вырисовывались на одной доске и на складнях или вследствие исторического синхронизма их жизни и однородности служения, или по причинам более случайного, невидимому, порядка. К числу первых принадлежали иконы: а) св. Иоакима и Анны 485 , б) св. Петра и Павла 486 , в) св. Хрисанфа и Дарии 487 , г) св. Константина и Елены 488 , д) св. Петра афонского и Онуфрия великих 489 , е) св. Владимира, Бориса и Глеба 490 , ж) св. Антония и Феодосия печерских 491 , з) св. Петра и Алексия московских 492 , и) св. Зосимы и Савватия соловецких (2 образа) 493 , и) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Мордвинов, Александр Николаевич (1792–1869) — управляющий III отделением. 521, 579, 680 (?), 704. Муравьев, Андрей Николаевич (1806–1874) — брат декабриста Александра Н. Муравьева, писатель. 741. Муханов, Александр Алексеевич (1800–1834) — литератор, приятель Пушкина. 221. Муханов, Владимир Алексеевич (1805–1876) — переводчик при Моск. архиве иностранных дел. 203, 204, 227. Нащокин, Павел Воинович (1800–1854) — близкий друг Пушкина. 378, 406, 409, 412, 413, 417, 418, 428, 430, 435, 443, 452, 456, 473, 477, 481, 501, 506, 522 (?), 543, 545, 556, 628, 629, 679, 714, припис. 2. Нессельроде, Дмитрий Карлович, граф (1816–1891) — сын К. В. Нессельроде (см. ниже). 546. Нессельроде, Карл Васильевич, граф (1780–1862) — управляющий министерством иностранных дел. 42. Нечаев, Степан Дмитриевич (1792–1860) — поэт, археолог, обер-прокурор синода. 548, 687. Никитенко, Александр Васильевич (1805–1877) — литератор, профессор Петербургского университета, цензор. 561. Николай I. 197. Норов, Авраам Сергеевич (1795–1869) — писатель и поэт, владелец редкостной библиотеки. 541, 542. Огонь-Догановский, Василий Семенович (1776–1838) — богатый помещик, игрок. 340. Одоевский, Владимир Федорович, князь (1803–1869) — писатель, философ и музыкант. 510, 539, 554, 555, 646, 688, 689, 691, 699, 749, 750, 754, 758, 759, 767, 768, 770, 772. Орлов, Александр Анфимович (ок. 1790–1840) — лубочный писатель. 472. Осипова, Прасковья Александровна (1781–1859), в первом браке Вульф — помещица с. Тригорского, близкий друг Пушкина. 145, 148, 150, 152, 154, 162, 187, 200, 201, 229, 247, 254, 268, 367, 420, 431, 446, 471, 488, 514, 599, 673, 676, 753, припис. 7. Павлищев, Николай Иванович (1802–1879) — муж сестры Пушкина Ольги Сергеевны, чиновник и литератор. 573, 642, 650, 727, 729, 773. Павлищева, Ольга Сергеевна, урожденная Пушкина (1797–1868) — сестра Пушкина. 21, 32, 101, 157, 317. Пеньковский, Иосиф Матвеевич (ум. 1885 — 86 г.) — управляющий имением Пушкина Болдино. 563, 622, 640, 720. Деловые бумаги 13. Перовский, Василий Алексеевич, граф (1795–1857) — друг Жуковского; был оренбургским генерал-губернатором. 638.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010