Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей; греч. Πτρος Γναφες (Κναφες)] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии (см. в ст. Монофизитство ). Основные сведения о жизни П. Г. сообщают авторы VI в.: Феодор Чтец , Евагрий Схоластик и мон. Александр Кипрский . Нек-рую информацию отразил в «Хронографии» прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.). Точное время и место рождения П. Г. неизвестны. Согласно традиции, зафиксированной в Энкомии ап. Варнаве Александра Кипрского, П. Г. поступил в к-польский мон-рь акимитов (неусыпающих), большинство насельников к-рого были строгими халкидонитами. Нес послушание валяльщика, или сукновала, после чего и получил соответствующее прозвище. Затем был рукоположен во пресвитера. Когда в обители стало известно о том, что П. Г. не признаёт решения Вселенского IV Собора , его исключили из числа братии. По всей видимости, это произошло в 60-х гг. V в. П. Г. бежал в Халкидон, вскоре стал известен буд. имп. Зинону , зятю имп. Льва I (457-474), и занял место настоятеля ц. мц. Вассы Алонской. После назначения Зинона магистром армии Востока (468) П. Г. прибыл с ним в Антиохию, где заметно возросло влияние антихалкидонитов. При поддержке Зинона активно противостоял деятельности патриарха Антиохийского Мартирия , убежденного халкидонита. П. Г., в частности, утверждал, что Мартирий является скрытым приверженцем несторианства . В результате в городе начались волнения, в которые были вовлечены местные монахи ( Alex. Mon. Laudatio in apostolum Barnabam. 24-25//PG. 87. Col. 4099-4100; ср.: Theod. Lect. Eccl. hist. I 20), а П. Г. стал претендовать на Патриарший престол. В поисках защиты со стороны имп. Льва I и патриарха К-польского свт. Геннадия I (458-471), придерживавшихся христологического определения Халкидонского Собора, Мартирий прибыл в К-поль. Итогом этой поездки стало издание императором эдикта на имя Зинона (июнь 471), согласно которому монахам, жившим в Сирии, запрещалось покидать свои монастыри, а лицам, прибывшим в Антиохию из др. мест,- вести в городе споры о вере (CJ. I 3. 29). Впрочем, меры, принятые Львом и свт. Геннадием, не изменили ситуацию принципиально: влияние П. Г. было настолько велико, что вскоре после возвращения Мартирия из столицы Зинон вынудил патриарха отречься от престола. При этом Мартирий заявил, что сохраняет за собой достоинство священства. Антиохийскую кафедру «тираническим образом» занял П. Г., к-рый сразу же возвел во епископа Апамейского пресв. Иоанна (впосл. Иоанн II Кодонат , патриарх Антиохийский), ранее подвергавшегося каноническим прещениям ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 20; Theoph. Chron. P. 113-114). После рукоположения Иоанн не был принят населением Апамеи и вернулся в Антиохию. Одним из важнейших действий П. Г. стало также внесение в Трисвятое теопасхитского добавления «Распныйся за ны» ( σταυρωθες δι μς - Theod. Lect. Eccl. hist. I 20).

http://pravenc.ru/text/2580342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Исправленные статьи 12 апреля 2024 г. ГЛИНКА Михаил Иванович (1804 - 1857), рус. композитор, основоположник рус. классической музыки ПИРОГОЩАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ находилась в домонг. период в Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощей) церкви на Подоле в Киеве; не сохранилась 3 апреля 2024 г. ЛЕОНИД (Молчанов Лев Петрович; 1872-1918), игумен, преподобномученик (пам. 31 окт., в Соборе Святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской 28 марта 2024 г. ПЕТР АПСЕЛАМ († ок. 309), мч. Анейский (пам. 12, 13 янв.; пам. греч. 12 янв., 14 окт.; пам. зап. 11 янв.) ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР АЛЕУТ [до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ) ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (до перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (1728-1762), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761) ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества) ПЕТР II еп. Дамаска, († после 743/4), сщмч. (пам. 9 фев.), правосл. иерарх Антиохийского Патриархата, одним из первых принявший мученическую смерть от мусульман ПЕТР II (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1813-1851)), митр. Черногорский, серб. поэт, свт. (пам. 19 мая) ПЕТР I 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии 20 марта 2024 г. ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания

http://pravenc.ru/changed.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новые электронные версии статей 10 апреля 2024 г. ПИННА (пам. 20 янв., 20 июня) - см. в ст. Инна, Пинна и Римма (ок. сер. IV в.), мученики Готские 9 апреля 2024 г. ПИМЕН прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики Валаамские 3 апреля 2024 г. ПЕШНОШСКИЙ (ПЕСНОШСКИЙ) МОНАСТЫРЬ - см. Мефодиев Пешношский (Песношский) во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь 1 апреля 2024 г. ПЕЧСКАЯ ПАТРИАРХИЯ церковная структура Сербской Православной Церкви - см. в ст. Сербская Православная Церковь ПЕТР АФОНСКИЙ (IX в.), почитается как первый отшельник и основатель монашества на Афоне, прп. (пам. 12 июня и в Соборе Афонских преподобных) ПЕТР ДАМАСКИН (XII в.), правосл. подвижник, автор корпуса аскетических сочинений, ошибочно отождествляемый со сщмч.Петром II, еп. Дамаска ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами ПЕТР АРГОССКИЙ [Чудотворец] (851/2 - ок. 922), епископ Арголидский (Аргосский), церковный писатель, преподобный (пам. 3 мая) ПЕТР III МОНГ патриарх Александрийский (лето - 4 сент. 477, дек. 482 - 29 или 31 окт. 489/90), один из важнейших представителей антихалкидонской партии ПЕТР V (IV) патриарх Александрийский (80-90-е гг. VII в.), православный, участник VI Вселенского (680-681) и Трулльского (Пято-Шестого; 691-692) Соборов в К-поле ПЕТР I 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР АЛЕУТ [до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ) ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (до перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (1728-1762), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761) ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества) ПЕТР II еп. Дамаска, († после 743/4), сщмч. (пам. 9 фев.), правосл. иерарх Антиохийского Патриархата, одним из первых принявший мученическую смерть от мусульман ПЕТР II (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1813-1851)), митр. Черногорский, серб. поэт, свт. (пам. 19 мая) 25 марта 2024 г. ПЕТР (Смелич (Смилянич, Сумилявич?; †27.11.1744), архиеп. Белгородский и Обоянский

http://pravenc.ru/new.html

459-460 460-461 461-462 ГУРА-МОТРУЛУЙ муж. мон-рь в архиепископии Крайова, принадлежит Олтенийской митрополии Румынской Православной Церкви 462-463 463-464 463-464 ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 464-469 ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ГУРИЙ († между 1603 и 1613), прп. (пам. 15 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шалочский, Устюженский 469-470 ГУРИЙ (†1589), прмч. Печенгский (пам. 9 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 28 дек.- в Соборе Кольских святых) 470-471 471-472 472-473 473-475 475-477 477-478 478-479 ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед 479-482 ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 1526)), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ученик прп. Нила Сорского, книгописец 482-483 483-484 484-485 485-488 488-489 489-490 490-492 492-493 493-494 494-496 496-497 ГУС Ян (ок. 1370 - 1415), чешский проповедник, идеолог религиозно-политического движения за реформу католич. Церкви в Чехии 496-499 499-500 ГУСЕВ Николай Владимирович (1926-1997), театральный худож., график, исследователь древнерус. живописи 500-501 ГУСЕЙНОВА Зивар Махмудовна (1951, Ашхабад), исследователь истории и теории древнерус. церковнопевч. искусства 501-502 502-503 503-509 509-512 512-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 526-527 ГУТТЕР Леонард (1563 - 1616), нем. теолог, представитель ортодоксального направления в лютеранстве 527-528 528-530 530-531 ГХОШ Ауробиндо (1872 - 1950), философ, политический деятель, один из лидеров неоиндуизма, основатель интегральной веданты

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

Историки Грузии, занимавшиеся и занимающиеся этим вопросом, склонны думать, что грузинская церковь получила автокефалию еще в пятом веке. Естественно, поэтому, полагать, что авторитетное свидетельство в пользу названного предположения можно найти в правилах Вселенских Соборов, занимавшихся, между прочим, и подобными, каноническими вопросами. Однако, ничего подобного мы не находим в самих правилах Вселенских Соборов. Только в толковании на второе правило второго Вселенского Собора Феодор Вальсамон замечает следующее: «Если находишь и другие независимые (автокефальные) церкви, как-то Болгарскую, Кипрскую и Иверскую, не удивляйся этому... Архиепископа Иверского почтило независимостью определение антиохийского собора. Говорят, что во дни господина Петра, святейшего патриарха Феополя, т.е. великой Антиохии, было соборное распоряжение о том, чтобы церковь Иверская, подчиненная тогда патриарху Антиохийскому, была свободною и независимою (автокефальною)» 3 . Но из этих слов Вальсамона ясно только то, что грузинский архиепископ сначала был зависим от патриарха Антиохийского, а потом, на основании определения частного антиохийского собора, во дни патриарха Петра, освободился от его зависимости, но когда именно имело место это обстоятельство, он не указывает, ибо упоминание о «господине Петре» не содержат в себе ничего определенного. Антиохийский престол до времени Феодора Вальсамона занимали несколько «патриархов» с именем Петра. Нет, поэтому, ничего удивительного в том, что академик Броссе (а за ним и все остальные историки Грузии), основываясь на указанном толковании Вальсамона с одной стороны, и на сказании грузинской летописи об учреждении католикосата в Грузии при Вахтанге Горгаслане (446–499) с другой, – делает предположение о тождестве «господина Петра» с знаменитым еретиком – патриархом Антиохии Петром Фулоном, (занимавшим святительский престол в 471, 476–478 и 485–488 гг.), а отсюда и освобождение грузинской церкви от зависимости антиохийского патриарха приписывают этому самому Патриарху Петру 4 . Но стоить только сопоставить означенное сказание грузинской летописи об учреждении католикосата при Вахтанге 5 со сказанием той же летописи об освобождении иверской церкви от Антиохийской значительно позже Вахтанга, при Адарнасэ 6 – и ошибка наших историков станет как нельзя больше ясною.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

425-426 426-427 427-431 ГАРНАК Адольф фон (1851 - 1930), немецкий протестант. церковный историк и богослов либерального направления 431-434 434-435 435-438 438-440 ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici) 440-442 442-444 444-445 445-446 447-449 449-450 450-451 451-452 GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором 452-457 457-458 458-459 459-461 461-467 467-468 468-470 470-471 471-472 472-473 473-474 ГВИДОН ( 24 нояб. 1045), бенедиктинский монах из Фарфы, аббат мон-ря Казаурия во имя св. Климента Римского, блж. (пам. зап. 24 нояб.) 474-477 477-479 479-480 ГДОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (впосл. Ленинградской) епархии, с 7 мая 2017 г. викариатство Псковской епархии 480-481 481-482 482-483 483-484 484-485 485-486 486-487 487-488 ГЕВОРГ V (1846 - 1930), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 13 дек. 1911; посвящен 1 июля 1912) 488-489 489-490 491-507 ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) 508-509 ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 509-510 ГЕДЕОН (1766 - 1818), прмч. Каракальский (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 30 дек.) ГЕДЕОН Мануил (1851 - 1943), греческий историк Церкви, великий хартофилак Константинопольского Патриархата 510-511 511-513 513-514 514-515 515-516 ГЕДЕОН (Одорский; ок. 60-х гг. XVII в.- после 1715), архимандрит, ректор Киево-Могилянской академии 516-517 ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634 - 1690), митрополит Киевский и Галицкий 517-519 519-520 520-524 524-525 525-526 ГЕДРОЙЦ Михаил (Благословенный; ок. 1425 - 1485), кн., сын кн. Юрия Гедройца, монах-августинец, блж. католич. Церкви (пам. 4 мая)

http://pravenc.ru/vol/x.html

468-471 ДОБРОВЭЦ с. и мон-рь в 40 км к юго-востоку от г. Яссы (Румыния), где находится ц. в честь Сошествия Св. Духа 1503-1504 гг. 471-472 ДОБРОДЕТЕЛЬ фундаментальная философско-богословская категория, обозначающая ценностно-значимый аспект духовно-нравственного совершенства человека 472-486 486-487 487-488 488-489 ДОБРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (нач. (?) XII в.), тетр среднеболгарского извода, один из древнейших кириллических списков этого типа книги 489-490 490-491 491-512 ДОБРУН муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Дабро-Босанской епархии Сербской Православной Церкви 512-513 ДОБРУШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Добружский) во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (Кишинёвской епархии РПЦ) 513-514 514-516 ДОБРЯНСКИЙ-САЧУРОВ Адольф Иванович (1817 - 1901), политик, публицист, деятель русинского движения в Закарпатье 516-517 517-518 ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ (1704 или 1710(?) - 1772), один из первых и наиболее значительных лидеров хасидского течения в иудаизме 518-519 ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) 519-527 ДОВОЛЯ монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы Милешевской епархии Сербской Православной Церкви 527-532 532-534 534-542 ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ [догматика], раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христ. догматов 542-548 ДОГМАЭЛ [Догваэл] (VI в.), прп. (пам. зап. 31 окт., 14 июня), основатель церкви и, возможно, мон-ря в Лландидохе (совр. сел. Сент-Догмелс, близ г. Кардиган, Уэльс) 548-549 549-551 551-553 553-554 554-555 ДОЙЛИДЫ р-н г. Белостока (Польша), где находится жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Белостокско-Гданьской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога 555-573 573-575 ДОКМИР жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шабацко-Валевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Виталий, архиепископ см. Виталий (Введенский), бывш. обн. митрополит, архиепископ Виталий, епископ Епифаньевский см. Виталий (Введенский), бывш. обн. митрополит, архиепископ Виталий, епископ Тульский см. Виталий (Введенский), б. обн. митрополит, архиепископ Виталий, митрополит см. Виталий (Введенский), б. обн. митрополит архиепископ Витте Сергей Юльевич, гос. деятель 172 Владимир (Александров), обн. епископ Аляскинский 704 Владимир (Богоявленский) , митрополит, свмч. 147, 188, 199, 608, 670 Владимир (Давыдов), обн. архиепископ 421, 704–705 Владимир (Дерябин), обн. архиепископ 420, 705–706 Владимир (Досычев), обн. архиепископ 706 Владимир (Дубчук), обн. епископ 309, 484, 488, 706–707 Владимир (Злобин), обн. митрополит 532, 707–708 Владимир (Кириллов), обн. митрополит 418, 421, 441, 500, 503, 708–709 Владимир (Кован или Ковин). обн. архиепископ 526, 532, 709 Владимир (Кучинский), обн. епископ 709–710 Владимир (Пищулин), архимандрит см. Владимир (Пищулин), бывш. обн. епископ, свмч. Владимир (Пищулин), бывш. обн. епископ, свмч. 363, 415, 420, 454, 471, 477, 710–712 Владимир (Путята), обн. архиепископ 712–714 Владимир (Сычев), обн. епископ 714–715 Владимир, епископ Владикавказский 670 Владимир, митрополит Белорусский см. Владимир (Кириллов), обн. митрополит Владимир, митрополит Киевский см. Владимир (Богоявленский) , митрополит, свмч. Владимир, митрополит Московский см. Владимир (Богоявленский) , митрополит, свмч. Вознесенский, преподаватель 454 Вознесенский, проф., 362 Волжин Александр Николаевич, обер-прокурор Св. Синода (30.09.1915–08.1916) 189 Волконский А. М., авт. соч. 97 Воскресенский В. К, обн. протоиерей, член ПЕУ 236, 237 Воскресенский Владимир, обн. петроградский протоиерей 209, 304 Воскресенский Николай, обн. протодиакон 306 Вселенский патриарх 450, 451, 488, 491 Вселенский патриарх см. Василий III. Вселенский патриарх Высокоостровский, осужденный по петроградскому процессу 251 Вышинский Андрей Януарьевич. зам. прокурора и прокурор СССР в 1933–1939 гг. 11, 207

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

486 Лицевой летописный свод XVI века. Русская лето писная история. Кн. 5:1217–1241 гг. М., 2009. С. 16. 487 Лицевой летописный свод XVI века. Русская лет описная история. Кн. 5:1217–1241 гг. М., 2009. С. 91. Можно указать на аналогичный пример из XVI века. Царица Ирина Годунова после кончины в 1598 году своего супруга Феодора Иоанновича, сына Иоанна Грозного и последнего Даниловича, постриглась в монашество с именем Александра, проведя в Новодевичьем монастыре последние дни своей жизни. Но в её уходе из мира, несомненно, были и политические соображения, так как с её уходом становилось более вероятным занятие царского трона её братом, Борисом Годуновым, и в таком случае Русское государство оказывалось в более опытных руках. 488 Филарет архиепископ (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 353. 489 Родословная книга по трем спискам с предисловием с азбучным указателем//Временник Императорского московского общества истории и древностей российских. М., 1851. Кн.10. С. 78. Следует отметить, что при князе Ольгерде в Вильно в 1347 году пострадали мученики Иоанн, Антоний и Евстафий. Святитель Филарет Черниговский , описывая их страдания, говорит, однако, что Ольгерд принял православное крещение раньше (Филарет архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. М., 2008. С. 198). Впрочем, и о его погребении имеются, что он был погребён как язычник (Гудавичус Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 года. М., 1996. С. 146). 491 См. о ней: Филарет архиепископ (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 713–714; Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 64–86; Морозова Л. Затворницы. Миф о великих княгинях. М., 2003. С. 4–26; Она же. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009. С. 452–471. 492 Филарет архиепископ (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 534. 495 ПСРЛ. СПб., 1901. Т. 12. 12. С. 249. Таким же образом поступил Петр I по отношению к своей единокровной сестре и первой супруге.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Аббат Nau показал в 1897 г., что Иисусу Столпнику хроника приписывалась по недоразумению; имя действительного автора неизвестно. Ср. Райт–Ко–ковцев, 55. Duval 178. (А. Б.) — 191. 34 A. Kugener в статье La compilation historique de pseudo–Zacharie le Rheteur, в Revue de l " Orient chretien 1900, отличает Захарию Ритора, автора истории, от Захарии Схоластика, бывшего потом епископом митиленским. DuvaP, 185. (А. Б.) В новейшее время ученые все же склонны отождествлять Захария Ритора с За–харием, православным епископом Митилены. Трудом Захария, так же как и его сирийского продолжателя («Псевдо–Захария»), активно пользовался Евагрий Схоластик, устраняя, естественно, промонофиситские симпатии обоих. См. P. Allen, Zachariah Scholasticus and the Historia Ecclesiastica of Evagrius Scholas–ticus. The Journal of Theological Stuelies, v. 31, 1980, p.471–488 (A. C.) — 191. 35 Против мнения Nau (1896), будто вторая часть истории Иоанна сохранилась буквально в третьей части хроники Дионисия телл–махрского, ср. А. П. Дьяконов, Иоанн ефесский и хроника известная с именем Дионисия телл–махрского. Христ. Чт. 1903, II, 519–614, 818–835 Б.) 192. 36 Иоанну ефесскому посвящена другая обстоятельная монография А. Дьяконова, который, среди прочего, характеризует этого автора так: Иоанн «представлял в себе причудливое сочетание восточной нетерпимости и широкого сознания общехристианской солидарности всех исповеданий и сект». А. П. Дьяконов, Иоанн ефесский и его церковно–исторические труды. Спб. 1908, с.341 С.) 193. 37 Следует отметить еще такого сирийского церковного историка, как Кир батнский. Его труд не дошел до нас, но им активно пользовался Михаил Сириец. «Церковная история» Кира охватывала период с царствования Юсти–на II (565—578) до начала арабских завоеваний (30–е гг. VII в.) и имела также монофиситский характер. Подробно см. А. П. Дьяконов, Кир батнский, сирийский церковный историк VII века. Отд. оттиск из «Христианского Чтения». Спб. 1912. С.)193. 38 По исследованиям аббата Nau и Nöldeke (1896), Дионисию принадлежит лишь так называемая пространная редакция хроники от 582/3 по 835 или 842/3 гг., из которой был напечатан Ассеманием единственный сохранившийся отрывок во II томе Bibliotheca orientalis (1721). Так называемая краткая редакция, до 775 г., по мнению Nau, составлена около этого года Иисусом Столпником. У Ассема–ния, впервые приписавшего эту хронику Дионисию, была дана в извлечениях четвертая часть ее, от Юстина II до 775 г. Сполна издана и переведена на французский язык эта часть ChabotB 1895 г. Полное издание хроники псевдо–Дионисия готовит Guidi. Ср. Райт–Коковцев, 138–143. DuvaP, 193–196 (А. Б.) — 194. 39

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010