haeres. гл. 32 и 36. Следовательно, мнение ο 25-летнем епископстве Петра в Риме с 42 до 67 годы ложно. Послание ап. Павла к Рпмлянам, писанное около 58 года, подает повод думать, что ап. Петра в это время не было в Рпме, см. Рнм.1:15. 869 См. сказание св. епископа Епифания о 12 апостолах, приложенное к началу Богослужебной книгн Апостол. Также примеч. к этой кннге в конпе 1-го послания Петрова, и сказание о Первом н Втором послании св. ап. Петра. 871 Гамалиил – член синедриона иудейского, успел исходатайствовать апостолам свободу цроповеди, говоря своим сочленам об апостолах: «Если предприятие их от людей, оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его» ( Деян.5:34–41 ). Гамалиил принял христианство, и Церковь чтит память его 2 (15) августа. См. ниже о первомученике Стефане. 881 Там же, и истор. Евсев. кн. VI, гл. 14. По мнению св. Златоуста, эти евреи, к которым послание писано, находидись в Иерусалпме и Палестине. В предислов. к беседам на Послан. к Евр. от. 1. 884 См. 46 беседу на Деяния апостольские, от. 3. – В беседе на 2-е послание к Тимофею, от. 2. – Евсев. кн. 2, гд. 25. 897 В 66 беседе на Кн. Бытия. Св. Златоуст в своих словах и беседах очень часто обращался к вел. ап. Петру, особенно Павлу, a паписал в похвалу последнему 7 бесед. В одной из них обращение Рима в христианство прпписывает ап. Павлу. Христ. чт. 1863 года, кн. IV, беседа VII. 899 Sermo 281. В Древн. рус. летописце, часть 2, стр. 170, говорится: «Земля Римская похваляет Петра п Павла». 920 Малакс – протоиерей новильский – жил, как полагают, в XVI веке. Христ. чт. 1861 г. ст. II, ученобогословские исследования, 922 30 ноября в Константинопольской Патриархии совершается торжественная патриаршая лптургия, которая четыре раза в год бывает: в Пасху, Рождество Христово, в Пятидесятницу и 30 ноября, при служении 12 архиереев. Из воспоминаний о Востоке в 9-й беседе 1863 г. 29. 926 В 52 слове, том VI. В этом слове святитель говорит: Τν ωννην κα τον κωβον κλεσεν πο τς κατ το κηρυγμα μεγαλοφωνιας.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Мысль выходца из иудеев, протоирея Александра Меня подтвердил и русский идеолог, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: " Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, га­рантированного им самим фактом рождения, на господствующее по­ложение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной " (Мит­рополит Иоанн. Самодержавие духа. СПБ, 1995.) На распятье Спасителя мира завершилась иудейская богоизбранность, а возродится ли в грядущих веках, о том лишь Бог ведает... О какой богоизбранности можно было говорить, ежели иудеи, избравшие шалом, даже храмы Божии обратили в базары: «...и вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». (МФ. 21:12-13) Разочарование в Иисусе из Назарета Галилейского породило в иудеях ненависть к Сыну Божию, и чернь, вдохновленная первосвященниками, книжниками и фарисеями, безумно вопила римскому прокуратору Понтию Пилату: «...Да будет распят!.. Кровь Его на нас и на детях наших!..». (Мф.27:23, 25) Иудеи, пославшие Христа на распятье, не пожалели и грядущих потомков, обагрив их кровью Царя Небесного... Увы, иудеи, пронесшие Иегову сквозь долгие и тяжкие века, но распявшие Христа и поныне не сотворившие плод покаяния, уподобились засохшей, бесплодной смоковнице, запечатленной в Благой Вести. Увы, некогда богоизбранные, алча земных благ, пренебрегли Царствием Небесным, а посему святые апостолы обратились к язычникам, ибо в христианстве нет различия меж иудеем и эллином, а утверждается любовь и равенство всех перед Законом Божиим. Апостолы Павел и Варнава иудеям «с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам». (Деян.13:46) Вскоре пути иудаизма и христианства враждебно разошлись... Святой Лука, апостол от 70-ти, по преданию написавший иконы Царицы Небесной и первоверховных апостолов Петра и Павла, «...написал также книгу Деяния святых апостолов в 62-63 годах в Риме. (...) В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6-29)» (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/16/...

Но не решается войти. Только Евангелие открывает нам, что Имя, когда оно отдает себя вне книги  (очень немецкая, но возможная лишь на французском игра слов!), может быть лишь лицом, ответом на самую горячую мольбу Первого Завета: Скажи мне твое Имя, покажи мне твое Лицо! Совпадение тайны и кенозиса в любви вписывается уже в сердце божественной жизни, где утверждается другой в Боге: отцовство–сыновство не указывает на иерархическую структуру, но на предельный кенозис, совершенно радостный — Отца, в Его ненавязчивости, самоотречении, дарении себя перед лицом Сына. И внутри тринитарный кенозис Отца продолжается в кенозисе воплотившегося Сына, снова становясь, через само разделение, «сердцем творения», как говорит византийская служба на Рождество Христово. Иисус подтверждает и исповедует свое сыновство в минуты крайней покинутости, в Гефсимании, затем на Голгофе: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Яхочу, но как Ты…» (Мф 26:39). «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27:46). «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23:46). Этот вселенский вопль отчаяния, в действительности, начало хвалебного 21 псалма: «О Тебе хвала моя» (Пс 21:26). Распятие и воскресение, пасха и крест радикально подрывают весь основанный только на логике истории порядок и, конечно, всякий порядок, обоснованный метафизикой. Весьма значимо, что первые христиане, не сомневаясь, отнесли к Иисусу обозначение Имени: это Он — имя, Его лицо открывает имя, вписанное в историю за ее пределами, вписанное за пределами концепций в Слово, которое исцеляет и позволяет вкушать и пить себя в смиренности хлеба и вина. Апостолы, как говорят Деяния (5:41), счастливы, «что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие», они, совершающие возложенную на них миссию «ради имени Его пошли» (3 Ин 1:7). Иисус неоднократно применяет к себе имя «Сущий», открытое у неопалимой купины, Он говорит: «…когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Я есмь Сущий)» (Ин 8:28). Вознесение на крест, высшая степень кенозиса, открывает, в полном отчуждении, собственное имя Бога (как об этом восхитительно, головокружительно писал Андрэ Скрима).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

524 Послание Кирилла, епископа Александрийского, к Несторию об отлучении. § VII//Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С 191–199. 525 Послание Кирилла, епископа Александрийского, к Несторию об отлучении. § VII//Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 199. 535 Последовательное изложение церковных служб и обрядов. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. T. I. – СПб., 1855. 554 Олесницкий И. Символическое учение лютеран о Таинстве Евхаристии и несостоятельность этого учения. – Каменец-Подольск, 1894. С. 45–46. 567 Его же. Третье слово о святых иконах//Приложение к «Православному исповеданию или изложению российской веры Петра Могилы ». – М., 1996. С 169–170. См. об этом подробнее пункт «Непричаствуемость» Божественной сущности в евхаристическом контексте». 585 Его же. Благовестник или толкование на святое Евангелие. В. 2х ч. Ч. И. Евангелие от Иоанна. – М., 1993. С. 365. 587 Его же. Благовестник или толкование на святое Евангелие. В. 2х ч. Ч. II. Евангелие от Иоанна. С. 366. 618 Его же. Беседа о Святых и Страшных Христовых Тайнах, Произнесена была за четыре дня до Рождества Христова. (Гомилия 58). П. 6. П. 7//Беседы (омилии). – М, 1993. Часть III. С. 162. 621 Там же. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности. П. 16. – www.pagez.ru 625 Там же. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности. П. 19. 627 Дунаев А.Г. Православное учение о Евхаристии в контексте паламитских споров. – www.danuvius. orthodoxy.ru/eucharis.htm 628 В этом вопросе он уточнил учение предшествовавших отцов, в частности святителя Григория Нисского , который, по причине отсутствия в его время чётко выраженного богословского различения Божественной сущности и нетварных энергий, говорил о «причаствовании Божественной сущности». (Бирюков Д.С. Св.  Григорий Нисский . Полемика с Евномием//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. T. I. M. – СПб., 2009. С. 321). В своей работе под названием «Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности» святитель Григорий Палама рассматривает целый ряд высказываний святых отцов о приобщении к Божеству и ряд высказываний тех же отцов о непричаствуемости Божеского естества. Разрабатывая учение о нетварных энергиях, Палама утверждает, что между всеми этими высказываниями отцов противоречия нет. См. об этом пункт «Непричаствуемость» Божественной сущности в евхаристическом контексте».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Например, св. Димитрий Ростовский пишет: «Пятый Вселенский Собор был в городе Константинополе, в 553 году, в царствование Юстиниана Великого ... Этот святой Собор довершил и подтвердил деяния святого Собора Халкидонского, проклял ереси, распространившиеся в его время, а именно древние баснословные учения славного учителя пресвитера Оригена , Евагрия и Дидима, которые неразумно учили, что будет конец мукам, ибо Господь, говорили они, щедр и многомилостив, не до конца прогневается ( Пс. 102:8–9 ), забывая в то же время слова евангельские: Идут сии во муку вечную, праведницы же в живот вечный ( Мф.25:46 )» 208 . То же самое мы увидим и обратившись к традиционной иконографии Вселенских Соборов. Так, например, на фресках церкви Рождества Христова в Вифлееме, читаем: «Пятый святой собор 164 епископов состоялся против Несториевых учеников и против Оригена . Ориген учил, что наказание имеет конец. Юстиниан Великий его осудил. Святой собор подтвердил решения предыдущих соборов: Матерь Божия есть Богородица, осудил Нестория, его учеников и Оригена , который утверждал, что мука имеет конец». А вот надпись в церкви Рождества Христова в Арбанаси (Болгария): «Пятый вселенский собор состоялся в Константинополе под руководством Юстиниана Великого , против Оригена , который утверждал, что [гееннская] мука имеет конец» 209 . В Сводном иконописном подлиннике XVIII века Палехской редакции также говорится: «Пятый вселенский собор бысть... на Оригеновы ереси... Сей собор оныя ереси проклятию предаде и утверди от Священного Писания , что будет воскресение мертвым и мука грешникам вечная, а праведным царствие Божие» 210 . Стоит теперь рассмотреть третью точку зрения, согласно которой V Вселенский собор осудил не вообще учение о конечности адских мук и спасении всех, а только версию Оригена . Сторонники этой точки зрения в качестве аргумента указывают на то, что при осуждении апокатастасиса не было упомянуто имя св. Григория Нисского . Из этого делают такой вывод, что есть «плохой апокатастасис» Оригена , осужденный соборно, и есть «хороший апокатастасис» св. Григория Нисского , который осужден не был и, соответственно, вполне приемлем. Такое мнение из западных авторов высказывал, например, Жан Даниэлу 211 , а из православных – митрополит Макарий (Оксиюк) 212 , митрополит Каллист (Уэр) 213 , А.И. Осипов 214 и другие. Идея эта не нова. В древности тоже были прецеденты, когда сторонники учения о конечности адских мук апеллировали к авторитету св. Григория Нисского .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

О расчете Пасхи см., в частности: Grumel V. Chronologie. Paris, 1958. P. 211. Петр (Л’Юилье), архиепископ. Постановления Никейского Собора о совместном праздновании Пасхи и их значение в настоящее время//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1983. 113. С. 251–264. Παιδαγωγας – буквально: детоводительство. Это слово апеллирует, с одной стороны, к ветхозаветному закону, который, по словам апостола Павла, был для нас «детоводитель – παιδαγωγος – ко Христу» (Евр. 3: 24), с другой стороны, к образу Христа-Педагога из сочинения Климента Александрийского «Педагог». Παρεγγρπτοις – буквально: помимо записанных. Весьма редко встречающееся слово: один раз у Псевдо-Плутарха, два раза – у Ливания, один раз – у Григория Назианзина. Малая Азия представляла собой зону распространения различных еретических и апокрифических произведений; так, отсюда на Балканы мигрировали такие апокрифы, как «Вознесение Исаии», «Откровение Варуха» и т.д. Однако, возможно, апокрифические тексты тетрадитами были наследованы с раннехристианских времен. Литературу об апокрифах см.: Мещерская Е.Н., Рождественская М.В, Турилов А.А. Апокрифы//Православная энциклопедия. Т. 3. М. 2001. C. 46–58. Епифаний отмечает, что четыренадесятники увлечены иудейскими баснями и слишком страшатся слов Моисея (Исх. 12). См.: Epiphanius. Contra quartadecimanos. Col. 885 B. Фраза не совсем понятная. Она может свидетельствовать либо о серьезных отличиях иерархического устройства у тетрадитов от ортодоксального, либо о распространении у них апокрифа о царе-священнике Мелхиседеке, по которому под видом Мелхиседека Аврааму явился Сам Христос. Подобные представления были характерны для ряда маргинальных христианских сект. См.: Мещерская Е.Н., Рождественская М.В, Турилов А.А. Апокрифы. С. 52. Вероятно, в этом сказалась архаичность практики тетрадитов: до III в. миропомазанию – «печати дара Духа Святаго» – в ряде общин, прежде всего в Сирии, соответствовало возложение рук, а само помазание елеем являлось подготовлением ко крещению. См.: Manson T.W. Entry into membership of the early Church//Journal of Theological Studies. Vol. 48. 1947. P. 26; Mitchell L.L. Baptismal anointing. London, 1966. P. 30–36; Willis G.G. What was the Earlies Syrian Baptismal Tradition//Studia Evangelica. Vol. 6. 1973. P. 651–654; Мещерская Е.Н. Деяния Иуды Фомы. М., 1990. С. 80–82.

http://pravoslavie.ru/61321.html

Потом в цареградскую церковь , то по вся дни велегласное, Верую во единого Бога, чтение приятся от патриарха Цареградского Тимофея, якоже о том Феодор чтец Цареградской церкве пишет. Паки, из начала во святой Литургии не бе поема песнь сия: Единородный Сыне и Слове Божий 46 , и прочая; в царство же Юстиниана великого от самого того царя та приложися. Паки Георгий Кедрин Цареградец в Синопсии историй пишет, яко в царство Юстиново, иже по великом Юстиниане воцарися 47 , уставися на Литургии пети песнь Херувимская, яже прежде не бе поема. Такожде и во святый великий четверток уставися пети: Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий 48 , еже прежде не бе поемо. Еще сказуют, яко Пречистей Богородице песнь: Честнейшую Херувим: Косма Епископ Маиумский, сверстник Дамаскинов, написа и церквам предаде: а прежде та песнь до Космы Маиумского не бяше. Косма же с Дамаскином бе по седмом сте лет от рождества Христова. Но паки к гаждающим и хулящим новые книги речь обращаю. Аще пременением старых некиих речений в новых книгах веру пременили: убо по вашему мнению глаголати бы, яко и святые Евангелисты, несогласно некая речения и деяния написавшии, пременену между собою сотворили веру. Святой Матфей по осми летех вознесения Христова Евангелие писа 51 ; святой Марк по десяти летех; святой Лука по пятьнадесяти летех; святый Иоанн по тридесяти и двух летех. Смотрим же несходства их в некиих речениях и повествованиях. В молитве Господней Отче наш , Матфей написа: даждь нам днесь 52 ; а Лука написа: подавай нам на всяк день. Матфей глаголет: остави нам долги наша; а Лука глаголет: остави нам грехи наша 53 . Матфей глаголет: яко и мы оставляем; а Лука глаголет: ибо сами оставляем. Матфей глаголет: должником нашим; а Лука глаголет: всякому должнику нашему. Матфей написа: яко твое есть царство и прочая, а Лука того не воспомяну. Зде вопрошаю: пременил ли веру Лука святый, написавый после Матфея молитву Господню иными реченми? еда ли ина бе вера Матфеева, а ина Лукина вера? Паки другое место о послании от Христа Апостолов на проповедь ;.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель ростовский, «златословесный учитель», оставил после себя драгоценное наследие в своих сочинениях. Его сочинения получили широкое распространение в русском обществе. Самым распространённым сочинением св. Димитрия было и есть его Четьи-Минеи, над составлением которых он трудился 20 лет. При составлении их он пользовался великими Четьими-Минеями митрополита Макария, рукописями Симеона Метафраста , русскими прологами и западными сборниками. Этот труд святителя остаётся неподражаемым и считается неоценимым сокровищем нашей православной Церкви. Его поучения на воскресные и праздничные дни, отличающиеся простотой и ясностью, силой и глубиною чувства, сделались также любимой книгой русского народа. Высокими достоинствами отличаются и другие творения св. Димитрия: Руно орошенное, сборник сказаний о чудесах от образа Божией Матери в Ильинском черниговском монастыре с нравоучениями и назидательными примерами. Вопросы и ответы о вере и Зерцало православного исповедания; Летописец, сказующий деяния от начала миробытия до Рождества Христова; Врачество духовное и Алфавит духовный и др. Для истории и обличения раскола имеет важное значение сочинение св. Димитрия под названием: Розыск о брынской вере. В первой части розыска св. Димитрий обличает раскольничьих учителей в том, что они по своему невежеству писали так, что из их слов выходят еретические мнения. Во второй части доказывает ложность разных раскольничьих учений. В третьей части сообщает разные известия из истории раскола. Св. Димитрий писал драматические сочинения религиозного содержания и духовные песнопения. Глава IV. Богослужебно-обрядовая и нравственная жизнь русского народа. Монашество Отличавшая русский народ приверженность к христианскому богослужению неизменно сохранялась в нём при всех переменах в его государственной жизни. Русские люди XVII века с таким же усердием созидали и украшали храмы, благоговейно чтили христианские святыни и ревностно устрояли свою жизнь по церковному чину, как и их предки. Земля русская, разорённая ляхами в смутное время, снова украсилась многочисленными храмами, особенно в городах. В Москве, наиболее пострадавшей от неприятельского нашествия, воздвигнуто было много храмов и часовен. Иностранцы, приезжавшие в Москву, поражались обилием в ней храмов и часовен и звоном многочисленных московских колоколов. Наиболее замечательными памятниками благочестивого усердия наших предков XVII столетия в Москве остались колокольня над церковью св. Иоанна Лествичника , сооружённая в 1600 году Борисом Годуновым и известная под названием «Иван Великий», высотой 46 1 / 2 сажен; Казанский собор, построенный князем Пожарским в 1630 году в память освобождения Москвы от поляков заступничеством Божией Матери; Верхоспасский собор, построенный царём Михаилом Феодоровичем на сенях или наверху царских палат. В этом храме говели и причащались цари, начиная от Михаила Феодоровича и до Петра I, и были крещены их дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1992. - С. 162. прп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1998. - С. 182. прп. Максим Исповедник. Творения. Т. II. М., 1993. - С. 111. прп. Анастасий Синаит. 3 Слова об устроении человека по образу и подобию Божию.//Альфа и Омега 2(20) 1999. - С. 134. прп. Максим Исповедник. Указ. соч. Т. II. - С. 35. св. Ефрем Сирин. Творения. Т. VI. М., 1995. - С. 250. Прп. Григорий Синаит. Творения. М., 1999. - С. 25. прп. Григорий Синаит. Указ. соч. - С. 35. свт. Афанасий Великий. Творения. Т. III. М., 1994. - С. 332. Хайдар Али. Курс лекций по основам ислама. Казань, 1997. - С. 5. Ахмад б. Ханбал. Акида (Символ веры)./Хрестоматия по исламу. М., 1994. 413 ал-Маудуди Абу-ал-Аала. Принципы ислама. М., 1993. - С. 76. св. Мелитон Сардийский. Указ. соч. - С. 535. св. Феофил Антиохийский. 3 книги к Автолику./Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. - С. 153. свт. Софроний Иерусалимский. Слово на Рождество Христово./Проповеди. б.м., б.г., - С. 143. св. Григорий Палама. Указ. соч. Т. I. - С. 164. св. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина. М., 1999. - С. 46. ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. М., 2000. - С. 128. ас-Суйути Джалал ад-Дин. Указ. соч. - С. 155. Ушаков В.Д. Фразеология Корана. М., 1996. - С. 193. ас-Савваф Мухаммад Махмуд. Мусульманская молитва. М., 1994. - С. 62. ал-Бухари Имам Исмаил. Изречения и деяния (хадисы) пророка Мухаммеда. М., 1998. - С. 44. Аль-Хашими Махаммад Али. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне. М., 2000. - С. 27. Аль-Хашими Махаммад Али. Указ. соч. - С. 31. Зину Мухаммад бин Джамиль. Достоинства пророка. М., 2000. - С. 150. Зину Мухаммад бин Джамиль. Указ. соч.- С. 128. ал-Газали Абу Хамид. Избавляющий от заблуждения./Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. - С. 432. ал-Багдади Абд ал-Ка Юрий Максимов 17/11/2001 Смотри также: Интернет-журнал: Образ рая в христианстве и исламе Встреча с Православием: Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама Пресса: Как отреагировал православный и мусульманский Интернет на взрывы в США? Аналитическое обозрение: " Исламский вопрос " - глазами православного традиционалиста

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/og...

Кроме того, блестящий литературный талант великого Иосифа сказался в этом слове с какой-то исключительной силой. В различных творениях преп. Максима Грека излагается то же учение о спасительности жизни и страданий Господа Иисуса, но так как блаж. Максиму приходилось, между прочим, касаться этого вопроса, то тщетно мы стали бы искать в его творениях столь глубокого и всестороннего решения его, как дал Церкви св. Иосиф. Убийцей Христа, - как и большинство отцов, - блаж. Максим считает диавола (2,391). В молитве к Пресвятой Богородице и в песни к Живоначальной Троице блаж. Максим усиленно исповедует спасительность Христовых страстей, не прибегая ни к каким сравнениям; эти слова его могут служить по выражаемому ими чувству блестящей иллюстрацией для учения о спасительной силе сострадающей любви Христа, которая естественно вызывает умиление. В сказании на 18-й псалом блаж. Максим отмечает уничтожение страданиями Господа многообразной идольской прелести и единения человечества во Христе. В этом сказании заслуживает особенного внимания то обстоятельство, что дальше автор говорит о спасительности Спасова крещения и повторяет мысли, выраженные в молитве при великом освящении воды: " Ты стерл еси главу змиеву, дал еси брашно людям ефиопским; главы змиевы глаголя различно лукава деяния богопротивных бесов... сию убо губительную главу его сокрушил есть, крещение принял в струях Иорданских " (3,29). Таким образом, крещение признается спасающим актом, конечно, как подвиг смирения. Эта мысль делает вполне невозможным признание исключительной спасительности смерти Христа, которая спасительна в этом же смысле. Еще более сильное подтверждение взгляда на страдания Христа, как на достоподражаемый пример, находим в слове на Рождество (3,46). " Не праведно убо есть отнюдь мудрствовати о Нем, Егоже всесильному мановению всяческая повинуются, яко за еже не имети Ему ин образ исцеления, его же худое и несильное явися мудрейши всякия премудрости и всякия силы сильнейшее. Но хотя делом увещевати нас смиренная мудрствовати и о самой жизни удобь нерадети и Божественныя любве ничтоже ино мнети выше и лучшее, изволил есть и страдати на кресте и погребен быти, всем желающим яже в будущем благая, предложив Себе образ и указ жития совершеннаго " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010